Пошлые шутки это грех
Обновлено: 25.12.2024
Лично я очень люблю веселых людей, с отличным чувством юмора - в их окружении чувствуешь себя легко и ненавязчиво. Но речь не о них))) Сегодня речь пойдёт о коммерческом подходе к смеху, о юмористических телепередачах, которые начали занимать огромную часть эфира, заполнили интернет, соц.сети и т.д. Почему это вызвало у меня интерес, волнение и даже беспокойство? Поделюсь своими мыслями.
О чем они шутят?
ПОЛИТИКА
Они очень искусно находят недостатки наших политиков, открыто их критикуют, высмеивая их наименьшие слабости, свойственные всем людям.
“Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.” Римлянам 13:1
“Напоминай людям о том, что они должны подчиняться начальству и властям и быть послушными и готовыми выполнить любое доброе дело.” Титу 3:1
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
То муж вернулся раньше с работы, то жена с любовником. все крутится вокруг ссор, скандалов, разборок, измен, любовников и любовниц.
“Знает Господь, как. беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а тем более тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают власть, дерзки, своевольны и не боятся злословить высших” 2 Петра 2:9-10
СЕКС
“Но чтобы избежать разврата каждый мужчина должен иметь свою жену и каждая женщина иметь своего мужа.” 1 Коринфянам 7:2
АМОРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Может, вам покажется, что я сильно сгущаю краски, но вот уже несколько дней мне не даёт покоя одно слово, которое крутится у меня в голове, это слово "СМЕХОТВОРСТВО".
“Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;” Ефесянам 5:4
ЧТО КРОЕТСЯ В ШУТКАХ О ГРЕХЕ?
Древнегреческий историк Геродот рассказывает о том, что у персов было правило, согласно которому "НЕЛЬЗЯ ШУТИТЬ НАД ТЕМ, ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ".
Шутки о пороках или постоянные разговоры о них приводят к тому, что человек ПРИВЫКАЕТ к ним и таким образом приближается к совершению греха. Грех теряет свою устрашающую силу последствий и становится чем-то безобидным, смешным и весёлым!
Если мы смеёмся над сюжетом с изменой, мы делаем эту тему ОТКРЫТОЙ В СВОЕЙ ЖИЗНИ; если мы смеёмся над политиками, то тем самым унижаем тех людей, которых поставил Бог; нам смешно от пьяных сцен или семейных разборок - мы таким образом принимаем подобную модель поведения, и со временем она нам кажется уже более приемлемой.
Павел предупреждает, что о некоторых вещах даже ОПАСНО ГОВОРИТЬ ИЛИ ШУТИТЬ. Печально констатировать, что многие современные книги, фильмы, ток-шоу только потому и пользуется большим интересом, что они затрагивают запретные и мерзкие темы. Такие на первый взгляд безобидные шутки учат нас легко относиться к плотским грехам и наслаждениям.
ВЕЛИЧАЙШИЙ ВРЕД, который человек может причинить своему собрату - ПОБУДИТЬ ЕГО ЛЕГКО ДУМАТЬ О ГРЕХЕ. Павел умоляет своих новообращенных собратьев не поддаваться обольщению и пустым словам, которые рассеивают ужас перед самой мыслью о грехе.
СМЕХОТВОРСТВО НЕ ХОДИТ В ОДИНОЧКУ
“В вашей речи не должно быть никаких непристойностей, пустой болтовни или грязных шуток, лучше благодарите Бога.” Ефесянам 5:4 НРП
Смехотворство всегда находится в компании непристойных, грязных шуток, пустой бессмысленной болтовни и лишено какого-либо смысла и значения! И как жалко смотреть на жизнь людей, которые тратят драгоценные минуты, часы, дни на просмотр этих пустых, бестолковых смехотворных шоу, но у которых совершенно НЕТ ВРЕМЕНИ. ни на чтение, ни на личностный рост, ни на духовное развитие, а о молитве и о времени с Богом я и вовсе молчу!
И у меня возникает ряд вопросов:
Хочу ли я увидеть что-нибудь из того, о чем я смеюсь, в своей жизни? - НЕТ!
Хочу ли я, чтобы мои дети (подростки) смотрели со мной все эти шуточные ток-шоу и перенимали их модели поведения? - НЕТ!
Помогает ли это смехотворство мне становиться лучше или качественно проводить время, отдых. - НЕТ!
Если бы рядом со мной сидел Иисус, продолжила бы я просмотр этой весёлой ерунды? - однозначно НЕТ!
“О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?»” Екклезиаста 2:2
Лично у меня сформировалось решение не смотреть столь популярные юмористические передачи, короткие ролики в интернет, чтобы сохранить себя, свой ум, своё сердце, свою жизнь. А что вы думаете об этом?
Следующий анекдот
Что есть пошлость? Толковый словарь Ожегова даёт следующее определение: «Пошлость – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый». Пошлость ассоциируется с развратом, нарушением этикета, преступлением нравственных норм, норм приличия, а также с оскорблением чувств и аморальными мыслями.
Иисус, раскрывая глубинный смысл Закона Божия и Десяти Заповедей, провозгласил:
- Матфея 5:21-22 «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака" [то есть дурак], подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной».
- Матфея 5:27-28 «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
Из этих слов Иисуса видно, что в глазах Бога некоторые наши мысли являются грехом. Какие же именно мысли Бог считает грехом, а какие – нет? Любая мысль, противящаяся морали Божьего Закона, является грехом. Послание Галатам 5:19-23: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Сравните «дела плоти» с «плодами Духа» и вы заметите, что список дел плоти не ограничиваются одними лишь действиями. Оказывается, дела плоти в своей основе имеют греховные помыслы: нечистые и непотребные мысли, враждебный настрой, зависть, гнев, соблазны, еретическое учение, ненависть и т.п. В их число входят и пошлые мысли.
Кроме того, Слово Божье учит, что всё, что происходит не по вере, и всё, в основании чего нет веры, является грехом: Римлянам 14:23 «…всё, что не по вере, – грех». В основе пошлых мыслей нет и не может быть веры в Господа Иисуса Христа, пожертвовавшего Своею жизнью за наши грехи.
Да и само слово «пошлость» уже свидетельствует о себе, т.к. всё пошлое ассоциируется с низкой моралью или отсутствием морали вообще. Если же сравнить человека и Господа Бога, то по сравнению с Божьей святостью и с Божьим Словом все наши мысли являются пошлыми и аморальными. Именно поэтому Господь призывает нас не жить по образцу, который видим в грешном мире, а преобразовываться обновлением ума по тому образу и примеру, который нам дан в Библии: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римлянам 12:2)
Следующий анекдот
Глупый в смехе возвышает голос свой (Сир. 21, 23).
«Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы расслаблялась»
Святитель Иоанн Златоуст, Том 12, часть 1, беседа 15.
Радоваться, по мнению общества, – это зачастую «ржать»
Посидеть, пошутить, посмеяться – это ли не один самых излюбленных, простых и «бюджетных» видов досуга и снятия стресса для среднего гражданина России? Остроты и смех разряжают обстановку, располагают к себе, делают весельчака «своим» в коллективе. Без шуток и раскатов громкого хохота некоторые люди не представляют своей жизни. Кого-то излишне спокойная реакция на очередную шутку, особенно известную, показанную с экрана смартфона, даже оскорбляет. Радоваться, по мнению общества, – это зачастую «ржать».
Архиепископ Иоанн (Шаховской) говорит, что смех бывает «светлый и темный». Определить, какой из этих типов смеха захлестывает вас, владыка предлагает, прислушавшись к внутренним ощущениям. Если нет легкой радости – значит, неизбежно будет чувствоваться какая-то тяжесть. Хороший, добрый смех, тонкое чувство юмора и добрую улыбку сегодня встретишь нечасто. Как правило, объектом шутки становится человек или его недостатки, неудача, даже грустное событие. Кого-то удивляет, что в комментариях под трагической новостью не всегда можно встретить слова соболезнования? Осуждения, обвинения и даже шутки по поводу чужого горя!
Отказ от беспричинного веселья может заклеймить вас как человека асоциального
В бездне Интернета дурной юмор давно занял свою нишу. Здесь можно встретить целые сообщества смеющихся циников. Надо сказать, что отказ от смеха и беспричинного веселья, принятых в «веселящемся обществе», может заклеймить вас как человека асоциального. Знакомы ли нам, христианам, ситуации, когда мы оказывались в обществе людей, взахлеб смеющихся, а нам в это время в душе было очень грустно? Архиепископ Иоанн был точен в категоричном определении «света и тьмы» в отношении смеха. Часто нам просто навязывают модель постоянного смеха, необходимости смеяться над ближним, его недостатками и неудачами. За смехом может скрываться легион человеческих пороков: ненависть, гнев, уныние, зависть, праздность, блуд…
Ходить с мрачным лицом и отказаться от смеха совсем, превратиться в зануду?
Диагнозы миру выставлены очень давно, и, несмотря на прогресс, нового перечня грехов не возникает – изощренностью пестрят только формы. Признаем: «темный» смех и сегодня наполняет общество. Как быть христианину, не обольститься и сделать в отношении этого правильные выводы? Ходить с мрачным лицом и отказаться от смеха совсем, превратиться в сноба и зануду?
Со страниц Священного Писания Господь напоминает нам: Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете (Лк. 6, 25). Евангельская проповедь начинается призывом к покаянию, а одна из заповедей блаженства сообщает: Блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 4). На этом контрасте довольно хорошо показано отношение христианства к перманентной «смехопанораме» общества. Центром нашей радости, нашего веселья должен быть Бог. В противном случае наше стремление к смехотворству – лишь пустая праздность. В лучшем случае.
Центром нашей радости, нашего веселья должен быть Бог
Конечно же, шуткой всегда можно ободрить человека. Мы можем улыбнуться после богослужения, искренне обрадоваться встрече, торжеству. Да, духовная радость видна на лице, ее сопровождает полуулыбка. Но в таком состоянии человек не стремится к смеху и штукам. Он чувствует Бога, радуется о Господе – чего еще нужно?
Наш приход служит «старым» чином и входит в число единоверческих приходов Русской Православной Церкви. Священник приезжает не так часто. Насладиться красотой ангелоподобного пения в исполнении мастеров также удается редко. На последней Божественной литургии с уст прихожан не сходила улыбка! Еще бы: мы могли сподобиться Святых Таин, в храме много детей, солнечный свет перемежался с духовным в нашем маленьком и уютном храме… Мы не смеялись. Но наши улыбки были искренними и глубокими. В такие моменты мне кажется, что у человека улыбается душа.
Улыбается ли она во время безумного хохота от пошлой шутки? Душа в эти моменты скорее скорбит. Мы забываем, что смех стал оружием против всего здорового в мире и воротами для всего нездорового. Хочешь обесценить святыню в глазах отдельно взятого человека? Сделай это предметом насмешек. Кажется, советская власть именно так и поступала в отношении верующих: «А, дурачки какие-то! Давайте над ними смеяться, глумиться, делать смешные плакаты и сочинять анекдоты». Эта закваска никуда не ушла из нашего общества и по сей день. Хочешь, чтобы нарушение табу вошло в жизнь как обычное явление? Начни над ним подшучивать. В один миг то, что вчера считалось совершенно неприличным даже для обсуждения, сегодня становится предметом насмешек, завтра – обычным явлением, а послезавтра – объектом защиты чьих-либо «прав». Примеры из деятельности известных меньшинств будут излишними.
Главным образцом для подражания на нашем пути к обожению является Христос. Давайте зададимся вопросом: смеялся ли Он? Как говорит нам Иоанн Златоуст и ссылавшиеся на него книжники Древней Руси, нет: «Часто бывало, что Его видели плачущим, а чтобы Он смеялся или хотя мало улыбался, этого никогда никто не видел». Сегодня с этим пытаются спорить, но против авторитета одного из вселенских учителей тяжело что-то возразить. Неужели мерность духа, тихую радость, к которой мы стремимся, возможно поддержать или сохранить с помощью эмоционального взрыва, которым является смех? Вряд ли. А вот искренняя улыбка, широкая, играющая светом на лице, являет собой подлинную радость, заряжает, дает надежду.
Смехотворство для человека постмодерна стало наркотиком. Он упивается им, чтобы избавить себя от непрекращающихся тяжелых мук нераскаянной души. Этот алкоголь смеха играет абсолютно разными оттенками. Человек ищет его, ведь прекрати смеяться – вернутся тяжелые мысли, наступит уныние… Но у христиан-то есть способ не унывать: радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить. Попросить Бога в моменты скорби поддержать – неужели Он откажет? Открыть грехи на Исповеди, причаститься Святых Таин. Вот она, наша христианская радость! Она напрямую зависит от Бога. Скажу банальность, но кто не замечал, что подлинное воодушевление и восторг приходят от общения с братьями и сестрами во Христе, от молитвы и чтения душеполезных книг, от совершения дел милосердия?
Мы видим, что в устах Бога смех носит характер презрения: За то и Я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас (Притч. 1, 26). «Ад всесмехливый» из канона на Пятидесятницу символизирует поражение и осмеяние зла. Христос победил смерть, сошел во ад и спас людей. И посмеялся над отцом лжи. Прежде дьявол смеялся над людьми, над их падением. А первым известным ветхозаветным «шутником» можно считать насмехавшегося над престарелым отцом Хама.
Смехом радости в подлинном смысле можно назвать детский смех. Дети умеют радоваться самым простым вещам, на которые мы, взрослые, смотрим порой с полным равнодушием. Вот уж у кого стоит поучиться истинной радости! Их смех не осуждает, не гневается… Он полон любви ко всему окружающему миру. Да и Спаситель ясно сказал всем нам: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное (Мф. 18, 3).
Закончить статью хотелось бы словами святителя Иоанна Златоуста: «Настоящая радость всегда смешана с печалью и никогда не бывает чистой. Будем же радоваться той радостью, будем стараться ее получить; а получить ее возможно, избирая не приятное, но полезное, и даже испытывая некую скорбь добровольно. Таким образом мы сможем сподобиться Царствия Небесного».
Следующий анекдот
"Добрыня Соломонович, одно из двух: или крест снимите, или трусы наденьте" – в этой давней советской и изрядно затасканной присказке новые времена открыли новые смыслы. Есть в ней какое-то свежее требование честности, определенности. Нам тогда, в советское время, этой определенности не хватало. Как мы её жаждали, как стремились к ней! Но не видели мы тогда ещё настоящей всепоглощающей неопределенности. Не знали мы настоящих виртуозов моральной акробатики.
Удивительным образом в наши времена главные хулители Церкви всячески презентуют себя в качестве. воцерковленных людей. Защитники содомского греха (именно греха, а не грешников), оскорбив отсталых "традиционщиков" в самых грубых выражениях, частенько тут же позиционируют себя как верующих христиан и иудеев (мусульман чаша сия пока миновала, но она непременно дойдёт и до них). Для приличия эти господа отнесут себя к какому-то там "реформистскому крылу" вышеозначенных общин.
Не быть, а казаться
Где тут логика? На первый взгляд, её нет. На самом же деле она есть и называется она пошлостью. Пошлость ведь, по определению Владимира Набокова, – это страстное желание ВЫГЛЯДЕТЬ тем, кем ты не являешься, "принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу". Клубов на самом деле много, и хочется во все сразу. Очень хочется быть и либеральным революционером, и воцерковленным православным; и ростовщиком, и бессребреником. Очень хочется гордо называть себя верующим христианином и одновременно позволять себе на основе последней сплетни поносить "нетрендовых" (то есть немодных) церковных иерархов – и своей, и всех прочих конфессий. А поскольку БЫТЬ одновременно и в том, и в другом клубе нельзя, остается ЧИСЛИТЬСЯ, то есть казаться, притворяться кем-то, не являясь им на самом деле. Вот эту кажимость в классическом русском языке и называли пошлостью (недаром нынешние реформаторы языка торопятся совершить подмену, путая слова "пошлый" и "неприличный"). Ей дал прекрасное определение все тот же Набоков в своей статье 1957 года: "Пошлость – это не столько неприкрытая бездарность, сколько ложная, поддельная значительность, поддельный ум, поддельная привлекательность".
Добавим еще – поддельная смелость. Чем гаже оскорбления в адрес церкви и родины со стороны пошляков типа Собчак или Быкова, чем больше они чувствуют свою безнаказанность (юридическую – со стороны государства и, увы, моральную – со стороны общества), тем больше эти люди говорят о неких репрессиях в своей адрес. Наиболее охотно эти персонажи делятся этими своими страданиями с пошляками из иностранных СМИ, которые в свою очередь хотят КАЗАТЬСЯ своим читателям рисковыми друзьями диссидентов, собкорами, вернувшимися с холода. Только вот о страданиях своих подобные господа повествуют "жирными от фуа-гра губами" (выражение птенца всё того же гнезда – Альфреда Коха). Хочется казаться и благополучным, и гонимым одновременно.
Прошедшая неделя выдалась уникально урожайной на жирные пошлости. Пожалуй, настало время завести регулярный рейтинг пошляков. Кто же получит золотую, серебряную и бронзовую медали? Заявок, увы, много.
Универсализм Стивена Фрая
Думается, что "золото" все-таки заслужил британский комик, "верующий иудей" и гей по совместительству Стивен Фрай, направивший в Международный Олимпийский Комитет и премьеру Дэвиду Кэмерону призыв перенести олимпиаду из Сочи в Лиллехамер из-за предполагаемого преследования в России геев. Сравнив сочинскую олимпиаду с открытой Гитлером берлинской олимпиадой 1936 года (пошляки очень любят сравнивать все, что им не нравится, с нацистской Германией), Фрай обнаруживает вынесенные из поездки в Петербург глубокие познания в вопросе положения гомосексуалистов в России. "Путин повторяет совершенное Гитлером против евреев преступление в отношении ЛГБТ-сообщества в России, – пишет Фрай. – Любая защита или хотя бы здравое обсуждение гомосексуальности объявлены вне закона". Дальше, естественно, про "варварский и фашистский" закон, запрещающий пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений несовершеннолетним. Ну, и в конце такой пассаж: "Я гей и я еврей. Но каждый раз, когда в России (а это происходит постоянно) гея-подростка вынуждают к самоубийству, очередную лесбиянку насилуют в воспитательных целях, а геев обоих полов забивают до смерти неонацистские бандиты, пока российская полиция пассивно наблюдает, мир становится для меня меньше и я снова и снова рыдаю, видя, как мировая история повторяется".
Теперь ясно, что такое пошлость? Вот эти рыдания, вот это чудесное возвращение невредимого автора из "гомофобного" Питера; вот эта принадлежность автора и к клубу невредимых, и к клубу пострадавших – вот все эти вещи, взятые вместе, и называются пошлостью. А упоминание себя в качестве представителя великого ветхозаветного народа, в свое время впервые потребовавшего от человека преодоления греха, совмещенное с ложью и с апологией этого самого греха, – это уж вершина пошлости, топпинг на пицце "старого джентльмена", как называют в Англии дьявола. Симфония Белковского "Серебро" по справедливости отходит публицисту Станиславу Белковскому за статью "Душевная болезнь официальной церкви", опубликованной на страницах главной за последние годы трибуны московских пошляков – в газете "Московский комсомолец". Эксплуатируя трагическую гибель псковского протоиерея Павла Адельгейма, Белковский умышленно выдергивает из его наследия самые обиженные, самые горькие строки в адрес церкви. В своей статье Белковский проникает в стан врага, чтобы лучше разложить его: он, оказывается, воцерковленный православный и очень любит церковь, а потому терзает её лоно своими оскорблениями как бы изнутри и как бы любя, во имя низвержения якобы сошедшего с пути истинного священноначалия. Тот же самый приёмчик за последние два столетия либерально-революционная публика неоднократно отработала на ещё более крупном институте, чем церковь – на государстве в целом. Вот как говорили эти господа из поколения в поколение: Россию, мол, люблю, но с начальством не путаю, а потому отдаю другому начальству – сначала какому-нибудь Временному правительству, потом большевикам, потом либералам, теперь вот "болотникам", а еще лучше просто иностранцам, каких экономист Гуриев присоветует.
|