Как петь частушки правильно детям

Обновлено: 16.11.2024

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

от 1 650 ₽ от 410 ₽

Курс повышения квалификации

Частушковедение.

Ура! Вот и появился у нас новый раздел! Частушки - тема интересная, несложная и доступная всем!
И так, знакомимся с сударыней Частушко й.

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) — самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гуляньях, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще — гармони. Под неё нередко и пляшут.
Это лирическая песенка, словесно-музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие события или жизненные ситуации, поэтическая их оценка, то веселая, подчас не без лукавства
Принято считать, что частушка - исконно русский народный жанр, которая провела с нашим народом всю его историю существования. Однако, учены-лингвисты склоняются к тому, что появилась частушка во второй половине 18 века, и как-то сразу полюбилась народу и расползлась по всей территории нашей славной Родины. Единсвтенное место, где ее не принимали, и даже пробовали бороться - Донские земли. Казаки Были категорически против нее, считая ее песенкой некультурных, необразованных крестьян.
Частушки чаще поют под балалайку или гармонь. Но кто нам мешает спеть под гитару?

И так, мы идем на событие? Какое? Например на ДР.
Готовим частушку. Как готовим?
3 этапа:
1. выбрать мелодию и аккомпанимент
2. сочинить
3 обыграть.

1/ Акомпанемент может быть самый разный. От простых "Трех аккордов" до изысков. Я не мастер, так что предлагаю простой вариант:
1. Dm - Am - E - Am
2. D - A-E-A
Играем короткими боями из размера четыре четверти: рок, диско, марш и др. Кто чем богат и умеет пользоваться на данный момент.

2/ Сочиняем
- Выбираем тему. Написание частушки отличается простотой, лаконичностью и юмором. Частушка не требует выских поэтических изысков, витиеватых образова и красивых строк. Она пишется по приницпу :"о чем вижу, о том пою". Быстро, просто, не загружая восприятие зриетля сложными текстами. Мне удобнее слова сразу класть на выбранную мелодию.
Чаще всего рифмуются 2 и 4 строчки, но можно 4 петь "не в кассу" тогда в некоторых случаях будет даже прикольно. В этом случае строчку желательно обыграть эту строчку, сделать перед ней игривую паузу.
- Может быть проигыш (Эх ма, опа. ), а может и не быть. Проигрыш или "зазывалочку" рекомендуется все-таки использовать. Это дает возможность людям подвигаться, расслабиться, переключиться с куплета на куплет. Если такой проигрыш не имеет собственного текста, то можно попросить зрителей подпевать (ухать, пританцовывать, хлопать в ладоши и тд). То есть подключить аудиторию. Такие проигрыши исполнять можно быстрее и подвижнее, чем сам куплет. Если куплетов бесконечно много, то проигрыш выполнит работу связки между ними. Куплет же несколько замедлить, что бы люди могли разобрать слова, уловить юмор песни.
- Последний куплет (или два) следует посвятить своим зрителям. Это могут быть поздравления, слова благодарности, пожелания добра и счастья (или чего душе угодно). Таким образом мы и публику уважим, и подведем наши частушки к логической точки, и закончим номер приятным впечателнием о себе. Кому же может быть не приятно, когда ему (зриетлею) вы поете добрые слова?
- и пару слов о рифме. Принято считать, что рифма - это то без чего стихи не имеют права на существование. Это не так. КТо пишет, уже наверно, замечали что можно обойтись и без нее. Вот то немногое, что хотелось о ней сказать, но как-то забылось на тусовке.
Стихи. Оцениваем рифмы:
"Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ли
Смиряться перед ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть? Забыться. " - слова из монолога Гамлета. Вряд ли кто будет спорить, что Шекспир недостаточно талантлив но рифмой здесь не пахнет. Зато красивый ритм. Ритм куда важнее. И все же рифма, для нас является самым привычным отличием стихов от прозы. Правда? Кто-то не берется писать стихи-песни, потомоу что не дружит с ррифомой. КТО-то рифмует легко, но сам себя считает "рифмоплетом", потому что чувствует: "для настоящих стихов чего-то не хватает",
"Трудно поверить, но рифма, столь привычная для нас черта стихотворения, появилась в мировой поэзии довольно поздно. Древнегреческие "Иллиада" и "Одессея", англосаксонский "Беовульф", финская "Калевала", старофранцуская "Песнь о Ролланде" и многие другие произведения написаны безо всякой рифмы. Одними из первых рифму стали использовать арабские поэту (где-то в 7 веке). Затем эстафету перехватили прованские трубадуры. В их руках рифма зацвела буйным цветом, хотя и не вытеснила нерифмованных стихов.
Классическая русская поэзия вообще началась с рифмы и расставаться с нею не собирается. В то же время многие западные поэты уже давно воротят нос от рифмы, как от чего-то пошлого и банального. " (Цитата из книги Сергея Кария "Оседлать Пегаса или Как писать стихи").
Для чего я тут столько серьезных слов сказала, и даже не поленилась перепечатать из книги? А для того, что бы дать зеленый свет тем, кто не очень дружит с рифмами, а писать хочет. Или хотя бы попробовать. Слышите? Рифма не главное. Попадайте в такт, в ритм куплета. А с чувством ритма у вас у всех порядок. Вы же гитаристы. А гитарный аккампанимент и есть ритм, что не возьмите. И бои, и переборы - это разнообразные ритмы. Так что дерзайте!
Кстати, то что ритм важнее рифмы, это не только про частушки)) Это про стихи и песни вообще)

3 Обыгрываем.
Как нельзя исполнять частушку? Скучно, серо, монотонно. Частушка - это уже самостоятельный маленький праздник. Этот жанр по умолчанию таким является. Цель частушки - развеселить народ, обратиь внимание на какие-то события в мире (в нутри коллектива, в любви, политике и тд). Но прежде всего - нести радость людям. Поэтому, продумывая частушку, помните о том, как Вы будете смотреться с ней.
Обязательные атрибуты для исполнения частушек: улыбка, радость, движение, пританцовывание.
Вспомогательные: яркие краски. Используем энергию цвета для создания дополнительных ярких пятен в образе. Например, это могут быть цветы, ленты, броши, платки, шарвы, элементы народного костюма (если вы оденете народный яркий костюм полностью - будет просто супер! Но не всегда это возможно, к сожалению). Яркие цвета привлекают внимания, и несут в себе дополнительную энергию. Самый беспроигрышный вариант - алые, красные. Взгляды ваших зрителей зацепятся за красный цвет. Это закон природы. Пользуйтесь этим. Вот только прежде чем выходить на публику, попробуйте дома поиграть с цветами. Если у вас есть в задумке надеть что-то красное, попробуйте на соклько вам самим будет с этим цветом комфортно? Многие люди как раз чувствую неуютно себя с красными цветами, видимо, как раз из-за можщной энергии цвета.

4. Исполняем. Классного вам исполнения и интерсной работы над частушкой. Да прибудет с вами творческая сила и радость)))


Варианты окончания частушек (обращение к зрителям):

1. Мой, авторский. Дарю его своим любимым одноклассникам))
А кто слушает частушки, не стесняйся выходи!
Ты бери гитару в руки, с нами заводи!
эх ма опа, песнею зажги!
эх ма опа- радость подари!

А у нас закуска стынет и стаканы на столе!
Поднимаю тост за дружбу и за вас за всех!
эх ма опа! Всех вас обнимаю!
эх ма опа! Счастья вам желаю!

2. Не знаю откуда. Народный наверно. Я его с детсва знаю:
Я пропела вам частушки
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь я вас прошу,
Что бы вы похлопали!

Ниже ссылки на частушки, которые прозвучали в нашей Школе и вдохновили меня на написание своих и подготовке этой теме.
Отдельное спасибо за вдохновение Татьяне Знаменской и Елене (Бад). Русланочке за техническую и моральную поддержку. И конечно же любимой Алене за добрые слова, бесконечную веру в своих учеников и любовь к нам неугомонным))

Пост №2 - Ответ Елены (Бад), после которого я пошла сочинять частушки.

Не знаю, как указать кокретный ролик, ссылку на него не вижу. В этой теме пост №2, Анна Митюхина читает Лигурию. Но До скороговорки, поет собственные частушки. Считаю своим долгом обратить Ваше внимание на них, очень уж там текст хороший. Есть о чем задуматься

Вложение 2937
Ну и напоследок, текст частушек (с комментариями), исполенные мной в финале. Школьные)

А у нас весна настала,
Масленицу в гости ждем!
Приходи блинков нажарим,
Потом чучело зажжем.
Эх ма опа! Мы блинков нажарим.
Эх ма опа! И сами их съедим.----------------- Не в рифму вообще! Зато здесь гнездится юмор. Можно ожидать зрительское одобрение))

Как на тренинге в Москве
Отрывались дружно!
Песни, шутки до зари,
А что еще нам нужно?
Эх ма опа, Америка-Европа.
Эх ма опа. ----------------------- тут было интригующее глубокомысленное молчание

А участники тусовки
Ждут, пока закочу я.
Что б скорей поставить в Чате
Те заветные три Я.
Я! Я! Я!
Ставим Три я, записываемся выступать. ----------------- тут вообще не в рифму и не в такт, зато по существу текущего момента. Зрители понимают о чем я, и хихикают.

Я пропела вам частушки
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь я вас прошу,
что бы вы похлопали.
Хлоп, хлоп, хлопаем в ладоши.
Хлоп. Хлоп. Настроения вам . хорошего! ------ тоже в ритм не уложилась, зато есть повод попрактиковаться с эмоциаональными паузами.

Следующая частушка

Частушка — удивительный фольклорный жанр, короткая русская народная песня, обычно юмористического содержания, передаваемая устно.

Частушка - часть народного фольклора. Являясь малым жанром, она несёт в себе столько задора, веселья, юмора. Иногда задиристая, иногда "с перцем", частушка всегда метко бьёт не в бровь, а прямо в глаз. У частушки есть свой ритм, размер, мотив.

Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.

По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой.

Есть деревенские и городские, простонародные и интеллигентские, взрослые и детские частушки, а тематика их так обширна, что, пожалуй, отражает всю жизнь человека и общества.

Частушки-хохотушки

В зимний вечер как-то раз,

Гости собрались у нас,

Пропоют свои частушки,

Педагоги - высший класс!

Мы - веселые девчата,

Первым делом известим,

Что на празднике сегодня,

Мы скучать вам не дадим

Уж я так устроена,

Петь, плясать настроена,

Один день не попляшу,

На другой с ума схожу

Ты играй повеселее,

Балалайка, три струны,

Подпевайте, кто умеет,

Не стесняйтесь, плясуны!

Я волнуюсь за фигуру,

Я хочу здоровой стать,

И ложусь пораньше спать

Я без песен пропадаю,

С песней я и там, и тут,

Девяносто песен знаю,

Еще дома целый пруд!

Не отдай меня, мамуля,

На чужую сторону,

Не умею печь блины я,

Печку письмами топила,

Не подбрасывала дров,

Все смотрела, как горела,

Моя первая любовь

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем - молодец!

Публикации по теме:

«Ознакомление детей с историей родного города, посредством театрализованной деятельности». Цель занятия: Знать название родного города, его основные достопримечательности: Петропавловская крепость, Зимний Дворец, Медный Всадник,.

Воспитание гражданина и патриота через ознакомление детей с историей России «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задачи первостепенной важности, и нет необходимости.

Авторские частушки «Я частушки пропою про компанию свою», г. Благовещенск. Видео Исполнение авторской частушки для межрегионального конкурса компании (г. Владивосток)"Я частушки пропою про компанию свою", г. Благовещенск.

Конспект урока объединения «КВН». Особенности сценического юмористического жанра Тема: «Особенности сценического юмористического жанра. Репетиционная деятельность» Цель: Осознать место юмора и шутки в КВНе. Задачи: 1.

Мастер-класс для воспитателей «Знакомство с историей и традициями народных подвижных игр с мячом» Как укрепить здоровье ребенка? как научить интересно играть вместе с другими детьми? Часто родители в поисках решения записывают ребенка.

Доклад из опыта работы «Ознакомление дошкольников с историей Кубани» В МБДОУ детский сад №15 я веду работу с детьми по формированию у них представления об истории Кубани. Развиваю познавательные способности.

Педагогический проект «Моя Родина — Россия» (ознакомление старших дошкольников с историей Российского Государства) Педагогический проект "Моя родина - Россия" (ознакомление старших дошкольников с историей Российского Государства) Тип проекта: информационный,.

Презентация «Игры с готовым содержанием и правилами» Презентация "Игры с готовым содержанием и правилами" Игра – ведущая деятельность дошкольников Значение игры для ребенка дошкольного возраста.

Фотоотчет «Просмотр экспозиции картин «Мастера исторического жанра» в доме детского творчества» 11 октября дети старшей группы "Теремок" воспитатель Яровенко Т. В. и "Подготовительной к школе группы "Сказка" воспитатель Пименова Т. Н.

Следующая частушка

2.Чтобы петь частушки, нужно жить в Воронежской или в Житомирской губернии. Если вы живёте в Москве или в Питере- вы плохо подходите для частушек.Если в Мурманске- Мурманск плохо подходит для частушек.

4. Идеальное имя дпя исполнителя частушек- Вашуков с Бандуриным. Если вас зовут Стинг или Аврора- ну куда вы лезете?

5. Не может петь частушки тот, кто не воровал в поле колоски. Кто не занимался сексом в стогу. Кто не бил городских.

6. Если вы воровали колоски, занимались сексом в стогу, били городских, но при этом вас зовут Стинг- вы не можете петь частушки.

10. Чтобы остаться в памяти народной, частушечник должен умереть, попав под лошадь.

Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования

Учитель музыки от 4 800 ₽ от 1 200 ₽ Скрыть

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

от 1 650 ₽ от 410 ₽

Курс профессиональной переподготовки

Следующая частушка

Цель урока: познакомить учащихся с жанром частушка, воспитать интерес к фольклору, формировать этномузыкальную культуру личности, гражданскую и этническую идентичность.

Планируемые результаты

· Умение воспринимать русскую народную музыку и выражать свое отношение к ней;

· Развитие художественного и музыкального вкуса;

· Умение выявлять характерные свойства народной музыки;

· Умение слушать и воспринимать произведения разных видов искусства;

· Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания частушек.

Метапредметные :

· Размышление о многообразии музыкального фольклора России.

· Овладение способностью к реализации творческих замыслов, через понимание целей;

· Решения проблем поискового характера;

· Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

· Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

· Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

· Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

· Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

· Развитие духовно - нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.

Методы этномузыкального образования:

- метод изустного разучивания песни;

- метод погружения в мир бытования песни;

- метод эмоционально-выразительного исполнения песни.

Дидактический материал: презентация, пазлы музыкальных инструментов (балалайка, гармошка, гусли).

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, колонки, музыкальный инструмент (балалайка, гусли или гармошка) и фортепиано.

Тип урока : изучение нового материала

1. Организационный момент.

Приветствие.
У: Здравствуйте ребята, рада приветствовать вас на уроке музыки!

Учитель заранее делит детей на группы.

2. Повторение пройденного материала.

У: Ребята, давайте вспомним, что такое фольклор? (Слайд 1)

Ответы учеников : фольклор – устное народное творчество.

У.: А что значит устное?

Ответы учеников : значит, передавалось из уст в уста.

У.: Отлично!А какие жанры фольклора вы знаете?

Ученики называют пройденные жанры фольклора.

У.: Сегодня в нашу копилку знаний добавится еще один жанр – частушка. (Слайд 2)

У.: Ребята, кто может предположить, что такое частушка?

Учитель выслушивает предположения детей и начинает свой рассказ.

(Слайд 3) Частушки являются короткими рифмованными песнями, как принято комического характера.

Их чаще всего не поют, а выкрикивают. Частушка возникла в середине XIX века. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми».
(Слайд 4) Частушка быстро завоевала огромную популярность и получила повсеместное распространение. Исполнение русских частушек обычно принято дополнять элементами театрализации, а именно - пляской, живой мимикой, широкими жестами.

Для музыкальной речи частушек характерны напевно-речитативные интонации, импровизация на основе определенных ритмических и мелодических оборотов, неожиданные синкопы. По своему мелодическому складу частушки разнообразны: задумчивые, лирические, бытовые, шуточные, юмористические.

У.: Скажите, ребята, а какие инструменты служат аккомпанементом для частушек?

Учитель раздает каждой группе смешанные между собой пазлы трех музыкальных инструментов (балалайки, гармошки и гуслей). Ученики собирают пазлы в группах и называют собранные музыкальные инструменты.

У.: Совершенно верно! Балалайка, гармонь и гусли — это русские народные инструменты, под которые удобно и интересно петь частушки. (Слайд 6)

У: А теперь давайте послушаем, как исполняются частушки.

Ученики смотрят видео исполнения частушек (Слайд 7)

Физкультминутка (Слайд 8)

3.Вокально-хоровая работа.

У.: Вот мы и узнали, что такое частушка, а теперь давайте и сами разучим некоторые частушки! Но для начала нам необходимо распеться.

Учитель и ученики поют распевки под фортепиано (звукоряд от «до» до «до», интервальные распевки, распевка по трезвучиям)

Учитель играет детям на музыкальном инструменте (балалайка, гармошка) аккорды частушки, вместе с учениками разучивает пару частушек. (Слайд 9, 10,11)

1)Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

2)Эх, раз, еще раз,
Мы поклонимся сейчас,
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!

3)Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Интересно тем послушать,
Кто не знает никаких.

4)Эх, подружка дорогая,
Про нас знает весь народ.
Без тебя никто не спляшет,
Без меня — не запоет.

5)Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

У.: Ребята, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке?

У.: Что же такое частушка?

У.: В сопровождении каких инструментов исполняют частушки?э

5. Домашнее задание. (Слайд 12)

У.: Ребята, а дома вам нужно будет самим придумать частушки о школе, а на следующий урок мы с вами их споем.

Ученики записывают домашнее задание в дневник. Звенит звонок и учитель прощается с классом до следующего занятия.

Урок разработала учитель музыки
МБОУ СОШ №24
Теплякова Анастасия Дмитриевна

К уроку прилагается презентация
«Частушки» урок музыки в 3 классе.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Скрыть
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Читайте также: