Исторические песни частушки предания

Обновлено: 23.11.2024

К какому виду/жанру народных песен относится эта песня?

Вдоль по улице метелица метет,
За метелицей мой миленький идет;
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

На твою ли на приятну красоту,
На твое ли что на белое лицо.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

Красота твоя с ума меня свела,
Иссушила добра-молодца меня.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

Следующая частушка

Словарь:
Лирическая песня — песня, раскрывающая мироощущение народа путем непосредственного выражения его чувств, мыслей, впечатлений, настроений.
Историческая песня — песня, посвящённая конкретным событиям и реальным лицам русской истории.
Частушка — короткие, рифмованные песенки исполняющиеся под один напев.

  1. Русский народ жил вместе с песней.
  2. Виды народной песни: обрядовые, лирические, эпические, лиро-эпические.
  3. Лирические песни раскрывают внутренний мир человека: любовь, семья и пр.
  4. Исторические песни отразили историю, запечатлели некоторых исторических лиц и их оценку народом.
  5. Частушки — поздний лирический жанр, который быстро вошел в жизнь народа, охватив все основные темы и проблемы.

в разработке

в разработке

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Следующая частушка

Урок 2: Лирические, исторические песни.
Частушки как малый песенный жанр.
Содержание урока:
Поэтика и содержание лирических, исторических песен. Отражение жизни народа в народной песне. Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
План урока:
1. Постановка целей и задач.
2. Основное содержание:
– Русский народ и песня.
– Виды народной песни.
– Лирические песни
– Исторические песни
– Частушки.
3. Основные выводы.
4. Разбор тренировочного и контрольного задания.
Для успешного обучения необходимо освоить все элементы содержания, особое внимание уделить содержанию и поэтике жанров: лирическая песня, историческая песня, частушка.
На этом уроке вы
– повторите, чем отличаются обрядовые, лирические, эпические народные песни,
– узнаете художественные особенности лирических, исторических песен и частушек;
– научитесь и сможете самостоятельно определять вид народной песни и её основные художественные черты.
Словарь:
Лирическая песня – песня, раскрывающая мироощущение народа путем непосредственного выражения его чувств, мыслей, впечатлений, настроений.
Историческая песня – песня, посвящённая конкретным событиям и реальным лицам русской истории.
Частушка – короткие, рифмованные песенки исполняющиеся под один напев.

Основное содержание урока
(изложено в презентации к уроку)
«Покажите мне народ, у которого было бы больше песен. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек. Все дорожное: дворянство и недворянство – летит под песни ямщиков…» – из «Петербургских записок» Николая Васильевича Гоголя.
У славян много песен. Посмотрите на схему и постарайтесь запомнить представленную классификацию жанров народной поэзии:

Обрядовые песни – это песни заклинания, обращенные к силам природы. Обрядовые песни исполнялись только в определенные моменты календарного цикла или жизни человека (рождение, свадьба, смерть).
Лирические песни
Главное назначение лирических песен – раскрыть мироощущение народа путем непосредственного выражения его чувств, мыслей, впечатлений, настроений.
Лирические песни знал любой человек и исполнял их в минуты радости или печали.
Существовали песни сольные и многоголосые (хоровые).
Прочитайте и послушайте лирическую песню «Уж ты, ночка, ты, ноченька, темная».
Уж ты, ночка, ты, ноченька темная,
Ты, темная ночка, осенняя!
Нет у ноченьки светлого месяца,
Светлого месяца, ни частых звездочек!
Нет у девицы родного батюшки,
Нет ни батюшки, нет ни матушки,
Нет ни братца, ни родной сестры,
Нет ни рода, нет ни племени!
Уж как был-то у ней мил-сердечный друг,
Да и тот теперь далеко живет.
Эта медленная, протяжная лирическая песня отражает одиночество девушки-сироты, которая лишилась жениха. Причина расставания не названа, но она и не важна – песня раскрывает внутренне состояние девушки.
Художественные особенности у всех народных лирических песен схожи:
1) часто в них переживания человека даются через сопоставление с миром природы – такой прием называется параллелизм;
2) во всех песнях используются устойчивые эпитеты. В этой песне – «ночка темная», «светлый месяц», «частые звёзды», «родной батюшка», «мил-сердечный друг»;
3) обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов (ноченька, звездочки, батюшка, матушка, братец) роднит лирическую песню с причитаниями и свидетельствует о происхождении лирической песни из обрядовой.
Исторические песни
Историческая песня говорит о действительно живших людях и о реальных событиях, но в том виде, как их воспринял и понял народ:
– монголо-татарское иго,
– правление Ивана Грозного,
– смутное время,
– петровское время,
– песни о войне 1812 года,
– песни о крестьянских героях: Ермаке, Степане Разине, Пугачёве.
В этих песнях есть и лирическое и эпическое начало, то есть они и рассказывают о событии и отражают переживания героев.
Художественное своеобразие исторической песни:
– Конкретные исторические персонажи: Иван Грозный, Ермак, Разин, Пётр I, Пугачев, Суворов, Кутузов.
– В основе сюжета – 1 эпизод;
– Обращение.
– Часто – форма монолога или диалога.
Прочитаем и проанализируем песню «Ты, звезда ли моя, звездочка». Постарайтесь найти в ней черты, характерные для исторической песни:
Ты, звезда ли моя, звездочка,
Высоко ты, звездочка, восходила, —
Выше леса, выше тёмного,
Выше садика зелёного.
Становилась та звёздочка,
Над воротами решётчатыми.
Как во темнице, во тюремнице
Сидел добрый молодец,
Добрый молодец Емельян Пугачёв.
Он по темнице похаживает,
Кандалами побрякивает:
«Кандалы мои, кандалики,
Кандалы мои тяжёлые!
По ком вы, кандалики, доставалися?
Доставались мне кандалики,
Доставались мне тяжёлые
Не по тятеньке, не по маменьке –
За походы удалые, за житьё свободное!»
Песня рисует образ Пугачева, в ней выразилось переживание народа за разбойника. Песня поется как повествовательная от 3 лица, но в нее включен внутренний диалог Пугачева с самим собой – так соединилось эпическое и лирическое.
В исторических песнях отображалось народное историческое сознание. В этой песне мы видим сочувственное отношение народа к разбойнику.
Частушки
Во второй половине 19 века в на русском севере появились частушки – коротенькие рифмованные лирические песенки.
Эти чрезвычайно динамичные с искрометным юмором песенки быстро стали популярными в народе. Ежедневно рождалось и умирало сотни частушек. Этот жанр очень импровизационный – частушку могли сложить и спеть на ходу по случаю всего один раз.
Частушки пелись на любые темы, но главной была, конечно, любовь. Молодые люди, собираясь вечерами, через частушки выражали свои симпатии и антипатии друг к другу, признавались в любви, ругали за измены, говорили о своем горе, о надеждах.
В сложные для народа времена появлялись остро социальные и политические частушки.
Художественное своеобразие:
– Короткие, рифмованные песенки, исполняющиеся под один напев.
– Чаще – от 1-го лица.
– Присутствует шутка, ирония.
– Сильна импровизация.
– Чаще 4-х строчные.
– Темы: любовные, семейные, социальные, политические…
Определите, какие характерные черты жанра явлены в этих частушках:
Едет милый по базару,
Всем он улыбается.
Оказалось – зубы вставил,
Рот не закрывается.
Не ругай меня, маманя,
Не ругай так грозно.
Ты сама была такая —
Приходила поздно.
В народных песнях отражены все стороны народной жизни: миропонимание, труд на земле, история, личные переживания, беды и радости. А.С. Пушкин утверждает: народ существует как духовная личность, как единая семья до тех пор, пока в нем жива песня.

Основные выводы
1. Русский народ жил вместе с песней.
2. Виды народной песни: обрядовые, лирические, эпические, лиро-эпические.
3. Лирические песни раскрывают внутренний мир человека: любовь, семья и пр.
4. Исторические песни отразили историю, запечатлели некоторых исторических лиц и их оценку народом.
5. Частушки – поздний лирический жанр, который быстро вошел в жизнь народа, охватив все основные темы и проблемы.
Литература
1. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5 изд. — М.: Просвещение, 2017.
2. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.В. Беляева. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2017.
3. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник. (Любое издание.)

Народные песни можно разделить на обрядовые, лирические, эпические.
Каждый вид имеет свои характерные признаки. Отнесите признаки песни
к тому или иному виду.

Следующая частушка

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока и карточки для самостоятельной работы к уроку литературы в 8 классе.

ВложениеРазмер
УНТ. Частушки и предания. 2.84 МБ
Конспект урока 26.27 КБ
Карточки для СР 16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предание как исторический жанр народной прозы К уроку литературы в 8 классе. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Работа по карточкам (3 варианта)

Частушки Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Есть ли какая-то связь слова «частушка» со словами часто, частить ?

«Сибирские летописи» (предания) п овести о завоевании Сибири Ермаком ; литературно обработанные воспоминания самих казаков – участников похода или их потомков. Повести эти начинались с «Написания», которое было составлено казаками в 1623 году. И оказались в руках у составителя первой Сибирской летописи в 1620-х годах при сибирском архиепископе Киприане . Первый архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан ( Старорусенников )

Предание « О покорении Сибири Ермаком» Выразительное чтение предания (с.14-16). Каким народ представляет себе Ермака? Василий Суриков «Покорение Сибири Ермаком», 1895

К эпохе чьего царствования относится это предание? Уверены ли рассказчики, что говорят правду? (Подтвердите примерами). К ак проявляется в предании отношение народа к Ермаку?

Предание «О Пугачёве» Чтение предания «О Пугачёве» (с. 13 учебника). Что вы знаете о Пугачёве , о восстании под его предводитель­ством?

Ч то вы узнали нового о Пугачёве из предания? К аким народ представляет себе Пугачёва? Ч то общего в исторических песнях и предании о Пугачёве? В чём вы заметили разницу между исторической песней и преданием о Пугачёве?

Художественные особенности предания на­личие диалогов; сочетание реалистичных деталей с полусказочными образами: «итальянская барышня», «княгиня», «оборотни казаки»; л ексика предания приземлённая: «сошёлся», «скинула», «выпивка», «водка», «набегался», «народился»; обороты разговорной речи, разговорные частицы: «Пугачёв- то был- то был», «в конце- то концов», « ну вот », « мол », достоверность, которая подчёркивается: « это всё точно было ».

Итоги Какой из текстов преданий вам понравился больше? В чём сходство и различие преданий и народных сказок?

Домашнее задание Работа с пособием «Читаем, думаем, спорим. » Чтение преданий «П ё тр и плотник», «Царь Пётр и солдат». Подготовить пересказ предания «О покорении С ибири Е рмаком», включив характерную для этого предания лексику. В спомнить произведения из древнерусской литературы по предыдущим классам

Предварительный просмотр:

Устное народное творчество.

Урок 3. Частушки и предания. Предания «О покорении Сибири Ермаком» и «О Пугачёве». Предания как исторический жанр русской народной прозы.

  1. Отметить своеобразие жанра частушек.
  2. Познакомить учащихся с преданиями о Пугачёве и Ермаке;
  3. Повторить исторические песни о Пугачёве.
  4. Уметь определять жанр произведения.
  5. Развивать умения выразительного чтения и анализа произведения.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Работа по карточкам (см. Приложение)- 6 уч-ся работают самостоятельно.
  2. Работа по теме «Частушки» (по материалу учебника, с. 11–12).

– Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?

– Как в частушках отражается время?

Р/р. Есть ли какая-то связь слова «частушка» со словами часто, частить ?

(6 уч-ся, работающих по карточкам, сдают работы.)

  1. Исполнение учащимися собственных частушек + фонохрестоматия.

III. Изучение новой темы.

Название "предание" точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению.

2. Вступительное слово учителя (или подготовленного ученика) по новой теме.

- Что вы знаете о Ермаке?

Повести о завоевании Сибири Ермаком, известные в науке под названием «Сибирские летописи» (предания) , представляют собой литературно обработанные воспоминания самих казаков – участников похода или их потомков. Повести эти начинались с «Написания», которое было составлено казаками в 1623 году. И оказались в руках у составителя первой Сибирской летописи в 1620-х годах при сибирском архиепископе Киприане (Старорусенникове) . Однако последующие официальные повествователи (а их было несколько) не могли полностью устранить основной тенденции казачьего «Написания»: казаки во главе с Ермаком по собственной инициативе завоевали Сибирь, силой вынудили Строгановых снабдить их всем необходимым и добровольно отдали Сибирь Русскому государству. Последующие повествователи-составители Есиповской и Строгановской летописи расцветили первоначально простые рассказы пышной фразеологией и народную идеализацию Ермака изменили в церковном духе.

  1. Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» (с. 14–16 учебника) под фонохрестоматию+ видео.
  2. Беседа по тексту.

- К эпохе чьего царствования относится это предание? (Ивана Грозного)

– Каким народ представляет себе Ермака? (Ермак представляется народу гордым, свободолюбивым, сильным человеком.)

– Уверены ли рассказчики, что говорят правду? (Подтвердите примерами.)

- Как проявляется в предании отношение народа к Ермаку? (Он советуется в делах со своими товарищами, казаки уважают и любят своего атамана, прислушиваются к его мнению.)

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории».

  1. Рассматривание иллюстрации В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», 1895.

- Что изображено на картине?

- Каковы ваши первые впечатления от её просмотра?

– Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?

  1. Слово учителя (или подготовленного ученика) о литературе второй половины XVIII века.

- Что вы знаете о Пугачёве, о восстании под его предводительством? (ответы уч-ся)

С 60-х годов открывается новый период в истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. К тому времени резко углубились политические и социальные противоречия в жизни страны. Усиление эксплуатации заводских, государственных и помещичьих крестьян вызвало бурный подъём крестьянского движения. В 1773–1775 гг. крестьянская война под предводительством Пугачёва грозила привести дворянско-самодержавную империю «на самый край конечного разрушения и гибели» (Фонвизин). Жестокая расправа с восставшим народом (так, в 1775 году Емельян Пугачёв был казнён) на время приглушила крестьянское движение, но уже вскоре волнения в деревнях вспыхивают снова, а в 1796–1797 гг. вызывают опасные повторения «пугачёвщины».

Настроения народных масс находят непосредственное выражение в произведениях «низовой», рукописной, народно-демократической сатиры и публицистики («Плач холопов», указы, манифесты и воззвания Пугачёва, «Челобитная к богу от крымских солдат», «Жалостное сказание», стихи беглого крепостного В.В. Подзорова). Сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в подобных произведениях пробивается нередко подлинная сила народного гнева: уже А.С. Пушкин оценил одно из воззваний Пугачёва как «удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного».

– Вспомните, какие исторические песни о Пугачёве вам известны. («Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».)

– Какое отношение к Пугачёву передают эти исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие литературные приёмы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

В документальных источниках не выражено отношение к Пугачёву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют. Отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего, бродяжничал, совершил побег из тюрьмы, поднял восстание.

10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке.

  1. Чтение предания «О Пугачёве» (с. 13 учебника).

- Что вы узнали нового о Пугачёве из предания?

- Каким народ представляет себе Пугачёва? (Добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красное солнышко. Был под именем Петра 3, Екатерина отдаёт престол; того, кто ему помогал, полковником сделала, кто отказал – голову отрубила. Пугачева народ представляет как простого человека, жертву дворцового переворота, а историю, произошедшую с ним, как правдивую («Это всё точно было»). Народ любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость .)

- Что общего в исторических песнях и предании о Пугачёве? (Общий герой, общее отношение к нему и событиям, связанным с его именем, как к реально существовавшим.)

- В чём вы заметили разницу между исторической песней и преданием о Пугачёве? ( Предание «О Пугачёве» напоминает обычный бытовой рассказ, он лишён ритма, присущего народной песне, включает диалоги. Предание, скорее всего, более вариативно: при передаче его из уст в уста, из поколения в поколение произошло столько дополнений и изменений текста, что потеряна логика событий, предание представляет собой набор отрывочных и часто противоречащих друг другу сведений.)

Читайте также: