Что такое частушка небылица
Обновлено: 23.11.2024
Приобщать дошкольников к национальной культуре и традициям русского народа.
- Продолжить знакомство детей с фольклором на примере малых фольклорных форм (небылицы, потешки, частушки);
- формировать у детей навыки общения со сверстниками и умение слаженного взаимодействия (при исполнении потешек и частушек);
- продолжить знакомство с русскими народными подвижными играми;
- учить детей воспринимать русскую народную музыку и различать ее жанровые особенности (лирическая, плясовая, частушка);
- познакомить детей с элементами русской народной пляски.
- Развивать творческий потенциал личности, речевую активность и память.
- Развивать положительные эмоции.
Дети входят в зал под народную мелодию «Камаринская».
- Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости! Давно мы вас ждем, праздник без вас не начинаем! Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку! Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли место хватило?
С давних времен русский народ добросовестно трудился, но и о развлечениях не забывал. Недаром в пословице говорится: «Делу - время, потехе – час». Когда работа была закончена, собирались у околицы и стар и мал и тешили друг друга небывальщиной, да неслыханной.
Вот и я старину скажу стародавнюю,
Стародавнюю, да небывалую.
По поднебесью медведь летит, головой вертит.
Уж он лапами лохматыми помахивает
Уж он хвостиком коротким потравливает…
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Малых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят,
По сучкам висят, полететь хотят.
1 ребенок. - Что за диво?
Дива я не вижу тут!
Дети. - Не любо – не слушай, а врать не мешай!
2 ребенок. – Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Мышки ехали верхом
В откидной карете.
3 ребенок. – А за нею во всю прыть
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
4 ребенок. – Это не чудо, не диковина:
Я видел чудеса чуднее того!
С горы корова на лыжах катится
Расставя ноги, глаза выпуча.
5 ребенок. – И тому диву не дивуйтеся,
Я видал чудеса чуднее того.
6 ребенок. – Синее море огнем горит,
Бела рыба по небу летит,
По чистому полю корабль бежит,
Серый волк у руля стоит,
А красная лисица потявкивает:
Хоть вправо держи, хоть влево держи,
Это вам и чудо и диковинка,
И невиданное диво и неслыханное!
- Позабавили, потешили нас небылицы. Но какое веселье без песен, без плясок, без игр. Любил русский народ частушки складывать. Веселые, задорные.
Эй, девчонки – хохотушки,
Затевайте-ка частушки!
Затевайте – поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Дети исполняют частушки.
- Спасибо вам, ребята, за озорные частушки. А сейчас давайте с вами поиграем.
ИГРЫ: 1. «КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ МАТРЕШКУ»
2. «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО»
- Любил русский народ хороводы водить.
ХОРОВОД «ВО ПОЛЕ, БЕРЕЗА СТОЯЛА»
- Любили на Руси петь. Давайте мы с вами послушаем русскую народную песню.
Следующая частушка
Давно ли вы держали на ладошке божью коровку,повторяя заученное: «Божия коровка, улети на небо…» и зачаровано ловя момент, когда он раскроет свои крошечные крылышки и взлетит?
Да, детство давно ушло, а вместе с ним ушло и ощущение, неразрывной связи с природой, доверие и доброта к окружающему миру, изначально присущая детям. Но у вас есть шанс пережить это ощущение, пусть не такое уж полное, со своим ребенком.
Заклички, как известно, это коротенькие народные песенки – призывы к матери – природе, сопровождающиеся часто игровыми действиями, нередко имитирующими сознательные действия наших предков, которые верили, что мать – природа их услышит и поможет им. Дети очень отзывчивы на такие игры.
С закличками ребенок впитывает красоту окружающего мира, знакомясь со словами,с которыми он не сталкивается в быту: шелкова травица, аленький цветочек, золотым венцом. Он учиться просить ласково, взывая к сочувствию «…твои детки плачут, по камушкам скачут.»
Но вот ребенок подрастает, уже перечитано много книг, он легко ориентируется в окружающем мире, нажит собственный житейский опыт. И вот тогда –то с особым удовольствием воспринимается другой народный фольклор: небылицы – короткие смешные стишки или рассказики, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Это ребенок до 3 лет весь мир воспринимает, как чудо, он еще не способен отделить реальность от чудесного. А теперь он большой и понимает, что правда, а что нет, он сам с усами. Он уже умеет фантазировать и может сам выдумать что – нибудь эдакое. Ребенку нелепицы просто необходимы. Благодаря им он утверждается в своих знаниях о мире, ведь он точно знает, что поросенок не может свить гнездо на дубе, а у козла в бороде не могут жить лягушки.Пользуйтесь моментом: проживайте с ребенком неповторимое время, когда вы еще способны ощущать и верить в чудеса. Это помогает в жизни и детям, и взрослым…
Следующая частушка
Некоторые художественные особенности частушек….…….8 – 10 стр.
Классификация частушек………….……………………………….10 стр.
Список используемых источников ……………………….…. 13 стр.
Частушки – короткие (монострофные) песенки-куплеты, обычно рифмованные четырёхстишия (реже – двух-и шестишия).генетически связаны со старой плясовой песней, шуточными припевками ярморочных и масленичных балагуров, свадебных «дразнилок».
Актуальность: возрождение народного творчества ,возвращение к истокам национального достояния.
Задачи :а) классификация частушки села Сотниково
б) рассмотрение содержание и поэтики частушки села Сотниково
В нашем селе частушки знают и поют многие, есть и хранительницы этого жанра: Дудкина Вера Емельяновна, Шубина Любовь Леонидовна, Осокина Галина Семеновна.
Прежде всего, следует отметить, что частушки села Сотниково необычно разнообразны по своему идейно-тематическому содержанию. Но тема любви – центральная и наиболее разработанная.
Во многих частушках говорится о несчастной, неудачно сложившейся любви девушки, рисуются самые печальные любовные ситуации ( обман, измена и т.д.). Но здесь, как правило, нет чувства безысходности, непоправимого горя. Образу обиженной девушки в этих частушках не свойствен духовный надлом. Наоборот, это образ человека сильного, твёрдого, гордо возвышающего над своими неудачами.
Цель нашего исследования – определить, популярна ли русская частушка в данное время, и какую роль она играет в жизни майчан.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- собрать частушки, исполняемые жителями п. Майский;
- взять интервью у жителей поселка, исполняющих частушки;
- выявить некоторые художественные особенности частушек;
- классифицировать собранный материал по тематическим группам;
- на основе собранного материала создать видеофильм и мини-сборник частушек.
Объект исследования – частушки с.Сотниково.
Практическая значимость : Материал нашей работы может быть использован на уроках литературы, истории и культуры Бурятии.
При исследовании мы использовали такие методы как метод анализа языкового материала и метод классифицирования.
Теоретическая часть
Понятие частушка.
Частушка – вид устного народного творчества, имеющая много различных определений. Например, в «Толковом словаре русского языка» Н.Ю. Шведовой дается следующее определение частушки: « Народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания». Этимологический словарь Г.А. Крылова объясняет ее название «тем, что частушка поется скороговоркой, часто». Но известны и другие названия этого жанра: коротушки, чистюшки, припевки, обирушки и т.п. [7]
В «Толковом словаре» С.И. Ожегова «Частушка - это произведение устной народной поэзии- четверостишие или двустишие (лирическое или злободневное, шутливое), исполняемое на определенный напев. [2]
В «Словаре литературоведческих терминов» - Частушка (частая, частуха, припевка, прибаска, коротука)- один из жанров народной лирике, короткая обычно четырехстрочная, рифмованная песенка, более быстрого, чем протяжная песня, темпа исполнения. [3]
В Википедии- Частушка- фольклорный жанр, в котором объединилось несколько фольклорных жанров: стихи лирической песни слились с афористичностью поговорки. Частушка- это короткая, русская, народная песня (Четверостишие), юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. [8]
Классификация частушек.
Частушка является самым популярным жанром русского фольклора. Ее классификация является сложной задачей, существует множество вариантов, а также быстро изменяется репертуар частушечников. Принципов для объединения частушек в группы найдено немало: формальный, географический, тематический, возрастной, функциональный и т. п. Мы в своей работе придерживаемся классификации, предложенной О.В. Мешковой , по утверждению которой «частушка - лирический вид устного народного творчества, а потому основным признаком является "типизация отношений к действительности, выражение типического чувства, настроения, мысли, душевного состояния». Следовательно, при определении внутрижанрового состава следует учитывать характер отношений к действительности. Исходя из этих предпосылок, О.В. Мешковой было предложено следующее деление лирических частушек: величальные, корильные, элегические, идиллические, сатирические, шуточные, этологические.
Величальные частушки выражают радость, восхищение, восторг, благодарность. И назначение - прославить и возвеличить кого-либо. Частушка может быть посвящена как одному человеку, так и коллективу. Лирический герой величальных частушек предстаёт в идеализированном свете, Нередко персонажем таких частушек является человек, совершивший подвиг, герой. В величальных частушках уделяется внимание внешности, поступкам, богатству и т.д. Некоторые величальные частушки - хвала самому себе или самовеличание
Корильные частушки отражают разочарование. Их назначение - отругать, укорит кого-либо. Такие величания-пародии строились по всем принципам величания позитивных, но с обратным значением привлекаемых образов. В корильных частушках осмеянию подвергается глупость, жадность, трусость, неверность и т.д. Сравнения, которые часто производятся в подобных частушках, как правило, не в пользу того, о ком идёт речь. Задача гиперболы и гротеска в корильных частушках - усилить насмешливое, осуждающее отношение. Кстати сказать, наряду с самовеличанием существуют частушки, в которых и укор направлен на самого себя.
Разновидность корильных частушек можно считать сатирические. Они типизируют неприятие социально-чуждых явлений. "Острые четверостишия можно слышать не только на вечеринках, где высмеивается "супостатка", но и на концертах художественной самодеятельности в городах и деревнях, где через "живую газету" критикуют отрицательные явления в быт и непорядок в работе. " Одним из основных в сатирической частушке является приём иронии: Он "чаще всего заложен во внутренней композиции сатирической частушки: построенная по принципу контраста полустиший, она неожиданно оборачивает "серьёзное" начало язвительной насмешкой" На основании проведённого анализа архивного материала мы можем утверждать, что сатирические частушки легко возникают, но не надолго остаются в народной памяти. Сатирические частушки легко забываются, если утрачивается объект сатиры, бывает, что они пишутся "на заказ", исполняются ансамблями художественной самодеятельности, ранее агитбригадами, и лишь немногие тексты получают народное признание и обретаю долгую жизнь. Шуточные частушки выражают народный юмор. Смех вызывают нелепые ситуации, алогичные действия, странные поступки
К шуточным частушкам относятся нескладухи и небылицы, "весь смысл которых - позабавить слушателей нарочитой нелепостью, создаваемой путём перенесения признаков одного предмета на другой, которому они никак не свойственны"
Элегические частушки- самый большой пласт- передают чувство грусти, тоски, горя. Поводы, вызывающие эти чувства различны: несчастная, безответная любовь, непонимание со стороны близких, разлука, неудача, смерть, народные бедствия и др. Элегические частушки – это жалоба на свою горькую судьбу, несчастную долю. Счастливая жизнь - цель, которая кажется недостижимой. Особенно популярным в элегических частушках является мотив сиротства. Сиротой чувствует себя не только девушка, лишившаяся родителей, ну и та, у которой нет милёночка.
Идиллические частушки передают растроганность гармоничны сложением мира. В этих частушках нет места изображению противоречий, бурных страстей, жизнь предстаёт как безмятежная и счастливо-спокойная, а лирический герой как умиротворённый человек. Именно идиллические частушки, отражающие стремление человека к гармонии и покою, по-прежнему создаются и исполняются.
2. Практические результаты
В результате опроса мы получили следующие ответы:
Дудкина Вера Емельяновна: «В компаниях ходили, гуляли, пели частушки, песни пели и плясали все на свете»
Кирилова Галина Сафроновна: «Мы тогда сами делали все, музыка нам не играла. Гармошка и мы сами гуляли, и пьянки не было. Танцы танцевали. Перерыв - выйдем танцевать и все танцуют: вальсы танцуют, потом опять перерыв: пляски пойдут, частушки поют. Павел Петрович, директор школы, все записывал гармошку мою. Частушка - самая веселая песня. По улице тоже с частушками ходили. Идем домой с Галей - в гармонь играем и поем»
Вищнякова Валентина Васильевна: «С детства мы пели частушки. От бабушек наших учились. Частушка поднимает настроение. Пою, когда скучно, когда застолье. Частушки передаются из поколения в поколение, порой сами сочиняются.
Дудкина Вера Емельяновна: «Частушка всегда была с народом. Частушка, как ее еще по - другому называют- это веселушка. Собираются люди между собой, отмечают праздник. Ну, без частушки никогда. обычно не обходится. Это уже верх всего. Песни поют, естественно. Ну а частушки спеть- это уже самый веселый исход праздника и так далее. Под частушку и пляска бывает. Это выражение чувств таких: веселых, народных чувств. И в основном, частушки сочиняют молодежь »
Елистратов Михаил Георгиевич : «У нас папа и братья на гармошке играли. Первый раз от папы и услышала частушки. Главное в частушке – доброта, веселье народа, она поднимает настроение. Мы росли среди цыган и они нас учили плясать. Все были дружными. Частушка очень нужна сегодня, чтобы люди не замыкались, а были как единая семья.»
Осокина Галина Семеновна: «Так как моя жизнь была связана с баяном, отец у меня был баянистом, сколько помню себя с детства, столько пела частушки. В частушке отображается вся душа человека. Частушка выражает настроение человека. Частушкой можно обидеть, можно насолить, можно поддержать. При помощи частушки можно рассказать о себе. Могу сама сочинять частушки. Самое главное в частушке – многогранность
2.2. Некоторые художественные особенности частушек.
Частушки были чрезвычайно популярны в поселке. Их пели «на вечерках», на свадьбах, гулянках и т.п. Исполнялись частушки под музыкальное сопровождение: игру на гармошке и сопровождались веселой пляской:
Я частушек много знаю
И хороших и плохих
Хорошо того послушать
Кто не знает никаких. (Исполнена Осокина Г.С.)
Частушки живо откликались на события, происходящие в селе. Исполнители частушек – частушечники – смело импровизировали, меняя слова в текстах, создавая новые частушки. Так рождались целые серии.
Я уж перестроилась
У соседа денег много
Я к нему пристроилась. (Исполнена Осокиной Г.С)
Языком частушки частушечники передавали свои мысли и чувства: делились радостью, горем, высказывали желания, высмеивали соперника или соперницу, тосковали, мечтали, признавались в любви:
Сыграй Ваня, сыграй Ваня
Для кого ты просто Ваня
А для меня миленочек (Исполнена Кирилова Галина Сафроновна
Не щадили частушки зазнаек, соперниц, изменников:
Ты, соперница, соперница,
Если пудришься, румянишься,
А мне милый изменил.
Ну и что же, наплевать!
Я такого таракашку
На стене могу поймать!
Любит частушка посмеяться, пошутить:
Меня мама ложкой:
Не гуляй с Алешкой!
А я маму чайником:
Не гуляй с начальником! (.Елистратовым М.Г)
Сильна частушка острым словом. Частушкой деревенская молодежь отстаивает свое право на свободу, на любовь:
Не ругай так грозно
Ты сама была такая
Приходила поздно. (Исполнена. Елистратов М. )
Основу языка частушки составляет разговорная речь. Язык частушек по своему лексическому составу богат и разнообразен. Частушечники используют в частушках просторечные слова и грубую лексику:
Хорошо тебе смеяться
Тебя мама родила
А меня папанька родил
Мама в городе была (Исполнена Дудкина Вера Емельяновна
Сочинители частушек также используют приставки для создания новых слов и придания им особой выразительности, экспрессии:
Я надену юбку рябу,
Кто с моим миленком сядет,
Морду окарябаю! (Исполнена Низовцевой Т.А.)
Исполнители частушек часто используют припевки или повторяющиеся подпевки между исполнением каждой частушки, например:
Чепуха, чепуха, чистая чепуха
Че-пу, че-пу, ха-ха-ха,
В самом деле чепуха. (в исполнении Дудкина Вера Емельяновна
Опа, опа, Америка, Европа,
Азия, Италия , советский пролетария . (в исполнении
2.3 Классификация частушек.
Все частушки мы классифицировали согласно предложенной классификации О.В. Мешковой (см. приложение № 3) Такое распределение частушек по группам показывает, что наиболее популярной является шуточная частушка (38). Это объясняется тем, что на сегодняшний день жители поселка Майский в основном исполняют частушки на праздниках и гуляниях, в дружеских компаниях, где можно пошутить друг над другом, поднять настроение, посмеяться. Поэтому шуточные частушки – самые популярные для исполнения. Самыми малочисленными группами являются идиллические (3), сатирические (4), элегические (4). Это связано, по нашему мнению, с тем, что тематика элегических и идиллических частушек не совсем подходит для гуляний, на которых чаще всего исполняют частушки жители поселка. Элегическая передает чувство грусти, тоски, горя, а идиллическая – спокойную, безмятежную жизнь. Что касаемо сатирических частушек, то мы может предположить следующее: так как сатирические частушки критикуют отрицательные явления в быту и неполадки в работе, они легко возникают, но недолго остаются в народной памяти, поэтому и составляют малочисленную группу в данной классификации.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Частушка была очень популярной в 60-80 ые годы XX столетия среди жителей молодого с. Сотниково. Частушки передавались от старшего поколения к младшему, сочинялись, являлись отражением времени. Пели частушки на гуляньях, на вечеринках, при встрече дружеских компаний. Частушка всегда поднимала настроение, радовала, над кем – то подшучивала, веселила.
Также стоит отметить, что она поется до сих пор, не утратила своей актуальности и значимости.
Основой частушки является разговорная речь. Часто в частушках используются просторечные слова и грубая лексика.
Наиболее многочисленной группой является группа «шуточные частушки» (36)
Самыми малочисленными группами являются идиллические (3), сатирические (4), элегические (4).
Такое распределение частушек по группам объясняется тем, что на сегодняшний день в репертуаре жителей поселка Майский в основном используются частушки на праздниках и гуляниях, в дружеских компаниях, где можно пошутить друг над другом, поднять настроение, посмеяться. Поэтому шуточные частушки – самые популярные для исполнения. Список используемой литературы
Лазутин С.Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра. - Воронеж, 1960
Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» - М.: АЗЪ, 1996 г.
Словарь литературоведческих терминов. Ред.- С 48 сост.: Л.И Тимофеев и С.В. и С.В. Тураев. М., «Просвещение», 1974. 509 с.
Частушка/ предисловие В.Ф.Бокова, вступительная статья В.С.Бахтина.- М.- Л.: «Сов. Писатель», 1966 . – 607 с.
Частушки /Сост., авт. предисл. и коммент. Л.А. Астафьева. – М.: Современник, 1987. – 494 с.
Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Ред- С 276. М. АСТ- Пресс, 2002.-654 с.
Следующая частушка
В основе небылицы часто лежит оксюморон — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан маленького роста». Возможны такие сюжеты: Дед кудрявый, без волос, *** ***
Трах-тах, тарарах, Тимошка в лукошке Ехала деревня Вы послушайте, ребята, Бегала дубинка с мальчиком в руках,
В новой-то деревне *** Чепуха, чепуха, Небылицы в лицах На заборе чепуха Между небом и землей На болоте стоит пень, *** Уж как по небу медведь летит.
По синю морю корабль бежит. ***
Шли бараны по дороге,
Короткие небылицы в стихах
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.
У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.
Как по речке по Волжанке
Соловей плывёт на палке.
Сел на доску тонкую -
Развёл гармошку звонкую.
Едет мышка на ежах.
— Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж!
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается,
Агафон на печи обувается.
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
Дивное диво:
Утка-то в юбке,
В синем полушубке.
Корова в рогоже -
нет её дороже.
Петушок в сапожках,
Курочка в серёжках.
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
И творят посмешки.
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В это воскресенье.
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертИт!
Знай медведю кричит:
- Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
Читайте также: