Замысел романа преступление и наказание основывается на повести рассказе анекдоте

Обновлено: 25.12.2024

Разработка охватывает многочисленные вопросы по творчеству Ф.М. Достоевского и его роману «Преступление и наказание», которые звучат на заключительном обобщающем уроке по творчеству писателя.

Преследуя определённые образовательные, развивающие и воспитательные цели, о которых речь пойдёт ниже, здесь представлены разнообразные формы деятельности студентов на уроке.

На уроке обеспечиваются межпредметные связи с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, искусство кинематографии, социальная психология, философия, культурология.

Тема занятия: Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»: от идейного замысла до философско-нравственной позиции автора. (Петербург Достоевского. «Униженные и оскорблённые» в романе «Преступление и наказание». Изображение «маленького человека». Раскольников. Социальные и философские истоки его бунта. Смысл его теории и крушение его идей. Образ Сони Мармеладовой. Роль двойников.)

Тип урока: урок обобщения изученного по творчеству Ф.М.Достоевского.

Форма урока: комбинированный урок.

Цели: - образовательная : повторив и обобщив изученные вопросы по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», определить авторскую позицию, а на её основе вывести общую философско-нравственную концепцию его творчества;

- развивающая : продолжать начатое в общеобразовательной школе обучение диалогу, общению при обсуждении вопросов, выражению своих мыслей, их оформлению, аргументации, логике изложения материала;

- воспитывающая : обращение к высокохудожественному тексту писателя-классика способствует выработке литературного вкуса, а психологизм романа Достоевского воспитывает потребность подходить к литературному произведению как к сложному объекту, требующему тщательного читательского анализа. Знакомство со статьёй американского социального психолога Ф. Зимбардо ориентирует студентов на правильное поведение в экстремальных ситуациях, когда необходимо делать выбор между добром и злом, говорит о силе духа, который не позволяет человеку быть равнодушным, о противостоянии эгоизма и действий во благо других людей.

Межпредметные связи: с изобразительным искусством ( знакомство с иллюстрациями к роману художников П.М. Боклевского, М.В. Добужинского, Д.А. Шмаринова), с искусством кинематографии (просмотр отрывков к/фильма Л.Кулиджанова, с социальной психологией (знакомство со статьёй американского социального психолога Ф. Зимбардо).

Оснащённость: портрет Ф.М. Достоевского работы В.Г. Перова, иллюстративный материал, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, книжная выставка, текст произведения.

1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Учебник. Ч. 2. 10 кл. -М.: "Просвещение", 2010.

2. Литература . /Под ред. Обернихиной Г.А. Учебник. В двух частях. Часть 1. –М., Издательский центр «Академия» 2013.

3. Литература . /Под ред. Обернихиной Г.А. Практикум. –М., Издательский центр «Академия».2013.

4. Тексты романа «Преступление и наказание».

Содержание занятия:

1. Приветствие, вступительное слово преподавателя.

3. Знакомство с иллюстрациями к роману художников П.М. Боклевского, М.В. Добужинского, Д.А. Шмаринова.

4. Работа группы по распределению в хронологическом порядке высказываний, цитат из романа «Преступление и наказание», принадлежащих Раскольникову (или относящихся к нему). Проверка с комментариями.

5. Чтение отрывка романа о воскресении Лазаря, разбор, ответы на вопросы.

6. Просмотр эпизода фильма Л.Кулиджанова «Преступление и наказание».

7. Общие выводы о духовных, нравственных, социальных идеалах Достоевского.

10. Задание на дом.

11. Итоги занятия, выставление оценок.

Преподаватель: Добрый день! Прошу садиться. Сегодня мы проводим открытый урок «Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»: от идейного замысла до философско-нравственной позиции автора». Это обобщающий, заключительный урок по изучению жизни и творчества Ф.М. Достоевского. Мы будем касаться ключевых тем романа и постепенно подойдём к социальным, нравственным, духовным идеалам Достоевского.

Преподаватель: Итак, эпиграфом к сегодняшнему уроку я записала на доске слова Чингиза Айтматова «В сегодняшнем мире…тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму». (записать на доске).

По мнению нашего современника, Достоевский сегодня так же актуален, как и полтораста лет назад. Достоевский показал в своём творчестве современного ему человека во времена острого политического, религиозного, морального кризиса общества. Поэтому так катастрофичны сюжеты его произведений, внутренний мир его героев драматичен. В их душах в постоянном противоречии существуют силы добра и зла, от их борьбы зависят судьбы героев и судьбы человечества. Рисуя драмы в умах и душах героев, Достоевский даёт глубочайший анализ их духовного, психического, личностного состояния. Достоевский прекрасно знал трагические противоречия жизни, но это не мешало ему верить в способность человека постигать красоту, творить добро. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей», - говорит герой рассказа Достоевского «Сон смешного человека».

Давайте проследим, как постепенно, поэтапно Достоевский развивает в своём творчестве взгляд на добро и зло, на человека, пребывающего в мире социальных и духовных противоречий, как постепенно раскрываются перед нами составляющие авторской философии.

Преподаватель:

-На какие 3 периода можно условно разделить творчество Ф.М. Достоевского?

(Творчество Достоевского можно разделить на 3 периода: досибирский, сибирский и послесибирский).

Преподаватель: Далее я предоставляю слово исследователям творчества Ф.М. Достоевского, которые охарактеризуют каждый из периодов творчества Достоевского.

Записи в тетрадях студентов

Досибирский период творчества Ф.М. Достоевского

(1840-е годы Х I Х века)

1. Человек, по Достоевскому, - самоценное и свободное существо.

2. Зарождение темы двойничества (разрушения личности в герое из-за невозможности соединить противоречивые моральные требования общества).

3. Переход к социально-психологическому роману.

Сибирский период творчества Ф.М. Достоевского

( 1850 – 1859 гг. Х I Х века)

1. Появление темы нравственного распада современного автору общества.

2. Сила, противостоящая распаду, в народе. (Почвенничество Достоевского).

3. Появление типа героя-бунтаря.

Послесибирский период творчества Ф.М. Достоевского

(1860 – 1881 гг. Х I Х века)

1. Появление нового литературного типа – героя- идеолога.

2. Идеи почвенничества. (Необходимо восстановить связь духовной и общественной жизни России с народом, то есть с почвой). (Идея Раскольникова связана с эпохой, когда образованная часть общества утратила связь с народом).

3. Без любви к ближнему невозможна социальная гармония.

Преподаватель:

-Согласны ли Вы с критиком Страховым, утверждавшим, что в Раскольникове борются человек и идея?

(Да, можно. Эпизоды, рассказывающие о сне, в котором Миколкой забивается лошадь, о помощи Раскольникова Мармеладовым, о помощи пьяной девушке, голодному студенту и его отцу, о спасении детей из пожара, говорят о том, что Раскольников, конечно же, человечен по отношению к ближним. Но, с другой стороны, его идея – это верх бесчеловечности).

Преподаватель:

-Что лежало в основе идеи Раскольникова? На что эта идея опиралась?

( В основе лежала мысль о делении людей на муравейник, «тварей дрожащих», и на властелинов. Опиралась идея на чрезмерное самолюбие Раскольникова и его озлобленность по отношению ко всему).

Преподаватель: Рассмотрим иллюстрации к роману художников Шмаринова и Боклевского на стр. 10185 - 186. ( Литература . /Под ред. Обернихиной Г.А. Практикум. –М., Издательский центр «Академия».2012.)

- Какие черты характера Раскольникова акцентированы на иллюстрациях?

(Гордость, эгоизм, самолюбие, решительная злоба).

Преподаватель: Эти черты, безусловно, отрицательные, являющиеся грехом, смягчаются наличием такого качества в Раскольникове, как рефлексия.

(Далее следует самостоятельная работа студентов по распределению в хронологическом порядке цитат, принадлежащих Раскольникову).

(проверка с обоснованием)

Преподаватель: Кульминацией романа является сцена прочтения Раскольниковым и Соней притчи о воскресении Лазаря.

-Почему Раскольников приходит к Соне? Как он ведёт себя по отношению к ней?

(Он считает, что Соня тоже преступила черту. Ведёт себя с ней жестоко)

-Откройте эпизод (4 часть, глава 4). (чтение преподавателем).

Преподаватель:

-С какой целью Раскольников задаёт вопросы Соне о Боге? К какому выводу приходит он относительно Сони?

(Изначально он пытается уязвить Соню, говоря, что Бог немилосерден к ней самой, но убеждается, что Соня – истинно верующий человек).

Преподаватель:

-Почему Раскольников просит Соню почитать ему притчу о воскресении Лазаря?

(Он начинает размышлять о возможности возрождения души в случае, если ты откроешь сердце Богу).

Преподаватель:

-Вспомните сцену убийства процентщицы и Лизаветы. Как эта сцена связана с тем, что Евангелие Соне дала именно Лизавета?

(Лизавета будто бы дважды спасает Раскольникова: в первый раз, когда остриём топора она была убита, в отличие от старухи процентщицы, которая была убита обухом – в этом случае Раскольников образно убивает себя, направив остриё на себя; второй раз, когда Лизавета даёт Евангелие Соне, которое потом попадает к Раскольникову).

Преподаватель: Предлагаю посмотреть отрывок из кинофильма Льва Кулиджанова «Преступление и наказание», который рассказывает о второй встрече Сони и Раскольникова.

(просмотр эпизода)

Преподаватель:

-Совпадают ли представления о героях в литературной и киноверсиях?

-Трудно ли снимать фильмы по произведениям Достоевского?

(Да, так как они глубоко психологичны).

Преподаватель:

-Какое решение подсказывает Раскольникову Соня?

(Принять страдание)

Преподаватель:

- Кто ещё из героев говорит по сути то же самое?

(Порфирий Петрович. По мнению Сони и Порфирия Петровича, искупить свою вину можно, приняв страдание).

Преподаватель: Итак, основные тезисы философско-религиозных, нравственных, социальных идеалов Достоевского:

1. Любовь к ближнему – путь к социальной гармонии.

2. Страдание даётся человеку во благо, через страдание он обретает душевный покой.

3. Христианское смирение – альтернатива эгоизму и гордыне.

4. Глубокий психологизм творчества Достоевского.

5. Противоречивость философии Достоевского. (Призывает к смирению, а герои показаны бунтарями).

Преподаватель:

-Проблема выбора между добром и злом является философской, к ней обращаются во все времена. Предлагаю Вашему вниманию обзор книги американского социального психолога Ф. Зимбардо «Эффект Люцифера: как хорошие люди становятся плохими».

(выступление двух студентов с кратким обзором книги)

Преподаватель:

-Какое решение предлагает автор для ответа на вопрос «Как вести себя в экстремальных ситуациях?» при выборе между добром и злом?

(В любых ситуациях нужно оставаться человеком!).

Преподаватель:

- Заканчивая знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского, предлагаю Вам выполнить тест.

(тестирование)

Преподаватель:

Итак, познакомившись с личностью Ф.М. Достоевского, поговорив о философии и эстетике писателя, изучив его роман «Преступление и наказание», предлагаю Вам темы сочинения, над черновиком которого Вы будете работать дома, а писать мы его будем на следующем уроке.

(студенты записывают темы сочинений)

Преподаватель:

-Благодарю всех за сегодняшнюю работу, студенты… получили оценки…

(выставление оценок с комментариями)

Приложение 1

Текст раздаточного материала для самостоятельной работы

1. «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

2. «Смирись, гордый человек!»

3. «Я не человека убил, я принцип убил!»

4. « Я себя убил, а не старушонку! Тут-таки разом и ухлопал себя, навеки!»

5. «Прочь, миражи, прочь, привидения, есть ещё жизнь!»

6. «Если о сю пору я так боюсь, что же было бы, если б и действительно как-нибудь случилось до самого дела дойти. »

( 1. – 6.; 2. – 5.; 3. – 1.; 4. – 4.; 5. – 3.; 6. – 2.)

Приложение 2

Темы сочинения по творчеству Ф.М. Достоевского

1. Смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

2. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

3. Значение снов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

4. Раскольников и его двойники в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

5. Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

6. «Униженные и оскорблённые» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Следующий анекдот

ВложениеРазмер
test_po_romanu_prestuplenie_i_nakazanie.docx 27.39 КБ

Следующий анекдот

Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман. Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения. »

Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений.

Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет. За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности. 8 июня 1865 года Достоевский предложил А.А. Краевскому для «Отечественных записок» свой новый роман под названием «Пьяненькие». Но Краевский ответил писателю отказом, который объяснил тем, что у редакции нет денег. 2 июля 1865 года испытывавший тяжелую нужду Достоевский был вынужден заключить договор с издателем Ф.Т. Стелловским. За те же деньги, которые Краевский отказался выплатить за роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года.

Получив деньги, Достоевский раздал долги и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы.Последствия не заставили себя долго ждать. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света.

В крошечной комнате, без еды и без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом "Преступление и наказание", которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы.

В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить свою новую повесть журналу «Русский вестник». В письме к издателю этого журнала писатель сообщил, что идеей его нового произведения станет «психологический отчет одного преступления»: «Действие современное, в нынешнем году, молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху,титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда негодна», «для чего она живет?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью, – докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым и неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» – чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы. »

По словам Достоевского, в его произведении есть намек на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам это наказание нравственно требует. Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека – представителя нового поколения. Материалы для истории, положенной в основу романа "Преступление и наказание", по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность.

Сюжет романа "Преступление и наказание" первоначально был задуман писателем как небольшая повесть объемом пять-шесть печатных листов. Последний сюжет (история семейства Мармеладовых) вошел в конце концов в рассказ о преступлении и наказании Раскольникова. С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две неравные части: первая – преступление и его причины и вторая, главная, – действие преступления на душу преступника. Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения – "Преступление и наказание", и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять – влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова.

Достоевский усиленно работал над планом своего нового произведения в Висбадене, позднее – на пароходе, когда возвращался из Копенгагена, где гостил у одного из своих семипалатинских друзей, в Петербург, а затем и в самом Петербурге. В городе на Неве повесть незаметно переросла в большой роман, и Достоевский, когда произведение было уже почти готово, сжег его и решил начать заново. В середине декабря 1865 года он отправил главы нового романа в «Русский вестник». Первая часть "Преступления и наказания" появилась в январском номере журнала за 1866 год, но работа над романом была в самом разгаре. Писатель напряженно и самозабвенно трудился над своим произведением на протяжении всего 1866 года. Успех первых двух частей романа окрылил и вдохновил Достоевского, и он принялся за работу с еще большим усердием.

Весной 1866 года Достоевский планировал уехать в Дрезден, пробыть там три месяца и закончить роман. Но многочисленные кредиторы не позволили писателю выехать за границу, и летом 1866 года он работал в подмосковном селе Люблине, у своей сестры Веры Ивановны Ивановой. В это время Достоевский был вынужден думать и над другим романом, который был обещан Стелловскому при заключении с ним в 1865 году договора. В Люблине Достоевский составил план своего нового романа под названием «Игрок» и продолжал трудиться над «Преступлением и наказанием». В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию "Преступления и наказания". Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к роману, по сути три рукописные редакции романа, которые характеризуют три этапа работы автора. Впоследствии все они были опубликованы и позволили представить творческую лабораторию писателя, его упорную работу над каждым словом.

Висбаденская «повесть», как и вторая редакция, была задумана писателем в форме исповеди преступника, но в процессе работы,когда в исповедь влился материал романа «Пьяненькие» и замысел усложнился, прежняя форма исповеди от имени убийцы, который фактически отрезал себя от мира и углубился в свою «неподвижную» идею, стала слишком тесной для нового психологического содержания. Достоевский предпочел новую форму – рассказ от имени автора – и сжег в 1865 году первоначальный вариант произведения.

В третьей, окончательной, редакции появилась важная пометка: «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтобы каждое мгновение рассказа все было ясно. » Черновые тетради "Преступления и наказания" позволяют проследить, как долго Достоевский пытался найти ответ на главный вопрос романа: почему Раскольников решился на убийство? Ответ на этот вопрос не был однозначным и для самого автора. В первоначальном замыслеповести это несложная мысль: убить одно ничтожное вредное и богатое существо, чтобы осчастливить на его деньги много прекрасных, но бедных людей. Во второй редакции романа Раскольников изображен как гуманист, горящий желанием вступиться за «униженных и оскорбленных»: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться». Но идея убийства из-за любви к другим людям, убийства человека из-за любви к человечеству, постепенно «обрастает» стремлением Раскольникова к власти, но движет им еще не тщеславие. Он стремится получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям, жаждет использовать власть только для совершения добрых поступков: «Я власть беру, я силу добываю – деньги ли, могущество ль – не для худого. Я счастье несу». Но в ходе работы Достоевский все глубже проникал в душу своего героя, открывая за идеей убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел странную и непостижимую «идею Наполеона» – идею власти ради власти, разделяющую человечество на две неравные части: большинство – «тварь дрожащая» и меньшинство – «властелины»,призванные управлять меньшинством, стоящие вне закона и имеющие право, подобно Наполеону, во имя нужных целей переступать через закон. В третьей, окончательной, редакции Достоевский выразил «созревшую», законченную «идею Наполеона»: «Можно ли их любить? Можно ли за них страдать? Ненависть к человечеству. »

Таким образом, в творческом процессе, в постижении замысла "Преступления и наказания" столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Судя по черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей, или сохранить обе. Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, «два противоположных характера поочередно сменяются». Финал романа также был создан в результате напряженных творческих усилий.В одной из черновых тетрадей содержится следующая запись: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет». Но это был финал только для идеи Наполеона. Достоевский же стремился создать финал и для «идеи любви», когда Христос спасает раскаявшегося грешника:«Видение Христа. Прощения просит у народа». При этом Достоевский прекрасно понимал, что такой человек, как Раскольников, соединивший в себе два противоположных начала, не примет ни суда собственной совести, ни суда автора, ни суда юридического. Лишь один суд будет авторитетным для Раскольникова – «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой, той самой «униженной и оскорбленной» Сонечки, во имя которой он совершил убийство. Вот почему в третьей, окончательной, редакции романа, появилась следующая запись: «Идея романа. I. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, – есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием.Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом «за» и «против», которое нужно перетащить на себе». В черновиках последняя строчка романа имела вид: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Но Достоевский завершил роман другими строчками, которые могут служить выражением сомнений, терзавших писателя.

Предварительный просмотр:

Тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание »

Среди перечисленных утверждений выберите несколько правильных.

1. Согласно первоначальному замыслу ,

А. роман Ф.М. Достоевского должен бал называться «Пьяненькие».

Б. действие в романе Ф.М. Достоевского должно было происходить на московских улицах.

В. в конце романа Родион Раскольников должен был стать учителем сельской школы.

Г. Семён Захарыч Мармеладов должен был стать центральным героем романа.

Д. в конце романа Мармеладов должен был стать генералом.

Е. Дочь Мармеладова, Соня, должна была выйти замуж за Свидригайлова.

2. Из первой главы романа мы узнаём, что главный герой Родион Романович Раскольников

А. был страстно влюблён в дочь бывшего титулярного советника.

Б. часто посещал распивочные.

В. жил в съёмной тесной каморке под кровлей пятиэтажного дома.

Г. был строен и хорош собою.

Д. задолжал квартирной хозяйке и боялся встречи с ней.

Е выручил у старухи-процентщицы четыре рубля за старые отцовские серебряные часы.

3. Из разговора студента с молодым офицером в распивочной Раскольников услышал, что Алёна Ивановна

А. может сразу выдать 5 тысяч рублей.

Б. была милой, отзывчивой и кроткой старушкой.

В. была злой и больной старушонкой.

Г. бьёт свою сводную сестру Лизавету.

Д. составила завещание, согласно которому все деньги после её смерти должны перейти её сводной сестре Лизавете.

Е. недостойна жить, по мнению собеседников.

4. В письме к своему сыну Роде Пульхерия Александровна писала, что Пётр Петрович Лужин

А. является дальним родственником Марфы Петровны.

Б. хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору.

В. учится в университете на юридическом факультете.

Г. предлагает Дуне выйти за него замуж.

Д. поедет скоро в Москву по делам.

Е. ей очень понравился.

5. Согласно теории Раскольникова,

А. все люди делятся на обыкновенных (1 разряд) и необыкновенных (2 разряд).

Б. обыкновенные люди совершают преступления.

В. все люди имеют право совершать преступления.

Г. обыкновенные люди не имеют право совершать преступления; они должны лишь сохранять мир и приумножать его численно.

Д. люди 2 разряда двигают мир и ведут его к цели, поэтому имеют право на «кровь по совести», если это необходимо для достижения цели.

Е. необыкновенные люди приносят обществу пользу, совершая преступление во имя его блага.

6. На поминках у Мармеладовых

А. Лужин предложил Соне выйти за него замуж.

Б. Лужин обвинил Соню в краже у него сторублёвого кредитного билета.

В. Раскольников подрался со Свидригайловым.

Г. Лебезятников обвинил Лужина в клевете по отношению к Соне.

Д. Раскольников предал через Соню деньги Катерине Ивановне на похороны мужа.

Е. Раскольников был арестован.

7. В день похорон мужа Катерина Ивановна Мармеладова

А. бегала к генералу, где обедал бывший начальник мужа.

Б. вышла на улицу с детьми и шарманкой.

В. должна была встретиться со священником.

Г. умерла от горлового кровотечения.

Д. решила жить по «жёлтому билету».

Е. бросила детей и ушла в монастырь.

8. Аркадий Иванович Свидригайлов приехал в Петербург сразу же после смерти своей жены, чтобы встретиться с Раскольниковым и

А. рассказать ему о том, как умерла его жена.

Б. уличить его в убийстве старухи-процентщицы.

В. поговорить с ним о его сестре Дуне.

Г. попросить его передать сестре Дуне известие о том, что его жена завещала ей 3 тысячи рублей.

Д. через его содействие увидеться с его сестрой Дуней и убедить её не выходить замуж за Лужина.

Е. через его содействие увидеться с его сестрой Дуней и предложить ей 10 тысяч рублей.

9. При второй встрече с Соней Раскольников

А. просит её выйти за него замуж.

Б. просит её не оставлять его.

В. признаётся ей в убийстве старухи-процентщицы.

Г. объясняет её , почему он убил старуху.

Д. раскаивается в совершении преступлении.

Е. говорит, что убил старуху, чтобы помочь матери и сестре.

10. В эпилоге романа мы узнаём, что

А. Дуня, сестра Раскольникова, вышла замуж за Свидригайлова.

Б. Раскольников так и не раскаялся в совершённом им преступлении.

В. Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, умерла от чахотки.

Г. Раскольников был осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири.

Д. Соня последовала за Раскольниковым к месту каторги.

Е. Соня и Раскольников поженились сразу же после суда.

Запишите ответы в таблицу.

Тест по содержанию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Закончите предложения, выбрав правильный вариант ответа.

1. Родион Романович Раскольников предстаёт перед нами в романе в качестве бывшего студента

А. университета юридического факультета.

Б. университета философского факультета.

В. университета факультета словесности.

Г. духовной семинарии.

2. С Семёном Захарычем Мармеладовым Раскольников познакомился

А. в распивочной.

В. на похоронах его жены.

3. Дуня, сестра Раскольникова, работала в доме Свидригайловых

4. Раскольников убил Лизавету из-за того, что она

А. вызывала у него отвращение.

Б. не любили его сестру.

В. оказалась свидетелем другого убийства.

Г. не вернула ему карточный долг.

5. Образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом

А. убитой им старухи-процентщицы.

Б. умирающей Катерины Ивановны.

В. доведённой до отчаяния Пульхерии Александровны Раскольниковой.

Г. умершей жены Свидригайлова Марфы Петровны.

6. В газете «Периодическая речь»

А. был напечатан роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые».

Б. была напечатана статья Раскольникова «О преступлении».

В. была напечатана заметка Разумихина «О настоящей любви».

Г. было напечатана торжественное обращение императора к петербуржцам.


7. Во время первой встречи с Соней Раскольников попросил её прочитать ему библейскую легенду о

А. Давиде и Голиафе.

Б. великом потопе.

В. воскресении Лазаря.

Г. сотворении мира.

8. Согласно теории Лужина,

А. жениться нужно в преклонном возрасте.

Б. все люди делятся на два сорта: умных и глупых.

В. всё на свете основано на личном интересе.

Г. главное в жизни человека – любовь и милосердие.

9. В конце романа Свидригайлов

А. женился на Соне Мармеладовой.

Б. умер от тяжёлой болезни.

В. уехал в Америку.

Г. застрелился из револьвера.

10. За своё преступление Раскольников был

А. приговорён к смертной казни.

Б. осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири.

В. сослан на остров Сахалин.

Г. подвергнут 150 ударам плетью на Дворцовой площади.

Запишите ответы в таблицу.

Тест по содержанию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Выберите правильный вариант ответа.

1. Как звали убитую Раскольниковым старуху-процентщицу?

А. Амалия Фёдоровна

Б. Алёна Ивановна

В. Дарья Францовна

Г. Марфа Петровна

2. Кому Раскольников в первый раз сознался в своём преступлении ?

А. Соне Мармеладовой

Б. своей сестре Дуне

В. следователю Порфирию Петровичу

Г. своей матери Пульхерии Александровне

3. Кто принёс Раскольникову повестку из полиции о денежном взыскании?

А. прислуга Настасья

Б. квартирная хозяйка

В. квартальный надзиратель

4. Почему сестра Раскольникова, Дуня, решила выйти замуж за Петра Петровича Лужина?

А. Она очень любила этого человека.

Б. Для неё это был единственный способ разорвать свои отношения со Свидригайловым.

В. Она мечтала сделать карьеру в Петербурге.

Г. Она хотела помочь брату закончить образование и впоследствии получить достойную работу.


5. Как описывается в романе внешность Лужина?

А. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки. «. » Одет он был в старый, совершенно оборванный чёрный фрак, с осыпавшимися пуговицами. «. » Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая. Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина»

Б. «. он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. «. » Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный, человек посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу»

В. «На нём был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые лёгкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое бельё, батистовый самый лёгкий галстучек с розовыми полосками «. ». Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Тёмные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчёсанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придаёт лицу сходство с немцем, идущим под венец.»

Г. «Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённое на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурою, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать»

6. Что произошло с Раскольниковым на Николаевском мосту?

А. Он упал с моста в Неву и утонул.

Б. Он потерял сознание и попал под лошадей проезжавшей мимо коляски..

В. Он спас девочку от нападения разбойников.

Г. Его ударил кнутом по спине кучер проезжавшей мимо коляски.

7. Чем закончилось знакомство Раскольникова с Лужиным?

А. Лужин был оскорблён Раскольниковым.

Б. Раскольников предложил Лужину деловую сделку.

В. Раскольников спустил Лужина с лестницы.

Г. Лужин передал Раскольникову письмо от его матери.

8. Кто познакомил Раскольникова с Порфирием Петровичем?

9. Чем закончились поминки у Мармеладовых?

А. Лужин дал пощёчину Раскольникову.

Б. Лебезятников избил Катерину Ивановну.

В. Амалия Ивановна выгнала Катерину Ивановну с детьми из комнаты, которую она им сдавала.

Г. Катерина Ивановна упала в обморок, и ей вызвали доктора.


10. Как помог Свидригайлов семье Мармеладовых?

А. Он женился на Соне и рассчитался с долгами её семьи.

Б. Он открыл счёт в банке на имя Катерины Ивановны.

В. Он устроил похороны Катерины Ивановны и определил её детей в приличное место.

Следующий анекдот

Тестовые задания составлены на основе произведения Ф.М. Достоевского романа «Преступление и наказание». Предлагаемый тест позволяет преподавателю увидеть уровень знаний студента, а также понять насколько хорошо он усвоил пройденный материал.

Задания оцениваются в 1 балл.

5баллов и меньше – оценка «2».

Краткое описание документа:

Тест предназначен для текущего контроля.

Тест составлен в соответствии с требованиями программы по литературе.

Тест готов к применению, он содержит 2 варианта заданий, критерии оценивания и ответы.

Обернихина Г.А. Литература. ч.2 Учебник для студ., СПО. 7-е изд., стер. М., Академия, 2015 г. 400 с.

Ф.М. Достоевский. Роман « Преступление и наказание».

по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

1. В каком году был написан роман «Преступление и наказание»?

2. К какому литературному течению относится роман «Преступление и наказание»?

А) сентиментализм В) романтизм

Б) классицизм Г) реализм

3. Признаки, какого литературного жанра является прослеживающееся в романе равноправие идей и мыслей всех героев?

А) романа – воспитания В) монофонического романа

Б) сентиментального романа Г) полифонического романа

4. Сколько по времени длится действие романа «Преступление и наказание» (до эпилога)?
А) 1 год В) 1 месяц

Б) 14 дней Г) полгода
5. Что мы узнаем из первой главы романа о Раскольникове?

А) выручил у старухи-процентщицы четыре рубля за старые отцовские серебряные часы

Б) жил в съёмной тесной каморке под кровлей пятиэтажного дома

В) задолжал квартирной хозяйке и боялся встречи с ней

Г) был страстно влюблён в дочь бывшего титулярного советника.

6. Кто сказал, что «бедность не порок, это истина, <…> нищета — порок-с»

А) Разумихин В) Мармеладов

Б) Свидригайлов Г) Лужин
7. Проходя мимо базара на Сенной, юноша увидел сестру старухи – Лизавету. Из разговора Лизаветы с торговками, Раскольников узнает, что….

А) процентщица будет завтра в семь вечера одна дома

Б) процентщица и Лизавета уезжают в гости

В) Лизавета выходит замуж

Г) процентщица будет завтра в девять вечера одна дома

8. Кем работала сестра Раскольникова Дуня в доме Свидригайловых?
А) няней В) поваром
Б) экономкой Г) гувернанткой

9. Раскольников идет к Соне. Девушка надевает на него ……. советуя ему пойти на перекресток, поцеловать землю и сказать вслух «Я убийца». Что надевает?

А) осиновый нательный крестик

Б) кипарисовый нательный крестик

В) серебряный нательный крестик

Г) золотой крестик

10. Что случилось со Свидригайловым в конце романа?
А) женился на Соне Мармеладовой
Б) умер от тяжёлой болезни
В) уехал в Америку
Г) застрелился из револьвера

по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

1. В каком году у Ф.М. Достоевского появился замысел романа «Преступление и наказание»

2. В какой форме изначально Достоевский собирался написать роман «Преступление и наказание»?

А) отчёт В) исповедь

Б) признание Г) донесение

3. По первоначальному замыслу:
А) действие в романе Ф.М. Достоевского должно было происходить на рязанских улицах.
Б) роман Ф.М. Достоевского должен бал называться «Пьяненькие»

В) в конце романа Мармеладов должен был стать губернатором

Г) роман Ф.М. Достоевского должен был называться «Счастливые»

4. Какую роль играет Петербург в романе «Преступление и наказание»?
А) декоративным фоном
Б) психологическим фоном
В) соучастником преступления, героем романа

Г) тусклым фоном

5. Что мы узнаем из первой главы романа о Раскольникове?

А) был строен и хорош собою

Б) часто посещал распивочные

В) Родион Раскольников находится в положении, граничащем с бедностью, он второй день почти ничего не ел и должен хозяйке квартиры приличную сумму за аренду.

Г) Родион Раскольников прыгнул с моста.

6. Какую информацию об Алене Ивановне узнал Раскольников?
А) может сразу выдать 5 тысяч рублей
Б) была милой, отзывчивой и кроткой старушкой
В) была злой и больной старушонкой
Г) бьёт свою сводную сестру Лизавету
7. О ком идёт речь в цитате: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

А) о Пульхерии Александровне Раскольниковой

В) о Соне Мармеладовой

Г) о Марфе Петровне Свидригайловой

8. Кто советует юноше явиться в участок с повинной, дав на размышления два дня?

А) Порфирий Петрович В) Лебезятников

Б) Зосимов Г) Семен Захарович Мармеладов

9. Почему после совершения преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони?
А) она тоже «преступила» нормы человеческой морали
Б) она сможет понять Раскольникова

В) ему больше не к кому идти
Г) она не выдаст его

Читайте также: