Вот такие шутки у нашего мишутки

Обновлено: 22.11.2024

ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука «Ш» в прямых слогах в середине слова.

• развивать фонематический слух и звукобуквенный анализ.

• определять место звука «Ш» в середине слова.

• определять наличия звука «Ш» в словах, произносимых логопедом.

• упражнять в образовании слов суффиксально-префиксальным способом.

• обогащать словарь словами со звуком «Ш».

ОБОРУДОВАНИЕ: дидактический материал, набор картинок, таблицы слогов.

Следующий анекдот

СМЫШЛАНДИЯ - детский образовательный центр вернуться к странице

СМЫШЛАНДИЯ - детский образовательный центр запись закреплена

РАБОТАЕМ НАД ЗВУКОМ [Ш]

Автоматизация звука [Ш] в стихах.

На кухне кошка готовит лепёшки.

Любит лепёшки котёнок Тимошка.

Вышивает Даша мишку,

Маша вышивает мышку.

Две букашки на опушке

Шьют мышатам по подушке.

***
Миша и Паша шайбу гоняют,

Маша и Даша им не мешают.

Шагают по опушке мышки,

Под мышками у мышек книжки.

Школьник, школьник, ты силач:

Шар земной несёшь, как мяч.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Я кудряшки причешу

Затихает шорох шинный,

Наступает час мышиный.

Ночью пусть пируют мыши:

Тише, тише, тише, тише. (И. Токмакова)

- Воробей, чего ты ждёшь?

Крошек хлебных не клюёшь.

- Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки. (А. Тараскин)

Наши мыши – ваших тише,

Не шуршат по погребам.

К вам не ходят наши мыши.

Не пускайте ваших к нам.

Птичка под моим окошком

Гнёздышко для деток вьёт,

То соломку тащит в ножках,

То пушок во рту несёт.

Вот детишки Маша, Миша.

Маша меньше, Миша выше.

Миша Маше что-то пишет.

Отгадай, что пишет Миша.

Пять ребят живут в избушке,

Пять маслят вблизи опушки.

У масляток – шапочки

У ребяток – тапочки.

Влезла мышка на мешок.

Позвала к себе мышат.

Только кошки помешали… (Г. Лагздынь)

У бабушки нашей хватает забот:

Для Тани с Наташей и вяжет, и шьёт.

Читает им книжки, поёт перед сном,

Гулять ребятишек ведёт перед сном. (З. Александрова)

Пляшут мышки – шалунишки,

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки,

Не мешайте спать братишке.

Шумит на опушке

Шишка на макушке

У бедного мишки.

Пишет школьник Паша:

Шапка, шайба, каша,

Мышка, мошка, шутка,

У Маши – котёнок Тимошка,

У Миши – мышонок Тотошка.

Не могут Тотошка с Тимошкой

Не шуметь хотя бы немножко.

Шубу, шапку и калоши

Мы найти никак не можем.

Вот такие шутки

Мышонку шепчет мышь:

Мышонок шепчет мыши:

- Шуршать я буду тише. (А. Капралова)

У речушки, вдоль опушки,

Мимо вспаханных полей

Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей. (И. Демьянов)

Бросил палку сверху Мишка.

Шишка – хлоп по голове.

Стало шишек сразу две. (Е. Петрищева)

- Ручеёк, куда спешишь?

- Ручеёк, когда ты спишь?

- Никогда не сплю, малыш. (Г. Виеру)

Я песок мешаю с глиной, как муку.

На горячем камне к ужину пеку:

Крендель для матрёшки, клоуну – лепёшки,

Пряники для мишки, заиньке – коврижки. (Г. Ладонщиков)

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки – будто луговые.

Ромашки, ромашки – прямо как живые. (М. Пляцковский)

Везёт нас лошадка.

Везёт нас лошадка, лошадка, лошадка –

Ни шатко, ни валко, ни валко, ни шатко.

Стегнуть бы кнутом бы лошадку,

Да – жалко. (А. Шибаев)
Мошки.

Облепили лампу мошки,

Греют тоненькие ножки.

На лугу поспела кашка.

Кашку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

Когда играешь сам.

Когда один играешь, танцуешь и поёшь,

То маме не мешаешь и ныть перестаёшь.

Тогда рисуешь, пишешь, сидишь в углу, как мышь.

И шума не услышишь, хотя весь день шумишь.

У мышонка Тотошки

Отдать кашку кошке.

И не будет кошка

Шипеть на Тотошку.

Нарядные платьица, жёлтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одёжке.

Такие весёлые эти ромашки –

Вот-вот заиграют как дети, в пятнашки. (Е. Серова)

На старой кадушке Я к ним подошёл,

Зелёные ушки, И нечего больше

Тупые макушки. Сказать мне про них. (В. Степанов)

Мышка в кружечке зелёной

Наварила кашки пшённой.

Всем по ложечке досталось,

Шорох, шептанье, шум под окном,

Шлёпанье лёгкое…Кто это – гном?

Шустрым мышонком шуршит тишина. (В. Лунин)

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно пёрышек лишиться.

Если пёрышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

За эти 4 дня Вашего ребёнка ждёт:
живое чтение замечательных детских произведений с профессиональными актёрами театра и кино,
увлекательное онлайн занятие по программе "СУПЕРМОЗГ" (развитие интеллекта),
творческое занятие по правополушарному рисованию,
очень популярный и всеми любимый "Интерактивный квест",

Покажите детям мир увлекательной учёбы.

Следующий анекдот

Вот и весь Мишутка

Шайба да клюшка,

Вот и весь Илюшка

Вот и весь Антошка.

Богат наш Ермошка,

У него есть кошка.

Вот как кошка на окошке

Шьёт рубашку для Ермошки.

Выучить стихотворения, отработав произношение звука [Ш].

Я козочка Ме-ке-ке,

Я гуляю на лужке.

На самой макушке —

(литовская песенка)

Для маленького Пашки Наташа шьёт штанишки.

В штанишках два кармашка,

А на кармашках — мышки.

Шишку мышка тянет в норку,

Чтобы делать там уборку.

Шишкой мышка скоблит пол.

Будет гладким пол, как стол.

Шура шубку надевала,

Шарф и шапку потеряла.

Отгадать и выучить загадки, предварительно отработав произношение звука [Ш] в словах.

А всего одна ножка.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрёшка)

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Ш].

Кошка катала бабушкину катушку и закатила под шкаф. Бабушка долго искала катушку, но не нашла. Пришла Алёнушка из школы, заглянула под шкаф и нашла катушку. Бабушка погладила Алёнушку по головушке.

Бабушка купила Мише новую машину. У машины широкие шины. Миша катает в машине кошку. Кошка шипит на Мишу. Гараж для машины под шкафом.

У Даши был плюшевый мишка. Даша любила мишку. Она сшила ему штанишки в горошек. Алёша утащил мишку, оторвал ему ушко, бросил мишку под шкаф. Даша нашла мишку, пришила мишке ушко. Стал мишка ещё краше. А Алёшу наказали. Не ломай игрушки, Алёша!

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Доскажите слог в рифму.

Как погода хороша! Зашипели змейки … ША.

Никуда я не спешу! Прошипела змейка. ШУ.

Свежим воздухом дыши! Повторяем слоги … ШИ.

Солнце греет хорошо! Повторяем слоги … ШО.

Как приятно на душе! Улыбнулись все мы … ШЕ.

I. Основная часть.

1. Повторение правильной артикуляции звука «Ш». Характеристика звука «Ш», соотнесение его с буквой.

2. Закрепление произношения звука «Ш» в прямом слоге в начале слова. Детям предлагается вспомнить слоги, которые «прошипела»змейка: ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ и назвать слова, начинающиеся этими слогами (слова из прошлого занятия).

3. Закрепление произношения звука «Ш» в прямом слоге в середине слова.

Работа со словами.

а) Назвать слова со звуком «Ш», выделить слоги со звуком «Ш», определить место звука «Ш» в слове.

б) Игра «День и ночь» — закрепление произношения и развития зрительной памяти. Логопед проговаривает текст,а дети накрывают картинки экранчиками:

Ночь настала – сразу всёпропало:

Голосистый на крыше,

Новый кто-то уволок.

Затем логопед продолжает рассказ, а дети сами договаривают словосочетания, открывая «пропавшие» картинки.

День пришёл – сразу всё нашёл:

Мышиные … уши, спелую … грушу,

Быструю … лошадку, пшённую … кашу.

На крыше поёт голосистый … петушок,

В сумке появился новый … кошелёк.

Вот и серые …мыши, еле дышат.

Пахнут душистые … ландыши,

шумят высокие … камыши.

в) Игра «Закончи слово». Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч, произнося

начало слова. Поймавший мяч заканчивает слово, называя «хвостик» слова – слог ША, и произносит получившееся слово:

ка- ША афи – ША лап – ША но – ША клави - ША

кры - ША, ду – ША гру – ША кало – ША копу - ША

Закончить слово, называя «хвостик» слова слог ШИ:

у – ШИ мы – ШИ камы – ШИ ланды – ШИ малы – ШИ каранда - ШИ

Значение отдельных слов уточняется.

г) Игра «Назови ласково». Прочитайте или повторите имена детей (Слогоежка «съела» слог ША в именах детей, верните его на место, назовите их ласково (Маша – Машенька).

Ма. Па. Ми. Да. Гри. Го. Я. Ната.

Какое слово «спряталось» в именах детей?

5. Работа над предложением. Упражнение «Чьё это?». Составить предложение по образцу. Например, а)У Маши кошелёк. Это Машин кошелёк

У Паши кошелек. Это Пашин кошелек. У Гриши лошадка. Это … .

У Миши … Это Мишина … У Гоши …. Это ….

У Яши … Это …. У Даши груша. Это ….

б). Составить предложение по картинкам.

Миша ушиб ногу. У Маши ландыши. Малыши едут на лошадке. Мама утешает малыша. Яша ушиб лоб. Шура кушает лапшу. Паша кушает шоколад.

6. Упражнение «Доскажи словечко». Работа над префиксальным словообразованием глаголов. Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.

Мишутка по лесу … ШЁЛ. К домику … подоШЁЛ. Вокруг домика … обоШЁЛ. Ничего не … наШЁЛ. В домик. воШЁЛ. В домике мёд … наШЁЛ. Мёд поел и из домика … выШЕЛ. По дорожке … поШЁЛ. В лес … уШЁЛ.

7. Работа над рифмовками. Заучивание наизусть.

Шубу, шапку и калоши

Мы найти никак не можем.

Вот такие шутки

У нашего Мишутки!

Наш Мишутка любит шутки.

У нашей машины шипы на шинах.

Готовит Наташа пшённую кашу.

III. Итог занятия.Домашнее задание: прочитать, назвать слова со звуком «Ш», выучить наизусть.

Петя, Петя, петушок,

Дам тебе пшена мешок,

Дам воды немножко,

Подойди к окошку.

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Фотоотчёт «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [г]» Знакомство с буквой "Г" и закрепление произношения звука [г] с детьми младшего дошкольного возраста. Текущая неделя посвящена букве "Г".

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.

Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой «Д» и закрепление произношения звука [Д]» Цель: познакомить детей с буквой «Г» Задачи: закреплять звукопроизношение, развивать речь детей, учить отвечать на вопросы «Кто? Что?»,.

Конспект занятия «Знакомство с буквой Б и закрепление произношения звука [Б]» с детьми младшего дошкольного возраста Конспект занятия «Знакомство с буквой Б» Цель: познакомить детей с буквой Б. Задачи: закрепить произношение звука [Б], дать детям представление.

Конспект занятия «Знакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [в] (повторение)» Задачи: учить слышать и произносить звук подбирать слова со звуком [в], определять положение звука и буквы в слове, развивать мелкую моторику.

Занятие кружка по знакомству с буквой М и закреплением правильного произношения звука [М] Занятие кружка "АБВГДЕЙКА". Буква М и звук [М]1. В программе "Буквария" познакомились с буквой и звуком М. Гном рассказал, как буква М.

Конспект занятия «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [Г]» (закрепление)Конспект занятия кружка «АБВГДЕЙКА» «Знакомство с буквой «Г»(закрепление)Задачи: закрепить произношение звука [г], познакомить.

Знакомство с буквой к и закрепление произношения звука [К] с детьми младшего дошкольного возраста Знакомство с буквой К и закрепление произношения звука [К]Задачи: закреплять правильное произношение звука К, умение выделять звук [К],.

Знакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [В] c детьми младшего дошкольного возраста 1. В программе "Буквария" познакомились с буквой "В". 2. Среди других букв выделили нужную букву и получили "награду" - воздушные шарики.

Следующий анекдот

ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [ Ш ]

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА [ Ш ]

При произнесении звука [ Ш ] губы вытянуты перед («рупором») и округлены, расстояние между зубами больше чем при произнесении звука [ С ] (примерно 4-5мм).

Широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба, но не прижат, боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка опущена, а задняя часть языка приподнята т.о. язык образует «чашечку» в ротовой полости. Воздух выдыхается равномерно воздушная струя идет посередине языка. Если поднести тыльную сторону ладони ко рту то ощущается теплая воздушная струя, в отличии от звука [ С ] , при произнесении которого она холодная.

Голосовые связки разомкнуты и не напряжены, голоса не образуется.

Артикуляторная гимнастика для постановки звука [ Ш ]

Упражнения для вызывания и уточнения произношения звука [ ш ]

«Как шипит змея»

Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».

Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».

Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она. (взрослый показывает ребенку картинки с разыми животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.

Вспомните с ребенком, как вы ходили летом в лес (парк) и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточки и много листочков. Начинает дуть ветер и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш.

Встаньте и поднимите руки вверх, руки - это веточки деревьев. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите ш-ш-ш-ш.

«Воздушный шар»

Ребенок стает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!». Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук: ш-ш-ш-ш

« ТЫ шипи, как змея, а я буду договаривать слово»

Ребенок произносит звук [ Ш ] , а взрослый добавляет к нему целое слово. Например: Ш. (утки), Ш. (лак), Ш. (топка), Ш. (куры), Ш. (рамы) и т.д.

«Договори слово»

Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук.

Например: Каранда. (Ш), малы. (Ш), голы. (Ш), шала. (Ш), ланды. (Ш)

Наряду с уточнением и закреплением артикуляции звука, необходимо проводить работу по развитию слухового и фонематического восприятия отрабатываемого звука.

С этой целью используются упражнения следующего типа:

«Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши (подпрыгни, подними флажок, и т.п.), когда услышишь «как шипит змея, шелестят листья деревьев»

Взрослый произносить звуковой ряд (на начальных этапах работы звуки должны быть далекие по акустическому и артикуляторному образу, на более поздних этапах - близкие)

Например: Ш, Д,К,С,Х,Р,Я,О,Ш, Н, затем В,Ш,Т,Ц,С, Ш,Х,Т,С,З,Ж,С,Ш,В,С,Щ, Ш

Если ребенок изолированно произносить звук [ Ш ] , то можно переходить к следующему этапу работы над звуком [ Ш ] .

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ Ш ]

АТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ Ш ] В СЛОГАХ

Послушай, какую песенку, «поют» нам листья деревьев, когда на них дует ветер. На этом этапе лучше не акцентировать внимание ребенка на том, что он произносит именно звук [ Ш ] . Можно просить его спеть как листочки, змея и т.п. Звук [ Ш ] в слогах на начальном этапе работы произноситься протяжно ш-ш-ш-ш , затем как обычно Ш. Например:

Автоматизация звука [ Ш ] прямых слогах:

Игра «Договори слово»

Я буду говорить начало слова, а ты добавляй последний слог

Например: слог - ША

КА. (ША), ГРУ. (ША), ТУ. (ША), ЛАП. (ША), ЧА. (ША), КЛУ. (ША)

Игра на развитие фонематического восприятия.

Подними руки вверх и покачай ими, когда услышишь слог со звуком [ Ш ] .

Ребенку предлагаются слоги: КА-ПА-ШУ-ТЫ-НО-ШИ- ПА-ША-РА-КА-ШО и т.д.

Автоматизация звука [ Ш ] в обратных слогах:

Автоматизация звука [ Ш ] в интервокальной позиции

Автоматизация звука [ Ш ] в слога со стечением согласных

тШа- тШи - тШо-тШу

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ш] В СЛОВАХ

К этапу автоматизации звука в словах следует переходить только в том случае, если ребенок может правильно и легко произносить звук [ Ш ] в слогах прямых, обратных, со стечением и интервокальной позиции. Не следует торопиться переходить к более трудным заданиям, ему будет сложно с ними справляться, у ребенка может не получаться и это подорвет положительный настрой ребенка к занятиям, или он откажется от занятий совсем. Помните, хороший результат будет, только тогда когда занятия для него доступны, достижимы и интересны.

Автоматизация в словах более интересный процесс для ребенка, его можно разнообразить наглядным материалом (картинками, предметами, действиями, играми).

Например, задания могут быть такие:

«Измени первый звук в слове»

Инструкция для ребенка: «Внимательно послушай слово и замени в нем первый звук на звук [ Ш ] .

Какое слово у тебя получилось?»

Тапка- шапка, жаль - шаль, мах-шах, губы-шубы, мыло-шило, бык-шик, дар-шар, майка-шайка, топот - шёпот, чашка-шашка, мышка-шишка, парить-шарить, накал-шакал и т.д.

«Поставь перед словом звук [ Ш ] » и проговори это слово

Инструкция для ребенка: «Внимательно слушай слова и добавляй к нему первый звук [ Ш ] .

Какое слово у тебя получилось?

Лак- Шлак, ах-Шах, лица-Шлица, пион-Шпион, рамы-Шрамы, утки-Шутки и т.д.

«Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано ». Это задание необходимо проводить на последних этапах автоматизации звука [ Ш ] в словах. Подберите картинки, в названии которых есть звук [ Ш ] и предложите ребенку назвать их, четко проговаривая звук [ Ш ] .

Инструкция для ребенка: «Посмотри на картинки и назови предметы в названии которых есть звук [ Ш ] , четко проговаривая звук [ Ш ] . (например, картинки могут быть такие: шкаф, дверь, стул, шишка, шуба, тарелка, каша и т.д.) Ребенок выбирает картинки со звуком [ Ш ] и называет их

«Вспомни слово» в названии, которого есть звук [ Ш ] . Можно усложнить задание, предложив ребенку назвать животных, посуду, мебель и.д. в названии которых есть звук [ Ш ] . Такие задания развивают словарь ребенка, помогают усвоить понятия обобщенного понятия слов (мебель, обувь, животные домашние, дикие и пр)

На этом этапе работы так же необходимо проводить работу по формированию слухового и фонематического анализа, синтеза и восприятия для этого можно использовать следующие упражнения:

Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши , когда услышишь слово со звуком [ Ш ] : Шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка и т.п.

«На каком месте стоит звук [ Ш ] в слове» Шар -в начале слова, лапШа - в середине слова, малыШ- в конце слова

«Придумай слово, чтобы звук [ Ш ] был в начале слова (в конце, середине)»

«Повтори цепочку слогов» Ша- Шо-Шу, Ши-Ша-Шо и т.д

упражнение, «Какое слово получилось?» так же способствует развитию фонематического и слухового восприятия.

Ниже предлагается порядок слов для автоматизации звука [ Ш ] в словах. Эти слова не обязательны, возможны их замены и дополнения. Но необходимо соблюдать правильную последовательность ввода звука [ Ш ] в слова. И подбирать слова необходимо так, чтобы в них минимально встречались звуки, которые ребенок произносит на данный момент НЕ правильно

Автоматизация звука [ Ш ] в начале слова без стечения согласных звуков

Читайте также: