Почему сальери не понравилась шутка моцарта
Обновлено: 04.11.2024
Пушкин хотел назвать «маленькую трагедию» о них «Зависть», но передумал.
В пьесе композитор Антонио Сальери мучительно завидует своему коллеге Моцарту. Но главное не это. Сальери не понимает, за что Бог дал беспечному гуляке Моцарту священный дар — сочинять бессмертную музыку, в то время как усердный Сальери обречён оставаться в его тени.
Во времена Пушкина спорили о вине Сальери, но реальный Сальери никого не травил. В конце XVIII века Сальери был признан больше Моцарта, и не имел оснований завидовать ему.
Однако, с подачи Пушкина, имя Сальери стало нарицательным. Так называют завистливого человека, способного на злодейство.
«Образовательный медиапроект „Минуты Чтения“» реализуется МООМС «Большая семья» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Информационный партнер проекта — журнал «Фома».
Следующий анекдот
Великий композитор Амадей Моцарт умер 5 декабря 1791 года, когда ему было всего 35 лет. Считалось, что отравил его из зависти Сальери. И только почти 2 века спустя, в 1997 году Миланский суд за отсутствием состава преступления оправдал Антонио Сальери.
А аргументы каковы? И кто виноват в том, что Сальери столько лет считался отравителем Моцарта? Оказывается, Пушкин.
Как-то напоминает бытовавшую ранее присказку: Кто будет делать - Пушкин, что ли? Или: А кто виноват - Пушкин?
Вот и здесь уже не в шутку, а вполне серьезно в устоявшемся негативе обвиняют Александра Сергеевича.
Здравствуйте, так ли это, и вообще, как все было, давайте в этой истории и разберемся.
Получается некий перекос
Пытаясь изучить информацию, чего вы только не найдете. И то, что Сальери был более известен, успешен, богат, занимал должности, награждался. Обучал тех, кто стали впоследствии великими композиторами. Моцарт на его фоне, считают, явно проигрывал.
Дело в том, что есть в любой истории настоящее и будущее. Так вот будущее все расставило на места.
Гений музыки - это Моцарт, Сальери тоже не забыт, однако, далеко не на первом месте. Недаром, - большое видится на расстояньи.
Считают так же, что если кто кому и завидовал, то это Моцарт Сальери, а не наоборот. Однако, даже шутки показывают, насколько один был гениальнее другого.
Бедным Моцарт не был и наградами не обделен
Композитор хорошо зарабатывал, давал концерты, брал заказы, богатых учеников.
Было время, когда его годовой доход составлял 10 000 флоринов, а многие представители высшего класса имели всего 500 флоринов, простые рабочие 25.
В письме к отцу Моцарт упоминает, что однажды за 1 только концерт ему предложили 1000 флоринов. Баснословные деньги.
Но композитор умел не только быстро и много зарабатывать, но и заработанное очень быстро спускать. Потом пришлось сильно потратиться на лечение жены. Поэтому были разные времена: то густо, то пусто.
Наверное, поэтому после похорон Моцарта пополз слушок, якобы он задолжал 30 тысяч флоринов. Его жена Констанца слух этот опровергла.
Тем более, что композитор в последние годы написал несколько выдающихся произведений, а премьера оперы «Волшебная флейта» увенчалась успехом, она состоялась за несколько месяцев до его кончины.
Был или не был отравлен Моцарт, узнать невозможно
Сам композитор считал, что его отравили, он сказал жене, что долго не протянет, потому что кто-то, наверное, дал ему яда. Сын, кстати, вспоминал: «Тело отца было странно распухшим, как у отравленного ртутью».
И как только стало известно о кончине композитора, в Вене можно было услышать пересуды, что маэстро убит, что его отравили.
В подозреваемые попал Сальери. Потеря близких, личные неурядицы, слухи, которые не прекращались, лишили его со временем душевного спокойствия.
Как считается, будучи психически больным, он признался в отравлении Моцарта. Потом, как бы очнувшись, все отрицал .
А затем опять признавался. Подтверждением стали "Разговорные тетради" Бетховена, ученика Сальери. Поскольку Бетховен был глухим, он общался через переписку в специальной тетради.
В одной из таких тетрадей сохранилась запись: "Сальери снова очень плохо. У него полностью помутился рассудок. Он не прекращает говорить, что виновен в смерти Моцарта, что он дал ему яд".
Когда в конце прошлого века состоялся оправдательный для Сальери суд, более исторический, чем юридический, можно было подкрепить все исследованиями, однако никто не знает, где захоронен великий композитор.
Похоронен он в общей могиле, неизвестно где, сейчас на кладбище ему установлен памятник, но под памятником пусто, захоронения там нет.
Со временем, якобы нашли череп великого композитора, но 100% гарантии, что принадлежит он Моцарту, тоже нет.
И все-таки причем здесь Пушкин
К прижизненным бедам Антонио Сальери Александр Сергеевич никакого отношения не имеет. Все подозрения, обвинения, все страдания Сальери с великим поэтом никак не связаны.
Да, и по времени не сходится. Антонио Сальери умер в 1825 году, со дня смерти Моцарта он уже был 30 с лишним лет был под подозрением как отравитель гения.
Маленькие трагедии, в числе которых “Моцарт и Сальери”, написаны Пушкиным в Болдинскую осень 1830 года, так что опорочить Сальери он точно не мо г.
Он просто гениально изложил известную в те времена историю. И повредить подпорченной репутации никак уж не мог.
Следующий анекдот
Большинство слышали о Вольфганге Моцарте как о великом композиторе XVIII века, а что Вы слышали об Антонио Сальери?
Антонио Сальери(слева) и Вольфганг Амадей Моцарт. Антонио Сальери(слева) и Вольфганг Амадей Моцарт.Со временем имя Сальери затуманилось слухами, связанными с конкурентными отношениями с Моцартом и его ранней кончиной. Есть ли правда в этих слухах? Или время преувеличило эту историю, нанеся ущерб репутации Сальери? Какие на самом деле отношения были между композиторами?
Слухи и сплетни
Незадолго до кончины Антонио в 1825 году по Вене поползли слухи о том, что он отравил Моцарта. Поэт Александр Пушкин драматизировал эту идею в своей пьесе «Моцарт и Сальери», опубликованной в 1830 году. Позже, в XIX веке, Николай Римский-Корсаков перенял концепцию Пушкина и создал короткую и юмористическую оперную пьесу. Поэтому опера положила начало тенденции преувеличивать это спорное соперничество.
В 1979 году британский драматург Питер Шеффер написал «Амадея» - современный и утончённый взгляд на пьесу Пушкина. Пять лет спустя режиссёр Милош Форман перенёс историю Амадея на серебряный экран. Фильм получил восемь премий «Оскар», в том числе одну за яркое изображение Антонио Сальери Фаридом Мюрреем Абрахамом. Однако широко распространённый сейчас миф о соперничестве между Моцартом и Сальери не может быть далёким от истины. Эксперты утверждают, что существует слишком мало фактических доказательств в поддержку предполагаемого предательского поведения Антонио по отношению к Моцарту. Также нет фактов, подтверждающих обвинения в отравлении, которые продолжают следовать за именем Сальери.
Единственным надёжным источником, подтверждающим возможность неприязни между двумя композиторами, является содержание писем Моцарта. Однако заявления в этих письмах лишь показывают наличие жалоб Амадея и понятное количество зависти и разочарования, направленных на старшего и более совершенного Антонио. В 1771 году Моцарт уступил Сальери должность музыкального наставника принцессы Вюртембергской. Принцесса предпочла Антонио из-за его хорошо известной репутации безупречного учителя.
Некоторые историки также утверждают, что Амадей даже обвинил Сальери в провале своей оперной премьеры. Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, размышлял об этом в одном из своих писем и сказал, что Антонио и его помощники перевернут небо и землю, чтобы поставить оперу.
Антонио был в состоянии помочь борющемуся Амадею, но он пренебрёг этим. Тем не менее, после смерти Моцарта Сальери взял его сына Франца Ксавера под своё крыло и устроил его на приём при дворе императора. Он даже продолжал продвигать и дирижировать симфонией соль минор Моцарта в 1791 году.
В 2015 году композитор и музыковед Тимо Йоуко Херрманн открыл партитуру кантаты Per la ricuperata salute di Ofelia. Сочиненная в 1785 году, пьеса состоит из одного раздела, написанного Антонио Сальери, и другого раздела, написанного Вольфгангом Амадеем Моцартом. Это исторически исключительное открытие, наконец, придаёт больше смысла отношениям между двумя композиторами, проливая истинный свет.
Слухи - слухами, а жизнь публичных людей всегда под пристальным вниманием, тем более, когда речь заходит о выдающихся исторических личностях. На ней обещал жениться сам Моцарт , за ней ухлёстывали мужчины разных возрастов, её невзлюбили женщины, но всё это и многое другое не помешало Марии-Антуанетте стать многодетной матерью, а также одной из самых нелюбимых королев.
Вражда, которой никогда не было
Действительно, Моцарт и Сальери были конкурентами в музыкальном мире.
Антонио Сальери PD-US Антонио Сальери PD-USАнтонио Сальери был известнейшим композитором XVIII века и работал капельмейстером(дирижером) императора Иосифа II, а также преподавал уроки музыки принцессы Елизаветы Вюртенбергской.
Юный и еще неизвестный Моцарт полагая, что он лучше подходит в качестве учителя австрийской принцессы, нежели итальянский композитор(Моцарт был австрийцем), подал заявление на эту должность после смерти императора. Однако его прошение было отклонено. Моцарт был поражен этому.
В письмах к отцу он писал, что именно Сальери чинил ему всевозможные препятствия. Однако Сальери никак это не комментировал.
Пути двух композиторов пересеклись через год, когда Моцарт снова подал заявку на должность учителя музыки принцессы.
И она вновь была отклонена.
Мало того поэт Лоренцо да Понте, работавший над постановкой оперы Моцарта "Дон Жуан" в Праге, был немедленно вызван в Вену для работы над музыкальными произведениями Сальери, которые готовились для королевской свадьбы.
Очевидно, что Моцарту это не понравилось.
Однако позднее, пока Моцарт стремительно врывался в музыкальную культуру благодаря своей виртуозности и одаренности, сочинения Сальери отходили на второй план.
Хотя Сальери по секрету признался близким друзьям, что ему не нравятся ни его конкурент, ни его работы, он никогда не выражал свои чувства общественности, чтобы избежать привлечения внимания.
Некоторые историки также отмечают, что Сальери с возрастом ожесточился по отношению к Моцарту, поскольку произведения последнего продолжали набирать известность даже после его преждевременной смерти.
Таким образом, Сальери опасался, что его способности скоро затмят работы Моцарта в глазах современников. Однако это, скорее всего, очередная выдумка.
Следующий анекдот
Отписаться можно в любой момент.Антонио Сальери вырос в музыкальной семье и с юных лет мог развивать свои таланты. Его первые музыкальные шаги были сделаны во время изучения клавесина и скрипки. К сожалению, его родители скончались, когда он был ещё подростком. Вскоре после этого он начал своё музыкальное образование в Венеции вместе со своим старшим братом, учеником Джузеппе Тартини. Во время учёбы Сальери посчастливилось привлечь внимание Флориана Гассмана, приглашённого композитора из венского двора. Вскоре после этого итальянский композитор начал работать на службе у императора Иосифа II.
Следуя приглашению Флориана Гассмана, Антонио отправился в Вену, город, который останется его домом на всю оставшуюся жизнь. Итальянский композитор начал свой путь как ученик нескольких известных венских музыкантов.
Королевская семья была широко известна как щедрый покровитель музыкального искусства в Вене. Музыканту было всего двадцать четыре года, когда император назначил его придворным композитором в 1774 году. В том же году Антонио познакомился со своей будущей женой Терезой (Терезия) фон Хельферсторфер, с которой у него родилось восемь детей. Впоследствии итальянский композитор стал императорским королевским капельмейстером (музыкальным руководителем) двора в 1788 году. Он занимал эту должность до 1824 года. Сальери также носил титул президента Общества музыкальных художников в Вене. Его первой оперной пьесой была комедия 1770 года под названием «Учёные женщины» , получившая ошеломляющий успех.
В наши дни, несмотря на многочисленные заблуждения, Антонио по-прежнему помнят, как чрезвычайно плодовитого композитора. Его впечатляющие достижения включают тридцать три оперы, десятки священных и светских хоровых произведений и несколько сочинений для различных инструментальных ансамблей. Он путешествовал по всей Европе и представлял свои оперы на многих уважаемых европейских концертных площадках.
Он написал сорок три оперы в итальянском стиле, различные балеты, оркестровую музыку, два фортепианных концерта, многочисленные кантаты, арии и произведения духовной музыки. Его оперные произведения получили выдающийся отклик как в Париже, так и в Вене и принесли ему большое признание как композитору и дирижеру. Антонио преподавал большому количеству ныне известных композиторов. Среди его впечатляющих учеников Людвиг ван Бетховен, Карл Черни, Джакомо Мейербер, Франц Шуберт и Ференц Лист. Итальянский композитор также был учителем сына Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Ксавера. Он часто давал бесплатные уроки композиции, возможно, из-за своего
сиротского прошлого.
Биографы продолжают изображать его как щедрого, доброго и благородного человека. Точно так же его способность дружить с весьма респектабельными людьми говорит о том, что Антонио обладал немалым обаянием и харизмой. С другой стороны, временами он не испытывал недостатка в высокомерии и гордости. Например, однажды Людвиг ван Бетховен узнал о гневе Антонии, представив концерт в тот же вечер, что и ежегодный рождественский бенефис Сальери. Тем не менее итальянский композитор до сих пор известен как человек остроумный, который часто шутил на свой счёт.
Лоренцо да Понте, главный либреттист «Женитьбы Фигаро» Моцарта, «Дон Жуана» и «Так поступают все женщины, или Школа влюблённых», часто хвалил музыку Моцарта в своих мемуарах. Однако он сделал то же самое и с Сальери. Антонио также написал собственные мемуары, которые его друг Игнац фон Мозель положил в основу биографии, опубликованной в 1827 году.
В 1816 году Антонио был награждён Гражданской медалью Почета на концерте, организованном некоторыми из его любимых учеников. После пятидесяти лет службы при дворе он вышел в отставку в 1824 году, всего за год до своей смерти. Ему было семьдесят пять.
Наследие
Называть Антонио святым покровителем посредственностей, как это делает Питер Шеффер в своей пьесе «Амадей», было бы несправедливой оценкой. Его оперы потрясающе мелодичны, безупречно написаны и, несомненно, новаторски. В конце концов, Сальери был одним из самых выдающихся и уважаемых композиторов своего времени. Посвятив свою жизнь музыке, итальянский композитор оставил после себя ошеломляющее наследие, в том числе множество произведений, которые опередили своё время как в музыкальном, так и в тематическом плане. Эти давно забытые шедевры, несомненно, заслуживают того, чтобы стоять рядом с наследием его известных учеников, таких как Франц Шуберт и Ференц
Лист.
Премьера шедевра Антонио «Il mondo alla rovescia» состоялась в Вене в 1795 году. Опера была написана на итальянском языке поэтом и либреттистом Катерино Томмазо Маццола. Эта исключительно забавная комедия излучает беззаботный дух и неоспоримое остроумие. Действие оперы разворачивается на мифическом острове во времена правления амазонок. Всё меняется с прибытием двух потерпевших кораблекрушение аристократов, графа и маркизы. Вместе с ними прибывает европейское судно, посланное им на помощь. Опера жива и неотразима во всём, и она умело опирается на комическое творчество. В некотором смысле она выделяется своей смелостью и прогрессивностью благодаря чёткой смене гендерных ролей.
Лучшие музыкальные моменты выходят на первый план в мирные моменты размышлений. Сюда включены торжественная, медленная часть в финале первого акта и гимнический хор в конце второго. Другими выдающимися производными от оперы являются две арии маркизы и безмятежная пасторальная ария, посвящённая полковнику, который убеждает графа остаться на острове.
«Аксур, король Ормуза» считается самой значительной оперой композитора. Премьера этой трагикомической драмы состоялась в Вене в 1788 году. Разыгранная на итальянском языке, опера была переработана знаменитым либреттистом Лоренцо да Понте. Она представляет собой итальянскую версию французской пьесы Сальери 1787 года «Tarare». Это была также его последняя опера, исполненная в Париже. Да Понте пишет в основном вслед за «Tarare», но две оперы значительно отличаются друг от друга деталями и характеристикой. История оперы Антонио следует за приключениями и трагедиями Аксура, короля королевства Ормус в Персидском заливе. Главную роль исполнил Франческо Бенуччи, который также сыграл первого Фигаро в опере Моцарта «Женитьба Фигаро». За короткий промежуток времени «Аксур» стал одной из самых известных опер Вены.
«Die Neger» представляет собой последнюю оперу Антонио. Премьера зингшпиля на немецком языке состоялась в 1804 году в Вене. Для этого произведения итальянский композитор сотрудничал с либреттистом Георгом Фридрихом Трейчке. Действие происходит на острове в Карибском море, который находится под колонизацией Англии. Персонаж лорда Бедфорда стремится стать губернатором этой колонии, поэтому вынуждает своего соперника, лорда Фолкленда, бежать из страны. Лорд Бедфорд также положил глаз на прекрасную Фанни, невесту Фолкленда и дочь старого губернатора. После пары лет изгнания Фолкленд возвращается под маской и поступает на службу к Бедфорду. В конце концов Фолкленд одерживает верх в своих поисках и женится на Фанни. Кроме того, горничная Фанни Бетти также выходит замуж за афроамериканского персонажа Джона. Этот акт приводит к прекрасному вдохновляющему межрасовому любовному дуэту, который в то время не был обычной практикой.
Несмотря на нынешнее неполиткорректное и оскорбительное название, в либретто нет и следа расистских тенденций. Антонио, который был известен своей кампанией в пользу отмены рабства, также поставил всех персонажей на один и тот же музыкальный уровень. К сожалению, эксперты считают, что прогрессивные тенденции оперы были основной причиной её преждевременной отмены в то время. Тем не менее, в наши дни его по-прежнему хвалят и чтят за его этику.
Читайте также: