Вот такие шутки у нашего мишутки
Обновлено: 22.11.2024
ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука «Ш» в прямых слогах в середине слова.
• развивать фонематический слух и звукобуквенный анализ.
• определять место звука «Ш» в середине слова.
• определять наличия звука «Ш» в словах, произносимых логопедом.
• упражнять в образовании слов суффиксально-префиксальным способом.
• обогащать словарь словами со звуком «Ш».
ОБОРУДОВАНИЕ: дидактический материал, набор картинок, таблицы слогов.
Следующий анекдот
СМЫШЛАНДИЯ - детский образовательный центр вернуться к странице
СМЫШЛАНДИЯ - детский образовательный центр запись закреплена
РАБОТАЕМ НАД ЗВУКОМ [Ш]
Автоматизация звука [Ш] в стихах.
На кухне кошка готовит лепёшки.
Любит лепёшки котёнок Тимошка.
Вышивает Даша мишку,
Маша вышивает мышку.
Две букашки на опушке
Шьют мышатам по подушке.
***
Миша и Паша шайбу гоняют,
Маша и Даша им не мешают.
Шагают по опушке мышки,
Под мышками у мышек книжки.
Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несёшь, как мяч.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Я кудряшки причешу
Затихает шорох шинный,
Наступает час мышиный.
Ночью пусть пируют мыши:
Тише, тише, тише, тише. (И. Токмакова)
- Воробей, чего ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь.
- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки. (А. Тараскин)
Наши мыши – ваших тише,
Не шуршат по погребам.
К вам не ходят наши мыши.
Не пускайте ваших к нам.
Птичка под моим окошком
Гнёздышко для деток вьёт,
То соломку тащит в ножках,
То пушок во рту несёт.
Вот детишки Маша, Миша.
Маша меньше, Миша выше.
Миша Маше что-то пишет.
Отгадай, что пишет Миша.
Пять ребят живут в избушке,
Пять маслят вблизи опушки.
У масляток – шапочки
У ребяток – тапочки.
Влезла мышка на мешок.
Позвала к себе мышат.
Только кошки помешали… (Г. Лагздынь)
У бабушки нашей хватает забот:
Для Тани с Наташей и вяжет, и шьёт.
Читает им книжки, поёт перед сном,
Гулять ребятишек ведёт перед сном. (З. Александрова)
Пляшут мышки – шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише, мышки,
Не мешайте спать братишке.
Шумит на опушке
Шишка на макушке
У бедного мишки.
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
У Маши – котёнок Тимошка,
У Миши – мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя бы немножко.
Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
Мышонку шепчет мышь:
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише. (А. Капралова)
У речушки, вдоль опушки,
Мимо вспаханных полей
Шли ленивые лягушки
В гости к бабушке своей. (И. Демьянов)
Бросил палку сверху Мишка.
Шишка – хлоп по голове.
Стало шишек сразу две. (Е. Петрищева)
- Ручеёк, куда спешишь?
- Ручеёк, когда ты спишь?
- Никогда не сплю, малыш. (Г. Виеру)
Я песок мешаю с глиной, как муку.
На горячем камне к ужину пеку:
Крендель для матрёшки, клоуну – лепёшки,
Пряники для мишки, заиньке – коврижки. (Г. Ладонщиков)
Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки – будто луговые.
Ромашки, ромашки – прямо как живые. (М. Пляцковский)
Везёт нас лошадка.
Везёт нас лошадка, лошадка, лошадка –
Ни шатко, ни валко, ни валко, ни шатко.
Стегнуть бы кнутом бы лошадку,
Да – жалко. (А. Шибаев)
Мошки.
Облепили лампу мошки,
Греют тоненькие ножки.
На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Когда играешь сам.
Когда один играешь, танцуешь и поёшь,
То маме не мешаешь и ныть перестаёшь.
Тогда рисуешь, пишешь, сидишь в углу, как мышь.
И шума не услышишь, хотя весь день шумишь.
У мышонка Тотошки
Отдать кашку кошке.
И не будет кошка
Шипеть на Тотошку.
Нарядные платьица, жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одёжке.
Такие весёлые эти ромашки –
Вот-вот заиграют как дети, в пятнашки. (Е. Серова)
На старой кадушке Я к ним подошёл,
Зелёные ушки, И нечего больше
Тупые макушки. Сказать мне про них. (В. Степанов)
Мышка в кружечке зелёной
Наварила кашки пшённой.
Всем по ложечке досталось,
Шорох, шептанье, шум под окном,
Шлёпанье лёгкое…Кто это – гном?
Шустрым мышонком шуршит тишина. (В. Лунин)
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
За эти 4 дня Вашего ребёнка ждёт:
живое чтение замечательных детских произведений с профессиональными актёрами театра и кино,
увлекательное онлайн занятие по программе "СУПЕРМОЗГ" (развитие интеллекта),
творческое занятие по правополушарному рисованию,
очень популярный и всеми любимый "Интерактивный квест",
Покажите детям мир увлекательной учёбы.
Следующий анекдот
Вот и весь Мишутка
Шайба да клюшка,
Вот и весь Илюшка
Вот и весь Антошка.
Богат наш Ермошка,
У него есть кошка.
Вот как кошка на окошке
Шьёт рубашку для Ермошки.
Выучить стихотворения, отработав произношение звука [Ш].
Я козочка Ме-ке-ке,
Я гуляю на лужке.
На самой макушке —
(литовская песенка)
Для маленького Пашки Наташа шьёт штанишки.
В штанишках два кармашка,
А на кармашках — мышки.
Шишку мышка тянет в норку,
Чтобы делать там уборку.
Шишкой мышка скоблит пол.
Будет гладким пол, как стол.
Шура шубку надевала,
Шарф и шапку потеряла.
Отгадать и выучить загадки, предварительно отработав произношение звука [Ш] в словах.
А всего одна ножка.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрёшка)
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Ш].
Кошка катала бабушкину катушку и закатила под шкаф. Бабушка долго искала катушку, но не нашла. Пришла Алёнушка из школы, заглянула под шкаф и нашла катушку. Бабушка погладила Алёнушку по головушке.
Бабушка купила Мише новую машину. У машины широкие шины. Миша катает в машине кошку. Кошка шипит на Мишу. Гараж для машины под шкафом.
У Даши был плюшевый мишка. Даша любила мишку. Она сшила ему штанишки в горошек. Алёша утащил мишку, оторвал ему ушко, бросил мишку под шкаф. Даша нашла мишку, пришила мишке ушко. Стал мишка ещё краше. А Алёшу наказали. Не ломай игрушки, Алёша!
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент. Доскажите слог в рифму.
Как погода хороша! Зашипели змейки … ША.
Никуда я не спешу! Прошипела змейка. ШУ.
Свежим воздухом дыши! Повторяем слоги … ШИ.
Солнце греет хорошо! Повторяем слоги … ШО.
Как приятно на душе! Улыбнулись все мы … ШЕ.
I. Основная часть.
1. Повторение правильной артикуляции звука «Ш». Характеристика звука «Ш», соотнесение его с буквой.
2. Закрепление произношения звука «Ш» в прямом слоге в начале слова. Детям предлагается вспомнить слоги, которые «прошипела»змейка: ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ и назвать слова, начинающиеся этими слогами (слова из прошлого занятия).
3. Закрепление произношения звука «Ш» в прямом слоге в середине слова.
Работа со словами.
а) Назвать слова со звуком «Ш», выделить слоги со звуком «Ш», определить место звука «Ш» в слове.
б) Игра «День и ночь» — закрепление произношения и развития зрительной памяти. Логопед проговаривает текст,а дети накрывают картинки экранчиками:
Ночь настала – сразу всёпропало:
Голосистый на крыше,
Новый кто-то уволок.
Затем логопед продолжает рассказ, а дети сами договаривают словосочетания, открывая «пропавшие» картинки.
День пришёл – сразу всё нашёл:
Мышиные … уши, спелую … грушу,
Быструю … лошадку, пшённую … кашу.
На крыше поёт голосистый … петушок,
В сумке появился новый … кошелёк.
Вот и серые …мыши, еле дышат.
Пахнут душистые … ландыши,
шумят высокие … камыши.
в) Игра «Закончи слово». Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч, произнося
начало слова. Поймавший мяч заканчивает слово, называя «хвостик» слова – слог ША, и произносит получившееся слово:
ка- ША афи – ША лап – ША но – ША клави - ША
кры - ША, ду – ША гру – ША кало – ША копу - ША
Закончить слово, называя «хвостик» слова слог ШИ:
у – ШИ мы – ШИ камы – ШИ ланды – ШИ малы – ШИ каранда - ШИ
Значение отдельных слов уточняется.
г) Игра «Назови ласково». Прочитайте или повторите имена детей (Слогоежка «съела» слог ША в именах детей, верните его на место, назовите их ласково (Маша – Машенька).
Ма. Па. Ми. Да. Гри. Го. Я. Ната.
Какое слово «спряталось» в именах детей?
5. Работа над предложением. Упражнение «Чьё это?». Составить предложение по образцу. Например, а)У Маши кошелёк. Это Машин кошелёк
У Паши кошелек. Это Пашин кошелек. У Гриши лошадка. Это … .
У Миши … Это Мишина … У Гоши …. Это ….
У Яши … Это …. У Даши груша. Это ….
б). Составить предложение по картинкам.
Миша ушиб ногу. У Маши ландыши. Малыши едут на лошадке. Мама утешает малыша. Яша ушиб лоб. Шура кушает лапшу. Паша кушает шоколад.
6. Упражнение «Доскажи словечко». Работа над префиксальным словообразованием глаголов. Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.
Мишутка по лесу … ШЁЛ. К домику … подоШЁЛ. Вокруг домика … обоШЁЛ. Ничего не … наШЁЛ. В домик. воШЁЛ. В домике мёд … наШЁЛ. Мёд поел и из домика … выШЕЛ. По дорожке … поШЁЛ. В лес … уШЁЛ.
7. Работа над рифмовками. Заучивание наизусть.
Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки!
Наш Мишутка любит шутки.
У нашей машины шипы на шинах.
Готовит Наташа пшённую кашу.
III. Итог занятия.Домашнее задание: прочитать, назвать слова со звуком «Ш», выучить наизусть.
Петя, Петя, петушок,
Дам тебе пшена мешок,
Дам воды немножко,
Подойди к окошку.
Публикации по теме:Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.
Фотоотчёт «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [г]» Знакомство с буквой "Г" и закрепление произношения звука [г] с детьми младшего дошкольного возраста. Текущая неделя посвящена букве "Г".
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.
Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой «Д» и закрепление произношения звука [Д]» Цель: познакомить детей с буквой «Г» Задачи: закреплять звукопроизношение, развивать речь детей, учить отвечать на вопросы «Кто? Что?»,.
Конспект занятия «Знакомство с буквой Б и закрепление произношения звука [Б]» с детьми младшего дошкольного возраста Конспект занятия «Знакомство с буквой Б» Цель: познакомить детей с буквой Б. Задачи: закрепить произношение звука [Б], дать детям представление.
Конспект занятия «Знакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [в] (повторение)» Задачи: учить слышать и произносить звук подбирать слова со звуком [в], определять положение звука и буквы в слове, развивать мелкую моторику.
Занятие кружка по знакомству с буквой М и закреплением правильного произношения звука [М] Занятие кружка "АБВГДЕЙКА". Буква М и звук [М]1. В программе "Буквария" познакомились с буквой и звуком М. Гном рассказал, как буква М.
Конспект занятия «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [Г]» (закрепление)Конспект занятия кружка «АБВГДЕЙКА» «Знакомство с буквой «Г»(закрепление)Задачи: закрепить произношение звука [г], познакомить.
Знакомство с буквой к и закрепление произношения звука [К] с детьми младшего дошкольного возраста Знакомство с буквой К и закрепление произношения звука [К]Задачи: закреплять правильное произношение звука К, умение выделять звук [К],.
Знакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [В] c детьми младшего дошкольного возраста 1. В программе "Буквария" познакомились с буквой "В". 2. Среди других букв выделили нужную букву и получили "награду" - воздушные шарики.
Следующий анекдот
ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [ Ш ]
ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА [ Ш ]
При произнесении звука [ Ш ] губы вытянуты перед («рупором») и округлены, расстояние между зубами больше чем при произнесении звука [ С ] (примерно 4-5мм).
Широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба, но не прижат, боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка опущена, а задняя часть языка приподнята т.о. язык образует «чашечку» в ротовой полости. Воздух выдыхается равномерно воздушная струя идет посередине языка. Если поднести тыльную сторону ладони ко рту то ощущается теплая воздушная струя, в отличии от звука [ С ] , при произнесении которого она холодная.
Голосовые связки разомкнуты и не напряжены, голоса не образуется.
Артикуляторная гимнастика для постановки звука [ Ш ]
Упражнения для вызывания и уточнения произношения звука [ ш ]
«Как шипит змея»
Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».
Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».
Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она. (взрослый показывает ребенку картинки с разыми животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.
Вспомните с ребенком, как вы ходили летом в лес (парк) и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточки и много листочков. Начинает дуть ветер и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш.
Встаньте и поднимите руки вверх, руки - это веточки деревьев. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите ш-ш-ш-ш.
«Воздушный шар»
Ребенок стает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!». Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук: ш-ш-ш-ш
« ТЫ шипи, как змея, а я буду договаривать слово»
Ребенок произносит звук [ Ш ] , а взрослый добавляет к нему целое слово. Например: Ш. (утки), Ш. (лак), Ш. (топка), Ш. (куры), Ш. (рамы) и т.д.
«Договори слово»
Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук.
Например: Каранда. (Ш), малы. (Ш), голы. (Ш), шала. (Ш), ланды. (Ш)
Наряду с уточнением и закреплением артикуляции звука, необходимо проводить работу по развитию слухового и фонематического восприятия отрабатываемого звука.
С этой целью используются упражнения следующего типа:
«Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши (подпрыгни, подними флажок, и т.п.), когда услышишь «как шипит змея, шелестят листья деревьев»
Взрослый произносить звуковой ряд (на начальных этапах работы звуки должны быть далекие по акустическому и артикуляторному образу, на более поздних этапах - близкие)
Например: Ш, Д,К,С,Х,Р,Я,О,Ш, Н, затем В,Ш,Т,Ц,С, Ш,Х,Т,С,З,Ж,С,Ш,В,С,Щ, Ш
Если ребенок изолированно произносить звук [ Ш ] , то можно переходить к следующему этапу работы над звуком [ Ш ] .
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ Ш ]
АТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ Ш ] В СЛОГАХ
Послушай, какую песенку, «поют» нам листья деревьев, когда на них дует ветер. На этом этапе лучше не акцентировать внимание ребенка на том, что он произносит именно звук [ Ш ] . Можно просить его спеть как листочки, змея и т.п. Звук [ Ш ] в слогах на начальном этапе работы произноситься протяжно ш-ш-ш-ш , затем как обычно Ш. Например:
Автоматизация звука [ Ш ] прямых слогах:
Игра «Договори слово»
Я буду говорить начало слова, а ты добавляй последний слог
Например: слог - ША
КА. (ША), ГРУ. (ША), ТУ. (ША), ЛАП. (ША), ЧА. (ША), КЛУ. (ША)
Игра на развитие фонематического восприятия.
Подними руки вверх и покачай ими, когда услышишь слог со звуком [ Ш ] .
Ребенку предлагаются слоги: КА-ПА-ШУ-ТЫ-НО-ШИ- ПА-ША-РА-КА-ШО и т.д.
Автоматизация звука [ Ш ] в обратных слогах:
Автоматизация звука [ Ш ] в интервокальной позиции
Автоматизация звука [ Ш ] в слога со стечением согласных
тШа- тШи - тШо-тШу
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ш] В СЛОВАХ
К этапу автоматизации звука в словах следует переходить только в том случае, если ребенок может правильно и легко произносить звук [ Ш ] в слогах прямых, обратных, со стечением и интервокальной позиции. Не следует торопиться переходить к более трудным заданиям, ему будет сложно с ними справляться, у ребенка может не получаться и это подорвет положительный настрой ребенка к занятиям, или он откажется от занятий совсем. Помните, хороший результат будет, только тогда когда занятия для него доступны, достижимы и интересны.
Автоматизация в словах более интересный процесс для ребенка, его можно разнообразить наглядным материалом (картинками, предметами, действиями, играми).
Например, задания могут быть такие:
«Измени первый звук в слове»
Инструкция для ребенка: «Внимательно послушай слово и замени в нем первый звук на звук [ Ш ] .
Какое слово у тебя получилось?»
Тапка- шапка, жаль - шаль, мах-шах, губы-шубы, мыло-шило, бык-шик, дар-шар, майка-шайка, топот - шёпот, чашка-шашка, мышка-шишка, парить-шарить, накал-шакал и т.д.
«Поставь перед словом звук [ Ш ] » и проговори это слово
Инструкция для ребенка: «Внимательно слушай слова и добавляй к нему первый звук [ Ш ] .
Какое слово у тебя получилось?
Лак- Шлак, ах-Шах, лица-Шлица, пион-Шпион, рамы-Шрамы, утки-Шутки и т.д.
«Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано ». Это задание необходимо проводить на последних этапах автоматизации звука [ Ш ] в словах. Подберите картинки, в названии которых есть звук [ Ш ] и предложите ребенку назвать их, четко проговаривая звук [ Ш ] .
Инструкция для ребенка: «Посмотри на картинки и назови предметы в названии которых есть звук [ Ш ] , четко проговаривая звук [ Ш ] . (например, картинки могут быть такие: шкаф, дверь, стул, шишка, шуба, тарелка, каша и т.д.) Ребенок выбирает картинки со звуком [ Ш ] и называет их
«Вспомни слово» в названии, которого есть звук [ Ш ] . Можно усложнить задание, предложив ребенку назвать животных, посуду, мебель и.д. в названии которых есть звук [ Ш ] . Такие задания развивают словарь ребенка, помогают усвоить понятия обобщенного понятия слов (мебель, обувь, животные домашние, дикие и пр)
На этом этапе работы так же необходимо проводить работу по формированию слухового и фонематического анализа, синтеза и восприятия для этого можно использовать следующие упражнения:
Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши , когда услышишь слово со звуком [ Ш ] : Шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка и т.п.
«На каком месте стоит звук [ Ш ] в слове» Шар -в начале слова, лапШа - в середине слова, малыШ- в конце слова
«Придумай слово, чтобы звук [ Ш ] был в начале слова (в конце, середине)»
«Повтори цепочку слогов» Ша- Шо-Шу, Ши-Ша-Шо и т.д
упражнение, «Какое слово получилось?» так же способствует развитию фонематического и слухового восприятия.
Ниже предлагается порядок слов для автоматизации звука [ Ш ] в словах. Эти слова не обязательны, возможны их замены и дополнения. Но необходимо соблюдать правильную последовательность ввода звука [ Ш ] в слова. И подбирать слова необходимо так, чтобы в них минимально встречались звуки, которые ребенок произносит на данный момент НЕ правильно
Автоматизация звука [ Ш ] в начале слова без стечения согласных звуков
Читайте также: