Почему шутка с траурным венком чуть не обернулась реальной смертью зилова

Обновлено: 04.11.2024

Чем не похожа последняя часть романа — повесть «Фаталист»—на предшествующие?

«Фаталист» на фоне панорамы событий выглядит странно. У Печорина здесь нет «друзей» и «врагов». Любовь низведена до быта. Мысли о судьбе и воле самого человека так занимают героя, что ему не до Насти, «хорошенькой дочки» урядника, у которого он живет. Печорин здесь освобожден от конкретных привязанностей, от человеческих отношений. Речь идет о предметах более широких и общих, чем человеческие чувства, взаимоотношения, «поединки» с тем или иным кругом общества.

Действие происходит «на левом фланге» Кавказской линии. Здесь, где так близка возможность смерти, возникает спор о том, что же решает участь человека: его воля — или судьба, предопределение, т. е. предписание высших, небесных сил, ему не подвластных. Все персонажи повести делятся на верящих в судьбу и противящихся этой вере. К кому же относится название: к Вуличу, Печорину или, наконец, к Максиму Максимычу с его простодушным говором, завершающим роман?

Поначалу общество офицеров, обсуждающих «мусульманское поверье, будто судьба человека написана на небесах», не склонно верить в предопределение. Затем Вулич убеждает всех, даже Печорина, в обратном.

Обратим внимание на характеристику Вулича. Почему Печорин называет его «существом особенным»? Вулич по своей сосредоточенности на одной идее напоминает Сильвио из пушкинского «Выстрела», многие детали которого воскресают в «Фаталисте». Однако идеи Вулича отвлеченнее, бесчеловечнее, чем страсть Сильвио. Вулич — игрок, постоянно испытывающий судьбу. И в картах, и в истории с пистолетом он ищет власти над судьбой. Все остальное его не занимает. В этом причина его отчуждённости от других людей, закрытости. В этом и секрет его хладнокровия, когда под чеченскими пулями он отдает карточный долг. Бесстрашие Вулича объясняется не презрением к смерти, а почти гипнотической завороженностью одним вопросом, одной мыслью, которую ему важно решить, чтобы знать себе цену: «. может ли человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута»?

Рискуя жизнью, Вулич готов доказать Печорину, который утверждает, что никакого высшего предопределения нет, свою правоту. Но пари Вуличем затеяно не только для того, чтобы сделать Печорина фаталистом или приобрести над всеми «какую-то таинственную власть». Вулич себе хочет доказать, что судьба к нему все-таки благосклонна, хотя он в картах «обыкновенно проигрывал»: «. постоянные неудачи только раздражали его упрямство». Вот это «упрямство» и заставило Вулича играть уже не с карманом, а с жизнью своей. И он очень доволен, увидев в осечке пистолета признак благосклонности судьбы.

Что странно Печорину в поведении Вулича? После «победы» над судьбой реплика Печорина вновь возвращает Вулича к сомнению в неизменности своего счастливого жребия. Мгновенный переход от самодовольства к смущению и резкой сердитости выдает его неуверенность в себе.

Убедил ли действительно этот случай Печорина в том, что человек подчинен высшему предопределению? Вид ночного неба, в котором как бы спорят меж собой «месяц, полный и красный, как зарево пожара», и спокойно сияющие на темно-голубом своде звезды, освобождает его от «таинственной власти», какую приобрел над всеми присутствовавшими офицерами Вулич с его идеей Фатума: «. мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником!»

В этот момент Печорин не верит, что существует высшая сила, управляющая жизнью людей, и в то же время тоскует по вере, воодушевлявшей предков, убежденных,

что небесный мир участвует в их делах. Потомки, не верящие в судьбу, не верят и в себя. И это для Печорина — трагическое следствие эгоцентризма, позволяющего своевольно располагать своей жизнью. Парадокс обнаруживает горькую истину: люди, не признающие ничего более высокого, чем собственные желания, не обретают волю, а теряют ее: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению. »

Это место романа наиболее близко «Думе» Лермонтова. Печорин так же горько судит свое поколение, как и поэт. Но, признав, что безверие оказывается тем «роком», что парализует волю его современников, Печорин не подчиняется этому «предопределению»— диктату строя, общества, времени. Он берет решение каждого случая в свои руки, испытывая всё своим всепроникающим умом и подчиняя всё своей воле. Это и делает Печорина героем времени в подлинном, а не в ироническом смысле.

Осечка убедила всех, что есть высшее предопределение, не позволившее Вуличу умереть. Но Печорин прочел в его лице близость смерти. И оказался прав. Вулич был убит пьяным казаком именно потому, что отрешенность или пришедшая к нему вера в счастливый свой жребий, в неуязвимость свою не позволила ему мгновенно понять ситуацию, ясно увидеть, кто перед ним. Почему Вулич остановил казака? Или еще раз решил испытать судьбу? «Вулич шел один по темной улице, на него наскочил пьяный казак, изрубивший свинью, и, может быть, прошел бы мимо, не заметив его, если б Вулич, вдруг остановясь, не сказал: „Кого ты, братец, ищешь?" — „Тебя!" — отвечал казак, ударив его шашкой, и разрубил его от плеча почти до сердца. » Это обращение — «братец» — еще одно свидетельство несобранности Вулича. Так не обращаются, идя на риск, а следовательно, готовясь к опасности.

Последний эпизод повести — пленение пьяного казака — убеждает в том, что Печорин умеет бросить вызов судьбе, подчиняя, казалось бы, непреодолимо трудную ситуацию своей воле и точному расчету. Случай с Вуличем оказывается прологом к поединку Печорина с судьбой: «В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу». Спор с судьбой идет не только у Печорина. В ответ на уговоры есаула быть честным христианином и покориться, потому что «нечего делать: своей судьбы не минуешь!» — казак упорно и грозно кричит свое: «Не покорюсь!» Это еще один вызов судьбе — вызов пьяный и обреченный на неудачу.

Победа Печорина над бесовской силой, вселившейся в казака,— не случай, а проявление точного расчета, ловкости, силы, ума. И потому, хотя внешне всё выглядит фатально, Печорин так и не делается фаталистом: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера,— напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».

Смелость, жажда неизведанного, воля отличают Печорина от людей его поколения и позволяют автору сочувственно следить за его судьбой и называть его героем времени.

К кому относится название последней повести «Героя нашего времени»?

Подберите материал к плану доклада «Печорин и Гамлет»:

1. Гамлет — любимый литературный герой в России 30-х годов.

3. Отношение Гамлета и Печорина к миру и к собственной личности.

4. Дружба и любовь в судьбе Гамлета и Печорина.

5. «Мышеловка» Гамлета и эксперименты Печорина над его противниками как попытки подчинить зло истине и добру.

В чем сходство и отличие Онегина и Печорина? Отвечая, опирайтесь и на прочитанную статью В. Г. Белинского о романе «Герой нашего времени».

Напишите сочинение на одну из тем: «Друзья и враги Печорина», «Исторля яшзни__Печорина», «Дуэль в романе Пушкина „Евгений Онегин" и в романе Лермонтова „Герой нашего времени"».

Напишите очерки по жизненным впечатлениям: «Мое путешествие в . », «Человек интересной судьбы», «Портрет моего друга».

Прочтите пьесу советского драматурга Александра Вампилова «Утиная охота» (1970) и подумайте, чтб связывает ее с романом Лермонтова. Ответьте на вопросы: Какие сцены и почему более всего взволновали вас? Сочувствие или осуждение вызывает у вас Зилов? Кто из людей, окружающих Зилова, значительнее и лучше героя? Почему пьеса называется «Утиная охота»? Почему шутка с траурным венком чуть не обернулась реальной смертью Зилова? Поедет ли Зилов на охоту? Почему Зилов все время говорит реально только по телефону? Почему Зилов не верит людям и прав ли он по ситуации пьесы? Почему воспоминания занимают в пьесе больше места, чем реальная жизнь Зилова в настоящем?

Следующий анекдот

. Почему воспоминания занимают в пьесе больше места, чем реальная жизнъ Зилова в настоящем? Почему Зилов все время говорит реально только по телефону?
6. Почему шутка с траурным венком чуть не обернулась реальной смертью Зилова?
7. В каких сценах в Зилове видны благородство и желание человеческой близости?
8. Почему пьеса называется «Утиная охота»?

Лучший ответ

Я думаю, что название пьесы "Утиная охота" вполне обосновано
содержание пьесы.
Главный герой, Зилов, человек, потерявший нравственные ориентиры
в жизни; человек, пребывающий в духовном кризисе.
И единственное, что движет им, -- это предстоящая утиная охота.

Зилов собирался на утиную охоту и собирался постоянно и, видно,
не один год, из "серой жизни" в "светлое завтра".
Это выдуманное "светлое завтра", утиная охота, затмило ему главное
в жизни, семью, четыре года не был у отца и тот умер, не дождавшись сына.

Остальные ответы

кто все эти люди?

- потому что для героя воспоминания важнее реальной жизни. В воспоминаниях всё было хорошо и понятно, а реальность сложна и запутана, герой не знает, куда себя деть и чего он на самом деле хочет. Он уже великовозрастный мужик, а до сих пор не нашёл, куда в жизни себя приткнуть, кроме этой утиной охоты
6 - не помню
7 - благородство? Зилов так-то тот ещё ушлёпок
8 - потому что см. выше - герой до сих пор не нашёл, куда в жизни себя приткнуть, кроме этой утиной охоты. Для него это единственный якорь в жизни, он хочет поехать наконец на эту охоту, надеясь, что на ней он наконец почувствует себя живым, после неё всё станет хорошо - как становилось раньше. (но, вероятно, не станет)

Следующий анекдот

4 Почему Зилов не верит людям и прав ли он по ситуациям пьесы
3Как Зилов относится к жене Гале, к Вере, к Ирине? Любят ли они Зилова? Почему, любя Ирину, Зилов оскорбляет ее?
2. Кто из людей, окружающих Зилова, значительнее п лучше героя? Как автор относится к Кушаку, Валерии, Саяпину, Кузакову? Что отделяет Зилова от его окружения?
6. Почему шутка с траурным венком чуть не обернулась реальной смертью Зилова?
7В каких сценах в Зилове видны благородство и желание человеческой близости?

Лучший ответ

Главной проблемой, положенной в основу пьесы,
является снижение роли духовных ценностей.
Вампилов показывает читателям полтора месяца из жизни
инженера Виктора Зилова. Его возраст - около тридцати лет.
Однако он уже испы­тывает постоянную скуку и душевную
усталость.
Перед нами герой, который пытается разобраться в себе и
в абсурде окружающего мира. Что тому причиной?
Зилова не устраивает быт, которым живет его окружение:
слишком лицемерны и цинич­ны его знакомые.
Другой бы прожил, не задумываясь о смысле жизни.
Но Зилов так не может. Он не нахо­дит, ради чего жить, поэтому
становится равнодуш­ным.
Герой погубил весь запас душевных сил. Единственная отрада
для Зилова - охота. Она вы­ступает как подмена деятельной,
активной жизни: не случайно автор говорит, что Зилов не убил
ни одной утки, охота для него ценна сама по себе.
Вампилова волнует вопрос: как человеку не сло­маться,
сохранить себя, вступая в сложную жизнь.
Утиная охота- пьеса о ценностях поколения оттепели, если
говорить точнее, об их распаде.
В системе характеров пьесы нет положительных или
отрицательных персонажей. Есть уверенный в себе Дима,
страдающий от несправедливости бытия Зилов, вызывающая
Вера и пребывающий в постоянном страхе Кушак.
Есть несчастные люди, жизнь которых не сложилась и,
кажется, не могла сложиться.

Следующий анекдот

1. Сочувствие или осуждение вызывает у вас Зилов?
2. Кто из людей, окружающих Зилова, значительнее и лучше героя? Как
автор относится к Кушаку, Валерии, Саяпину, Кузакову? Что отделяет
Зилова от его окружения?
3. Как Зилов относится к жене Гале, к Вере, к Ирине? Любят ли они
Зилова? Почему, любя Ирину, Зилов оскорбляет ее?
4. Почему Зилов не верит людям и прав ли он по ситуациям пьесы?
5. Почему воспоминания занимают в пьесе больше места, чем реальная
жизнъ Зилова в настоящем? Почему Зилов все время говорит реально только
по телефону?
6. Почему шутка с траурным венком чуть не обернулась реальной
смертью Зилова?
7. В каких сценах в Зилове видны благородство и желание
человеческой близости?
8. Почему пьеса называется «Утиная охота»?

Голосование за лучший ответ

Зилов - абьюзер и сволочь. Его часто идеализируют, но совершенно напрасно. Эта тварь сам не живёт и другим не даёт. Жена его - типичная жертва абьюза (сильная, красивая, самодостаточная женщина, именно таких и выбирают психологические садисты), но есть надежда, что вырвется. Зилов наметил себе уже новую жертву, которая ведется на его обаяние и невьебите.. сть, он же такой весь загадоШный, такой непонятый. Просто скотина, просто нравится мучить людей. Давать ему по морде и почаще. Зовите официанта!
Почему пьеса так называется? Очень глупый вопрос от школьных учителей. Потому что Вампилову так захотелось, и искать здесь скрытые смыслы просто смешно.
Нет, Зилов не прав в отношении людей. Всё сложнее, чем он рубит. Ему нравится унижать людей и мешать их с грязью, а люди сложнее и глубже, чем ему видится. И смешной начальник, и распутная подружка, и доверчивый друг.
Почему воспоминания? Он недоволен собой, поэтому мстит людям. Но наедине с собой понимает, что гоМно он, а не люди, поэтому копается в себе, поскольку вовсе не дурак.
В сцене с женой (реконструкция свидания из прошлого) есть попытка вернуть человеческое тепло, но она проваливается, Зилов обречён.

Читайте также: