Шутки это хорошо или плохо

Обновлено: 25.12.2024

Шутка есть, но смысла нет. Кто нужду имеет - мама или девушка?

7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Так не нравится вот это ползучее "всехорошесть". Жизнь христианина - сплошные испытания и цель - войти в Царствие Небесное. А многим хочется - и на Земле радуясь жить как все "успешные" люди и в Царствие Небесное попасть. Но так не бывает. Труден путь. И ни капли не смешной.

Я не отрицаю радость, улыбку, восхищение смех. Это неизбежно, особенно когда растишь детей. Но вот юмор - я отрицаю. Есть куда более важные дела и разговоры, чем смешить людей.

Сергей, да никто же вам не говорит о юморном шоу, известно, что оно опустошает. А вы всё требуете, чтобы вам предоставили какие то примеры, это, чтобы поржать что ли? нет это не наше) Реакции: Сергей Николаев
Вячеслав1959
Православный христианин «Для того, чтобы обучить людей радости, святые часто прибегали к шуткам. Пожалуй, самым шутливым из всех русских святых был при. Амвросий Оптинский. Даже в наименовании приходящих к нему людей он использовал шутливую рифмовку, а о жизни человеческой говорил с улыбкой: «Человек как жук — светит солнышко, летает он и жужжит: все мои поля, все мои леса. А пошел дождь, подул ветер, спрячется он под листок и пищит: Не спихни». Шутливость в поучениях, можно сказать, была оптинской традицией, но к шутке не раз прибегали и святитель Игнатий, и святитель Феофан, и многие другие русские святые, особенно Христа ради юродивые. Решимся высказать предположение: шутливость у святых часто бывала средством борьбы с унынием, особенно вызванным тяжелыми недугами. Светлый юмор вообще присущ не тем, кто цветет плотью, переполнен физическими силами, а тем, кто изнурен болезнями и печалями. Вероятно, Господь посылает таким страдальцам своего Ангела-утешителя, несущего веселость духовную. Из житий подвижников мы можем усмотреть, что шутливость была еще и отражением великодушия, любви к людям, исполнения апостольской заповеди: «Всегда радуйтесь. »

Данный материал основан на голословных утверждениях о том, что святые отцы шутили.

Во-первых, пример слов прп Амвросия Оптинского, мягко говоря, надуманный и притянутый за уши. Его слова не шутка, а пример иносказания с целью доходчивого донесения духовных смыслов.

Во-вторых, приписывать оптинской традиции шутливость, слишком смелое и неразумное личное заявление автора приведённых слов.

В-третьих, нет аргументов, что святители Игнатий и Феофан и многие другие святые шутили. Прошу ознакомиться как святые говорили о шутливости:

Святитель Василий Великий
Надобно воздерживаться от всякой шутливости, так как со многими, занимающимися этим, случается, что погрешают они против здравого разума, когда душа развлекается смехом и теряет собранность и твердость ума. А нередко зло сие, возрастая постепенно, оканчивалось сквернословием и крайним бесчинием: столько-то несовместны между собою трезвенность души и излияние шутливости! Если же когда, чтобы дать себе некоторую ослабу, нужно разогнать угрюмость беседою, то да будет слово ваше исполнено духовной благодати и приправлено евангельскою солью, чтобы оно изливало из себя благоухание внутренно мудрого домостроительства и вдвойне увеселяло слушателя: и успокоением, и даром разумения. (Подвижнические уставы. О том, что подвижнику не должно вдаваться в шутки)

Преподобный Исидор Пелусиот
Если иерей наименован и должен быть образом для стада (1 Пет.5:3) и светом Церкви (Мф.5:14), то нравы его должны запечатлеваться в подчиненных, как печати на воске. Посему, если хочешь быть светом, то не терпи шутливости и смехотворства, чтобы не научить многих бесчинию. Иерей — Ангел Господа Вседержителя (Мал.2:7), Ангел же не знает смеха, служа Богу со страхом. (Письмо 319. Пресвитеру Дорофею. О смехе)

Святитель Амвросий Медиоланский
Языческие писатели дают много наставлений относительно ораторскаго искусства, которые нами, как мне думается, должны быть обойдены, как напр. правило (об употреблении в речи) шуток. И хотя бы они были вполне пристойными и приятными, однако они не соответствуют церковному духу; ибо каким образом мы можем вводить в свою речь то, чего не находим в священных писаниях?

Их нужно избегать даже в разговорах, чтобы они не оскорбляли серьезности нашего дела. «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете» (Лук. VI, 25), – сказал Господь; и неужели мы будем искать поводов к смеху, чтобы смеяться здесь и плакать там? Я (даже) думаю, что нужно избегать не только чрезмерной шутливости, но и (вообще) всякого рода шуток, потому что речь признается хорошей или дурной (лишь) в зависимости от того, насколько ярко в ней выражена любезность и благорасположение. (Об обязанностях священнослужителей)

Преподобный Исаак Сирин
Когда возлюбим бегство от мира и удаление от людей мирских, тогда ничто не отделяет нас столько от мира, не умерщвляет в нас страстей, не возбуждает и не оживотворяет нас для духовного, как плач и сердечное с рассуждением болезнование. Ибо лицо скромного подражает смирению Любимого. Но также ничто не делает нас столько сообщниками мира, и живущих в мире, и тех, которые в мире преданы пьянству и блуду, и не удаляет нас столько от сокровищ премудрости и познания тайн Божиих, как смехотворство и дерзновенное парение мыслей. И это есть дело блудного демона. (Слово 68)

Иногда природа сама собою начинает любить покой, вольность, смех, парение мыслей, леность — и делается источником страстей и пучиною мятежа; а иногда противник внушает это душе. (Слово 75)

Кто любит смех и любит выставлять себя напоказ людям, тому не будь другом, потому что научит тебя привычке предаваться расслаблению. (Слово 89)

Преподобный Симеон Новый Богослов
И это рабство диаволу есть некая престранная вещь. Ибо вообрази, каким непонятным образом властвует грех над человеческим естеством! Большею частию этого ни разум не разумеет, ни совесть не ощущает. Понять нельзя, каким образом бывает, что человек находит утеху и веселие в песнях и плясках, в шутках и смехах, в играх и забавах, в борьбах и кулачных боях, и во многом другом излишнем и непотребном, и несмотря на то, что все это очевидно бесполезно и непристойно человеку, не жалеет на это трудов, заботы и сил, а к тому, что добро и Богу угодно и не требует иногда никаких трудов, душа у него не лежит, и он тяготится тем, скучает за тем и бежит от того, хотя то никакого не причиняет ему зла, а приносит одно добро. И смотри, как лукава эта тайная сила! Она привела человека, разумную тварь, в такое бедное и жалости достойное состояние, что он отвращается от подобающего ему, как от неподобающего, и любит неподобающее ему и несообразное с ним, как подобающее и сообразное. И еще хуже то, что когда, познав всю пустоту и лживость таких утех, он захочет отстать и отвратиться от них, то встречает в этом большой для себя труд. Понимаешь ли эту бедственность? Постигаешь ли нужду и насилие, претерпеваемое человеческим естеством? Видишь ли опасность? Когда призывают в храм Божий, то как старцы, так юноши и дети тяготятся идти, а на гулянья, игры и в хороводы все бегом бегут с великою радостию и поспешностию. (Слово 36)

Следующий анекдот

Мои первые критики и соавторы по блогу раскритиковали меня, что по этой системе свои шутки всё равно получаются не очень смешные.
Ну, я предупреждал.
Научиться ездить на велосипеде и ездить быстро - это разные вещи.
Если действительно хотите разобраться, потерпите немного теории, если сил нет - идите в конец статьи, там примеры.


ТЕОРИЯ

Итак, что вообще заставляет нас смеяться?

Точный ответ лежит даже не в психологии, а глубже, в области нашей нейро-физиологии, но может быть оформлен всего несколькими простыми словами - шутка даёт мозгу быструю качественную разрядку .
Действуют рефлексы, связанные с мышцами лица и дыханием, мы расслабляем первые и активно насыщаемся кислородом, сбрасывая накопленное напряжение.
В принципе, нечто подобное происходит на завершающей стадии секса, только немного с другими органами тела и иными зонами мозга, а так, механизм удовольствий у всех живых существ - один: напряжение - разрядка.

Понятно? Вернёмся к юмору. Что отличает хорошую шутку от слабой?
Больше нагрузка и быстрее разрядка.

Чтобы понять, как это происходит, сначала вспомним упомянутую выше систему юмора - противоречие с ожиданием . Когда вы слышите фразу, вы мысленно выстраиваете её продолжение и окончание (это мозг делает совершенно автоматически, вы на самом деле уже додумали эту фразу, но только сейчас её дочитываете).
И когда фраза заканчивается - вы понимаете, что её смысл совершенно тот же, что и в вашем ожидании. Потому что сейчас это не шутка.
А при шутке - да, смысл бы был иной, неожиданный, противоречивый.

Физиологически это означает, что вашей голове сконцентрированный в одной зоне нервный импульс либо растекается по свободным, не занятым "извилинам", снимая возникшее напряжение (шутка),
либо продолжает удерживаться вашим сознанием (обдумывание).

Кстати, вы замечали, что понимание, не связанное с юмором, тоже иногда сопровождается небольшим смехом? Человек облегченно вздыхает, хлопает себя по колену, "вот теперь понял, фуууу, ха-ха, да, сложная штука. "
Ещё бывает нервный смешок, когда человек хочет снизить напряжение, но не может.

Для удовольствия от шутки (и чего угодно) необходимо, чтобы напряжение было существенным, но не утомительным, а разрядка - очень быстрой. Если в процессе разрядки возникнут какие то помехи, то напряжение будет спадать постепенно, медленно, или даже просто перетекать в другие зоны - и никакого эффекта не будет.
Что это могут быть за помехи? Много разных.
Например, шутка слишком сложная, вам требуется сначала что-то вспомнить, потом увязать ассоциации, и вы думаете-думаете..
Или она затронула слишком важные зоны вашего сознания, у которых высокий приоритет активности, и напряжение с них так просто не уходит.
Бывает, что просто вы смогли предугадать ответ, и для вас шутка будет очевидной. А для другого - смешной.

Наконец, просто напряжение было недостаточным, перепада "высот" не возникло, такие шутки называют "плоскими", и разрядки от них мало.


Наконец-то, ПРИМЕРЫ!

Возьмем известную фразу Ленина
" Из всех искусств важнейшим из нас является - кино " и попробуем менять последнее слово, традиционно используя систему Урганта.
1) Просто даём совершенно неподходящий по смыслу ответ - " картошка ".
Не смешно, потому что мозг не получает разрядки. Внутренний диалог:
"Почему картошка? Она так важна? Она - искусство? Это точно шутка? Лукашенко, белорусы? Но всё ровно картошка не искусство. Не понял, думаю дальше. "
2) Другой плохой вариант - " театр ". Внутренний диалог:
"Театр, да, искусство, почти кино. Но театр смотрят меньше зрителей, почему - театр? Разве он важнее? Где юмор?"
3) Работающий вариант - " вино ".
Вроде бы, разница с " картошкой " - не принципиальная, тоже еда и тоже нелогична.
Но мозг автоматически понимает, что этот ответ не надо оценивать логически, что это каламбур на созвучии " кино-вино ", испытание окончилось, можно расслабиться и выдохнуть.
4) Другой работающий вариант - " кино Мимино ".
Тоже созвучие, которое определяет каламбур, а значит, что к нему не надо подходить логически строго, а в определённых ситуациях, связанных либо с Грузией, либо с фильмом Данелии, шутка работает успешнее, потому что разрядка происходит сразу по нескольким направлениям -
каламбурное созвучие, воспоминание о смешном фильме и, если есть, ассоциация.
5) " Сумо " ( а также " бокс, каратэ, вовремя смыться ". ). Это уже неплохие шутки, которые можно использовать вне контекста.
Сумо - ещё и каламбур. Правда, есть риск встретить человека, не знающего это слово, тогда он переспросит, и шутка сорвётся.
Если человек помнит "Йоргена" , то для него будет предпочтительнее вариант про "смыться", хотя в оригинале там не искусство, а профессия.
Но разница не большая.
6) " Дзюдо " - вроде бы из той же серии, но имеет ещё и ситуативный и политический смыслы, т.е. разрядка будет проходить по нескольким направлениям, а значит быстрее. Поэтому в определённой ситуации будет и вовсе отличной, хотя и сатирической, а не юмористической шуткой.

Ещё пример.
Недавно мне пришлось общаться с двумя девушками-библиотекарями (не одновременно) и так получилось, что обеим я задал вопрос "что делаете (в библиотеке)?". Не знаю, может у них недавно экзамен по профессии был, или просто проф-деформация, но обе очень серьезно начали мне говорить одними словами: "ведём формуляры, пополняем фонды, следим за залом. "
Тут у обеих возникала пауза, они уходили в себя, и, как на экзамене, начинали вспоминать. Очевидно, в голове у них возникало напряжение, и я почти на автомате давал подсказку.
В первом случае я не придумал ничего лучше, чем просто сказать:
-. следим за залом.
- Чтоб не выпивали?
Шутка умеренно, но сработала, так как девушка явно не представляла читателей в библиотеке с бутылками, и вообще в её представлении книги и выпивка были максимально далеки друг от друга, поэтому она рассмеялась:
- Да нет, конечно, у нас приличные люди ходят.

Вторая девушка, которая начала отвечать слово в слово, и задумалась на том же месте, что и первая, чем меня сильно озадачила, но тем не менее, я выдал другое продолжение:
-. следим за залом.
- Чтоб своё не приносили и не читали?
Тут было успешное, хотя и незапланированное попадание.
Девушка летом работала в летнем кафе, где администрация заставляла пристально следить, чтобы никто не распивал за их столиками напитки, купленные на стороне. Фраза " у нас своё нельзя " сидела у начинающей библиотекарши в подкорке, но вот её ассоциацию с читальным залом она никогда не проводила. Поэтому у неё произошла очень быстрая и яркая разрядка, в смысле громкого смеха.

Научиться шутить можно, это прекрасно развивает и логику, и память, и ассоциативное мышление. И стимулирует расширять кругозор.

Просто шутить - достаточно легко, достаточно понять базовые принципы и просто выдавать неожиданные, нелогичные версии. Если подавать их правильно, оформляя как шутки, репризы, чтобы собеседник успевал это понять по вашему поведению, интонации, мимике, подмигиванию. да хоть по вашему предупреждению, то это уже достаточно, чтобы выглядеть весёлым человеком и шутником.

Остроумные шутки - это мастерство, то есть нарабатываются повторением, тренировками, желательно с обратной связью. Их можно и нужно оттачивать на простых примерах.

Чтобы "порвать зал" или чтоб хотя бы "вся маршрутка плакала" - кроме мастерства нужен еще тонкий вкус и понимание ситуации. Самые смешные шутки не всегда самые остроумные, но всегда уместные. То есть вам нужно точно оценить ситуацию и состояние "клиента", чтобы понять, что он ожидает услышать, и чего никак не ждёт, когда он напряжён и зациклен, и как его "сбросить" и "перезагрузить".

- Доктор, а раздеваться обязательно?
- Простите, сейчас оденусь.

Ставьте лайки, пишите комментарии, задавайте вопросы.
И в следующий раз мы поговорим на более глобальную тему - "Что такое красота". И как спасти мир.

Следующий анекдот

Даже наши посты и высказывания в социальных сетях воспринимаются намного лучше, если в них есть доля юмора. Мозг с удовольствием закинет в копилку памяти очередной позитивный момент. Добавляя щепотку иронии в написанный текст, вы увеличиваете шансы на то, что его запомнят. К тому же люди всегда более склонны делиться положительными контентом.

Стоит заметить, что в мире технологий и бесконечного потока информации наше внимание стало более селективным и избалованным. Человека стало труднее заинтересовать длинной, смешной историей или анекдотом. Как показывает практика, он с большей вероятностью уделит внимание шутке в одну строку или «One-LinersJokes», как говорят американцы.

Шутить кратко стало актуально. Можно ли этому научиться? Можно и даже нужно. Как сказал Чарли Чаплин: «Самое смешное – это лишь лёгкое преувеличение того серьёзного, что окружает нас в реальной жизни», и оказался прав.

Следующий анекдот

Шутка, это серьезно. Как распознать с Вами шутят искренне или влекут Вас за соблазном?
Шутка направленная в адрес другого человека, скрывает невидимую связующую нить между шутником и его собеседником.
Если шутка, оставляет за собой неприятный осадок, задевает Вас и делает выброс адреналина, при котором чувствуется
не комфортное состояние - это серьезно.
Человек не отслеживающий такое состояние попадает во власть манипулятора. Очень важно отследить эту шутку и открыто заявить шутнику, что такая манера для Вас неприемлема. Мысленно задать простой вопрос, пошутили бы Вы так в адрес другого человека? Это хорошая техника, оценить поведение шутника и увидеть смену маски на его лице. Много техник манипуляции на самом деле замаскированы под шутку.
- «Вы любите охотничьи колбаски»
- «Да»
- «Тогда приятно познакомится, охотник»
Есть другой сорт манипуляторов, подкатывающий к женщинам в возрасте с шуткой: «Вам зять не нужен?». Манипулируя с целью выяснить побольше информации о жизни человека. Это как правило гастролеры которые приезжают на заработки не имеющие своего жилья в надежде и маму обработать, и дочь поиметь, если такая есть. Наивные мамы попадают на такой крючок и нередко организовывают знакомства, не осознавая, что ведут психопата в дом.
Это классическая схема психопатов, быстро и надежно сделать всплеск эмоций, как следствие неожиданного подхода, выброс адреналина. Человек уже во влечен в интерес, таинственность и «открытость» ведет к соблазну узнать, кто же он на самом деле. Ответ прост: клоун - манипулятор.
На мой взгляд, верным ответом был бы: «С какой целью интересуетесь?» Это именно то, что в моменте обрывает нити кукловода и он понимает, что Вы умеете отстаивать свои личностные границы. Как правило, манипулятор удаляется.

Стихотворение, которым я хочу поделится заслуживает внимания.

Я с глубоким уважением отношусь к таким людям, которые не попадают в плен своей гордыни и осознают происходящее.
Автор глубоко описал и дал понять кто такие психопаты.

Марионетка
[Евгений Мищенко]
Огромный зал
Приглушены огни
Лишь силуэты вижу я,
А так же белые глаза вокруг
Они так устремились на меня
О подождите.
Я на сцене.
Все фонари направлены ко мне,
И режут взгляд
«Аплодисменты»
И тут бросаю снова взгляд,
На театралов без лица
Их взгляд не хуже фонарей,
Они как лезвие ножа,
Пронзают тело мне
Я понимаю.
Я не актёр.
Ко мне привязано сто нить
Осознаю, что я лишь кукла
И стал игрой я чьих-то рук,
Один лишь разум был моим
Не мог сказать ни слова,
Хотел так сильно закричать
Но я лишь стал потехой для других.

Читайте также: