Частушки 8 класс презентация по литературе

Обновлено: 16.11.2024

. Автор: Артёмова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гаванская ООШ», Забайкальский край, Россия.

Ч то такое частушка? Частушка (припевка, пригудка , коротушка ) — самый любимый и самый распространённый ныне жанр устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гуляньях, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще — гармони. Под неё нередко и пляшут .

Это лирическая песенка, словесно-музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие события или жизненные ситуации, поэтическая их оценка, то веселая, подчас не без лукавства («Что ты, милый, задаешься, как картошка в борозде?»), то грустная, но обычно и в этом случае не лишенная юмора, основанного на чувстве человеческого достоинства и оптимистическом взгляде на жизнь. И рассчитаны они не просто на слушателей, а на активно реагирующих соучастников, то приплясывающих и хлопающих в ладоши, то отвечающих на каждую частушку кто одобрительной репликой, кто громким возражением .

Чаще всего на частушку отвечают частушкой же: Я частушку на частушку, Как на ниточку, вяжу. Ты досказывай, подружка, Если я не доскажу.

Иногда такой обмен частушками превращается в настоящее соревнование. Один голос утверждает: На столе стоит Каша манная, А любовь наша Обманная. Другой возражает: На столе стоит Каша гречная , А любовь наша Бесконечная!

Нередко частушки образуют циклы (« спевы »), непрестанно изменяющие свой состав, при этом частушки группируются вокруг зачинов («Я на бочке сижу», «С неба звездочка упала», «Ходит кошка по окошку», «Самолет летит», «Подружка моя!») или припевов (« Золотистый-золотой », «Волга — матушка-река» или «Шарабан мой, шарабан», потесненный со временем более актуальным « Еропланчик , ероплан »).

Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты — скоморохи — ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины позапрошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила ее и названием, то определяющим ее характер ( пригудка , коротелька , коротушка , скакуха , трясогузка, цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка , вертушка, топтушка ), то прямо указывающим на место ее рождения: волжские матанечки , уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки , елецкая , сибирская подгорная, новгородское разливное. Одни из этих песенки поются, другие почти выкрикиваются под плясовую мелодию, одни звучат под гармонь или баян, другие под балалайку, третьи под рожок или бубен, иные вообще обходятся без музыкального сопровождения.

Частушка — песенка молодёжи. Поэтому её основным содержанием являются отношения между молодыми людьми: любовь, разлука, встречи, измены, насмешки девушек над парнями, парней над девушками. Любимых в частушке называют особыми словами: шурочка , беляночка , прихехенюшка , статеечка, залётка . Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство: царя, а в советское время — бригадира, председателя колхоза, вождей коммунистической партии. И над своей бедностью шутили, и богачам спуску не давали.

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли для певцов своего смысла, как не потеряла смысла любовь и всё, что с ней связано. Но жизнь меняется — меняются, переделываются и частушки. Раньше было: «Без лучины, без огня зажёг сердечко у меня», сегодня поют: «Без бензина, без огня. ». В отличие от песни, частушка переделывается легко. Кто-то спел, а кто-то, тут же добавляет.

Однако постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое — только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор: Как у наших у ребят Голова из трёх частей: Карбюратор, вентилятор И коробка скоростей.

Возникнув не без воздействия поэзии, частушка, в свою очередь, оказала влияние на литературу. А. А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин ввели ее в большую поэзию, по их пути пошли А. Т. Твардовский, М. В. Исаковский, В. С. Высоцкий, Б Ш. Окуджава и многие другие.

Поют частушки и школьники: Говорят, я ученица, Ученица — не позор! Ученицу крепче любят За веселый разговор.

Заиграй-ка, балалайка, Балалайка — три струны! Подпевайте, не зевайте, Выходите, плясуны. Прилетела птичка, села Прямо на нос петуху. Петуху обидно стало, Он запел: ку-ка-ре-ку!

Я сидела на окошке, Ехал милый мой на кошке, Стал к окошку подъезжать Не мог кошку удержать. На качелях я качалась, Под качелями вода. Мое платье голубое Окуналося туда.

Ну какая это стать, Ведра на гору таскать? Я пойду замуж туда, Где под окошечком вода. Ох, кошка, брысь! На порог не садись: А то миленький пойдет, Спотыкнется — упадет.

У кого какой миленок — У меня ремесленный: Отдала ботинки шить — Сшил совок берестяный . Эх, пол разобью, Потолок разобью, На доске остануся , С милым не расстануся .

Вы потопайте, ботиночки, Недолго вам плясать. Выйду замуж, буду плакать… Вам под лавочкой стоять. У меня на сарафане Косолапы петухи. Я сама не косолапа, Косолапы женихи!

Люблю сани с подрезами, А коня – за высоту. Люблю милого за ласку, А ещё за красоту! Мы девчонки удалые, мы нигде не пропадём. Провались земля и небо – Мы на кочке проживём!

Пошла плясать – Дома нечего кусать. Сухари да корочки, На ногах опорочки … Эх, дом, ты мой дом, Белы занавески. Неужели в этот дом Я пойду в невестки!

Меня милый полюбил, Мне ботиночки купил. А мне стало весело, Я на нос их повесила! Наливай мне, мама, чаю Из большого чайника. Я любила командира, А теперь – начальника!

У частушки есть начало, У частушки есть конец. Кто частушки наши слушал, Прямо скажем - молодец!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест по литературе 7 класс по программе Г.С. Меркина

Пояснительная записка к итоговой аттестационной работе за курс 7 класса(2012-2013 учебный год) Экзамен по литературе проводится в 7 кл.

Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). .

Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс по программе Г.С. Меркина (68 часов)

Программа и календарно-тематическое планирование.

рабочая программа по литературе 6 класс по программе Г.С. Меркина.

Данная рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы по литературе под редакцией Г.С. Меркина.

рабочая программа по литературе 6 класс по программе Г.С. Меркина

Рабочая программа по литературе 6 класс по программе Г.С. Меркина составлена в соответствии с ФГОС.

Календарно-тематическое планирование Литература 7 класс ( по программе Г.С. Меркина)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе Г.С. Меркина для 7 класса.

урок в 5 классе по программе Г.С. Меркина. Джек Лондон "Сказание о Кише"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, содержит презентацию, сценарий и дополнительные материалы для учеников.

Следующая частушка

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Происхождение
Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно. Песенки, похожие на них, распевали ещё бродячие артисты - скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной. Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения.
Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - ее художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчонка боевая. ", "Я по берегу ходила. "). Как и в песне, в частушке чувствам человека соответствует и состояние природы.
В старинных песнях точное соблюдение размера и определенная последовательность рифм встречаются очень редко, частушке же они свойственны с самого начала. Частушечная четырехстрочная форма похожа на литературную строфу, куплет.
Словом, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества. Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинцы, белорусы, поляки. У этих народов такие песенки появились раньше.

3 слайд

Описание слайда:

Первые частушки
Первые частушки нередко являлись строфами песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время возобладали шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные. Получилась удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.
В первой половине XIX столетия на Руси появилась гармоника, как бы специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша. Каждая песня имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково. Частушечных мелодий насчитывается очень немного.

4 слайд

Описание слайда:

О чем частушки?
Частушка - песенка молодежи. Поэтому ее основным содержанием являются отношения между молодыми людьми. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залетка. В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война. Красные и белые насмерть сражаются за свои идеи. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своем, о своей короткой молодости и любви.
В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое "яблочко".
Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим - нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается. А потом попал в частушки и Сталин.
Частушка времен Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжелом труде.

5 слайд

Описание слайда:

Частушка в наши дни
В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки.
Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.
Поют частушки и школьники.
Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, молодежные песенки, но чем-то и отличающиеся от частушки - напевом, особым настроением, зачинами.
Еще один вид, родственный частушке, - двустрочные "страдания" (на Руси "страдать" означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России.
Частушки поют в ответ ("на отпев"), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи. Постепенно в подражание крестьянской стала складываться и городская частушка. Город - не деревня, где частушка постоянно звучала на улице, на гулянках. Городские частушки часто пересказывают, чем поют. Они и форму свою деревенскую постепенно утрачивают: пропадают зачины, связанные с крестьянским бытом, постоянные эпитеты. Можно сказать, что в городе частушка превратилась просто в веселый задиристый стишок.

6 слайд

Описание слайда:

Спасибо за внимание!
Над презентацией работал Изместьев Николай

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Следующая частушка

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока и карточки для самостоятельной работы к уроку литературы в 8 классе.

ВложениеРазмер
УНТ. Частушки и предания. 2.84 МБ
Конспект урока 26.27 КБ
Карточки для СР 16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предание как исторический жанр народной прозы К уроку литературы в 8 классе. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Работа по карточкам (3 варианта)

Частушки Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Есть ли какая-то связь слова «частушка» со словами часто, частить ?

«Сибирские летописи» (предания) п овести о завоевании Сибири Ермаком ; литературно обработанные воспоминания самих казаков – участников похода или их потомков. Повести эти начинались с «Написания», которое было составлено казаками в 1623 году. И оказались в руках у составителя первой Сибирской летописи в 1620-х годах при сибирском архиепископе Киприане . Первый архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан ( Старорусенников )

Предание « О покорении Сибири Ермаком» Выразительное чтение предания (с.14-16). Каким народ представляет себе Ермака? Василий Суриков «Покорение Сибири Ермаком», 1895

К эпохе чьего царствования относится это предание? Уверены ли рассказчики, что говорят правду? (Подтвердите примерами). К ак проявляется в предании отношение народа к Ермаку?

Предание «О Пугачёве» Чтение предания «О Пугачёве» (с. 13 учебника). Что вы знаете о Пугачёве , о восстании под его предводитель­ством?

Ч то вы узнали нового о Пугачёве из предания? К аким народ представляет себе Пугачёва? Ч то общего в исторических песнях и предании о Пугачёве? В чём вы заметили разницу между исторической песней и преданием о Пугачёве?

Художественные особенности предания на­личие диалогов; сочетание реалистичных деталей с полусказочными образами: «итальянская барышня», «княгиня», «оборотни казаки»; л ексика предания приземлённая: «сошёлся», «скинула», «выпивка», «водка», «набегался», «народился»; обороты разговорной речи, разговорные частицы: «Пугачёв- то был- то был», «в конце- то концов», « ну вот », « мол », достоверность, которая подчёркивается: « это всё точно было ».

Итоги Какой из текстов преданий вам понравился больше? В чём сходство и различие преданий и народных сказок?

Домашнее задание Работа с пособием «Читаем, думаем, спорим. » Чтение преданий «П ё тр и плотник», «Царь Пётр и солдат». Подготовить пересказ предания «О покорении С ибири Е рмаком», включив характерную для этого предания лексику. В спомнить произведения из древнерусской литературы по предыдущим классам

Просмотр содержимого документа
«Презентация " Частушки"»

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ

  • Цели -
  • Образовательные:
  • -Сформировать у учащихся представление об отличительных особенностях частушки как малого жанра УНТ
  • -Научить школьников выявлять и формулировать поучительный смысл, содержащийся в частушках
  • Развивающие:
  • -Развивать творческие способности учащихся
  • -Развивать связную речь школьников через комментированное чтение
  • -Развивать навыки самостоятельной, групповой и парной работы
  • -Развивать умение рассуждать и высказывать свое личное мнение и защищать его в коллективе
  • -Развивать сопоставительно-аналитические умения учащихся
  • Воспитательные:
  • -Воспитывать любовь и интерес к фольклорным традициям своего народа
  • -Воспитывать уважение к мнению собеседника
  • Задачи:
  • закрепить и обобщить знания о специфике и художественных особенностях жанра частушки;
  • закрепить знания об этнографических и художественных отличиях русского фольклора;
  • формировать умение эффективного слушания и осмысления информации;
  • способствовать развитию творческих литературных способностей, практических умений и навыков выразительно исполнять тексты частушек;
  • формировать способность ценить красоту; развивать эмоциональную сферу учащихся;
  • пробудить и поддержать интерес к народным традициям
  • 1 Укажите жанр, не относящийся к фольклору.
  • 1 рассказ 2 сказка 3 пословица 4 былина
  • 2 К какому жанру фольклора относится термин "русский героический эпос"?
  • 1 былина 2 сказка 3 пословица 4 песня
  • 3 Как называется прием преувеличения, часто используемый в былинах?
  • 1 сравнение 2 гипербола 3 метафора 4 эпитет
  • 4 Кто является персонажем былины?
  • 1 Василиса Премудрая 2 Иван-царевич 3 Добрыня Никитич 4 Царевна-лягушка
  • 5 Кто является автором фольклорного произведения?
  • 1 народ 2 поэт 3 летописец 4 певец-сказитель
  • 6 Что такое фольклор?
  • 1 устное народное творчество 2 сборник произведений на различные темы 3 особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова 4 цикл произведений одного автора
  • 7 В чём различие пословицы от поговорки?
  • 1 в меткости и образности высказывания 2 в основе пословицы лежит метафора, в основе поговорки – сравнение 3 пословица - законченное суждение, поговорка - часть суждения 4 пословица всегда рифмуется, а поговорка - нет
  • 8 Какой из перечисленных жанров не относится к малым жанрам фольклора?
  • 1 сказка 2 поговорка 3 частушка 4 загадка
  • 9 Укажите фольклорную сказку.
  • 1 "Золушка " 2 "Маугли" 3 "По щучьему велению" 4 "Сказка о рыбаке и рыбке"
  • 10 Какой из указанных предметов не может быть в фольклорной сказке волшебным?
  • 1 компьютер 2 печка 3 яблоня 4 метла
  • 11 Какой не может быть сказка?
  • 1 волшебной 2 поучительной 3 народной 4 абсолютно правдивой
  • 12 Укажите признак, который не относится к волшебной фольклорной сказке.
  • 1 волшебные предметы 2 волшебные помощники 3 троекратный повтор 4 наличие автора

Где поют частушки?

История возникновения частушек

Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно. Песенки, похожие на них, распевали ещё бродячие артисты - скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной. Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения.

Как возникло слово частушка?

Художественные особенности частушек

Игра «Собери частушку»

Начало частушки

Конец частушки

В Мотызлеях есть река,

Сами знаете кака,

А теперь они лежат,

Как музейный экспонат.

Времена – то раньше были:

Посадил в лодку,

Лапти липовые носили

Поливал её водой,

Чтобы стала молодой.

Частушки в наши дни

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки.

Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

Предварительный просмотр:

Устное народное творчество.

Урок 3. Частушки и предания. Предания «О покорении Сибири Ермаком» и «О Пугачёве». Предания как исторический жанр русской народной прозы.

  1. Отметить своеобразие жанра частушек.
  2. Познакомить учащихся с преданиями о Пугачёве и Ермаке;
  3. Повторить исторические песни о Пугачёве.
  4. Уметь определять жанр произведения.
  5. Развивать умения выразительного чтения и анализа произведения.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Работа по карточкам (см. Приложение)- 6 уч-ся работают самостоятельно.
  2. Работа по теме «Частушки» (по материалу учебника, с. 11–12).

– Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?

– Как в частушках отражается время?

Р/р. Есть ли какая-то связь слова «частушка» со словами часто, частить ?

(6 уч-ся, работающих по карточкам, сдают работы.)

  1. Исполнение учащимися собственных частушек + фонохрестоматия.

III. Изучение новой темы.

Название "предание" точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению.

2. Вступительное слово учителя (или подготовленного ученика) по новой теме.

- Что вы знаете о Ермаке?

Повести о завоевании Сибири Ермаком, известные в науке под названием «Сибирские летописи» (предания) , представляют собой литературно обработанные воспоминания самих казаков – участников похода или их потомков. Повести эти начинались с «Написания», которое было составлено казаками в 1623 году. И оказались в руках у составителя первой Сибирской летописи в 1620-х годах при сибирском архиепископе Киприане (Старорусенникове) . Однако последующие официальные повествователи (а их было несколько) не могли полностью устранить основной тенденции казачьего «Написания»: казаки во главе с Ермаком по собственной инициативе завоевали Сибирь, силой вынудили Строгановых снабдить их всем необходимым и добровольно отдали Сибирь Русскому государству. Последующие повествователи-составители Есиповской и Строгановской летописи расцветили первоначально простые рассказы пышной фразеологией и народную идеализацию Ермака изменили в церковном духе.

  1. Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» (с. 14–16 учебника) под фонохрестоматию+ видео.
  2. Беседа по тексту.

- К эпохе чьего царствования относится это предание? (Ивана Грозного)

– Каким народ представляет себе Ермака? (Ермак представляется народу гордым, свободолюбивым, сильным человеком.)

– Уверены ли рассказчики, что говорят правду? (Подтвердите примерами.)

- Как проявляется в предании отношение народа к Ермаку? (Он советуется в делах со своими товарищами, казаки уважают и любят своего атамана, прислушиваются к его мнению.)

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории».

  1. Рассматривание иллюстрации В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», 1895.

- Что изображено на картине?

- Каковы ваши первые впечатления от её просмотра?

– Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?

  1. Слово учителя (или подготовленного ученика) о литературе второй половины XVIII века.

- Что вы знаете о Пугачёве, о восстании под его предводительством? (ответы уч-ся)

С 60-х годов открывается новый период в истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. К тому времени резко углубились политические и социальные противоречия в жизни страны. Усиление эксплуатации заводских, государственных и помещичьих крестьян вызвало бурный подъём крестьянского движения. В 1773–1775 гг. крестьянская война под предводительством Пугачёва грозила привести дворянско-самодержавную империю «на самый край конечного разрушения и гибели» (Фонвизин). Жестокая расправа с восставшим народом (так, в 1775 году Емельян Пугачёв был казнён) на время приглушила крестьянское движение, но уже вскоре волнения в деревнях вспыхивают снова, а в 1796–1797 гг. вызывают опасные повторения «пугачёвщины».

Настроения народных масс находят непосредственное выражение в произведениях «низовой», рукописной, народно-демократической сатиры и публицистики («Плач холопов», указы, манифесты и воззвания Пугачёва, «Челобитная к богу от крымских солдат», «Жалостное сказание», стихи беглого крепостного В.В. Подзорова). Сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в подобных произведениях пробивается нередко подлинная сила народного гнева: уже А.С. Пушкин оценил одно из воззваний Пугачёва как «удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного».

– Вспомните, какие исторические песни о Пугачёве вам известны. («Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».)

– Какое отношение к Пугачёву передают эти исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие литературные приёмы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

В документальных источниках не выражено отношение к Пугачёву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют. Отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего, бродяжничал, совершил побег из тюрьмы, поднял восстание.

10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке.

  1. Чтение предания «О Пугачёве» (с. 13 учебника).

- Что вы узнали нового о Пугачёве из предания?

- Каким народ представляет себе Пугачёва? (Добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красное солнышко. Был под именем Петра 3, Екатерина отдаёт престол; того, кто ему помогал, полковником сделала, кто отказал – голову отрубила. Пугачева народ представляет как простого человека, жертву дворцового переворота, а историю, произошедшую с ним, как правдивую («Это всё точно было»). Народ любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость .)

- Что общего в исторических песнях и предании о Пугачёве? (Общий герой, общее отношение к нему и событиям, связанным с его именем, как к реально существовавшим.)

- В чём вы заметили разницу между исторической песней и преданием о Пугачёве? ( Предание «О Пугачёве» напоминает обычный бытовой рассказ, он лишён ритма, присущего народной песне, включает диалоги. Предание, скорее всего, более вариативно: при передаче его из уст в уста, из поколения в поколение произошло столько дополнений и изменений текста, что потеряна логика событий, предание представляет собой набор отрывочных и часто противоречащих друг другу сведений.)

Следующая частушка

Частушка - небольшая лирическая песня, обычно имеющая форму четырехстрочного рифмованого куплета.

Просмотр содержимого документа
«Презентация " Частушки"»

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ

  • Цели -
  • Образовательные:
  • -Сформировать у учащихся представление об отличительных особенностях частушки как малого жанра УНТ
  • -Научить школьников выявлять и формулировать поучительный смысл, содержащийся в частушках
  • Развивающие:
  • -Развивать творческие способности учащихся
  • -Развивать связную речь школьников через комментированное чтение
  • -Развивать навыки самостоятельной, групповой и парной работы
  • -Развивать умение рассуждать и высказывать свое личное мнение и защищать его в коллективе
  • -Развивать сопоставительно-аналитические умения учащихся
  • Воспитательные:
  • -Воспитывать любовь и интерес к фольклорным традициям своего народа
  • -Воспитывать уважение к мнению собеседника
  • Задачи:
  • закрепить и обобщить знания о специфике и художественных особенностях жанра частушки;
  • закрепить знания об этнографических и художественных отличиях русского фольклора;
  • формировать умение эффективного слушания и осмысления информации;
  • способствовать развитию творческих литературных способностей, практических умений и навыков выразительно исполнять тексты частушек;
  • формировать способность ценить красоту; развивать эмоциональную сферу учащихся;
  • пробудить и поддержать интерес к народным традициям
  • 1 Укажите жанр, не относящийся к фольклору.
  • 1 рассказ 2 сказка 3 пословица 4 былина
  • 2 К какому жанру фольклора относится термин "русский героический эпос"?
  • 1 былина 2 сказка 3 пословица 4 песня
  • 3 Как называется прием преувеличения, часто используемый в былинах?
  • 1 сравнение 2 гипербола 3 метафора 4 эпитет
  • 4 Кто является персонажем былины?
  • 1 Василиса Премудрая 2 Иван-царевич 3 Добрыня Никитич 4 Царевна-лягушка
  • 5 Кто является автором фольклорного произведения?
  • 1 народ 2 поэт 3 летописец 4 певец-сказитель
  • 6 Что такое фольклор?
  • 1 устное народное творчество 2 сборник произведений на различные темы 3 особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова 4 цикл произведений одного автора
  • 7 В чём различие пословицы от поговорки?
  • 1 в меткости и образности высказывания 2 в основе пословицы лежит метафора, в основе поговорки – сравнение 3 пословица - законченное суждение, поговорка - часть суждения 4 пословица всегда рифмуется, а поговорка - нет
  • 8 Какой из перечисленных жанров не относится к малым жанрам фольклора?
  • 1 сказка 2 поговорка 3 частушка 4 загадка
  • 9 Укажите фольклорную сказку.
  • 1 "Золушка " 2 "Маугли" 3 "По щучьему велению" 4 "Сказка о рыбаке и рыбке"
  • 10 Какой из указанных предметов не может быть в фольклорной сказке волшебным?
  • 1 компьютер 2 печка 3 яблоня 4 метла
  • 11 Какой не может быть сказка?
  • 1 волшебной 2 поучительной 3 народной 4 абсолютно правдивой
  • 12 Укажите признак, который не относится к волшебной фольклорной сказке.
  • 1 волшебные предметы 2 волшебные помощники 3 троекратный повтор 4 наличие автора

Где поют частушки?

История возникновения частушек

Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно. Песенки, похожие на них, распевали ещё бродячие артисты - скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной. Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения.

Как возникло слово частушка?

Художественные особенности частушек

Игра «Собери частушку»

Начало частушки

Конец частушки

В Мотызлеях есть река,

Сами знаете кака,

А теперь они лежат,

Как музейный экспонат.

Времена – то раньше были:

Посадил в лодку,

Лапти липовые носили

Поливал её водой,

Чтобы стала молодой.

Частушки в наши дни

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки.

Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

Следующая частушка

Частушка - небольшая лирическая песня, обычно имеющая форму четырехстрочного рифмованого куплета.

Читайте также: