Почему на фронте так важно услышать шутку
Обновлено: 26.12.2024
Ведущий 1. Добрый вечер! Сегодня мы хотим предложить вам открыть ещё одну страницу летописи Великой Отечественной Войны.
Ведущий 2. Что такое война? Это смерть, кровь, безумие.
Ведущий 1.Казалось бы, тяготы и страдания военного времен не оставляют места для шуток и смеха. И тем не менее шутка всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.
Ведущий 2. Песни и юмор были необходимы солдатам на войне и в походе, и на привале. Даже в бою они вдохновляли бойцов, позволяли в минуты отдыха сделать передышку, а в решительные минуты мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.
Ведущий 1. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились блокноты с записями фронтовых песен и анекдотов. Считали, что шутка и хорошее настроение — это вторая винтовка.
Ведущий 2. Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкали песни и шутки, потому что они крепили армейскую сплоченность и фронтовую дружбу, напоминали бойцам о доме, о родных и любимых.
(Звучит мелодия “Катюша” Матвея Блантера и Михаила Исаковского.)
Ведущий 1. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на её мелодию неоднократно сочинялись новые слова, самими бойцами, прямо на привале. Песня становилась ещё ближе, ещё нужнее.
Ведущий 2. На сегодняшнем вечере вы услышите несколько фронтовых “Катюш” — песен, которые помогали бить врага.
(Исполняется несколько вариантов)
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой;
Провожала милого Катюша
На борьбу с фашистскою ордой.
На прощанье счастья пожелала
И наказ ему давала свой:
– Бей врага! — Катюша приказала.—
Бей врага и будь в бою герой!Отцвели вы, яблони и груши,
Только дым клубится над рекой.
В лес ушла красавица Катюша
Партизанской тайною тропой:
Не выходит, песню не заводит,
Не поет на берегу крутом,—
По лесам Катюша наша бродит,
По лесам сражается с врагом.На свои послания — из дому
Получил боец письмо в ответ.
В том письме залеточке родному
Шлет Катюша ласковый привет.
"Я теперь, — Катюша пишет другу,—
Не хожу на берег, где туман:
Темной ночью, взяв винтовку в руку,
Бью врага с отрядом партизан".Весь блиндаж снарядами разрушен,
Вдоль реки метелица свинца,
Но выходит на берег Катюша,
Слыша голос русского бойца.
Вот летит она стрелой, как птица,
Вот ползет по краешку леска.
Наша Катя пули не боится,
Не боится вражьего штыка!
Ведущий 1. He будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали “Катюшей” гвардейский многоствольный миномёт — грозное оружие, которого панически боялись враги!
Ведущий 2. В дни войны появилась песня “В землянке” на стихи Алексея Суркова.
И эта песня тоже “дописывалась” безымянными фронтовыми поэтами: как будто девушка отвечает своему любимому. Вот один из вариантов. (Можно заранее отпечатать текст и отдать в зал, желающие могут исполнить группой).
Ветер, вьюга метёт и метёт,
Ночь морозная смотрит в окно,
А в холодной землянке поёт
Загрустившее счастье мое.
Слышу голос тоскующий твой,
Слышу песни двухрядки твоей.
Не грусти, дорогой мой, родной,
Поиграй что-нибудь веселей.
В белоснежных полях холодно,
Вьется дым, над землянкой клубясь.
Не грусти, дорогой мой родной:
Я люблю, как и прежде, тебя.
Ведущий 1. Песня объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом.
Ведущий 2. Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война — это не праздник, не парад. И всё же звучали на фронте шутки, раздавался смех. Иногда бойцы были не прочь и сплясать “Русского” или “кадриль”. жизнь продолжалась.
Музыка “ Русского”.
И забыто — не забыто,
Да не время вспоминать,
Где и кто лежит убитый
И кому ещё лежать.
Плясуны на пару пара
С места кинулися вдруг.
Задышал морозным паром,
Разогрелся тесный круг.
Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно — гармонист.
Для начала, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
И пошёл, пошел работать,
Наступая и грозя,
Да как выдумает что-то,
Что и высказать нельзя.
Словно в праздник на вечерке
Половицы гнёт в избе.
Прибаутки, поговорки
Сыплет под ноги себе.
Подает за штукой штуку:
Эх, жаль, что нету стуку,
Эх, друг,
Кабы стук,
Кабы вдруг — мощеный круг!
Кабы валенки отбросить,
Подковаться на каблук,
Припечатать так, чтоб сразу
Каблуку тому — каюк!
Ведущий 2. Есть жанр народного творчества- частушка. Всего 4 строчки, а сколько задора, затаённой грусти и оптимизма! Частушка мгновенно откликалась на все события фронта и тыла. В частушках Великой Отечественной войны отразился русский характер.
Ведущий 1. Предлагаем вам попробовать свои силы в исполнении частушек. Представители от классов, пожалуйста, слова частушек готовы. Ваша задача приготовиться к исполнению.
1-я частушка. Выбирайте!
(Учащиеся разбирают карточки. На каждой — слова одной частушки.)
А мой милый — лётчик, лётчик.
Прилетел орёл долбить.
Его быструю машину
Не могли фашисты сбить.Я на бочке сижу,
А под бочкой мышка.
Скоро русские придут —
Немцам будет крышка!Милый Вася, я снялася
В гимнастёрке под ремень:
На груди сияет орден
И пилотка набекрень.Девушки у нас весёлые,
На границе тишина:
Сорок пятого, девятого
Закончилась война.Как в Германии недавно
Поросёнок околел:
Три недели Гитлер плакал —
Поросятины хотел.Дайте, дайте мне винтовку,
Пойду воевать —
В партизанские отряды,
Партизанам помогать.Лес грузили, воз толкали,
Меж собой ругалися,
А гармошку услыхали
Сразу рассмеялися.
Ведущий 2. События Великой Отечественной войны нашли отражение в пословицах и поговорках. Сейчас разминка для ума.
(Ведущий делит зрителей на 2 команды.)
Ведущий 1. Каждая команда получает по 5 карточек красного и по 5 карточек синего цвета. На красных карточках начало пословиц, на синих — окончание. Когда первая команда зачитывает начало пословицы, вторая должна быстро найти её окончание, и наоборот. Побеждает та команда, которая ни разу не ошибается. Вполне возможно, что с заданием отлично справятся обе команды.
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки.
Недаром говорил Василий Тёркин:
Если ночь застала в роще,
И придётся спать в ночи
Чуть пожёстче, чем у тёщи
Или дома на печи;
Если холодно, к тому же,
И костра не разложить,
Будь с весёлой шуткой дружен,
С грустью незачем дружить!
Ведущий 1. A уже когда война закончилась, Победу праздновали и песней и пляской, и чем ещё могли! Мирное время — какая радость! Выстояли, победили! Это не только благодаря смелости, храбрости, а также и песне, шутке, которые согревали души солдат. Казалось, что и Земля поёт.
Кто сказал, что Земля не поёт,
Что она замолчала навеки?!
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля — это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу!
6. «У меня у знакомого»
Обычно так говорят дети, которые пока не умеют правильно строить предложения. Но мы-то с вами взрослые люди. Рассказывая какую-то историю, важно донести мысль правильно, чтобы у слушателя не возникало дополнительных вопросов: «так у кого — у тебя или у твоего знакомого?». Поэтому говорим правильно: «у моего знакомого», «у моей мамы» и так далее.
3. «Случилось архиважное событие»
Ничего криминального в приставке «архи» нет. Однако она относится к разряду устаревших, используется в юмористическом смысле и совсем редко. Не перегружайте ею свою речь. Добавить событию важности можно по-другому: скажите «случилось невероятно важное событие» или «произошло нечто исключительно важное».
«Ходит Гитлер по Берлину…»
Особое место на войне принадлежало меткому солдатскому слову. Казалось, суровость военного времени не оставляет места для стихов, песен, шуток и смеха. Но именно они и сопровождали солдата в походе, на привале, а то и в бою. Только шутка подчас могла мобилизовать бойца, помогала уберечься от паники и слабости.
У многих бойцов в карманах гимнастерок, у самого сердца вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились листы или блокноты со словами фронтовых песен, стихами и анекдотами. Многие по праву считали, что шутка и хорошее настроение – это вторая винтовка. У нас в семье тоже хранятся блокноты моего отца-фронтовика гвардии старшего сержанта Иванова Георгия Васильевича с различными вариациями известных песен и шуток. Обращает на себя внимание и то, с какой любовью блокноты оформлены.
Что читали красноармейцы
Как не вспомнить, к примеру, шутливые вариации легендарной песни «Синий платочек». Вот одна из них:
Синенький скромный платочек
Немец в деревне украл,
В темные ночи, поздней порою
Спину он им накрывал.
Удар получив под Москвой,
Мчат от столицы,
Им не вернуться домой.
А вот как переделали в сатирическом плане другую знаменитую песню – «И кто его знает»:
Ходит Гитлер по Берлину
Возле дома своего,
И не скажет ничего.
И кто его знает,
Зачем он моргает?
Раздобудет пятm дивизий –
Он танцует и поет.
А как сводку прочитает —
Отвернётся и вздохнет.
И кто его знает,
Зачем он вздыхает?
Следующий анекдот
Известный поэт-фронтовик Николай Доризо в свое время написал такие строки:
Да! Делили мы корки последние.
Да! Рвались под ногами снаряды.
Но при этом писались комедии
Даже в дни Ленинградской блокады.
Стон фашистских вояк
Фронтовой фольклор был распространен во всех родах войск: среди летчиков, моряков, танкистов, связистов, пехотинцев, саперов. Основные его жанры – песни, частушки, предания, устные рассказы, пословицы, поговорки, загадки.
«И русский говорит «гут», когда немцы бегут», «Чем глубже в лес, тем хуже для эсэс», «К нам на танках, а от нас на санках» – так говорили на Западном фронте осенью 1942 года.
Но особое место во фронтовом юморе занимает анекдот. Короткий и емкий по содержанию, он иногда так все расставит по своим местам, что диву даешься, как это можно было придумать в окопах под свист снарядов и пуль.
Приведем несколько примеров.
Конец войны. Немцы разговаривают в окопе:
– Эх, хорошо бы изобрести такие панцири на грудь, чтоб никакая пуля не брала!
– Зачем на грудь при теперешних делах? Уж лучше на спину!
С миру по нитке – Гитлеру веревка!
Геббельс лает – радио уносит.
– Оберфюрер, почему наша дивизия называется «Мёртвая голова»?
– Потому что живых голов уже почти и не осталось.
– Наше отступление, оказывается, не стихийное, а по плану.
– Безусловно, по плану… русских.
– «Выдь на Волгу: чей стон раздается?»
– Фашистских вояк под Сталинградом.
Но закончить мне хочется фронтовой байкой от Юрия Никулина. Всем известно, что любимый нами артист цирка и кино был фронтовиком, зенитчиком и воевал на Ленинградском и Прибалтийских фронтах.
Он рассказывал, что после взятия города Тарту в Эстонии были разные трофеи, а Юре Никулину достался котелок спирта. Он выменял его у одного из солдат на полную немецкую офицерскую форму (для своего «театра»). А был у них в дивизионе повар – трус и хвастун. Решил Никулин над ним подшутить. Оделся немцем и выскочил из кустов на полевую кухню: «Хенде хох!». Повар со страху руки задрал, а в руках черпак с горячими щами, которые пролились ему на голову. Никулин хохочет, а повар бежать! Прибежал в штаб, кричит: «Немцы!». Послали солдат на разведку, а у кухни сидит солдат Никулин и щи уплетает…
2. «Скучаю за тобой»
Выражение, перекочевавшее к нам из южных диалектов России. Фраза, которая моментально выдает в человеке провинциала. Нельзя скучать «за» кем-то.
Скучают «по» кому-то. И только так!5. «Мне все равно на тебя»
Эта речевая ошибка называется смешением устойчивых выражений. Есть фраза «мне наплевать на тебя», и схожая с ней по смыслу «мне все равно». Соединять их нельзя, так как «все равно» — это предикатив, обозначающий состояние, он не употребляется с предлогами и существительными. Скажите просто и грамотно: «я равнодушен к тебе», или «мне плевать на твои действия».
10. «Вкусные цены» или «вкусные тексты»
Обычные люди, к счастью, редко употребляют это выражение.
Чаще всего им «болеют» те, кто занимается продвижением и рекламой. Действительно, когда эта фраза была произнесена или написана в первый раз, она звучала очень свежо, броско, привлекала внимание. Сегодня ее затерли, довели до абсурда и превратили в убогий штамп. Цены могут быть выгодными, а тексты – подходящими, цепляющими, безукоризненными.
Следующий анекдот
"Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые. " Чем-чем, а "роковыми минутами" XX век не был обделен. Поэт Александр Твардовский знал это не понаслышке. На его долю выпало стать поэтическим зеркалом трех трагических периодов, потрясших и мир, и большую и малую родину. Он пережил и перестрадал и 30-е, и 40-е, и послевоенные годы, но ему посчастливилось дожить до тех дней, когда он смог, наконец, правдиво и откровенно рассказать о пережитом.
Твардовский, как человек бескомпромиссный и честный, считал, что неправильно замалчивать черные страницы нашей истории, необходимо предать их гласности, переосмыслить эти события.
Еще в поэме "За далью — даль" были произнесены слова: "Молчанье — тоже ложь". В его последнем, итоговом произведении — поэме "По праву памяти"— эта бесспорная мысль получила дальнейшее развитие: "Нет, все былые недомолвки домолвить ныне долг велит". Потому что — и это первейший и всеопределяющий принцип поэта — "Одна неправда нам в убыток и только правда ко двору!"
В декабре 1963 года, окончив работу над поэмой "Теркин на том свете", в которой была сделана попытка сатирического разоблачения тоталитаризма, Твардовский записал в рабочих набросках:
. Недосказал. Могу ль оставить
В неполноте такую речь,
Где что убавить, что прибавить —
Как долей правды пренебречь?
Годам и дням ведя отсчет.
Недосказал — и горя нету.
Нет, недосказанное жжет.
Первоначально Твардовский собирался добавить "недосказанное" как главу в поэму "За далью — даль", но затем главы сложились в самостоятельное произведение, в котором поэт заново переосмыслил все, о чем писал раньше, — в поэму "По праву памяти".
Эта поэма — социальное и лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбах отдельной личности, осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились тяжелые противоречия времени. Мотив поиска правды, как истины и справедливости, сквозной в поэме — от обращения к себе во вступительных строках: "Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой" — до завершающих слов о целительном настое "правды сущей", добытой ценой жестокого опыта.
В произведении развиваются и углубляются мотивы, прозвучавшие в книге "За далью — даль" (тема репрессий в главах "Друг детства" и "Так это было"), но теперь они приобретают более личностный характер. Ведь все, о чем пишет поэт, было поистине выстрадано им самим. Речь идет о судьбе его семьи и его собственной судьбе. Потому и построена поэма как взволнованный монолог, обращенный к современникам и, главным образом, к молодым людям — к "вам, из другого поколенья". Это страстная исповедь про то, что "душу жжет": о попирании неписаных человеческих законов, о поругании человеческого достоинства, о неслыханном произволе 30-х годов, стоившем миллионы жизней, в том числе о поломанных судьбах своих братьев, сестер, отца, матери, высланных в 30-е годы на Северный Урал, и о многих других злодеяниях. Сама память в поэме Твардовского — это не просто взволнованное воспоминание о былом, а невозможность забыть, неотпускающая боль души, постоянное тревожное напоминание о том, что никогда не изгладится в сердце.
Первая глава поэмы "Перед отлетом" — рассказ о юности автора, о друге, с которым они наивно мечтали о счастье и верили в светлое будущее:
Готовы были мы к походу.
Что проще может быть:
Не лгать. Не трусить.
Верным быть народу.
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
То и жизнь отдать.
Молодые, уверенные в себе оптимисты, они не предполагали, что от жизни нужно ждать не только счастья. "Сомненья дух" им "был неведом", но тем горше было разочарование, постигшее их при столкновении с действительностью. Уже в этой главе слышно предзнаменование суровой реальности, трагических конфликтов эпохи.
Глава "Сын за отца не отвечает" — отражение той неразрешимой ситуации, в которую попал сам Твардовский в начале 30-х годов. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как "сын кулака".
А как с той кличкой жить парнишке,
Как отбывать безвестный срок, —
Толкует автор этих строк.
Читая поэму, мы ощущаем, как сильно была ранена душа молодого поэта, ощущаем всю глубину той великой исторической трагедии, которая обернулась личной бедой не только для него, но и для многих тысяч людей того поколения. Мы понимаем, каково было его отцу — честному крестьянину-труженику услышать жестокий и несправедливый, как говорит поэт, "слепой и дикий для круглой цифры приговор". Ему, зарабатывавшему хлеб собственными, в сплошных мозолях руками, о которых поэт с такой любовью и горечью говорит:
В узлах из жил и сухожилий,
В мослах покрюченных перстов —
Те, что — со вздохом — как чужие,
Садясь к столу, он клал на стол.
Те руки, что своею волей —
Ни разогнуть, не сжать в кулак:
Отдельных не было мозолей —
По этому приговору отец Твардовского оказался "в тех краях, где виснул иней с барачных стен и потолка. ". Он был раскулачен не только за то, что имел крепкое хозяйство, но и за то, что выделялся из общей массы своим экстравагантным поведением: носил шляпу, к другим крестьянам относился несколько высокомерно, к тому же был женат на дочери дворянина, пусть и обедневшего, разорившегося.
Боль Твардовского понятна, ведь пострадала при этом и вся семья. Нелегко приходилось детям "врагов народа":
И за одной чертой закона Уже равняла всех судьба: Сын кулака иль сын наркома, Сын командарма иль попа. Клеймо с рожденья отмечало Младенца вражеских кровей. И все, казалось, не хватало Стране клейменых сыновей.
Твардовский, как и многие его сверстники, не хотел отрекаться от своего отца и вынужден был скрывать свое происхождение от окружающих. Естественно, что он был искренне возмущен словами Сталина "Сын за отца не отвечает. С тебя тот знак отныне снят". Эти слова были всего лишь красивым жестом, в действительности же отношение к детям "врагов народа" оставалось прежним.
Сталин стремился воспитать поколение, для которого государство стало бы важнее семьи, а идеалы социализма — важнее личного счастья.
Лицемерие слов, невзначай оброненных "судеб вершителем земным" .лишь подчеркивает и усугубляет не только его вину, но и тех его наследников, которые "Забыть, забыть велят безмолвно, хотят в забвенье утопить живую быль" (глава "О памяти").
Эта "живая быль" состоит в том, что слова "отца народов" оборачиваются требованием не только подавить все личное во имя государственного, но и нарушить основные библейские заповеди: почитай отца своего и мать свою, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не убий, не сотвори себе кумира. Глас "отца народов" звучит в поэме как проповедь, но проповедь — Сатаны:
Он говорил: иди за мною,
Оставь отца и, мать свою,
Все мимолетное, земное
Оставь — и будешь ты в раю.
Отринь отца и мать отринь.
Предай в пути родного брата
И друга лучшего тайком.
И душу чувствами людскими
Не отягчай, себя щадя.
И лжесвидетельствуй во имя,
И зверствуй именем вождя.
Трагическое положение личности в тоталитарном государстве порождало ее трагическое раздвоение: с одной стороны, люди поверили в идею, были преданы идеалам социализма, а с другой — жестокость воплощения идеи вступала в конфликт с их совестью, заставляя сомневаться: а все ли правильно происходит при строительстве нового общества?
Твардовский был в числе тех, кто искренне поверил в идеи социализма, но пострадал при их претворении в жизнь. Поэтому отношение его к "вождю народов" неоднозначно: образ Сталина становится одним из центральных и самых меняющихся в его поэмах. Он эволюционирует от мудрого и надежного кормчего "на многомощном корабле" в цикле "О Сталине" до тирана, не только извратившего социалистическую идею, но посягнувшего на саму природу человека.
За два года до смерти Твардовский переосмыслил всю прожитую жизнь, избавился, наконец, от всех иллюзий. Он отверг все запреты и предал гласности мучительную и горькую память о жестокой эпохе, об ужасах и преступлениях времен сталинщины:
. не те уже годочки, —
Не вправе я себе отсрочки
Еще успеть без проволочки
Немую боль в слова облечь,
Ту боль, что скрыта временами
И встарь теснила нам сердца.
В главе "О памяти" поэт открывает правду и о продолжающих эпоху сталинизма, полных лжи и показухи брежневских временах:
Забыть велят и просят лаской
Не помнить — память под печать.
Чтоб ненароком той оглаской
Непосвященных не смущать.
Твардовский не согласен с такой политикой государства. Он считает, что за нежеланием открывать правду скрывается страх перед собственным народом, а это неправильно, ведь
. кто сказал, что взрослым людям
Иль нашей доблести убудет
И на миру померкнет честь?
Он уверен, что тот, "кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу". А ведь потомки спросят с народа и будут судить его судом поколений, судом истории. Твардовский считает, что его современники обязаны рассказать потомкам правду о прошлом и этим нравственно очиститься:
Зато и впредь как были — будем, —
Какая вдруг ни грянь гроза, —
Людьми из тех людей, что людям,
Не пряча глаз, глядят в глаза.
Поэма "По праву памяти", в которой Александр Твардовский попытался переосмыслить время сталинизма, разобраться с тем, что происходило тогда в стране, была написана в 1963-1969 годах, но увидела свет только в 1987-м. Она оказалась удивительно созвучной духу того времени — требованиям гласности, прямого и откровенного разговора о наболевшем. Конечно, Твардовский открыл правду только в той мере, в какой она была доступна ему — члену ЦК КПСС, и двигала поэта к правде памяти не только "оттепель" и желание реабилитировать несправедливо репрессированных, но и сугубо личное обстоятельство — близость смерти, последнего срока, до которого надо успеть высказать "немую боль". Тем не менее, появление этой поэмы еще раз подтвердило значение памяти, тема которой усиленно разрабатывалась в прозе и поэзии на протяжении последних десятилетий XX века, и подчеркнуло роль Твардовского, находившегося у истоков ее разработки.
За какие еще фразы и словечки вы бы ссылали людей в Сибирь на вечное поселение?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
9. «От слова “совсем”»
Так порой говорят, когда хотят усилить эмоциональное значение фразы. «Не умею выбирать друзей от слова совсем» означает, что человек не только плохо сходится с людьми, но и попадает из-за этого в неприятные ситуации. Такая своего рода речевая шутка. Но не стоит привыкать к этой фразе. Сказанная чаще, чем раз в день, она становится мусорной. Если хотите усилить эффект, скажите «абсолютно не умею выбирать друзей». Это будет просто и грамотно.
4. «Не нытьем, так катаньем»
Поговорка, пострадавшая в результате так называемого речевого «глухого телефона». На самом деле изначально фраза звучит так: «не мытьем, так катаньем», и означает стремление добиться желаемого любыми способами. С заменой «мытья» на «нытье», смысл, как ни странно, сохранился. А вот чистота речи ушла. Давайте беречь наш язык и говорить правильно. Тем более, у пословицы есть историческое обоснование: в прошлом женщины стирали белье на реке, а после раскладывали его по траве и тщательно отжимали специальными скалками — катали. Поэтому даже постиранное с огрехами белье в результате этой процедуры в любом случае становилось чистым.
7. «Ну такое…»
Сленговое выражение, свойственное подросткам. Постепенно перекочевывает во взрослую речь и становится мусорным словом-паразитом. Суть выражения: сомнение, человек не уверен, насколько хорош или плох предмет, о котором идет речь.
— Тебе понравилась пицца?
В русском языке существует множество слов и фраз, выражающих сомнение: «я еще не понял», «пока не определился», «у меня не сложилось мнение по этому вопросу». Лучше использовать их.
На войне без юмора никак
С 1941 по 1945 год в политуправлении Западного фронта издавался журнал «Фронтовой юмор». В условиях войны трудно такое представить, а ведь было. Издатели посчитали, что юмор может стать полноправным орудием борьбы, и такой журнал был призван острым словом и разящим рисунком помогать воинам истреблять гитлеровских оккупантов. В журнале активно использовалось творчество бойцов, командиров и политработников. Считалось, что журнал должен поднимать боевой дух, вселять жизнерадостность, смелость и уверенность в победе над фашистскими варварами. Он был заполнен фельетонами, частушками, пословицами и карикатурами. Именно в те годы нашло подтверждение изречение «Когда противник смешон, он не так страшен». А результат такого воспитания бойцов нам всем известен: в мае 1945 года они салютовали Победе в Берлине.
Номера журнала Фронтовой юмор
В 1943 году журнал совместно с редакциями газет отдельных подразделений стал выпускать сатирико-юмористические «Листки журнала «Фронтовой юмор». Правда, листки выпускались нерегулярно, с большими перерывами.
Подобные издания выпускались и на других фронтах. Пример тому – бюллетени Краснознамённого Балтийского флота.
Особое место у фронтовиков заняла поэма Александра Твардовского «Василий Теркин». Таких героев, как Тёркин, были тысячи, но именно созданный замечательным поэтом образ не только беззаветным мужеством, но и великим оптимизмом и удачной шуткой, разряжал сложную обстановку, поддерживал боевой дух товарищей.
Но это был все-таки юмор под контролем. Вместе с ним всегда присутствовало параллельное народное творчество, которое в некоторых случаях было еще более действенным орудием борьбы.
8. «Не суть важно»
Еще одно смешение устойчивых выражений. Эту фразу можно считать самым ярким примером, иллюстрирующим такой тип ошибок: тут смешалось целых 3 выражения! «Не столь важно», «не суть», «не важно» — сливаем все в один речевой котел, взбалтываем и получаем эдакого речевого Франкенштейна. Все три выражения имеют один смысл и равнозначны. Используйте только одно из них, и прослывете грамотным человеком.
Следующий анекдот
Эти фразы настолько уродуют речь, что их стоило бы совсем запретить.
Язык — система гибкая и постоянно изменяющаяся. Особенно в последнее десятилетие. Да что там, почти ежегодно появляются новые слова и выражения, которые либо остаются в языке навсегда и становятся нормой, либо безвозвратно уходят прочь. Часто это связано именно с субкультурой социальных сетей и интернета в целом.
Предлагаем запомнить эти десять выражений, выкинуть их из своей речи, и никогда не употреблять. Они не просто неграмотные, но еще и выдают человека недалекого, пустого. А ведь мы с вами не такие, верно?
1. «Заранее спасибо»
Читайте также: