Частушки про кашу для детей

Обновлено: 13.05.2024

Цель: познакомить детей с народными традициями, связанными с зерновыми культурами, закрепить знания о крупах и злаковых культурах, дать исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш; воспитывать вкус ребенка, культуру питания, здоровый образ жизни.

Материалы и оборудование: тарелки, ложки, скатерти, салфетки, кринка, чугунок,. Коллекция засушенных злаковых растений. Коллекция круп, а также зерен бобовых (бобы, фасоль, горох) в стеклянных баночках.

сварить несколько разных видов каш из круп и бобовых культур (рисовую, пшенную, манную, гороховую и др.);отрепетировать: частушки на тему "Злаки и каши"; песню, частушки.

Ход праздника:

Праздник проводиться в «русской» комнате с печью

Воспитатель (в народном сарафане): Здравствуйте дорогие гости!

На Руси на послерождественские дни, после окончания поста, прихо-дился грандиозный праздник – день каши. И мы, ребята, сегодня узнаем очень много интересного о каше. У наших предков каша была блюдом праздничным и далеко не простым. На любом гулянье, обряде каша занимала одно из главных мест. До наших дней дошло множество народные приметы о каше

-Много в поле кашки, быть сеногною.

-Кашица в печи румянится, летом к дождю, зимой- к снегу.

-Каша из горшка вылезет из печи- к худу, в печь -к добру.

про кашу слушать

1-й ребенок: Маше каша не дается,

В рот из ложки не кладется,

А конфеты без хлопот

Сами так и лезут в рот.

Разве Маша виновата -

Каше места маловато.

2-й ребенок: Каша из гречки

Где варилась? В печке.

Чтоб Митенька ел,

На всех разделил.

Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Звучит музыка, входит солдат из сказки «Каша из топора»

Солдат: Здравствуйте, ребята, а куда это я попал?

Дети: на праздник каши.

Солдат: Ой, мне повезло, а я то думал опять пройдется обманом у старушки варить кашу из топора. Раз я попал на праздник своей любимой каши, то я сейчас узнаю, у вас как вы любите кашу, и что вы о ней знаете. Ну как готовы?

Солдат: Какие каши вы знаете?

Дети: манную, гречневую, овсяную,

Солдат: Молодцы.А я вот шутка-прибаутка о каше знаю:

Ел мужик щи с кашей долго: положил ложку, распоясался, перевел дух, да и начал снова (паясничать).

Солдат: А вы знаете пословицы и поговорки о каше?

1-й ребенок: Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

2-й ребенок: Русского мужика без каши не накормишь.

3-й ребенок: Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.

4-й ребенок: Без каши и обед не в обед.

5-й ребенок: На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.

6-й ребенок: Каша - кормилица наша,

7-й ребенок: Борщ без каши вдовец, каша без борща - вдова.

Солдат: Ай да молодцы, а сейчас я проверю, умеете ли вы по вкусу определять виды каш, выйдите три храбреца, удальца, смельчака

Конкурс "Что за каша?"

Дети с завязанными глазами определяют название каши.

- Не поле, а волнуется. (нива)

- Черна, мала крошка, соберут немножко.

В воде варят, кто съест похвалит. (гречка)

- Что две недели зеленеет,

две недели колосится,

две недели отцветает,

две недели наливает,

две недели подсыхает? (рожь)

- Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (овес)

- Мала малышка, золота кубышка. (просо)

- Сто братьев собрались в одну избушку ночевать. (зерна в колосе)

- Без рук, без ног, ползет на батог. (горох)

- Никого не родила, а все матушкой зовут. (земля пахотная)

- Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Ходит дом ходуном,

На столбе золотом. (пшеница, стебли, колос)

Воспитатель: Дорогой наш гость, а ребята знают частушки о каше.

«Частушки про зерно и про кашу»

1-й ребенок: Дайте каши, дайте каши,

Дайте каши с молоком.

Наедимся вкусной каши

И частушки вам споем.

2-й ребенок: Приходи ко мне обедать,

Щей наваристых отведать.

Когда снова приглашу -

Перловой кашей угощу.

3-й ребенок: Ой, подружки, дело плохо,

Мой миленок заболел.

Аппетита он лишился -

Полведерка каши съел.

4-й ребенок: И плясал бы я и пел бы,

Только вовсе нету сил.

Полведерка каши съел бы,

Если б кто-нибудь сварил.

5-й ребенок: Ой, разросся наш горох

На широкой грядке.

Сварю кашу из него -

И будет все в порядке.

Все вместе: Для здоровья нашего

Кормят всех нас кашею,

Манную на молоке,

Солдат: Молодцы, а теперь проверим вашу силу, много ли вы каши ели.

Конкурс «Перетягивание каната»

Дети делятся на две команды и соревнуются силой.

Солдат: Сколько вкусных каш можно приготовить, вот пробовали ли вы "Кашу из топора" ?А именно так называется моя сказка знакомая вам всем с детства. А знаете ли вы другие сказки? Сейчас мы и проверим.

- Из какой сказки эти строки?

"Шла мать с сыном по темному лесу день, второй. И был у них горшочек с гречневой кашей. "("Горшок с гречневой кашей" Б. Н. Сергуненков)

"Один раз сел поросенок за стол и хотел тарелку гречневой каши съесть. А к нему сзади потихоньку подкрался волк. "(Сказка о гречневой каше. Андрей Тру)

"Раз, два, три горшочек вари. "(братья Гримм)

"А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?---Коли нет ничего,можно и из топора кашу сварить. "(русская народная сказка "Каша из топора").

"Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. "(русская народная сказка" Лиса и журавль")

"И упало то зернышко в землю, а из зернышка выросла греча, о семидесяти семи зернах. " (русская народная сказка "Сказка о гречке")

Конкурс: «Назови крупу и покажи злак».

Дети по очереди определяют крупу из которой варится каша.

Солдат: А любите ли дети поупражнять свой язычок скороговорками.повторяйте:

- Дали Клуше каши с простоквашей, ела Клуша кашу с простоквашей.

- На столе каша, а на стуле Маша.

- Маша ела кашу, мама мыла чашу.

- Дали Паше кашу с простоквашей, не хотел он каши с простоквашей. Дайте мне обычной каши.

- Вкусная кашка у кошки в чашке.

- Сладкая кашка для Пети и для Сашки.

- Наша каша хороша - из пшеницы и овса.

- Ели мышки кашу из миски. Вымыли мышки миски для мишки.

Конкурс «Золушка»

Дети отделяют фасоль от гороха.

Солдат: А теперь мне пора в дорогу, молодцы вы ребята теперь я точно знаю вы любите кашу и знаете о ней очень много, и я вам в подарок оставляю горшочек каши, которая вам прибавит здоровья и ума. Прощайте. (уходит)

Воспитатель: Нас вскормили кашей. Потому мы и выросли такими большими и умными, что хорошо кушали кашу в детстве- ложку за папу, ложку за маму. А если мало каши ели - кто же вам виноват? Учтите, наверстать это вовсе не поздно

Публикации по теме:

Презентация «Здоровый образ жизни» Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Образовательные задачи: Цель: формировать у детей сознательную.

Проект информационно-исследовательский «Каша — еда наша» для детей старшего дошкольного возраста Проект в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» Тема «Каша – еда наша» Тип проекта: информационно-исследовательский.

Следующая частушка

Класс оформляется как русская изба: на заднем плане русская печь: она сделана из фанеры так, что в нее можно ставить горшок. Посередине деревянные столы и скамьи. На столе – горшки и миски с кашами, самовар.

За несколько дней до праздника участникам предлагается просмотреть различные книги про историю русской кухни, припомнить сказки, а также русские пословицы, поговорки, и скороговорки про кашу.

Родители и гости получили красочное приглашение на праздник.

Заходи, честной народ!

Не толпитесь у ворот!

Гости, вас прошу к столу!

Окунёмся в старину!

Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья.

Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!

Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал.

ПРАМАТЕРЬЮ хлеба величают ее в народе.На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица:

«КАША - МАТЬ НАША».

Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо.Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.

Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш е й».

Вот какая история вышла с кашей Дмитрия Донского. Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, по обычаю должен был ехать на кашу к отцу невесты. Но Дмитрий, князь московский, счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и пригласил его к себе. Нижегородский князь тоже не согласился на столь «оскорбительное» предложение. Тогда выбрали золотую середину. Кашу сварили не в Москве и не в Новгороде, а в Коломне. С этой историей, говорят, связано появление популярного русского присловья «заваривать кашу».

Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу.Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!» Выражение это дошло и до наших дней.

Заварить кашу-это значит начать большое дело. Мы ребятами долго не виделись и учебный год решили начать с большого дела.

Следующая частушка

Цель: познакомить детей с народными традициями, связанными с зерновыми культурами, закрепить знания о крупах и злаковых культурах, дать исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш; воспитывать вкус ребенка, культуру питания, здоровый образ жизни через музыкальное и театральное творчество.

Материалы и оборудование: тарелки, ложки, скатерти, салфетки, кринка, чугунок,. Коллекция круп, а также зерен бобовых (бобы, фасоль, горох) в стеклянных баночках.

Предварительная подготовка:

сварить несколько разных видов каш из круп и бобовых культур (рисовую, пшенную, манную, гороховую и др.); отрепетировать: частушки на тему "Злаки и каши"; песни, частушки, пословицы, хоровод.

Ход праздника:

Праздник проводиться в «русской» комнате с печью

Ведущий (в народном сарафане) : Здравствуйте дорогие гости!

На Руси осенью и на послерождественские дни, после окончания поста, приходился грандиозный праздник – день каши. И мы, ребята, сегодня узнаем очень много интересного о каше. У наших предков каша была блюдом праздничным и далеко не простым. На любом гулянье, обряде каша занимала одно из главных мест. До наших дней дошло множество народные приметы о каше.

-Много в поле кашки, быть сеногною.

-Кашица в печи румянится, летом к дождю, зимой- к снегу.

-Каша из горшка вылезет из печи- к худу, в печь -к добру.

Учитель. Одним из основных блюд наших дедов была каша. Крупу наши предки называли «засыпа». Отсюда и слово «засыпать». Дробленая крупа называлась «варгеня». Из нё можно было приготовить наскоро – «сварганить». А что сегодня означает выражение «сварганить»?

Приготовить, сделать что-то наскоро, быстро.

Выбор каш в русской кухне был очень широк. Их варили из ячменя, проса, овса. Сдабривали их маслом. Богатые люди – маковым, ореховым, бедные - льняным, конопляным.

Ведущий. Щи да каша – пища наша. Недаром так в народе говорится. Кашу с удовольствием едят русские люди: вкусная, сытная, полезная. Готовится без затей, особенно нужна для детей.

Ребята! Вы тоже в столовой часто едите кашу. Многие не хотят её есть, поступают, как эти 2 девочки:

Девочка-1. Каша, каша – не хочу, лучше сникерс проглочу!

Девочка-2. А меня зовут Алина, тоже каши не хочу!

Мне на завтрак мареладку, шоколадку я хочу!

Ведущий. Ах, вы глупые мои, неразумные мои! Кушайте кашу, кушайте! Да про неё послушайте!

Как появилась каша на нашем столе?

Праматерью хлеба величают её в народе. Рассказывают, сто варил как-то древний кулинар кашу, и ненароком насыпал крупы больше, чем положено. Ошибка обернулась лепешкой. Люди сначала огорчились на кашевара, а потом попробовали новое блюдо. Так народ рассказывает – из каши хлеб появился.

Отсюда и поговорка: «Каша-мать наша».

У русичей сушествовал обычай: при заключении мирного договора вместе с бывшими врагами готовили кашу и съедали в знак примирения. Отсюда и поговорка: «С ним каши не сваришь!»

Без каши не обходились на Руси Рождественские праздники, крестины, похороны и другие события в жизни народа.

1. Сорока - белобока

про кашу слушать

Маше каша не дается,

В рот из ложки не кладется,

А конфеты без хлопот

Сами так и лезут в рот.

Разве Маша виновата -

Каше места маловато.

2-й: Каша из гречки

Где варилась? В печке.

Чтоб Митенька ел,

На всех разделил.

Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Учитель. (презентация) Сегодня, ребята, мы отправимся в дом русича, который жил 300 лет назад. В те времена даже 2-х этажные дома были большой редкостью. Их строили только самые богатые люди.

Итак, попробуем представить дом русича в древности.

Раньше говорили не «дом», а говорили «изба». Изба – теплая половина дома с печью. Название происходит от «истопить», «истопка». Нет нигде в мире уютней дома, чем наша русская изба, срубленная из сосновых бревен! Она и от стужи спасет, и теплом дерева согреет, и сосновым духом вылечит.

Как вы считаете, что нужно было установить в избе в первую очередь, с чего начинать? Пословица гласит: «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил!» самой главной и необходимой в доме была печь. В старину даже была поговорка: «Плясать от печки». При суровых русских зимах обойтись без печи было невозможно. В ней готовили еду, пекли хлеб, сушили траву. На ней спали старики и дети. В печке можно было мыться.

Ведущий. Печь занимала почетное место в доме. Относиться к ней нужно было с уважением. Печка – деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка. Так первым делом начинает растапливать печку, да ставить в неё чугунки. Первый – для щей, второй – для каши, а третий – для всякой надобности.

Весь день печка пыхтит, старается. Хлеб печет для всей семьи, калачи – для детишек маленьких. Вот такая славная печка была в русском доме!

Появляется Домовой: Сама-то печка-добрая. И пироги печет, и щи варит! А люди норовят все сами съесть, мне ничего не оставляют!

Учитель. Это что ещё за чудо?

Домовой: Это я, Домовой.

Ведущий. Рады тебя видеть в нашем доме! Мы много о тебе знаем, но встречаем впервые. Может, ты нам расскажешь о наших далеких предках?

Домовой: Я, конечно, могу много интересного вам рассказать. Но сначала хочу проверить, что вы знаете обо мне и о моих друзьях – домовых духах.

1-й ученик. Я знаю, что важнейшим духом, охранявшим дом славян, считался ты, уважаемый Домовой. Живешь ты под печкой. И чтобы ты был добрый, дают тебе краюшку хлеба, да миску молока.

2-й ученик. А я знаю, что ты добрый дух. Но как всякая нечисть, любишь иногда делать всякие пакости.

3-й ученик. Если ты, Домовой, живешь в ладу с хозяевами, то бережешь скотину, расчесываешь гриву лошадям, даже посуду иногда моешь! А, если ты сердишься, то путаешь гриву лошадям, крадешь молоко у коров.

Уважаемый Домовой, испокон веков тебя чтили на Руси, не представляли свой дом без тебя!

Ведущий. Деревянные фигурки бородатых людей – Чуров олицетворяли пращуров того или иного рода. До наших дней сохранилось выражение: «Чур меня!».

4-й ученик. Кроме Домового и Чуров охраняли семью Дворовой, Скотник, Кутный бог. Они были добрыми. Но был и злой дух – Банник. Для него резали черную курицу, чтобы задобрить.

Домовой. Молодцы, ребята! А я хочу вам рассказать, как выглядела русская изба.

По диагонали от печи находился Красный угол. Это самое святое место, в нем стояли иконы. Каждый вошедший в избу должен был перекреститься. Стол ставили в Красном углу. Вдоль стола стояли лавки и скамьи. А лавки и скамьи – это одно и то же? В чем разница?

5-й ученик. Лавки делали широкими, и крепили к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели. Их можно было передвигать. А еще в домах были рундуки, сундуки – вот и вся мебель!

Домовой. Ой, какие вы молодцы! Как много знаете! Только мы, Домовые не только умные, но и веселые, танцевать любим! А ну, честной народ, выходи в хоровод! Давайте потанцуем!

Хоровод «Калина-малина»

Учитель: А вы знаете пословицы и поговорки о каше?

1-й ребенок: Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

1-й ребенок: Щи да каша – пища наша! 1-й ребенок: Густая каша семьи не разгонит.

2-й ребенок: Русского мужика без каши не накормишь.

2-й ребенок: Нет щей – так каши больше лей!

3-й ребенок: Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.

3-й ребенок: Кашу есть – зубов не надо!

4-й ребенок: Без каши и обед не в обед.

4-й ребенок: Горе наше, что без масла каша!

5-й ребенок: На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.

5-й ребенок: Кашу маслом не испортишь.

6-й ребенок: Каша - кормилица наша!

6-й ребенок: Хороша кашка, да мала чашка

7-й ребенок: Борщ без каши вдовец, каша без борща - вдова.

7-й ребенок: Кашу ешь, а ножом не режь!

Домовой. А я как кашу люблю! Век её ем, и все время хочу! А вы знаете, ребята, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте мои загадки:

· Что всегда поверх каши лежит? (Масло).

· Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! (Соль).

· Жидкое а не вода, белое, а не снег (Молоко.)

· Я бел, как снег, в чести у всех и нравлюсь вам во вред зубам. (Сахар).

Молодцы, ребята! Знаете, как кашу готовить! За это я с вами в игру сыграю!

Ведущий: Ай да молодцы, а сейчас я проверю, умеете ли вы по вкусу определять виды каш, выйдите три храбреца, удальца, смельчака.

Конкурс "Что за каша? "

Дети с завязанными глазами определяют название каши, после тоо как попробуют.

Учитель: Отгадайте загадки о злаках и о кашах, которые готовятся из этих злаков:

1. Не поле, а волнуется. (нива)

2.Черна, мала крошка, соберут немножко.

В воде варят, кто съест похвалит. (гречка)

3. Что две недели зеленеет,

две недели колосится,

две недели отцветает,

две недели наливает,

две недели подсыхает? (рожь)

4. Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (овес)

5. Мала малышка, золота кубышка. (просо)

6. Сто братьев собрались в одну избушку ночевать. (зерна в колосе)

7. Без рук, без ног, ползет на батог. (горох)

8. Эта каша витаминов полна, хоть на вид она черна (Гречневая).

Точно известно, что родом она с юга. А про все южное в древние времена говорили – греческое. Вот откуда название каши.

9. Её любят маленькие дети, самая вкусная на свете. (Манная)

10. Называют её кашей красоты. Полюби её и ты. (Овсяная)

11. Белые зернышки во рту тают, о Китае вспоминают. (Рисовая).

12. Разваренные крупинки сверкают, словно жемчуга (Перловая).

12. Эту кашу любил Петр-I. Перловая - потому что перл – по французски – жемчуг, а разваренная каша напоминает бусинки жемчуга.

13. Мелки зернышки напоминают солнышко. Желто в горшке – сытно в брюшке. (Пшенная)

Домовой: Я буду называть продукты. Если они подходят для каши, говорите –«Да», а не подходят – говорите «Нет».

Сорока – белобока задумала кашу варить, чтобы деток накормить. На рынок пошла, и вот что взяла:

· Парное молоко … (да)

· Куриное яйцо… (нет)

· Крупа манная… (да)

· Капуста кочанная … (нет)

· Соленый огурец… (нет)

· Мясной холодец… (нет)

· Сахар да соль… (да)

· Белая фасоль… (нет)

· Чернослив и изюм

Молодцы, ребята! Вот такие продукты сочетаются с крупой!

Учитель: Дорогие наши гости, а ребята знают частушки о каше.

«Частушки про зерно и про кашу»

1-й ребенок: Дайте каши, дайте каши,

Дайте каши с молоком.

Наедимся вкусной каши

И частушки вам споем.

2-й ребенок: Приходи ко мне обедать,

Щей наваристых отведать.

Когда снова приглашу -

Перловой кашей угощу.

3-й ребенок: Ой, подружки, дело плохо,

Мой миленок заболел.

Аппетита он лишился -

Полведерка каши съел.

4-й ребенок: И плясал бы я и пел бы,

Только вовсе нету сил.

Полведерка каши съел бы,

Если б кто-нибудь сварил.

5-й ребенок: Ой, разросся наш горох

На широкой грядке.

Сварю кашу из него -

И будет все в порядке.

Все вместе: Для здоровья нашего

Кормят всех нас кашею,

Манную на молоке,

Домовой: Молодцы, а теперь проверим вашу силу, много ли вы каши ели.

Конкурс «Перетягивание каната»

Дети делятся на две команды и соревнуются силой.

Ведущий: А любите ли дети поупражнять свой язычок скороговорками. повторяйте:

- На столе каша, а на стуле Маша.

- Маша ела кашу, мама мыла чашу.

- Дали Паше кашу с простоквашей, не хотел он каши с простоквашей. Дайте мне обычной каши.

- Наша каша хороша - из пшеницы и овса.

- Ели мышки кашу из миски. Вымыли мышки миски для мишки.

Конкурс «Золушка»

Дети отделяют фасоль от гороха.

ГИМН КАШЕ. Читают учащиеся.

1. Если в беспорядке мысли ваши,

Если в голове у вас сумбур,

Говорят: В голове у вас – каша,

Только это, друзья, чересчур!

Ведь, согласитесь-ка, ребята,

Что поговорка не права.

Но разве каша виновата,

Что бестолкова голова?

2. Если все слова смешались ваши,

Если вашу речь нельзя понять,

Говорят, что во рту у вас каша,

Обвиняют беднягу опять.

Но, согласитесь-ка, ребята,

Что приговор несправедлив.

Да разве каша виновата,

Когда язык у нас ленив?

3. Если порвались ботинки ваши,

И в дыре нога уже видна.

Говорят - башмаки просят каши,

Значит, вновь виновата она!

Но, разве правильно, ребята,

Нам вымещать на каше злость.

Ведь в том не каша виновата,

Что плохо вбит в подошву гвоздь.

4. Не верьте в разные обманки

Нет ничего прекрасней манки!

Развеять эти мифы каждый будет рад.

Каша – это то, что на столе дымится

И испускает вкусный аромат!

Ведущий. На каше даже гадали. Если летом каша подрумянилась – к дождю, а зимой – к снегу. На Рождество ложку каши подбрасывали к потолку. Если много зерен прилипнет – богатый будет урожай! А если мало – плохой.

Учитель. Главным угощением каша была в день, когда крестят ребенка. Устраивали праздничный обед — крестины. В старину основными угощениями на крестинах были «бабьи каши» и «бабьи пироги». Каша символизировала продолжение рода, она варилась из нескольких видов крупы и была очень густой и сытной. За горшок каши родня вела шуточный торг, а после опустошения горшок разбивался на счастье малышу.

стоит стол, за столом гости ( ученики), (в центре стоит кроватка, в ней кукла)

Крестная (девочка):

Собрались мы на крестины.

Наш малыш на радость нам

Был введен в священный храм.

Гости званые, садитесь,

Ешьте-пейте не спеша

За здоровье малыша!

Крестная выносит на этот раз кашу и начинает раздавать.

Кладет ложку маме малыша:

Первой нашу кашу

Мамаша: Буду есть, поправляться,

Кладет ложку каши отцу и обильно посыпает солью, перцем или поливает горчицей:

Папаша: И Папаше ложечку!

Буду жевать понемножечку,

Все: Будет папаша знать,

Как трудно деточек рожать!

Угощает братьев и сестер (любым ученикам):

По ложке братикам-сестричкам,

И большим, и невеличкам!

Чтобы с младшеньким играли,

Чтоб его не обижали!

Угощает бабушек и дедушек:

Бабушка и дедушка: Внук у нас отменный,

А возраст наш почтенный,

Нам кашки по полной чашке!

Угощает крестного:

Крёстный: Крестный съест в один присест!

В кашке маслице коровье,

Будет ребеночку здоровье!

Угощает других родственников:

На всех одна бадья!

Малышу расти желайте! (ставит на стол)

Домовой: Ну и удивили меня, даже традиции старинные знаете

Домовой: Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можно полечиться!

Чай всех снадобий полезней

Помогает от болезней!

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит!

Сокрушит любой недуг.

Чай - здоровью лучший друг!

Ученик 7. Чай появился на Руси намного позже. Его привезли из Монголии, потом – из Китая. Сначала он был очень дорог и недоступен для простого люда. А потом, когда чай подешевел, русский люд не представлял себе застолья без чаепития. Да с вареньицем! Да с пряниками! Да с конфетами и всякими сладостями!

песня "Сладкоежки".

Домовой: А теперь мне пора возвращаться к себе за печку, молодцы вы ребята, теперь я точно знаю, вы любите кашу и знаете о ней очень много, и я вам в подарок оставляю горшочек каши, которая вам прибавит здоровья и ума. Прощайте. (уходит)

Ученик 8: Нас вскормили кашей. Потому мы и выросли такими большими и умными, что хорошо кушали кашу в детстве- ложку за папу, ложку за маму. А если мало каши ели - кто же вам виноват? Учтите, наверстать это вовсе не поздно

Учитель. В конце трапезы подавали «сыто» - вареное пшено с медом, и гости понимали, что им пора уходить. Отсюда и поговорка – «Наесться досыта!»

Многие блюда тех далеких времен мы любим по сей день. Это и каши, и борщи, кисели и квасы. И много других блюд. Нет будущего у того народа, который не помнит своего прошлого. Так давайте помнить и чтить нашу историю и наши традиции!

Следующая частушка

Праздник «Каша-сила наша!»
(Праздник проводился в школьной столовой)
Цель: познакомить учащихся начальной школы с народными традициями русского народа.
Задачи: 1. Привитие правил правильного питания.
2. Приобщение к культуре русского народа.
3. Ознакомление с полезными свойствами различных каш.

Частушки .

1. Дайте каши, дайте каши!
Дайте каши с молоком!
Наедимся вкусной каши,
И частушки вам споём!
2. На Руси поесть любили,
И особо каши чтили!
Пшённые, овсяные,
Гречневые, манные.

3. Любят взрослые и дети
Каши вкусные, поверьте!
Если скушаешь ты кашу,
Станешь ты добрей и краше!
4. Ешьте кашу каждый день,
Силы набирайтесь!
А чтоб было веселей,
Спортом занимайтесь
5. Нам ответил дед столетний,
Почему не постарел?
«Потому что я, ребята,
В детстве только кашу ел!»

Чтец: - Запомните эту историю нашу!
Пляшите, играйте, но кушайте кашу!
И пшёнку, и гречку, перловку и манку,
С клубничкой и сливками ешьте овсянку.
Полезной и вкусной должна быть еда,
И каша, поэтому с нами всегда!
Ведущий: - Ребята, все каши – полезный продукт. А чем полезны каши мы вам сейчас расскажем.
Чтец 1: - Пшенная каша – поможет очистить организм после приема антибиотиков, выводит из организма токсины.
Чтец: - Варим кашу из пшена.
Ах! До чего ж она вкусна!
Подожди немножко,
И берись за ложку!
Чтец 2: - Гречневая каша – это кладезь витаминов группы В. Она богата калием, кальцием, магнием, железом.
Чтец: - Лучше нет крупы, чем гречка!
Знает каждое сердечко.
В доме нашем знает каждый -
Гречка – лучшая из каш!
Чтец 3: - Овсяная каша – полезна для сердца, она выводит из организма холестерин. Овсяная каша богата энергией.
Чтец: - Кушай кашу «Геркулес» -
Это чудо из чудес!
Кушай, станешь силачом -
Любая гиря нипочем!
Чтец 4: - Рисовая каша – даже больше , чем гречневая, богата витаминами группы В. Поэтому благотворно влияет на нервную систему и повышает уровень интеллекта. Поэтому, мы просим наших поваров почаще нам варить рисовую кашу.
Чтец: - Каша белая из риса,
Полезней всякого ириса.
Зёрна белые тверды,
Но налей в чугун воды,
Да поставь на огонёк,
Да посыпь ка сахарком,
Посоли немножко – да берись за ложку!
Чтец 5: - Перловая и ячневая каши. Их можно назвать кашами красоты. Они полезны для роста волос, укрепления костей и зубов.
Чтец: - Ну, а мой приятель Вовка
Любит поедать перловку,
И поэтому наш Вовка -
Самый сильный из ребят!

Чтец: - Кашу любите, ребята, всегда!
Много калорий и с ними вода.
Все витамины сюда собрались.
Лезут в желудок!
И ты растёшь ввысь!
Чтец- Почему ее едят дети с наслажденьем?
На вопрос – простой ответ!
Повар тётя Оля
Наварила нам на завтрак
Сказочную кашу!
Съели кашу все до дна,
Ну, и объеденье!
Чтец: - В школе весело живём
Каши вкусные жуём.
С каждым днём мы подрастаем,
Сил, здоровья набираем.
С детства кашу кушать надо,
Она лучше шоколада!
Все: - На столе дымится каша.
Где большая ложка наша?
Будем с кашей мы дружить,
Лет до ста мы будем жить!
Ведущий: - Ребята, мы сейчас посмотрим, какой же класс больше всех любит кашу! Пока вы доедаете, наши участники праздника пройдут по рядам и посмотрят, а заодно и раздадут всем вкусные, оригинальные рецепты приготовления каши.
И разрешите закончить наш праздник танцем «Варись, каша!!

Следующая частушка

Продолжать знакомство детей со здоровым питанием, показать пользу каши в рационе питания, средствами русского народного фольклора.

Расширять представления детей о жизни русских людей в старину, через освоение устного и музыкального фольклора.

Познакомить с традициями и обычаями русского народа, играми и развлечениями на праздниках.

Знакомить с образцами Рязанского фольклора.

Показать детям взаимосвязь быта и традиций с устным и музыкальным творчеством.

Учить детей различать и называть разные виды круп (гречка, рис, манка, пшено)

Проинформировать детей, как и из чего, варят каши, как их едят.

Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию, вызвать желание вести здоровый образ жизни.

Способствовать развитию личностных и ценностных качеств детей (гостеприимство, щедрость, доброта, уважение к старшим и друг другу, чувства сплочённости в коллективе).

зал оформлен как русская изба, в которой находится печка с горящими березовыми поленьями (нарисованный плакат). Перед печкой стоит горшок. На столе самотканые скатерти, кружевные салфетки, деревянная хохломская посуда, изделия из бересты.

1. Экскурсия на кухню детского сада;

2. Знакомство со стихами о каше;

3. Рассматривание разных видов круп;

4. Игра – хоровод «Варим кашу»;

5. Русская народная игра «А мы просо сеяли».

6. «Подъезжали мы под село» (рус. нар. пляс., выходная, составитель К. Обухова).

7. «Пора гостям со двора» (р. н. п. составитель О. Стародубова).

8. «Ой, бабушка - кудельница» (р. н. п., Рязанской области).

9. «Частушки про кашу» (составитель С. Мерзлокова).

Ход посиделок:

Дети парами под русскую народную песню «Подъезжали мы под село» входят в музыкальный зал.

Здравствуйте. Пожалуйста, гости дорогие, на праздник. Веселья вам и радости.

Давно я вас поджидаю, посиделки не начинаю. У меня для каждого найдется местечко и словечко. Припасено забавушек на всякий вкус.

Кому, правда, кому сказка, кому песенка. Здесь и красны девицы и добры молодцы кругом. Будет всем вам здесь приятно побывать у меня в гостях. Каши отведать вкусной и чайку напиться всласть.

Гостья (взрослая):

Слышали мы, что вы кашу варить собираетесь вот и пришли к вам на помощь.

Заходите, гостюшки дорогие, для дорогого гостя и ворота настежь, добрый гость всегда впору, гостю в переднем углу место (кланяется гостям).

Скажите, гости дорогие, почему полезно кушать кашу?

В кашах много витаминов, которые помогают расти крепкими и сильными.

- Как вы думаете,почему о некоторых людях говорят: «Он каши мало ел?»

(такие люди худые, маленького роста, слабые).

- Да, вы правы, так говорят о слабых и хилых людях, которые не едят каши.

С утра много работы, занятий, на всё это нужно тратить много сил и энергии, а в каше много полезных витаминов и веществ.

«Щи да каша – пища наша»,-

Недаром так в народе говорят.

Кашу с удовольствием

Русские люди едят.

Вкусна, сытна, полезна,

Помогает от болезней.

Силы придает, к здоровью ведет.

Особенно каша нужна для детей.

Готовится она без затей,

Но помогает быстро расти

И здоровый дух в здоровом теле обрести.

Скажите, гости дорогие, все ли вы любите кашу?

Один из детей: Каша, каша…. Не хочу!

Ой, не прав ты, гостюшка. А вот почему, вы поймёте, послушав сказку.

Сказка (на слайдах):

Давно это было. Жили-были дедушка и бабушка, и жила с ними любимая внучка Машенька.Всем хороша внученька: и помощница, и рукодельница, да только плохо ела. Оттого, наверное, была бледненькой и худенькой.

Как-то в холодные осенние дни заболела Машенька, слегла в постель.

Губки посинели, щечки впали, бледный румянец и тот исчез. Горюют дедушка с бабушкой. Чем внучке помочь?

Тут зашла соседка. Многих людей она из болезни вытащила. Увидела и сразу поняла, что Машеньке поможет,и говорит: «Свари-ка ты, соседка, в русской печке кашу – рассыпчатую, вкусную, душистую да маслицем полей. Пусть внученька каши поест, и увидите, что каша творит чудеса».

Выслушала бабушка соседку. Заставила деда печку пожарче истопить, сама крупу перебрала, помыла, заложила в чугунок, залила молоком, посолила, посластила, масла топленого положила и в печку поставила.

Долго томилась каша в печке. Вытащила бабушка чугунок. А из чугунка такой дух пошел, что поднялась Маша с постели.

- Внученька, иди к столу, каши покушай, а то совсем ослабла, - говорит бабушка.

- Да я и вправду хочу кушать,- говорит внучка.

Съела она одну ложку каши – сила в руках появилась. Съела вторую – губки заалели, съела третью – глазки засветились, и румянец на щечках появился. А как съела всю кашу,встала на ноги и говорит:

Внучка - Да ведь я совсем здорова, бабушка. Спасибо деду за печку горячую, тебе за кашу целебную, и соседке за добрый совет.

Так повелось у народа говорить: «Каша – сила наша».

Я надеюсь, вы поняли, гости, как важно для здоровья есть по утрам кашу?

Вот и хорошо, я очень рада, что мнение о каше у вас изменилось.

Скучновато стало, А может, быть вы нам частушки споете.

Частушки про кашу.

Дайте каши, дайте каши,

Дайте каши с молоком.

Наедимся вкусной каши

И частушки вам споем.

Приходи ко мне обедать,

Щей наваристых отведать.

Когда снова приглашу -

Перловой кашей угощу.

Ой, подружки, дело плохо,

Мой милёнок заболел.

Аппетита он лишился -

Полведерка каши съел.

И плясал бы я и пел бы,

Только вовсе нету сил.

Полведерка каши съел бы,

Если б кто-нибудь сварил.

Ой, разросся наш горох

На широкой грядке.

Сварю кашу из него -

И будет все в порядке.

Для здоровья нашего

Кормят всех нас кашею,

Манную на молоке,

Сорока (заходит)

Здравствуйте! Летела я, летела, устала, решила отдохнуть. Вижу вашу избу, пустите на порог отдохнуть? Да у вас тут праздник?

Да. Ко мне гости пришли повеселиться, да каши отведать.

На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место на столе. Она являлась основным блюдом, как у богатых, так и у бедных людей.

Ой, и я люблю, детушки, кашку варить, да сытно и вкусно вас кормить.

Спасибо, Сорока. Каша у нас уже варится (показывает на горшок перед рисунком печки). Проведи-ка лучше игру с ребятишками.

С удовольствием. А знаете ли вы, без чего не бывает вкусной каши?

Я буду называть продукты. Если они идут для приготовления каши, вы хором говорите «Да», а если не идут, говорите «Нет».

Читайте также: