Шутка никулин кавказская пленница

Обновлено: 25.12.2024

Многие с детства любят комедии Леонида Гайдая, и, безусловно, одной из жемчужин советского кино является его картина «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Фильм быстро снискал всесоюзную славу и разошелся на цитаты. Ну, кто не знает почему «птичку жалко», или что Варлей – «спортсменка, комсомолка и просто красавица». Комедию полюбило не одно поколение, но съемки ее проходили далеко не так весело и легко, как можно было бы подумать.

Первая картина Гайдая о студенте Шурике в исполнении актера Александра Демьяненко стала очень популярной. Тогда сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской не растерялись, и 15 июня 1965 года подали в «Мосфильм» заявку на фильм-продолжение о всем полюбившемся студенте и незадачливой тройке Трус-Балбес-Бывалый. Изначально предполагалось, что фильм будет состоять из двух частей. Первая повествовала бы о студентке Нине, которую похищает местный начальник Охохов, когда девушка приезжает к родственникам на Кавказ. Вторая часть же была о научной экспедиции, приехавшую искать снежного человека, за которого себя выдавали герои Никулина, Вицина и Моргунова, а Шурик и Нина должны были их разоблачить. Однако в итоге решено было оставить только версию с похищением.

Кстати, изначально сценарий не понравился многим актерам. Когда Гайдай показал его своему другу Юрию Никулину, тот отказался сниматься, заявив, что это полная ерунда.

Никулин сперва не хотел сниматься в «Кавказской пленнице»

Гайдай вспоминал: «Юра Никулин прочитал сценарий и говорит: «Мне это не нравится. Это, — говорит, — спекуляция на тройке», и все в том же духе. «Хорошо, — говорю, — Юра, это будет последний фильм с вашей тройкой. Но этот фильм будет, хочешь ты или нет».

Гайдай пообещал, что в процессе они совместно смогут улучшить сценарий. Так и вышло. Режиссер всячески старался стимулировать актерский состав для создания новых трюков и идей. Он даже создал для этого «золотой фонд шампанского», пообещав за каждую удачную идею выдавать по две бутылки. Говорят, что в итоге Никулин получил 24, Моргунов -18, а Вицин — одну, потому что не любил шампанское. Но трюков актер на самом деле придумал не меньше остальных. Вот как Георгий Вицин вспоминал это:

«Самая моя любимая находка — это «стоять насмерть». Помните, когда мы втроем, взявшись за руки, перегородили дорогу Варлей? И я бьюсь в конвульсиях между Моргуновым и Никулиным. Вот мне до сих пор эту сценку все напоминают…»

Если вам вдруг показалось, что в статью закралась ошибка, и вы не понимаете, почему студентку Нину должен был украсть какой-то Охохов, то вас ждет сюрприз. Действительно, изначально в сценарии героя Владимира Этуша звали Охохов, но имя пришлось срочно сменить прямо перед съемками. Вы можете увидеть, что на 17-й минуте, в сцене, где демонстрируется табличка на двери кабинета заведующего Райкомхозом, фамилия героя Саахов написана на наклеенной поверх таблички бумаге. Все дело в том, что в Министерстве культуры был высокий начальник по фамилии Охохов, и ему очень не понравилось, что его фамилию присвоили отрицательному персонажу. Кроме того, в то время председателем Совмина Кабардино-Балкарской АССР был Асланби Ахохов. Но даже когда фамилию изменили на Саахов, нашелся сотрудник «Мосфильма» с фамилией Сааков, который тоже обиделся. Ситуацию разрешил Юрий Никулин. Он рассказал об этом министру культуры Екатерине Фурцевой, посетовав, что из-за этого тормозятся съемки и тратятся бюджетные деньги. Фурцева рассердилась и приказала прекратить это: «Оставить как есть!».

Некоторые шутки из фильма могли быть вырезаны цензурой. Например, во время сцены совещания в доме Джабраила Труса возмущается: «Вы даёте нереальные планы!», а Балбес подхватывает — «Это как его… волюнтаризм!», на что Джабраил гневно восклицает: «В моём доме не выражаться!». Одной из причин снятия Хрущева было как раз обвинение в волюнтаризме, поэтому это слово тогда считалось политическим ругательством. Но то, что фильм после просмотра Леонидом Брежневым вышел в прокат и сохранил эту сцену, может свидетельствовать об успехе шутки.

Также цензура забраковала эпизод, где герой Фрунзика Мкртчяна, отвечая на реплику жену, мол, как ты мог украсть девушку, отвечает: «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Никулин решил, что все дело в акценте и предложил, чтобы эту реплику произнес Балбес. В устах его героя, сплевывающего арбузные семечки и произносящего фразу между прочим, она звучала по-дурацки, и никто не воспринял бы ее всерьез.

Цензура запретила и изначально придуманную Гайдаем и Никулиным вступительную сцену фильма. На дощатом заборе Трус, озираясь, рисует букву «Х», следом появляется Балбес и приписывает рядом «У». Когда это видит милиционер и свистит, пытаясь спугнуть вандалов, Балбес быстро дописывает фразу «Художественный фильм».

Актеры «Кавказской пленницы» придумывали новые шутки за шампанское

Кстати, менялись не только реплики героев, но и слова знаменитой на весь Советский Союз «Песни о медведях». Первоначально слова были такие:

Где-то на белой льдине,

Там, где всегда мороз,

Чешут медведи спины

Но худсовет возмутился, почему это медведи чешут спины, «у них что, блохи»? И начало песни было изменено на всем нам знакомое.

А из эпизода с песней «Если б я был султан» вырезали третий куплет: «Если все три жены мне нальют по сто, итого триста грамм — это кое-что…». Полная версия сцены песни была показана по телевидению в «Голубом огоньке» 1966 года.

На съемках сцены, где Нина спасает тонущего в спальном мешке Шурика, чуть не произошла трагедия. Вместо Натальи Варлей исполнение трюка хотели отдать каскадеру, чтобы не рисковать. Но каскадера не нашли и решили взять девушку, похожую на Варлей по фигуре, которая сказала, что она — мастер спорта по плаванию, но как вспоминает актриса, все пошло не по плану: «Она прыгнула и… стала тонуть — не умела плавать, оказывается, но очень хотелось сняться. И в конце концов мне разрешили самой прыгать со скалы. Между прочим, мне больше запомнилось не само купание, а как мы с Сашей Демьяненко сидим после купания и дрожим. Дрожим по-настоящему. Дело в том, что мы должны выглядеть на экране мокрыми. Но день был жаркий, и влага с нас мигом испарялась. Поэтому нас водой из речки поливали, а в ней градусов семь. После этой экзекуции мне налили спирта и заставили выпить, чтобы не заболела».

Еще одним печальным моментом стало то, что на съемках распалась тройка Трус-Балбес-Бывалый. «Кавказская пленница» стала последним фильмом, где они снялись вместе. Однако версии этого скандала участники описывают совсем по-разному. По словам режиссера, у него были натянутые отношения с Евгением Моргуновым. Гайдар считал, что актер «зазвездился» и вел себя на площадке неподобающе. Но последней каплей стал случай, когда Моргунов привел на просмотр подружек, они пили пиво и громко разговаривали. Режиссер приказал посторонним уйти с площадки, а вспыливший Моргунов отказался сниматься. Тогда Гайдай прямо на месте вычеркнул все сцены с актером из сценария. Пришлось оставшиеся сцены Бывалого снимать общими планами с похожим на Моргунова по телосложению дублером.

Гайдай считал, что Моргунов «зазвездился»

Могрунов же вспоминал этот эпизод так: «Я разрушил эту троицу сам, и произошло это случайно. Дело в том, что у нас с Вициным появилось какое-то предвзятое мнение, что Гайдай уделяет очень много времени в кадре Юрию Никулину. Никулина снимает и Никулина обхаживает. А мы с Вициным находимся в стороне. Я сказал: «Леня, или мы работаем втроем, или я буду считать себя выбывшим». Он ответил: «Ну коли ты хочешь уйти — уходи. Я найду другого».

Байка или история? Как могло все быть на самом деле – о тиграх в цирке на Цветном

Имеются данные, что первый и последний Президент СССР Михаил Горбачев очень хорошо относился к Юрию Никулину. И вот какое совпадение.

В определенный момент, в период «перестройки, гласности», содержание животных в цирке Никулина стало обходиться слишком дорого. Были урезаны государственные дотации. И больше всего пострадали тигры, поскольку им требовалось дефицитное на тот момент мясо хорошего качества и в большом количестве.

Знаменитый Московский Цирк на Цветном бульваре на гастролях по России (тигры) Знаменитый Московский Цирк на Цветном бульваре на гастролях по России (тигры)

Кое-кто говорит, что рассказ о том, как Никулин «выбивал питание для хищников», является байкой. А вот его супруга, с которой он прожил почти полвека, настаивала, что история имеет реальную подоплеку.

Дело в том, что когда запасы мяса были почти исчерпаны, Горбачев как раз решил пригласить к себе на разговор столичную интеллигенцию. И, естественно, прислал приглашение Никулину.

Когда Горбачев спросил, с какими проблемами сталкиваются деятели науки и искусства, Никулин долго не думал.

Видимо, он вспомнил про знаменитый «Монолог попугая» Аркадия Хайта, который со сцены исполнял Геннадий Хазанов (по-крайней мере, у меня возникла устойчивая ассоциация с этим монологом). Если мне не изменяет память, этот монолог появился на экране советских телевизоров в 1981 году.

Помните, как в в данном произведении попугай устами Хазанова глаголил: «… в зоопарке тигру не докладывают мяса! . »

Так вот примерно также сказал Горбачеву и Никулин. А примерно это выглядело так:

«Даже во время ВОВ специальным распоряжением Сталина для хищников в цирках производились закупки мяса по государственным ценам. А теперь что? Тигры у меня уже второй день голодные. Если так пойдет и дальше, то я привезу клетки с хищниками к зданию правительства и открою их дверки».

Все посмеялись. Шутку оценил и Горбачев. Но уже в тот же день (или на утро следующего дня – точно не знаю, но это не критично), в цирк Никулина начало поставляться свежее мясо для хищников. Таким образом, в не самые лучшие для страны дни, когда посещаемость цирка едва доходила до 20% (400 мест из 2000 имеющихся), Юрий Владимирович сумел отстоять и сохранить своих тигров.

Лично я думаю, что история вполне реальна. Возможно, разговор Никулина с Горбачевым приведен не дословно, но суть его понятна. И использовался при этом, очень и очень вероятно, именно монолог Хайта как основа. Ну и не без ссылки на Указ Сталина.

Следующий анекдот

В чем, собственно, суть?
Многие удивляются - зачем на этом делать акцент, и что это вообще такое.
Берем словарь С. И. Ожегова, читаем: "Волюнтаризм - направление в идеалистической философии,приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость.
2. В политике и общественной жизни: субъективистские произвольные решения,игнорирующие объективно существующие условия и закономерности"

Вообще мне больше нравится первое значение, и в связи с этим толкованием, а также опираясь на образ, созданный Юрием Никулиным (а герой у него, на секундочку, "Балбес"), то эта фраза заиграла новыми красками, и раскрыла бы этот персонаж с иной, интересной стороны: человек, не обладающий остротой ума и не стремящийся к постижению истин мира посредством изучения источников мудрости, из-за глубинного порыва мятежной души благородно выказывает мнение о своем собеседнике как Титане и Димиурге, выстраивающим Ось Мира в этот самый момент. Хорошо же? :-)))
Но в контексте фильма все проще и обыгрывается 2 значение термина, который мы прочитали в словаре. Но сходу опять возникает недоумение. И что? Почему Балбес делает страшные глаза и закрывает рот ладонями, словно сказал какую-то непристойность на приеме невинной принцессы Империи Ямато в 17 столетии.

Но это действительно шутка, но та, которая нам ныне и не особо понятна, ибо нужно знать контекст и быть погруженным в ту эпоху.

Фильм был снят в 1966-67 году. Незадолго до этого был снят со всех постов и отправлен на пенсию Н.С.Хрущёв. Новая команда, которую принято называть Брежневской (хотя это не так - Леонид Ильич станет играть там первую скрипку намного позже) для того, чтобы обосновать фактический (хоть и бескровный) захват власти, начала выискивать (пусть и достаточно мягко) многочисленные недостатки в работе предыдущего Первого Секретаря ЦК КПСС и руководителя Страны. Был введен особый термин - "экономический волюнтаризм", обозначающий руководство экономикой без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий принятия как экономических, так и политических решений. То есть мечты, амбиции и, простите "понты", заслоняли реальную реальной экономическую целесообразность (то же повсеместное увлечение кукурузой). Само это время потом назовут "Эпохой волюнтаризма", кстати.

А так как пропагандистская машина работала тогда слаженно, то это слово самое - "волюнтаризм" было слышно из каждого утюга, как говорится :-)
Как итог, незамутненное сознание персонажа Юрия Никулина захватило наименование термина, но как часто это и бывает, желания разобраться в нем не появилось.
В итоге и получилась шутка, которая, к сожалению, с годами не только перестала быть актуальной, но и стала вовсе непонятной.

Кратко про биографию Юрия Никулина

Юрий Никулин прославился как комический актер советского кино. Хотя ему не пророчили известность на экранах, но актера заметил режиссер Гайдай, что и сделало в итоге Юрия Владимировича знаменитым на всю страну.

Первой ролью, после которой актер проснулся знаменитым, была роль в фильме «Пес Барбос и необычный кросс». Хотя он уже снялся в небольших ролях до этого, но именно небольшая комедия Гайдая сделала его узнаваемым на всю страну.

Знаменитая комедия Гайдая "Пес Барбос и необычный кросс" Знаменитая комедия Гайдая "Пес Барбос и необычный кросс"

Потом было еще несколько комических ролей, которые вписаны в Золотой фонд кино СССР. Это и «Операция «Ы», и «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука». Также актеру удавались и драматические роли. А все потому, что он прошел Великую Отечественную войну. Особенно он мне понравился в фильме «Они сражались за Родину».

Тем не менее, актер оставался известным комиком и в цирке. А с 1983 года он руководил знаменитым советским цирком, одним из старейших в нашей стране. Это Цирк на Цветном бульваре. Кстати, именно при нем заведение получило новое здание, впервые за примерно 100 лет.

А теперь - цитаты

Знакомство

/* Эдик ругается на грузовик и знакомится с Шуриком */

― Будь проклят день, когда я сел за баранку этого пылесоса!

― Учти, Эдик, один аллах ведает, куда девается искра у этого недостойноговыродка в славной семье двигателей внутреннего сгорания.
― Да отсохнет его карбюратор во веки веков!

В гостинице

/* Турист, значит. Цель приезда? */

― Цель приезда?
― Этнографическая экспедиция.
― Понятно. Нефть ищите?
― Не совсем. Я ищу фольклор. Я буду у вас записывать старинные сказки, легенды, тосты.

/* Тосты. Много. В трех экземплярах */

― Что это?
― Тебе нужен тост.
― Да.
― А тост без вина - это все равно, что брачная ночь без невесты.

― Нет, я ж не пью.
― А я пью? Что тут пить?
― Вы меня не так поняли. Я совершенно не пью. Понимаете? Не имею физической возможности.
― Вот по этому поводу - первый тост.

― Мой прадед говорил: имею желание купить дом, но не имею возможности.
― Имею возможность купить козу, но не имею желания.
― Так выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями.

― И вот когда вся стая полетела зимовать на юг, одна маленькая, но гордая птичка сказала: "Лично я полечу прямо на солнце".
― Она стала подниматься все выше и выше, но очень скоро обожгла себе крылья и упала на самое дно самого глубокого ущелья.
― Так выпьем за то, чтобы никто из нас, как бы высоко он не летал, никогда не отрывался бы от коллектива.

/* При съемках фильма ни одна птичка не пострадала */

― Что, случилось, дорогой?
― Что, что такое, дорогой?
― Птичку жалко!

― И принцесса от злости повесилась на собственной косе, потому что он совершенно точно сосчитал сколько зерен в мешке, сколько капель в море, и сколько звезд на небе.Так выпьем же за кибернетиков!

Открытие дворца бракосочетаний

/* Знакомство с Ниной и трагические последствия тостов */

― Это - студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она просто красавица!

― Минуточку. Будьте добры помедленнее, я записываю.

― И затем, на развалинах часовни.
― Простите, часовню тоже я развалил?
― Нет, это было еще до вас, в 14 веке.

/* Назовем это несчастным случаем на производстве */

― Нарушитель - это не нарушитель, а крупный научный работник, человек интеллектуального труда. Приехал к нам в гости, да? Собирать наши сказки, легенды там, понимаете ли, тосты.
― Тосты?
― Тосты, да, тосты. И не рассчитал своих сил, да?

― Мы здесь имеем дело с несчастным случаем на производстве.

― Я тост принес.
― Плохо, да?
― Ну.
― Что себе позволяешь, слушай?
― Вы же просили в 3-х экземплярах.

― Жить, как говорится, хорошо!
― А хорошо жить - еще лучше!
― Точно!

/* Торговля. Сделка. По рукам! */

― Аполитично рассуждаешь, честное слово. Не понимаешь политической ситуации.
― Жизнь видишь из окна моего автомобиля.
― 25 баранов! Когда наш район. не полностью рассчитался с государством по шерсти.

― А ты не путай свою личную шерсть с государственной!

― Значит так. Жених согласен, родственники тоже, а вот невеста.
― Плохо мы еще воспитываем нашу молодежь. Очень плохо.
― Удивительно несерьезное отношение к браку.

/* Трус, Балбес и Бывалый продолжают работать над собой */

― Это же вам не лезгинка, а твист. Показываю все сначала.
― Носком правой ноги вы давите окурок, вот так.
― Второй окурок вы давите носком левой ноги.
― А теперь оба окурка вы давите вместе.

― Между прочим, в соседнем районе жених украл члена партии.

― А! Их двое.
― И этот еще, с хвостом.
― Осел не в счет. Второй лишний.
― Свидетель.
― А если. Кхх.
― Только без жертв.
― Да, надо подождать.
― Правильно, будем ждать. Сдавай.

― Вы не оправдали оказанного вам высокого доверия.
― Невозможно работать.
― Вы даете нереальные планы.
― Это как его? Волюнтаризм!
― В моем доме - не выражаться!

― Чей туфля? О! Мое. Спасибо.

― Бамбарбия! Кергуду.
― Что он сказал?
― Он говорит, что если Вы откажитесь - они Вас зарежут. Шутка.

/* Невесту украли. Теперь придется вернуть */

― Что грузите?
― Невесту украли, товарищ старшина.
― Шутник! Будешь жарить шашлык с этого невеста, не забудь пригласить.

― Свадьбы не будет! Я ее украл, я ее и верну!

― Дорогие гости, добро пожаловать.
― Скажи, Марим, прокурор у Вас?
― Все у нас, весь город у нас, только вас ждали. Вина дорогим гостям!

/* В комнате с белым потолком. Мягкими стенами. И заботливыми санитарами */

― Э, нет, торопиться не надо, торопиться не надо. Это наш гость.

― Важно вылечить. Важно вернуть обществу полноценного человека, да? Торопиться не надо.

― А сейчас он находится в состоянии кататонического возбуждения и требует, чтобы Вы немедленно его приняли.
― Требует - примем.

― Идите, идите. Мы Вас вылечим. Алкоголики - это наш профиль.

/* Знакомство с невестой. Неудачно */

― Шляпу сними.
― Что?
― Шляпу сними.

― Слушай, обидно, клянусь, обидно, ну, ничего не сделал, да, только вошел.

/* В районе Эпидемия. Объявлен план "Всеобщая вакцинация" */

― Спокойно, лежите, лежите. Иначе - "мементо море".
― Моментально.
― В море!

/* Заслуженная расплата. Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью */

― Вы не имеете права! Вы не имеете права! Это - самосуд! Я требую, чтобы меня судили по нашим советским законам.
― А покупал ты ее по советским законам? Или, может, по советским законам ты ее воровал?

― Прекратим эту бесполезную дискуссию.

― Встать! Суд идет!
― Да здравствует наш суд - самый гуманный суд в мире!

Следующий анекдот

Юрий Никулин сказал Горбачеву – «если голодных тигров в цирке не начнут кормить, я привезу их к зданию Правительства и открою клетки». Об этом писало издание АиФ примерно 10 лет назад. В результате это помогло сохранить популяцию хищников в цирке, где работал знаменитый комик.

Знаменитый актер СССР Юрий Никулин в фильме "Кавказская пленница" Знаменитый актер СССР Юрий Никулин в фильме "Кавказская пленница"

И ведь что интересно.

Фильм снят. Что дальше?

На пробном показе в Госкино "Кавказская пленница" произвела фурор. Все поняли: фильм удался. Надо утверждать и показывать всей стране. Пусть народ порадуется.

Но на пути народной радости грудью встали отдельные бюрократы.

Председатель Госкино товарищ Алексей Романов решил оказаться святее папы римского и перестраховаться на всякий случай. Начал ругаться: и шутки у вас несмешные, и песни нескладные, и все как-то поверхностно, и проблемы слишком неподходящие для комедии. Не подпишу, и все тут.

Фильм решили не выпускать. Лежать бы ему на полке, но вмешался счастливый случай.

Нужно было товарищу Брежневу отвезти посмотреть что-нибудь новенькое и смешное. Не побоялись и отправили "Кавказскую пленницу". Товарищ Брежнев посмотрел, пересмотрел, и даже показал товарищам по партии. Очень ему понравилось. Не откладывая в долгий ящик, он позвонил тому самому Алексею Романову: поздравляю вас, товарищ Романов, с очередной победой советсткого кинематографа! Когда, мол, выйдет в прокат? Пришлось Романову сделать умное лицо и ответить что-то вроде: скоро, товарищ Брежнев. Фильм утвердили, выпустили в прокат, и понеслось.

"Кавказская пленница" стала лидером проката (76,54 млн зрителей за год), вошла в золотой фонд и стала одной из самых любимых народных комедий.

Чему как бы учат нас цитаты из фильма "Кавказская пленница"

Что этнографическая экспедиция - это не когда нефть ищут. Это когда ищут фольклор. Записывают старинные сказки, легенды, и всякое такое. Ну и тосты, конечно.

Смотрите хорошее кино - и будет вам счастье.
И помните: тост без вина - это все равно что брачная ночь без невесты.

Понравился пост? Любите хорошие цитаты?
Тогда давайте не будем терять друг друга!
Оставайтесь на связи:

А еще можно подписаться на выпуски нашей рассылки. И получить подарок - книгу "365 цитат о любви". Самые трогательные, неожиданные и смешные.

Полный текст фильма (Много букв! Затем, на развалинах часовни. )

Текст песен из фильма (Если б я был султан, я б имел трех жен. )

Тосты из фильма (И вот когда вся стая полетела зимовать на юг. )

Следующий анекдот

― А тост без вина - это все равно, что брачная ночь без невесты.

― Э, нет, торопиться не надо, торопиться не надо.

― Прекратим эту бесполезную дискуссию.

Полный текст фильма (Затем, на развалинах часовни. )

Тосты из фильма (И вот когда вся стая полетела зимовать на юг. )

Ссылки по теме

Кавказская пленница на Википедии. Куча ссылок на интервью, и т.п. Подробненько так.

Комедии Гайдая на Луркоморье. Очень полезная страница. От души.

Посмотреть на Озоне:

- Великие комики (3 DVD): Самогонщики / Пес Барбос и необычный кросс / Операция Ы и другие приключения Шурика / Кавказская пленница

- М. Пупшева, В. Иванов, В. Цукерман. Гайдай Советского Союза. О ком же эта книга? Загадка ;)

В двух словах

Кавказская пленница - это не фильм. Это энциклопедия жизни в одной отдельно взятой маленькой, но очень дружественной республике. Рассказанная посредством метафор, древних обрядов и прочих замысловатых историй.

Зачем стоит перечитать цитаты из фильма "Кавказская пленница"?

- чтобы вспомнить, когда именно развалили часовню;
- убедиться, что второй лишний, осел не в счет, и - только без жертв!
- а нереальные планы - это этот, как его, волюнтаризм.

Читайте также: