Любовные частушки 19 века
Обновлено: 16.11.2024
ВНИМАНИЕ. Великий и могучий русский язык во всей красе!
А страна моя родная
расцветает каждый год,
расцветает, расцветает,
и никак не расцветет.
Прощай, скука, прощай, грусть,
я на Фурцевой женюсь,
буду тискать сиськи я
самые марксистския!
Удивили мы Европу,
покорили высоту.
Десять лет лизали жопу,
оказалось, что не ту.
Но народ не унывает,
бодро смотрим мы вперед:
скоро партия родная
нам другую подберет.
Однажды здесь восстал народ
и, став творцом своей судьбы,
извел под корень всех господ,
теперь вокруг одни рабы.
До чего дошла наука!
В небесах летает сука,
прославляет до небес
мать твою КПСС!
Прошла зима, настало лето.
Спасибо партии за это!
Cвет партии согрел нам батареи
теплом обогревательной воды;
а многие отдельные евреи
все время недовольны, как жиды
Кто газеты не читает,
начинает отставать.
Он еще искореняет,
что уже пора внедрять.
А у нас в квартире газ!
А у вас?
А у нас - микрофон!
Во-он!
Если в кране нет воды,
значит, выпили жиды!
Евреи, евреи,
кругом одни евреи!
Глава великой державы,
шагающей в коммунизм,
в строках, что на вид шершавы,
пред Вами падаю ниц.
Спи, Ильич ты мой прекрасный,
баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
в мавзолей твою.
Это что за большевик
лезет к нам на броневик?
Кепку с пуговкою носит,
букву "р" не произносит,
с кверху поднятой рукой,
догадайся, кто такой!
Коммунизма
призрак
по Европе рыскал,
уходил
и вновь
маячил в отдаленьи.
По всему, поэтому (!)
в глуши Симбирска
родился
обыкновенный
мальчик
Ленин.
С неба звездочка упала -
чистая хрусталина.
Мы Хрущева полюбили
как родного Сталина.
Обменяли хулигана
на Луиса Корвалана.
Где б найти такую б. ь,
чтоб на Брежнева сменять?
Это что за бармалей
лезет прямо в мавзолей?
Брови страшные он носит,
букв совсем не произносит.
Кто на это даст ответ,
тот получит десять лет!
Сталин наш любимый,
Сталин дорогой!
Ленин уже умер,
а ты еще живой.
Вышла новая программа:
срать не меньше килограмма.
Жрать дают по двести грамм -
как же высрать килограмм?
Пойдем, милка, погуляем,
на дворе така жара!
Пусть картошку убирают
из Москвы инженера!
К коммунизму мы идем,
птицефермы строятся,
а колхозник видит яйца,
когда в бане моется.
- Догоняем штат Айова!
- Как дела идут?
Х..во!
Сверху молот, снизу серп -
это наш советский герб.
Хочешь - сей, а хочешь - куй:
все равно получишь х.
США достали мы по стали
и надою молока,
а по мясу поотстали -
х.. сломался у быка!
Вражий голос ругает отчизну,
что я мясом стал хуже питаться:
мы так быстро идем к коммунизму,
что скотине за мной не угнаться.
В поле сорная трава
до сих пор не полота.
Скоро, братцы, будем срать
в унитаз из золота!
Мой миленок от тоски
пробил х. м три доски.
Это крепнет год от года
мощь советского народа!
Серебристый лайнер ТУ
развалился на лету,
эта фирма еще ту
выпускает ху. у.
Эх, в Казани, эх, в Рязани
острый ножик точится.
Сделай, Ваня, обрезанье -
мне в Израиль хочется!
Эх, подружка, е-мое,
пропою страдания.
Раньше было бытие,
а потом сознание,
раньше было битие,
а потом признание!
Моя милка - сексапилка
и поклонница минета.
Все мы осуждаем пылко
генерала Пиночета!
А и Б
сидели на трубе.
А упало, Б пропало.
( И служило в КГБ ).
Ой, огурчики, помидорчики!
Сталин Кирова чик-чик
в коридорчике!
Товарищ, верь: взойдет она,
на водку прежняя цена,
и на закуску выйдет скидка -
ушел на пенсию Никитка!
Хорошо, что Ю. Гагарин -
не еврей и не татарин,
не какой-то там чучмек,
а наш советский человек!
А в Америке расизм,
а в ЮАРе геноцид,
а у нас в стране советской
стал евреем прежний жид.
От Москвы до самых до окраин,
с южных гор до северных морей
человек проходит как хозяин,
если он, конечно, не еврей.
Значит, все мы - кровь на рыле -
топай к светлому концу?
ты же, сука, в Израиле
будешь жрать свою мацу!
Ой вы, девки, до свиданья,
уезжаю за кордон,
у меня миленок Ваня,
он по матери Гордон.
В объятьях водки и режима
лежит Россия недвижимо.
И только жид, хоть и дрожит,
но по веревочке бежит!
Играй звончей, кретинка-лира!
ведь смех подумать: навсегда
заключены мы в лагерь мира,
социализма и труда.
Мы понимаем: вас совсем немало,
чтоб триста миллионов погубить!
но мы уверены, что сам товарищ Мао
ей богу, очень, очень хочет жить.
Бывает - проснешься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудится,
но к завтраку это проходит.
С неба звездочка упала,
покатилась в самый низ.
Раньше дроля был мазурик,
а теперя коммунист.
А люди все роптали и роптали,
а люди справедливости хотят:
- Мы в очереди первыми стояли,
а те, кто сзади нас, уже едят!
Им снова объяснил администратор:
- Я вас прошу, уйдите, дорогие!
Те, кто едят, ведь это ж делегаты!
А вы, прошу прощенья, кто такие.
И каждый день приносит тупо,
так что и вправду невтерпеж,
фотографические группы
одних свиноподобных рож.
Как у тяти на кровати
вся простынка розова:
это мы играли с тятей
в Павлика Морозова!
Нет коровки на загоне,
нет телушки во дворе:
потонула в самогоне
наша ресефесере!
Нет покоя у вождей
долгими ночами:
очень трудно всех людей
сделать сволочами!
Когда восторг, триумф, овации,
и сам эфир блаженство пьет,
порочный дух еврейской нации
себя усмешкой выдает.
Следующая частушка
1
Ой, калина-малина,
Откопайте Сталина.
Без Отца и Гения
Ну нету вдохновения.
2
К коммунизму вёл Никита
Нас широкой поступью.
Разгребаем, мать ит-ти-та,
Словоблудья россыпи.
3
Рисовал я Ильича,
Напортачил с профилем.
Перепутал сгоряча
С дядей Варсонофием.
4
Куда катишься Россия -
Коммунистов не спросили.
Без вождя, без Ленина,
Сплошные вожделения.
5
Ох, ребята, не хочу
К Феликсу Эдмундычу.
Из его фактории
Не увижу зори я.
6
Как при нашем Брежневе
Жизнь текла безбрежная.
Тихо, ладно спорилась,
А потом ускорилась.
7
При кремлёвском комбайнере
Пожинаем смех и горе.
Нам бы вместо гласности
Дали бы колбасности.
8
Шёл интеллигент в народ,
Знанья сеял от щедрот.
От любви к словесности
Жгли потом окрестности.
9
Ох, в сенях лежит топор,
Под колодой грабли.
Дали нам голодомор,
Чтоб кишки прослабли.
10
Нам как подмастериям -
Подавай мистерии.
Не горшки мы лепим -
Градус в ложе крепим.
12
Голова у Маленкова
Далеко не бестолкова.
Слушаем Булганина -
Политкаторжаниа.
13
Ходит слава Берии
Тенью по империи.
Казематы, башни,
С барышнями шашни.
14
Почернел иконостас.
Николашка предал нас.
Ох, Святы угодники!
Всё масоны шкодники.
15
Перед кем мы шапку гнули -
До Парижу схолонули.
Все таперича вольны,
Все хозяева страны.
Следующая частушка
Ох, думаю, найдётся нынче человек, если и слышавший, что за жанр такой - частушка, но не знающий хотя бы пары весёлых четверостиший. Да, да! Уходит частушка в прошлое - туда, где с её помощью легко было и несправедливость обличить, и в любви признаться, и погоревать, и порадоваться.
Я уже делилась с вами частушками из книги 1966 года, которая досталась мне от двоюродной тёти, и в конце сегодняшнего разговора дам ссылку на ту первую частушечную статью, а сегодня - все частушки только о любви! А фотографии намеренно отобрала осенние - задожжило у нас, настроение такое, что не грех и частушкой взбодриться.
Всё погода - не погода,
В море ходит синий вал.
Облюбовывал два года,
Краше всех облюбовал.
Облюбовывал - . Кладезь необычных, но ярких слов, усиленных приставками, суффиксами. И всё это исходило от людей, не имеющих особых филологических образований. Всё на чутье!
Я сегодня не обедала
И чаю не пила.
Поутру забаву видела -
Весь день сыта была.
Забава, ягодиночка, залеточка, миленочек - сколько эпитетов для того, кого и женихом-то ещё не назовёшь, и о чувствах прямо не скажешь. Ота как - сыта была, да и думайте, что хотите!
Разругался милый мой
На пятнадцать дён со мной;
Я порассердилася -
С полгода не мирилася.
Порассердилася - как мягко и в то же время с гонором, с уверенностью, что никуда милый не денется!
Я не столько нагуляла,
Сколько начудесила:
Троим голову вскружила,
Семерым повесила.
Ой, здесь просто здорово - обычно сочетание "повесить голову" употребляется от первого лица, а здесь так задиристо от имени девушки. И это "начудесила" - ууух!
До чего ветер додует,
До чего-то дошумит,
До чего моё сердечушко
Доноет, доболит.
До, до, до - бесконечный перелив этой приставки из строчки в строчку задает особый ритм, который в последней строчке прямо-таки уже ударяет болью тоски.
Возьму маленький топорик,
Пойду в темные леса.
Дроле вытешу гребеночку
В русые волоса.
Ой, романтизЬм какой! Мужские частушки-то не уступают девчачьим.
Катится горошинка,
Идёт моя хорошенька.
Катится, катается,
Идёт моя красавица.
А здесь какой переход - первая и третья строчки про горошинку, а вторая и четвертая - про подружку.
Следующая частушка
Свадьба русских (равно и других этносов) представляет собой своеобразную народную пьесу со многими картинами и действующими лицами. Последние призваны играть свои роли на протяжении всего свадебного действа.
Действа эти проходят в реальном пространстве: в конкретном городе, селении, доме, квартирах. Но свадьба – это игра. В народе говорят: играть свадьбу, сыграли свадьбу. Следовательно, реальное пространство, где проходит конкретная свадьба, оказывается игровым, охватывающим события от сватовства, запоя, сговора и до завершения (тушения) свадьбы.
В основе свадебного сюжета лежит своеобразный конфликт двух сторон, одна из которых (сторона жениха) брала себе дополнительные рабочие руки и продолжательницу рода. Сюжет состоит из последовательно развивающихся картин, которые разыгрываются всеми участниками свадьбы в соответствии со свадебным сценарием.
В начале сюжета чётко разведены по принципу «своё» и «чужое» пространства жениха и невесты, представленные домами их родителей. Не случайно в свадебных песнях жениха называют чуж-чуженином. Между названными пространствами размещена нейтральная зона, а именно: дома соседей, улицы, дороги и даже целые селения, где в реальной жизни встречались (встречаются) представители обеих сторон. Задача свадебного сюжета объединить реальные «своё» и «чужое» пространства путём превращения их в одно общее пространство – «своё» для вступивших в брак и их родни.
Действительно, в процессе реализации свадебного сюжета оппозиция «своё – чужое» разрушается, обособленные до свадьбы реальные пространства сливаются в одно игровое пространство, которое после тушения свадьбы становится реальным. И, естественно, возникает вопрос: какое место занимает частушка в свадебной игре и как она связана со свадебным сюжетом?
Проблема бытования частушки на русской свадьбе до сих пор практически не исследована, хотя представляет научный интерес.
Внимание учёных было сосредоточено прежде всего на изучение свадебных обрядов и поэзии XIX – начала ХХ веков, когда традиционная свадьба ещё сохраняла своё лицо.
Такой подход был правомерен и необходим, ибо русская старинная свадьба до недавнего времени принадлежала к числу недостаточно изученных. Трудности же изучения определяются рядом причин.
Во-первых, ощущается нехватка фактического материала, так как многие регионы, к примеру Башкортостан, были слабо охвачены собирательской работой вплоть до 30–60-х годов ХХ столетия.
Во-вторых, имеющиеся материалы хранятся большей частью в местных архивах, которые разбросаны по необъятной территории нашей страны, плохо организованы и описаны, а потому малодоступны исследователям.
В-третьих, на части описаний свадеб 20–80-х годов ушедшего века, находящихся в архивах и опубликованных, лежит печать тенденциозного отношения некоторых исследователей ко всему новому, что появлялось на свадьбе (в том числе и после Октябрьской революции 1917 г.). В частности, так они относились к частушкам, пение которых на свадьбе рассматривалось как акт разрушения последней. Фольклористы, придерживающиеся данной точки зрения, не учитывали, что наряду с разрушением старинной свадьбы имели место и творческие попытки народа приспособить популярные и доступные всем частушки к свадьбе в условиях решительных исторических преобразований и формирования новых общественных отношений в стране. Вот почему ученые не только не фиксировали тексты частушек при записи свадеб, но и даже не упоминали о них.
Однако процесс внедрения частушки в свадьбу был настолько активен, что сведения о нём просочились в описания обрядов, сделанные не посвящёнными в тонкости фольклористических дискуссий студентами, а также на страницы художественных произведений, в фольклористическую и этнографическую литературу.
Её заметили и крупные учёные. Например, И. И. Земцовский в статье «Песенный быт Костромской деревни» пишет, что в «районе издавна были распространены разнообразные частушки: свадебные, масленичные, плясовые». Э. В. Померанцева, анализируя фольклорный материал подмосковного села за 100 лет, также указывает на бытование серии именно свадебных частушек. Аналогично высказывается И. В. Ефремов, изучавший вологодскую свадьбу, Н.П. Колпакова, В.Е. Гусев, Т.М. Акимова, М.М. Шубровская, А.Яшин и другие.
Рассматривая вопрос о влиянии частушки на литературу, В. Бахтин писал, что «всегда частушка там, где речь идёт о свадьбе, о веселье, о пляске. Почти всё описание свадьбы у Фроловых («Страна Муравия») – пересказ частушек и плясовых выкричек».
Обнаруживается определённая последовательность появления частушки в свадебном сюжете. Прежде всего, частушки пели на посиделках, где молодёжь занималась рукоделием и веселилась. Посиделки, как известно, непосредственно в свадебный сюжет не входили. Однако они нередко проводились в домах просватанных девушек, которые должны были вечерами готовить себе приданое с помощью подруг.
На Печоре, занимаясь рукоделием, молодёжь перемежала работу пением песен и частушек, среди которых были и частушки со свадебной тематикой. Затем частушки стали петь в свадебных обрядовых ситуациях, где главную роль играла молодёжь, а именно: на девичнике, во время «плаканья и красования» невесты, когда последняя прощалась «с девичьей волей». По Ефремову, с помощью частушек подруги невесты, продав её жениху и выходя из-за стола, прощались с ней. В Саратовской области их поют на вечере, когда «невеста из девок выписывается».
Следующим актом свадьбы, где появилась частушка, был пир. Так, Н.П. Колпакова отмечала, что во время пира молодёжь пела в сенях под гармонь плясовые частушки и частушки, фиксирующие новые свадебные обычаи. Пожилые же участники свадьбы исполняли старые хоровые песни. Старшее поколение твёрже держалось традиций, долгое время, по свидетельству фольклористов Д.К. Зеленина, Е.Э. Линёвой и других, предвзято относилось к частушкам. Понадобилось несколько десятилетий, чтобы отношение к новому жанру изменилось и чтобы среднее и старшее поколения стали носителями частушек, усвоенных ими в молодости. И теперь, как указывают В.Е. Гусев, Э.В. Померанцева и другие, участники свадебного пира пляшут и поют частушки. Появлению частушек на пиру, видимо, способствовало пение там «озорных» песен типа «Барашечка наш чёрненький», которые сменялись весёлыми припевками.
Позднее частушки стали петь и в других обрядовых ситуациях. Например, в Горьковской области их поют во время сватовства и утром после брачной ночи, когда тёща угощает зятя яичницей (дер. Убежицы Белгородского района), на пропое и сговоре (дер. Хахалы Семёновского и Второе Чёрное Уренского районов), при отъезде к венцу (дер. Теплово Кулебанского района), во время угощения подруг невесты, принёсших постель в дом жениха (дер. Кирилловка Арзамасского района), а в дер. Белое Озеро Майнского района Ульяновской области их поют на второй день после свадебного пира. В Московской области твёрдо бытует обычай ряженых петь специфические частушки, когда они с курицей и петухом в руках идут будить невесту.
По нашим наблюдениям, на русской свадьбе в Башкортостане частушки встречаются во всех отмеченных выше картинах. Много их поётся на пиру и во время поисков «ярки» – невесты после брачной ночи.
Частушки стали проникать на молодёжную часть свадьбы уже в начале ХХ века в связи с возрастающей популярностью жанра и в связи с утратой веры в Бога, а также в магическую силу слова и обряда [2] . По свидетельству И. В. Ефремова, «…и до Октябрьской социалистической революции в Корбаганской свадьбе частушки занимали видное место во время плаканья. Частушки пелись наряду с причитаниями невесты и песнями… И уже в 30-х годах частушки заняли ведущее место во время «плаканья и красования» невесты. С тех пор частушки прочно вошли в обряд, ни одна свадьба не проходила без них».
Информаторы М.А. Зимнянова (68 лет), З.И. Обухова (63 года), А.М. Евсеева (60 лет) из Горьковской области утверждают, что частушки эротического содержания исполнялись на свадьбе до начала 30-х годов ХХ в. На давность распространения частушек на свадьбе указывали также И. И. Земцовский, Н. П. Колпакова в упомянутых выше работах.
В 50–70-х гг. ХХ века частушка укоренилась в свадебном фольклоре, что подтверждается материалами фольклорных экспедиций Стерлитамакского государственного педагогического института, и занимала на свадьбе едва ли не ведущее место. В начале III тысячелетия, как свидетельствуют записи свадеб 2000–2008 гг. преподавателями и студентами Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, частушки, включая двуязычные (не надо забывать, что Республика Башкортостан полиэтнична), лучше других традиционных жанров фольклора сохранились на свадьбах (и не только русских), хотя интерес к ним у молодёжи затухает.
Во всём многообразии распеваемых на свадьбах частушек отчётливо видны две группы: 1) частушки, генетически и тематически связанные со свадьбой, исполнявшиеся в процессе свадебной игры наряду со свадебными причитаниями и песнями; 2) частушки, возникшие и бытующие независимо от свадьбы. На свадебных торжествах их стали петь по аналогии с праздниками в связи с изменением характера свадьбы, превращением последней в весёлое ликование по случаю рождения новой семьи.
Строгой закономерности в отборе текстов частушек второй группы для исполнения на свадьбах нет, хотя усматривается тенденция петь частушки преимущественно любовной тематики или юмористические, позволяющие создать у участников свадьбы весёлое настроение. К примеру:
Кабы знать, кабы знать,
У кого снохой бывать,
Каждый вечер бы ходила
Я капусту поливать.
По аналогии с корильными песнями, бытовавшими на старинной свадьбе, исполняются корильные частушки, объединённые в цикл приёмом единоначатия типа «Уж как (название села) ребята» или «Меня милый изменил» и мелодией. Например, записанные студенткой-дипломницей В.М. Маркиной в Мелеузовском районе РБ в 1971 г.:
Читайте также: