Шутки про мертвые души

Обновлено: 17.05.2024

Чужой компьютер

Литературные мемы

вернуться к странице

Литературные мемы запись закреплена

Теории о том, что автор не успел дописать поэму и шпионская версия

Существует версия, что Гоголь просто не написал второй том, так как у него был творческий кризис. /Фото: culture.ru

По версии литературоведа Владимира Воропаева, Гоголь вообще отправлял рукопись в печку. Он ее элементарно не дописал. Ведь есть 4 главы, а также частичная концовка. Их люди смогли прочитать исключительно благодаря черновикам. Продолжения истории в виде «беловика» найти не удалось. Тот же Гарин при рассмотрении этой версии писал, что Гоголь в конце жизни чувствовал себя очень плохо, страдая от прогрессирующего склероза. Работа давалась ему с большим трудом. Гарин принимает во внимание и еще один вариант: Гоголь, переживая за судьбу произведения, просто инсценировал гибель второго тома. Это было сделано, чтобы обезопасить поэму от редактирования царской цензурой. Мол, писатель сжег при свидетеле-слуге какие-то ненужные бумажки, а подлинники отдал верным друзьям. Одним из них, по предположениям мог быть митрополит Филарет.

Есть также более загадочная версия: в похищении рукописи участвовали агенты Третьего отделения. Якобы они совершили этот поступок, поскольку писатель в своей поэме писал о судьбе Российской империи и, соответственно, о династии Романовых. Приверженцы этой теории считают, что Гоголь мог описать крушение самодержавия и всей императорской семьи.

Следующий анекдот

Отписаться можно в любой момент.

Как «забавный анекдот» Гоголя превратился в мрачную «энциклопедию русской жизни»

Как «забавный анекдот» Гоголя превратился в мрачную «энциклопедию русской жизни»
Пушкин мотивировал Гоголя на создание поэмы «Мёртвые души». Подарил свою идею сюжета и уговорил взяться за стоящую вещь. Спустя некоторое время Гоголь познакомил поэта со своей книгой. Пушкин был изумлён. Николай Васильевич взялся описать русскую действительность, по образцу произведения Данте. Но лишь одна часть «Божественной комедии по-русски» увидела свет. Выходит «Мёртвые души» - ад российской действительности. А гоголевская гениальность проявилась в способности облечь всё худшее в оболочку тонкого и грустного юмора.

А.С. Пушкин, портрет работы В.Тропинина и Н.В. Гоголь, портрет работы Ф. Моллера

А.С. Пушкин, портрет работы В.Тропинина и Н.В. Гоголь, портрет работы Ф. Моллера

Идея поэмы принадлежала, как известно, Пушкину. Он давно предлагал Николаю Васильевичу написать что-нибудь значительное. В пример приводил Сервантеса. Аргумент весомый. Ведь если бы Сервантес не создал свой роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчинский», то так и не занял бы почётное место среди самых знаменитых мировых авторов. А ещё, Пушкин намекал на слабое гоголевское здоровье и поторапливал с, как сейчас принято говорить, самореализацией. В конечном счёте, Александр Сергеевич подарил Гоголю свой собственный сюжет. Пушкин говорил, что не отдал бы этой идеи никому кроме Гоголя. Мотивировать удалось. Гоголь взялся за самый важный текст в своей жизни.

Творческое сотрудничество продолжалось. Гоголь читал Пушкину первые главы своей поэмы. Поначалу Александр Сергеевич очень смеялся. Но постепенно становился всё угрюмее. А когда дошли до описания Плюшкина, Пушкин стал “совершенно мрачен”.

«Боже мой, как грустна наша Россия», - вымолвил изумлённый А.С. Пушкин.

Плюшкин, художники П. Боклевский и И. Панов

Плюшкин, художники П. Боклевский и И. Панов

Сразу ли Гоголь придумал написать три тома? Или глобальная задумка пришла позже? - В этих вопросах мнение литературоведов расходится.

У Пушкина был собственный жанр – роман в стихах. А Гоголь решает написать прозаическую поэму. Шаг довольно смелый, ведь современники под таким заголовком ожидали прочесть нечто лёгкое и романтическое. Многие считают - Гоголь сразу решил, что это будет комедия по образцу лучшей, «божественной». В первом томе – круги ада, изображение худшего. Второй том – поле битвы добра со злом. А в третьем томе, по всей видимости, Гоголь собирался очистить и возродить души Чичикова и Плюшкина. Именно у этих героев есть глубина. Гоголь, рассказывая их историю и погружая читателя в прошлое персонажей, обеспечивает им шанс на новую жизнь.

Чичиков, художник П. Боклевский

Чичиков, художник П. Боклевский

Гоголь создаёт галерею типов людей. И заложенный в названии оксюморон относится, конечно, именно к этим персонажам. У всех этих Коробочек, Маниловых и Собакевичей души-то уже нет. Автор при описании их портретов сравнивает лица с овощами, предметами и животными. Вот у Чичикова глаза похожи на двух мышей, которые выглядывают из норок, а у другого лицо от самовара не отличить. Изображать этих персонажей на картинах очень сложно. Особенно труден к написанию портрет Чичикова, ведь он человек “без свойств”. Удачными считаются иллюстрации Петра Боклевского (некоторые дописывал другой художник - Панов). Портреты были опубликованы в 1875 году в журнале «Пчела».

Коробочка и Собакевич, художник П. Боклевский

Коробочка и Собакевич, художник П. Боклевский

Есть и другие свидетельства возникновения книги. Сергей Тимофеевич Аксаков – русский писатель, литературный и театральный критик, чиновник и общественный деятель, а ещё близкий друг автора «Мертвых душ» объединил драгоценные воспоминания в книге «История моего знакомства с Гоголем». Эту книгу литературоведы считают одним из важнейших источников для изучения жизни и творчества Гоголя.

С.Т. Аксаков

С.Т. Аксаков

И вот что Аксаков пишет о поэме: «Слова самого Гоголя утверждают меня в том мнении, что он начал писать «Мёртвые души» как любопытный и забавный анекдот; что только впоследствии он узнал, говоря его словами, “на какие сильные мысли и глубокие явления может навести незначащий сюжет”; что впоследствии, мало-помалу, составилось это колоссальное создание, наполнившиеся болезненными явлениями нашей общественной жизни; что впоследствии почувствовал он необходимость исхода из этого страшного сборища человеческих уродов, необходимость - примирения».

Но разве как любопытный анекдот Гоголь начинает своё повествование? В губернский город NN приезжает бричка. И это для горожан совсем ничего не значит. Человек в бричке совершенно не привлекает внимания. Он и не худ и не толст, и не беден и не богат, и на первый взгляд совсем не интересен. Так почему же Гоголь начинает поэму с такого незначительного события? Когда Гоголь читал вслух первую главу, гости Аксакова хохотали до слёз. Современники по-другому, нежели мы воспринимали детали этой истории.

Михаил Казиник, культуролог

Михаил Казиник, культуролог

«Гоголь самый великий юморист. «Мёртвые души» смешнее чем «Золотой телёнок». Наша советская школа за несколько десятилетий ухитрилась превратить «Мёртвые души» в какой-то нравоучительный роман. На самом деле юмор начинается с первых же слов: “В уездный город NN въехала бричка”. Никто не смеётся, а зря! Если Гоголь хотел зашифровать город, то написал бы “N”, а “NN” - это Нижний Новгород. Там дальше: “два русские мужика” рассуждают про колесо. Почему “русские мужика” ? – это посвящение Пушкину. Его слова: “Без грамматической ошибки я русской речи не люблю”. Там на каждом шагу посвящения, тонкости, тайны», - рассказывает искусствовед и культуролог Михаил Казиник.

Манилов и Ноздрёв, художник П. Боклевский

Манилов и Ноздрёв, художник П. Боклевский

Николай Гоголь «Мёртвые души» писал 9 лет. И в мае 1851 года в Одессе завершил. Дал себе слово, что больше не будет сжигать, переписывать, исправлять и как есть отдаст в печать. Гоголь в те дни был весел, решителен. Он навестил родню, занялся хозяйством. Но, оказавшись в Москве, перед встречей с издателем, ещё раз заглянул в книгу. И снова чем-то остался недоволен. Что именно смутило автора – тайна. Гоголь опять начал переписывать поэму.

«Здоровье моё сызнова не так хорошо, и, кажется, я сам причиною. Желая хоть что-нибудь приготовить к печати, я усилил труды и через это не только не ускорил дела, но и отдалил ещё года, может быть, на два… Бедная моя голова!», - писал Гоголь матери.

В первый том «Мёртвых душ» Гоголь вставил всё, что он хотел высмеять. Во второй вложил всё то, что любил, предчувствуя, что до третьего дело не дойдёт. Гоголь умер через 10 дней после того как сжёг второй том. Все эти дни он почти не ел – постился. Друзья просили священников снять с него этот самовольный истязающий пост, но Гоголь отвечал: «Оставьте меня, мне хорошо ». Планам повторить комедию Данте в русских декорациях сбыться было не суждено.

Стоит сказать, что персонажей Гоголя помнят. В заброшенном селе на Полтавщине живет скульптор-самоучка , который сделал гоголевского Вакулу и ещё много интересных персонажей.

Похищал ли Александр Толстой рукопись Гоголя?

В доме, расположенном на Никитском бульваре прошли последние годы Гоголя. /Фото: culture.ru

Если обратиться к работе Игоря Гарина «Загадочный Гоголь», то там можно найти предположения, основанные на выводах писателя Дурылина. Заключаются они в том, что судьба второго тома «Мертвых душ»не связана с огнем, а с большой вероятностью он был кем-то украден.

Роль коварного похитителя досталась графу Александру Толстому. Именно в его доме в Москве прошли последние годы писателя. Мол, граф решил украсть произведение стразу после смерти Гоголя, чтобы проверить — нет ли в нем литературного персонажа, похожего на него, Толстого. Скорее всего причиной могли быть пересуды, возникшие после выхода в свет сборника «Выбранные места из переписки с друзьями», где Гоголь привел несколько писем к графу. Но дело все в том, что цензура их запретила. Видимо, граф решил подстраховаться, украл рукопись, компрометирующие части забрал, а остальное возвратил людям, которые являлись душеприказчиками Гоголя (губернатор Капнист и профессор Шевырев).

Одновременно Толстой придумал историю, что Николай Васильевич сам превратил в пепел некоторые, неудачные, как он считал, части поэмы. В сильном эмоциональном порыве. То, что произведения Гоголя действительно были у Толстова, видно из его писем. Например, он писал сестре, что не может довериться Шевыреву и отдать бумаги ему на изучение. Те исследователи, что придерживаются этой версии, считают, что граф Толстой не хотел уничтожать второй том полностью. Он лишь спрятал те главы, которые могли его скомпрометировать. И что бумаги до сих пор находятся в тайнике и ждут, когда же их найдут.

Трагическая ошибка: Гоголь сжег рукопись случайно

Есть версия, что Гоголь сжег рукопись по невнимательности. /Фото: static.diary.ru

По мнению норвежского исследователя Гейрома Хьетсо, что Гоголь не швырял рукопись в огонь, поддавшись приступу самокритики, а сделал это совершенно случайно. Писатель вернулся со всенощного бдения и решил, что следует навести порядок в бумагах — сжечь ненужные бумаги. И по ошибке отправил в печку некоторые главы своего произведения.

Такая же версия излагается одним из литераторов, Юрием Иваском. Он полагает, что Гоголь был очень невнимательным человеком. Поэтому в огне оказались главы второго тома знаменитой поэмы. Мол, писатель уничтожал черновики поэмы, но настолько увлекся процессом, что не заметил, как в печку полетела стопка листков законченного произведения, переписанного набело.

А существовала ли рукопись?

Некоторые исследователи считают, второй том закопан в Сорочинцах. /Фото: 5elementum.ru

И еще одно интересное мнение, высказанное Николаем Фохтом, которое было опубликовано в журнале «Русский пионер». Как ни удивительно, существует конспирологическая теория. Ее сторонники считают, что Гоголь и не собирался писать продолжение «Мертвых душ», а скандал с сожженными главами устроил с целью саморекламы. Сегодня бы это назвали черным пиаром. То есть, писатель просто поиздевался над своими поклонниками и недругами. Приверженцы конспирологической теории предполагают, что Гоголь провернул эту аферу не один, а совместно с друзьями. Он якобы читал им некоторые главы «Мертвых душ», а на деле в стопке бумаг лежали ненужные листочки, которые можно было просто выкинуть.

Фохтом же выдвинул и еще одну версию — писатель не кидал в печку рукопись, а отвез ее в Сорочинцы (родовое гнездо), где надежно спрятал, закопав в землю. При этом никому ничего не рассказал, но крестьянам отдал такой приказ: когда будет неурожайный год, следует вскопать все пашни, отыскать бумаги и дорого продать их. Это поможет как «вытащить» имение из экономической ямы, так и показать всему миру гениальную поэму.

И еще один интересный факт: в 2009 году отмечалось 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. И в это году бизнесмен из США Тимур Абдуллаев сделал заявление, что у него есть уникальное, самое полное рукописное издание второго тома «Мертвых душ». При том была проведена проверка подлинности. Все 163 страницы были признаны подлинными, это признали специалисты библиотеки имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге и опытные эксперты аукциона «Кристи». Может быть, скоро все прочтут новые «Мертвые души».

К слову, русские классики не сразу становились знаменитыми. И часто к этому имели отношения власти.

Следующий анекдот

Отписаться можно в любой момент.



«Мертвые души» считают самым загадочным произведением Николая Гоголя. Многие исследователи до сих пор пытаются выяснить, что на самом деле произошло со вторым томом. Был ли он безжалостно сожжен придирчивым автором, а, может быть, его украли недоброжелатели? Некоторые полагают, что Гоголь вообще не писал вторую часть поэмы, а устроил грандиозную мистификацию. Читайте в материале самые интересные версии этого события.

Следующий анекдот

Портрет писателя Н.В.Гоголя

Гоголь вошел в русскую культуру не только как писатель, но и как персонаж литературных произведений и народного творчества. Широко известны юмористические миниатюры Хармса о Гоголе и написанные в подражание им "Литературные анекдоты". Существует и масса "гоголевских" анекдотов, определить авторство которых уже не представляется возможным.

Гоголь у Хармса

В известном списке "Вот мои любимые писатели" (1937) Даниил Хармс наполовину в шутку поставил Гоголя на первое место:

"Трудно сказать что-нибудь о Пушкине тому, кто ничего о нем не знает. Пушкин великий поэт. Наполеон менее велик, чем Пушкин. И Бисмарк по сравнению с Пушкиным ничто. И Александр I, и II, и III - просто пузыри по сравнению с Пушкиным. Да и все люди по сравнению с Пушкиным пузыри, только по сравнению с Гоголем Пушкин сам пузырь.

А потому вместо того, чтобы писать о Пушкине, я лучше напишу вам о Гоголе.

Хотя Гоголь так велик, что о нем и писать-то ничего нельзя, поэтому я буду все-таки писать о Пушкине.

Но после Гоголя писать о Пушкине как-то обидно. А о Гоголе писать нельзя. Поэтому я уж лучше ни о ком ничего не напишу".

О Гоголе Хармс написал нечто вроде юмористической пьесы - "Пушкин и Гоголь".

Пушкин и Гоголь

ГОГОЛЬ (падает из-за кулис на сцену и смирно лежит).

ПУШКИН (выходит, спотыкается об Гоголя и падает): Вот чорт! Никак об Гоголя!

ГОГОЛЬ (поднимаясь): Мерзопакость какая! Отдохнуть не дадут. (Идет, спотыкается об Пушкина и падает) - Никак, об Пушкина спотыкнулся!

ПУШКИН (поднимаясь): Ни минуты покоя! (Идет, спотыкается об Гоголя и падает) - Вот чорт! Никак, опять об Гоголя!

ГОГОЛЬ (поднимаясь): Вечно во всем помеха! (Идет, спотыкается об Пушкина и падает) - Вот мерзопакость! Опять об Пушкина!

ПУШКИН (поднимаясь): Хулиганство! Сплошное хулиганство! (Идет, спотыкается об Гоголя и падает) - Вот чорт! Опять об Гоголя!

ГОГОЛЬ (поднимаясь): Это издевательство сплошное! (Идет, спотыкается об Пушкина и падает) - Опять об Пушкина!

ПУШКИН (поднимаясь): Вот чорт! Истинно, что чорт! (Идет, спотыкается об Гоголя и падает) - Об Гоголя!

ГОГОЛЬ (поднимаясь): Мерзопакость! (Идет, спотыкается об Пушкина и падает) - Об Пушкина!

ПУШКИН (поднимаясь): Вот чорт! (Идет, спотыкается об Гоголя и падает за кулисы) - Об Гоголя!

ГОГОЛЬ (поднимаясь): Мерзопакость! (Уходит за кулисы).

За сценой слышен голос Гоголя: "Об Пушкина!"

В подражание Даниилу Хармсу бывшие сотрудники журнала "Пионер" Наталья Доброхотова-Майкова и Владимир Пятницкий создали цикл "Веселые ребята", более известные как Литературные анекдоты. Среди героев был и любимый Хармсом Гоголь:

Гоголь переоделся Пушкиным, пришел к Пушкину и позвонил.

Пушкин открыл ему и кричит: "Смотри, Арина Родионовна, я пришел!".

Однажды Пушкин стрелялся с Гоголем. Пушкин говорит:

- Стреляй первым ты.
- Как я? Нет, ты.
- Ах, я! Нет, ты!

Так и не стали стреляться.

Однажды Пушкин решил испугать Тургенева и спрятался на Тверском бульваре под лавкой. А Гоголь тоже решил в этот день испугать Тургенева, переоделся Пушкиным и спрятался под другой лавкой. Тут Тургенев идет. Как они оба выскочат.

Гоголь только под конец жизни о душе задумался, а смолоду у него вовсе совести не было. Однажды невесту в карты проиграл и не отдал.

Однажды Гоголь переоделся Пушкиным и пришел в гости к Майкову. Майков усадил его в кресло и угощает пустым чаем. "Поверите ли, - говорит, - Александр Сергеевич, куска сахару в доме нет. Давеча Гоголь приходил и все съел". Гоголь ему ничего не сказал.

Однажды Гоголь переоделся Пушкиным, напялил сверху львиную шкуру и поехал в маскарад. Федор Михайлович Достоевский, царствие ему небесное, увидел его и кричит: "Спорим, Лев Толстой! Спорим, Лев Толстой!"

Гоголь читал драму Пушкина "Борис Годунов" и приговаривал: "Ай да Пушкин, действительно, сукин сын".

Однажды Гоголь переоделся Пушкиным и пришел в гости к Вяземскому. Выглянул в окно и видит: Толстой Герцена костылем лупит, а кругом детишки стоят, смеются. Он пожалел Герцена и заплакал. Тогда Вяземский понял, что перед ним не Пушкин.

Тургенев мало того, что от природы был робок, его еще Пушкин с Гоголем совсем затюкали: проснется ночью и кричит: "Мама!" Особенно под старость.

Однажды Гоголь переоделся Пушкиным, а сверху нацепил маску и поехал на бал-маскарад. Тут к нему подпорхнула прелестная дама, одетая баядерой, и сунула ему записочку. Гоголь читает и думает: "Если это мне, как Гоголю, что, спрашивается, я должен делать? Если это мне как Пушкину, как человек порядочный, не могу воспользоваться. А что, если это всего лишь шутка юного создания, избалованного всеобщим поклонением? А ну ее". И бросил записку в помойку.

Однажды Гоголь переоделся Пушкиным и пришел в гости к Державину Гавриле Романовичу. Старик, уверенный, что перед ним и впрямь Пушкин, сходя в гроб, благословил его.

Достоевский пришел в гости к Гоголю. Позвонил. Ему открыли. "Что Вы, - говорят, Федор Михайлович, Николай Васильевич уж лет пятьдесят как умер". Ну, что же, - подумал Достоевский, царствие ему небесное, я ведь тоже когда-нибудь умру".

Однажды Гоголь переоделся Пушкиным и задумался о душе. Что уж он там надумал, так никто и не узнал. Только на другой день Федор Михайлович Достоевский, царствие ему небесное, встретил Гоголя на улице и отшатнулся. "Что с Вами, - воскликнул он, - Николай Васильевич? У Вас вся голова седая!"

Пушкин сидит у себя и думает: "Я гений, и ладно. Гоголь тоже гений. Но ведь и Толстой гений, и Достоевский, царствие ему небесное, гений. Когда же это кончится?" Тут все и кончилось.

Современные анекдоты

Голливуд взялся за Гоголя: "Как поссорились Джордж Иванович с Саддамом Никифоровичем".

Картина "Гоголь сжигает вторую часть "Мертвых душ". Подпись "Аффтар жжот".

- Фтопку! - сказал Николай Гоголь после прочтения второго тома "Мертвых душ".

Читайте также: