Сатира и шутка разница

Обновлено: 04.11.2024

*** Юмор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире.

В широком смысле — всё, что может вызвать смех или
улыбку.

*** Сатира (лат. satira) — резкое проявление комического
в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы,
гротеска, аллегории, пародии и др.

Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику.

*** Сарказм (греч. - буквально «разрывать плоть») — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.

Сарказм — это насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, т.е. того, в отношении чего происходит. Как и сатира, сарказм заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние их. Беспощадность, резкость изобличения — отличительная особенность сарказма. В отличие от иронии, в сарказме находит своё выражение высшая степень негодования,
ненависть.

Сарказм никогда не является характерным приёмом юмориста, который, выявляя смешное в
действительности, изображает её всегда с известной долей симпатии и сочувствия.

*** Ирония (от др.-греч. «притворство») — сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония должна создавать ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному.

*** Самоирония как качество личности – способность, не унижая себя, посмеяться, подшутить над собой, без пафоса, не слишком серьёзно, но здраво относиться к себе.

© Copyright: Таисья, 2015.

Следующий анекдот

Связь сатиры и юмора очевидна. Она проявляется в способности отражать комическое как особую оценочную категорию, благодаря которой у человека складываются представления о смешных, нелепых или уродливых явлениях жизни. Любая ситуация, вызывающая смех, может утратить остроту или, наоборот, привести к общественному резонансу в зависимости от того, в юмористическом или сатирическом ключе она рассматривается.

Содержание сатиры и юмора отличается степенью оценки происходящего и вызывает разную реакцию широкой аудитории.

Юмор – это, прежде всего, личностное свойство, позволяющее парадоксально воспринимать действительность, то есть видеть в типичных обстоятельствах скрытые противоречия и реагировать на них со смехом. Однако он обладает и другой характеристикой – эстетической. Юмор, как и остроумие, гротеск, ирония, относится к видам комического, которые имеют особые средства для достижения смехового эффекта.

В литературе юмористическая трактовка каких-либо явлений действительности основана на приемах преувеличения или преуменьшения, игре слов, использовании фраз с двойным смыслом. Сценический юмор связан с комедийными ситуациями, знаково-смешными жестами и ситуациями абсурда.

С этой точки зрения юмор восходит к народной смеховой культуре, тесно связанной с представлениями об истинно значимых ценностях и архаическими карнавальными обрядами, в которых подвергалось осмеянию все, что не соответствовало таким представлениям.

Однако юмор не преследует цель осудить человеческие пороки. Его задача – продемонстрировать добродушо-насмешливое отношение к разного рода нелепостям, вызвать улыбку, доставить удовольствие.

Реклама

Сатира относится к комедийным жанрам, резко обличающим и высмеивающим порочные поступки, низкие побуждения, безобразные проявления социальных конфликтов. В отличие от юмора, сатира активно использует смех как средство коллективной критики. Через ее призму острее воспринимаются проблемы общества и государственной системы. Комизм в сатирических произведениях приобретает новое значение: он вызывает смех-отрицание, смех-порицание и смех-наказание.


Выраженное критическое содержание сатиры определяет специфику жанров, в которых она используется. Обличительный мотив становится основным в малых сатирических формах современной публицистики: баснях, фельетонах и памфлетах. Особая роль отводится сатире в произведениях художественного стиля.

В русской литературе настоящая школа сатирической прозы создана М. Е. Салтыковым-Щедриным. «История одного города» и «Сказки для детей изрядного возраста» стали образцом виртуозного использования острых сатирических приемов с элементами гротеска, карикатурного изображения черт характера, иносказания и аллегории. Эти же приемы встречаются в произведениях И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, М. Зощенко, А. Аверченко.

Современная сатира находит выражение не только в литературе и публицистике, но и на театральной сцене, в эстрадных номерах разговорного жанра, в городском и студенческом фольклоре.

Следующий анекдот

Смех вызывается тем, что мы неожиданно обнаруживаем мнимость со-ответствия формы и содержания в данном явлении, что разоблачает его внут-реннюю неполноценность. Белинский видел его основу в несообразности явления с тем, что оно должно представлять собой на самом деле.

Смех есть форма осознания того, что явление утратило свою жизненную значимость, хотя и претендует на нее.

Юмор и вскрывает эту неполноценность, подчеркивая, преувеличивая, гиперболизируя ее, делая ее ощутимой, конкретной. В основе юмористиче-ского образа и лежит известное искажение, преувеличение (например, кари-катура) тех или иных явлений жизни, для того чтобы отчетливее обнаружил-ся алогизм их, т. е. их внутренняя неполноценность.

Смех, чувство комического, возникает тогда, когда данное явление ока-зывается не тем, чем его считали, во-первых, и когда это расхождение между представлением о нем и его сущностью раскрывает его неполноценность, во-вторых; мы неожиданно обнаруживаем, что данное явление совсем не то, чем оно нам казалось, причем оказывается оно чем-то меньшим, чем должно бы-ло быть, оно в наших глазах лишается, так сказать, права на уважение, и этот неожиданный переход от одного его состояния к другому (и тем самым от одного нашего отношения к нему—к обратному) и является причиной смеха. Юмор в искусстве является отражением комического в жизни. Он усиливает это комическое, обобщая его, показывая во всех индивидуальных особенно-стях, связывает с эстетическими представлениями и т. д.

Мы наблюдаем в искусстве, и в частности в литературе, особый тип об-раза - юмористический. Основная его особенность состоит в том, что в нем заранее уже дано отношение художника к предмету изображения, раскрыта оценка, с которой он подходит к жизни: стремление раскрыть внутреннюю несостоятельность тех или иных явлений в жизни, которые в глазах читателя обладают мнимым соответствием формы и содержания, а на самом деле не имеют его.

В давние время еще Аристотель определял смешное лишь как «частицу безобразного» Он говорил: «Смешное—это какая-нибудь ошибка или урод-ство, не причиняющая страданий или вреда. Это нечто безобразное или уродливое, но без страдания» («Поэтика»). Автор юмористического образа симпатизирует тому явлению, о котором он говорит, но показывает в то же время его частные недостатки.

В том случае, если недостатки явления уже не дают возможности сим-патизировать ему и оценка его должна приобрести более суровый характер, мы наблюдаем усиление отрицательного начала в юмористическом образе, переходим от юмора к сатире.

Промежуточные, переходные формы между ними — ирония и сарказм. Юмор—это шутка. Ирония—это уже насмешка, основанная на чувстве пре-восходства говорящего над тем, к кому он обращается, в ней в известной ме-ре скрыт обидный оттенок.

В отличие от юмора, который говорит о явлении, как бы низводя его, показывая мнимость того, на что оно претендует, ирония, наоборот, припи-сывает явлению то, чего ему недостает, как бы подымает его, но лишь для то-го, чтобы резче подчеркнуть отсутствие приписанных явлению свойств. Ли-сица говорит ослу: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» Здесь смешно то, что ум приписывается тому, у кого никак нельзя его предполагать.

Таким образом, недостаток данного явления воспринимается острее, связан с более существенными его свойствами, дает основание для презри-тельного по существу к нему отношения.

Еще резче говорит о разоблачаемом явлении сарказм, который обычно и определяют как злую иронию. Сарказм диктуется уже гневом, который вы-зван у художника данным явлением.

Примером саркастического построения произведения является, на-пример, «Первое января» Лермонтова, где он говорит о том, что ему хочется «смутить веселость» окружающих его людей:

И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.

Юмор по существу есть отрицание частного, второстепенного в явле-нии, а сатира есть отрицание общего, основного. Отсюда вытекает сущест-венное различие между юмором и сатирой. Юмор чаще всего сохраняет ре-альные очертания изображаемых явлений, поскольку он показывает как от-рицательное лишь частные его недостатки. Сатира же, отрицая явление в ос-новных его особенностях и подчеркивая их неполноценность при помощи резкого их преувеличения. Такова, например, сатира Рабле, Свифта, Щедри-на, Гоголя.

Сатирический образ стоит уже на грани комизма. Сатира направлена против безобразного, неприемлемого в жизни. В этом основное содержание сатирического образа. Он говорит о наиболее острых противоречиях жизни, но о таких, которые, как представляется художнику, можно разрешить, всту-пив с ними в борьбу.

С одной стороны, сатира стремится к воссозданию действительности, к реальному раскрытию недостатков и противоречий жизненных явлений, но вместе с тем сила протеста и негодования в ней настолько велика, что она пересоздает эти явления, нарушает пропорции, осмеивает их, рисует их в гротескной, искаженной, нелепой, уродливой форме для того, чтобы с осо-бенной резкостью подчеркнуть их неприемлемость.

Таким образом, в сатире перед нами особая форма образного отражения жизни.

Видя в сатире наиболее острую форму обличения действительности, один из чрезвычайно существенных путей создания отрицательных образов (Иудушка Головлев Щедрина, Тартюф Мольера и другие), мы должны пом-нить, что обличение и отрицание в литературе может осуществляться и не путем сатиры. Сатирический образ - отрицательный образ, но не всякий от-рицательный образ - сатирический. В нашей критике встречались работы, в которых авторы стремились показать наличие сатирических образов в произ-ведениях Л. Толстого, в «Жизни Клима Самгина» М. Горького и других. С этим нет оснований соглашаться. Сатирический образ—это образ гротеск-ный, в котором сдвинуты жизненные пропорции. В силу этого он и вызывает смех, хотя бы этот смех и переходил вслед за тем в негодование. В силу этого для сатиры в значительной мере характерны элементы условности («История одного города» Щедрина и др.), распространяющиеся и на самые обстоятель-ства, в которых находится сатирический образ, и, стало быть, на образы, его окружающие, и т. д. Поэтому-то произведения, так сказать, обличающего ха-рактера, но свободные от тех элементов условности, которые несет в себе гротескное построение сатирического образа, не следует рассматривать как сатирические.

Следующий анекдот

4 июня 1922 года был выпущен Первый номер советского сатирического журнала «Крокодил».

4 июня 1962 года на экраны вышел первый выпуск сатирического журнала «Фитиль».

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.12.2015. Приятная случайность или.
  • 29.12.2015. С Новым Годом, с Новым Счастьем!
  • 18.12.2015. И вы улыбайтесь, господа. Часть VI
  • 15.12.2015. Афоризмы о критике и самокритике.
  • 05.12.2015. За окошком зимний серый вечер.
  • 02.12.2015. Я обожаю птичий гомон по утрам.
  • 01.12.2015. Юмор, сатира, сарказм, ирония, самоирония.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Читайте также: