Мы из саратовской губернии частушка

Обновлено: 20.12.2024

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: формирование чувств любви к малой Родине, ее красоте, достопримечательностям.

- продолжать вести работу по развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- формировать элементарные представления о прошлом малой Родины;

- развивать познавательный интерес к знаниям о родном крае;

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине, ее культурному наследию.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, художественно-эстетическая.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, смена видов деятельности, пение, танцы, чтение стихов.

Оборудование: экран, проектор, ковер – самолет, карта Саратовской губернии, подбор слайдов о Саратове и Саратовской губернии.

(Слайд 1) Дети заходят в зал, встают полукругом.

Беседа начинается под мелодию песни «С чего начинается Родина».

- Что такое Родина? (Это место где мы родились, где мы живём).

Что такое Родина?

Это что – то доброе –

В поле зайка беленький,

Чья – то доброта.

Что это Отечество?

В роще ветер мечется.

На лугу цветы, Кубики и мячики

Поймёте Вы однажды,

Края, где родился

Где с рожденья рос!

- Замечательные стихи мы послушали про Родину, а пословицы и поговорки о Родине вы знаете? (Дети читают пословицы и поговорки о Родине)

1. Если дружба велика, будет Родина крепка.

2. Жить – Родине служить.

4. Родина – мать, умей за нас постоять.

5. Родина любимая, что мать родимая.

6. Человек без Родины, что соловей без песни.

- Да,ребята у каждого человека есть две Родины: большая и малая. Большая это огромная наша страна, а малая – это тот город или посёлок в котором он живём. Скажите, как называется наша большая Родина, наша страна? (Россия).

- А Малая Родина? (Саратов).

- А на какой реке расположен наш город? (Слайд 2) (Волга). Обратите внимание на флаг и герб нашего города (изображение на мультимедиа) (Слайд 3). Что изображено на гербе города Саратова? (Три стерлядки на голубом фоне).

- А знаете ли Вы, что это означает? (Что наш край богат рыбой).

- Правильно это и деревни, и сёла, и посёлки которые находятся недалеко от города Саратова. А всё вместе это и есть наша Саратовская губерния. В нашей губернии каждый город имеет свой герб.

- А почему у нашего города такой герб Вы узнаете из сказки,которую я Вам сейчас расскажу:

«Жили – были в тёплых водах матушки реки Волги три сестры стерлядки – Вера, Надежда и Любовь. Были помолвлены с тремя братьями осётрами. Свадьбы пышные намечали сыграть вместе в один день. Осётры решили к торжеству невестам что – нибудь необычное подарить. Пообещав вернуться через 30 дней, отправились они в поисках подарков вверх по реке. Плыли женихи долго ли коротко ли и вот нашли они чудо раковину, и лежало в ней три прекрасных жемчужины. Взяв подарки, повернули осётры обратно домой. Но не тут – то было. Напала на них злая щука, понравились ей красивые жемчужины, и завязался между ними кровавый бой. Храбро сражались осётры, отвоевали они подарки у щуки и прогнали её. А щука поплыла вслед за ними, дождалась когда они остановятся и убила их. А чудо – раковину забрала себе. День за днём проходят, а женихов всё нет. Тоска печаль одолела сёстрами – красавицами. С горя они выпрыгнули на берег Волги недалеко от Саратова и упали они необычной фигурой. Чтобы помнили люди подлость щуки и не забывали чистых и преданных Надежду, Веру и Любовь».

- Но в автобусе не обойтись и без кондуктора. Кондуктор должен быть вежливый и общительный. Кто сможет быть таким кондуктором? (Ответы детей).

- Чтобы наше путешествие было интересным, я буду выполнять роль экскурсовода. А теперь давайте вместе построим наш автобус и отправимся в путешествие. (Дети строят автобус из стульчиков, кондуктор раздаёт билеты).

- А что же это за путешествие без весёлой песни? («Едем мы по городу»).

- Наш автобус привёз нас на Театральную площадь. (Слайд 5) Как вы думаете почему она называется Театральной? А какие Вы ещё знаете театры, которые есть в нашем городе? (Слайд 6)

(ТЮЗ, Теремок, театр Драмы).

- В нашем городе есть ещё и другие красивые места. Садитесь в автобус, мы отправляемся дальше. (Частушки про Саратов). (Слайд 7)

1. Петь частушки начинаем

Про Саратовский наш край.

Кто живёт в родных просторах,

Вместе с нами запевай!

3. Знаменит наш город хлебом,

Хлеб саратовский - силач!

Пышный, вкусный, ароматный,

Наш Саратовский калач!

2. На Саратовском гербе

Славен рыбою наш край

Ими все любуются! 4. Наш Саратов – это чудо!

Он прекрасен и хорош

И хочу сказать Вам точно

Лучше края не найдешь!

5. Много лет стоит Саратов

Вам должно понравиться.

- (Слайд 8) Обратите внимание на витрину, какая красивая посуда там стоит. Как вы думаете, из чего она сделана? (Ответы детей).

- Да, это завод технического стекла на котором делают такую красивую посуду? А вы знаете, что делают на других заводах нашего города? (холодильники, аккумуляторы для машин и др.).

- Пока мы беседовали с Вами про заводы, я и не заметила как автобус привёз нас на Соколовую гору. (Слайд 9) (выходят из автобуса) А кто-нибудь знает, как раньше называлась эта гора? (Жёлтая).

- Что означает название нашего города Саратов? (Жёлтая гора).

- Да, именно эта гора дала название нашему городу. А что за памятник построен на этой горе? (Ответы детей).

- Да, совершенно верно. Про Соколовую гору и про памятник на этой горе, есть замечательные стихи. (Дети читают стихи)

Зовётся гора Соколовой

Её ты увидишь вдали

Над тою высокой горою

Летят и летят журавли.

Летят среди шума дневного

Летят посреди тишины Как память о тех, кто сражался

И кто не вернулся с войны.

Летят среди шума дневного

Летят посреди тишины

Как память о тех, кто сражался

И кто не вернулся с войны.

- Люди чтят память о погибших воинах и помнят о них. Поэтому в парке Победы и создан музей. Кто знает как он называется? (Слайд 10) (Музей боевой славы).

- Скажите, какие Вы ещё знаете музеи, которые есть в нашем городе (Краеведения, Радищева, Чернышевского и др.) (Слайд 11)

Появляется Старик Хотабыч.

- Здравствуйте, ребята! Куда это Вы собрались на автобусе? (Путешествуем по нашему городу).

- А хотите попутешествовать со мной на ковре – самолёте? (Да, а куда мы полетим).

- А полетим мы над нашей Саратовской губернией. Она необыкновенна большая и красивая, богата своими полями, садами. И живут на этой земле не только люди русской национальности, но и немцы, татары, казахи, мордва и др. А как они любят все вместе веселиться. (Танец девочек).

- Все готовы к нашему полёту? (Дети и Старик Хотабыч встают на ковер) Тогда полетели! Ребята, а что это за обелиск показался вдали? (Слайд 12) Давайте приземлимся и подойдём поближе. Кто нам скажет, в чью честь воздвигнут этот обелиск? (Ответы детей).

- Правильно ребята. Это памятник первому в мире космонавту Ю. А. Гагарину, который жил и учился в нашем городе. Здесь же он совершал свои первые полёты. И из первого полёта в космос Ю. А. Гагарин приземлился именно на Саратовскую землю. И мы Саратовцы должны гордиться тем, что именно Саратовская земля дала миру первого в мире космонавта.

Старик Хатабыч: - А я хочу показать Вам другое чудо! Полетели дальше! (Дети и Старик Хотабыч встают или садятся на ковер)

- Вы ни когда не задумывались откуда у нас берётся свет? (Ответы детей). (Слайд 13)

- В городе Балаково стоит большая, красивая электростанция, от которой по проводам бежит ток в разные уголки нашей страны. И поэтому в наших домах всегда горит свет, от которого нам светло и уютно.

- Ребята, а Вам нравиться играть в яркие пластмассовые игрушки, ходить с яркими красивыми пакетами, носить чистую одежду, которую стирают мамы порошком. А как вы думаете, кто же это всёпридумал: и пакеты целлофановые, и пластмассу, и порошок? (Учёные – химики).

- Город Балаково называют городом химиков и энергетиков.

- (Слайд 14) А сейчас мы пролетаем над городом Хвалынск. - Что Вы можете рассказать про этот город? (Там есть музеи, картинная галерея, много памятников старины, два санатория где люди отдыхают). А отдыхать в санатории приезжают люди со всей Саратовской губернии.

- А чтобы строители могли строить дома, в которых мы с вами живём, что им необходимо? (Цемент).

- В каком городе Саратовской губернии делают цемент для многих строек нашей страны? (Слайд 15) (Вольск). Но не только этим знаменит город Вольск, посмотрите на его герб и скажите, чем ещё богат этот город? (Рыбой). А ещё вблизи города Вольска водится очень много медведей.

Долго мы с Вами путешествовали и приземлились на набережной нашего города, (Слайд 16) где расположено красивое здание речного вокзала и куда причаливают пароходы с гостями.

- Мы очень благодарны тебе Хотабыч за такое интересное путешествие. Но не только ты можешь творить чудеса. Мы тоже научились у тебя чуть – чуть.Вот посмотри: 1 - 2 - 3

Морячков ты посмотри (Танец моряков).

Хотабыч прощается и уходит.

- (Слайд 17) Посмотрите (показ на карту, какая большая наша губерния, много в ней разных городов, деревень, сёл, но самый большой и главный город – это город Саратов, в котором мы с Вами живём. Не зря про него слагают стихи и поют песни и частушки. (Частушки).

1. На Саратовской земле

Гагарин приземлился.

Здравствуй матушка-земля,

Он ей поклонился. 3. На саратовском мосту

А по Волге, по реке

2. Разливается над Волгой,

Льется, вьется над рекой

Трель Саратовской гармошки-

Звук и милый, и родной! 4. Мы пропели вам частушки,

Все частушки хороши!

Мы Саратовскую область

Любим просто от души!

Таких губерний как наша, очень много. А всё вместе – это и есть наша страна – Россия. И так как наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться в наш детский сад. Прошу занять места в нашем автобусе. («Едем мы по городу»).

- Понравилось Вам наше путешествие? (Ответы детей). Что больше всего запомнилось? Что нового вы узнали?

- Это не последнее наше путешествие? В следующий раз мы познакомимся с другими интересными местами нашего города и Саратовской губернии.

1. Книга для чтения в детском саду и дома. Изд. М. «Оникс», 2005 г.

2. Сборник стихов Н. Палькина. Изд. «Добродея», 2007 г.

3. Саратовский край. Е. К. Максимова, В. П. Тотфалушин, М. В. Булычев, Изд. Саратов, Приволжское книжное издательство, 1991 г.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-saratovskaja-gubernija_c0cg5.pptx | 5346,52 Кб
Публикации по теме:

Фотоотчет развлечения «Да здравствует детство — радость Земли!» Фотоотчет развлечения «Да здравствует детство – радость Земли!» Шапошникова Елена Юрьевна, музыкальный руководитель, Саратовская область,.

Картотека загадок о красотах Земли для детей дошкольного и младшего школьного возраста к Международному Дню Земли на МAAM ЗЕМЛЯ1. Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она - огромный шар. 2. Голубая точка в бесконечном море,.

Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Мой город Саратов» Тема: «Мой город Саратов» Характеристики проекта: По доминирующему методу: информационно – практико –ориентированный. По характеру содержания:.

Сценарий музыкального досуга «День Земли» для старшей группы Сценарий музыкального досуга "День Земли" для детей старшей группы. Цель: формировать у детей элементы экологического сознания музыкальными.

Сценарий праздника «День Земли» Сценарий праздника. День Земли. Дети входят в музыкальный зал под песню «Мы вместе» Пономарёвой Анны. Цель: подвести детей к осознанному.

Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром «День Земли» Цель: Расширять кругозор детей. Задачи: Создать радостное, праздничное настроение. Дети входят в зал под музыку. Ведущий: Ребята, сегодня.

Сценарий сказки «Пчелка Жу-жу» ко Дню Земли Сценарий сказки "Пчелка Жу-жу" для старшей группы ко дню Земли. Читает воспитатель: Берегите Землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените,.

Сценарий экологического праздника «День Земли с феей Экологией» Ведущий: Доброе утро, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня в нашем детском саду замечательное событие – мы празднуем День Земли.

Выставка семейного творчества «Цветы Земли» к Международному Дню Матери-Земли 22 апреля отмечается Международный день Матери-Земли. В 2018 году в Беларуси этот день проведут под девизом «Зеленые города». Перефразируя.

Сценарий экологического праздника «День Земли» (средняя, старшая группы) Ведущий: Ребята! Вы все знаете, что в нашей стране приняты законы об охране природы, животных и воздуха. Дерево, трава, цветок и птица.

Следующая частушка

Сердцева Наталья 7 класс МОУ "СОШ п.Белоярский Новобурасского района Саратовской области" Руководитель: Комлева Н.Н.

Агабалаева Альбина 5 класс МОУ "СОШ имени Героя Советского Союза Н.В.Грибанова с Брыковка Духовницкого района Саратовской области"

Я не знаю как у Вас, А у нас в Саратове Девяноста лет старушке- Гуляет с ребятами.

Петь частушки начинаем Про Саратовский наш край Кто живет в родных просторах, Вместе с нами запевай.

Край родной, край родной,

Тянет все меня домой!

Еду я из-за бугра,

Посмотреть, как там дела!


За границей мне тоскливо,

Хорошо в краю мне милом!

То кричат, то матерят,

Слышать это только рад!

Наш Саратов весь зеленый

Он похож на город – сад

Основал его Засекин

Много лет тому назад.

Хорошо жилось всем людям

В те года в краю родном.

Развивалась там торговля

Рыбой, солью и зерном.

Город – крепость был построен

На брегу большой реки.

Промышляли рыбной ловлей

Много стерляди водилось

В Волге – матушке реке.

И поэтому ту рыбку

Разместили на гербе.

Хорошо живем, не тужим

Со сметаной хлеб едим

Мы Саратовом гордимся

И другого не хотим


Мы – саратовские ребята,

Мы нигде не пропадем,

Мы и горы переедем,


Мы и реки перейдем!


Я в Саратове была,

Платье новое купила

Тут дыра, и там дыра

Зато в Саратове была

Как саратовских ребят

Через три горы видать!

Щеки алые горят

И с улыбкой говорят!


Верина Виталия ,7 класс, МОУ»СОШ №1 г.Ершова»

Бурлакова Инна , 7класс, МОУ «СОШ № 1 г.Ершова»

Ежегодова Анна, 7класс, МОУ «СОШ п. Бурасы»

Край свой родиной зову,

Здесь с семьёй моей живу.

Ох, как я люблю его!


Здесь соловушка поёт,

Пчёлка собирает мёд.

Очень край свой я люблю,

Никогда не разлюблю!


Хороши в садочке розы,

Только мне родней берёзы.

Во всей России славится!


Драбынина Мария, 6 класс, МОУ "СОШ с. Марьино-Лашмино Новобурасского района"

1. Как в Калининском районе

Людям добрым песни пели,

Их мы поздравляли!

2. Наш Калининск - город славный,

Малый да удалый!


3. Наша речка Баланда

Очень скромна и чиста.

Мы о ней заботимся –

Она в песню просится!


4. Баландой наш город звали,

А сейчас Калининск стал.

В честь Калинина-героя

Наш народ его назвал.


5. В нашем городе народ

очень ладненько живёт.

Бережёт свою природу,

за закон стеной встаёт.


6. "Три солдата" сторожат

чуткий сон Калининска.

Наши люди отдают

честь своим защитникам!

Хабибулина Елена, ученица 10а класса МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина г. Калининска Саратовской области»

Волга речка , волга речка

Голубая ты вода

Город Энгельс кто увидит

Не забудет никогда!'

Волга речка , волга речка

Все крутые берега

Под Саратовску гармошку

Я бы пела до утра!'


АРИНА ЛАПТИКОВА 7 лет МАУ ДО ДТДиМ ЭМР Саратовской области педагог ДО Литвинова А.В.

Следующая частушка

Сердцева Наталья 7 класс МОУ "СОШ п.Белоярский Новобурасского района Саратовской области" Руководитель: Комлева Н.Н.

Агабалаева Альбина 5 класс МОУ "СОШ имени Героя Советского Союза Н.В.Грибанова с Брыковка Духовницкого района Саратовской области"

Я не знаю как у Вас, А у нас в Саратове Девяноста лет старушке- Гуляет с ребятами.

Петь частушки начинаем Про Саратовский наш край Кто живет в родных просторах, Вместе с нами запевай.

Край родной, край родной,

Тянет все меня домой!

Еду я из-за бугра,

Посмотреть, как там дела!


За границей мне тоскливо,

Хорошо в краю мне милом!

То кричат, то матерят,

Слышать это только рад!

Наш Саратов весь зеленый

Он похож на город – сад

Основал его Засекин

Много лет тому назад.

Хорошо жилось всем людям

В те года в краю родном.

Развивалась там торговля

Рыбой, солью и зерном.

Город – крепость был построен

На брегу большой реки.

Промышляли рыбной ловлей

Много стерляди водилось

В Волге – матушке реке.

И поэтому ту рыбку

Разместили на гербе.

Хорошо живем, не тужим

Со сметаной хлеб едим

Мы Саратовом гордимся

И другого не хотим


Мы – саратовские ребята,

Мы нигде не пропадем,

Мы и горы переедем,


Мы и реки перейдем!


Я в Саратове была,

Платье новое купила

Тут дыра, и там дыра

Зато в Саратове была

Как саратовских ребят

Через три горы видать!

Щеки алые горят

И с улыбкой говорят!


Верина Виталия ,7 класс, МОУ»СОШ №1 г.Ершова»

Бурлакова Инна , 7класс, МОУ «СОШ № 1 г.Ершова»

Ежегодова Анна, 7класс, МОУ «СОШ п. Бурасы»

Край свой родиной зову,

Здесь с семьёй моей живу.

Ох, как я люблю его!


Здесь соловушка поёт,

Пчёлка собирает мёд.

Очень край свой я люблю,

Никогда не разлюблю!


Хороши в садочке розы,

Только мне родней берёзы.

Во всей России славится!


Драбынина Мария, 6 класс, МОУ "СОШ с. Марьино-Лашмино Новобурасского района"

1. Как в Калининском районе

Людям добрым песни пели,

Их мы поздравляли!

2. Наш Калининск - город славный,

Малый да удалый!


3. Наша речка Баланда

Очень скромна и чиста.

Мы о ней заботимся –

Она в песню просится!


4. Баландой наш город звали,

А сейчас Калининск стал.

В честь Калинина-героя

Наш народ его назвал.


5. В нашем городе народ

очень ладненько живёт.

Бережёт свою природу,

за закон стеной встаёт.


6. "Три солдата" сторожат

чуткий сон Калининска.

Наши люди отдают

честь своим защитникам!

Хабибулина Елена, ученица 10а класса МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина г. Калининска Саратовской области»

Волга речка , волга речка

Голубая ты вода

Город Энгельс кто увидит

Не забудет никогда!'

Волга речка , волга речка

Все крутые берега

Под Саратовску гармошку

Я бы пела до утра!'


АРИНА ЛАПТИКОВА 7 лет МАУ ДО ДТДиМ ЭМР Саратовской области педагог ДО Литвинова А.В.

Следующая частушка

Автор:Наталья Михаловна Матвеева
Место работы: МКДОУ детский сад №3 "Берёзка", р.п. Екатериновка, п. Газовиков д.11
Предназначение: Материал могут использовать педагоги ДОУ, как на занятиях, так и при проведении праздников и досугов.
Цель: Поэтическими средствами прививать детям любовь к родному краю.
Актуальность. Уже в дошкольном возрасте педагоги ДОУ стараются привить детям такое личное качество как патриотизм. Патриот - это тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов во имя интересов Родины на подвиги. История родного края должна быть известна человеку с самого раннего возраста. Но дошколятам довольно-таки трудно вот так взять и запомнить имена, даты, события. Им намного проще запомнится всё это в стихотворной форме. Предлагаю к вниманию частушки о Саратовском крае. Думаю, что они пригодятся не только педагогам дошкольного образования, но и учителям начально школы.Надеюсь они окажутся хорошим подспорьем в деле воспитания маленьких патриотов.
1.Я саратовский мальчонка
Песни звонкие пою,
Про родимую сторонку
Вам сейчас я расскажу.
2.Наш Саратов весь зеленый
Он похож на город – сад
Основал его Засекин
Много лет тому назад.
3.Хорошо жилось всем людям
В те года в краю родном.
Развивалась там торговля
Рыбой, солью и зерном.
4.Город – крепость был построен
На брегу большой реки.
Промышляли рыбной ловлей
Городские мужики.
5.Много стерляди водилось
В Волге – матушке реке.
И поэтому ту рыбку
Разместили на гербе.

Следующая частушка

Саратовского края

Из всех фольклорных жанров самым молодым является частушка. Частушка - неотъемлемая часть духовной жизни нашего народа. В ней ярко и образно прослеживаются все стороны жизни, все происходящие события - и горестные, и радостные. К формам частушки обращались многие известные поэты - С Есенин, А.Блок, частушка оказала большое влияние на творчество А.Твардовского, В.Лебедева-Кумача. Выразительность, образность и свежесть делают частушку одним из самых почитаемых народно - поэтических жанров.

Частушка - короткая русская народная песня, обычно юмористического содержания, устно передаваемая. Текст частушки — чаще всего четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.

Этот жанр возник в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но до сих пор нет единого мнения о месте зарождения частушки как жанра устного народного творчества. Сначала частушки назывались в народе «матанями», «страданьями», «припевками». Собиратели именовали их «новыми песнями». В разных областях необъятной России есть свои частушки.

Саратовские «матани» были известны повсеместно. Выражение «петь по-саратовски» имело прямой смысл. В начале 20 века от пензенцев записан куплет:

Ты припой, кавалер,

На саратовский манер.

Распространению «матань» способствовала пользовавшаяся популярностью в народе саратовская гармошка (особого строя, с колокольчиками), о которой в наших местах так и пели:

Гармоница из досок –

Частушка долгое время не признавалась за полноправный жанр народного творчества, о ней отзывались пренебрежительно и почти не записывали. Куплеты «матани» сначала печатались лишь в нескольких местных газетах с негодующими комментариями, которые демонстрировали якобы безнравственность и примитивность частушек. Одним из первых в защиту новых песен выступил Викторин Арефьев, саратовский народоволец. Успех «матани» Арефьев справедливо видел в возможности выразить насущные интересы всего народа.

По времени создания частушки делятся на дореволюционные, советские и современные.

Целью данной работы является изучение саратовской частушки.

дореволюционные.

Саратовские частушки 80-х – 90-х годов 19 века по содержанию еще не отличались большим разнообразием. С одной стороны они выражали многообразие личных переживаний человека, а с другой передовали классовые устремления трудящихся.

Частушки о сельской жизни

Пока в солдатушках служил, Не форси калошами,

Тятька землю заложил. У тебя нет лошади.

Из солдатушек пришел, Одна метелочка в углу,

В батраки сразу пошел. И та кричит: «Уйду-уйду!»

Социальные частушки

Разорил нас барин лютый, Милые подруженьки, У приемной на пороге

Пустил по морю с детьми. Давайте потужимте: Затряслися руки, ноги,

Где же, где же мне, молоденькой, У нас нынче голодный год – У приемной, у дверей

Управушку найти? Никто замуж не возьмет. Растет травушка – пырей.

Любовные и семейные частушки

Как московски девки – рожь Сколько звездочек на небе, Кабы знала я да ведала, Прощай, милка нерасстанна,

Пятьдесят девок на грош. А одна из них светлей. Где век мне доживать, Волга – матушка-река!

А саратовски – пшеница: Сколько девочек на свете, Подсобила бы свекровушке Мы пойдем гулять в Пристанно

Сто рублей одна девица. А матаня всех милей. Полоску дожинать. Я влюбилась в моряка.

Советские частушки

Октябрьская революция и Гражданская война, призвавшие к активной жизни народные массы, породили огромное количество частушек на социальные темы. В это время в полной мере открылась необычайная гибкость частушечного жанра . Частушка оперативно фиксировала события и осмысливала их во всей сложности. Уже в 20-е годы складывается множество частушек на самые злободневные темы: о революции, о церкви, о новом быте. Радио, электрификация сел, выполнение пятилетних планов, полеты в космос, борьба за мир – все это отражала частушка – «записная книжка народа». Появляются частушки о коллективизации, о Родине и партии, о Великой Отечественной войне. Не исчезают и частушки о любви. Куплетов на эту тему особенно много, и

именно они прославили частушку. Появляются юмористические и плясовые частушки.

О Революции и Гражданской войне.

Сине море не наполнить, Офицерик молодой, За советское правленье Не за веру-за царя

Оно очень глубоко, Погон беленький Буйну голову сложу: Воевать охочие —

Всех буржуев не накормишь, Беги за Кубань, Я милее этой власти За заводы, за поля,

У них пузо велико. Поколь целенький. Никакой не нахожу. За крестьян с рабочими.

О новом быте.

Мой-то милый – коммунист, За что, почему Про меня все говорят, Были – были времена,

А я беспартейная, Я любила Мишку? Очень я опасная: Муженечек бил меня.

И от этого любовь Я за то его любила, За неграмотных ребят А теперь ласкается:

Идет канительная. Что читает книжку. Идти я не согласная. Развода опасается.

Раньше нас попы дурили, Избы новы, избы новы,

Раньше нас дурачили. Электричество горит.

При советской нашей власти «Молодчаги коммунисты!»

Мы их раскулачили! Вся деревня говорит

О колхозной жизни.

Нам молебны непотребны, Будет, спинушку погнули,

Это ты соображай! Покормили паука!

Мы в колхозе без молебнов Мы сейчас в колхоз вступили,

Поднимаем урожай! К черту гоним кулака.

Растяну гармошку шире, Много сил мы положили,

Пусть девчата подпоют, Много бед повынесли,

Чтобы знали во всем мире, Кулаки как ни вредили,

Как колхозники живут. А колхозы выросли!

Старый месяц на исходе, Балалайка, тренькай, тренькай,

Новый зарождается, Не угнаться мне за Фенькой,

Кто работает в колхозе, Платье новое на ней,

В хлебе не нуждается. Полна книжка трудодней!

Как за тракторным рулем Задушевная товарка,

Сидит девка королем. Надо так постановить:

На словах задириста, «Бригадиру на работу

Больно бригадириста! Без гармошки не ходить!»

Страшным событием и серьезным испытанием для всего советского народа 20 века стала Великая Отечественная война. На ряду с лирическими и патриотическими песнями, воодушевлявшими наших солдат на праведный бой с врагами на фронте звучали и частушки. Знаменитая наша землячка Лидия Русланова, известная как исполнительница русской народной песни, была частым гостем на фронтах. Её частушки поднимали настроение солдат и вселяли веру в победу лучше, чем политинформации.

О Великой Отечественной войне.

Знаем мы, что за границей Злобный враг войну затеял,

Враг к войне готовится. Мы его не пощадим:

Ну и что же? Пусть полезет, И на море, и на суше

На штыки напорется. Разобьем и разгромим.

Мой миленочек - танкист, Затопи, подруга, баню, Эй, фашистский солдат,

А я - санитарочка! Чтобы Гитлер угорел. Ты куда шагаешь?

Оба в армию пойдем, Третий год уже воюет, В Сталинград попадешь -

Боевая парочка! Как собака надоел! Шею там сломаешь

Враг в полях бросает танки - Ко мне милый подошел, Моя черная гребеночка

Факт, ребята, налицо. Рука перевязана. Сгорела на огне.

Душит Гитлеру горлянку Я любила и люблю Моего миленочка

Сталинградское кольцо. И любить обязана Убили на войне.

Ох! Милая моя, Износила шаль пухову, Обожаю я, подружка,

Милка ласковая, Износила вязану. Моряка походочку:

Все конфеты из кармана Хотел милый обмануть - Он идет – его качает,

Повытаскивала. Не хватило разуму. Как на Волге лодочку.

Я любила сокола, Ты, подружка, не гордись: Мне не нравится машина Говорят, я не красива …

Парнишку невысокого, Мой миленок – гармонист, И не нравится мотор, Не красива – не беда:

Невысок, подбористый, Он и в поле самый лучший, А мне нравится в кабиночке Красота только на время,

Веселый, разговористый. Самый лучший тракторист. Молоденький шофер. А характер – навсегда.

Хорошо на горке жить, Хорошо, Коля, играешь, Я тогда его забуду,

Под горой дорожка … Но не как залетка мой: Когда в кузнецу схожу,

Хорошо того любить, Мой залетка заиграет - Сердце каменное вставлю,

У кого гармошка. Сердце колет, как иглой. Грудь железную

Юмористические и плясовые частушки.

Говорят, что две ракеты Милый в армию поехал,

Запустили на Луну. Строго мне наказывал.

Как бы мне в ракету эту А я с этого наказу

Посадить свою жену Полюбила троих сразу.

К нам приехал парень бравый, Стоит парень у ворот, На серёдку вышел я,

Шестимесячно-кудрявый, Стоит улыбается. Не хайте, девочки, меня.

Кудри развеваются, Оказалось зубы вставил, Мамка плохо пеленала —

За прицеп цепляются. Рот не закрывается. Кривоногим вышел я.

Ой, топни, нога, Посылала меня мать

Не жалей сапога, Загонять гусака,

Тятька новые сошьет А я вышла за ворота—

Или эти подошьет. И давай плясака!

Вот они и вышли, Я плясать-то не умею,

Оба никудышны. Просто так побегаю.

Оба нерабочие, Гармонисту молодому

Зато плясать охочие. Уваженье сделаю.

Современные частушки

В 90-е годы 20 века, после перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек. Помимо привычных любовных, юмористических, плясовых, появляются частушки для детей, частушки про знаменитостей, свадебные, рекламные, компьютерные частушки и даже частушки с ненормативной лексикой.

Поленился утром Вова Дима слух развил хороший. Мы купили "дихлофос", Посреди родных равнин

Причесаться гребешком, Может без опаски На окно поставили, Нынче - как в Европе:

Подошла к нему корова, Слушать стоя у доски, Всех соседей отравили, Пошла милка в магазин -

Причесала языком! С дальних парт подсказки А клопов оставили. Оказалась в шопе!

Эту мышку даже мама Петька, жадина, не дал Ой, Чубайса я любила,

Может смело в руки брать. Откусить конфету! Его ваучер хранила.

У неё на спинке кнопки, Я ему за это дам. Разлюбила я заразу -

Чтоб программы выбирать С вирусом дискету! Все досталось унитазу!

Потеряла "Орбит" я Нынче вечером мой милый Как по нашему посаду

И теперь уже три дня Сделал предложение, Всё летает белый пух.

Ничего не кушаю, Я решила, что приму Который парень не целует,

Боюсь, баланс нарушу я. Его при первом чтении. Тот не парень, а лопух!

В наше время, пожалуй, каждый взрослый человек на вопрос, знает ли он, что такое частушки, - ответит утвердительно. Если сам он не помнит ни одной частушки, то, по крайней мере, слышал их в исполнении профессиональных или самодеятельных хоров, известных артистов или безымянных певцов на различных праздниках народной песни. В. Богомолов отметил: «Частушка русская любима народом, её с удовольствием слушают и ещё поют, и пока она жива – жив народ».

Трудно представить саратовскую землю без саратовской гармони и озорных частушек. Без этого фольклорного русского обычая праздник не праздник и свадьба не свадьба. Являясь малым жанром, частушка несёт в себе столько задора, веселья, юмора. Иногда задиристая, иногда "с перцем", частушка всегда метко бьёт не в бровь, а прямо в глаз. Не случайно именно у нас на Центральном проспекте Кирова недавно установлен памятник "Саратовской гармошке".

То, что мы называем отчаянием, — часто всего лишь мучительная досада на несбывшиеся надежды. Томас Стернз Элиот
ещё >>

Читайте также: