Шутка кто написал музыку
Обновлено: 26.11.2024
Микаэл Таривердиев никогда специально не писал шлягеров — ему нравилось работать с несимметричной, ритмически сложной поэзией. Порой его раздражала собственная популярность, и он даже не любил праздновать свои дни рождения, предпочитая громким торжествам уединенные посиделки. Об этом Вера Таривердиева, вдова композитора, рассказала «Известиям» накануне его 90-летия.
Фото: из семейного архива Фото: из семейного архива«Взаимодействие с поэтом — часть его творческой музыкальной позиции»
— Микаэл Леонович сотрудничал с Высоцким и даже вместе с ним написал песни к фильму. Что это была за картина?
— «Последний жулик». Высоцкий по просьбе Таривердиева написал три стихотворения, которые Микаэл Леонович положил на музыку. Кино было о том, как вдруг отменяют деньги и из тюрьмы выпускают последнего заключенного. Лента с таким небанальным сюжетом не вышла на экраны по идейным соображениям. Ее посчитали в каком-то смысле злой сатирой. Главную роль играл Николай Губенко. К сожалению, фильм и сейчас крайне редко показывают, а он замечательный.
Фото: из семейного архива Фото: из семейного архива— Есть мнение, что музыка в песнях первична, а текст вторичен. Что на этот счет думал композитор?
— Для Таривердиева, большого знатока поэзии, это было неприемлемо. Огромный пласт его сочинений — вокальные новеллы, романсы, речитативы, монологи. Он писал музыку на стихи Григория Поженяна, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой, Евгения Винокурова. Первым обратился к творчеству Андрея Вознесенского. Для него взаимодействие с поэтом — часть его творческой музыкальной позиции.
— Он положил на музыку белые стихи, в которых отсутствует рифма. Чем они его захватывали?
— Микаэла Леоновича привлекала такая поэзия — несимметричная, сложная ритмически. Именно она дала толчок к появлению его знаменитых «Монологов». Для исполнения они очень сложны. Нужно прочувствовать такое произведение.
— Сложная музыка — вызов общепринятым стандартам?
— Таривердиев всегда подчеркивал, что никогда не писал шлягеров. Лишь однажды, на спор, он сочинил песню «Ты не печалься» для фильма «Большая руда», и она моментально стала популярной, как только картина вышла на экран. Даже в фильме «Ирония судьбы» звучат не песни, а скорее романсы.
Тем не менее, несмотря на сложность стилистики, его произведения всё равно становились шлягерами.
— Говорят, что Иосифу Кобзону не очень удавалось исполнение песни «Мгновения» к фильму «Семнадцать мгновений весны»?
— Они месяц работали над двумя песнями к этому фильму. Таривердиеву хотелось от Кобзона не пафоса, а интимно-доверительного исполнения. В итоге Кобзон спел в необычной для себя манере. До этого он так не пел.
— Может, проще было найти другого исполнителя?
— Искали. Но Таривердиева устраивал Кобзон.
— Когда раскрашивали фильм «Семнадцать мгновений весны», вас, как обладателя прав на музыку, ставили в известность?
— Нет, конечно. Права на музыку не распространяются на права на фильм. Признаться, мне не нравится вмешательство в авторский замысел режиссера. Татьяна Лиознова снимала черно-белое кино. А раскрашивание — нарушение эстетики картины.
— Как композитор относился к популярности?
— К популярности своей музыки — нормально. А к собственной — с иронией. Порой она его раздражала. Но когда поклонники подходили, просили автограф, он не шарахался, всегда был радушен и приветлив.
Фото: из семейного архива Фото: из семейного архива— Не было ли у вас желания опубликовать неизвестные произведения мужа?
— А у Микаэла Леоновича практически ничего из произведений академических жанров так и не опубликовано. Только однажды напечатали сочинения для органа. Моя принципиальная позиция такова: ноты Таривердиева — в свободном доступе в интернете для всех, кто в них нуждается. А издательства на такие условия не согласны.
— Выкладывая партитуры на всеобщее обозрение, вы лишаетесь заработка?
— Сейчас на издании нот мало кто может заработать — они всё равно почти не печатаются. Зато диски, винил с музыкой Микаэла Таривердиева издаются и в России, и за рубежом, например в Англии.
— С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
— С тем, что не всегда эта музыка востребована исполнителями.
«Он стал слышать музыку свыше»
— Говорят, Микаэл Таривердиев играл на рояле Геринга. Как он к нему попал?
— Это инструмент с виллы немецкого генерала. Исключительный Steinway. Друг Микаэла Леоновича, сценарист Эдуард Хруцкий, был женат на дочери генерала Ивана Серова, который в 1945 году вывез этот рояль из Германии. Инструмент большой, занимал много места. Эдуард попросил Микаэла Леоновича поменяться с ним. На тот момент Таривердиев играл на кабинетном Weinbach. То, что обмен оказался неравноценным, не смутило Хруцкого, и он с радостью взял компактный рояль Таривердиева, отдав ему свой.
— Что связывало Микаэла Леоновича с органом?
— Он увлекался органом всю жизнь. В какой-то момент он стал слышать музыку в исполнении органа — что называется, свыше. И начал писать для этого инструмента. Я была свидетельницей создания этой музыки.
— Что для вас Конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева?
— Это одно из самых важных событий нынешнего юбилейного года. Проведение конкурса в свое время инициировал Фонд Микаэла Таривердиева. В его организации приняли участие Министерство культуры РФ, Росконцерт, правительство Калининградской области. Возглавляет попечительский совет конкурса министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Приятно, что наш конкурс признан одним из главных соревнований органистов в мире. Произведения Таривердиева для органа входят в его обязательную программу. Завершается состязание в кафедральном соборе в Калининграде, где в этом году с 3 по 9 сентября пройдут полуфинал и финал. А первый тур разделен между тремя странами и городами: Гамбург, Лоуренс (Канзас), Москва.
Следующий анекдот
И.С. Бах «ХТК» (Хорошо темперированный клавир)
«Хорошо темперированный клавир» Иоганна Себастьяна Баха можно по праву считать одним из наиболее высоких достижений в мире музыки. Этот цикл, состоящий из прелюдий и фуг – настоящий монументальный труд, который проделал композитор. Впоследствии два тома «ХТК» оказали огромное влияние практически на всех музыкантов, композитов и виртуозов различных стран мира.
Историю создания «ХТК» Баха, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Работу над «ХТК» Бах начал в Веймаре, где композитор пробыл с 1708 по 1717 год. Первый том вышел в 1722 году, когда Иоганн Себастьян жил уже в Кётене. На заглавном листе композитор сделал запись, поясняя для чего именно он задумал свой труд. Там значилось, что он предназначен для обучения молодежи, а также для музицирования уже состоявшимся музыкантам. Второй том Бах написал в Лейпциге в 1744 году, спустя много лет после первого. «Хорошо темперированный клавир» представляет собой два тома, в которых содержится по 24 прелюдии и фуги, написанные в разных тональностях. Как же их расположил композитор?
Октава состоит из 12 звуков, которые и взял за основу маэстро. Он написал свои мини-циклы для каждого звука октавы в мажорных и минорных тональностях. Таким образом, получилось, что в обоих томах содержится ровно по 24 прелюдии и фуги.
Воплотить подобную затею позволила настройка клавира в равномерно темперированном строе, который ввели в обиход лишь в 18 столетии. Ранее использовался другой строй – пифагоров, не позволяющий сочинять произведения во всех тональностях. Это было связано с тем, что в натуральном строе благозвучными были лишь немногие тональности, ведь кратчайшее расстояние между звуками было не одинаковым. Звуки образовывались за счет деления струны, а не октавы. Некоторые исследователи творчества Баха уверены, что за основу он взял не строгую темперацию, а «хорошую темперацию Веркмейстера». Об этом косвенно указывает и наименование цикла Баха. Веркмейстер употреблял 4 разновидности «хороших темпераций» с чистыми терциями.
Свое сочинение Бах писал в первую очередь для современников, которые пользовались только доступными им инструментами: клавикордом, органом и клавесином . Как известно, фортепиано еще было достаточно несовершенным на тот момент. Основная загадка заключается в том, слышал ли композитор свои произведения также, как слышим их сейчас мы? Дело в том, что на клавесине звук извлекается щипком и легато на нем сыграть невозможно, а на клавикорде нереально было менять силу звука. Получается, что Бах мог предвидеть то, какой будет музыка через сотни лет и как будет звучать «ХТК» в исполнении на столь непривычном фортепиано, которое вскоре вытеснило полностью своих предшественников. Нельзя упустить из внимания и тот факт, что Бах очень широко использовал семантику тональностей. Прелюдии и фуги насыщены скрытыми образами и символами, что также представляет собой еще одну загадку.
Неоценимо влияние «Хорошо темперированного клавира» на композиторов всех последующих поколений. Для многих великих композиторов произведение Баха стало настольной книгой, именно по этому сборнику они изучали основы композиции, контрапункта. Подобную затею (использовать весь спектр тональностей в пределах цикла) пытались воплотить и другие музыканты. Например, Ф. Шопен сочинил 24 прелюдии и два опуса этюдов. Д. Шостаковичу , П. Хиндемиту и Р. Щедрину принадлежат циклы из прелюдий и фуг.
Интересные факты
- Существует любопытная версия о том, что первую часть «ХТК» Бах сочинил в кратчайшие сроки, так как находился временно без инструмента и не знал, чем себя занять.
- Интересно, что ранее другими композиторами были предприняты попытки написать нечто подобное. Речь идет об органисте Иоганне Фишере, который сочинил и опубликовал сборник, состоящий из 10 прелюдий и фуг, написанных в 10 мажорных и 9 минорных тональностях, также одна из них принадлежала к фригийскому ладу. Бах даже позаимствовал из этого сборника тему для своей фуги E-dur II.
- Фортепиано было изобретено еще при жизни Баха , но композитор не оценил его, посчитав инструмент несовершенным и постоянно критикуя.
- Рукописные копии «Хорошо темперированного клавира» быстро распространились среди музыкантов того времени и обрели настоящую популярность во второй половине 18 века. В типографии ноты были напечатаны в 1801 году.
- Темперация – это своеобразная революция в мире музыки. Другими словами, темперированный строй объединял клавиши диеза и бемоля в одну, ранее они обозначались иначе. Подобное усовершенствование позволило использовать более расширенный круг тональностей, даже тех, в которых было много знаков и это звучало также благозвучно.
- Цикл прелюдий и фуг Бах создал с целью познакомить будущих музыкантов со всеми имеющимися тональностями, доказав, что каждая из них звучит совершенно.
- В обеих частях сборника прелюдии и фуги расположены парами, своеобразными мини-циклами, объединенными единой тональностью и звучащими контрастно по отношению друг к другу.
Содержание «ХТК»
Прелюдии и фуги доведены Бахом до высочайшего художественного совершенства. Каждая из пьес индивидуальна и обладает своим неповторимым образом. Примечательно, что в эпоху Баха прелюдии выполняли функции импровизационного вступления, поэтому они не были наделены строгой формой. Композитор разнообразил и расширил возможности этой пьесы. В его цикле встречаются совершенно не похожие друг на друга и сугубо индивидуальные образцы. Так, прелюдию c-moll и Es-dur правильнее было бы отнести к токкате органного типа. Прелюдия As-dur носит яркие черты народного танца, а es-moll наоборот, близка к песенной форме. Многие из них принято сравнивать с инвенциями (a-moll, Cis-dur). Все прелюдии «ХТК» можно разделить на две группы:
- импровизационные или свободно развивающиеся
- построенные по принципу старинной двухчастной формы
Отдельно стоит упомянуть прелюдию C-dur из первого тома, которая считается своеобразным вступлением ко всему сборнику. Весьма скромными средствами, Баху удалось создать невероятный образ. Мелодическая сфера рассредоточена и завуалирована в аккордах, которые сменяют друг друга непрерывно. Фактура напоминает игру на лютне, что передает слушателям образ ангелов, держащих в руках эти музыкальные инструменты. К тому же подобный выбор фактуры содержит в себе скрытый смысл и представляет собой три уровня: земля-человек-небо.
Фуги
Фуги из двух томов «Хорошо темперированного клавира» показывают всю неисчерпаемую творческую фантазию композитора. Каждая из них глубоко индивидуальна и наделена своими характерными чертами. В своих фугах Бах показывает всю глубину и многообразие полифонической работы. Некоторые из них он насыщает стреттными проведениями темы, использует 3-х, 4-х и даже 5-ти голосные фуги, каждая из которых содержит большое количество сложнейших полифонических приемов.
Бах активно использовал в своих произведениях музыкальную символику, цитировал мелодии протестантских хоралов, применял музыкально-риторические фигуры. Кроме того, можно провести ассоциации с другими хоровыми произведениями композитора (мессами, пассионами, кантатами). Если обратить внимание на темы фуг b-moll и es-moll, становится понятно, что они заимствованы из хорала «Из бездны бед взываю я к тебе». Это все помогает наиболее точно раскрыть содержание фуг. Многие исследователи творчества Баха отмечали, что в «ХТК» имеется скрытая программа, а содержание цикла напрямую связывали с библейской темой, Ветхим и Новым Заветом. Каждый из мини-циклов представляет собой определенный библейский образ.
Например, прелюдия и фуга C-dur из первого тома связана с образом «Благовещения». Тема фуги основана на хорале «Что Господь делает, то во благо».
«Тайная вечеря» показана в прелюдии и фуге fis-moll из второго тома. Сама прелюдия начинается с символа сострадания, заканчивается символом предопределения, который предупреждает о неизбежности всех предстоящих событий. Тема фуги содержит в себе мотивы хорала «О, Боже, благостный Боже».
Прелюдия и фуга es-moll, которую ассоциируют с образом «Снятие с креста», представляет собой невероятно лирический образ. Если сама прелюдия построена на ритме сарабанды, в которой отчетливо слышны скорбные восклицания, звон колоколов, то фуга представляет собой печальную песню. Многие исследователи отмечают сходство мелодического языка с русскими мелодиями.
Подобным скорбными красками отмечены и другие циклы: cis-moll, b-moll. Фуга h-moll – это «Шествие на Голгофу», она напоминает слушателям о страданиях Христа. В ее тему Бах три раза включает символ креста.
Исполнение и интерпретации
К сожалению, записей «ХТК» существует не очень много. Это объясняется некой технической и художественной сложностью. Например, Эмиль Гилельс исполнял творение Баха не полностью, многие другие же записи критики и вовсе не признают удачными (Вальтер Гизекинг).
Первая запись цикла на клавикорде была осуществлена в 1930 годах в исполнении Арнольда Долмеча. На клавесине Ванда Ландовска сделала запись в 1949-1953 гг. На фортепиано первая запись появилась благодаря пианисту Эдвину Фишеру в середине 1930-х. Примечательно, что до сих пор именно эта интерпретация очень ценится специалистами, как одна из совершеннейших.
Еще одним значимым музыкантом, который осуществил запись «Хорошо темперированного клавира», стал Святослав Рихтер в 1972–1973 гг. Практически одновременно с ним этой идеей загорелся немецкий музыкант Фридрих Гульд. Его прочтение цикла также высоко ценится музыкантами и отличается необычайно тонкой и изысканной игрой.
Ральф Киркпатрик, который в то время считался настоящим специалистом по музыке эпохи Барокко, представил публике запись «ХТК» на клавикорде, которую он успешно осуществил в 1963 году.
Джазовый музыкант Кит Джарретт также увлекался произведениями Баха, совершенствуя свою импровизацию. Благодаря этому в 1987 году появилась запись его прочтения «ХТК» на рояле, а в 1990 году на клавесине он записал уже второй том.
Особое место занимает проект, подготовленный штутгартской «Bach-Collegium». Специалист по творчеству Баха Хельмут Рилинг выпустили уникальную запись практически всех сочинений композитора. Большой популярностью среди музыкантов и слушателей пользуются записи Глена Гульда, осуществленные в период с 1962 по 1971 год.
«ХТК» – это не просто сборник для упражнений, это мощное и величественное собрание прелюдий и фуг. Не зря знаменитый композитор Л.В. Бетховен назвал работу Баха настоящей «музыкальной библией». Множество поколений талантливых музыкантов воспитывались на произведениях гениального органиста. Ни одна музыкальная школа не обходится без прелюдий и фуг из «ХТК» в своих программах. Невозможно полностью описать, насколько велико влияние это труда на последующие поколения музыкантов и на мировую музыкальную культуру в целом.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«ХТК» Баха
Следующий анекдот
Великих композиторов и интересных произведений очень много. Чтобы прослушать всю музыку, которая написана - наверно одной жизни не хватит. Моя статья для тех, кто ищет весёлую классическую музыку, но не знает авторов и названий произведений или наоборот, знает музыку, но не знает автора. Может кому-то и пригодится)
1. Иоганн Себастьян Бах(1685 - 1750) “Шутка”
2. Йозеф Гайдн(1732 - 1810) соната №37 ре - мажор
3. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) "Маленькая ночная серенада"
4. Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827) рондо-каприччио "Ярость из-за утерянного гроша"
5. Михаил Иванович Глинка(1804 - 1857) увертюра к опере “Руслан и Людмила”
6. Иоганн Штраус(1825 - 1899) полька “Трик - трак”
7. Петр Ильич Чайковский (1840 - 1893) русский танец “Трепак” из балета “Щелкунчик”
Если моя информация кому-то оказалась полезной - подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии.
«Эльдар, эта песня — моя»
— 15 августа Микаэлу Леоновичу исполнилось бы 90 лет. А любил ли он отмечать свои юбилеи?
— Сами дни рождения любил, а отмечать — нет. Он считал, что пышно праздновать — неприлично. Но вдвоем мы отмечали. У него даже есть такая фраза: «Нет ничего глупее, чем сидеть на своем юбилее». А 50-летие, например, он встретил в Сухуми. С Родионом Щедриным они уплыли на виндсерферах в море и там отметили эту дату, выпив по маленькой бутылочке коньяку.
— Он был человеком спортивным?
— Да, с детства. Чем он только не занимался — даже верховой ездой. Был членом сборной Грузии по плаванию на дальние дистанции. Водные виды спорта были его самые любимые: плавание, водные лыжи и виндсерфинг.
— Он ощущал когда-нибудь ревность или зависть со стороны коллег?
— Конечно. Чего только стоит история с телеграммой якобы от Франсиса Лея, которую на самом деле отправил Никита Богословский!
— Богословский был известным шутником. Многим его подколы не казались невинными.
— Не случайно, видимо, он пошутил и над Таривердиевым. После бешеного успеха картины «Семнадцать мгновений весны» вдруг в Союз композиторов СССР приходит телеграмма — вроде бы от Лея: «Поздравляю с успехом МОЕЙ музыки в фильме». Шутка была не безобидная. Таривердиев тяжело переживал ситуацию: это же неправда, что музыка не его. В конце жизни сам Богословский признался, что это он прислал телеграмму.
— Микаэл Леонович проводил расследование, искал автора злой шутки?
— Ничего такого он не делал. Просто он нашел возможность получить телеграмму от настоящего Франсиса Лея, и в этом послании французский композитор опроверг фальшивку.
— В молодости судьба свела Таривердиева с Роланом Быковым, с подачи которого Микаэл Леонович написал музыку к спектаклю. Что это была за работа?
— Он познакомился с Роланом Быковым в 1959 году, в студенческом театре МГУ, где Быков ставил пьесу. Это был первый опыт работы Таривердиева в театре. Кстати, песня «На Тихорецкую состав отправится. » была написана именно для этой постановки.
— Как она появилась в картине Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»?
— Еще до выхода фильма Микаэл Леонович включил эту песню в свою оперу «Кто ты?», которую написал в 1966-м. Песню пел Владимир Высоцкий. О том, что она понадобилась Эльдару Рязанову для новой киноленты, Таривердиев узнал случайно, когда был в доме отдыха в Пицунде. Там же отдыхал и Эльдар Александрович.
Как-то на крыльце столовой Микаэл Леонович увидел сидящего с компанией Рязанова. Тот напевал «На Тихорецкую. ». Оказалось, что песня будет звучать в его новом фильме. Режиссер был уверен, что она народная. Но Таривердиев возразил: «Эльдар, эта песня — моя».
Следующий анекдот
Это базовый уровень по Баху для любого человека, имеющего уши. Нельзя не узнать хотя бы первый пламенный мотив. По сути, это музыкальная проповедь. Недаром Бах изучал риторику.
2. Прелюдия до мажор из I тома "Хорошо темперированного клавира"
С этой прелюдии начинается грандиозный сборник прелюдий и фуг во всех тональностях (сокращённо - ХТК), по которому учились ещё юные Бетховен и Шопен, а также бессчётное количество пианистов до наших времён.
Музыка этой прелюдии всегда ассоциировалась со светлым образом Богородицы. Шарль Гуно в 19 веке присочинил к этой прелюдии вокальную строчку на текст молитвы Ave Maria. Получилась популярнейшая ария. Здесь её поёт главное меццо- сопрано барочной музыки -
итальянка Чечилия Бартоли.
3. Ария альта из "Страстей по Матфею"
Эта самая знаменитая ария Баха из его грандиознейшей оратории "Страсти по Матфею" выражает горькое раскаяние Петра, который по слабости своей трижды отрёкся от Иисуса (об этом подробнее в этой культшпаргалке).
Андреас Шолл
4. Бадинери из оркестровой сюиты №2 си минор
"Бадинери" - означает "шутка". Это популярный в те времена жанр. Солирующая флейта здесь порхает как колибри)
Берлинский филармонический и его легендарный дирижёр Герберт фон Караян
5. Ария из оркестровой сюиты №3 ре мажор
"Ария", конечно, в переносном смысле. Это название указывает на напевность этой чудесной мелодии Баха, которую поют скрипки.
Снова Караян .
Читайте также: