Так это шутка милая моя некрасов анализ
Обновлено: 22.11.2024
Лирический герой — герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает.
Муза — творческое вдохновение, олицетворяемое в образе женщины, богини.
Поэзия — искусство образного выражения мысли в слове, преимущественно в стихотворной форме.
Цикл — ряд художественных произведений одного жанра, объединённых общей темой, действующими лицами и другими элементами.
Список литературы
1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.
2. Литература. 10 класс. Тематические тесты. От текста к смыслу. Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2013. — 128 с.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
«…Хорошо ли, искренно, сердечно ли (а не умозрительно только, не головою) убеждены вы, что цель и смысл жизни — любовь (в широком смысле). Без неё нет ключа ни к собственному существованию, ни к существованию других…. Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день приближает его к уничтожению — страшного и обидного в этом много! На этом можно и с ума сойти. Но вот вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы — и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности, и так круговая порука…. Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора», — так представляет Некрасов это вечное чувство, любовь. Его «Поэзия сердца» не имеет признаков романтизма, но наполнена психологическим анализом чувств и взаимоотношений.
Любовная лирика автора делится на несколько циклов, которые созданы в разные периоды жизни. Но особое место занимают стихотворения, посвящённые возлюбленной, талантливой и яркой женщине Авдотье Панаевой, с которой Некрасов прожил целых 16 лет. Они объединены в так называемый «Панаевский цикл».
В стихотворении «Ты всегда хороша несравненно…» ощущается необычайная лёгкость: лирический герой любуется красотой, жизнерадостностью и молодостью героини, он глубоко признателен ей за понимание и поддержку. Любовь наполняет его гармонией и дарит надежду на прекрасное будущее.
Любовная лирика этих лет подобна диалогу, в котором участвуют двое, он и она, — люди необыкновенные, наделённые современными взглядами, причастные к творческому процессу.
Афанасий Фет пишет о Панаевой: «Это была небольшого роста, не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка. Её любезность была не без оттенка кокетства. Её темное платье отделялось от головы дорогими кружевами или гипюрами; в ушах у неё были крупные бриллианты, а бархатистый голосок звучал капризом избалованного мальчика. Она говорила, что дамское общество её утомляет, и что у неё в гостях одни мужчины».
Эта любовь осветила жизнь поэта, по-настоящему вдохновила, хотя Авдотья Яковлевна долго не могла ответить на его чувства, так как была замужем.
Вместе с тем они всегда были вместе, даже в творчестве: в соавторстве с Панаевой написано несколько романов (Панаева писала под мужским псевдонимом).
Но этот союз не был идеальным. И хотя их многое объединяло — общие духовные интересы, совместная литературная работа, уважение и привязанность друг к другу, совместная жизнь была трудной.
Так это шутка? Милая моя,
Как боязлив, как недогадлив я!
Я плакал над твоим рассчитано -
Коротким и сухим письмом;
Ни лаской дружеской, ни
Ты сердце не порадовала в нём.
Я спрашивал: не демон ли раздора
Твоей рукой насмешливо водил?
Я говорил: «когда б нас разлучила
Но так тяжёл, так горек, так уныл,
Так нежен был последний час
В период ссор и разлук появлялись новые кратковременные влюблённости, но чувства к Панаевой не уходили. Так, Некрасов на время увлёкся французской актрисой Селиной Лефрен, роман с которой скоротечно закончился, так как девушка уехала из России.
В стихотворениях, посвящённых Панаевой, Некрасов изобразил историю их противоречивой любви. Она заканчивается стихотворением «Прости».
Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья, –
Не помни бурь, не помни слёз,
Не помни ревности угроз!
Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, –
Благослови и не забудь!
Некрасов ставит лирического героя в ситуацию выбора, наблюдая за ним, за его внутренними переживаниями и смятением. Поэт описывает страдания от неразрешённости любовных ситуаций, от постоянных упрёков и разлук, которыми была наполнена его жизнь.
Весной 1870 года Некрасов в возрасте 48 лет встречает молодую привлекательную девушку Фёклу Анисимовну Викторову. Она пленяет его безмятежной лаской и открытой душой. Поэт называет её Зиной, так как ему не нравится имя Фёкла.
Они женятся. Первые годы их совместной жизни полны беззаботности и веселья, они много гуляют и посещают театры. Но здоровье Некрасова ухудшается. Зинаида Николаевна постоянно находится рядом, поддерживает поэта. После первого интенсивного приступа 18 мая 1876 года он сочиняет стихотворение, которое открывает цикл, посвящённый уже этой женщине.
Ты ещё на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру — моя померкнет слава,
Не дивись и не тужи о ней!
Знай, дитя; ей долгим, ярким светом
Не гореть на имени моём:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песня мне мешала быть бойцом.
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдаёт
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет.
Писатель страдает от болезни и мучается, глядя на жену, которая проводит бессонные ночи рядом с мужем: «Сколько же дней длятся её страдания? Впрочем, можно точно сосчитать. Восемнадцатого мая был первый сильный приступ, а сегодня 4 декабря. Выходит, двести дней, ровно двести. »
Любовная лирика Некрасова формирует новый стиль в русской поэзии. В стихотворениях поэта возлюбленная является не только объектом обожания и благоговения, но и другом и единомышленником. Героиня всегда дополняет героя в беседах или воспоминаниях.
В некрасовской лирике любовь многогранна, она наполнена различными оттенками эмоций и противоречиями, она живая и реалистичная.
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
Установление соответствий.
Установите соответствие между понятием и его определением.
герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает
второе лицо, наравне с первым
Подсказка: Некрасов создаёт второе лицо через воспоминания первого, их совместные диалоги.
У поэта «лирическая героиня» наравне с лирически героем, это второе, не менее важное, лицо, которое всегда рядом с героем: в мысленных спорах и в его воспоминаниях, в его беседах с ней.
Средства выразительности в стихотворениях цикла
Многие поэты в попытке придать своим стихам яркость и самобытность отдавали предпочтение минимуму средств выразительности, опираясь лишь на свои чувства. Таким создавал Некрасов "Панаевский цикл", стихи которого легки и написаны очень простым понятным языком. Однако если исключить полностью эмоциональную часть, это может сделать поэзию слишком прозаической.
Литературоведы и исследователи "Панаевского цикла" выделили несколько постоянных средств выразительности, которые использовал Николай Некрасов в своих поэтических строках.
На первом месте стоит антитеза. Она применяется поэтом с заметным постоянством. Напомним, что антитезой в литературе называют прием противопоставления двух кардинально отличающихся понятий. Например, первое стихотворение цикла «Ты всегда хороша несравненно»: «уныл и угрюм» - говорит поэт о себе и тут же об Авдотье - «твой веселый, насмешливый ум». Также антонимы «смех» и «слезы» очень часто встречаются в поэзиях, вошедших в сборник. В стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди» чудесно обыграны поэтом такие понятия, как ссора и примирение, гнев и любовь. Прием антитезы как нельзя лучше помогает автору отобразить переменчивое настроение и чувства лирических героев.
Среди средств выразительности на втором месте после антитезы в поэзиях, посвященных Авдотье Панаевой, стоят эпитеты.
«Панаевский цикл». История возникновения и посвящения
Поэты всегда были людьми с особым складом ума. Их творчество рождалось на свет, благодаря дивным музам. Не стала исключением и любовная лирика Некрасова. Стихи «Панаевского цикла» представляют собой некое признание в любви музе поэта – Авдотье Яковлевне. Фамилия этой единственной возлюбленной автора – Панаева. Отсюда, как вы понимаете, и берет свое название цикл.
Эта женщина была петербургской светской дамой, о ее роковую холодность разбились многие сердца. Она отличалась красотой и особым поведением. Кроме внешней привлекательности была в ней еще и незримая загадка, присущая роковым женщинам, из-за которых рушатся судьбы и обрываются жизни.
Кроме литературной ценности стихотворения Некрасова из «Панаевского цикла» имеют и историческую значимость. Все потому, что кроме них практически не сохранилось сведений об этом страстном романе поэта и его вдохновительницы.
Панаева была замужем, и поэт целый год держал свои чувства в себе, но их сила была столь велика, что покорила сердце этой дамы. А дальше был гражданский брак, в котором они прожили полтора десятка лет.
Образ любимой женщины
Центральным образом сборника выступает лирический герой. Многие критики не бояться отождествлять его с самим поэтом, слишком велика биографичность и «фотографичность» чувств и мыслей в стихотворениях. Но не менее важен и второй главный персонаж – единственная муза поэта Авдотья Панаева.
Первое стихотворение цикла «Ты всегда хороша несравненно» изображает любимую поэта светлой, нежной и остроумной («твой веселый, насмешливый ум»). Исследователи творчества Некрасова называют это стихотворение самым светлым и нежным. Но это только начало.
«Панаевский цикл» Некрасова, список стихов которого достигает двух десятков опубликованных произведений, в каждой поэзии содержит различное изображение главной героини.
«Расстаться было неизбежно, и за тебя теперь я рад» - эти строки показывают отношения уже в другом свете. Таких расставаний и ссор будет много, но поэт и его муза переживут вместе много бед и горестей, их любовь будет давать им силы побеждать быт и мелочность.
Образ лирической героини цикла все время меняется. Эта женщина добра и нежна, но пережитые невзгоды делают ее все жестче и сильнее. До Некрасова отобразить в поэзии такие глубокие перемены в характерах героев мало кому удавалось.
Одно из стихотворений цикла называет некогда юную и нежную Панаеву страдалицей. «Страдалица! Стоишь ты предо мною прекрасным призраком» - эти поэтические строки показывают ранимую женщину с истерзанным сердцем. Из легкой, жизнерадостной девушки героиня превратилась в «призрак». Почему так случилось, сейчас уже трудно сказать. Любовь умеет не только воскрешать, но и ранить.
Следующий анекдот
Если переложить стихи на смиренную прозу, то получится, что любимая написала поэту что-то очень злое, язвительное и несправедливое, над чем он «плакал и страдал», не понимая причины столь сильного озлобления. Но в следующем письме ему было объявлено, что «это шутка». Ничуть не возмутившись таким странным поворотом, лирический герой ликует и празднует победу.
«Панаевский цикл» Некрасова: список стихов
Прежде чем перейти к стихотворениям, стоит напомнить, когда и в какую эпоху они были созданы. Тогда открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, страдания было не принято, обществом откровенность не приветствовалась. Но любовь поэта развязала ему руки и избавила от предрассудков. Он творил, будто выливал на бумаге свои чувства и мысли, радости и обиды.
«Панаевский цикл» Некрасова: список стихов:
- «Да, наша жизнь текла мятежно. »,
- «Давно, отвергнутый тобою. »,
- «Тяжелый крест достался ей на долю. »,
- «Прости! Не помни дней паденья»,
- «Мы с тобой бестолковые люди. »,
- «Прощанье»,
- «Так это шутка? Милая моя»,
- «Ты всегда хороша несравненно»,
- «Я не люблю иронии твоей»,
- «Страдалица! Стоишь ты предо мною…»,
- «Тяжелый год - сломил меня недуг».
Это не полный список. По мнению критиков и литературоведов многие стихи, посвященные Панаевой, так и не были опубликованы. Еще часть безвозвратно погибла в сожженных Авдотьей письмах. Однако те, что уцелели, передают общую картину и атмосферу всего цикла.
Стихотворение "Мы с тобой бестолковые люди»: краткий анализ
Роман поэта и его возлюбленной был совершенно безумным. Страсть и эмоции испепеляли их сердца. Общество обсуждало эти отношения, они были совершенно непонятны для современников.
Н. А. Некрасов «Панаевский цикл» создавал долгие годы. Почти пятнадцать лет длились его отношения, и рифмованые строки ложились на бумагу.
Стихотворение, которое мы будем анализировать, посвящено именно его отношениям с Авдотьей Панаевой. Называя себя и ее «бестолковыми людьми», поэт осуждает свой взрывной характер и неуступчивый нрав любимой. «Что минута, то вспышка готова!» - как нельзя лучше показывает их полные страсти и горечи, тепла и непонимания отношения, наполненные разнообразием и контрастами.
Вначале создается впечатление, что автор осуждает и себя, и любимую, но последующие строки говорят об обратном. Как оказывается, ссоры тоже нужны, в них рождается истина, и выплескивается недовольство. А еще «после ссоры так полно, так нежно возвращенье любви и участья»…
Так тонко, необычно изобразил в поэтических строках свои отношения Н. А. Некрасов. Стихи о любви («Панаевский цикл» вмещает лишь часть их, многие безвозвратно погибли в сожженных письмах к Авдотье) раскрывают чувства со всех сторон. И пусть любовь не всегда прекрасна и безмятежна, но сладость ее должна чередоваться с горечью, иначе ни первый, ни второй вкус не будет ощутим.
Следующий анекдот
Материал к теме готовим так же, как и к предыдущей (и любой другой) — то есть дети выбирают стихи (с минимальным комментарием) и потом эти стихи мы распределяем среди учеников. Вот примерный список стихотворений (не берём ранних, из сборника «Мечты и звуки») :
* «Буря»
* «Влюблённому»
* «Где твоё личико смуглое… »
* «Горящие письма»
* «Да, наша жизнь текла мятежно… »
* «Давно, отвергнутый тобою… »
* «Еду ли ночью… »
* «Если мучимый страстью мятежной… »
* «Застенчивость»
* «Зачем насмешливо ревнуешь… »
* «Как ты кротка, как ты послушна… »
* «Когда горит в твоей крови… »
* «Когда из мрака заблужденья… »
* «Мы с тобой бестолковые люди… »
* «О, письма женщины, нам милой… »
* «Письма»
* «Поражена потерей невозвратной… »
* «Прости»
* «Прощанье»
* «Пускай мечтатели осмеяны давно… »
* «Слёзы и нервы»
* «Так это шутка? Милая моя… »
* «Три элегии»
* «Ты всегда хороша несравненно… »
* «Ты меня отослала далёко… »
* «Тяжёлый год — сломил меня недуг… »
* «Тяжёлый крест достался ей на долю… »
* «Я не люблю иронии твоей… »
* «Я посетил твоё кладбище… »
Основные тезисы к теме (в произвольном порядке, работа над планом — тоже часть работы на уроке или дома) .
Можно отметить несколько стихотворений, в которых любовная тема дана вполне традиционно — здесь уместно вспомнить замечание Ю. М. Лотмана по поводу поведения Пушкина в любви и его любовной лирики: “Именно потому, что любовные отношения между людьми — область слишком ответственная, в которой незначительные оттенки выражения получают серьёзное значение, здесь особенно удобны и держатся дольше привычные, готовые, ритуализованные формулы и стилистические штампы. Искреннее чувство Пушкина к А. П. Керн, когда его надо было выразить на бумаге, характерно трансформировалось в соответствии с условными формулами любовно-поэтического ритуала” (Лотман. С. 129). И некоторые стихотворения — «Пускай мечтатели осмеяны давно…» , «Ты всегда хороша несравненно… » (здесь главное — обновление и пробуждение в любви) , «Три элегии» написаны вполне традиционно; в последнем цикле жанр элегии выдержан классически (в отличие от «Элегии» 1874 года) .
Большая часть любовных стихов поэта — от «Если мучимый страстью мятежной… » (1847) до «Прости» (1856) составляют так называемый панаевский цикл. Сравнивая стихи этого цикла с тютчевскими, посвящёнными Е. А. Денисьевой, Н. Н. Скатов пишет, что “незаконный” характер любви ставил героев Тютчева и Некрасова “в положение необычное, кризисное” (Скатов. С. 131); при этом у Некрасова — в стихотворении «Когда горит в твоей крови… » (стихотворение появилось в составе романа «Три страны света» , написанном вместе с А. Я. Панаевой) — это положение подаётся вполне в духе и, так сказать, в лексике времени (в частности, идей Жорж Санд) : “Постыдных, ненавистных уз // Отринь насильственное бремя // И заключи — пока есть время — // Свободный, по сердцу союз“.
Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой — почти всегда рядом ревность, “ужасные, жестокие, неправые упрёки”, “паденье”, “тоска”, “унынье”, “озлобленье” и “слёзы”. У Некрасова постоянно присутствует разлука, разрыв — то как предчувствие (“не торопи разлуки неизбежной, // И без того она недалека… ”), то как уже свершившийся факт: «Да, наша жизнь текла мятежно…» , «Давно — отвергнутый тобою…» , «Ты меня отослала далёко…» , «Где твоё личико смуглое… » и др.
Б. О. Корман видит в лирике Некрасова “социальное объяснение биографии и характеров героев” (Корман. С. 300). В значительной степени это так и есть: в «Еду ли ночью…» , в «Застенчивости» , в стихотворении «Когда из мрака заблужденья… » многое связано именно с социальными обстоятельствами персонажей (отметим особо тему падшей женщины и её возрождения, воскрешения — тему, присутствующую и в «Что делать? » Н. Г. Чернышевского, и — полемически — в «Записках из подполья» и «Преступлении и наказании» Достоевс
Лирический герой цикла
Даже не углубляясь в литературоведческие приемы анализа цикла, можно смело сказать, что лирический герой – это не отвлеченный или собирательный образ, а духовное воплощение самого поэта. Это подчеркивает эпистолярный стиль поэзии (стихи напоминают письма поэта к любимой). Цикл – это своеобразный дневник поэта, он создавался на протяжении десятилетий, отображая духовные искания, зрелость и взросление автора.
Эмоции лирического героя постоянно меняется в зависимости от его чувств и настроения любимой.
Он то «уныл и угрюм», то «весел». Биографичность цикла дает нам возможность проследить развитие отношений поэта с Авдотьей, их взлеты и падения, переживания невзгод вместе и порознь. В этом - колоссальная ценность цикла, благодаря ему мы имеем возможность узнать о драматических безумных чувствах поэта к его единственной в жизни музе.
Особенности цикла
Особенности "Панаевского цикла" Некрасова заключатся в его откровенности и тончайшем психологизме. Поэт взмахом пера обнажает самые сокровенные чувства и переживания.
Ярким отличием этих произведений выступает идущие рука об руку поэзия и проза любви. Романтические возвышенные чувства перекликаются, замещаются реалистическими, иногда даже натуралистическими деталями.
Чем выше взлет, тем сильнее падение. "Панаевский цикл" стал своеобразным откровением поэта.
Еще одной особенностью цикла выступает несвойственный поэзии драматизм и эпичность. Своеобразный любовный эпос Некрасова несет в себе множество сюжетных линий и чувств.
Среди прочих средств выразительности поэт применил интересный прием - полифонию. Это звучание двух и больше голосов лирических героев. В стихотворениях идут диалоги автора со своим внутренним голосом, диалог мысли и чувства, мнимый разговор поэта и ее любимой.
Стоит отметить также тонкий психологизм и многогранность переживаний героев стихотворений. Их внутренняя драма была обусловлена не только личными эмоциями, но и постоянным давлением общества, для которого их любовь была преступной и непонятой.
Н. А. Некрасов: знакомство с поэтом
Этот великий поэт писал особенным языком. Рожденный в дворянской семье, он душою был с простым народом. Писал про него и для него.
Николай Алексеевич родился в ранее богатой дворянской семье в Подольской губернии. Темной тучей над родом висела зависимость его глав от карточных игр. Дед Николая почти все свое имение проиграл в карты. Отец же воинской службой восстановил часть имущества, однако его развратная неправедная жизнь гуляки-помещика привела к тому, что большая семья с четырнадцатью детьми оказалась практически без средств к существованию.
Отдельно стоит сказать и о матери поэта. Именно благодаря ей он смог понять суть истинной, жертвенной любви и добра.
Второй женщиной, которая изменила жизнь свободного юного поэта, стала Авдотья Панаева. Ей посвятил Некрасов цикл «Панаевский». Строки о любви наполнены искренностью и откровенностью, в них легкими напевными рифмами раскрываются истины и вопросы, которые тысячелетиями тревожат умы людей.
"Панаевский цикл" Некрасова и "Денисьевский цикл" Тютчева
Несмотря на яркую самобытность сборника, в анналах русской поэзии есть подобный ему сборник другого великого поэта. Речь о «Денисьевском цикле» Федора Тютчева.
Этот цикл поэт также посвятил своей любимой женщине – Елене Александровне Денисьевой. Эта девушка была студенткой Смольного института, где обучались дочери Тютчева. Двадцать лет разницы в возрасте и семья Федора Ивановича не стали преградой всепоглощающей страсти и любви между этими такими разными людьми. Их чувство породило множество осуждений и обсуждений в обществе, однако разлучить их смогла лишь болезнь, которая унесла жизнь еще совсем молодой Елены.
Как и "Панаевский цикл" Некрасова, "Денисьевский цикл" посвящен искренней и сильной любви, которая меняет человека, облагораживает и превозносит его чувства.
В июле 1850 года, когда Тютчев впервые встретил свою Елену, появилось стихотворение "Пошли господь, свою отраду…". Здесь лирический герой молит о любви и сравнивает себя с опаленным солнцем нищим, который видит богатый свежий сад и мечтает попасть туда. В этом иносказании лежит глубокий скрытый смысл. Поэт ассоциирует себя с нищим, которому недоступны услады богатых. Он понимает, что сад чужой, но молит об «отраде».
О Елене Денисьевой известно очень мало. Но ее имя в истории и литературе живет, благодаря посвященным поэтом стихам.
Кратко о «Панаевском цикле»
Есть поэты, способные тонко передать малейшие оттенки настроения и чувства. К таким относился и Некрасов. Цикл «Панаевский» – это настоящая картина, изображающая любовь. Читатель, погружаясь в мир образов поэта, словно видит все его же глазами.
Цикл стихов, посвященных любимой поэта, рассказывает о чувствах и переживаниях лирического героя, о его страданиях от ссор и радостях примирения, огорчений от мелких размолвок. Здесь есть место для мучительных философских раздумий о жизни и смерти, любви и ненависти, страданиях и радости.
Практически не сохранились исторические данные об отношениях поэта с Авдотьей Панаевой. Однако именно цикл показывает нам чувства и переживания поэта. Он – отражение пережитого и прочувствованного.
В поэтических строках сборника, лирический герой то воспевает свои чувства к любимой, то совершенно простым языком, почти прозаически говорит о ссорах и непонимании, грустит о том, как же не совершенен характер его возлюбленной.
Несмотря на некоторые сходства этого сборника с «Денисьевским циклом» Ф. Тютчева, он остается самобытным и оригинальным, ярким и необычным. Огромную роль в этом играют биографические элементы и стиль диалога. А диалог автор ведет как с собою, своим рассудком и сердцем, так и с любимой женщиной.
Следующий анекдот
Великие поэты оставляют после себя наследие, что живет в веках. Таким был и Н. А. Некрасов. "Панаевский цикл", стихи которого многие слышали и читали, один из лучших образцов интимной лирики. Он всецело посвящен любви поэта к его музе – Авдотье Панаевой.
Сравнительный анализ циклов Н. Некрасова и Ф. Тютчева
В этих, объединенных одной темой сборниках, очень много общего. Оба цикла посвящены горячо любимой женщине, в каждом из них описываются разнообразные чувства, иногда – совершенно противоречащие друг другу в одном и том же стихотворении.
Как и "Панаевский цикл" Некрасова (анализ которого можно увидеть выше) "Денисьевский цикл" раскрывает самые неожиданные стороны жизни. "О, как убийственно мы любим" у Тютчева и "Мы с тобой бестолковые люди" у Некрасова, например, раскрывают тему любви, которая гибнет в ссорах и предрассудках, осуждении и непонимании.
В обоих циклах также раскрывается идея об ответных чувствах ("Пошли, господь, свою отраду" Ф. Тютчева и "Давно - отвергнутый тобою" Н. Некрасова).
Несмотря на серьезное сходство, в этих жемчужинах поэзии есть немало различий. Например, Некрасов цикл "Панаевский" писал более легким и воздушным слогом. Поэт использовал простой и понятный язык. Федор Тютчев отдает предпочтение более напевному, лирическому стилю, в котором можно по желанию отследить черты анакреонтической и пасторальной поэзии.
Каждый из этих циклов несет свой багаж чувств и переживаний. Некрасов цикл "Панаевский" создавал под сильнейшим социальным гнетом. Общими были для поэтов отторжение общества, его осуждение, что не помешало расцвести их чувствам к любимым женщинам, но весьма ощутимо измотало, истерзало их сердца. Оба романа - Некрасова с Панаевой и Тютчева с Денисьевой - были непонятны их современникам.
Разными были и судьбы поэтов и их любимых. Учитывая, что оба цикла биографичны, ожидать тождества любовных историй не стоит.
В заключение
Почти полтора десятилетия создавал Некрасов стихи о любви. "Панаевский цикл" носит необычно яркий, биографический характер и легкая авторская речь сделали этот сборник настоящей жемчужиной русской поэзии. Это поэтический сборник отдельных стихотворений, но если прочесть его в хронологическом порядке, создается впечатление, что перед нами настоящий роман. Здесь есть любовь и разлука, счастье и горечь, тепло и холод, страсть и безмятежность. Лирические герои цикла со временем меняются, они взрослеют и становятся терпимее, мудрее. В этом сборнике отражена сама любовь длиною не в десятилетие, а в жизнь.
Литературный анализ
Общая тема цикла – это любовь и жизнь, взлеты и падения. Многие критики рассматривают поэзию этого цикла и с философской точки зрения. Еще бы, ведь всю жизненную философию, индивидуальный взгляд на многие истины автор заключает в свои строфы.
Подтемы цикла - это любовь и разлука, жизнь и смерть, нежность и ярость, ссора и примирение, понимание и непонимание. Это легко можно понять, посмотрев, какие стихи входят в «Панаевский цикл» Некрасова. Здесь поэзия об отношениях лирического героя и его любимой, горесть его, если в паре случалось недопонимание и разлад.
В одном из стихотворений ("Прощание") описывается расставание влюбленных. В строках сквозит не просто грусть – любовь лирического героя настолько сильна, что разлуку он сравнивает со смертью.
Стихотворения, посвященные Авдотье Панаевой, глубоко биографичны. Поэт не скрывает свои чувства, показывает их в своих стихах. Многие моменты их отношений запечатлены в сборнике, при этом, радуясь мгновеньям гармонии и мимолетного счастья, поэт не боится воспевать и горечь, как неотъемлемую часть любви и страсти.
Читайте также: