Проект частушка наша русская
Обновлено: 16.11.2024
В наше время, пожалуй, каждый взрослый человек на вопрос знает ли он, что такое частушка, - ответит утвердительно. Если сам он не помнит ни одной частушки, то, по крайней мере, слышал их в исполнении профессиональных или самодеятельных хоров, известных артистов или безымянных певцов на различных праздниках народной песни.
Одни учёные считают, что частушка родилась ещё в ХVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины прошлого века. Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки, белорусскиескакухи, польские вырвасы, кроковяки.
Это сравнительно новый жанр устного народного творчества. Новизна содержания частушек - отражение в них всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX и XX вв.
Частушка - главный жанр крестьянской лирической поэзии. Мир и взаимоотношение людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека.
Чтобы доказать популярность частушек, необходимо собрать и исследовать материал, который подтверждает, что частушки быстро и ярко подмечают все то, что происходит в стране.
Актуальность нашего исследования связана с недостаточным теоретическим уровнем изученности проблемы в заданном ракурсе, отсутствии работ, связывающих популярность частушек, отражающих особенности общественной жизни людей.
Объект исследования : собранный фольклор (частушки) местных жителей, материалы из архива и школьного музея Инюшинской сельской территории, рассказы старожилов деревни Уроп, сборники деревенской частушки, отобранный материал из сети Интернет, подшивка газет «Клубный репертуар».
Предмет исследования : частушки, отражающие главные события страны, начиная с конца XIX века; гипотеза - почему современные частушки теряют свою популярность.
Цель работы - исследование частушек из разных источников для подтверждения гипотезы.
- Собрать и исследовать материал, касающийся популярности частушек, начиная с конца ХIХ века и заканчивая XXI веком.
- Сопоставить тематику частушек с историческими событиями России.
- Проанализировать собранный материал, доказать на основе сравнительных таблиц возможность исчезновения современной частушки как жанра устного народного творчества в XXI веке.
Для достижения поставленной цели использованы поисковый, проблемный, исследовательский методы. Фактический материал подобран методом сплошной выборки языкового и иллюстративного материала с последующим анализом. При написании работы кроме материалов из архива и собранного фонового материала используется сборник частушек известного собирателя-фольклориста и этнографа Дмитрия Константиновича Зеленина «Песни деревенской молодежи».
Новизна и оригинальность работы заключается в исследовании «живого» фонового и архивных материалов Инюшинской сельской территории, на основании которого делается вывод о судьбе современной частушки в будущем.
Практическая значимость работы - использование материала данного исследования в учебных целях при изучении раздела «Малые жанры фольклора».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений 1,2.
Глава I Отражение главных исторических событий страны в частушках
В словаре С.И. Ожегова значение слова объясняется так: «Произведение устной народной поэзии - четверостишие или двустишие (лирическое или злободневное, шутливое), исполняемое на определенный мотив» [5,762].
Народ быстро подмечает всё то, что происходит в стране. Все недостатки, ошибки быстро воплощаются в частушках. Есть частушки о революции, гражданской войне, коллективизации, мирной жизни. Кому-то правители страны нравятся, кому-то нет. Всё это отражается в частушках.
Проведем исследование, как связана частушка с событиями в России, начиная с конца XIX века. Данное исследование представим в таблице 1, в которой сравним главные исторические события России с количеством частушек по конкретной теме. (Смотри приложение 1).
Данное сравнение позволяет сделать следующий вывод - частушка во все времена актуальна.
Дореволюционная частушка выполняла агитационнуюроль. В ней отразилась тяжелая царская служба, война, длительная разлука с домом, женой, суженой, воплотились мечты о личном счастье.
В революционных частушках звучат имена политических деятелей: В.И.Ленина, А.И.Деникина, А.В.Колчака, отражены важные события - раскулачивание, партизанское движение, борьба между белогвардейцами и красноармейцами.
В 20-30 годы поют о комсомоле, коллективизации, пятилетках, службе в Красной Армии…
В частушках о Великой Отечественной войне проявилось единство личного и общего. Чувство родства оставшихся в тылу и воюющих с фашистами помогло устоять, сохранить уверенность в победе, победить.
В послевоенные годы говорится об утрате исконных устремлений ее героев к «малой родине». Во второй половине 40-50 годов в деревне почти не осталось парней: они не вернулись с войны. С конца 60 годов возникает «проблема невест»: девушки уезжают в город. Деревня стареет.
Время застоя. Поются частушки о Генеральном Секретаре КПСС Л.И.Брежневе, о пустых прилавках в магазинах, партийных работниках, жизни совхозов…
Времена перестройки. Отражено правление Б.Н.Ельцина и М.С.Горбачева. Популярны частушки о А.Б.Чубайсе, Е.А.Гайдаре… Много частушек о рекламах, талонах на продукты питания…
Сегодня популярны частушки о В.В.Путине, Д.А.Медведеве. Народ подмечает деятельность политических деятелей - В.В.Жириновского, С.К.Шойгу, министров и депутатов Государственной Думы, звезд отечественной эстрады. Интернет, реформы, национальные проекты - это неполный список тем, нашедших отражение в частушках.
Одним словом, частушки - своеобразная летопись жизни народа. Вместе с людьми частушка «плакала, смеялась, горевала по погибшим» [3,19].
ГлаваII Как частушки и малые деревни взаимосвязаны друг с другом
Приведем в качестве доказательства исчезновения современной частушки такой аргумент. Учительница русского языка нашей школы Копытова Н.Г. в 1980 году писала курсовую работу. Она записывала частушки у бывалых песенниц. Сохранились черновики собранных припевок. Например, жительница деревни Уроп Баженова Марина Алексеевна в 1913 года рождения напела сразу 147 частушек! Это говорит о том, что в 30-е годы частушка была очень популярным жанром! Наша деревенская певунья Литвинова Мария Кузьминична1937 года рождения вспомнила 84 частушки. А молодые девушки, которым по 20-25 лет, все вместе вспомнили и напели всего 30 частушек. Прослеживается следующее - чем моложе певуньи, тем меньше знают частушек. Это доказывает, что частушки перестают быть актуальны в современном мире.
К вышесказанному добавим данные о влиянии демографической ситуации малых деревень на популярность частушек (данные взяты из архива Инюшинской сельской территории) [1,14].
Представим данный материал в таблице 2.
Название деревни и
Численность населения из года в год уменьшается, и частушка тоже теряет свою значимость.
В нашем районе исчезли такие населенные пункты как Черемшанка, Петровское, Чигирь, Бордовая, Чекмари, Арсениха. На грани исчезновения деревниУроп, Рямовая, Инюшка, Дунай-Ключ… Вместе с исчезнувшими деревнями «умирают» частушки.
Попытаюсь объяснить, почему частушка пользуется большей популярностью в маленькой деревне, чем в посёлке. Во-первых, малочисленная деревня живёт «одной семьёй». Все важные события: праздники, обряды, радость и горе - объединяют людей. Во-вторых, тесное общение пожилых и молодых людей приводит к тому, что молодёжь, волей - неволей запоминают те частушки, которые поются на праздниках. То есть, частушки в малых деревнях передаются из уст в уста, без приложения на то каких-либо усилий.
В больших посёлках и городах население измеряется тысячами, поэтому нет тесной связи между молодёжью и старшим поколением.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что частушка - это энциклопедия деревенской жизни. К сожалению, в современном мире роль частушки стала незначительной.
Глава III Что ожидает современную частушку в XXI веке?
Существует мнение, что частушка как один из видов устного народного творчества, в скором будущем исчезнет. Попробуем доказать данную мысль при помощи таблицы 3, в которой сравним данные и сделаем вывод, как влияют события страны на популярность частушек, начиная с 30 годов XX века. (Смотри приложение 2)
Данное исследование позволяет сделать следующий вывод: популярность частушки c годами исчезает.
Частушка как жанр устного народного творчества постепенно умирает.
В своей работе мы рассмотрели, как реагируют частушки на главные исторические события страны, какая существует связь между частушками и малыми деревнями, доказали гипотезу о будущем современной частушки. Результатом исследовательской работы явилось следующее.
Пик популярности частушек, безусловно, приходится на первую половину XX века. Частушки можно рассматривать как материал для изучения народной жизни. На их примере можно проследить, как общались люди между собой, как называли те или иные явления, понятия, действия, в них отразилась вся история деревни, начиная с XIX века. Частушка человека веселит, заставляет двигаться, выплескивать свои эмоции, шутить.
Какая же веская причина могла привести к тому, что популярность частушки резко снизилась? Исследователь фольклора, этнограф Д.К. Зеленин считает, что самой главной причиной является - появление в деревнях электричества. В новых условиях старинные формы проведения досуга - посиделки, вечерние и праздничные гулянья вытесняются. Кино и радио, затем радиола, магнитофон, транзистор увлекают прежде всего молодежь. Постепенно народ превращается в потребителей «готовой» музыки, в слушателей профессионально исполняемой песни. Гармонь, неизменная спутница частушки, стала не нужна: есть музыка на пластинке, на магнитной ленте.
Время не стоит на месте. Во второй половине XX века появляются видеомагнитофоны, компьютеры, сотовые телефоны. Молодежь уже не испытывает необходимости даже в коллективном прослушивании «готовой» музыки. Каждый слушает то, что его интересует. Урбанизация привела к расколлективизации, а частушки без коллектива немыслимы.
Страна вступила в XXI век - век нанотехнологий. А маленькие деревни продолжают исчезать с географических карт. Частушка звучит реже и реже. Школьникивскользь знакомятся с данным жанром на уроке литературы в 6-7 классах. Можно изредка услышать исполнение частушек с экранов телевизоров в исполнении профессионалов. Очень жаль. Живой, разговорный язык частушек придает им особое поэтическое обаяние. Частушки, «простые, бесхитростные» [3,45] песенки, как будто не прибегают ни к каким художественным приемам, или, как говорил А.М.Горький, они «строятся из чистого языка» [ 3,36]. Именно эта «незаметность» приемов и выводит частушки на уровень подлинной и серьезной поэзии.
Частушка – особый жанр русского фольклора, живое наследие предков
Частушка русская любима народом, её с удовольствием слушают и ещё поют, и пока она жива – жив народ.
В. Богомолов
Введение
С ростом грамотности устное народное творчество стало изменяться. Среди его многочисленных жанров любимым в народе остаётся частушка! Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно- музыкального творчества. Ничего подобного во всей мировой литературе нет! Поэтому и необходимо к ней особое отношение и внимание.
Цель проекта: исследовать частушки как особый тип народной поэзии, доказать значимость частушек для русского народа.
Актуальность: на сегодняшний день фольклор претерпел существенные изменения, уже не создаются былины, исторические песни, сказки, но есть жанры, которые модифицировались, это частушки, они выжили, существуют. Очень важно постоянно фиксировать те примеры, которые есть, так как жанр на грани исчезновения. Необходимо проявлять еще больше внимание молодого поколения к прошлому, уважать прожитую жизнь старшего поколения, учиться у него умению веселиться, достойно скрашивать невзгоды, и на фоне всего этого частушка выступает, как хорошее средство воспитания молодежи.
Гипотеза: частушка – поэтический экспромт, живое наследие предков, отражающее мимолетное переживание человека в данную минуту.
Задачи:
- изучить историю создания и особенности построения частушек;
- произвести комплексный анализ собранных частушек с точки зрения лингвистики и литературоведения: - тематика и содержание, - стиль, тип речи, связь между предложениями, - морфология, - синтаксис, - словообразование, - изобразительно - выразительные средства языка, - рифма и ритм;
- доказать значимость русской частушки для человека.
Предмет исследования: Русские частушки и их виды.
Объект исследования: Поэтическое содержание частушек.
Первое появление частушек как жанра
Частушка – особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, не забываются вечные человеческие темы.
Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались частыми. Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка».
«Частушка», – писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, – выражает один момент, одно мимолетное переживание человека в данную минуту».
В самостоятельный песенный жанр частушки выделяются лишь в 80-е годы XIX в. В 90-е годы XIX в. частушки приводятся во многих газетных и журнальных статьях. Работа по собиранию частушек широко развернулась в самом начале XX в. Из дореволюционных изданий наибольшую ценность представляют «Сборник деревенских частушек» В. И. Симакова (1913) и «Сборник великорусских частушек» Е. Н. Елеонской (1914), в которых публикуется более девяти тысяч частушек, записанных в самых различных губерниях России.
- одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи ещё в XVII-XVIII веках;
- другие исследователи убеждены, что частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины XIX века.
Вторая точка зрения кажется более убедительной прежде всего потому, что литература (и древняя в том числе) использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют, кроме частушки.
- В частушке совсем не отражена отмена крепостного права 1861 г., зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х г.г. XIX в.: русско-турецкая война, русско-японская война, 1-ая русская революция 1905 г.
- В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля 1866 года издания слова «частушка» нет.
Впервые слово «частушка» употребил русский писатель Глеб Иванович Успенский в очерке «Новые народные песни» в 1889 г.;
В русской литературе частушка появляется только в произведениях XX века: в поэме А. А. Блока «Двенадцать», в стихах В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Д. Бедного, А. А. Прокофьева и их современников.
Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила её названием, определяющим её характер или прямо указывающим на место её рождения.
Частушка возникла на стыке между городом и деревней. Первые частушки были записаны в уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, в местах строительных работ, куда стекалось много народу. Именно здесь, на стыке города и деревни, где пришли в самое тесное соприкосновение, столкнулись в известном смысле две противоположные культуры - традиционная фольклорная песня и книжная поэзия, - и возникла частушка. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.
Процесс формирования
Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца 19 в. частушка становится и по созданию, и по бытованию преимущественно женским жанром фольклора.
Классификация частушек
Частушки необычайно разнообразны по своему содержанию. В отличие от традиционных лирических песен, в которых тема семейных отношений занимает центральное место, в частушках эта тема затрагивается сравнительно редко. Частушка – жанр молодежный. Поэтому неудивительно, что главными ее героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.
По своей ритмике частушки разнообразны. Ритм зависит от музыкального наигрыша, под который они исполняются, обусловлен видом пляски, которую они сопровождают.
Содержание исследованных частушек позволяет выделить шесть основных тем:
- Частушки о любви и любовных страданиях.
- Частушки о гармонисте и гармони.
- Частушки о жизни в колхозе и «забавах» молодежи в деревне.
- Частушки на военную тему.
- Частушки о политике.
- Заключительные частушки.
Размеры частушек
Первоначально частушки не имели строго определенного размера. Наряду с четырехстрочными возникали многострочные — в 6, 8, 10 и 12 строк. Затем постепенно стала господствующей четырехстрочная частушка. Интересно отметить, что часть многострочных частушек впоследствии переделалась в четырехстрочные. Исследования показывают, что по своим поэтическим истокам, генетически, частушки наиболее тесно связаны с традиционными народными песнями, и прежде всего - песнями частыми: плясовыми, игровыми и хороводными.
Средства поэтического стиля частушек
Следует заметить, что в частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония, юмористический подтекст. Поэтический синтаксис частушек отличают простота и краткость. В частушках, как и в традиционных песнях, довольно широко употребляются вопросы и обращения.
Отличие частушки от старых лирических песен
Частушки богаты не только бытовым, но и конкретным социально-историческим содержанием. И в этом они существенно отличаются от традиционных лирических песен, которые главное внимание уделяли бытовой тематике. Отличаются частушки от старых лирических песен и по своему основному эмоциональному тону. Если основной эмоциональный тон старых лирических песен был грустный, минорный, то для частушек более характерен тон мажорный. Преобладающее место в них занимают настроения бодрости, активного жизнеутверждения. С особой силой эти мотивы бодрости и жизнеутверждения сказались в частушках плясовых, шуточных и юмористических.
Лингвистический анализ
Частушки – текст, характеризующийся лаконичностью, смысловой законченностью. В основном они состоят из двух осложненных простых предложений:
Паровоз пары пускает,
По дороженьке бежит.
В Красной армии служить.
Изредка из одного предложения:
Мы с подружкой дружно жили
Из окна в окошечко,
Одного вдвоем любили,
Есть тексты, представляющие собой сложноподчиненное предложение
Хорошо гармонь играет,
Если б я играть умела,
Заменила бы его.
Связь между предложениями чаще параллельная, что позволяет сказать о стихотворности частушек. Вторая часть текста (3, 4 строчки) движет текст, конкретизирует первую часть, внося новую информацию. Имеется несколько частушек, в которых первые две строки не связаны по смыслу с остальными.
Они выполняют функцию зачина, так как основное содержание раскрывается в 3 и 4 строчках.
На дубу сидит ворона,
В перестройку посылаю
Основной тип речи – повествование, хотя в некоторых частушках содержится описание или элементы описания внешности или характера лирического героя.
У миленка моего
На носу веснушки.
Напишите про него
Частушки – текст разговорного стиля и предполагают неофициальное общение людей в быту. Лексика частушек многообразна и выразительна. Обилие разговорных и просторечных слов, наличие устойчивых сочетаний, эмоциональность выражений подчеркивают словесную ценность каждой частушки. Тексты частушек насыщены историзмами, разговорными и просторечными словами, образными выражениями, заслуживающими толкования.
Морфологический анализ текстов
Морфологический анализ текстов показал многообразие использованных в частушках частей речи: глаголов ( утекло, решили, любила, исчезло, купить, достать, голодать, объявили, поднимаются… ); местоимений (ко мне, у мово, мому, у нас…); имен существительных ( перестройка, депутаты, народ, магазин, пенсия, здоровье, туристы …); междометий (ох, ой, ах); частиц (только, вон, бы, уж, неужели); полных и кратких прилагательных (узкая, большой, тяжелая, дефицитные, хороши, трудна, глубоку …); наречий ( подскочило невзначай, разденут догола, жили веселее, будет завсегда… ); имен числительных ( на восьмом десятке, двести зрител ей, двадцать лет, сорок пять… ); слов категории состояния (не жалко, не видно, можно, стыдно). Реже используются причастия (голодающий народ, заработанные денежки). Данные части речи показывают на разговорный, эмоциональный текст частушек.
Синтаксический анализ текстов
Синтаксический анализ текстов показал преимущество простых осложненных и сложноподчиненных предложений. Простые предложения осложнены обращениями, однородными членами, вводными словами. По цели высказывания предложения в основном побудительные и повествовательные, реже – вопросительные. Эмоционально окрашенные. Есть предложения с прямой речью, диалог, неполные предложения.
Может, вместе мы возьмемся
И порядок наведем,
Кой с кого за это спросим
И к ответу привлечем.
(простое повествовательное предложение, осложнено вводным словом и однородными членами).
А еще попросим вас
Провести бы газ для нас,
Чтоб деревню все любили,
Из нее не уходили. (сложноподчиненное предложение)
Словообразовательная характеристика частушек
С точки зрения морфемики, можно заметить много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (беленькой, песочек, милёнок, Россиюшка, головушка, Ниночка, икорочка, водичка, корочка, хлебушка, козоньку, перестроечка, детушек, сторонушка, судьбинушка, спинушка , годики , вороненочка, дровишек, прибауточек, коечка, старушкам …); слова с разговорными суффиксами (милка, мужик, старухам, ухажёр…); прилагательные оценочного значения (аккуратненький, тоненький, проклятую, чудесны…).
Выразительные средства языка
Богато используются в частушках выразительные возможности языка. Как было сказано ранее, в частушках много обращений, междометий, частиц, кратких прилагательных, предложений с прямой речью, предложений с однородными членами, которые оживляют частушки.
В магазине все исчезло:
Песок, сахар и мука.
Из-за этой перестройки
Силы нет у мужика. (однородные члены)
Ах, соперница моя,
Из травы не видно.
Кабы стоила меня,
Не было б обидно (обращение, частица)
Ах, бывало, милый спросит:
«Как, Наташенька, дела?»
А теперь я не услышу
Его ласковы слова. (прямая речь)
Кроме того, создавать образы частушечных сюжетов помогают
- сравнения:
Врозь фашисты побежали
Через балки, через рвы.
Словно зайцы, наступали,
Удирали, словно львы.
- эпитеты (в беленькой рубашке, жизнь тяжелая, милая сторонушка, от тяжелого труда, в проклятую войну, годы молодые, милая подруга);
- антитеза:
Мама, чаю, мама, чаю
Из большого чайника.
Я не выйду за простого -
Выйду за начальника.
- олицетворения:
Эх сторонушка родная,
Нас приветливо встречают
Все озера и поля.
- лексический повтор:
Дома строят, дома строят.
Хорошо и дешево.
Хорошо - то хорошо,
Да ничего хорошего.
Ритмическая структура частушки
Своеобразна частушка и по своей ритмической структуре, по организации стиха в ней. Под влиянием литературной поэзии (ее четырехстрочных строф-куплетов) в частушке закрепилась и стала основной четырехстрочная форма. В отличие от традиционной лирической песни, в частушке обязательна рифма. В этом тоже обнаруживается влияние литературной поэзии. В частушках можно встретить самые разнообразные рифмы:
парные
Дровами чтобы не топить,
Надо газ нам проводить.
С газом – свет, тепло, уют
В каждый уголок придут.
перекрёстные
Не тебя ли, гармонист,
Любят все девчоночки!
опоясывающие
Меня милый провожал,
У меня платочек взял;
Как платок я отдала, —
Крепко рученьку пожал.
Однако в подавляющем большинстве случаев рифмуются только четные строки.
Прислал милый письмецо,
«Ох, как скучно без тебя,
Наличие в частушке рифмы в четных строках, с одной стороны, делит ее на две части, подчеркивает ее композиционную двухчастотность, а с другой — объединяет все ее строки в одно ритмически цельное произведение.
В нашей школе среди обучающихся 5-11 классов был проведён опрос о значимости русской частушки в современном обществе. Всего было 72 респондента. Анализируя ответы, выяснено следующее: на первый вопрос
«На ваш взгляд, раньше пели больше или меньше частушек?» (61% - ответили «больше»; 15% - «меньше»; 24% - «затруднились ответить»). На второй вопрос «В вашей семье знают частушки?» (39% - ответили «да»; 25% - «нет»; 36% - «затруднились ответить»). На третий вопрос «Где впервые вы познакомились с этим жанром?» (44% - ответили «в школе»; 32% - « в детском саду»; 24% - «в семье»). На четвёртый вопрос «Как часто вы поёте частушки?» (21% - ответили «редко»; 79% - «никогда»).
Мы видим, что частушка как уникальный жанр русского фольклора, к сожалению, постепенно исчезает, уходит из нашей жизни.
Заключение
Представленный анализ показал богатство содержания, эмоциональную выразительность частушек. Частушки - это не просто тексты. За ними стоят живые исполнители, яркие личности. Их жизненный опыт не должен уйти. Необходимо, чтобы частушки звучали, чтобы не исчез этот уникальный фольклорный жанр. Радоваться и грустить, жить насыщенной жизнью – вот чему учат нас частушки. В них – история нашей страны, рассказанная через лирические переживания наших предков.
Следующая частушка
Руководители: Душаткина Татьяна Петровна музыкальный руководитель, Гордеева Елена Владимировна воспитатель КГБОУ «Алейская специальная общеобразовательная школа-интернат.
Глава I: 1. 1Что такое ЧАСТУШКА?
1.2. История возникновения частушки.
1.3. Частушка на разных этапах развития России
1.4. Известные исполнители ЧАСТУШКИ
1.5. Творчество нашего ансамбля «Говорушечка»
Глава II: Методика работы над проектом: «Частушка наша русская»
2.1 Поисковая работа
2.2 Практическая работа
Список литературы и информационные источники
Приложение: сборник «Частушка наша русская»
Авторы проекта: участники ансамбля «Говорушечка» - ученики КГБОУ «Алейская специальная общеобразовательная школа-интернат».
Руководители: Душаткина Татьяна Петровна музыкалный руководитель, Гордеева Елена Владимировна воспитатель КГБОУ «Алейская специальная общеобразовательная школа-интернат»,
Образовательное учреждение: КГБОУ «Алейская специальная общеобразовательная школа-интернат».
Вид работы: творческий проект.
Название творческого проекта: «Частушка наша русская».
Очень важно, когда молодое поколение приобщается к истокам русской культуры, возрождаются народные традиции, обычаи, праздники, народные песни и частушки. Знакомство с частушками, потешками, прибаутками даёт возможность узнать о жизни наших предков, о культуре России, о её прошлом. Ведь недаром говориться, что без прошлого нет будущего.
Мы, занимаясь, в нашем ансамбле «Говорушечка» очень тесно касаемся темы русского народного творчества: изучаем русские народные игры, танцы, исполняем русские народные песни и конечно же частушки. Именно поэтому мы выбрали тему нашего проекта «Частушка наша русская».
Когда мы начали работу над проектом возникла проблема – мы должны были узнать, откуда же взялась частушка, где её корни? Кто из известных исполнителей пел их и какое место в жизни русских людей занимает частушка.
Актуальность нашей работы видим в том, что она посвящена русскому народному творчеству, а это традиции, обычаи, истоки русской культуры, которые необходимо возрождать и приумножать.
Мы поставили перед собой цель : Изучить историю русской частушки и на основе полученных сведений создать сборник «Частушка наша русская»
Для достижения цели мы поставили задачи:
Разработать план мероприятий по реализации творческого проекта;
Собрать и сочинить частушки;
Изучить историю возникновения частушки, собрать материал о творчестве известных исполнителей;
Раскрыть важность изучаемого вопроса;
Используя информационные технологии оформить все материалы в виде сборника «Частушка наша русская»
Методы работы над проектом: метод изучения материалов; методы систематизации и обобщения изученного материала;
ГЛАВА I
1.1. Что такое ЧАСТУШКА?
ЧАСТУШКА – это уникальный жанр народного творчества. Во всей мировой культуре не найти такого жанра. Частушка проникает в сокровенные мысли и чувства, рассказывает о тех сторонах жизни, которые другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались. Частушка все видит и слышит, все хочет знать и знает. К частушке особое отношение. Тут все и лирика и юмор и задор. А какие неожиданные смысловые обороты…. Недаром поэт Р. Рождественнский писал:
«Бренчит частушка, как медаль, и голову дурманит. Чего б ты от неё не ждал, она тебя обманет.
Частушка всегда создаётся и исполняется на современные темы, факты и события, поэтому они очень разнообразны. Кроме весёлых, плясовых припевок часто встречаются интересные лиричные: казачьи, свадебные, православные, военные. Бывают такие разновидности частушек: куплеты, страдания, нескладехи, припевки. Название «частушка» произошло от слова «частый», так как текст произносится быстро или другими словами, часто. Вот такая она русская частушка – весёлая и грустная, внезапная, искромётная, надрывная, трепетная улыбчивая. Её называют щедрой радостью, звонким чудом, венчают «госпожой частушкой».
1.2. История возникновения частушки
Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной. Частушка появляется только в произведениях 20 века: в стихах Маяковского, Есенина и их современников.
В частушке совсем не отразилось такое важное событие, как отмена крепостного права в 1861 году. Зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х годов 19 века: русско-турецкая, русско-японская войны, первая русская революция 1905 года.
1.3. Частушка на разных этапах развития России
Когда мы приступили к работе над проектом, то обнаружили, что по развитию частушек можно проследить развитие нашей страны, так на разных этапах появлялись: революционные частушки, частушки Великой Отечественной войны, частушки связанные с освоением целины и космоса, перестроечные, антикризисные. А пели эти частушки как простые люди, так и знаменитые артисты.
1. 4. Известные исполнители частушек
Многие исполнители нашей эстрады имели частушки в своём репертуаре, а так же используют их и в наше время. Выдающиеся русские певицы Лидия Русланова, Мария Мордасова - исполнительницы частушек. Эти женщины часто выступали перед солдатами во время Великой отечественной войны, на передовой в короткие минуты затишья. Многие частушки Марии Мордасовой стали классикой, достоянием народа. Когда её спрашивали, как она складывала частушки, то слышали в ответ: «Частушки рождаются сами. Я частушку на частушку как на ниточку вяжу». Известны и современные исполнители частушек– Надежда Бабкина, Надежда Кадышева, семья Заволокиных. Народный артист России Геннадий Заволокин был продолжателем и хранителем многовековой культуры и традиций народного творчества. Созданный им ансамбль «Частушка», пользуется популярностью в России и за рубежом, собирая огромные аудитории благодарной публики. Известная телепередача «Играй гармонь» завоевала любовь многочисленных зрителей.
Глава II: «Методика работы над проектом: «Частушка наша русская»
2.1. Поисковая работа
В процессе поисковой работы был проведён анализ источников из Центральной детской библиотеки, школьной библиотеки. Большую помощь в нашей работе оказали беседы с воспитателями школы: Фроловой Людмилой Ивановной, бывшим воспитателем Шелеповой Ниной Андреевной, бабушками, мамами.
2.2 Практическая работа
Подробно познакомились с историей частушки, с её видами, известными исполнителями, и с жизнью частушки во все времена в России.
План моих действий:
Сбор и сочинение частушек
Подобрать программное обеспечение для создания сборника частушек.
Продумать внешний вид сборника.
Программное обеспечение:
Практическую работу начали с того, что все собранные частушки напечатали в программе WORD , вставили собственные фотографии и картинки по теме из интернета.
Частушка – это наше богатство, это небольшая, но примечательная часть нашей национальной культуры. Это один из способов сохранения народной песни, исторической памяти народа, связи поколений, жителей деревней и городов. Частушка подходит для любой аудитории. Без неё не обходится ни один праздник. Любит её народ. Изучение и исследование нами частушек показало, что они отражают быт, жизненный уклад, обычаи. Занимаясь подборкой и изучением материала, мы получили огромное удовольствие от результата своей работы и планируем продолжить сбор и запись в сборник частушек, а так же их исполнение.
Используемая литература:
Кравцов Н.И., Лазуткин М. Г. Русское народное творчество. Учебник для филологических факультетов. М.: «Высшая школа», 1977-375 с.
Фоменко А.В. Ради жизни на земле. Репертуар сборников для руководителей школ художественной самодеятельности. М.: Просвещение, 1990- 288 с.
Частушки. Составитель Селиванова Ф.М - М.: Современная Россия, 1990- 656 с.
(Сл.1) Здравствуйте, меня зовут Першаева Кристина. Я учусь в Алейской специальной общеобразовательной школе-интернате.
(Сл2) Мы выбрали очень необычную, для современной молодёжи тему проекта «Частушка наша русская». Это связано с тем, что мы очень любим петь, а в последнее время и русские народные песни, а так же частушки.
(Сл3) А началось всё с того, что в нашу школу в сентябре 2015 года пришла музыкальный руководитель Душаткина Татьяна Петровна, с ней мы начали изучать народное творчество, исполнять русские народные песни.
(Сл4) У нас создалась вокальная группа, которая выступала с концертами на школьных мероприятиях. Наши яркие выступления нравились и взрослым и детям. К ноябрю нам присоединилось ещё 14 детей.
(Сл5) Так образовался наш ансамбль «Говорушечка». Занимаясь в ансамбле мы стали собирать частушки у взрослого поколения: наших бабушек, мам, воспитателей. Стали пробовать сочинять частушки сами, но наш руководитель сказала нам, что невозможно сочинять частушки не зная их основ: истории их возникновения, известных исполнителей, их разновидностей.
(Сл6 ) Мы поставили себе цель узнать всё о частушке и на основе этих знаний создать альбом из сочинённых и собранных нами частушек.
(Сл7) Определили задачи и план работы.
(Сл.8) Мы начали свою работу с посещения библиотеки, нашли книги и узнали из них: что же такое частушка. Оказалось – это уникальный жанр народного творчества. Во всей мировой культуре не найти такого жанра.
(Сл9 ) А так же время её возникновения, и выяснилось, что она возникла во второй половине 19 века.
( Сл.10) Очень интересно было узнать о видах частушек: кроме весёлых, плясовых припевок есть лиричные: казачьи, свадебные, православные, военные. Бывают такие разновидности частушек: куплеты, страдания, нескладехи, припевки. Название «частушка» произошло от слова «частый», так как текст произносится быстро или другими словами, часто.
(Сл.11) Мы так же узнали, что частушки исполнялись и в военное время и в эпоху различных важных моментов жизни нашей страны.
(Сл.12) Познакомились с творчеством народных артистов, Лидией Руслановой и Марией Мордасовой.
(Сл.13) Которые выступали с частушками перед солдатами, в короткие минуты затишья.
(Сл. 14 ) Оказалось, что есть и современные исполнители частушек: семья Заволокиных, Надежда Бабкина, Надежда Кадешева и др. артисты.
(Сл.15) Практическая часть оказалась самая сложная: мы собирали и в свободные минутки пытались сочинять частушки, записывали их, потом нужно было их напечатать и оформить сборник, в этом нам помогали наши воспитатели.
(Сл. 16) Мы считаем очень важно, приобщается к истокам русской культуры, возрождать народные традиции, обычаи, праздники, народные песни и частушки. Знакомство с частушками, дало нам возможность узнать о жизни наших предков, о культуре России, о её прошлом. Ведь недаром говориться, что без прошлого нет будущего. Мы получили огромное удовольствие от результата своей работы, а сборник могут читать все желающие. Мы планируем продолжить сбор и запись частушек, а так же их исполнение.
Следующая частушка
Проект подготовлен к VI региональному форуму «Молодежь – фундамент инновационного развития России».
Выполнила: обучающаяся 10 класса Агибалова А.
Следующая частушка
Частушка – особый жанр русского музыкального фольклора. Это маленькие веселые, озорные куплеты самого различного содержания, уместные почти на каждом народном празднике. Куплеты напеваются на несложный, незатейливый, очень ритмичный мотив. Слово частушка происходит от слова «частый», т.е. быстрый. Возникла частушка в России предположительно в конце 60 годов 19 века.
На мой взгляд, знакомство с частушкой может стать одной из ступенек по вхождению в мир музыкального фольклора, приобщению к русской музыкальной культуре, а, следовательно, частичкой патриотического воспитания.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
- музыкальный руководитель
- воспитатели групп
- специалисты, педагоги дополнительного образования
- дети дошкольных групп
- родители
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формировать интерес к русской музыкальной культуре
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- познакомить с особым жанром фольклора – русской частушкой
- воспитывать интерес к русской культуре
- развивать музыкальные способности
- способствовать сплоченности коллектива
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
§формирование интереса к русской музыкальной культуре
- знание образцов особого жанра фольклора – русской частушки
- приобщение к истокам русской культуры
- развитие музыкальных способностей
ВРЕМЯ ДЕЙСВИЯ ПРОЕКТА
Летняя оздоровительная кампания - /июль-август 2012 года/
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
- Изучить специальную литературу по теме проекта
- Довести до участников проекта важность и значимость его цели
- Собрать и систематизировать частушки по разным видам:
- частушки – страдания,
- частушки - топотушки,
- частушки - хохотушки,
- частушки – небылицы
- детские частушки
- Подготовить печатные раздаточные материалы /тексты частушек//см. приложение/
- Составить план работы по реализации проекта
- с детьми
- с педагогами
- с родителями
- Подготовить для выступления на празднике частушки:
- костюмы /рубахи-косоворотки, кушаки, кепки, сарафаны, косынки/,
- атрибуты /макеты балалаек, гармошки, платочки/,
- музыкальные инструменты /деревянные ложки, трещотки, колотушки/
- иллюстрации
- Подобрать музыкальное сопровождение к частушкам /на фортепиано, синтезаторе, в аудиозаписи/.
- Определить формы работы по реализации проекта
- музыкальные занятия /фронтальные и индивидуальные/
- репетиции /индивидуальные и групповые/
- праздник
- конкурс
- наглядность /фоторепортаж/
- консультирование
- составление сценария праздника частушки
- организация конкурса частушек /жюри, оценочная система, подарки/
План работы по реализации проекта
Работа с детьми:
- музыкальные занятия /фронтальные, групповые/ - знакомство с жанром частушки, его особенностями, разновидностями частушек, способами исполнения, времени и местом исполнения частушек, с музыкальными инструментами, сопровождающими исполнение частушек и т.д./
- репетиции: разучивание частушек /подгруппами и индивидуально/
- участие в празднике частушки
- участие в конкурсе частушек
Работа с воспитателями:
- распечатка текстов частушек для работы в группе
- рекомендации по разучиванию частушек в группе
- задания по подготовке костюмов к празднику частушки
- разучивание частушек
Работа со специалистами и педагогами дополнительного образования:
Читайте также: