Шутки брата далеко не всегда были безобидны

Обновлено: 04.11.2024

Упражнение 1.

Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.

Группа школьников … (пришла - зашла) в музей на лекцию. Мы все завтра … (придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем - склоняем) голову. Мы так давно не виделись, что вначале я его даже не (узнал - признал). На голове отца (одета - надета) меховая шапка.

Упражнение 2.

Составьте словосочетания с данные паронимами. За справками обращайтесь к словарям паронимов или словарям трудностей русского языка.

1) Артистический - артистичный, архаический - архаичный, асимметрический - асимметричный, завладеть - овладеть, обессилить - обессилеть, стать - встать, основать - обосновать, героизм - героика - героичность, тема - тематика, реально - реалистически, индивидуальный - индивидуалистический, оклик - отклик, соседний - соседский, аллегоричный - аллегорический.

2) Дипломант - дипломник, значимый - значительный, нетерпимый - нетерпеливый, опростить - упростить, патриотичный - патриотический, типичный - типический, трагичный - трагический, сценичный - сценический, заразный - заразительный, проблема - проблематика, плодовитый - плодотворный, туристский - туристический, психически - психологически, комедия - комизм, акцент - акцентирование.

3) Высокий - высотный, единый - единственный, злой - злобный, лесной - лесистый, правда - правдивость, производство - производительность, осудить - обсудить, отразить - отобразить, решающий - решительный, факты - факторы, читальный - читательский.

Упражнение 3.

Составьте словосочетания, соединив паронимы с подходящими по смыслу словами из скобок. В тех случаях, когда паронимы могут сочетаться с одними и теми же словами (например: главная роль и заглавная роль), укажите, чем различаются такие словосочетания.

1. Дипломатичный - дипломатический (ответ, поступок, работник, корпус, речь, выступление, протокол, неприкосновенность); эффективность - эффектность (освещения, оформления, речи, движений, двигателя, метода, способа, внедрения новой техники, капиталовложений, производительности труда); основать - обосновать (теорию, вывод, решение, доказательство, претензию); усвоить - освоить (целинные земли, хорошие манеры, привычку, моду, машину, новую технику, профессию, лекцию, теорию).

Упражнение 4.

Исправьте предложения, заменив ошибочно употребленные слова соответствующими паронимами.

1. На полях рукописи краснели пометы, сделанные преподавателем.
2. Домоуправление обратилось к жильцам с просьбой очистить подвалы от захламленности.
3. Всем студентам, находившимся в зараженной зоне, будет выплачиваться стипендия.
4. Когда за начальником мастерских были замечены факторы пьянства, о нем написали в газете.
5. Люди чувствуют это и бережнее относятся к народному добру.
6. Он до сих пор половину своей зарплаты отсылал жене, жил бережно.
7. Ocoбенно ярко выражена жизнь народа в поэме "Кому на Руси жить хорошо".
8. Аржанова считали человеком молчаливым, скрытым, придурковатым.
9. Характер любoгo человека вырабатывается под действием окружающей среды.
10. Много лет прошло после первого издательства романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
11. Нас охватило горделивое чувство патриотизма, и мы запели нашу любимую песню.
12. Я молчаливо наблюдал эту сцену, пока конфликт не погас сам по себе.
13. Пришел главбух, велел всем поставить в ведомости росписи и получить деньги.
14. После аварии больной на целый месяц попал в травматическое отделение.


Тест по теме "Лексические нормы"


1. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?

А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной телепрограммы.

В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.

Г) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы


2. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый?

А) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.

Б) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной глыбы.

В) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет.

Г) У этого человека каменное сердце

3. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?

А) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления?

Б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.

В) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.

Г) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны

4. В каком предложении вместо слова БЕЗОБИДНЫЙ нужно использовать НЕОБИДЧИВЫЙ?

А) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидным человеком.

Б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.

В) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.

Г) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.

5. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?

А) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?

Б) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.

В) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.

Г) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.

6. В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить надеть?

А) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.

Б) Хозяин платил батракам мало, зато хорошо кормил и одевал.

В) Наша текстильная фабрика одевала всю область.

Г) Всех танцовщиц одели в одинаковые национальные костюмы

7. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?

А) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.

Б) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более однообразную и скучную.

В) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны..

Г) «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, будничным голосом сказал капитан.

8. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме?

Б) оказать впечатление

В) долгосрочный кредит

Г) потерпеть поражение

9. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме?

А) придерживаться точки зрения

Б) вынести приговор

В) оказать покровительство

Г) играть большое значение

10. В каком предложении нарушены стилистические нормы литературного языка?

А) Эта проблема широко обсуждается в средствах массовой информации.

Б) Днями в Кремлевском дворце состоится официальное открытие международного форума «Мировой опыт и экономика России».

В) Законопроект был принят Госдумой уже в первом чтении.

Г) На заседании правительства рассматривались вопросы жилищной реформы.

11. В каком предложении слово употреблено без учета его стилистической окраски?

А) Прошу оплатить мне расходы по командировке.

Б) Банковские платежи стали задерживаться на срок до трех месяцев.

В) Автором рассмотрены 33 нормативных документа по приватизации.

Г) Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели.

12. В каком предложении фразеологизм употреблен без учета его стилистической окраски?

А) Руководители многонационального государства не имеют права закрывать глаза на проблемы языковой политики.

Б) Герой романа был настоящим рыцарем без страха и упрека, борющимся за добро и справедливость.

В) Отказ от высокого искусства может погрузить страну в мрак невежества.

Г) Тактичному и воспитанному человеку, заботящемуся о своем достоинстве, не следует совать нос в чужие дела.

Следующий анекдот

1. Подберите существительное к прилагательному подвижнОй:

2. Выпишите из скобок слова, соответствующие норме сочетаемости:

Дружба (сильная , крепкая )

Приходить в ( ярость, радость)

Зияющий ( пропасть , вершина)

Высказать (мнение , вопрос)

3. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?
А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной телепрограммы.
В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.
Г) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы

4. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?
А) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления.
Б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.
В) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.
Г) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны.

5. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?
А) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?
Б) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
В) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
Г) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.

6. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме, напишите правильный вариант.
А) дать отпор
Б) оказать впечатление
В) долгосрочный кредит
Г) потерпеть поражение

7. Найдите речевую избыточность:

1) моя автобиография

2) родился в марте месяце

3) коренные жители

4) отступить назад

5) научный семинар

6) пожилые старички

8. Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками:

1) починка автомобиля

2) эффективные меры

3) серьезная причина

4) гарантийный талон

5) заклятый друг

6) страшно обрадовались

7) дождливая туча

8) праздный ужин

9. Выполните упражнение.
1) Полуразруше…ую церковь решили (строить, реставрировать).

2) Этот человек был полный (невежа, невежда) в вопросах иску…тва.

3) Для всей школы этот ученик был (басней, притчей) во языцех.

4) Прошу (оплатить, уплатить) мне расходы по команд…ровке.

5) Для изменения типа пред…ставляемых услуг (абонементу, абоненту) требуется заполнить особую форму в главном офисе к…мпании.

10. В данных предложениях неверно употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.

1) Соблюдение простых правил личной гигиены - это самая эффектная защита от гриппа и ОРВИ.

2) Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные коричневые глаза.

3) На прогулку Катя одела теплую шапку.

4) Народ стекал туда в большом числе, несмотря на будничный день.

5) На Викторе Александровиче красиво смотрелся генеральный мундир.

1. Подберите существительное к прилагательному переноснОй:

1) смысл
2) телевизор

2. Выпишите из скобок слова, соответствующие норме сочетаемости:

Глухой ( овраг, обрыв).

Достичь ( успех , положение)

Верный (обещание, клятва)

Водить ( дружба , любовь)

3. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый?
А) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.
Б) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной глыбы.
В) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет.
Г) У этого человека каменное сердце.

4. В каком предложении вместо слова безобидный нужно использовать необидчивый?
А) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидным человеком.
Б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.
В) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.
Г) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.

5. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?
А) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.
Б) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более однообразную и скучную.
В) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны.
Г) «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, будничным голосом сказал капитан.

6. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме, напишите правильный вариант.
А) придерживаться точки зрения
Б) вынести приговор
В) оказать покровительство
Г) играть большое значение

7. Найдите речевую избыточность:

1) юный вундеркинд

2) праздничный ужин

3) свой автопортрет

4) хороший аппетит

5) народный фольклор

6) прогул без уважительной причины

8. Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками:

1) очень понятливо рассказывает

2) мелочная рыба

3) представить друга

4) большое событие

5) кипучее безделье

6) работа над ошибками

7) ремонт холодильника

8) возобновить вновь

9. Выполните упражнение.

1) На третьем курсе нам (представилась, предоставилась) в…зможность пройти практику на заводе.

2) Заметив (оплошка, ошибка), технолог стал ее испр…влять.

3) Учас…ники творческой экспедиции рассказали о (планах, перспективах) на будущее.

4) Он дал мне (дружественный, дружеский) совет.

5) После аварии больной на целый месяц попал в (травматическое, травматологическое) отд…ление.

10. В данных предложениях неверно употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.

1) Г арантированное обслуживание автомобиля включает в себя бесплатный ремонт либо бесплатную замену вышедших из строя комплектующих.

2) Комната выполняла двойственное назначение: она являлась одновременно и гостиной, и спальней.

3) Во время работы вам разрешено пользоваться коротким справочником по физике.

4) Одежда настоящего туриста должна быть надежной и практической .

5) Больше всего нас поразил яблочный сад, в котором деревья были высажены стройными рядами.

Следующий анекдот

1) заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидный человек.

Следующий анекдот

1) заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидный человек.

Читайте также: