Шутки про серебряный век

Обновлено: 19.09.2024

Я пытаюсь вспомнить тот момент, когда мне пришла в голову идея о создании мемов из старых интервью… Я была уверена, что такие уже существуют, а этот аккаунт был локалочкой для моих друзей. Теперь это локалочка для ста тысяч.

У меня есть некий архив, из которого я беру материалы для мемов, поэтому почти все опубликованные мною интервью я сама прекрасно знаю и уже по памяти нахожу в них интересные моменты. Параллельно я просматриваю большое количество новых интервью, запоминаю какие‑то фрагменты или делаю запись экрана прямо во время первого просмотра.

Подписчики реагируют по-разному: многие пишут, что посмотрели интервью после просмотра мемов, иногда пишут слова благодарности. Раньше, когда я не указывала источник, мне в директ написала женщина, она попросила писать, кто дает интервью и откуда взят отрывок, потому что ее сыну понравились шутки, но он не знал, кто эти люди. Ну и просмотр на ютьюбе фильма «Возвращение» с Иосифом Бродским, конечно, вышел на новый уровень.

У меня нет любимого мема, потому что я люблю все, так как стараюсь делать их про себя. Однако Бродский стал самым популярным [персонажем]: стоит опубликовать пост с ним, и он разлетается за секунды. Пожалуй, топ-5 — это Бродский, Тарковский, Пятигорский, Ларс фон Триер, Солженицын.

Не знаю, [почему культурные мемы стали популярны]. Потому что всем хочется быть умнее, чем они есть? Но если рассматривать конкретно мои, то, скорее всего, людям просто нравится ассоциировать себя с этими классными стариками, потому что они и правда классные ребята.

В учебе мне моя насмотренность не особо помогает, разве что меня вдохновляют любимые герои. Фильмы Тарковского я смотрю только с похмелья, потому что в эти дивные дни ты хочешь, чтобы все вокруг происходило медленно. Смотреть, как течет вода, как красивый Олег Янковский смотрит на тебя сквозь время с экрана (в фильме Андрея Тарковского «Зеркало»). Это красиво. Это эстетическое наслаждение. Потом — все его картины чувственные, снятые без стеснения. Они искренние и очень про него. Без масок, без «перекрывашек», с которыми мы идем по жизни.

Но почему в творческой среде Тарковский — это «вечный шум», не знаю. Красивый человек, красиво жил. Мы же все хотим жить красиво, публикуя в сторис фотографии чашечки кофе или заката.

«Можно постить отрывок любого текста и подписывать: «И.А.Бродский»

Паблик Literary Memes — простые и очень сложные картинки про Чехова и Пушкина

1 из 4 2 из 4 3 из 4 4 из 4

Артем Вернер

Учится на политолога и шутит про литературу

В восьмом классе я перевелся в лицей, и мне выдали список литературы на лето (в обычной школе такого не было). В моем списке точно были «Песнь о Роланде», «Гамлет» и «Антигона» — с них все и началось. Мемы я стал делать через год после этого. Не было конкретного события, после которого родилась такая идея, просто всегда нравился этот способ доносить информацию, и в один момент решил, что нужно создать свой паблик, а не рассылать мемы по чужим.

Главные фавориты аудитории — программа ЕГЭ и первых курсов филфака. Вообще, не так уж и плохо: Лотман, Пушкин, Толстой, Маяковский. Мои любимые персонажи для мемов — Есенин и Бродский. У первого очень интересная биография и чудесные стихи, второй тоже хороший поэт. Но из‑за огромного хайпа вокруг него и откровенно слабых, по-моему, вещей, которые он включал в свои сборники, в один момент родился мем: можно постить отрывок любого текста (в основном из русского рэпа) и подписывать: «И.А.Бродский». Шутка началась без меня, но я продолжаю традицию.

Культурного юмора всегда было достаточно, но сейчас из‑за интернета в этом может участвовать гораздо больше людей. Вспоминаются те же анекдоты Хармса про Пушкина, стилизации Шекспира под Баркова и тому подобное.

На аватарке паблика стоит Быков — из уважения к его литературоведческой деятельности, мне она всегда нравилась, особенно в тот период, когда я только начал вести группу. Один раз стоял не Быков, а Рембо (Жан Николя Артюр Рембо, французский поэт-символист XIX века), но половина лица у него — от Boulevard Depo. Это было летом, после экзаменов, я тогда читал сборник «Пьяный корабль» и слушал дилогию «Rapp» и «Плакшери». И Артюр Рембо, и Boulevard Depo были со мной весь 11 класс, и в один момент мне показалось, что они даже друг на друга похожи.

Аудитория иногда говорит, что в моем паблике интереснее, чем на уроках, и что готовиться к экзаменам по мемам увлекательнее. Самый крутой фидбэк, который я получал, был от Дмитрия Быкова или его команды — они пару наших мемов запостили себе в инстаграм. А недавно Быков расписался на распечатанном посте из паблика — это тоже приятно и забавно. Своими лекциями и эфирами он вдохновил меня продолжать читать, когда я заканчивал школу, поэтому для меня это важно.

Подробности по теме «Лев Толстой очень любил детей»: фрагмент книги про анекдоты о Пушкине, Гоголе и Толстом

«Шутки про Есенина заходят с большим успехом»

Тиктокерка @vaskollbas снимает юмористические видео про Цветаеву и Гоголя

Василиса Николаева

Выпускница, увлекающаяся поэзией

Изначально мне хотелось создать профиль с образовательным контентом, но серьезной у меня быть не получалось, поэтому все переросло в литературные мемы.

Я рано научилась читать, в чем, безусловно, заслуга родителей, но тех книг, которые мне были бы интересы, у нас в доме практически не было. По этой причине в начальной школе я читала учебники по литературе по три раза: когда нам их выдавали в библиотеке, когда мы проходили произведения и когда учебники нужно было сдавать обратно.

В них была преимущественно классика, но скучной она мне никогда не казалась. Больше всего мое внимание привлекла поэзия 1920-х, хотя и лиро-эпические произведения более ранних столетий я читаю с огромным удовольствием.

На мой взгляд, самыми мемными поэтами считаются как раз герои Серебряного века: Маяковский, Есенин, Цветаева. Хотя я сама не приветствую шутки про личности литераторов.

Одно дело смеяться над выдуманными персонажами, а другое — над настоящими людьми с непростыми судьбами.

Я встречаю людей, действительно понимающих литературный юмор, но все равно часто вижу комментарии с просьбой объяснить мем даже под простенькими видео. Как показывает статистика, шутки про Есенина заходят с большим успехом, нежели мемы про «Анну Каренину» или «Идиота», а ведь это тоже классика! Конечно, мне хочется говорить о менее популярных произведениях и героях, но другой вопрос: хочет ли этого аудитория тиктока?

Я заметила, что сейчас в сети появилось много новых ребят, посмотревших экранизации классических произведений и стремящихся с этими поверхностными знаниями снимать видео. Но о том, что в фильмах есть место сценарному вымыслу, никто не задумывается.

Впоследствии эти шутки стали вымученными и однотипными. Основная проблема такого информационного поля в перенасыщении однотипным второсортным юмором, который аудитории интересней, чем мало-мальски глубокие шутки. Иногда думаешь: «Зачем стараться, если это никто не оценит?» А делать что‑то плохо не хочется.

Подробности по теме Мода и эволюция: 8 профилей, которые делают образовательные ролики в тиктоке

«Ты можешь увидеть сто мемов про какую‑то книгу, но ничего не понять»

Паблик «Гуманитарные мемы для искателей истины» шутит про историю и политику, литературу и философию, искусство и, конечно же, про Донцову

1 из 4 2 из 4 3 из 4 4 из 4

Алексей Медведев

Студент, автор высокоинтеллектуальных мемов

Изначально паблик был посвящен мемам про политику и историю. Создал я его спонтанно: однажды летом не спал всю ночь, и вдруг пришла мысль, что хочу этим заниматься. Хочу создавать мемы.

Мемы давно стали частью общества. Они, конечно, бывают разными — намекаю на постироничные, которые не несут особого смысла, но если удачно применить формат, можно все-таки нести просветительскую функцию. Раньше люди писали свои мысли на стенах, а сейчас — в интернете. От этой тенденции никуда не убежать, ведь общество всегда любило шутить про реалии своего времени, и самые смешные мемы — те, которые жизненные.

Я выбрал историко-политическую тематику, потому что она меня действительно интересует; мне хотелось глубже изучать подобные вещи и параллельно давать пищу для мозга другим людям. Наверное, в этом и заключается главное удовольствие от создания мемов: труд ненапрасный, и кому‑то будет полезно узнать что‑то новое.

Люди постоянно спрашивают в комментариях, что за книга лежала в основе шутки, и потом (хочется верить их словам) читают ее.

По мере того как паблик развивался и число заинтересованных людей росло, я понял, что оказываю некое влияние на мемную культуру в пространстве СНГ. Возможно, потому что мои мемы начали просачиваться в очень крупные сообщества.

На первом месте среди моих любимых мемов — миф о Сизифе, где он вечно толкает камень на вершину горы. Подписчики, кстати, уже давно заметили, что эта тема стала неким маскотом, и много раз высмеяли ее в комментариях. А некоторые теперь, наоборот, требуют мемов «про камень». Среди мемных отечественных авторов, конечно, хочется выделить Достоевского. Из зарубежных я бы отметил Кафку. Мне очень нравится его взгляд на устройство человеческого общества, во время чтения он вызывает особенные чувства, дежавю, что ли.

Если говорить об истории, то я люблю Средние века. Иногда нравится думать, как все было устроено тогда, ведь у них не было пабликов с околоинтеллектуальными мемами. Шучу, ведь главное — это читать. Ты можешь увидеть сто мемов про какую‑то книгу, но ничего не понять, пока ты не углубишься в вопрос. Поэтому призываю всех больше читать.

Как и в любой группе людей, взглядов в моем паблике много, и споров в комментариях, конечно же, не избежать. В дискуссии может быть 250 комментариев, и все — объемные. Читая некоторые, становится ясно, что среди подписчиков достаточно толковых ребят: они имеют позицию и ссылаются на разных именитых авторов, что говорит о начитанности и понимании вопроса. В паблике одинаково много и тех, кто любит агрессивно спорить, и тех, кто просто пришел за мемчиками про Раскольникова. Очевидно, что взгляды будут расходиться. Но иногда появляется ощущение, что я читаю «Государство» Платона, где два философа спорят о том, чье представление общества более жизнеспособно.

Следующий анекдот

Искусство Серебряного века

Искусство Серебряного века вернуться к странице

Искусство Серебряного века

Искусство Серебряного века запись закреплена

Шутка-экспромт Владимира Пяста(1886 - 1940) о литературной разноголосице того времени — "Питер против Москвы", — в которой "Хор москвичей" (под водительством Маяковского и Майоренгофа) "конфузит" "Хор питерских писателей". Написан экспромт в 1921 г.

ПИТЕР ПРОТИВ МОСКВЫ
(коллективная декламация, амебейно)

Хор питерских поэтов
(под водительством Ник. Оцупа
и Жоржа Иванова)

У вас ничевок какой-то* Рюрик Рок,
Для нас ничевок сам Блок.
У вас Мандельштам вечно где-то там,
У нас же он весь здесь.
Адалис у вас — пасс,
Павлович у нас — бас;
У нас Ольга Форш, морж;
У нас дирижер Жорж.

Хор москвичей
(под водительством Маяковского
и Майоренгофа)
(бодро)

Следующий анекдот

Наталия Доровских

Написано с участием Мандельштама в 1921г.

ПОЭМА ОБ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ

Всю ночь
Блох
Плохо спал,
Всю ночь
Блох
Фронтисписы рвал.
А утром рано
Звонит в телефон-
На обед созывает поэтов он.

( Около 1921. Петербург)

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Я — молода: внимают мне поэты;
Я — как звезда, над блеском вечерниц;
Стан — как лоза; глаза — как кастаньеты,
Бросаются из шелковых ресниц.

И тут, и там, — мне юноши Гренады
Бряцают саблями, — по вечерам,—
Под окнами играя серенады,
А по утрам — сопровождая в храм.

Мне посвящал рондэли — Пирсо Памбра,
Мне обещал дуэли — дон Баран;
Но мне милее — минарет Альгамбры,
Вдруг задрожавший в воздух ятаган.

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Клуб 12 стульев

Перевод Пушкина на язык эгофутуристов
Лавка букиниста

Журнал «Сатирикон», 1913, № 52, с. 7.
Подписано инициалами Г.Е., псевдоним до сих пор не раскрыт. (Существует предположение, что автором
была Тэффи - Надежда Александровна Лохвицкая, по мужу - Бучинская.)
Публикация А.Н.

Нравится Показать список оценивших

DELETED

. бойся, Зинаида,
Двери, тени и кольца.

Нравится Показать список оценивших

Юния Юния

Валерий, спасибо, что напомнили, нас на первом курсе этим пейзанином смешили. Нравится Показать список оценивших

Наталья Горб

Вчера лишь нежила козла, —
Слиянье черного и белого,
А нынче я уж не мила —
«Мой козлик, что тебе я сделала?»

Вчера еще в ногах лежал,
Взаимно на него глядела я,
А нынче в лес он убежал —
«Мой козлик, что тебе я сделала?»

И серым волком в злом бору
Похищенное, похищенное,
Ты, счастие мое, ни тпру,
Ни ну — сожратое, сожрённое.

И только ножки да рога,
Вот — ножки да рога успела я
Прибрать от зверского врага —
«Мой козлик, что тебе я сделала?»

1924 г.
(Источник: Посвящается Марине Цветаевой. — М.,1991.)

Нравится Показать список оценивших

Александр Азимов

Николай Гумилев
Надпись на книге
(Георгию Иванову)
Милый мальчик, томный, томный,

Помни — Хлои больше нет.

Хлоя сделалась нескромной,

Ею славится балет.

Пляшет нимфой, пляшет Айшей

И грассирует «Ca y est»,

Будь смелей и подражай же

Кавалеру де Грие.

Пей вино, простись с тоскою,

Ты добудешь — прежде Хлою,

А теперь Манон Леско.

Нравится Показать список оценивших

Юния Юния

Владимир Соловьев - Зинаиде Гиппиус

Нравится Показать список оценивших

Юния Юния

Нравится Показать список оценивших

Юния Юния

Страничка прошлого
(«Ф.К. Сологубу — для Игоря Северянина»)

Ф.К. Сологубу
(Ответ)

Ментона, апрель, 1913 г.

Когда над средиземной простынею
Жужжу, ветрюсь на хидроплане,
И то я занят думою одною:
О Ледовитом Океане.

Там щурится морская кошка,
Сполохи яркие висят,
А утром встать немножко дрожко:
На утро в юрте — 50.

Там вешний день криклив и хмурен,
Там льдист апрель, июнь обурен,
И наст бесталый, вековой,
Звенит под летнею травой.

Голятся гуси в смертной сетке,
Дощатые неверны ветки2,
Постель из хвой, сырой урас3.
Средь мги, на шкурной растопырке,

Примечания:
1. Средиземное море (фр.).
2. Плоскодонная лодка
3. Шалаш

Впервые: Иллюстрированная Россия. Париж, 1931. 7 марта. № 11. С. 1-2.
. стихи Игоря Северянина о Балтийском море. — И. Северянин. Балтийское море (Одесса. 1913. Март) — стихотворение с посвящением З. Гиппиус, напечатанное в сборнике «Златолира. Поэзы. Книга вторая» (М., 1914).
Источник: Гиппиус З. Н. Собрание сочинений. Т. 1

Свобода нравов

Ещё одна особенность поэтов, которая приводила в негодование и восторг — а значит, давала пищу для сплетен и анекдотов — была декларируемая свобода нравов. Моральные границы были не для них, потому что гений границ не признаёт. Впрочем, почему-то (и на счастье) моральные границы поэты ломали только в области секса.

Когда начсовпрома Шледерсон разбил голову, обвинили в этом… Гиппиус. Не то, чтобы она его чем-то била. Просто у неё по утрам была привычка ходить по дому голой и пить кофе. Как-то раз во время утреннего кофе что-то на улице привлекло её внимание, и Зинаида машинально подошла к окну. А Шледерсон жил напротив и очень захотел рассмотреть.

Максимилиан Волошин имел привычку спать голым и с утра встречать солнышко на балконе. Притом мужчина он был видный, красивый, так что каждое утро посмотреть на потягивающегося со сна Волошина под балкон собиралась толпа женщин и несколько мужчин. Однажды Волошину, видимо, захотело поддразнить публику, и он вышел потягиваться поутру в кальсонах. Толпа разочарованно загудела, а Максимилиан невинно осведомился, что происходит.

Максимилиан Волошин.

Максимилиан Волошин.

Вообще как-то раз Волошин скандализировал публику безо всякого намерения. Он делал доклад на заседании Московского литературно-художественного общества. Речь шла о чём-то инфернальном в любви, вроде 666 поцелуев.
На заседание явился и Владислав Ходасевич со спутницей и внушительным букетом жёлтых нарциссов. Один из поклонников попросил цветок и вставил его в петлицу. Это понравилось ещё кому-то, и в результате несколько человек оказались украшенными жёлтыми цветами. Выступление шло своим чередом, как вдруг вскочил журналист Сергей Яблоновский, очень почтенный человек, и, багровый от возмущения, заявил, что подобный доклад мерзок всем нормальным людям, кроме членов «гнусного эротического общества», имевших наглость украсить себя знаками своего «союза». При этом он указал на обладателей цветов в петлицах. Зал взорвался бурей негодования.
Однако после выступления многие из присутствующих в тот день на заседании истязали Ходасевича просьбами принять их в этот тайный «союз». Не желая объясняться, он просто отказывал под предлогом, что для принятия требуется чудовищная развращённость натуры. Но это не помогало: человек принимался убеждать, что в его случае это как раз имеется.

У Ходасевича, кстати. была странность — он никогда не ел блюд, которых не знал с детства. В детстве ему, например, не давали селёдку с луком (вредно!) — так он и взрослый её не считал за еду. В результате порой угостить или накормить Ходасевича было нелегко. Что ж, по крайней мере на каждом застолье был хлеб.

Владислав Ходасевич.

Владислав Ходасевич.

Следующий анекдот

Отписаться можно в любой момент.



Поэты Серебряного Века были чем-то вроде нынешних звёзд эстрады — не по вкладу в культуру, конечно, а по популярности и обсуждаемости. Чуть ли не каждое их слово, действие и привычка пересказывались сплетниками или просто очевидцами и в результате превращались в анекдоты, в которых было трудно разобрать, где правда, а где — преувеличение.

Проблемы книгоиздания

Настоящим специалистом по поиску и охмурению спонсоров считался Мандельштам. Едва познакомившись и сходу обаяв мецената, Мандельштам долго и умело обрабатывал его, живописуя, сколь великолепным должен получиться очередной поэтический шедевр и каким событием станет его выход в свет. В наиболее патетических местах он даже читал свои новые стихи. Как-то раз в подобную обработку попал отпрыск богатейшего клана российских купцов. От природы сентиментальный, он оказался так впечатлён стихами и рассказами Мандельштама, что всё время воздевал руки и повторял со вздохом: «Красиво!»
— Чего же вы, собственно говоря, хотите? — спросил он в конце беседы, сбрасывая с себя наваждение и подбираясь, потому что речь явно должна была зайти о деньгах. Но Мандельштама слишком растрогала его реакция, и он ответил:
— Поцеловать вас.

Увы, такой бесконечной карнавал оказался. не просто конечным, а недолгим. Как сложились судьбы детей шести поэтов Серебряного Века .

Рассеянные

Вообще рассеянность считалась очень романтическим качеством для поэта — ах, он весь такой нездешний, весь витает в мире высоких чувств и идей! Некоторые молодые литераторы даже нарочно вели себя чудаковато и рассеянно, чтобы окружающие принимали их теплее. Но некоторые поэты, кажется, были рассеянны по-настоящему. Вот несколько анекдотов о них.

Один раз Репин пил чай с Хлебниковым и сказал ему:
— Надо бы написать ваш портрет.
Хлебников ответил:
— Меня уже рисовал Давид Бурлюк.
А потом задумчиво прибавил:
— В виде треугольника.
И опять замолчал. А потом вдруг сказал:
— Но вышло, кажется, не очень похоже…

Велимир Хлебников.

Велимир Хлебников.

Иннокентий Анненский занимал высокий пост в Министерстве просвещения и жил в Царском Селе. Раз он вернулся с лекции в чужом пальто. Слуга ему говорит:
— Ваше превосходительство! Да ведь пальто-то — чужое?!
Анненский его снял и долго удивлённо разглядывал:
— Действительно, пальто не моё. То-то я всю дорогу из Петербурга думал: что это за портсигар у меня в кармане появился?

Ещё большей рассеянностью отличался поэт Рюрик Ивнев. Он мог, например, попытаться войти в комнату. через зеркало в передней.
Однажды в какой-то из редакций Рюрик Ивнев получал гонорар за статью. Пересчитав деньги, он весьма деловито спросил:
— Простите, сколько же редакция платит за строку?
Услышав ответ, он изрёкуказал:
— В таком случае я должен был бы получить на 23 рубля 18 копеек больше: ведь в статье было 644 строки и 34 776 печатных знаков!
Получив разницу от изумлённых сотрудников редакции, Рюрик Ивнев поспешил удалиться. Попытавшись выйти в окно.

Наряду с рассеянностью ценилась трагичность, и люди с восторгом передавали друг другу новость о том, что юная Анна Ахматова опять попыталась повеситься. Правда, опять не выдержал крюк.

Рюрик Ивнев отличался рассеянностью только до тех пор, пока не вставал денежный вопрос.

Рюрик Ивнев отличался рассеянностью только до тех пор, пока не вставал денежный вопрос.

Читайте также: