Специфическим речевым жанром считается анекдот
Обновлено: 04.11.2024
Исследовательский проект по русскому языка на тему «Русский анекдот в 21 веке: традиции и трансформации речевого жанра» Выполнила учащаяся 9б класса Каплина Галина Викторовна Руководитель: Глашкина Елизавета Викторовна, учитель русского языка и литературы
Актуальность этой темы состоит в том, что чувство юмора и умение шутить может помочь и в процессе воспитания, и в процессе обучения. Жанр анекдота был и остается одним из самых популярных жанров в речевой практике современников, в том числе и молодежи. Объект исследования: русский анекдот в 21 веке. Предмет исследования: традиции и трансформации русского анекдота в 21 веке как речевого жанр
Гипотеза исследования: Современный человек в своей речи часто используют анекдот, владеет правилами его построения, знаком с его особенностями. Рассказчик умеет выбирать ситуацию для рассказывания анекдота. Цель: охарактеризовать русский анекдот 21 века как речевой жанр, рассмотреть его традиционные формы и выявить трансформации данного жанра.
Задачи: 1. проследить историю появления и развития жанра «анекдот»; 2. изучить степень разработанности проблемы в разнообразных речеведческих, лингвистических, методических, психологических и других источниках; 3. изучить коммуникативную практику современного человека; 4. выявить жанровые особенности современного анекдота; 5. определить круг наиболее частотных ситуаций использования анекдота; 6. определить традиции и особенности трансформации современного русского анекдота в XXI веке; 7.Выпусктить буклет «Особенности анекдота как речевого жанра»
Считается, что мировая история анекдота начинается в Византии, когда историк и государственный деятель эпохи Юстиниана I (550 г.) Прокопий Кесарийский создал «Тайную историю»
Выводы по первой главе 1 Анекдот как жанр постепенно видоизменялся и развивался, получив широкую известность в конце XIX века 2. Под анекдотом мы понимаем короткий устный рассказ о смешном событии, с неожиданной остроумной концовкой, в которой действуют постоянные персонажи, известные всем носителям языка и обладающий своими жанрообразующими признаками:
Анекдот связан с ситуацией общения и темой разговора; коммуникантами в ситуации рассказывания анекдота являются рассказчик и слушатель (слушатели); анекдот представляет собой многоцелевой речевой жанр, коммуникативная сила которого складывается из нескольких составляющих, причем обязательным является наличие в качестве доминирующего компонента сознательной установки на комический эффект; в анекдоте четко выделяются три языковых пласта четкого разграничения трех языковых слоев анекдота: «метатекстовые» вводы, речь персонажей анекдота и текст «от автора»
3. Анекдот является особым речевым жанром, который имеет свои жанровые признаки. В анекдоте четко выделяются три языковых пласта четкого разграничения трех языковых слоев анекдота: «метатекстовые» вводы, речь персонажей анекдота и текст «от автора» и т.д.
Вопросы анкеты 1.Часто ли вы рассказываете анекдоты? А) Да Б) Нет 2.В каких обычно ситуациях и для чего вы рассказываете анекдот? 3.Всегда ли на ваш анекдот уместен? Если нет, то какие причины? А) Да Б) Нет Неподходящая ситуация Люди не настроены воспринимать анекдот Не умею рассказывать анекдоты ___________________ (свои причины) 4.Приведите случай, когда вы рассказывали анекдот. (Ситуация и сам анекдот.)
Выводы по второй главе 1. Обобщая анализ ученических анкет, отметим, что большинству опрошенных приходилась использовать в каких–либо ситуациях анекдоты, например, в общении с друзьями, родителями, то есть учащиеся располагают элементарными знаниями о юморе. 2. На основании полученных данных мы можем сделать вывод, что школьники достаточно часто прибегают к использованию анекдотов в процессе своего общения. 3. Мы определили, что учащихся используют анекдоты с целью рассмешить, развеселить кого-нибудь, а также разрядить напряженную обстановку, поднять настроение, произвести впечатление на кого-нибудь, заполнить «пустоту» в общении. 4. Можно предположить, что не все учащиеся давали искренние ответы на данный вопрос, поскольку, как свидетельствуют наши наблюдения, интенция «задеть, подколоть» кого-либо из одноклассников является одной из наиболее частотных в общении школьников, что в ряде случаев провоцирует межличностные конфликты.
Читайте также: