Шутка юрия белова про хрущева

Обновлено: 04.11.2024

Популярный киноактер Юрий Белов , прославившийся ролью Толи Грачкина в комедии «Неподдающиеся» (1959), в актерской среде слыл виртуозным рассказчиком.

Ю.Белов Ю.Белов

Этот талант обнаружился в нем еще во время учебы во ВГИКе, и тамошние педагоги даже советовали талантливому студенту не зарывать его в землю, а развивать и использовать в своей актерской деятельности – например, выступать с ними в концертах.

Юрий Никулин, который близко знал Белова, потом скажет, что он в своей жизни встречал только четырех уникальных рассказчиков: Георгия Буркова, Андрея Миронова, Льва Дурова и Юрия Белова. Однако именно этот талант и стал для актера роковым.

Юрий Белов в к\ф "Карнавальная ночь" Юрий Белов в к\ф "Карнавальная ночь"

Весной 1964 года, когда Белов снимался у Рязанова в комедии «Дайте жалобную книгу», ему случилось быть на одном творческом банкете. И там, перебрав лишнего, Белов начал рассказывать разные смешные истории, а в конце своего спича внезапно объявил, что очень скоро первого секретаря ЦК КПСС Никиту Сергеевича Хрущева снимут с его должности и отправят на пенсию.

К\ф "Дайте жалобную книгу" К\ф "Дайте жалобную книгу"

Сказано это было в шутку, но в очень неудобный момент: в дни, когда вся страна отмечала 70-летие Хрущева (оно выпало на апрель). Поэтому уже на следующий день эта шутка стала достоянием компетентных органов. В итоге Белов был объявлен сумасшедшим и помещен в психиатрическую клинику.

Там он пробыл полгода – ровно до того момента, когда в октябре того же 64-го Хрущева и в самом деле сняли со всех его постов и отправили на пенсию. И хотя правда осталась за Беловым, однако ярлык «сумасшедшего» теперь навсегда приклеился к нему. Он попал в разряд неблагонадежных актеров, и ворота всех киностудий страны перед ним закрылись. А когда спустя четыре года Белов все-таки сумел вернуться в большой кинематограф, то главные роли ему уже не давали, и он вынужден был перебиваться одними эпизодами.

К тому же теперь он числился не в штате главной студии страны – «Мосфильма», а на киностудии имени Горького. Лишь в родном Театре киноактера у него была одна крупная роль – Жорж Милославский в «Иване Васильевиче» М. Булгакова. Очевидцы утверждают, что играл он ее просто превосходно. Когда на премьеру спектакля пришла вдова Булгакова Елена, она в первую очередь выделила именно Юрия Белова.

Следующий анекдот

В 1958 году из-за скандала едва не закатилась звезда популярного киноактера Ивана Переверзева. Актера угораздило послать на три буквы ни много ни мало самого руководителя советского государства Никиту Хрущева. Дело было так.

В тот год Советский Союз с дружественным визитом посетил прогрессивный американский певец Поль Робсон. Хрущев тогда отдыхал в Крыму, и именно туда для знакомства с ним и привезли почетного гостя. Было это в двадцатых числах августа 1958 года. В те же дни в Крыму отдыхал и Иван Переверзев. Во время торжественного прибытия Робсона актер стоял в толпе встречающих и заметно выделялся от остальных своей крупной фигурой. Видимо, поэтому Робсон и обратил на него внимание. Узнав к тому же, что русского богатыря зовут Иван, певец и вовсе расчувствовался и с этого момента ни на шаг не отпускал от себя актера.

В тот же вечер в Ливадийском дворце советский руководитель устроил пышный прием в честь знатного гостя. Тусовка, как теперь говорят, собралась представительная: сплошь партийно-хозяйственная номенклатура и деятели культуры. Поль Робсон важно похаживал среди гостей, а рядом с ним и его новый друг – Иван Переверзев, уже хорошо выпивший.

Тем временем Хрущев, видя, что высокий американский гость все время крутится возле какого-то актеришки, а не с ним, видимо, взревновал. Поэтому он сделал первую попытку оттеснить Робсона от его нового приятеля, но последний оказался на удивление настырным – как только Хрущев к ним приблизился, он взял американца под руку и отвел в сторону. Через некоторое время Хрущев вновь попытался пойти на сближение, но актер и на этот раз оказался начеку, новый маневр – и советский руководитель опять остался с носом. Видимо, так могло продолжаться весь вечер, если бы количество выпитого алкоголя не сыграло с Переверзевым злую шутку. К тому времени он уже утратил ощущение реальности настолько, что, когда Хрущев в третий раз подошел к ним с твердым намерением отвоевать американского гостя, актер повернулся к руководителю партии и правительства и громко произнес:

После этого в зале наступила гробовая тишина, которую первыми прервали охранники. Они подхватили невменяемого актера под руки и буквально вынесли его из дворца. К счастью, плохо владевший русским языком Поль Робсон так и не понял, куда именно послал его новоявленный приятель советского руководителя.

Как это ни странно, но этот случай практически не отразился на личной и творческой судьбе Переверзева. Хрущев был человеком с понятием и прекрасно знал, что может сделать с человеком лишняя рюмка водки. Поэтому никаких репрессий против актера так и не последовало. Более того, в 1962 году молодой режиссер Виктор Комиссаржевский пригласит его на главную роль в фильме «Знакомьтесь, Балуев!» по роману В. Кожевникова. В нем Иван Переверзев создаст образ руководителя крупной стройки, честного человека и принципиального коммуниста. Вся советская пресса будет писать об этом фильме в восторженных тонах (начиная от «Правды» и заканчивая «Советской Хакасией»). На Московском международном кинофестивале в 1963 году фильм будет удостоен одного из призов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 10 Когда Берия ругался матом

Глава 10 Когда Берия ругался матом Вот что характерно: после 1953 года многие говорили и писали о высокомерии, заносчивости, хамстве Берии. Однако те, кто работал с ним лично, вспоминают несколько иное. Так, Павел Судоплатов, едва начав рассказ о первой встрече с новым

ГЛАВА 4 КОГДА БЕРИЯ РУГАЛСЯ МАТОМ.

ГЛАВА 4 КОГДА БЕРИЯ РУГАЛСЯ МАТОМ. Вот что интересно: после 1953 года многие говорили и писали о высокомерии, заносчивости, хамстве Берия. Однако те, кто работал с ним лично, вспоминают несколько иное. Так, Павел Судоплатов, едва начав рассказ о первой встрече с новым наркомом,

«И не ругались матом»

«И не ругались матом» Стремоусова Нина Федоровна, 1922 год, дер. КривошеиВ деревне тогда были все неграмотные, не могли сами расписаться. Да и собственно — где было расписываться-то? Мои родители тоже были неграмотные. Но вот запомнилось, люди необразованные — а какие

«ПРИЗВАН НА ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПОСТ» Генерал-прокурор ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ ПЕРЕВЕРЗЕВ

«ПРИЗВАН НА ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПОСТ» Генерал-прокурор ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ ПЕРЕВЕРЗЕВ Павел Николаевич Переверзев родился в 1871 году. После окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета некоторое время служил в судебном ведомстве. В 1901 году он вступил в

ГЛАВА ШЕСТАЯ П. Н. Переверзев: «Ленин, Гацецкий и К° — шпионы!»

ГЛАВА ШЕСТАЯ П. Н. Переверзев: «Ленин, Гацецкий и К° — шпионы!» События 3–5 июля 1917 г. в Петрограде, оказавшие сильнейшее воздействие на дальнейший ход русской революции, всегда привлекали внимание отечественных и зарубежных исследователей. С самого начала в их оценке

1-му секретарю ЦК КПСС т. Хрущеву Н.С.[249]

1-му секретарю ЦК КПСС т. Хрущеву Н.С.[249] Прослушав и перечувствовав Ваши выступления на партактиве Московского гарнизона 22–23 октября с.г., считаю своим партийным долгом сообщить следующее:После июньского Пленума ЦК КПСС т. Жуков Г. К. в своем докладе о его итогах на

т. Хрущеву Н. С. На записку Бирюзова

т. Хрущеву Н. С. На записку Бирюзова Верховным Главнокомандующим согласно особого положения, утвержденного Президиумом ЦК, является председатель Совета Обороны. При разработке положения о Министерстве] обороны этот вопрос не ставился, ни мною, ни кем-либо другим. Прошу

Тов. ХРУЩЕВУ Н.С

Тов. ХРУЩЕВУ Н.С Тов. Микоян А.И. в своем выступлении назвал меня другом т. Жукова Г.К. Это не соответствует действительности. Наши отношения с т. Жуковым были только служебно-деловыми и не больше. Насчет дружбы Вам известно, Никита

№ 42 ПИСЬМО Г.К. ЖУКОВА Н.С. ХРУЩЕВУ И А.И. МИКОЯНУ

№ 42 ПИСЬМО Г.К. ЖУКОВА Н.С. ХРУЩЕВУ И А.И. МИКОЯНУ 27 февраля 1964 г. СекретноПервому секретарю Дентального Комитета КПССтоварищу Н.С. ХРУЩЕВУЧлену Президиума ЦК КПСС товарищу А.И. МИКОЯНЯ обращаюсь к Вам по поводу систематических клеветнических выпадов против меня и

№ 43 ПИСЬМО Г.К. ЖУКОВА Н.С. ХРУЩЕВУ[273]

№ 43 ПИСЬМО Г.К. ЖУКОВА Н.С. ХРУЩЕВУ[273] 18 апреля 1964 г. СекретноПервому секретарю Центального Комитета КПССтоварищу Н.С. ХРУЩЕВУКопия: Главному редактору журнала «Октябрь»товарищу В. КОЧЕТОВУДорогой Никита Сергеевич!В телефонном разговоре со мною 29.III — с. г. Вы осудили тех,

№ 26 ПИСЬМО Н.Т.БЕРИЯ Н.С.ХРУЩЕВУ*

№ 26 ПИСЬМО Н.Т.БЕРИЯ Н.С.ХРУЩЕВУ* * На первом листе письма имеется резолюция: «Разослать членам Президиума ЦК КПСС. Н. Хрущев». Письмо было переслано в ЦК КПСС из Главной военной прокуратуры, куда поступило из Бутырской тюрьмы МВД СССР. — Сост.7 января 1954 г.До своего

№ 29 ПИСЬМО Н.А.РЫКОВОЙ Н.С.ХРУЩЕВУ*

№ 29 ПИСЬМО Н.А.РЫКОВОЙ Н.С.ХРУЩЕВУ* * На первом листе письма имеются следующие пометы: «Хранить в архиве (указание т. Малина). 19. ХII.55 [подпись неразборчива]» и «Возвращено от т. Малина. 17.VIII.65 г. [подпись неразборчива]». — Сост.1 февраля 1954 г.Уважаемый Никита Сергеевич!Я

Павел Николаевич Переверзев (1871–1944)

Павел Николаевич Переверзев (1871–1944) Призван на ответственный постПавел Николаевич Переверзев родился в 1871 году. После окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета некоторое время служил в судебном ведомстве.В 1901 году он вступил в сословие

Глава шестая. П. Н. Переверзев: «Ленин, Ганецкий и К° – шпионы!»

Глава шестая. П. Н. Переверзев: «Ленин, Ганецкий и К° – шпионы!» События 3-5 июля 1917 г. в Петрограде, оказавшие сильнейшее воздействие на дальнейший ход русской революции, всегда привлекали внимание отечественных и зарубежных исследователей. С самого начала в их оценке

Следующий анекдот

После выхода на экраны замечательной комедии «Карнавальная ночь» популярность обрушилась не только на блистательную Гурченко, но и на Белова. Он только что закончил ВГИК и просто не верил в свое счастье, ведь о такой популярности многие могли только мечтать.

В 50-х годах у Юрия Белова не было недостатка в работе, его активно приглашали сниматься и казалось, что эта идиллия будет продолжаться вечно, но произошел случай, сломавший не только карьеру, но и жизнь актера. В 60-х годах, на одной из вечеринок, проходившей в Доме кино, актер сказал нелицеприятную фразу про Хрущева, который тогда был первым секретарем ЦК КПСС, высказав предположение, что его скоро снимут с занимаемой должности. Донос на Белова последовал незамедлительно. Белова вызвали к себе чекисты. Другой бы на месте актера стал отпираться, но Юрий Белов был не таким. Он подтвердил, что фраза имела место быть, и дело приобрело весьма серьезную окраску.

В те годы такая выходка могла грозить тюремным сроком, но с актером поступили иначе – отправили на принудительное лечение. Целых четыре месяца популярный актер провел в психиатрической лечебнице, что не лучшим образом сказалось на состоянии его психики. Выйдя из клиники Белов стал угнетенным, замкнутым, недоверчивым. Да и режиссеры не торопились приглашать его на пробы, ведь негласно актер считался «неблагонадежным».

Рязанов, который в свое время снял Белова в «Карнавальной ночи» также отказался от работы с ним. У Белова началась затяжная депрессия. Самое интересное в этой истории состоит в том, что слова Белова о снятии Хрущева оказались пророческими. Правда актера это уже не спасло – его карьера была разрушена. В личной жизни все тоже было не гладко. После романа с актрисой Надеждой Румянцевой, с которой он снимался в комедии «Королева бензоколонки» и в ленте «Неподдающиеся» Белов никак не мог найти свое счастье.

Только когда актеру перевалило за 40, он все-таки встретил свою половинку – актрису Светлану Швайко. У пары родился сын, которого Белов просто обожал. К несчастью, отпрыск не оправдал отцовских надежд, связавшись с плохой компании и угодив за решетку. Правда, этого Белов уже не застал, актера не стало в 1991 году.

Следующий анекдот


Александр Сергеевич был едва ли не единственным режиссером, который не боялся снимать опального актера в своих картинах, более того - в музыкальной комедии «Стоянка поезда две минуты» он доверил ему главную роль.

- Александр Сергеевич, вы сначала подружились с Юрием, а потом решили снимать его в своей картине или наоборот?

- Жена Белова - актриса Светлана Швайко с младых ногтей дружила с моей женой, а значит, и со мной. Потом она вышла замуж за Юрия Андреевича, и я постепенно узнавал этого человека.

Для картины «Стоянка поезда две минуты» мы с Марком Захаровым (это наша совместная работа) перепробовали множество актеров, достаточно известных и именитых, но во всех нас что-то не устраивало. И вдруг я вспомнил о Юрии Белове. Пробы сделали быстро - актер и роль совпали настолько, что между ними, казалось, не было ни одного зазора. Снимали мы, наверное, месяцев восемь, и все это время я благодарил Бога за то, что Он надоумил меня попробовать на эту роль Юру. Кстати, была там занята и его жена Света.


Александр Орлов: «У Юры был свой мир, в котором он чувствовал себя комфортно»

Еще раз я снял его в небольшом эпизоде в мюзикле «Женщина, которая поет». Если помните, там есть сцена в самолете, когда муж целует Пугачеву, а она говорит: «Вдруг это наш последний поцелуй и мы сейчас разобьемся?». А Юра сидит сзади, играет сам с собой в шахматы и задумчиво говорит: «А мы еще и не взлетали. ». Всего одна реплика, а какой яркий характер! Боюсь ошибиться, но мне кажется, это последнее изображение Белова в кино.

- Чем он заполнял время, когда не снимался?

- Юра был человеком очень разносторонним и занимался, с точки зрения людей недалеких, разными глупостями - например, серьезно изучал историю, в частности, его очень интересовала история оружия. Хорошо знал литературу, часто неожиданную - не ту, которую нужно или модно было читать, но больше всего он любил технику.

В последние годы жизни у него был автомобиль, а до этого он ездил на мотоцикле с коляской. Они со Светой отправлялись на своем «железном коне» даже к морю - с остановками, с ночевками в поле или у реки. Представляете?! Юра этот мотоцикл все время разбирал-собирал, с одной деталью мог провозиться целый день.

В этом смысле Белов не шел в ногу с эпохой, в которой жил. В чем-то он от нее отставал, а в чем-то опережал. У него был свой мир, в котором он чувствовал себя комфортно. Кстати, фильм «Стоянка поезда две минуты» очень хорошо это продемонстрировал. Персонаж, которого Юра играл, совершенно точно укладывался в его внутреннее, душевное состояние того времени, которое я как режиссер тщательно пытался поддержать и зафиксировать.


«Он не боялся казаться странным, чудаковатым. ». С Алексеем Кожевниковым и Надеждой Румянцевой в картине «Неподдающиеся», 1959 год

- Называя Юрия Андреевича странным, окружающие подразумевали под этим нечто гораздо более страшное - психиатрический диагноз. Он действительно был болен?

- Такие слухи спровоцировала неприятная история, которая произошла с Юрием Андреевичем задолго до нашего с ним знакомства. Он тогда достаточно много снимался, а после успеха таких картин, как «Карнавальная ночь», «Неподдающиеся», «Королева бензоколонки», был очень популярен. Много поездил по заграницам, где представлял свои фильмы на фестивалях. В те времена, по его собственным рассказам, Белов любил выпить, а выпив - поговорить. Пьяницей или запойным его назвать трудно, но в киношных компаниях он был завсегдатаем.

Однажды на посиделках в ресторане Дома кино Юра позволил себе какие-то неосторожные слова о Хрущеве: мол, Никиту Сергеевича скоро снимут. Кто-то из тех, с кем он выпивал, на Белова и донес. Через несколько дней его вызвали, так сказать, в компетентные органы. Конечно, времена были не сталинские, когда за такие вещи забирали сразу, поэтому товарищи чекисты хотели уточнить, действительно ли Юрий Андреевич такое говорил. А он, будучи человеком свободных взглядов, запираться не стал и не только все подтвердил, но еще и кое-что добавил.

Дело приобрело серьезный оборот - Белову грозил тюремный срок. Надо было спасать любимого артиста, и люди, которые занимались его делом, нашли, как им тогда казалось, хороший выход из сложившейся ситуации: его объявили невменяемым и отправили ненадолго в психиатрическую клинику. Провел он там пару месяцев, но день в психушке можно считать за 10.


С Николаем Рыбниковым в фильме «Девушка без адреса», 1957 год

- Юрий Андреевич что-нибудь рассказывал о лечении?

- Он не любил вспоминать те времена, но и так было понятно: пребывание в больнице произвело на него ужасное впечатление и сильно повлияло на психику. Самое интересное, что Хрущева в скором времени и вправду сняли.

- То есть Белов оказался своего рода пророком?

- Да. Хотя я думаю, он ничего такого не имел в виду, просто сболтнул, не подумав о последствиях. Юра даже представить себе не мог, что эта глупость так отразится на всей его последующей жизни. Мало кто из кинематографистов рисковал связываться со странным и неблагонадежным в политическом смысле актером - его почти не снимали, не приглашали на концерты и творческие встречи, позволявшие подзаработать. Да и в Театре киноактера, в котором он тогда работал, Белов слонялся практически без дела.

Когда ему, наконец, дали роль Милославского в спектакле «Иван Васильевич меняет профессию» по Булгакову, это было для него невероятным счастьем. Говорят, Елена Сергеевна, вдова писателя, побывав на спектакле, сказала, что его трактовка роли Милославского очень близка к тому, что хотел видеть автор - Михаил Афанасьевич Булгаков. Юра играл интересно, неожиданно.

«СУЩЕСТВОВАЛО НЕГЛАСНОЕ ПРАВИЛО: «БЕЛОВА НЕ БРАТЬ!»

- Правда, что за эту самую неожиданность его не очень любили партнеры по сцене?


Одна из последних работ Юрия Белова — «Стоянка поезда две минуты», 1972 го

- Способность к импровизации - высший пилотаж актерской игры, она дает новые краски старому, многократно игранному спектаклю. Юра относился к той породе актеров, которые не любят все время повторять один и тот же заученный текст, - мог взять и внезапно изменить всю мизансцену, все интонации в спектакле. А это действительно не всем нравится - надо же быть готовым в любой момент подыграть такому партнеру. Гораздо проще выйти на сцену, отбарабанить свой текст и уйти.

Юрой были недовольны, в результате в творческом плане он все больше и больше уходил в тень. А ведь у него был острый, парадоксальный ум. На все, что он увидел в кино или театре, прочитал в книгах, у него был свой взгляд, свое мнение. И это опять-таки играло против него. Все тогда гордились своим коллективизмом, а он был отъявленным индивидуалистом. Ему, по большому счету, было наплевать на то, что говорят о нем окружающие. Он не боялся казаться странным, чудаковатым. И с Театром киноактера в конце концов порвал.

- С театром все понятно, но почему кинорежиссеры не снимали такого обаятельного актера?

- С одной стороны, многие продолжали на него смотреть в свете истории с Хрущевым. Существовало некое негласное правило: Белова не брать. Мне ведь тоже, мягко говоря, не рекомендовали приглашать его в картину. Но нам повезло - совершенно неожиданно он очень понравился худсовету творческого объединения «Экран», на котором мы снимали.


Жена Белова актриса Светлана Швайко ненадолго пережила мужа. «Угасала она в страшных мучениях, на это накладывались еще и проблемы с сыном»

С другой стороны, Юра тоже ту историю забыть не мог. Не думаю, что затаил на кого-то обиду, но зарубка в душе осталась. В последние годы жизни он все больше и больше отдалялся от актерской среды. Его коллеги искренне не понимали, как такой, на их взгляд, пентюх мог достичь чего-то в профессии и стать любимцем зрителей. Многих это раздражало.

- Актер Белов очень переживал свою невостребованность?

- С возрастом он ко многому стал безразличен, к творчеству в том числе. Думаю, в определенный момент Юра осознал: он настолько глубоко постиг актерскую профессию, что она стала ему неинтересной. Более того, ему было за нее стыдно. Такое бывает со многими актерами, которые уже пережили пик славы и успеха, хотя они это и скрывают.

- В семейной жизни он был счастлив?

- Они со Светой хорошо жили. Наверное, потому, что она никогда не требовала от него больше, чем он мог дать. У них родился сын Слава. Не могу сказать, что он был очень удачным, по молодости даже серьезно оступился. Но, похоже, сделал правильные выводы из прошлого, и сейчас у него все в порядке.

«КОГДА БЕЛОВА ОТПЕВАЛИ В ХРАМЕ, У НЕГО БЫЛО ИРОНИЧНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА»

- Почему Юрий Андреевич умер так рано - в 61 год?


«Сто грамм для храбрости», 1976 год

- Сердце у него побаливало, но у кого оно не болит? Никто не думал, что это так серьезно.

- Как это случилось?

- У них было две квартиры, обе неподалеку от «Мосфильма». И так получилось, что жена с сыном остались в одной квартире, а он пошел в другую. Там сердце и прихватило. В таких случаях счет может идти на минуты, а помочь ему было некому.

Я очень хорошо помню похороны: на них, несмотря на холод, было довольно много людей. Когда Белова отпевали в храме, у него было такое ироничное выражение лица, что мне все время казалось: вот сейчас встанет и скажет, что пошутил.

- В день смерти - 31 декабря 1991 года - Белов ждал, когда по телевизору покажут «Карнавальную ночь», которую обязательно смотрел каждый Новый год.

- Я помню тот поток света, радости и юмора, который врывался с этой картиной в нашу жизнь. Фильм был настоящим событием, особенно для людей, живущих в провинции. Он был связан с концом сталинской эпохи, с началом оттепели, с надеждой на то, что уж теперь-то наша жизнь обязательно изменится к лучшему. Недаром герои Гурченко и Белова говорят в финале: «Счастье. Будет оно?». - «Обязательно будет!». А Юрий Андреевич любил «Карнавальную ночь» еще и за то, то она сделала его звездой.

АКТРИСА АЛЛА БУДНИЦКАЯ: «У СВЕТЫ БЫЛО МНОГО ПОКЛОННИКОВ, НО ВСЕМ ИМ ОНА ПРЕДПОЧЛА ЮРУ»

Алла Будницкая, одна из самых красивых актрис советского кино и жена кинорежиссера Орлова, сохранила о Юрии Белове самые лучшие воспоминания: «Это был человек необычайной доброты и широты души».


«Давным-давно, давным-давно, давным-давно». «Гусарская баллада», 1962 год

- Алла Зиновьевна, роман вашей подруги Светланы Швайко и Юрия Белова случился на ваших глазах?

- Юра за ней почти не ухаживал - все произошло очень быстро. У Светы, яркой, талантливой актрисы и очень красивой женщины, было много поклонников, причем очень достойных - известных, влиятельных, занимающих солидные посты. Ей было из кого выбирать. А она всем им предпочла Юру, который в то время уже не так и много снимался. От его былой известности не осталось и следа, но Светлана оценила в нем другие качества: нежность, ласку, трепетные чувства, которые он к ней испытывал.

В театре никому и в голову не приходило, что у Юры к Свете интерес: они каждый день встречались на работе, здоровались да и только. И вдруг все решилось в один момент. Света рассказывала, что Юра позвонил ей рано утром, когда она еще спала. Пригласил в гости на чашечку кофе. Она пошла и осталась навсегда. Кажется, это было на гастролях в Санкт-Петербурге. Брак был достаточно поздним: Юре было уже за 40, Свете - лет 35.


Алла Будницкая: «Это был человек необычайной доброты и широты души»

- Юрий Андреевич производит впечатление человека непробивного, не умевшего зарабатывать деньги. Это так?

- В начале их совместной жизни он очень много работал - летал на концерты, встречи со зрителями, пел, читал стихи. Но Белов действительно никогда не стремился заработать. У него была любимая работа, которую он делал с удовольствием, и ему этого было достаточно.

Правда, тогда и время было другое, артистам на жизнь хватало: мы получали зарплату в Театре-студии киноактера и, как штатные актеры этого театра, обязаны были сниматься, то есть получали еще и гонорары. После ухода из театра Юра подолгу сидел без работы, поэтому, когда Александр Сергеевич Орлов утвердил его на главную роль в фильм «Стоянка поезда две минуты», это был настоящий праздник.

- На что жила семья, когда Юрий Андреевич не работал?

- Так у него же была Света - замечательная хозяйка, прекрасная кулинарка. Как она выкручивалась, не знаю, но в доме всегда было уютно и вкусно пахло. Они очень любили принимать и угощать гостей. А еще в их семье часто находили приют бездомные животные - кошечки, собачки. У них в гараже всегда стояло много банок с маринованными помидорчиками, огурчиками, баклажанчиками, закрытыми руками Светы.

В трудные времена, когда нас при помощи ОМОНа «уволили» из Театра киноактера, я работала генеральным директором в ресторане «У бабушки» (это было совместное с французами предприятие) и взяла к себе Свету. Должности у нее там, правда, никакой не было, мы с ней рядом стояли у плиты - варили, жарили, парили, мариновали. Кстати, этот ресторан тогда помог выжить не только нам, но и многим другим творческим работникам - у меня на кухне работали девочки, которые были звукооператорами на телевидении, монтажерами на киностудии, а в тот тяжелый период остались без работы.

«ЮРА ЛЕЖАЛ НА ДИВАНЕ МЕРТВЫЙ, А ПО ТЕЛЕВИЗОРУ ПОКАЗЫВАЛИ ФИЛЬМ, ГДЕ ОН БЫЛ МОЛОДЫМ»

- А правда, что на похоронах Юрия Белова не было никого ни с «Мосфильма», ни из Союза кинематографистов?

- Это преувеличение. Но из-за того, что Юра умер 31 декабря, возникло много проблем. Света рассказывала, что из-за праздников очень долго ждала «скорую». Юра лежал на диване мертвый, а по телевизору показывали фильм, в котором он был молодым, красивым, полным сил. Когда санитары за ним приехали, выяснилось, что сломался лифт, который под Новый год никто не торопился чинить. Эти крепкие ребята, увидев фотографию на стене, только спросили: «Это он?». Света говорила, что они очень почтительно отнеслись к Юре.

Похоронили его на Новокунцевском кладбище. Но, опять-таки из-за праздников, лишь после Рождества.

- Как сложилась судьба его семьи?

- Света ненадолго пережила мужа. У нее был рак, и угасала она в страшных мучениях. На это накладывались еще и проблемы с сыном - ей было очень тяжело. Я как могла помогала подруге, а после ее смерти в память о ней не бросаю их с Юрой сына Славу. В последний раз он был у нас буквально три дня назад. Он недавно получил комнату, которую мы по мере сил помогаем ему обставлять.

- Кто Белов-младший по профессии?

- Никто - Слава так и не получил никакого образования. В последнее время работал на стройке. Обычно в актерской семье и дети хотят стать актерами, но парень никакого интереса к этой профессии не проявил, так уж получилось, что его все время тянуло в другую сторону.

Читайте также: