В качестве метафоры в тренинге можно использовать анекдот

Обновлено: 24.04.2024

Это небольшая копилка метафорических образов для разных ситуаций в тренинге. Она будет постоянно пополняться.

Что даёт метафора в тренинге?

В ситуации деловых переговоров, если партнеры увлекаются закрытыми вопросами, проверяя свои гипотезы, и не давая раскрыться партнеру, что происходит? Поле неизвестного заполняется крупинками проверенной информации, как мишень в тире ямками точных попаданий. Сколько нужно времени, чтобы изрешетить всю мишень?


Обратная связь

Подобна зеркалу во всю стену в балетном классе, которое помогает проверять все свои движения у станка.


Рамки сознания и иерархия

Как только люди начинают отношаться, у них сразу выстраивается иерархия. Если низкоранговой обезъяне в стае шимпанзе дать красивую блестящую алюминивую канистру, то само обладание этой канистрой поднимает её статус в стае. Автоматически. Но т.к. люди вроде умнее обезьян, то им достаточно просто рассказывать, что у них есть такая канистра. Более "низкоранговые" слушают этот треп, и начинают сбиваться в стайки вокруг авторитетов.
eve545


Мелочи важны


Нетерпеливость/поспешность в освоении навыка


Наказание виновного (для руководителя)


Управление временем

Раскладная линейка, которая складывается с разных сторон по несколько раз.


Потребности клиента

Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба.
Дейл Карнеги


Интонации в голосе

То есть: они четко слышат первые слова, а потом твой голос растворяется треске радиозаполярья. Все ясно. А перед тем, как снять и поставить на зарядку уже лишь условно живые аккумуляторы, ты снова жмешь тангенту своей гарнитуры и говоришь совсем коротко:

Другим вариантом этой беды является затухание к концу разговора. Этим отличается еще большее число продавцов. Начинают во здравие, завершают за упокой.

3. Донести сложную информацию

С помощью шутки, метафоры или смешного образа вы можете связать контент тренинга с имеющимися у аудитории знаниями, установить «ассоциативные мосты». Так знания станут более наглядными, будут усваиваться лучше.

Пример. В качестве иллюстраций для темы «Управление конфликтом» хорошо подходят комментарии, собранные в одноименной книге Владимира и Александры Козловых. Например:
«Шмидт видит своего друга, переходящего улицу в неположенном месте. Полицейский останавливает его и требует, чтобы он заплатил штраф.
— Вам разрешено штрафовать министра? — спрашивает тот.
Полицейский, немного подумав, вежливо прощается и уходит.
— Ты министр? — спрашивает Шмидт.
— Нет, — отвечает его друг. — Я просто так спросил».

Следующий анекдот

Интернет-сервис Студворк построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает старые браузеры. Для просмотра сайта загрузите и установите любой из следующих браузеров:

Следующий анекдот

7. Многозадачная эмпатия

Фрагмент фильма «Куда приводят мечты», в котором герой Робина Уильямса параллельно ведет прием девочки-пациентки и решает проблемы жены по телефону. Оба диалога он проводит блестяще и достигает поставленных целей. Хорошая иллюстрация для тренингов по эмоциональному интеллекту, эффективным коммуникациям.

3. Как правильно слушать

Отрывок из сериала «Теория Большого взрыва», где одному из персонажей приходится активно поддерживать диалог, чтобы достичь своей цели. Подходит для тренингов по коммуникации в качестве иллюстрации активного слушания.

4. К чему приводят конфликты

Короткий анимационный фильм, в котором на узком мосту встретились лось и медведь. Почему случился конфликт и как этого можно было избежать? Подойдет для тренингов по управлению конфликтами.

6. Преграды на пути к цели

Мультфильм про поросенка, который для достижения цели (достать банку с печеньем) постоянно придумывает новые решения и не отступает после промежуточных неудач. Подойдет для тренингов по мотивации и целеполаганию.

2. Учитель и ученик

Небольшой мультфильм компании Pixar, в котором иронично показаны пример наставничества и обучения.

1. Снять напряжение и установить доверительную атмосферу

В начале тренинга слушатели закрыты, настороженно воспринимают тренера и информацию — это неизбежная особенность групповой динамики. С помощью юмора вы можете быстро разрушить этот барьер. Позитив тренера распространится на аудиторию, снизит критический настрой и сопротивление в принятии знаний.

Пример. Расскажите о каком-то необычном случае из своего профессионального опыта, позитивную историю о своем становлении в качестве тренера. Это создаст контекст обучения и поможет установить доверительную атмосферу.

Используя юмор в тренинге, помните об уместности его применения и тактичности! Не стоит сразу «включать» шутки на максимум: сначала проверьте, как участники воспринимают юмор в контексте обучения. Если группа реагирует нейтрально или отрицательно, лучше будет воздержаться от шуток. Не рекомендую высмеивать отдельных участников или их действиях — это лишит группу ощущения безопасности и, возможно, даже настроит против тренера. Вместо этого лучше использовать смешные видеоролики, шуточные кейсы или анекдоты по теме для повышения вовлеченности участников, более глубокой проблематизации группы или иллюстрации изучаемого материала. Также юмор хорошо работает в рамках обратной связи на спорные действия участников или для смягчения групповых санкций.



Анастасия Высоцкая

Следующий анекдот

История обычного фотографа из Санкт-Петербурга, которая заставляет поверить в себя и преодолевать трудности. Сергей потерял обе ноги во время восхождения на Эльбрус, но не сдался, а продолжает кататься на лыжах, путешествовать и вести активный образ жизни. Пригодится в качестве примера самомотивации и позитивного мышления.

2. Помочь дольше помнить контент тренинга

Юмор создает «эмоциональный след». Люди дольше помнят те события, которые вызывают у них положительные эмоции, содержат яркие моменты. Поэтому остаточные знания, полученные на тренингах с использованием юмора, сохраняются в памяти дольше. Особенно хорошо запоминается то, что было в начале или конце занятия — это так называемый «эффект края». Чтобы оставить эмоциональный след, начинайте или заканчивайте тренинг с шутки, уместного анекдота или забавной истории.

Пример. Чтобы закрепить в памяти важность постоянных тренировок — я использую короткую историю про чемпиона:
«Когда игрок в гольф Бернард Ланер случайно загнал свой мяч на дерево, он взял клюшку в зубы и полез наверх. Он сбросил мяч вниз, загнал его в лунку и выиграл турнир. Позднее к нему подошел репортер и сказал:
— Господин Ланер, ну и повезло же вам!
— Знаете, меня и самого это поражает. Чем больше я тренируюсь, тем больше мне везет».


С помощью юмора вы можете создавать эмоциональный след для контента вашего тренинга.

5. Как найти подход

Отрывок из фильма «72 метра», в котором офицер доходчиво объясняет подчиненному, что делает русский язык является великим и могучим и почему нужно грамотно писать. Хорошая иллюстрация на тему стилей управления.

Читайте также: