Частушки про русскую литературу
Обновлено: 16.11.2024
Мы о книгах пропоём
Песенки-частушки.
Веселее петь вдвоём –
Навостряйте ушки.
Книги с детства я читаю,
Их дарил всегда отец,
Его часто вспоминаю
Словом добрым:"Молодец!"
Книга издавна пришла,
Но не все читали;
Если грамотным ты был,
Жил без них едва ли.
Первой книге были рады:
Свет и радость принесла.
Иван Фёдоров награды
Принимает от посла.
Польза книг давно известна,
Их читал и стар, и млад,
Сердцу и душе полезна,
Каждый день читать их рад.
Подружились с книгой люди,
В каждой книге свой секрет.
Прочитаешь – в сердце будет
Доброта и жизни свет.
Говорят, что Александр
С книгами был в дружбе.
Сказкам Пушкина я рад:
Двести лет на службе.
От невежества спасает, –
Чернышевский говорил.
Книги с детства кто читает,
И воспитан он, и мил.
Польза книг давно известна
Аж с Декартовских времён.
Путешествовать прелестно
Вместе с книгой – он польщён.
Пользу книг все признавали,
Просвещался наш народ,
Ведь из книг мы узнавали,
Чем и как страна живёт.
В Мировую – я не знал
Мы за что воюем;
Цветков книгу написал,
Завтра же прочту я.
В революцию без книг
Шагу ни ступали.
Маяковский предсказал
Свет и радость дали.
Революция была,
Было много мнений.
"Анну Снегину" прочтём,
В пользе нет сомнений.
Белый с красным воевал:
Смерти и невзгоды;
"Тихий Дон" я прочитал
Про лихие годы.
О Гражданской о войне
Бабеля читала,
Познакомься с Пильняком,
Он писал немало.
Чтоб с фашистом воевать,
В бой мы книги брали.
Вася Тёркин рядом был –
Жили без печали.
Сам частушки не любил:
Простота смущала.
Гитлера он победил –
Это ведь немало.
О полётах на Луну
В книгах вы прочтёте.
И про Лунную войну
Есть билет в зачёте.
О полётах на Луну
Мы из книг узнали:
Там лунатики живут.
Верите? Едва ли.
Я на Марсе не бывал,
Мне из книг известно:
Надо яблонь насадить,
Пусть цветут чудесно!
Книги жили и живут,
Век не унывают.
Их читают там и тут,
Бунина все знают.
В электронном виде книги
Модно стало так читать,
Но поверьте – пахнет краской! –
Лучше нет её – листать.
Я частушки сочиняю
Двадцать пятый день подряд,
В перерывах их читаю,
Каждой новой очень рад.
Книги живы будут вечно,
Не заменит Интернет.
Поступает тот беспечно,
Кто не ищет в них совет.
Быть читающей страной
Было так почётно.
Сможем встать мы снова в строй –
Книг у нас несчётно.
Мы частушки вам пропели
Вас пытаясь убедить:
Ничего полезней книги
Нет на свете – книге жить.
Следующая частушка
Всякий в поле Еремей
Свое дело разумей!
За трудом не пропадешь:
Что посеешь, то пожнешь!
Ем толстовские котлетки,
А мясные очень редко,
Но и этим крохам рада,
Такова за труд награда.
Не кормить и одевать,-
Видим в этом сложность,-
А упорно создавать,
Для труда возможность.
Раньше труд был весь вручную,
И косили до зари,
И усталости не знали,
И не спать всю ночь могли.
Начался урок труда,
И досталась мне пила.
Сейчас от этой пилки
Полетят опилки.
Ох, и врут людишки, врут,
Что у нас в почёте труд! -
Безработица кругом. -
Мы - здоровье бережём!
Сколько можно, чтоб шуты
без зарплат трудились?
Денег ждать от короля
Вовсе уморились?!
И при всех делах успеют
Не забыть про внешний вид.
Все душою не стареют,
Труд их только молодит.
Нам сказали: «Мы едины»
Он с кнутом, а мы гнём спины.
А сильны мы, между прочим,
Трудовым горбом рабочим.
Отдохните от Канаров.
И Канары отдохнут.
Нам не надо гонораров!
Весь доход - крестьянский труд!
Всё мы пашем. Труд - морока.
Эх, скорей бы отдых нам!
Но до отдыха далёко,
Как до ласок милых дам.
На трудах весь день учили
Мыть, скоблить и вышивать.
Коль научимся готовить -
Можно замуж выдавать.
В Забайкалье можно жить,
Если не лениться.
Надо меньше водку пить,
Больше бы трудиться.
Тяжко трудится студент
Дважды в год на сессию.
Было б лучше в двадцать лет
Уходить на пенсию.
После вахты трудовой,
Ноги не идут домой,
До чего ж отстойная
Та любовь застойная!
Зятю мелочь дал хозяин,
На дорогу мы даём.
Оборзел совсем тот барин -
Рабский труд, а не наём!
По стране на все лады
Трескотня за их труды,
Но, где всё горит кругом,
Там лишь тушат языком!
Мама ходит на работу -
Трудную, опасную,
Только у меня работа
Что ни день, то Классная!
В первом классе на труде
Сшила я штанишки.
Из-за этого в лесу
Рассмеялись мишки.
А как привык петух к труду.
Знал все морщиночки в заду.
Любую знал он на зубок,
Себя нисколько не берёг.
Следующая частушка
______________________, двенадцатилетний кадет, отданный три года назад в кадетскую школу «Спасатель» в ночь на День влюбленных не ложился спать. Дождавшись, когда дневальный выключит в коридоре свет, он достал тетрадку, вырвал из нее листок и стал писать при тусклом свете своего сотового телефона
«Дорогой товарищ министр!»
Пишет Вам кадет 7 взвода _____________________________. Школа у нас большая, и учителя хорошие. А вот с русским языком совсем мы замучились: каждый день по 1-2 урока. Все пишем-пишем. Я уже так быстро писать научился, что учительницу опережаю. Она еще только первую букву в слове диктует, а я уже предложение заканчиваю.
Еще нас на уроке стихи учить заставляют, как на литературе. Говорят как правило выучить легче. Я хожу и твержу:
«Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть!
Вы запомните, друзья,
На «Е» спрягать нельзя!»
Уф! Вспомнил! Зато окончание у глаголов знаю теперь, как писать.
А вчера на уроке мы «Одушевленность существительных» учились определять.
Так я с удивлением узнал, что «утопленник» - одушевленное, а «кадетство» - неодушевленное существительное.
А на уроках русого языка учительница нас все время чертить заставляет: то одну черточку, то две, то стрелочки, то волнистая линия.
Путаюсь я часто, а меня ругают: «Опять неправильно члены предложения подчеркнул»!
Устал я на вопросы учительницы отвечать. Так она их задавать любит! То какая это часть речи? То почему такая буква пишется?
Где ставятся запятая? Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? И как? Ой! Что это я?! Уже вопросы скороговоркой цитирую!
А теперь нас еще пугать начали каким то ГИА – ЕГЭ.
Причем все: и учителя, и воспитатели, и даже родители к ним подключились.
Чтобы не учили, что бы не писали, твердят: «не выучить – не сдать ЕГЭ» а сами то его больше нашего боятся.
Мне даже кошмар как-то приснился: «Иду по плацу и вместо речевки командую: «Сочинение по схеме: тезис- аргумент-доказательство». Без нее, говорят, какой то блок С не сдать.
Дорогой товаришь министр! У нас, кадетов, к вам просьба большая, прикажите в школы добавить уроков русского языка, чтобы учительница наша не волновалась больше, что времени не хватает, чтобы подготовить нас к этому ГИА – ЕГЭ, а физкультуры у нас итак достаточно.
А мы уже учить будем, если, правда, правила больше менять не будут. А то мы запутались, почему нам не five o clock , который в 16-00, дают йогурт или кофе растворимое.
С уважением, кадет 7 взвода________________________________
перечитал письмо, вздохнул, запечатал конверт, и вывел аккуратным почерком «Москва, Министру образования». И счастливый лег спать.
Следующая частушка
Изучая творчество А.Блока, Н.Клюева, Н. Рыленкова, С.Есенина, В.Высоцкого и даже В. Маяковского, мы отметили, что каждый из этих поэтов в разные периоды своего творчества обращался к частушкам.
Будучи главным образом лирическим поэтом, Есенин чаще обращался к лирическим народным песням и частушкам.
Специфика частушечного творчества состоит в том, что как правила, носит экспромтный характер. В экспромтном характере создания частушек видим их самую яркую особенность. С экспромтным характером возникновения частушек в известной степени связаны особенности их содержания. Если в других песенных жанрах фольклора в этой или иной мере могут быть отражены и различные явления прошлого, от частушки всегда создаются только на современные темы. Более того, в современной жизни частушку привлекают преимущественно новые явления.
Если взять блоковскую революционную поэму «Двенадцать», то мы увидим помимо общего объединяющего образа Христа еще и такой прием, как непосредственное введение в произведение городской частушки (третья часть поэмы состоит из трех частушек). Вся же поэма написана частушечным ритмом, со своеобразной частушечной рифмовкой, что в свою очередь, характерно для есенинских ранних поэм.
Блок: И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль,
Ко всему готовы,
(«Двенадцать» 1918 г.)
Частушки и сатирические песни Н. Рыленков использовал в поэмах «Земля», «Война», «Скоморох Овсей Колобок», «Ананья из Старой Ломни» и др. В. М. Сидельников сделал интересные сопоставления и показал, что многие из них близки образцам, вошедшим в народно-поэтические сборники.
Паршивая в стаде моем овечка,
И та три ягненка приносит в год.
Кошка на окошке Ширинку шьет.
Курица в сапожках Горницу метет.
Кот им с полатей Указывает,
Вечером про все мне Рассказывает. —
Поэма удивительно музыкальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской частушкой:
Как пошли наши ребята В красной гвардии служить -В красной гвардии служить -Буйпу голову сложить.
Маяковский вводит свою систему тонического, или акцентного, стиха. Ритмика Маяковского отличается новизной. Она использует ритмы частушек, романсов, народных песен.
Тексты „Окон РОСТА“ отличались простотой и точностью характеристик, идущих от традиций народных лубков и частушек.
«Окна РОСТА» - новизна и разнообразие средств поэтической выразительности, Маяковского.
Свободный поток поэтической речи М. И. Цветаевой включает всевозможные устно-поэтические жанры, как правило, связанные в быту с музыкой. Это и песня, и частушка, и причитание, и скороговорка, и городской романс, и баллада. Сохраняя их строй, она вносит в этот традиционный мир неожиданность своих метафорических построений. Так, частушка, оставаясь озорной, становится у Марины Цветаевой многозначительной, порой даже несколько таинственной:
Где слезиночки роняла,
Завтра розы будут цвесть.
Я кружавчики сплетала,
Завтра сети буду плесть.
Огромное место занимают частушки в творчестве В. Высоцкого. Они не только использовались в его стихах, но сочинялись Высоцким к спектаклям, например, "Живой"-на уход из колхоза:
Читайте также: