Шутка мецената спектакль театр маяковского

Обновлено: 04.11.2024

Закрыть меню

Меню сайта

Закрыть

    • $ 72,53
    • € 83,84
    • IMOEX 4171,71

    11.11.1992, 00:00

    1K 2 мин. .

    1K 2 мин. .

    Следующий анекдот

    Строгие графичные мизансцены вписаны в аскетично, без украшательства и помпезности решенное, но масштабное и подвижное, динамичное пространство из портиков и пандусов (художник Зиновий Марголин), костюмы (Марии Даниловой) подстать декорациям монохромные и единственным на серо-черном фоне цветным пятнышком оказываются красные каблуки (!) ботинок Арнольфа, престарелого опекуна, решившего жениться на юной воспитаннице Агнесе, но вынужденного согласиться на ее брак с возлюбленным подобающего возраста Орасом.

    Молодые герои милы, хотя образ Агнесы (Наталья Палагушкина) сводится к единственной краске плаксивой наивности, а ее жениха Ораса (студент-выпускник мастерской М.Карбаускиса в ГИТИСе, уже активно занятый в репертуаре театра Станислав Кардашев) к искренности и живости, вторых планов за их характерами не просматривается. Гораздо сложнее ревнивый опекун Арнольф в исполнении Анатолия Лобоцкого - в нем не окончательно потеряно лирическое начало, но он остается посрамленным комичным старцем (совсем притом не дряхлым на вид, пускай к концу первого действия не в силах поднять с пола камень, он вынужден смешно, по-пенсионерски прибрать его в сетку-авоську), то есть это единственный сколько-нибудь неодномерный, противоречиво развивающийся персонаж. Слуги Жоржетта и Ален (Ольга Ергина и Роман Фомин) не комикуют и не впадают в фарсовый тон, а Кризальд, "резонерствующий" герой Евгения Матвеева оттеняет дидактику самоиронией.

    Ровный, стильный, кому-то местами способный показаться малость занудливым спектакль, едва ли претендуя на сенсационность, был бы всем хорош, но для меня все-таки, к сожалению, его безнадежно, к тому же изначально портит адаптированный текст Дмитрия Быкова - корявыми рифмами и местами труднопроизносимыми пассажами с потугой на юмор ("из ушей идет деторожденье" и т.п.), квазиинтеллектуальными реминисценциями уровня сельской библиотекарши ("я к вам пишу, чего же боле. ", далее везде), сомнительного вкуса каламбурами (вплоть до обсасывания реприз типа "я ему дала. ", ну вот буквально так, разве что не "тракториста полюбила, трактористу я дала" и "мимо тещиного дома я без шуток не хожу". ). Добро б еще эксклюзивные вирши - но эта версия "Школы жен" уже давно поставлена: премьера в Театре п/р О.Табакова, случившаяся еще при жизни отца-основателя, запомнилась - название остается на афише "Табакерке" по сей день! - интересной актерской работой Александра Семчева; правда, режиссер Александр Хухлин, придумав семчевского Арнольфа как персонажа в первую очередь трогательного, не столько мелочного интригана, сколько жертву чувств и обстоятельств, перебрал с сентиментальностью, комедия отчасти развалилась, а надуманный лиризм вышел не до конца убедительным -

    Следующий анекдот

    Мецената в обрывочном, на полчаса с небольшим, но ярком, эффектном эскизе играет Александр Ливанов, ничуть не повторяя, вероятно, известный ему образ Александра Лазарева: тот был "барин", и скорее из 19-го века, а этот - персонаж явно века 20-го, пресыщенный декадентствующий паразит. Вообще самое интересное в "Ошибке Мецената" - однозначно актеры. Наконец-то можно увидеть в полноценных ролях братьев Панчиков, причем сразу двух, а то давно уже их используют либо, в лучшем - или худшем? - случае как телеоператоров (пусть и у Богомолова, что почетно, без них там не обойтись и их функция к технической отнюдь не сводится), либо в качестве мимов (в пошлом и убогом "Трамвае "Желание" Романа Феодори). Безусловно, Панчики - пластичные и в свои уже не совсем юные, увы, годы (мы все не молодеем) физическую форму сохранили отличную, но приятно убедиться, что и творческую тоже. Последний раз, кажется, что-то значительное хотя бы один из них смог сыграть тоже в лабораторном эскизе, посвященном французской пьесе, много лет назад - то была "Башня Дефанс" Копи:

    В "Ошибке Мецената" у них задачи попроще, персонажи Панчиков, что не задумано автором - "двое из ларца", "два брата-акробата", эксцентричные, комикующие вплоть до кривляния, но делают они это ярко, зажигательно, да и стильно по-своему, и уместно, то переходя на рэп, то кого-нибудь пародируя, в общем, смотреть на них интересно. Томная девушка Яблонька, неожиданно связавшая судьбу с Куколкой, у Марии Зориной предстает героиней эпохи "модерна", имидж соответствующий; тогда как Принцесса в исполнении Ульяны Глушковой, на которой невменяемо пьяный Меценат женится в самом начале и которая под конец уходит от него также из-за Куколки - девушка по внешнему виду принадлежащая к концу 20-го века, что называется, "лохушка пергидрольная". Георгий Ковалев в роли Куколки-Шелковенкова сперва даже чересчур застенчивый, но понятно, что автору и режиссеру такая утрированная стыдливость понадобилась, чтоб подчеркнуть бесстыдство товарища Шелковенкова, когда он с красным бантом на лацкане, позаимствованном у Мецената, придет арестовывать и отправлять на расстрел всю честную компанию, что помогла ему прославиться.

    Вот ничего подобного, про революцию, арест, расстрел, я по спектаклю в Маяковке не помню, и хотя смотрел его лет двадцать назад, почти уверен, что намека там не присутствовало на подобие "Карьеры Артуро Уи", да совсем это и не в стиле Аверченко, пусть и "послереволюционного". К тому же в куцую композицию эскиза вставлены "вываливающиеся старухи" Хармса, еще какие-то добавки - вероятно, Михеенков за Аверченко додумал сюжет задним числом (как, например, Егор Равинский за Островского в рамтовских "Своих людях - сочтемся", не вспоминая уже лишний раз про "Честного афериста" Искандера Сакаева в Театре Наций). Нашел в интернете текст повести - ну да, ничего кроме благостно-ностальгического юмора не обнаружил, даже в эпилоге. Очень соблазнительно, конечно, опрокинуть незамысловатую комедию в неизбывную печаль, если уж не в апокалиптическое пророчество - подобного искушения не избежал и Сергей Алдонин в спектакле "Походцев и двое других" на сцене РАМТе, отталкиваясь опять-таки от Аверченко, но от предреволюционной, лета 1917 года, вещи, однако все же поступил намного тоньше:

    В эскизе Ольги Левковской (пока мало чем себя зарекомендовавшей уроженки Саратова и выпускницы Щукинского училища, в МХТ это ее дебют, но послужной список содержит постановки в Александринке и ТЦ "Вишневый сад", я их не видел ни одной) контрастная по отношению к водевильно-скетчевому действу развязка подана решительно, без подготовки, в лоб и никак не вытекает из происходящего - может быть в полноформатном спектакле что-то прояснилось бы явственнее, а сейчас обозначено намеками в немудреной обстановке с лестницей-стремянкой и на фоне слайдов-комиксов, с простенькими пластическими интермедиями. Вместе с тем уже само по себе адаптированное название пьесы отсылает к сугубо советским шпионским историям - "Ошибка резидента" или "Ошибка инженера Кочина", у Аверченко же, насколько я понимаю, результат шутки обескуражил самих шутников, но вовсе не стал для них фатальным, и желание за счет "трагизма" придать юмору Аверченко весомости (а заодно и плотнее вписаться в заданную лабораторией тему "После революции"), по-моему, неубедительно, а то и убийственно для аверченковского остроумия, которым, между прочим, несмотря на действительно активную антисоветскую позицию писателя, восхищался даже Ленин.

    Следующий анекдот

      Новый спектакль в театре Маяковского

    Абсурд, но пусть играют
    6 ноября режиссер Татьяна Ахрамкова представила на суд художественного руководителя театра Маяковского Андрея Гончарова свой новый спектакль "Анкор, еще анкор!" по Николаю Некрасову. В постановке участвуют молодые артисты, в том числе выпускники мастерской Марка Захарова (ГИТИС), преподавателем которой является Ахрамкова. Гончаров счел эстетику спектакля чуждой академическому театру, однако принял решение после доработки включить его в репертуар. На просмотре присутствовала корреспондент Ъ ЕКАТЕРИНА КРЕТОВА.

    Татьяна Ахрамкова — молодой режиссер, ученица Андрея Гончарова. В театре Маяковского идут ее спектакли "Круг", "Валенсианские безумцы", "Шутка мецената". Преподает в ГИТИСе в мастерской Марка Захарова. Спектакль "Анкор, еще анкор!" в июне 1992 года представлял русскую театральную школу на международном фестивале театральных школ в Амстердаме, где получил высокую оценку зрителей и прессы. Во время дискуссии профессионалы отметили продолжение традиций русского психологического театра.

    В основе спектакля — пьеса Николая Некрасова "Осенняя скука", его проза и сюжеты картин Павла Федотова. Одна из самых знаменитых картин художника дала название спектаклю. На картине "Анкор, еще анкор!" изображен помещик, заставляющий прыгать свою собачку, тем самым пытаясь хоть как-то убить время и скуку. Об этом — о российской скуке, бессмысленности и бестолковости жизни, когда "до ближайшего города 40 верст, до ближайшего соседа 17, а дороги такие, что молоко, провезенное по ним, сбивается в масло", — спектакль, предложенный Ахрамковой в репертуар театра Маяковского.
    В спектакле заняты четыре актера: Владислав Сыч, Юлия Силаева, Анатолий Горячев (играющий пятерых персонажей) и Игорь Марычев. Каждая роль столь плотно насыщена режиссерскими приемами, что спектакль оставляет впечатление каскада трюков и аттракционов. В сочетании с ними текст Некрасова приобретает абсурдистское звучание, характерное для сегодняшнего прочтения русской классики ХIХ века.
    После просмотра спектакля Андрей Гончаров высказался в адрес работы своей ученицы сурово и опроверг мнение западных коллег: "Очень плохо! Спектакль поставлен вопреки традициям русской психологической школы. Нет отбора средств, нет чувства меры. Когда персонажи нюхают ночной горшок и ложатся на актрису — это дурной вкус. Многое следует переделать." На вопрос корреспондента Ъ, будет ли спектакль включен в репертуар, Андрей Александрович, махнув рукой, сказал: "Пусть играют". Видимо, такое решение связано не только с дефицитом новых спектаклей в репертуаре театра Маяковского, но и с признанием талантливости предложенной работы.

    Читайте также: