Доклад на тему частушки

Обновлено: 03.05.2024

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый распространеный ныне вид, или жанр, устного народного творчества.

Происхождение частушки

Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения.

Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - ее художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчонка боевая. ", "Я по берегу ходила. "). Как и в песне, в частушке чувствам человека соответствует и состояние природы - этот прием называется психологическим параллелизмом.

Вместе с тем частушка близка и к литературе. В старинных песнях точное соблюдение размера и определенная последовательность рифм встречаются очень редко, частушке же они свойственны с самого начала. Частушечная четырехстрочная форма похожа на литературную строфу, куплет. Словом, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества.

Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше.

Первые частушки нередко являлись строфами песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время возобладали шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные. Получилась удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.

В первой половине XIX столетия на Руси появилась гармоника, как бы специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша. Каждая песня имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково. Частушечных мелодий насчитывается очень немного.

О чем она, частушка?

Частушка - песенка молодежи. Поэтому ее основным содержанием являются отношения между молодыми людьми. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залетка. Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство.

В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война. Красные и белые насмерть сражаются за свои идеи. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своем, о своей короткой молодости и любви.

В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое "яблочко".

Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим - нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается. А потом попал в частушки и Сталин.

Частушка времен Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжелом труде.

Частушка в наши дни

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки. Раньше было: "Без лучины, без огня зажег сердечко у меня", сегодня поют: "Без бензина, без огня. ".

В отличие от песни частушка переделывается легко.

Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю XX столетия. А не собирали их потому что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.

Поют частушки и школьники.

Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц: "На березовой осине рукавица расцвела. " - не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?

Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, молодежные песенки, но чем-то и отличающиеся от частушки - напевом, особым настроением, зачинами.

Еще один вид, родственный частушке, - двустрочные "страдания" (на Руси "страдать" означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России.

Бывает, частушки поют в ответ ("на отпев"), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи. Для песенок, которые по имени постоянной героини носят название "Семеновна", такое сближение отдельных строф - почти правило.

Эх, Семеновна, ты мне нравишься,

Поцелуй меня, ты не отравишься.

Поцеловалася, не отравилася,

Любовью Сениной я заразилася.

Постепенно в подражание крестьянской стала складываться и городская частушка. Город - не деревня, где частушка постоянно звучала на улице, на гулянках. Городские частушки часто пересказывают, чем поют. Они и форму свою деревенскую постепенно утрачивают: пропадают зачины, связанные с крестьянским бытом, постоянные эпитеты. Можно сказать, что в городе частушка превратилась просто в эпиграмму, веселый задиристый стишок.

Следующая частушка

Само название «частушка» придумал писатель Глеб Успенский, чтобы как-то назвать новый — поздний — жанр русского музыкального фольклора. Исследователи считают, что он появился в 60−70-е годы XIX века. Название подчеркивало связь между новым жанром и плясовыми песнями, которые во многих местностях называли «частыми». У частушек и плясовых были схожие мелодии и интонации.

Рождение нового жанра тесно связано с вхождением в русскую культуру гармони. Этот инструмент пришел из Германии — тоже примерно в 60-е годы XIX века — и очень быстро завоевал популярность в народе.

Классические частушки обладают определенными чертами. Во-первых, их поют под музыку: под гармонь или балалайку. Иногда частушки исполняют под так называемый «язык» — сымитированный голосом музыкальный наигрыш. Во-вторых, жанр подразумевает некое соревнование. Чаще всего — певца и гармониста, а иногда — двух певцов. В итоге получается своеобразный частушечный диалог. В-третьих, исполнение сопровождается приплясыванием. Поэтому частушка — это интересный синтетический жанр, в котором соединяются инструментальная игра, пение и танец. Ну и, наконец, частушки основаны на импровизации. Почему они так популярны и любимы? Потому что тексты создаются буквально на глазах слушателей и часто посвящены злободневным событиям.

Частушки долго адаптировались к местным традициям. Они постепенно впитали черты протяжных песен, причитаний, разных обрядовых жанров. Общерусские частушки — быстрые, исполнялись под инструмент, с приплясом, пелись соло. Это, например, «Барыня», «Семеновна», «Сербиянка», позаимствовавшие названия у инструментальных наигрышей. Родился и специфический жанр «страданий» — это локальный вариант частушек. Их можно было услышать повсюду в России, но в каждой местности они имели особенное звучание. Под них не плясали, но иногда исполнители могли идти с такими частушками по деревне — и их называли «проходочки», «проходные». Тексты таких «страданий» были посвящены прежде всего любовным переживаниям:

Я люблю тебя, милёночек,
За губки алые,
Только ты меня не любишь
За глаза лукавые.

Поскольку частушки пели, импровизируя, то сами исполнители, как правило, и становились их авторами. Часто удачные словесные находки подхватывали и другие частушечники.

Многие знаменитые композиторы использовали напевки этого жанра в своем творчестве. Например, Родион Щедрин написал целый симфонический цикл «Озорные частушки». Они звучали и в его первой опере — «Не только любовь».

Само название «частушка» придумал писатель Глеб Успенский, чтобы как-то назвать новый — поздний — жанр русского музыкального фольклора. Исследователи считают, что он появился в 60−70-е годы XIX века. Название подчеркивало связь между новым жанром и плясовыми песнями, которые во многих местностях называли «частыми». У частушек и плясовых были схожие мелодии и интонации.

Рождение нового жанра тесно связано с вхождением в русскую культуру гармони. Этот инструмент пришел из Германии — тоже примерно в 60-е годы XIX века — и очень быстро завоевал популярность в народе.

Классические частушки обладают определенными чертами. Во-первых, их поют под музыку: под гармонь или балалайку. Иногда частушки исполняют под так называемый «язык» — сымитированный голосом музыкальный наигрыш. Во-вторых, жанр подразумевает некое соревнование. Чаще всего — певца и гармониста, а иногда — двух певцов. В итоге получается своеобразный частушечный диалог. В-третьих, исполнение сопровождается приплясыванием. Поэтому частушка — это интересный синтетический жанр, в котором соединяются инструментальная игра, пение и танец. Ну и, наконец, частушки основаны на импровизации. Почему они так популярны и любимы? Потому что тексты создаются буквально на глазах слушателей и часто посвящены злободневным событиям.

Частушки долго адаптировались к местным традициям. Они постепенно впитали черты протяжных песен, причитаний, разных обрядовых жанров. Общерусские частушки — быстрые, исполнялись под инструмент, с приплясом, пелись соло. Это, например, «Барыня», «Семеновна», «Сербиянка», позаимствовавшие названия у инструментальных наигрышей. Родился и специфический жанр «страданий» — это локальный вариант частушек. Их можно было услышать повсюду в России, но в каждой местности они имели особенное звучание. Под них не плясали, но иногда исполнители могли идти с такими частушками по деревне — и их называли «проходочки», «проходные». Тексты таких «страданий» были посвящены прежде всего любовным переживаниям:

Я люблю тебя, милёночек,
За губки алые,
Только ты меня не любишь
За глаза лукавые.

Поскольку частушки пели, импровизируя, то сами исполнители, как правило, и становились их авторами. Часто удачные словесные находки подхватывали и другие частушечники.

Многие знаменитые композиторы использовали напевки этого жанра в своем творчестве. Например, Родион Щедрин написал целый симфонический цикл «Озорные частушки». Они звучали и в его первой опере — «Не только любовь».

Следующая частушка

В русском фольклоре встречается такой жанр, как частушки. Они идеально подходят для исполнения под балалайку либо гармошку. Исполняли их на гуляниях, посиделках. Такие певицы, как Лидия Русланова, Ольга Воронец, обогатили русскую культуру, исполняя любимые всеми частушки.

Из статьи станет понятно, что такое частушка. Почему она считается источником сведений об истории России?

Определение

что такое частушка

Частушки являются короткими рифмованными песнями-куплетами, которые создаются для публичного выступления. Их чаще всего не поют, а выкрикивают. Вот что такое частушки.

Понятие о подобном жанре ввел писатель Глеб Успенский. Свою популярность эти песни получили в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Люди называли их по-разному, например, припевками, тараторками либо коротушками. Существуют и другие наименования.

Для того чтобы понять, что такое частушка, следует упомянуть признаки, которые характерны для этого народного жанра музыкально-поэтического творчества:

  • короткие песни;
  • содержание лирическое, сатирическое, юмористическое;
  • тематика злободневная;
  • поэтика афористична и лаконична;
  • закругленность музыкальной формы;
  • рассчитаны на публичное выступление.

Исполнение русских частушек обычно принято дополнять элементами театрализации, а именно - пляской, живой мимикой, широкими жестами.

История появления и развития

частушки смешные

В качестве самостоятельного жанра частушки сформировались к середине девятнадцатого века. Наибольшее распространение они получили в юношеской и молодежной среде. От этого они обладают особым задором, а их тематика близка молодому поколению.

В качестве истоков для русских частушек можно выделить:

  • припевки – это энергичные и веселые спутницы плясок, которые существовали в давние века;
  • скоморошины – небылицы, которые исполнялись скоморохами;
  • коломыйки – украинские шуточные элементы фольклора.

Сначала частушки не признавали в качестве художественного жанра. В двадцатом веке их мелодичность привлекла внимание со стороны композиторов. Современные частушки занимают важное место в национальной песенной культуре России. Однако они не прижились на Дону. Связано это было с особой культурой, которую принесли с собой казаки. На иностранные языки слово не переводится, частушки называют на русский манер.

Поэтика

Для полного понимания того, что такое частушка, следует разобраться в ее художественной форме, то есть поэтике. В основе языка произведения лежит разговорная речь, которая отличается простотой и живостью. Допустимо использование придуманных слов, например, девушку, которая выходит замуж, называют «самоходочкой».

Встречаются в частушке и фольклорные эпитеты: «лебедь белая», «миленький дружочек», «ясный сокол» и прочие. Они перешли из лирических песен, которые были традиционными на Руси.

Обязательно, чтобы в произведении присутствовала рифма. Обычно сопоставляются четные строки. Ритмика зависит от музыкального наигрыша. В этом они весьма разнообразны.

Разновидности

частушки для детей

Развивались частушки в среде рабочих и крестьян. Они отличаются друг от друга. Выделяют следующие виды:

  • лирические – называются припевками, это четырехстрочные произведения на различные тематики;
  • плясовые – имеют особый ритм, который сопровождает пляски, строчки этих припевок короче, чем у лирических (тип «Яблочко»);
  • страдания – двухстрочные произведения о любви, исполняются протяжно;
  • «Семеновна» - двухстрочные произведения с заунывным ритмом, легли в основу многих жестоких романсов первой половины прошлого века;
  • «Матаня» - в произведении очень часто звучит слово «матаня», которое является обращением к возлюбленной.

Тематика народного творчества довольно разнообразна. Многие произведения посвящены отношениям между девушкой и парнем. Однако не только о любви пели простые люди.

По тематике следует выделить следующие варианты:

  • любовно-бытовые;
  • деревенско-колхозные;
  • общественно-политические.

С приходом большевиков тематика наполнилась советской пропагандой. Однако сексуальная направленность сохранялась все время. Нередко в произведениях можно встретить ненормативную лексику.

Со временем возникли частушки для детей. Стоит понимать, что писали их взрослые, но по своему содержанию они рассчитаны на детей.

Детские частушки

русские частушки

Короткие смешные стихи, которые напевались под особый ритм, нравились не только молодым людям. Их полюбили и дети. Тематика частушек для детей отличалась. Однако в них присутствовала доля сарказма. Произведения, созданные для младшего поколения, высмеивают лень, глупость, жадность, неопрятность и прочие пороки. Они вызывают смех, чем и привлекают детей.

Частушки по праву можно назвать самым популярным жанром народного творчества среди детей. Они быстро запоминаются, несут улыбку, исполняются на простом и понятном языке.

народные частушки

Сегодня известно множество смешных и поучительных частушек. Они придутся по душе детям, особенно младшего возраста. Их можно выучить и петь под гармонь или гитару. Это позволит разнообразить будни ребенка и развить его память.

История России через частушки

Содержание народного творчество определялось жизнью. Все, что происходило в стране, отражалось в частушках. В дореволюционных произведениях рисовался быт деревни. Много внимания уделялось рекрутской службе, когда молодых людей уводили «как овец».

Тема войны прослеживается благодаря русско-японскому столкновению начала двадцатого века. Народное творчество создало много произведений, которые наполнены сатирой, высмеиванием власти, ненавистью к существующему строю. В припевках 1917 года отразилось ожидание перемен.

Гражданская война привела к распространению знаменитого «Яблочка». В песнях звучали идеи о том, что людям больше не нужен царь. Революционно настроенные лица воспевали Ленина, иногда Сталина. В эти суровые годы короткая песня стала «живой газетой», которая остро реагировала на происходящие события.

Лирические произведения появились с началом Отечественной войны. Женщины теряли своих любимых и пели об этом. Послевоенное строительство также отразилось в творениях молодежи. Особая тема - освоение целины.

Одни из исследователей назвал частушки словесным кинематографом, который изображал жизнь народных масс.

Характер исполнения

современные частушки

Смешные частушки и прочие припевки имеют особую манеру исполнения. В большинстве случаев они поются громко и напряженно. Звучали они часто на улице, поэтому важно, чтобы вокал был средним либо высоким.

Однако сами слова произносятся нечетко, они как бы зашифровываются. Связано это с тем, что большинство присутствующих знают содержание произведения, и им нет необходимости вслушиваться. Гораздо важнее создать настроение для публики. Это касается смешных частушек.

По-другому исполняются страдания, то есть лирические произведения. Для них требуется мягкая, скромная и доверительная система исполнения.

Часто плясовые припевки поют визгливым женским голосом в максимально высоком регистре.

Частушка – особый жанр русского фольклора, живое наследие предков

Частушка русская любима народом, её с удовольствием слушают и ещё поют, и пока она жива – жив народ.

В. Богомолов

Введение

С ростом грамотности устное народное творчество стало изменяться. Среди его многочисленных жанров любимым в народе остаётся частушка! Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно- музыкального творчества. Ничего подобного во всей мировой литературе нет! Поэтому и необходимо к ней особое отношение и внимание.

Цель проекта: исследовать частушки как особый тип народной поэзии, доказать значимость частушек для русского народа.

Актуальность: на сегодняшний день фольклор претерпел существенные изменения, уже не создаются былины, исторические песни, сказки, но есть жанры, которые модифицировались, это частушки, они выжили, существуют. Очень важно постоянно фиксировать те примеры, которые есть, так как жанр на грани исчезновения. Необходимо проявлять еще больше внимание молодого поколения к прошлому, уважать прожитую жизнь старшего поколения, учиться у него умению веселиться, достойно скрашивать невзгоды, и на фоне всего этого частушка выступает, как хорошее средство воспитания молодежи.

Гипотеза: частушка – поэтический экспромт, живое наследие предков, отражающее мимолетное переживание человека в данную минуту.

Задачи:

  • изучить историю создания и особенности построения частушек;
  • произвести комплексный анализ собранных частушек с точки зрения лингвистики и литературоведения: - тематика и содержание, - стиль, тип речи, связь между предложениями, - морфология, - синтаксис, - словообразование, - изобразительно - выразительные средства языка, - рифма и ритм;
  • доказать значимость русской частушки для человека.

Предмет исследования: Русские частушки и их виды.

Объект исследования: Поэтическое содержание частушек.

Первое появление частушек как жанра

Частушка – особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, не забываются вечные человеческие темы.

Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались частыми. Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка».

«Частушка», – писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, – выражает один момент, одно мимолетное переживание человека в данную минуту».

В самостоятельный песенный жанр частушки выделяются лишь в 80-е годы XIX в. В 90-е годы XIX в. частушки приводятся во многих газетных и журнальных статьях. Работа по собиранию частушек широко развернулась в самом начале XX в. Из дореволюционных изданий наибольшую ценность представляют «Сборник деревенских частушек» В. И. Симакова (1913) и «Сборник великорусских частушек» Е. Н. Елеонской (1914), в которых публикуется более девяти тысяч частушек, записанных в самых различных губерниях России.

  • одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи ещё в XVII-XVIII веках;
  • другие исследователи убеждены, что частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины XIX века.

Вторая точка зрения кажется более убедительной прежде всего потому, что литература (и древняя в том числе) использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют, кроме частушки.

  1. В частушке совсем не отражена отмена крепостного права 1861 г., зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х г.г. XIX в.: русско-турецкая война, русско-японская война, 1-ая русская революция 1905 г.
  2. В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля 1866 года издания слова «частушка» нет.

Впервые слово «частушка» употребил русский писатель Глеб Иванович Успенский в очерке «Новые народные песни» в 1889 г.;

В русской литературе частушка появляется только в произведениях XX века: в поэме А. А. Блока «Двенадцать», в стихах В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Д. Бедного, А. А. Прокофьева и их современников.

Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила её названием, определяющим её характер или прямо указывающим на место её рождения.

Частушка возникла на стыке между городом и деревней. Первые частушки были запи­саны в уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, в местах строительных работ, куда стекалось много народу. Именно здесь, на стыке города и деревни, где пришли в самое тесное соприкосновение, столкнулись в известном смысле две противоположные культуры - традиционная фольклор­ная песня и книжная поэзия, - и возникла частушка. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.

Процесс формирования

Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца 19 в. частушка становится и по созданию, и по бытованию преимущественно женским жанром фольклора.

Классификация частушек

Частушки необычайно разнообразны по своему содержанию. В отличие от традиционных лирических песен, в которых тема семейных отношений занимает центральное место, в частушках эта тема затрагивается сравнительно редко. Частушка – жанр молодежный. Поэтому неудивительно, что главными ее героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.

По своей ритмике частушки разнообразны. Ритм зависит от музыкального наигрыша, под который они исполняются, обусловлен видом пляски, которую они сопровождают.

Содержание исследованных частушек позволяет выделить шесть основных тем:

  1. Частушки о любви и любовных страданиях.
  2. Частушки о гармонисте и гармони.
  3. Частушки о жизни в колхозе и «забавах» молодежи в деревне.
  4. Частушки на военную тему.
  5. Частушки о политике.
  6. Заключительные частушки.

Размеры частушек

Первоначально частушки не имели строго определенного размера. Наряду с четырехстрочными возникали многострочные — в 6, 8, 10 и 12 строк. Затем постепенно стала господствующей четырехстрочная частушка. Интересно отметить, что часть многострочных частушек впоследствии переделалась в четырехстрочные. Исследования показывают, что по своим поэтическим истокам, генетически, частушки наиболее тесно связаны с традиционными народными песнями, и прежде всего - песнями частыми: плясовыми, игровыми и хороводными.

Средства поэтического стиля частушек

Следует заметить, что в частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония, юмористический подтекст. Поэтический синтаксис частушек отличают простота и краткость. В частушках, как и в традиционных песнях, довольно широко употребляются вопросы и обращения.

Отличие частушки от старых лирических песен

Частушки богаты не только бытовым, но и конкретным социально-историческим содержанием. И в этом они существенно отличаются от традиционных лирических песен, которые главное внимание уделяли бытовой тематике. Отличаются частушки от старых лирических песен и по своему основному эмоциональному тону. Если основной эмоциональный тон старых лирических песен был грустный, минорный, то для частушек более характерен тон мажорный. Преобладающее место в них занимают настроения бодрости, активного жизнеутверждения. С особой силой эти мотивы бодрости и жизнеутверждения сказались в частушках плясовых, шуточных и юмористических.

Лингвистический анализ

Частушки – текст, характеризующийся лаконичностью, смысловой законченностью. В основном они состоят из двух осложненных простых предложений:

Паровоз пары пускает,

По дороженьке бежит.

В Красной армии служить.

Изредка из одного предложения:

Мы с подружкой дружно жили

Из окна в окошечко,

Одного вдвоем любили,

Есть тексты, представляющие собой сложноподчиненное предложение

Хорошо гармонь играет,

Если б я играть умела,

Заменила бы его.

Связь между предложениями чаще параллельная, что позволяет сказать о стихотворности частушек. Вторая часть текста (3, 4 строчки) движет текст, конкретизирует первую часть, внося новую информацию. Имеется несколько частушек, в которых первые две строки не связаны по смыслу с остальными.

Они выполняют функцию зачина, так как основное содержание раскрывается в 3 и 4 строчках.

На дубу сидит ворона,

В перестройку посылаю

Основной тип речи – повествование, хотя в некоторых частушках содержится описание или элементы описания внешности или характера лирического героя.

У миленка моего

На носу веснушки.

Напишите про него

Частушки – текст разговорного стиля и предполагают неофициальное общение людей в быту. Лексика частушек многообразна и выразительна. Обилие разговорных и просторечных слов, наличие устойчивых сочетаний, эмоциональность выражений подчеркивают словесную ценность каждой частушки. Тексты частушек насыщены историзмами, разговорными и просторечными словами, образными выражениями, заслуживающими толкования.

Морфологический анализ текстов

Морфологический анализ текстов показал многообразие использованных в частушках частей речи: глаголов ( утекло, решили, любила, исчезло, купить, достать, голодать, объявили, поднимаются… ); местоимений (ко мне, у мово, мому, у нас…); имен существительных ( перестройка, депутаты, народ, магазин, пенсия, здоровье, туристы …); междометий (ох, ой, ах); частиц (только, вон, бы, уж, неужели); полных и кратких прилагательных (узкая, большой, тяжелая, дефицитные, хороши, трудна, глубоку …); наречий ( подскочило невзначай, разденут догола, жили веселее, будет завсегда… ); имен числительных ( на восьмом десятке, двести зрител ей, двадцать лет, сорок пять… ); слов категории состояния (не жалко, не видно, можно, стыдно). Реже используются причастия (голодающий народ, заработанные денежки). Данные части речи показывают на разговорный, эмоциональный текст частушек.

Синтаксический анализ текстов

Синтаксический анализ текстов показал преимущество простых осложненных и сложноподчиненных предложений. Простые предложения осложнены обращениями, однородными членами, вводными словами. По цели высказывания предложения в основном побудительные и повествовательные, реже – вопросительные. Эмоционально окрашенные. Есть предложения с прямой речью, диалог, неполные предложения.

Может, вместе мы возьмемся

И порядок наведем,

Кой с кого за это спросим

И к ответу привлечем.

(простое повествовательное предложение, осложнено вводным словом и однородными членами).

А еще попросим вас

Провести бы газ для нас,

Чтоб деревню все любили,

Из нее не уходили. (сложноподчиненное предложение)

Словообразовательная характеристика частушек

С точки зрения морфемики, можно заметить много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (беленькой, песочек, милёнок, Россиюшка, головушка, Ниночка, икорочка, водичка, корочка, хлебушка, козоньку, перестроечка, детушек, сторонушка, судьбинушка, спинушка , годики , вороненочка, дровишек, прибауточек, коечка, старушкам …); слова с разговорными суффиксами (милка, мужик, старухам, ухажёр…); прилагательные оценочного значения (аккуратненький, тоненький, проклятую, чудесны…).

Выразительные средства языка

Богато используются в частушках выразительные возможности языка. Как было сказано ранее, в частушках много обращений, междометий, частиц, кратких прилагательных, предложений с прямой речью, предложений с однородными членами, которые оживляют частушки.

В магазине все исчезло:

Песок, сахар и мука.

Из-за этой перестройки

Силы нет у мужика. (однородные члены)

Ах, соперница моя,

Из травы не видно.

Кабы стоила меня,

Не было б обидно (обращение, частица)

Ах, бывало, милый спросит:

«Как, Наташенька, дела?»

А теперь я не услышу

Его ласковы слова. (прямая речь)

Кроме того, создавать образы частушечных сюжетов помогают

- сравнения:

Врозь фашисты побежали

Через балки, через рвы.

Словно зайцы, наступали,

Удирали, словно львы.

- эпитеты (в беленькой рубашке, жизнь тяжелая, милая сторонушка, от тяжелого труда, в проклятую войну, годы молодые, милая подруга);

- антитеза:

Мама, чаю, мама, чаю

Из большого чайника.

Я не выйду за простого -

Выйду за начальника.

- олицетворения:

Эх сторонушка родная,

Нас приветливо встречают

Все озера и поля.

- лексический повтор:

Дома строят, дома строят.

Хорошо и дешево.

Хорошо - то хорошо,

Да ничего хорошего.

Ритмическая структура частушки

Своеобразна частушка и по своей ритмической структуре, по организации стиха в ней. Под влиянием литературной поэзии (ее четырехстрочных строф-куплетов) в частушке закрепилась и стала основной четырехстрочная форма. В отличие от традиционной лирической песни, в частушке обязательна рифма. В этом тоже обнаруживается влияние литературной поэзии. В частушках можно встретить самые разнообразные рифмы:

парные

Дровами чтобы не топить,

Надо газ нам проводить.

С газом – свет, тепло, уют

В каждый уголок придут.

перекрёстные

Не тебя ли, гармонист,

Любят все девчоночки!

опоясывающие

Меня милый провожал,
У меня платочек взял;
Как платок я отдала, —
Крепко рученьку пожал.

Однако в подавляющем большинстве случаев рифмуются только четные строки.

Прислал милый письмецо,

«Ох, как скучно без тебя,

Наличие в частушке рифмы в четных строках, с одной стороны, делит ее на две части, подчеркивает ее композиционную двухчастотность, а с другой — объединяет все ее строки в одно ритмически цельное произведение.

В нашей школе среди обучающихся 5-11 классов был проведён опрос о значимости русской частушки в современном обществе. Всего было 72 респондента. Анализируя ответы, выяснено следующее: на первый вопрос

«На ваш взгляд, раньше пели больше или меньше частушек?» (61% - ответили «больше»; 15% - «меньше»; 24% - «затруднились ответить»). На второй вопрос «В вашей семье знают частушки?» (39% - ответили «да»; 25% - «нет»; 36% - «затруднились ответить»). На третий вопрос «Где впервые вы познакомились с этим жанром?» (44% - ответили «в школе»; 32% - « в детском саду»; 24% - «в семье»). На четвёртый вопрос «Как часто вы поёте частушки?» (21% - ответили «редко»; 79% - «никогда»).

Мы видим, что частушка как уникальный жанр русского фольклора, к сожалению, постепенно исчезает, уходит из нашей жизни.

Заключение

Представленный анализ показал богатство содержания, эмоциональную выразительность частушек. Частушки - это не просто тексты. За ними стоят живые исполнители, яркие личности. Их жизненный опыт не должен уйти. Необходимо, чтобы частушки звучали, чтобы не исчез этот уникальный фольклорный жанр. Радоваться и грустить, жить насыщенной жизнью – вот чему учат нас частушки. В них – история нашей страны, рассказанная через лирические переживания наших предков.

В заключение

Народные частушки появились во второй половине девятнадцатого века. Связывают их развитие с гармоникой. Создавались произведения в основном сельской молодежью. Со временем они стали отображать социальные и политические реалии своего времени. Поэтому по частушкам можно проследить основные этапы в истории России за последние сто лет.

Частушки и сегодня можно встретить в репертуаре фольклорных коллективов и отдельных народных исполнителей.

Следующая частушка


Проект подготовлен к VI региональному форуму «Молодежь – фундамент инновационного развития России».

Выполнила: обучающаяся 10 класса Агибалова А.

Читайте также: