Слово концерт переводится как согласие соревнования шутка легкость борьба напряжения
Обновлено: 04.11.2024
Мазурка До мажор op .56 № 2 – картина деревенского праздника, характеристика стиля (слушание).
Мазурка Си-бемоль мажор op .7 № 1 – блестящий, бальный танец, характеристика стиля (слушание).
Мазурка ля минор op .68 №2 – лирическая, связана с образами родины (слушание).
Полонез Ля мажор op .40 № 1 – торжественное произведение, характеристика стиля (слушание).
2 .Воспитательная : воспитание у учащихся эмоционального восприятия к танцам мазурка и полонез Ф. Шопена.
3.Развивающая : слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы : словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, объяснительно-иллюстративный, музыкального обобщения.
Оборудование : доска, мелки, ноутбук, колонки, мультимедиа.
Демонстрационный материал : показ слайдов по творчеству Ф. Шопена, картинки танцев.
Раздаточный материал : карандаши, ластики, ручки.
Название ресурса : тематическая подборка материала.
Список методической и используемой литературы
1.Дмитриева Л.В., Лазарева И.А., Казанцева И.В. Программа учебного предмета ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для учащихся 1 – 5 классов. – Срок реализации – 5 лет. – Усть-Ордынский, 2015.
2.Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западно-европейской музыки. Второй год обучения. Изд. 2-е, доп. И перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
3.И. Прохорова. Музыкальная литература зарубежных стран для V класса. – М.: Музыка, 1990.
Портрет композитора Ф. Шопена.
1.Опрос по биографии и творчеству Ф. Шопена.
Тест по творчеству Ф. Шопена.
1.Ф. Шопен-композитор:
2. Какое утверждение верно?
А) Ф. Шопен – композитор - романтик,
Б) Ф. Шопен-представитель венских классиков,
В) Ф. Шопен - член «Могучей кучки».
Б) в первой половине 19 века,
В) во второй половине 19 века.
А) скрипач - виртуоз,
Б) пианист - виртуоз,
В) органист - виртуоз.
5. Основная тема в творчестве композитора:
6. Произведений какого жанра не писал Ф. Шопен:
Б) восточный танец,
В) русский народный танец.
8. Сколько мазурок написано Ф. Шопеном:
9. Слово «концерт» переводится как:
А) согласие, соревнование,
Б) шутка, лёгкость.
В) борьба, напряжение.
10.Сколько частей в классическом концерте?
2. Мазурки и полонезы Ф. Шопена.
Мазурка — польский народный танец в трехдольном размере, очень живой, требующий от танцоров большой ловкости и изящества. Ритм мазурки изменчив. Чаще всего акцент падает на третью, последнюю долю такта. Мазурка отличалась яркой национальной самобытностью. Со временем мазурка стала одним из любимых танцев в среде польской аристократии. Она приобрела черты бравурности и блеска.
Мазурки Шопена – пьесы танцевального характера. Шопен значительно расширил выразительные возможности мазурки, объединив в них характерные черты 3-х старинных народных танцев: это мáзур, куявяк и обéрек, распространенный в различных областях Польши. Мазурка была особенно близка и дорога композитору, поскольку его молодость прошла Куявах и в Мазовии - родине этого танца.
Мазурки Ф. Шопена рассчитаны на концертное исполнение. Эти произведения разнообразны по характеру. Многие из них напоминают веселые деревенские танцы, и лишь некоторые выдержаны в характере блестящих бальных танцев. Особую группу составляют мазурки лирические, в которых композитор передает, настроения, навеянные разлукой с родиной. Многие мазурки Шопена очень картинны. Недаром композитор называл их «образки», что по-польски означает «картинки».
Мазурка До мажор op .56 № 2 воссоздает картину деревенского праздника. Это одна из ярких мазурок такого характера. Поляки ее называют «мазуркой мазурок». Подобно народным, мазурка состоит из ряда самостоятельных танцевальных мелодий.
Вначале, на протяжении нескольких тактов, непрерывно «гудит» квинта, подражая немудренному аккомпанементу деревенского оркестра. Деревенский оркестр обычно состоял из скрипки, контрабаса, волынки. Квинта исполнялась на волынке или контрабасе. На этом фоне звучит веселая и подвижная мелодия с четким, острым ритмом. Музыка рисует картину праздника, общий деревенский танец. Основная тема произведения прозвучит и в конце мазурки.
На народных праздниках мазурка не все время танцевалась всеми танцорами. В середине танца вперед выходил главный танцор, в сольном танце показывая свое мастерство. На смену ему приходит танец девушек, более лиричный. Такую картину рисует средний раздел До мажорной мазурки. Но завершается все общим танцем. Характерный для польской народной музыки лидийский лад (мажорный лад с повышенной IV ступенью) звучит здесь особенно отчетливо. А дальше возвращается основная тема мазурки, что придает произведению законченную форму (слушание мазурки До мажор).
Мазурка ля минор op .68 № 2 – характер мазурки связан с образами родины. Вначале звучит задумчивая, грустная мелодия. Движение по основным звукам ля-минорного трезвучия в медленном темпе придает ей мягкость и плавность, а легкий акцент на третьей доле такта – большое изящество (слушание мазурки ля минор).
Воспоминания композитора как бы уходят все глубже и глубже. И вот уже звучит задорный деревенский танец с характерной «гудящей» квинтой в басу. Мажор, оживленный темп придают музыке веселый, зажигательный характер. А акцент на третьей доле такта напоминает притоптывание в танце. Это средняя часть мазурки. Затем возвращается первая тема – нежная, грациозная, полная задумчивой грусти.
К группе бальных, блестящих танцев относится мазурка Си-бемоль мажор op .7 № 1. Она построена на контрастных темах. Ее отличают черты, свойственные бальным мазуркам: резкие скачки в мелодии, острый ритм, бросок мелодии на октаву в последней фразе.
Вначале звучит яркая, стремительно восходящая мелодия, пронизанная четким ритмом. Быстрому взлету отвечает нисходящее движение. Резко ниспадающие скачки на септиму, нону придают мелодии большую остроту, броскость (слушание Мазурки Си-бемоль мажор). Эта тема чередуется с двумя другими, образуя форму рондо. Своей характерной особенностью выделяется 2-й эпизод: «вполголоса» звучит так любимый композитором деревенский волыночный найгрыш (слушание волынки).
Сочетание своеобразного мелодического оборота с увеличенной секундой на фоне «гудящей» квинты в басу придает звучанию народный характер. В последний раз появляется основная тема. Она заканчивается характерным для блестящих мазурок резко подчеркнутым скачком на октаву.
Полонез — старинный жанр, сложившийся еще в XVII столетии в блестящей и торжественной придворной обстановке как музыка, сопровождающая парадное шествие польской знати. В старину в нем участвовали одни лишь воины-рыцари. Он вскоре приобрел обобщенный интернациональный характер, как сарабанда или менуэт. В XIX веке бал открывался, как правило, полонезом. В первой паре шел хозяин с самой уважаемой гостей. Торжественный танец мог происходить и возле дома, на воздухе.
Полонезы Ф. Шопена, как и мазурки, предназначены для концертного исполнения. По своему характеру они также весьма разнообразны. Наряду с полонезами – лирическими поэмами – встречаются произведения, полные драматизма. Бравурные, блестящие полонезы как бы воскрешают картины рыцарских времен.
Одним из наиболее известных является полонез Шопена Ля мажор op .40 № 1. Это торжественное произведение, отличающееся мощной, поистине оркестровой звучностью. Аккордовая фактура, использование почти всего диапазона фортепианной клавиатуры придают звучанию большую насыщенность и плотность. Этому способствуют и большая сила звука, неоднократно достигающая fortissimo (слушание полонеза).
Основная тема полонеза имеет величественный, ликующий характер. Ее дополняют призывная, фанфарная вторая тема, образующая среднюю часть произведения. Огромная звуковая насыщенность музыки дала повод переложить полонез для оркестра различных составов (симфонического, духового).
Предварительный просмотр:
1.Кто из перечисленных композиторов не является Венским классиком:
А) Л. Бетхвен,
Б) И.С. Бах,
В) В.А. Моцарт,
Г) И.Гайдн.
2. И.С.Бах является:
А) романтиком,
Б) философом
В) лириком,
Г) борцом.
3. Основная тема творчества Н.А. Римского-Корсакова:
А) сказка,
Б) борьба,
В) сатира,
г) Родина.
4. Сколько балетов написано П.И. Чайковским:
А) 5,
Б) 7,
В) 3,
Г) 10.
5. Слово «увертюра» обозначает:
А) название инструмента,
Б) оркестровое вступление,
В) пьесу для постановки на сцене,
Г) определение темпа.
6. Какой инструмент называют «царицей оркестра».
А) флейту,
Б) скрипку,
В) виолончель,
Г) арфу.
7. К зарубежным композиторам относится:
А) С.В. Рахманинов,
Б) А.П. Бородин,
В) Д.С. Шостакович,
Г) Э.Григ.
8. Какое произведение не принадлежит Л.Бетховену:
А) «Эгмонт»,
Б) «Лунная соната»,
В) «К Элизе»,
Г) «Спящая красавица».
9. «Рефрен» звучит в:
А) однозначной форме,
Б) рондо,
В) двухчастной,
Г) в куплетной.
10. К числу русских композиторов относится:
А) М.Равель,
Б) Л. Бетховен,
В) Р. Вагнер,
Г) И.Стравинсккий.
11. Оркестр народных инструментов создал:
А) П.И.Чайквский,
Б) М.И.Глинка,
В) В.В.Андреев,
Г) Н.А. Римский –Корсаков.
12. Какого номера нет в опере:
А) арии,
Б) ансамбль,
В) дуэта,
Г) па-де-де
13.Какой танец не является народными:
А) лезгинка,
Б) чарльстон,
В) полонез,
Г) полька.
14. Название последней части симфонии:
А) финал,
Б) адажио,
В) скерцо,
Г) аллегро.
15. Высокий мужской голос называется:
А) бас,
Б) баритон,
В) тенор,
Г) сопрано.
Ответы на итоговый тест
7 класс
Вариант № 1.
Ошибки: 0-1 = «5»
2-4 = «4»
5-7 = «3»
8 и более = «2».
Следующий анекдот
Итоговый тес содержит 2 варианта по 15 вопросов с ответами.
Вложение | Размер |
---|---|
тест | 14.15 КБ |
ivankina_2.docx | 16.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Итоговый тест
7 класс
Вариант № 2.
1.Кто является основоположником классической русской музыки:
А) А.П.Чайковский,
Б) С.В.Рахманинов,
В) С.С.Прокофьев,
Г) М.И. Глинка.
2. Кого можно назвать «королем вальса»:
А) Л.Бетховен,
Б) Ф.Шопен,
В) В.А.Моцарта,
Г) И.С.Баха.
3.Основная тема творчества Л.Бетховена:
А) сказка,
Б) борьба,
В) сатира,
Г) Родина.
4. Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра:
А) 20,
Б) 1000,
В) 100,
Г) 5
5. Либретто –это:
А) название инструмента,
Б) оркестровое выступление,
В) пьеса для постановки на сцене,
Г) жанр музыки.
6.Самый крупный инструмент струнной группы:
А) скрипка,
Б) виолончель,
В) контрабас,
Г) альт.
7.Кто не является русским композитором:
А) С.В. Рахманинов,
Б) А.П. Бородин,
В) Д.С.Шостакович,
Г) Э.Григ.
8. Какое произведение не принадлежит П.И.Чайковскому:
А) «Эгмонт»,
Б) «Щелкунчик»,
В) «Пиковая дама»,
Г) «Спящая красавица».
9.Слово «полифония» обозначает:
А) силу музыки,
Б) темп,
В) многоголосие,
Г) несколько звуков, взятых одновременно.
10.Жанр музыки, не связанный с литературой:
А) опера,
Б) этюд,
В) балет,
Г) романс.
11.Кто из композиторов входил в «Могучую кучку»:
А) М.П. Мусогорский,
Б) А.П. Бородинин,
В) Н.А. Римский- Корсаков,
Г) П.И.Чайковский.
12. Какая опера написана Глинкой:
А) «Евгений Онегин»,
Б) «Борис Годунов»,
В) «Иван Сусанин»,
Г) «Севильский цирюльник».
13. Какое слово обозначает длительность ноты:
А) акцент,
Б) четвертная,
В)регистр,
Г) динамика.
14. «Программная музыка»-это.
А) музыка у которой есть название,
Б) танцевальная музыка,
В) музыка для кинофильмов,
Г) марш.
15. Какого инструмента не может быть в народном оркестре:
А) баяна,
Б)фортепиано,
В) треугольника,
Г) домбры.
Следующий анекдот
КОНЦЕРТ. Заимств. в первой трети XVIII в. из нем. яз. , где Konzert < итал. concerto, восходящего к лат. concinere "петь вместе, хором", преф. производного от canere "петь".
Следующий анекдот
Тематическая структура и уровень заданий позволяют использовать тесты для проведения проверки знаний. Тесты предназначаются для определения уровня индивидуальных достижений. Предлагаемые задания созданы для того, чтобы развить у учащихся умение анализировать музыку, разбираться в стилистических особенностях композитора, обобщать. Они активизируют музыкальную память, музыкальное мышление, что в конечном итоге способствует формированию музыкальной культуры школьников.Тесты созданы для сравнения учебных достижений школьников с планируемым к усвоению в конце года объемом знаний, умений, навыков, а также позволяют сравнить уровень обученности учащихся с теми требованиями, которые заложены в государственном образовательном стандарте.
Целью тестовых заданий является возможность выявления знаний, умений, навыков каждого испытуемого, поэтому в качестве интерпретационной системы отсчета используется конкретная для определенной возрастной группы учащихся область содержания данного учебного предмета.
Читайте также: