Послушай и определи как звучит голос флейты в шутке немецкого композитора

Обновлено: 04.11.2024

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; понимать смысл инструкции учителя.
Познавательные: соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального произведения.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; рассказывать о прослушанном муз. произв.
Предметные: познакомить с историей создания флейты и скрипки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: интегрированный.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, презентация «Музыкальные инструменты», портреты композиторов (К.Глюк, И.Бах, П.Чайковский, А.Вивальди)
Музыкальный материал:
• К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»;
• И.С.Бах «Шутка»;
• П. И. Чайковский. «Мелодия»;
• А. Вивальди. Гроза из цикла «Времена года».

План урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
(Дети выполняют)
Видите, от ваших улыбок стало уютнее, светлее в классе! Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки и приобрели знания, но и ушли с сегодняш-него урока с новыми впечатлениями.

2. Актуализация знаний, самоопределение к деятельности.

Итак, мы отправляемся в путешествие в мир музыки.

3. Работа по теме урока.
Сейчас я вам расскажу замечательную народную молдавскую сказку.
- У одного виноградаря было два сына. Старший, Иван, играл на флейте, а младший, Василий - на скрипке. Однажды хозяин озера взял, да и прикрыл канаву, по которой текла вода на поле виноградаря. И виноградник начал сохнуть. Тогда сыновья виноградаря, прихватив флейту и скрипку, отправились к хозяину, а тот навстречу идёт и еле свой толстый живот тащит, охает.
Хочешь, помогу избавиться от живота? - спросил Иван, - Только уговор: пустишь воду на наш виноградник.
Будь по-твоему, - буркнул хозяин. Как только Иван заиграл на флейте,
хозяин пустился в пляс. Долго плясал, и, в конце концов, растряс свой живот - и следа от него не осталось.
Хозяин, — сказал Иван, - теперь твоя очередь выполнить обещание.
Некогда мне! - отмахнулся хозяин.
В это время Марица, дочка хозяина, подавилась вишнёвой косточкой.
Люди добрые! — завопил хозяин, — Помогите!
«Выполни сначала своё обещание, тогда и поможем», — сказали братья.
Пришлось хозяину уступить: пустил он воду на виноградник. Тогда Василий заиграл на скрипке, да так, что струны запели соловьями. А Марица не выдержала, открыла рот и запела. И косточка пулей вылетела из горла.
Когда собирали урожай на винограднике, всё село пело и плясало под звуки задорной флейты и певучей Скрипки. И по сей день ни один праздник на селе не обходится без этих музыкальных инструментов.

-Скажите, а зачем народ сложил эту сказку?

-Как помогает музыка?
-О каких музыкальных инструментах шла речь в сказке?
-Вы хотите узнать о них подробнее?

Итак, тема нашего урока…сформулируйте ее сами, пожалуйста. «Музыкальные инструменты: флейта и скрипка».

Слайд 1.
Сегодня мы познакомимся с этими инструментами, узнаем, как они поя-вились, как устроены и как они звучат. Откройте учебник на странице 96. Откройте тетрадочки, запишите тему урока.
Первый инструмент - флейта.

Слайд 2.
У флейты высокий и немного свистящий голос ее можно узнать сразу. Далеким предком флейты была дудочка из тростника. О происхождении флейты сложены легенды. Вот послушайте одну из них.
Древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она очень боялась некрасивого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила бога реки спасти ее, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана.
Делают флейту главным образом из дерева. Звук возникает оттого, что в отверстие вдувают воздух. Поэтому и называют деревянным духовым инструментом, а музыканта, играющего на флейте, флейтистом.
А теперь послушаем, как звучит флейта.

К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». (3.36)
-Ребята, знакома ли вам эта мелодия? Какой композитор написал эту музыку?

Слайд 3.
-Какая история происходит в опере «Орфей и Эвридика»?

Слайд 4.
-В какой момент звучит мелодия? (Композитор Глюк рассказывает с помощью музыки о несчастной любви. Мелодия звучит в момент поиска Орфеем своей жены в подземном царстве).
-Какие же чувства вызывает в вашей душе эта «Мелодия»? (Музыка вы-зывает чувства одиночества, печали, тоски, передаёт чувства любви).
-Как звучит флейта? Какой у неё голос? (Нежный, прозрачный, светлый, легкий тембр).

Флейта исполняет удивительную по красоте, возвышенную, полную скорби и любви мелодию.
А теперь послушайте и определите, как звучит голос флейты в следующем музыкальном произведении.

И.С.Бах «Шутка». (1.20) Видеоролик.
- В каком темпе звучит сейчас этот инструмент? (в оживлённом, игривом, в быстром темпе)
- Какое настроение передаёт звучание флейты: серьёзное, тяжёлое или беззаботное, шутливое?( беззаботное, шутливое)
-А как бы вы назвали это произведение?

Произведение, которое вы прослушали, так и называется – «Шутка». Его написал немецкий композитор 18 века Иоганн Себастьян Бах, который жил более трёхсот лет назад.

Я для вас сегодня приготовила сюрприз. Давайте посмотрим, как выглядит этот инструмент. Я вам покажу настоящую флейту. Ученица 4 класса нашей школы Удалова Лиза исполнит на флейте небольшую пьесу «Как под горкой, под горой».
Следующий инструмент о котором мы будем говорить – это скрипка.
Слайд 6.
Самая изящная из струнных - это красавица скрипка. Родина скрипки — Италия. Очень затейливая форма у скрипки. Локоны изогнутого грифа украшают точеную головку. Талия у нее такая, что соперничать с ней не может даже балерина. Скрипка сделана из дерева, играют на ней смычком. Изготовить такой инструмент — дело непростое. Немало потрудились скрипичные мастера, прежде чем скрипка стала первой певуньей в оркестре; они подбирали специальные сорта дерева, пробовали натягивать разные струны. Дерево нужно срубать весной, когда оно оживает и листья вытягивают влагу из ствола. Для верхней поверхности - еловое, для нижней – белоствольный клён.
Звук скрипки очень красивый, высокий, певучий. Музыканта, играющего на скрипке, называют скрипачом. За певучий и красивый голос скрипку зовут «царицей музыки». Но для того, чтобы заставить скрипку петь, надо быть хорошим музыкантом. Давайте послушаем ее голос и найдем слова, которые подходят к ее тембру.
Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи. Мы послушаем сейчас «Мелодию» композитора П.И. Чайковского.
Слайд 7.
Послушайте и подумайте, о чём нам рассказывает скрипка своим необыкновен-ным голосом?

П. И. Чайковский. «Мелодия». (0.40) Видеоролик.
- О чем же рассказывает скрипка? Какую картину вы себе представили?
-Какое настроение она нам передает? (Настроение оживления, волнения, пробу-ждения, поэтичности, мечтательности). Именно благодаря теплому певучему задушевному голосу скрипки, близкому взволнованной человеческой речи, мы чувствуем настроение тепла, света, волнения и мечты.

Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы. Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Послушаем, как его будут исполнять струнные смычковые инструменты. Подумайте, какое название можно ему придумать?

А. Вивальди. Гроза из цикла «Времена года». (1.30) Видеоролик.
- Как бы вы назвали это произведение?
Правильно, это фрагмент из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди под названием «Гроза» из цикла «Времена года».
Слайд 8.
- Как звучала эта музыка? (Напряженно, взволнованно, стремительно, бурно, энергично, грозно. ).
Я хочу вам предложить посмотреть еще один фрагмент этого же произведения в исполнении великолепной британской (английской) скрипачки Ванессы Мэй (по национальности она китаянка).
Слайд 9.
На Олимпиаде в Сочи она принимала участие в дисциплине – слалом (горнолыжный спорт).

А. Вивальди. Гроза из цикла «Времена года»в исполнении Ванессы Мэй. (3.15)
Посмотрите, как скрипка может передавать абсолютно разные чувства, которые выражают в своей музыке два композитора — Чайковский и Вивальди.
Несмотря на то, что музыка Глюка, Вивальди, Чайковского была написана очень давно, и сегодня она трогает наши сердца! С помощью замечательных инструментов флейты и скрипки мы переживаем печаль и радость, любовь и волнение. Во все времена, пока живет на земле человек музыкальные инструменты будут жить рядом с ним, потому что музыка делает жизнь людей ярче и интересней.

А сейчас мы споем песню «Волшебный смычок».
Расскажите, а что за история в этой песне.

4. Итоги урока. Творческая деятельность обучающихся.
Мне понравилось, как вы работали на уроке. Для закрепления и подведения итога урока я приготовила для вас карточки с заданиями «Четвёртый - лишний».

Разделимся на 2 группы.
Задание для 1 группы:
Портрет какого композитора лишний? Зачеркните.
Задание для 2 группы:
Какое произведение лишнее? Зачеркните.
Для следующего задания приглашаются по одному участнику от каждой команды. Он выбирает карточку с фотографией музыкального инструмента. С помощью жестов (пантомимы) будет изображать игру на этом инструменте, какого характера исполняемое произведение, а другой участник должен будет по его движениям угадать, на каком музыкальном инструменте играл его соперник.
5. Рефлексия.
Ребята, перед вами на парте лежит солнышко. Дорисуйте, пожалуйста, у солнышка очертания рта (радость, грусть, безразличие) и глазки, тем самым я увижу ваше настроение от урока.
На этом урок окончен. Домашнее задание будет следующим – нарисовать музыкальный инструмент.

Следующий анекдот

Цели: знакомство с произведениями И. С. Баха «Шутка», П. И. Чайковского «Мелодия», Н. Паганини «Каприс»; расширение и углубление знаний о музыкальных инструментах – флейты и скрипки; формирование умения различать звучание скрипки и флейты; закрепление музыкально-слуховых представлений детей о звучании флейты и скрипки, их выразительных особенностях; развитие тембрового слуха в процессе слушания музыки; развитие умения проводить интонационно-образный анализ музыки; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование музыкальной культуры учащихся; воспитание исполнительской и слушательской культуры детей.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью.

2. Оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные

1. Овладеть способностью понимать учебную задачу урока.

2. Выделять из содержания урока известные знания и умения.

3. Использовать полученную информацию на уроках в повседневной жизни.

Коммуникативные

1. Понимать сущность и содержание поставленных вопросов.

2. Вступать в речевое общение.

Планируемые результаты:

1) определять изобразительные возможности музыкального произведения.

1) внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к урокам музыки;

2) осуществлять самоконтроль;

3) давать самооценку результатов успешности своей деятельности;

4) возможность развивать на уроке творческие способности.

1. Основные: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, презентация, музыкальный материал – И. С. Бах «Шутка», П. И. Чайковский «Мелодия», Н. Паганини «Каприс».

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

– Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. И подарим хорошее настроение друг другу на весь урок. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

Дети стоя приветствуют учителя, рассаживаются и занимают свои места.

Дети слушают учителя.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

– Ребята, как вы думайте, когда стали появляться первые музыкальные инструменты на земле?

– Первые инструменты на земле появились тогда, когда человек только ещё становился человеком. Вставая на задние конечности, он пытался добыть огонь, стуча двумя камнями друг о друга.

– Что у него получилось?

– Да, ребята, он издавал звук, ритм.

– Какие музыкальные инструменты вы знаете?

– Хорошо, молодцы. А сегодня мы прикоснемся к миру музыки флейты и скрипки! ( Слайд 1 )

Дети слушают рассказ учителя.

Ответы детей (Звук, ритм).

III. Решение проблемы. Первичное закрепление

– Ребята, к какой группе музыкальных инструментов относится флейта? Почему?

– Да, ребята, флейта – это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского «флатус» – дуновение.

Учитель обращает внимание детей на изображение флейты ( Слайд 2 )

– О происхождении флейты сложены легенды! Вот одна из них: Древнегреческий Бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан (показывает картину «Пан» Врубеля. Слайд 3 ) полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она боялась некрасивого, колченогого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила Бога реки спасти её, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана. Этот деревянный духовой инструмент получил распространение у многих народов мира.

– Послушайте и определите, как звучит голос флейты в «Шутке» немецкого композитора И. С. Баха. ( Слайд 4 )

Звучит: И. С. Бах «Шутка»

– Ребята, ч то исполняет флейта в этой пьесе – мелодию или аккомпанемент?

– Правильно, флейта ведет мелодию.

– Какие качества этой музыки подчеркивает звучание флейты?

– Да, ребята, тембр флейты может передавать различные настроения: весёлую беззаботность и горестное одиночество.

Ответы детей (Духовые, так как в неё дуют).

Дети слушают учителя.

Дети изучают изображение флейты.

Дети внимательно слушают рассказ о происхождении флейты.

Слушание И. С. Баха «Шутка».

Ответы детей (Мелодию).

Дети слушают учителя.

Дети слушают учителя.

IV. Динамическая пауза

– Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём. Поднимитесь со стулье в, станьте свободно, слушайте внимательно нашего гостя и повторяйте за ним движения.

– Молодцы. Садитесь, пожалуйста.

Дети выполняют физическую разминку под видео-фрагмент.

V . Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону)

– Ребята, посмотрим на картины «Мальчик-флейтист» нидерландской художницы Юдит Лейстер и «Музыкантши» неизвестного автора ( Слайд 5 ). Можно ли представить музыку, которую они играют?

– Правильно. Можно, потому что изображены играющие люди .

– Какая музыка звучит с этих картин? Что вы представляете?

– Ребята, обратите внимание на изображение скрипки. К какой группе музыкальных инструментов относится скрипка? ( Слайд 6 )

– Скрипка относится к группе струнно-смычковых, так как играют смычком. Скрипка и флейта относятся к профессиональным или народным музыкальным инструментам?

– Скрипка и флейта относятся к профессиональным инструментам, потому что входят в состав симфонического оркестра.

– Скрипка – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. На свете много разных музыкальных инструментов, но скрипку называют искуснейшей. Её нежный высокий голос узнает любой. Скрипку можно услышать везде: и в концертном зале, и на деревенском празднике, и в цыганском таборе. Композиторы всего мира доверяют ей свои самые сокровенные чувства и мысли. Ведь у скрипки есть душа, которая поёт.

– Ребята, давайте превратимся в слушателей и послушаем «Мелодию» П. И. Чайковского ( Слайд 7 )

Звучит «Мелодия» П. И. Чайковский

– Ребята, как звучала скрипка? Какие ощущения и эмоции она у вас вызвала?

– Да, ребята, скрипка звучит и нежно, и волнующе, и изящно.

– Менялась ли динамика?

– С каким временем суток можно сравнить эту мелодию? С какой погодой?

– Скрипка – русское название инструмента, а родина её – Италия. Легендами овеяно имя гениального итальянского скрипача и композитора Никколо́ Паганини ( Слайд 8 )

– Слушая Паганини, люди поражались его фантастическому мастерству игры на скрипке. Он был одним из великих чародеев, умевших покорять толпу. О нем ходили легенды, верхом всех придумок были обвинения Паганини в сговоре с Дьяволом. Существует чудесная легенда о Паганини. В ней говорится о том, как он встретил однажды старого, нищего музыканта, над которым потешались прохожие, потому что три струны на его скрипке были порваны и он не мог больше играть. Паганини протиснулся сквозь толпу насмешников, подошел к бедному старику и, взяв у него скрипку, на которой оставалась одна-единственная струна, заиграл так великолепно, что со всех сторон на мостовую со звоном полетели монеты.

– Сейчас мы с вами послушаем виртуозную скрипичную пьесу Никколо́ Паганини «Каприс».

Звучит «Каприс» Н. Паганини

– Ребята, как звучит эта музыка?

– Да, ребята, музыка звучит энергично, изящно, выразительно.

– С каким природным явлением вы её можете сравнить?

– А сейчас я предлагаю вам послушать выступление Ноем. Она исполнит нам произведение на скрипке. Поддержите аплодисментами, пожалуйста.

– Ноем, что ты нам исполнишь?

– Хорошо, прошу, начинай.

Слушание исполнение на скрипке Ноем Тавакалян ( Слайд 9 )

Следующий анекдот

Цель: расширение и углубление знаний о музыкальных инструментах – флейты и скрипки; научить различать звучание скрипки и флейты.

Задачи: закрепить музыкально-слуховые представления детей о звучании флейты и скрипки, их выразительных особенностях; в процессе слушания музыки развивать тембровый слух; уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, формировать музыкальную культуру учащихся; воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру детей.

Методы : словесный (беседа, рассказ), метод пластической импровизации, наглядно-зрительный.

Музыкальный материал : И.С. Бах «Шутка», П.И. Чайковский «Мелодия», Н. Паганини «Каприс»

Наглядный материал : изображение флейты, скрипки; репродукции картин «Пан» Врубеля, «Мальчик – флейтист» Лейстера, «Музыкантши» неизвестного автора.

У : Здравствуйте, ребята!

Музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята, здравствуйте учитель» (по гамме в пределах квинты);

Проверка домашнего задания.

У: Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока «Музыкальные инструменты».

Ученики записывают в тетрадь.

У: Как вы думайте, когда стали появляться первые музыкальные инструменты на земле?

У: Первые инструменты на земле появились тогда, когда человек только ещё становился человеком. Вставая на задние конечности, он пытался добыть огонь, стуча двумя камнями друг о друга.

У: Что, ребята у него получилось?

У: Он издавал звук, ритм.

У: Ребята, какие музыкальные инструменты вы знаете?

У: А сегодня мы прикоснемся к миру музыки флейты и скрипки! К какой группе музыкальных инструментов относится флейта? Почему?

У: Духовые, так как в неё дуют

У: Флейта – это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского «флатус» - дуновение.

Учитель обращает внимание детей на изображение флейты.

У: Знаете ли вы историю происхождения флейты?

У: О происхождении флейты сложены легенды! Вот одна из них: Древнегреческий Бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан (показывает картину «Пан» Врубеля) полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она боялась некрасивого, колченогого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила Бога реки спасти её, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана.

Этот деревянный духовой инструмент получил распространение у многих народов мира. Послушайте и определите, как звучит голос флейты в «Шутке» немецкого композитора И. С. Баха. Можно вообразить себя юными исполнителями и поиграть на флейте.

Звучит: И. С. Бах «Шутка», дети изображают игру на флейте.

У: Что исполняет флейта в этой пьесе – мелодию или аккомпанемент?

У: Флейта ведет мелодию.

У: Какие качества этой музыки подчеркивает звучание флейты?

У :Тембр флейты может передавать различные настроения: весёлую беззаботность и горестное одиночество.

У: Ребята, я смотрю вы немного засиделись. Давайте проведем с вами физическую минутку.

Выходит ученик, желающий провести упражнения, проводит физическую минутку.

У: Давайте посмотрим на картины «Мальчик – флейтист» Лейстера и «Музыкантши» неизвестного автора. Вглядитесь в картины. Можно ли представить музыку, которую они играют?

У: Можно, потому что изображены играющие люди .

У: Какая музыка звучит с этих картин? Что вы представляете?

Учитель обращает внимание детей на изображение скрипки.

У: К какой группе музыкальных инструментов относится скрипка?

У : Струнно-смычковых, так как играют смычком. Скрипка и флейта относятся к профессиональным или народным музыкальным инструментам?

У : Профессиональным, потому что входят в состав симфонического оркестра

Скрипка – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. На свете много разных музыкальных инструментов, но скрипку называют искуснейшей. Её нежный высокий голос узнает любой. Скрипку можно услышать везде: и в концертном зале, и на деревенском празднике, и в цыганском таборе. Композиторы всего мира доверяют ей свои самые сокровенные чувства и мысли. Ведь у скрипки есть душа, которая поёт.

У: Ребята, давайте превратимся в слушателей и послушаем "Мелодию" П. И. Чайковского.

Звучит «Мелодия» П. И. Чайковский

У: Как звучала скрипка? Какие ощущения и эмоции она у вас вызвала? Менялась ли динамика? С каким временем суток можно сравнить эту мелодию? С какой погодой?

У: Нежно, волнующе, изящно.

Скрипка – русское название инструмента, а родина её - Италия. Легендами овеяно имя гениального итальянского скрипача и композитора Никколо Паганини.

Учитель обращает внимание детей на портрет композитора.

Слушая Паганини люди поражались его фантастическому мастерству игры на скрипке. Но было у него и много недоброжелателей, завистников. Он был одним из великих чародеев, умевших покорять толпу; и поскольку колдовство это творилось с помощью небольшого инструмента и тонкого смычка, которые никогда прежде не обладали таким могуществом, разгоряченное воображение народа расшило ткань событий и воспоминаний необычайными узорами. О нем ходили легенды , верхом всех придумок были обвинения Паганини в сговоре с Дьяволом. Существует чудесная легенда о Паганини. В ней говорится о том, как он встретил однажды старого, нищего музыканта, над которым потешались прохожие, потому что три струны на его скрипке были порваны и он не мог больше играть. Паганини протиснулся сквозь толпу насмешников, подошел к бедному старику и, взяв у него скрипку, на которой оставалась одна-единственная струна, заиграл так великолепно, что со всех сторон на мостовую со звоном полетели монеты.

У: Давайте послушаем виртуозную скрипичную пьесу Н. Паганини «Каприс» , и сыграем ее на скрипках все вместе.

Звучит "Каприс" Н. Паганини. Дети изображают игру на скрипке.

У: Как звучит эта музыка? С каким природным явлением ее можно сравнить?

У: Музыка звучала энергично, изящно, выразительно.

Подведение итогов:

У: Итак, с какими музыкальными инструментами вы сегодня познакомились? К какой группе инструментов относится скрипка, флейта? С какими музыкальными произведениями мы познакомились?

У: Разучим норвежскую народную песню «Волшебный смычок».

(учитель играет песню, поет, затем разучивает с детьми первый куплет)

Следующий анекдот


Учитель: Дети, как вы думаете, для чего мы знакомимся с музыкой великих композиторов?
Предполагаемые ответы
- чтобы узнать и понять их музыкальные произведения
- чтобы отгадать их в музыкальной викторине
- чтобы выполнить тест.
Учитель:
Правильно! Сегодня мы посвятим ещё один урок музыке и личности И. С. Баха. Послушаем интересные факты из жизни этого великого композитора.

Прослушивание главной темы Чаконы

Работа в парах по карточке

Сравнительный анализ "Чаконы" и "Шутки"
1. Характер "Чаконы" строгий, сосредоточенный, а характер "Шутки" - (лёгкий, игривый, весёлый)
2. Темп "Чаконы" умеренный, а темп "Шутки" - (быстрый)
3. Размер "Чаконы" трёхдольный, а размер "Шутки" - (четырёхдольный)
4. В "Чаконе" солирует скрипка, а в "Шутке" - (флейта)
5. "Чакона" написана в форме вариаций, а "Шутка" - (в трёхчастной форме)
6. Звучание "Чаконы" плавное, а звучание "Шутки" - (отрывистое).

Тест. И. С. Бах.

1. Когда родился И. С. Бах?
• 7 мая
• 18 марта
• 21 марта

2. В каком городе родился И. С. Бах?
• В Лейпциге
• В Арнштадте
• В Эйзенахе

3. Сколько лет было Иоганну, когда он начал петь в хоре мальчиков?
• 15
• 20
• 17

4. На каком инструменте играл Иоганн в оркестре, когда ему исполнилось 20 лет?
• На клавесине
• На флейте
• На скрипке

5. Сколько километров Бах прошёл пешком в город Любек, чтобы совершенствовать игру на органе?
• 100
• 200
• 350

6. Как называется знаменитое произведение Баха для скрипки соло?
• Кампанелла
• Тарантелла
• Чакона

7. Как называется знаменитое произведение Баха для органа?
• Токката ре минор
• Аве Мария
• Пассакалья

8. Выберете произведения И. С. Баха.
• Волынка
• Камаринская
• Клоуны

9. Как звали вторую жену Баха?
• Барбара
• Констанция
• Анна.

10. Как помогала Баху его вторая жена?
• Играла на клавесине
• Играла на скрипке
• Переписывала ноты

11. В каком городе жил Бах до своей смерти?
• В Зальцбурге
• В Лейпциге
• В Вене

12. Сколько лет прожил Бах?
• 80
• 75
• 65

13. Как переводится слово «Бах» с Немецкого языка?
• «Волчья пасть»
• «Ручей»
• «Море»

14. Кем стали все сыновья Баха?
• Художниками
• Скульпторами
• Музыкантами

Ответы на тест

1. Когда родился И. С. Бах?
• 21 марта

2. В каком городе родился И. С. Бах?
• В Эйзенахе

3. Сколько лет было Иоганну, когда он начал петь в хоре мальчиков?
• 15

4. На каком инструменте играл Иоганн в оркестре, когда ему исполнилось 20 лет?
• На скрипке

5. Сколько километров Бах прошёл пешком в город Любек, чтобы совершенствовать игру на органе?
• 350

6. Как называется знаменитое произведение Баха для скрипки соло?
• Чакона

7. Как называется знаменитое произведение Баха для органа?
• Токката ре минор

8. Выберете произведения И. С. Баха.
• Волынка

9. Как звали вторую жену Баха?
• Анна

10. Как помогала Баху его вторая жена?
• Переписывала ноты

11. В каком городе жил Бах до своей смерти?
• В Лейпциге

12. Сколько лет прожил Бах?
• 65

13. Как переводится слово «Бах» с Немецкого языка?
• «Ручей»

14. Кем стали все сыновья Баха?
• Музыкантами

Музыкальная викторина
1. Токката ре минор (орган)
2. Чакона (скрипка)
3. Аве Мария (клавесин)
4. Шутка (оркестр)
5. Волынка (фортепиано)

Учитель:
Какое произведение Баха вам понравилось больше всего?
Ответы детей.

Домашнее задание.
Сочинить поэтические строки на любимое произведение И. С. Баха.

Читайте также: