Женщина рассказывает анекдоты про батюшку

Обновлено: 26.12.2024

Трудность в другом: внезапность возникновения у кого-нибудь покаянного чувства, взрыв доверительности и исповедальности, неудержимая потребность в общении, что очень характерно для подвыпивших. Батюшка только-только из храма, он молился, говорил, читал, пел, отвечал, давал распоряжения. Наконец наступает долгожданное молчание, которое становится наслаждением. И вдруг ему по пути требовательный вопрос, на который нельзя не ответить. Сознаешь, что говоришь не на пользу, выпивший все равно ничего не запомнит, но говорить надо.

Бывают и курьезные случаи.

Как-то еду в метро. Вагон полупустой. Напротив меня сидит изрядно выпивший мужчина, небритый, чувствуется, чем-то раздосадованный. Говорит мне:

– Ну, ты чего вырядился? Ишь ты, поп! Не можешь что ли в нормальной одежде ходить? Чего расчебучился, подол распустил на весь вагон? Только чтобы почудней.

– Стоп-стоп! Осторожнее на поворотах! Чья одежда чудней – надо еще подумать. Во-первых, моя намного древней чем твоя, а в древности люди вовсе не дураки были, они многое понимали лучше нас. Во-вторых, она гораздо удобнее твоей – американской и бизнесменской.

А что делаю я, когда встаю: умываюсь без всяких скребочков и мыльных порошочков или бритвенных паст, беру подрясник – раз! – и я одет. Мне легко, просторно, не жарко, удобно – и никаких трубочек, полная свобода движений!

– Да, это здорово, я и не подумал, – сказал мужчина. А я едва успел выскочить через закрывающиеся двери на моей станции, даже не попрощавшись с собеседником, лишь мелькнуло его озадаченное лицо.

По дороге домой фантазия разыгралась, и я представил себе, что года через два захожу в вагон метро и вижу: полно бородатых подвыпивших мужиков и все в подрясниках. И только тут замечаю, что сам затянут в тоненькие брюки-трубочки. На мне – пиджак и галстук с крестиком по центру, чтобы хоть как-то отличаться от общей массы сообразительных и любящих комфорт самых новых русских скромного достатка.

Прошло время. Как хороша спасительная инертность! Самая удобная одежда все-таки осталась у духовенства.

Протоиерей Георгий Ореханов

Миропомазание

Идет будничная вечерняя служба без полиелея (и, следовательно, без помазания). Совершает ее известный ныне всем в Москве протоиерей. После службы к нему подходит старушка и спрашивает: „ Отче, а когда будет миропомазание? “ Протоиерей тяжело вздыхает и отвечает: „ Теперь только на Царство “ .

Священник Сергий Круглов

Священник Сергий Круглов

20 красных свечей

Многие люди на Руси, которая, по слову Лескова, была крещена, но не была толком просвещена, уверены: главное в Церкви, действенное и наисакральнейшее — свечка.

Помню, в Спасский собор, в котором я служил в Минусинске, пришла дама и спросила в лавочке двадцать свечек, непременно красных. К тому времени я уже пару лет прослужил священником, имел кой-какой опыт и сразу понял: не перед иконами будет дама свечки ставить. А, скорее всего, послал ее в храм за освященными свечками какой-нибудь знахарь — они этими свечками людей, как известно, « лечат » .

-Вам, говорю, свечи-то поди для лечения нужны?

— Как вы догадались. — воскликнула потрясенная дама.

— Тоже мне, говорю, бином Ньютона … А вообще-то свечи для лечения не в церкви покупают.
— А где?

Протоиерей Игорь Прекуп

Оборотень

Может ли диакон обрести славу старца и великого экзорциста? Уверяю, может. Для этого надо, всего-навсего, в подходящий момент проявить самую обычную смекалку и быть проще… Ну или бессовестней – это уж как вам больше нравится. И убедился я в этом где-то четверть века назад в результате одного эпизода.

Дело было году примерно так в 90 – 91-м. Служил я в то время диаконом в Таллиннском Александро-Невском соборе. И вот, однажды, за воскресной Литургией выхожу я на амвон, становлюсь лицом к Царским вратам и произношу ектению. Слышу сзади какое-то движение непонятное: легкая возня, приглушенные то ли раздраженные, то ли взволнованные голоса. Хотелось оглянуться сразу, чтоб если не словом, то взглядом очей ясных обличить творящих бесчиние, но решил подождать до окончания ектении, чтобы, пока в алтаре будут произносить возглас, спокойно развернуться и, если потребуется, то и пару слов сказать, «скорбя об ожесточении сердец их».

Заканчиваю ектению, оглядываюсь, но к своему удивлению не вижу, чтобы кто-то среди прихожан, стоящих вплотную к ступенькам амвона, вел себя неподобающим образом. Замечаю только, что все они как-то очень уж напряженно смотрят в мою сторону. Но не на меня, а куда-то рядом, чуть пониже. Перехватываю их взгляд и, к своему… ну не то, чтобы ужасу, а, скажем так, легкому обалдению, обнаруживаю справа от себя черного кобеля, и не то, что медленно и осторожно идущего, а, я бы сказал, благоговейно плывущего в сторону алтаря!

Я тут же вспомнил, что об этом «захожанине» рассказывала мне одна регентиса наша. Забрел он как-то в собор между службами и давай гулять по нему вот с таким же сосредоточенно-благоговейным видом, то к одной иконе, то к другой, только что свечки не ставит. Рассказчица пыталась его выманить из храма: «Ня-ня-ня, собачка!», и показывает, как будто у нее в руке есть что-то для него вкусненькое. Он повелся было, но, присмотревшись, быстро раскусил, что его дурят, и продолжил с интересом осматривать священное помещение, всем своим серьезным видом демонстрируя: зря вы собак зачислили в нечистые животные, ибо не может нечистое так тянуться к чистому, как я, и с таким уважением относиться к святыне. В тот раз все разрешилось более, чем просто: какой-то мужчина, из в кои веки раз зашедших в храм, хватил этого борца против ритуальной дискриминации зонтиком по заду и тот моментально нашел выход. Даже не метался.

И вот стою я, смотрю на это животное, медленно, но верно продвигающееся к входу в алтарь, а у самого в правой руке орарь, в левой – служебник. Пса не обхватить никак. А он достаточно большой, кстати. Не то, чтобы уж совсем, но какая-то из его бабушек, похоже, согрешила с бельгийцем. Вспомнив о том, как его выпроводили из храма в прошлый визит, я подумал было пнуть его (а что делать, если только ноги свободны. ), но вовремя представил, как он тогда с перепугу влетит в открытые Царские врата и, перемахнув через архиерея, окажется на престоле. Брррр. Нет, не то…

И тогда я нарушаю одно из своих табу. С детства меня приучили не трогать животных за хвост. Особенно собак. А что делать? Служебник прятать в карман некогда, левая занята, остается правая. Перекидываю орарь через предплечье правой руки, плавно беру пса за хвост у самого основания. Он оглядывается и, вопросительно глядя мне в глаза, как бы говоря: «Ты уверен, что хочешь это сделать?», так же плавно, не рыча, тянется зубами к моей руке. Я в ответ, слегка пожимаю плечами: «Извини, ничего личного, служба», швыряю его в народные массы. Нет, он, конечно же, не попадает прямо в прихожан, потому как достаточно тяжел. Пролетев метра полтора, он тормозит, перебирая лапами, соскальзывая с нижних ступенек амвона, очень выразительно, при этом, с укором глядя мне в глаза: «Ты-то, ты-то, чем лучше? Вообразили тут о себе…». Люди расступились и дали возможность оскорбленному в своих лучших религиозных чувствах нашему брату меньшему с миром изыти.

Все это происходит примерно за 15 секунд, пока длится возглас, который стих как раз, когда пес полетел на запад, и в ту же секунду я поднимаю в правой руке орарь и произношу следующую ектению: «Елицы оглашении, изыдите; оглашении, изыдите; елицы оглашении, изыдите; да никто из оглашенных, елицы вернии…». Произношу и еле сдерживаюсь, ибо очень уж удачно этот «захожанин» подгадал время.

Но, собственно, «песня не о том». Самое интересное произошло на следующий день.

Прихожу я на службу. Тороплюсь. Не то, чтобы опаздываю, но времени в обрез. Навстречу мне, ну не то, чтобы бросается, но так довольно резво выскакивает одна из древнейших прихожанок. Такая классическая «бабушка»: сухонькая, сгорбленная, беззубая и с клюкой (палка с загнутым концом, если кто не знает). Этакий грозный страж Православия. И вот, приблизившись, она выдыхает: «Я видела!»

По правде сказать, мне немножко поплохело от этих слов. Что она там еще видела? Какая еще новая сплетня обо мне зарождается? «Что вы видели?» – устало спрашиваю я ее. «Я видела, – повторила она, всем своим видом показывая, что заявляет это, будучи в здравом уме и трезвой памяти, – как вы сатану из церкви изгнали. » – «Когда. » – опешил я. – «Когда он в виде большой, черной собаки пытался в алтарь зайти!»

Эх, мне бы тогда склониться к ней и сказать: «Тс-с-с… Только никому!» и тем самым обеспечить себе на долгие года культовое почитание и священный трепет при одном упоминании, а я, дурень непрактичный, хрюкнул со смеху и побежал готовить сосуды к проскомидии.

Игумен Агафангел (Белых)

Canon – когда всё канонично!

Игумен Агафангел (Белых)

Эту историю я потом слышал в десятках пересказов, но это первоисточник – текст, который я давным-давно опубликовал еще на ли.ру.

Лет десять назад, в аккурат на Тихвинскую, мы попали в маленький женский монастырь в Белостокской епархии, что в Польше. Мы – это мой добрейший друг Денис Александрович М. и игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николы на Берсеневке. Монастырь этот был когда-то старообрядческим, что особенно умилило о. Кирилла, а в 20-е годы он был принят вл. Евлогием в общение, по просьбе тогдашних монахинь.

После длиннющей службы „ по древлеправославному “ мы отобедали и расположились с матушкой игуменьей пить кофий в небольшом садике при храме. На обеде был один забавный момент, когда монахиня, читавшая поучения старца Амвросия на русском языке с сильным польским акцентом спросила, не меняя интонации: „ … дочь мОя, мОнах без МОлитви есть голОвешка … матУшка, что есть голОвешка “ ? Но я сейчас о другом хочу рассказать.

За кофием, разумеется, зашел разговор о истории монастыря и о старообрядцах вообще. Тем более, что в Войново было еще две молельни, давно уже не действующие и ставшие просто достопримечательностью для туристов. В ходе беседы матушка Агния предложила нам сфотографироваться на память. О. Кирилл тут же вспомнил историю, как в 80-е годы, его друг, — фотокорреспондент, прожил несколько месяцев в сибирской деревне староверов и еле-еле уговорил всех на общую фотографию в старинных одеждах. И стар и млад надели древние наряды, выстроились для фото, журналист достал камеру и начал настраивать. Вдруг по рядам селян пробежал шум негодования. Старики плюнув на землю развернулись и пошли по домам, а некоторые, подбежав к растерянному фотографу, яростно тыкали пальцем в японскую зеркалку и кричали:

Да, кто бы мог подумать, что такая чепуха станет препятствием … фотоаппарат был фирмы „ NIKON “ о чём и сообщала надпись на камере, белым по черному.

Мы посмеялись, но матушка Агния явно была озабочена. Подозвав молодую монахиню она негромко, по-польски о чем-то спросила её и с облегчением сообщила нам:

— Не беспокойтесь! У нас все канонично! У нас „ CANON “ !

Еще из того времени

В начале 90-х стало модно звать батюшек на самые разнообразные мероприятия, приходилось соглашаться и ходить. Меня попросили выступить перед внуками и внучками писателей в Центральном Доме литераторов днем на Рождество Христово. Уже тогда начали появляться батюшки с гитарами. Директор этого Дома встретил меня у входа и проводил на сцену. Кто-то заканчивал свое выступление. Конферансье подошел ко мне и спросил:

– Батюшка, как вы будете выступать, как обычно или без ничего?

Директор чуть не упал от смеха.

В те же годы, думая о чем-то своем, шел по арбатским переулкам. Подошла женщина и спросила:

– Как пройти на улицу Рылеева?

Женщина застыла в недоумении.

Наконец, я сообразил и показал дорогу.

Просто в детстве я внимательно прочел книгу с полки моего отца: «Поэты пушкинской поры». Только и всего.

Будучи протодиаконом в одном московском храме я посоветовал регенту левого клироса выполнять замечание одного опытного уставщика о том, что перед возгласом «Святая святым» надо петь «Аминь» не два раза, а одно длинное. Перед следующей службой регент вошел вместе со мной в алтарь и пожаловался настоятелю:

– Я не знаю, кого слушать, Вас или отца протодиакона?

А отношения с настоятелем у меня были очень напряженные. Настоятель сильно наставил меня на путь истинный, к большому удовольствию регента. Когда регент направился на свой клирос я, в состоянии сильного душевного волнения, вышел за ним.

Дальше с моей стороны последовала неуправляемая и совершенно не продуманная заранее импровизация:

– Скажите, Вы читали «Песнь о вещем Олеге»?

– Да, – инстинктивно сжимаясь от страха, сказал регент.

– А Вы помните, что случилось с князем, который потоптал голый череп своего любимого коня?! Так как же Вы не боитесь потоптать голову живого протодиакона? Я бы на Вашем месте никогда бы не осмелился на такое дело.

И молча и грозно ушел в алтарь.

А это уже 1998 год. Собираюсь выезжать в храм. Подхожу к машине (не иностранной, нашей русской), она только год как у меня появилась.

В это время мимо меня пробегает в тренировочном костюме вечно недовольный спортивного вида комсомолец лет сорока и говорит находу:

– У, попы мироеды, смотри какой толстый, да еще на машине.

Ответ был мгновенный, времени на обдумывание не было. Просто вырвалось само собой:

– Народ, который забыл своего Бога, будет голодать всегда!

Протоиерей Игорь Прекуп

Анекдоты от читателей Правмира:

Игорь Чернозатонский

Не объяснили

Как врач, всегда спрашиваю своих больных, крещеные ли они? И вот, что мне ответила одна больная: «Крещеная больше десяти раз, уже и не помню сколько, а что толку? Когда бываю в других городах и вижу красивую церковь, то обязательно захожу туда покреститься, думая, что здесь крещение будет лучше». На вопрос: «А что, никто из батюшек с вами не беседовал?», отвечала: «Нет».

Татьяна Зиновьева

По отчеству

Валерий Гадышев

Про спорт

Однажды сорокалетнему священнослужителю молодая прихожанка подарила прыгалки и сказала: «Я знаю из соцсети, что Вы любите заниматься спортом. Прошу Вас, почаще прыгайте на этих скакалках, чтобы все на моем жизненном пути было хорошо».

Возглас

Молодой иерей начинает проходить сорокоуст. На мирной ектенье произнес все прошения. Нужно говорить возглас, но тут вышла заминка. Он растерялся. Отцы-священники в алтаре со всех сторон подсказывают ему: «Возглас, говори возглас!». Батюшка собрался духом и громко на весь храм произнес: «Возглас. ».

Не бойся!

Оговорилась

Среда первой недели Великого поста. Ко мне подходит уборщица нашего храма и спрашивает: «Сегодня Литургия преждевременных Даров?».

Марина Ильина

Крестоносица

У меня есть знакомая, женщина 57 лет. Очень добрая, и я бесконечно люблю её. Не могу сказать, что сильно воцерковленная, но очень любит паломнические поездки. Семьи у неё нет, ездит она довольно часто. Недавно она мне поведала об одной такой поездке: «Там такая благодать, я окунулась в святом источнике, приложилась к мощам и сходила «в крестовый поход»». Чуть не рухнув со стула, немного придя в себя сквозь смех и слёзы, я спросила, не водили ли их на Чудское озеро.

Следующий анекдот

Святой дед

Опоздала

Протоиерей Александр Стрижак

Из коллекции

У одного моего приятеля целая коллекция записок. Номер один в коллекции:
Протоиерея Роберта, ащё крещен.

Протоиерей Георгий Ореханов

Детское обоснование атеизма через БЕСКОНЕЧНОСТИ (Из детства)

Это было в давнем-давнем детстве. Попалась нам с лучшим другом Валькой в руки книжка, то ли занимательная астрономия, то ли еще что-то, не помню что. Помню оттуда разве что иллюстрацию с ОГРОМНОЙ, размером с город катушкой ниток, и подпись под ней, что приблизительно столько ниток и есть парсек.

Ну и конечно же нас с моим товарищем цепанула такая штукенция, как бесконечность. Ну да, ребетятам девяти лет от роду понять то что пространство и время – бесконечно, как-то непросто, да и вообще – нереально.

И понесли мы это великое знание в МАССЫ. Рассказали об этом прочей дворовой детворе, вот тут то и начались вселенские поиски смысла бытия!

Рассказали, кому интересно, те вокруг нас расселись, предались изучению литературы, а те кто захотел нас уесть, побежали по взрослой родне – выспрашивать.

Прибегает первый дружбан – Гришка.

- У солнечной системы есть край! – радостно выпаливает он.

- А что за ней? – с грустью спрашивает мой лучший друг. И Гришка заявляет радостно:

Прибегает Юрка, совсем еще малой пацан лет шести, у которого родители весьма знающие люди.

- У видимой вселенной есть край! – заявляет радостно.

- А что за ним? – грустно спрашиваю я, - Дальше же просто не видим.

- Ну да… - тоже озадаченно садится рядом.

- Есть только то, что создал Бог! – радостно заявляет он нам. И вот вроде бы ответ, то есть мы видим, то что он нам позволил видеть, ну и далее в том же порядке. Кто то из прочих заявляет, а что, дескать дальше позволенного?

- А ничего! – радостно, с видом победителя заявляет Макс.

- А что было до Бога? – грустно спрашивает Валька.

- Бесконечно до него ничего не было? – спрашивает с этакой ехидцей Валька.

- Не получается, всегда что то было.

Показать полностью Эмоции 1 год назад

Как я стал атеистом

Просто история из моей жизни, которую я пишу сидя на карантине.

Мои родители - христиане, причём достаточно набожные. И, соответственно, я тоже. Был начиная с детства. Каждое воскресенье всё моё детство родители водили меня в храм и рассказывали о боге. Я слушал и просто верил им. А так же задавал вопросы и получал ответы.

А когда мне было 12 лет, меня стали отправлять в храм одного, даже в будние дни. Иронично, что именно это и сделало меня атеистом. Я ходил в храм и мне там было неприятно. Каждый день находился человек, который пытался меня учить - так креститься неправильно, сидеть нельзя, а так стоять не нужно, смотреть в окно запрещено и.т.д. И в конце концов я просто вышел и сел на лавочку во дворе рядом с храмом. Хорошо помню этот момент. Было тихо, спокойно на улице стояла весна, а я просто сидел на лавочке у входа. Думал о том, какие ужасы, по словам мамы ждут тех, кто не ходит в храм. Но ничего не произошло. С тех пор я никогда не посещал службы, а приходил только на причастие. Я просто сидел на лавочке и думал, так как телефона тогда не было. У меня было очень много времени, что бы думать. Я думал о религии, о том, как это работает, о том, что можно и что нельзя. И каждый день находил только вопросы. Противоречия в религии. Я пытался их объяснить, но получал только новые вопросы. Родители не могли ответить мне, почему Адам и Ева смогли создать всё человечество, если у них не было дочерей. Они не могли ответить, почему рыбы выжили во время потопа, а наши аквариумные рыбки не могут жить в пресной воде. Спрашивал, почему наш бог существует, а Зевс и Перун нет, хотя о них тоже пишут в книгах. Я задавал много вопросов, но ответы были односложными и сводились к тому, что нужно просто верить. Постепенно я совсем перестал ходить в храм, а просто ходил гулять. А потом появился интернет, где я узнал, что не я один сомневаюсь в религии. И другие люди нашли куда больше ошибок и противоречий, чем я. С тех пор я перестал верить окончательно, но никому об этом не говорил, ограничиваясь вопросами, на которые никто не мог дать ответ.

Так прошло несколько лет, пока в итоге я не поймали с поличным. Я пришёл домой раньше, чем было причастие и родители поняли, что я на нём не был. И тогда я рассказал всё, что думаю о религии. Сказал, что глупо верить в то, чем нет доказательств, попытался рассказать основы критического мышления, но случился скандал. Самый сильный скандал на моей памяти, но это того стоило, так как я был свободен. С тех пор прошло много лет, я давно помирился с родителями, а они не пытаются обратить меня в веру. И даже сами перестали регулярно ходить в храм, благодаря дискуссиям со мной. Они всё ещё верят, что бог существует, но считают, что он не имеет ничего общего с тем, что описан в библии.

Отказаться от веры трудно, так как это меняет всё представление о мире. Мне повезло это сделать в раннем детстве, взрослым будет намного сложнее. Я не прошу вас сделать это разом,

но если вы верите в бога - подумайте. Просто подумайте, если ваша религия - истина в последней инстанции, то это ей не повредит. А если нет - то вы станете ближе к правде. Сядьте и подумайте, а так ли целостна картина мира, которую вам даёт ваша религия. Просто попробуйте и, возможно, это изменит вашу жизнь в лучшую сторону, как изменило мою.

Значит ты атеист

Показать полностью 1 Эмоции 1 год назад

Протоиерей Андрей Ефанов

Записки и записки

Уже четверть века читаю поминания и записки в алтаре, сначала как пономарь, затем как священник. Всех курьёзов не упомнить, но были и такие, которые стоят того, чтобы лежать в ячейках протопоповской памяти.

Пожертвовали как-то лампадное масло в алтарь, а на прикрепленной к маслу записке: о упокоении болящей Марии. Выхожу на амвон, спрашиваю: кто просил о скорейшей смерти для Марии? Тишина. Либо ошиблись, либо постеснялись признаться. Помянул о здравии.

Когда в поминании, которое книжечкой, которое надолго пишется, а не как записка на один раз, вычеркнуто имя о здравии, все понятно, либо умер человек, либо серьезно поссорились. А когда вычеркнуто имя об упокоении? Поссориться не могли. Значит, воскрес таки! Но почему об этом чуде — лишь скромно вычеркнутое имя, а не праздничный трезвон во все колокола?

Поехал в Муром, захотел написать записку, а больно уж дорого всех вписать. И тогда хулигански дописал: « и всех православных френдов Chudo-iva » . Пускай хоть так помолятся.

Каждое поминание, принесенное в алтарь, как смс-ка Богу: « Небесный Отец, не забывай о нас! » Отец и так не забудет своих чад, но ведь приятно от детей получать знаки того, что и они помнят о Родителе.

О здравии

и так далее, в большом количестве.

Записок, как водится, много, дело привычное. Но вдруг на листочке ровно такого же формата и тоже в столбик совсем другие слова:

Сыр
Молоко
Яйца
Колбаса докторская

и приписка: позвонить Владимиру

Тема записок, конечно, неисчерпаема. Но тут даже самые стойкие в алтаре сломались. Хорошо, что у нас не принято читать записки гласно на солее.

Следующий анекдот

Критики концепции Рассела говорят, будто нельзя сравнивать Бога и чайник, ибо это несопоставимые явления. Но с таким же успехом можно сопоставить какого-нибудь безличного индуистского бога Брахмана и еврейского Яхве, то есть того самого Бога, в которого верят представители авраамических религий.

Дело не в том, что берется в расчет, важен сам принцип доказательства. Бога нельзя доказать посредством невозможности опровержения Бога, ибо с таким же успехом можно доказать существование любой выдумки.

В 1952 году британский философ-атеист и нобелевский лауреат по литературе Бертран Рассел опубликовал статью "Есть ли Бог?", где привел аналогию, демонстрирующую ошибку верующих, которые требуют от атеистов доказательств, что Бога нет.

В своей статье философ пишет:

Многие верующие говорят так, будто скептики должны опровергать их догмы, а не наоборот. Но это ошибка. Если бы я предположил, что между Землей и Марсом летает фарфоровый чайник и вращается вокруг Солнца по эллиптической орбите, то никто бы не смог опровергнуть мое утверждение. Особенно при условии, если я добавлю, что чайник очень слишком мал, чтобы его могли обнаружить самые мощные телескопы. Если бы я продолжил заявлять, что мое утверждение о чайнике нельзя опровергнуть, поэтому люди должны верить в его существование, то мое утверждение сочли бы чепухой. Однако если бы существование чайника подкреплялось древними книгами, о его подлинности говорили бы детям в школах и по воскресениям в храмах, то сомнение в его существовании расценивалось бы как отклонение, а сомневающихся отправили бы к психиатру в эпоху Просвещения, в более ранний период — к инквизитору.

Бертран Рассел, 1872-1970 гг.

"Чайник Рассела" является ответом тем верующим, которые считают, что атеисты должны опровергнуть существование Бога, дабы оказаться правыми. На самом деле атеисты ничего доказывать не должны. Доказывать должны верующие, ибо бремя доказательства лежит на тех, кто утверждает, будто Бог есть.

Когда верующий говорит, что Бог есть, то противники веры не обязаны опровергать его утверждение, чтобы доказать, что Бога нет. Потому что доказывать должен тот, кто говорит, что Бог есть. В противном случае все должны поверить в летающий между Землей и Марсом фарфоровый чайник, ибо это утверждение неопровержимо.

Данную логическую проблему обсуждали еще в 1913 году. Историк-византинист Джон Бьюри в работе "История свободомыслия" вместо летающего чайника говорил о расе англоговорящих ослов с планеты рядом с Сириусом. Утверждение звучит нелепо, но оно тоже неопровержимо.

Критики концепции Рассела говорят, будто нельзя сравнивать Бога и чайник, ибо это несопоставимые явления. Но с таким же успехом можно сопоставить какого-нибудь безличного индуистского бога Брахмана и еврейского Яхве, то есть того самого Бога, в которого верят представители авраамических религий.

Дело не в том, что берется в расчет, важен сам принцип доказательства. Бога нельзя доказать посредством невозможности опровержения Бога, ибо с таким же успехом можно доказать существование любой выдумки.

Показать полностью 2 Эмоции 11 месяцев назад

Протоиерей Кирилл Каледа

Протоиерей Кирилл Каледа

„ Мой муж воскрес “ , или подготовка к визиту президента

Не каждый день Президент посещает приходские храмы. В начале августа мне позвонил Владыка и сообщил:

— У тебя в конце октября будет Первый. Его будет сопровождать Святейший. Готовься. Только учти — никому не слова. Это государственная тайна. Понял?!

Конечно, понял. Что тут не понять? В конце октября надо подготовить территорию в несколько гектаров для встречи гостей. Это тогда, когда не только давно отцветут все цветы на многочисленных клумбах вокруг храма, но и облетят все листья со всех деревьев. Будет голо и сыро, и только ветер будет гулять над могильными рвами. И подготовку надо провести так, чтобы никто не понял, зачем проводятся те или иные работы.

Обошел территорию. Наметил, что сделаем силами прихода, и с чем надо обращаться к местной администрации. Написал письмо к Главе района. Приехал к его заму. Объясняю, что будет памятный день, когда на полигон обычно приезжают различные гости, и приход просит администрацию помочь в проведении ряда работ. Заместитель главы меня выслушал и сказал, что подумает, как нам можно оказать помощь.

Недели через три из Администрации президента получаю подтверждение, что визит Президента готовится. Опять еду в администрацию района. Спрашиваю, что решили по нашей просьбе. Получаю ответ:

— Отец Кирилл, мы оказали Вам помощь весной, когда на полигон приезжал Патриарх. Недавно митрополит Ювеналий был в Коммунарке — мы помогли отцу Стефану. На днях Святейший приезжал в Крестовоздвиженский монастырь — мы оказали помощь монастырю. Но к Вам никто не приезжает.

Я молчу …
Своими силами проводим работы по храмовой территории и на захоронениях. Сотрудники прихода, как потом они поделились, удивлялись: какая муха укусила отца настоятеля, что он требует накануне зимы проводить благоустроительные работы, которые в предыдущие года никогда не проводились, но безропотно выполняют поставленные задачи.

За несколько дней до визита получаю информацию, что за три дня до визита приедут сотрудники службы безопасности и протокола Президента, чтобы изучить место и утвердить программу мероприятия. От Патриархии на этом совещании должен быть сотрудник протокола Патриарха.

В назначенный день минут за сорок до указанного времени подхожу к храму. Около него и на прилегающей территории ходят напряженные сотрудники администрации района, в том числе и районной службы безопасности. Двое из сотрудников этой службы подходят ко мне. Один их спрашивает меня:

— Отец Кирилл! Что у Вас здесь будет?

— С чего Вы взяли, что у нас что-то будет? — отвечаю я вопросом на вопрос.

— Нам из Области звонили.

— Ну, вот и спросите в Области, что здесь будет.

— Отстань от него, — говорит второй сотрудник своему коллеге, — ему сказали, чтобы он ничего не говорил. Он ничего и не скажет.
Минут за двадцать до приезда службы протокола Президента раздается звонок. Звонит сотрудник службы протокола Патриарха:
— Отец Кирилл! Я попал в аварию. Вы сами решите все вопросы с президентскими службами …

Через пять минут следующий звонок. Звонит моя матушка.

— К нам в дверь кто-то ломится!

По ее голосу понимаю, что у меня дома происходит что-то необычайное, и мне надо бежать на помощь. Соображаю:

— Две минуты до дома (Слава Богу мы живем на приходе, около храма), пять минут там, две минуты обратно — должен успеть до приезда президентских сотрудников.

Бегу … Подбегаю к подъезду. Из него выходит наша дворничиха. В дребадан пьяная. Еле стоит на ногах. Под левым глазом огромный фингал. Понимаю, что это она штурмовала дверь нашей квартиры. Увидев меня, она просияла и хриплым голосом говорит:

— Батюшка! Мой муж воскрес. … . …

Визит Президента и Патриарха прошел хорошо. В оставшиеся два дня и три ночи районные службы провели все необходимые благоустроительные работы. Накладок почти не было, если не считать, что вечером накануне мероприятия при замене ламп в большом храмовом паникадиле был оборван питающий провод, и мы полночи на высоте 10-ти метров с туры устраняли поломку.
До сих пор многие помнят об этом посещении Президентом Бутовского полигона и называют его историческим событием.

Протоиерей Серафим Ган

Протоиерей Серафим Ган

Советских чудотворцев

У одного из моих предков служил диакон, которого все любили за его веру, христианскую любовь и благочестие, но над которым подсмеивались за часто совершаемые им ошибки во время богослужений. Так, в канун дня памяти он служил с моим предком обычную полиелейную Утреню по случаю дня памяти преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и на молитве „ Спаси, Боже, люди Твоя “ , когда перечисляются не только наиболее почитаемые угодники Божии, но и святые, „ ихже есть день “ , этот благоговейный диакон помянул: „ преподобных и богоносных отец наших Зосимы и Савватия, СОВЕТСКИХ чудотворцев “ . Говорят, мой предок еле-еле справился с последующим за этой молитвой возгласом „ Милостию и щедротами “ …

Туне едите

Помню, одного очень старенького и благостного священника-инженера , который тоже часто ошибался во время службы. Его все любили за глубокую веру, доброту и то сияние Божие, которое было видно в его глазах, в его делах и в богоугодной жизни. Он всем все прощал на исповеди, в результате чего в дни говения именно к нему все стремились каяться в своих согрешениях.

Сегодня мне вспоминается, как он служил в будний день Литургию, когда совершалась память, кажется, бессребренников Косьмы и Дамиана, чье евангельское чтение заканчивается словами „ туне приясте, туне дадите “ . А батюшка, имея сильный голос, торжественно прочитал: „ туне приясте, туне ЕДИТЕ “ . Нам, клирошанам, с большим трудом удалось спеть: „ Слава Тебе, Господи, слава Тебе “ !

Левым подобает похвала

Говоря о клиросе, невольно вспоминаю приснопамятного архиепископа Антония (Медведева), схимника, который был насквозь монахом-церковником , учеником знаменитого митрополита Антония (Храповицкого), всем сердцем любившим наше богослужение, Русскую Церковь и свою паству. Как-то приезжал я домой из семинарии и решил первым делом заехать в наш сан-францисский собор на богослужение, а также и приложиться к гробнице архиепископа Иоанна (Максимовича), в то время почивавшего в усыпальнице под главным алтарем храма.

Владыка Антоний, увидев меня и некоторых других представителей молодежи, обладавших слухом и голосами, решил „ учинить “ Вечерню и Утреню, что называется, „ на два клироса “ . На правом клиросе пели наши старые священнослужители, некоторые из которых служили еще в Харбине и Шанхае с моими предками. Владыка Антоний руководил правым клиросом. А на левом клиросе пели мы с братом и друзьями. Как было приятно нам доставить старцу-архиепископу такую радость! Он потом нас особо приветствовал после службы, вспомнив первые свои монашеские шаги в Введенской Мильковской обители в Сербии и ее богослужебный устав, а потом с улыбкой отметил, указывая на нас, что „ сегодня левым подобает похвала “ .

Нраву причастник

Один из моих знакомых остроумных священнослужителей, весьма острый и на язык, когда узнал, что после кончины весьма праведного и любвеобильного архиереря был назначен новый архиерей, дал следующий отзыв о последнем: „ Да, м.б., престолу наместник, но не нраву причастник “ . На самом деле и упоминаемый здесь священнослужитель и новый архиерей, судя по их жизни и служению, спасают души свои и приводят людей к Богу, что меня и радует, и умиляет …

Сестре ТВОЕЙ

При приходах Русской Зарубежной Церкви самоотверженно трудятся наши женщины в церковных сестричествах, призванных заниматься благотворительностью, заботиться о благолепии храма Божия и об устройстве трапез в праздники и иные дни. Наша церковная жизнь зиждется на этих сестричествах и других тружениках. Помню, у нас служил протодиакон-бывший харбинец, который постоянно разъезжал с правящим архиереем и любил по окончании трапез, когда архипастырь обычно выражал благодарность потрудившимся сестрам, накормившим по случаю престольного праздника и собравшееся духовенство, и многочисленных богомольцев, торжественно провозглашать сестрам многолетие. Однажды, после трапезы на одном приходе, его традиционное многолетие вышло совсем иначе, чем обычно, а именно так: „ Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешение подаждь, Господи, старшей сестре ТВОЕЙ Татьяне и всем сестрам святаго храма сего … “ Опять-таки , с большим трудом спели дорогим сестрам „ Многая лета “ …

Кто тут?

В наш алтарь принесли две записки: о здравии „ всех, кто тут “ и о упокоении „ всех, кто там “ .

Читайте также: