Завьюжило не на шутку вид предложения

Обновлено: 22.11.2024

Интеграция (межпредметные связи): связь с литературой, историей, краеведением, информатикой.

Оборудование:

карточки с заданиями;

сборники стихов Фета, Бальмонта, Пастернака, Пушкина.

/Опережающее задание: подобрать стихотворения русских поэтов, в которых использованы назывные предложения. /

познакомить учащихся с назывными предложениями;

показать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений;

воспитывать у учащихся интерес к творчеству русских поэтов, любовь к русскому языку.

показать учащимся способы выражения главного члена в назывных предложениях;

определять роль назывных предложений в художественной литературе;

научить детей использовать назывные предложения в речи;

закрепить навык синтаксического разбора предложений.

I.Организационный этап Вступительное слово учителя: - Здравствуйте, ребята!

Эпиграф к нашему уроку : «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

-Как вы понимаете данное высказывание? -Вы с ним согласны?

- Мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. И сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями.

II. Актуализация знаний учащихся

- Чтобы говорить о новой теме урока, сначала вспомним пройденный материал об односоставных предложениях, с которыми познакомились на предыдущих уроках.

Виды предложений по наличию главных членов.

- Как делятся предложения по наличию главных членов?

- Какое предложение называется двусоставным?

- Какое предложение называется односоставным?

Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым.

- Сколько существует видов односоставных предложений с главным членом сказуемым?

-Чем может быть выражено сказуемое в этих предложениях?

Нахождение определённо-личного, неопределённо-личного и безличного предложений среди нескольких.

(глаголом в форме 1-го лица изъявительного наклонения)

(глаголом в форме 3-го лица прошедшего времени)

- Молодцы, вы хорошо поработали на предыдущих уроках, поэтому для вас работа на повторение односоставных предложений с главным членом сказуемым не вызвала затруднений.

- Итак, как я уже сказала в начале урока, сегодня мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. Тема нашего урока «Назывные предложения»

(К концу урока мы должны знать, какие предложения называются назывными, по каким признакам можно отличить назывные предложения от других односоставных; уметь: находить в тексте назывные предложения, характеризовать их и употреблять в речи).

IV.Объяснение новой темы с одновременной проверкой первичного усвоения знаний

- Как бы вы сами дали определение назывному предложению?

- Давайте прочитаем определение назывного предложения в нашем учебнике.

Определение понятия назывного (номинативного) предложения (стр.101)

- Что общего и чем отличается назывное предложение от других односоставных предложений?

- Назывные предложения ещё называются номинативными по латинскому названию именительного падежа.

Найдите главный член и сравните предложения:

(общее – односоставные, назывные) (отличие – нераспространенное, распространенное)

Примеры распространенного назывного и двусоставного предложений.

Поздний вечер. Ударил мороз.

(общее – распространенные )(отличие – односоставное, двусоставное).

Грамматические признаки назывного предложения.

Запомнить: Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее (которое может быть выражено именем сущ. в И.п. (Лес. Поляна.); количественно-именным словосочетанием (Двадцать минут пятого.); личным местоимением (Вот и она.) и числительным (Двадцать три.).

А) - Назывные предложения бывают распространенными и нераспространенными (в них есть определения). Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считаются двусоставными.

Б) - Сферы употребления назывных предложений.

- Назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей. Кроме этого в художественных произведениях (прозе и поэзии).

- Я давала на дом нескольким ребятам задание, подобрать стихотворения русских поэтов, в которых используются назывные предложения. Сейчас мы посмотрим, что у них получилось. Какова роль назывных предложений в этих стихах?

Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений

Классическим примером того, как можно изобразить красоту мира, не употребив ни одного глагола, является стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета.

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

В этом стихотворении каждое выражение – картина. Но за описанием природы кроется какая-то загадка, тайна, потому что в ритме стиха, основанном на построении назывных предложений, ощущается нарастающее чувство тревоги.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Александр Александрович Блок замечательно передал состояние человека отчаявшегося, придавленного жизненными заботами, будто бегущего по замкнутому кругу, подчеркнув назывные предложения в начале стихотворения однородными подлежащими в конце.

Осень. Сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Выразительная емкость назывных предложений помогла Борису Леонидовичу Пастернаку создать картину осеннего вернисажа. Лаконично, немногословно, с нарастающим темпом смены экспозиций.

Швед, русский – колет, рубит, режет

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон.

И смерть и ад со всех сторон.

Александр Сергеевич Пушкин использовал назывные предложения для передачи динамики действий.

Вывод, так какую роль выполняют назывные предложения в стихотворениях?

Вывод: назывные предложения очень кратки, но выразительны. Называя предметы, указывая место или время, они сразу вводят читателя в обстановку действия, способствуют стремительному развитию сюжета.

V.Закрепление полученных по новой теме знаний

- А теперь перейдём к закреплению изученной темы. Я долго думала, с чего бы нам начать. И решила, уместнее всего поговорить о нашем с вами городе. Город Хотьково – это наша малая Родина, где проходит наше детство, где живут наши родители. Хочу предложить вам через назывные предложения кратко его презентовать.

Маленький город Хотьково.

Он уютный, хоть и скромный.

Сколько замечательных людей

Называют Родиной своей.

- Назовите из текста назывное предложение. Выполните синтаксический разбор Маленький город Хотьково. (Повествовательное, невосклицательное, простое, грамматическая основа – город (подлежащее), односоставное, назывное, распространенное).

- Наш город с двух сторон окружают речки -Воря и Пажа. А как вы думаете, что является главной достопримечательностью нашего города? Конечно, школа. Ведь она храм науки. Островок знаний. Монастырь, Абрамцево.

Работа по учебнику- Практическое задание: Упр.177

- А задание будет следующим: постарайтесь изменить предложения, используя исключительно назывные предложения. Но, самое главное, не исказив смысла этих предложений.

- Что у вас получилось?

Проверка самостоятельной работы.

Определение вида односоставных предложений.

Карточки. Ваша задача: определить виды односоставных предложений и стрелками указать .

Работа по карточкам в паре.

3) Завьюжило не на шутку.

4) Снегу намело до самых крыш.

5) С трудом пробираюсь по узкой тропинке.

6) Вот и знакомый дом.

7) Меня здесь ждут.

8) Радуюсь приветливым лицам хозяев.

1. Назывные предложения – это односоставные предложения с главным членом подлежащим.

2. Главный член назывных предложений обычно выражен существительным в И.п., личным местоимением, количественно-именным словосочетанием, числительным.

3. Они показывают, что явление, событие, предмет существует в настоящем времени.

4. С частицей вот, вон назывные предложения приобретают указательное значение.

5. Назывные предложения употребляются преимущественно в художественных произведениях, письмах, дневниках, сценариях.

Следующий анекдот

Цель урока: познакомить учащихся с назывными предложениями; показать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений.

Задачи урока:

- показать учащимся способы выражения главного члена в назывных предложениях;

- определять роль назывных предложений в литературе;

- научить детей использовать назывные предложения в речи;

- закрепить навык синтаксического разбора предложений.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, к художественному слову; к отечественной литературе;

- стремление к речевому самосовершенствованию; к усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

Предметные результаты:

- представление об основных функциях простого предложения; о роли односоставных предложений в текстах художественной литературы;

- проведение различных видов анализа слова ( морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический).

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал, презентация по данной теме.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)

1. Проверка д/з

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

2. Работа у доски

Словарный диктант (один ученик вызывается к доске)

Эф(фф)ектный, ком(мм)ентарий, пас(сс)ивный, чрез(через)вычайный, режис(сс)ер, п..пулярный, пр..задуматься, ..птимист, инт..нсивный, гостин(нн)ая, принц..пиальный, кол(лл)ективный, эш..лон, ак(кк)омп..н..мент, ин..циатор, гиган(т)ский, ис(з)подлобья, серебрян(нн)ый, мировоз(зз)рение.

3. Фронтальный опрос

Задает вопросы:

- Давайте вспомним, как делятся все предложения по наличию главных членов?

- Какие предложения мы называем двусоставными?

- Какие предложения мы называем односоставными?

- Скажите, сколько есть видов односоставных предложений с главным членом сказуемым? Назовите их.

- Чем может быть выражено сказуемое в этих предложениях?

4. Работа в группах

Учитель раздает карточки об-ся. (по одному человеку из группы рассказывают карточку)

Карточка № 1 (1 ряд)

Указать виды односоставных предложений.

1. Всё больше заносит снегом тропинку.

2. Вхожу по узенькой тропинке в лес, осыпаемой хлопьями снега.

3. Весело катались на санках с высокой горы.

4. Снегу намело в деревне почти до крыш.

5. Зимним ранним утром наблюдаешь за тихим падением порхающих снежинок.

6. Готовь сани летом, а телегу зимой.

Карточка № 2 (2 ряд)

Выделить грамматическую основу и указать тип односоставных предложений.

Вечером крепко подморозило. Пусть на этом месте построят людям что-то полезное. Задержитесь, я вас очень прошу! Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

Следующий анекдот

1 слайд Описание слайда:

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный! Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

2 слайд Описание слайда:

«У наших зим особенная прелесть!» Н. Рыленков

3 слайд Описание слайда:

оба главных члена Мне пришло письмо от мамы. один главный член двусоставное односоставное назывное Определенно-личное Неопределенно-личное Обобщенно-личное Безличное

4 слайд Описание слайда:

Вид односоставного предложения Способы выражения главного члена Примеры Назывное Подлежащее выражено сущ. в форме им.пад Изморось. Сумерки. Дорога в степи. Определенно-личное 1 и 2 л. ед и мн. числа изъяв. накл. или формами повел.накл. Люблю грозу в начале мая. Разбуди меня завтра рано. Неопределенно-личное 3 л. мн.ч. наст., буд. вр; мн.ч. прош.вр Нам принесли первое блюдо. Обобщенно-личное 2 л. ед. ч. наст.вр. и др формы (пословицы, поговорки, афоризмы) Любишь кататься – люби и саночки возить. Безличное *Безличный глагол *Личный глагол в безличном значении *Инфинитивом *Кр.страд. причастием среднего рода в сочетании с инфинитивом *Словами категории состояния *отрицательным словом НЕТ, глаголами БЫТЬ, СТАТЬ, КАЗАТЬСЯ и др. с отрицанием НЕ Вечереет. Стемнело. Мне повезло. Не курить! Велено запрягать лошадей. Морозно и ветрено. Не было ни души.

5 слайд Описание слайда:

Алексей Александрович Шахматов (1864 – 1920) Известный русский филолог и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы.

6 слайд Описание слайда:

Терминологический диктант 1. Односоставное предложение 2. Определенно – личное предложение 3. Безличное предложение 4. Неопределенно- личное предложение 5. Назывное предложение 6. Обобщенно - личное предложение

7 слайд Описание слайда:

Алгоритм определения типов односоставных предложений. 1. Определяю основу предложения. Основа имеет и подлежащее, и сказуемое ________________________ 2. В предложении один главный член ____________________________ 3. Смотрю, чем выражен главный член предложения? 4. Если оно именного типа - оно _________________________________ если глагольного 5. Можно ли вставить в него подлежащее? Нет. Да. Безличное 6. Определяю, чем может быть выражен главный член предложения? 7. Если местоимением ____ лица ед. числа Определённо – личное 8. Если местоимением __ лица мн. числа Неопределённо – личное 9. Если обобщенное лицо обобщенно-личное 10. Если действия не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего ___________________________________________________

8 слайд Описание слайда:

Снег да снег… Снег да снег. Всю избу замело. Снег белеет кругом по колено. Так морозно, светло и бело! Только черные, черные стены… И дыханье выходит из губ, Застывающим в воздухе паром. Вон дымок выползает из труб; Вон в окошке сидят с самоваром. А. Блок

9 слайд Описание слайда:

10 слайд Описание слайда:

Пословицы и поговорки о зиме Декабрь снежный и морозный – будет и год плодородный. В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты. Много снега – много хлеба. Готовь зимой телегу, а летом – сани. Снега надует – хлеба прибудет.

11 слайд Описание слайда:

1. Зимние сумерки 2.Холодно. 3.Завьюжило не на шутку. 4.Береги нос в зимний мороз. 5.С трудом пробираюсь по узкой тропинке. 6.Вот и знакомый дом. 7.Меня здесь ждут. 8.Зимняя ночь. 9.Тихо и безмолвно кругом. 10.Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. 11.Не слышно ни звука.

12 слайд Описание слайда:

1.Назывное 2.Безличное 3. Безличное 4. Обобщенно-личное 5.Определенно-личное 6.Назывное 7.Неопределенно-личное 8. Назывное 9. Безличное 10. Определенно-личное 11. Безличное

13 слайд Описание слайда:

Шишкин И. И. «Зима»

14 слайд Описание слайда:

Написать сочинение по теме «Зима» Подготовиться к зачету . 1. Теперь зубров не только охраняют, но и разводят. 2. У въезда в усадьбу всегда многолюдно. 3. Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать про­селками. 4. Страшный треск. Крики. 5. У нас сорвало обе мачты и все паруса. 6. Вижу, вижу лунный луг сквозь листву густых ракит. 7. Бывает, зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь. 8. Однажды у нас во дворе полоскали белье и оставили корыто. 9. Чужим умом умен не будешь 10. Снявши голову, по волосам не плачут. 11. Можно несколько дней путешествовать по лесу и не увидеть ни одного зверя. 12. Хочу записаться в секцию плавания. 13. Мне выгоднее всего было остаться при вашей больнице. 14. Вот и весна. 15. Перелетным птицам надевают на лапки кольца с маркировкой. 16. Примите дивное посланье из края дальнего сего. 17. От его слов становится Никите нестерпимо жутко. 18. Уверенным шагом вступаю в лесок, двигаюсь не торопясь. 19. Ночью холодом веет с земли. 20. За одного битого двух небитых дают. Желаю удачи!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Скрыть
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

от 1 650 ₽ от 410 ₽

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

от 1 650 ₽ от 410 ₽

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы от 4 800 ₽ от 1 200 ₽ Скрыть

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Следующий анекдот

kabinet205 3 месяца назад

Определите тип предложений:

Сырая земля упруга под ногами. - двусоставное

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? - односоставное, определённо-личное

Мне холодно. - односоставное, безличное

Нужны песок, лопата. - двусоставное

И на обломках самовластья напишут наши имена! - односоставное, неопределённо-личное

Недвижный камыш. - односоставное, назывное

Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение. - односоставное, определённо-личное

Читайте также: