Поль гоген озорная шутка

Обновлено: 04.11.2024

На презентации полотна «Лунная ночь на Днепре» (1880) Архипа Куинджи зрители пытались заглянуть за полотно и проверить, нет ли там дополнительного освещения – такой яркой им казалась Луна.

Но дело здесь не в спецэффектах, а в таланте. Художник сыграл на контрастах темного и светлого и мастерски выписал рефлексы, отражение света на воде, облаках и стенах домов.

Впервые картину показали в Обществе поощрения художников в 1880 году, и других работ на выставке не было. Зал был затемнен, на картину было выставлено освещение, благодаря чему Луна и лунная дорожка казались еще более яркими.

Осторожно, красная собака!

Поль Гоген «Озорная шутка» Поль Гоген «Озорная шутка»

Однажды Гоген услышал, как посетительница выставки смеется над его красной собакой, потому что собаки красными не бывают! Гоген расстроился: в его понимании жаркое таитянское солнце действительно «красило» мех животного и почву вокруг в такой яркий цвет.

Поль Гоген «Желтый Христос» Поль Гоген «Желтый Христос»

Гоген любил чистый цвет, а фигуры и предметы очерчивал темной линией, из-за чего его картины напоминают витражи. Особую роль цвет играет и в картине «Желтый Христос», которая поражает контрастом: Спаситель мучается на кресте, пока крестьяне занимаются повседневной работой, не замечая его. Это двойная метафора: Гоген показал, что Бог всегда рядом, напомнил о его жертве и подчеркнул, что жизнь человека возможна благодаря ей.

Не все сразу

Рембрандт «Ночной дозор» (или «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга») Рембрандт «Ночной дозор» (или «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга»)

Картина Рембрандта «Ночной дозор» (1642) хранит множество секретов. Во-первых, изначально дозор был не ночным, а дневным – работа была светлее, но со временем потемнела.

Это групповой портрет роты, заказанный стрелковым обществом. Во времена Рембрандта это было модно: общества и гильдии заказывали групповые портреты своих членов для офисов. Гонорар, который запрашивал художник, делился на количество заказчиков, и каждый платил одинаковую сумму. А раз платили все одинаково, то художнику надо было ухитриться написать портрет так, чтобы каждый занимал на нем одинаковое место.

Рембрандт «Ночной дозор» (фрагмент) Рембрандт «Ночной дозор» (фрагмент)

Но Рембрандт не хотел писать очередную групповую «фотографию на паспорт» и подошел к заданию творчески. Он создал интересную композицию: рота выходит на светлую площадь из темноты арки. Раз люди изображены в движении, следственно, рост у них не как под линейку – на холсте есть и главные персонажи, и второстепенные. К тому же, помимо реальных членов роты, здесь присутствуют двое вспомогательных персонажей: барабанщик и девочка в золотом платье. Скорее всего, художник написал ее, чтобы гармонизировать композицию. Платье девочки сочетается с золотисто-белым камзолом лейтенанта (он стоит слева от капитана).

Заказчикам такая вольность не понравилась, зато теперь «Ночной дозор» входит в число самых легендарных картин за всю историю живописи.
Рембрандт нарушил общепринятые правила рынка – и картина от этого только выиграла.

А вам случалось нарушать правила и не жалеть об этом? Ведь прогресс двигают именно те, кто верит в «красных собак» и собственные убеждения.

Следующий анекдот

From Musée d'Orsay, Paris:
In April 1891, Gauguin set off for his first visit to Tahiti, in search of traces of a primitive way of life. He took his inspiration for imaginary scenes in his paintings from what he saw around him, as well as from local stories and ancient religious traditions. Arearea is representative of these works where dream and reality coexist.
In the foreground, there are several motifs, which he had no doubt observed, as they recur throughout the paintings of this period. There are two women seated in the centre of the picture, a tree cutting across the canvas, and a red dog. The sky has disappeared; a succession of coloured planes – green, yellow, red – forms the structure of the composition.
In the imaginary scene in the background, there are several women worshipping a statue. Gauguin has enlarged a small Maori statue to the size of a great Buddha, and has invented a sacred rite. All these elements create an enchanted world, full of both harmony and melancholy, where man lives under the protection of the gods, in a luxuriant natural environment, in an archaic, idealised Polynesia.
Arearea is one of a collection of Tahitian paintings exhibited in Paris in November 1893. Gauguin wanted to justify his exotic trip. However, this exhibition did not receive the enthusiastic response the artist had hoped for. The titles in Tahitian irritated many of his friends, and the red dog provoked much sarcasm. Nonetheless, Gauguin considered Arearea to be one of his best paintings, and in 1895, he went so far as to buy it back for himself before leaving Europe for good.

Следующий анекдот

Поль Гоген 1890-е Эже́н Анри́ Поль Гоге́н (фр. Eugène Henri Paul Gauguin [øˈʒɛn ãˈʁi ˌpol ɡoˈɡɛ̃]; 7 июня 1848 — 8 мая 1903) — французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года профессиональный художник. Работы Гогена при жизни не находили спроса, художник был беден. Картина Гогена «Когда свадьба?» — одна из самых дорогих проданных картин.
Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году пишет целых 80 полотен. После кратковременного (1893—1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию — сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. На этом острове он и умирает. Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение за реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.
Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ. Влияние творчества Гогена на искусство XX века бесспорно.
Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош». В нём описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом, для того чтобы заниматься живописью. В романе жизнь Гогена обрывается вследствие болезни проказой.

Следующий анекдот

Поль Гоген «Ареареа (Озорная шутка)»

Поняв, что Голландия больше не даст ему ничего в плане творческого развития, Ван Гог отправляется в вотчину импрессионизма – Париж, где знакомится с представителями этого направления, проникаясь уважением к их технике, а также увлекается японской живописью, влияние которой будет заметно во всех его последующих работах.

Читайте также: