Частушки из фильма москва слезам не верит
Обновлено: 21.12.2024
В шикарной кинокартине «Москва слезам не верит» прозвучал ряд частушек, в том числе и эта:
Чтоб построить новый дом
Динамита грянул гром.
Не взорвался старый дом -
Рухнул новый за углом! (с)
Так и у нас) бяда)))
Сотрудники полиции и МЧС задумчиво устремляли свои взгляды ввысь когда я возвращалась домой, после работы. Встала, постояла также посмотрела ввысь, но так ничего не увидела, прыгать никто не собирался, да собственно и не было никого кроме служивых.
Следующая частушка
И для меня один из показателей этого класса в данном кино стал прием, который задумал и блестяще реализовал Владимир Меньшов, но почему то не очень часто использовался даже в лучших образцах того, советского и классного кино. Я говорю о неком культурном посеве (если можно так выразится) этаких "маячков", которые режиссер умеренно (без перебора) распределил по первой части своей картины. О чем речь? Ну если помните (а вы помните :-))) фильм показан в 20 временах - Первое - это 1958 год, а второе 20 лет спустя. С последним вопросов не возникло - фильм был снят в 1979, а вот для понимания и восприятия первого этапа режиссер ввел эти пресловутые маячки. Сделал это просто и красиво, через камео и через культурную память.
Сначала по камео. Это просто, красиво и очень благородно со стороны режиссера? Почему благородно? Ну, потому что большая часть привлеченных Владимиром Валентиновичем Меншовым известных в прошлом людей или уже были забыты, или постепенно забывались. Громкий (и мировой) успех картины помог им продлить немного карьеру, а, может быть, и жизнь
Давайте вспомним эти камео.
Прежде всего, вспоминаются актерские и яркий момент. Вот этот вот:
Начнем с простой, но важной детали. Сцена снята возле Центрального Дома Киноактера на улице Воровского (ныне Поварской), и в середине прошлого века подобные мероприятия действительно часто устраивались на этом месте. Так что фигурирующий Фестиваль французских фильмов вполне мог проходить там летом 1958 года. Мелочь, а приятно :-)
Теперь по персонажам.
Первой показалась Татьяна Конюхова
И я кстати, не могу сказать, что она была "звездой первой величины". Для зрителей 1958 года она была любима по роли Сони Орловой, девушки из фильма "Разные судьбы". а также хорошо известна по фильмам — Майская ночь, или Утопленница Ганна (1952), Судьба Марины (1953) и Запасной игрок (1954). Также именно в 1958 году вышел фильм "Над Тиссой" давший новый толчок ее популярности. Хотя, повторюсь, не главная кинозвезда - ее пик популярности будет чуть позже.
Но дама была действительно красивая, модная и стильная. Поэтому могла быть примером именно для Людмилы.
Татьяна Георгиевна Конюхова жива до сих пор (здоровья ей крепкого) и фильм этот дал новый импульс ее карьеры и она спокойно снималась вплоть до 2011 года.
Дальше у нас Георгий Юматов , а он то уж действительно был важнейшей кинозвездой того времени.
в 1950-е годы он стал очень популярен после фильмов «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Герои Шипки», «Педагогическая поэма», «Разные судьбы», «Они были первыми» Хотя его главный фильм был еще впереди :-)
К 1979 года он был по прежнему востребован и немало снимался, несмотря на то, что из-а его сложного характера и его алкогольной зависимости с ним не очень любили работать режиссеры.
Ну а следующий актер был наверное тогда № 1. Леонид Харитонов.
Быстро взлетел через кинокартины "Васёк Трубачёв и его товарищи" (1955), "Солдат Иван Бровкин" (1955), "Отряд Трубачёва сражается" (1957), "Улица полна неожиданностей" (1957). И только-только вышел главный фильм в его карьере "Иван Бровкин на целине".
Пик популярности и карьеры, который, увы, быстро пошел на спад. Усугубило это злоупотребление алкоголем. Этот тот случай, когда В. Меньшов буквально пытался вытащить актера. Увы, не удалось.
Как антитеза Харитонову тут представлен Иннокентий Смоктуновский.
Шикарный момент. Как раз он близок от взлета - он уже интересен и востребован в театре, а вскоре станет сниматься и в кино, став одним из самых известных и любимых (и заслуженно) отечтственных актеров.
Следующие интересные камео мы видим на сьемках "Голубого огонька", куда Рудик пригласил Катерину. Там частушки поют гремевший тогда эстрадный дуэт Павел Рудаков - Вениамин Нечаев
Пожалуй, по популярности с ними могли сравниться только киевляне Тарапунька и Штепсель :-)
Надо сказать, что вскоре после событий в кино (а точнее в 1962 году) дуэт расспался. И соединился только для "Москва слезам не верит".
Нельзя сказать, что участники были совсем уж забыты, но такой бешеной, сумасшедшей популярности как в конце 50-х у них уже не было никогда. Нечаев какое-то время работал вместе с Германом Орловым, после чего начал выступать в качестве конферансье в созданном им эстрадном ансамбле. Как актёр снялся в двух фильмах и в ранних новогодних «Голубых огоньках».
Рудаков продолжал выступать на эстраде с куплетами вместе с Борисом Бариновым и Станиславом Лавровым и также снялся в нескольких фильмах и в ранних новогодних «Голубых огоньках».
Но главное, что был наставником и учителем куплетистов Николая Бандурина и Михаила Вашукова, которых, думаю, многие из вас знают :-)
Но интересный получился момент и в точку. И как раз на съемках "Голубого огонька".
Ну и как же на стыке 50-60 было обойтись без поэтов? :-) Ну, никак :-))Это тоже такой маркер времени. Поэтов в 1950-е боготворили.
И у нас тут фигурируют трое самых известных (Окуджаву видимо цензура не пропустила, а вот замечательную Бэллу Ахмадулину могли бы и вспомнить:-)
Первый - Андрей Вознесенский тут сыграл в камео.
Он читает свою "Параболическую балладу" у памятника Маяковскому благодарным слушателям в самом начале фильма.
Думаю, уместно будет привести ее полностью.
Судьба, как ракета, летит по параболе
Обычно — во мраке и реже — по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом — торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть
из Монмартра,
Он
дал
кругаля через Яву с Суматрой!
Унесся, забыв сумасшествие денег,
Кудахтанье жен, духоту академий.
Он преодолел
тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
»Прямая — короче, парабола — круче,
Не лучше ль скопировать райские кущи?»
А он уносился ракетой ревущей
Сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог —
Параболой
гневно
пробив потолок!
Идут к своим правдам, по-разному храбро,
Червяк — через щель, человек — по параболе.
Жила-была девочка рядом в квартале.
Мы с нею учились, зачеты сдавали.
Куда ж я уехал!
И черт меня нес
Меж грузных тбилисских двусмысленных звезд!
Прости мне дурацкую эту параболу.
Простывшие плечики в черном парадном.
О, как ты звенела во мраке Вселенной
Упруго и прямо — как прутик антенны!
А я все лечу,
приземляясь по ним —
Земным и озябшим твоим позывным.
Как трудно дается нам эта парабола.
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство, любовь и история —
По параболической траектории!
В Сибирь уезжает он нынешней ночью.
А может быть, все же прямая — короче?
Довольно сильно, согласитесь. Но есть одна маленькая ошибка простительная создателям фильм. Не мог он ее читать летом 1958, потому что написал он это произведение в 1959 :-) Но, повторюсь, простительно. Опять-таки его первый сборник официально выйдет в 1960 году, но он уже был популярен к этому году
Евтушенко еще в 1952 году стал членом Союза писателей СССР (самым молодым, кстати), К 1958 году у него уже было несколько изданных сборников "Разведчики грядущего" (1952), "Третий снег" (1955), "Шоссе энтузиастов" (1956), "Обещание" (1957). Кроме того, он уже был знаменем бунтарей, так как попал под локальные репрессии - был исключён за «дисциплинарные взыскания», а также за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» из Литературного института.
Роберт Рождественский был в тот момент известен меньше, но ИМХО, был действительнее талантливее и Вознесенского и Евтушенко. К описываемому нами времени у него было 2 сборника «Флаги весны» (1955) и «Испытание» (1956), а также поэма «Моя любовь» (1955). Но зато он начинает писать песни
И в дальнейшем многие известные хиты станут его визитной карточкой. Навскидку «Огромное небо», «Погоня», «Мгновения», «Позвони мне, позвони» и еще куча других.
Ну и последний, завершающий на сегодня, но яркий штрих :-)
Помните встречу знакомства Гурина и Людмилы на станции "Охотный Ряд".
Помните, что читает Люда? Правильно, Эриха Марию Ремарка "Три Товарища". Читает, кстати, не потому, что нравится, а потому что модно ". вся Москва читает" :-) А знаете почему модно? Потому что именно в этом году эта книга была переведена на русский и издана большим тиражом. Отсюда и мода :-)
Отличный временной маячок.
К сожалению, не нашел изданий 1958 года и не могу сказать, правильно ли подобрана книга именно в кино, но факт остается фактом. Режиссер - большой молодец!
Вот как то так.
Надеюсь, вам было интересно :-)
Приятного времени суток.
Следующая частушка
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Н.И.Бабулькин. Деньги слева.April 21st, 2006
Пусть нас лапотной Россией
Называет Вашингтон,
Мы сегодня запустили
Лапоть свыше пяти тонн!
Чтоб построить новый дом
Динамита грянул гром.
Не взорвался старый дом -
Рухнул новый за углом!
Подарила в лотерею
Куму свой билет кума.
Кум теперь "Москвич" имеет,
А кума - сошла с ума.
В ресторане как-то дед
Скушал комплексный обед.
И теперь не платит дед
Ни за газ и ни за свет.
За улыбку, наконец,
Стал бороться продавец.
Я костюм купил, надел -
Стал смеяться весь отдел.
Следующая частушка
В конце 1979 года состоялась премьера советской мелодрамы Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Музыку для этого фильма написал Сергей Никитин.
Посмотрим, что о нём говорится в Популярном справочнике-песеннике 1989 года:
Никитин Сергей Яковлевич — автор песен, исполнитель (р. 1944, г. Москва).
В 1968 окончил Московский гос. университет. Выступает как певец-исполнитель собственных песен в дуэте с Татьяной Никитиной. Автор музыки к мульт- и кинофильмам. Наиболее известные песни: «Песня о маленьком трубаче», «Александра», «Диалог у новогодней елки», «Переведи меня через майдан», «Когда мы были молодые», «Резиновый ежик» и др.
Владимир Меньшов, по словам Сергея Никитина, начинал работу над фильмом с другим композитором, но общего языка с ним не нашёл. Тогда ему и порекомендовали популярного в то время автора-исполнителя:
Я очень этим гордился, я же научный работник, не член Союза композиторов и вообще музыкального образования не имею. Фильм уже был смонтирован, не хватало музыки. Меньшов попросил сочинить песню, которая стала бы лейтмотивом картины. Я попросил его пригласить поэта Дмитрия Сухарева, что он и сделал.
Из воспоминаний Дмитрия Сухарева:
Сначала режиссёру Владимиру Меньшову отрекомендовали музыканта Сергея Никитина, а он, в свою очередь, предложил мне написать стихи, потому что до этого мы часто работали вместе. Меньшов показал материал и дал нам полную свободу в творчестве. Первыми были написаны слова. Когда Никитин и Меньшов их увидели, очень удивились: при чём тут Александра, если это второстепенная героиня, а главная – Катерина? Но быстро привыкли. Я и сам не могу объяснить, почему выбрал имя Александра, это было интуитивно.
Меньшов попросил меня написать два куплета и припев. Но когда стал готовить титры, оказалось, что она [песня] мала по времени. Я дописать не мог, потому что в это время уехал в командировку в Венгрию, а мобильных тогда не было. Поэтому Никитин попросил дописать недостающие слова нашего общего друга Визбора. Когда я вернулся из-за границы, очень на него обиделся: что ж он пришёл в качестве соавтора в уже готовую песню? Но потом понял, что он действительно спас положение. Кстати, именно его припев про Садовое кольцо стал самым популярным. Народу он нравится больше, чем мои дубы и ясени. Ботаническая тема – это профессиональное. Меня и Никитин всегда ругал, что чуть ли не в каждом моем стихотворении – какие-нибудь семена или саженцы.
Поют Татьяна и Сергей Никитины:
Ноты и текст песни:
В титрах в начале фильма поёт только Сергей Никитин, и последний куплет не звучит, зато в начале есть такие слова (в справочнике-песеннике о них почему-то забыли):
Не сразу всё устроилось, Москва не сразу строилась,
Она горела столько раз, росла на золе.
Тянулось к небу дерево и только небу верило,
А кроме неба верило натруженной земле.
В конце второй серии мы слышим и Сергея, и Татьяну Никитиных, и именно здесь звучат последние куплет и припев.
Кстати, вариант музыки к песне, который мы слышим в фильме, — не первый, а шестой! Предыдущую (пятую) версию Сергей Никитин не раз демонстрировал и рассказывал, что работать над этой композицией было нелегко. Сохранилось несколько видеозаписей (одну из них вы можете найти в списке источников).
Ещё один любопытный факт, связанный с песней: после выхода фильма новорождённых девочек стали чаще называть Александрами. В рейтинге 1980 года это редко встречающееся женское имя поднялось с 53-го на 44-е место.
Кинокартина была очень популярна за рубежом. 150 стран купили её для проката, а в 1981 «Москва слезам не верит» была удостоена премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и Государственной премии СССР. Для американских гастролей Никитиных Дмитрий Сухарев написал английский вариант «Александры», а во Франции текст песни для фильма перевёл Пьер Сардье (Pierre Sardier):
Читайте также: