От серьезной науки до словесных шуток

Обновлено: 17.05.2024

Введенская, Людмила Алексеевна. От серьезной науки до словесных шуток : рассказы об этимологии : книга для старших школьников / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников. - Москва : Новая школа, 1996. - 142 с. : ил. - Библиогр.: с. 140-141. - Б. ц.

Содержание программы

1. Удивительная наука – этимология.- 3ч

2. Слова и вещи.- 5ч.

3. Слова-перекрещенцы. −5ч.

4. Слова-ошибки.- 5ч.

5. Мнимые иностранцы.- 4ч.

6. Слова-имена. −5ч.

7. Литературные герои. −5ч.

8. Родословная «головы» −3ч.

9. Обрусевшие иностранцы. −3ч.

10. Заимствованное богатство.- 6ч.

11. Несколько отдельно взятых терминов. −5ч.

12. Не все о науке – можно и пошутить.- 7ч.

13. Странные превращения.- 4ч.

14. Подведем итоги. −2ч.

Следующий анекдот

Онлайн-книги

Краткое описание
Занимаясь этимологией, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение грамотно писать, правильно употреблять слова в речи. Кроме того, учащиеся овладевают умением пользоваться словарями, энциклопедиями, справочной литературой, Интернет-ресурсами. Описание

Искалеченные слова (при усвоении передачи из рук в руки чужеземных слов происходит немало ошибок и искажений из-за взаимного непонимания.)
Ошибка и ошибиться
Фокус
Зонт и ферт

Альманах и марципан
Рикошет и азарт

1. Барашков В.Ф. А как у вас говорят? – М: Просвещение, 1986.
2. Введенская Л.А., Колесников Н.П.- От серьезной науки до словесных шуток. – М: Новая школа, 1996.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. – Спб.-М., 1912.
4. Казанский Б.В. Приключение слов. – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
5. Колесов В.В. История русского языка в рассказах.- – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
6. Кобяков Д.Ю. Приключения слов. – Барнаул, Алт.кн.изд., 1975.
7. Колесов В.В. Гордый наш язык… — Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
8. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. — Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2006.
9. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
10. Сперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. — – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2007.
11. Современный толковый словарь русского языка. /под ред. С.А.Кузнецова. – М., Ридерз Дайджест- 2004.
12. Этимологический словарь русского языка. /под ред. Н.М.Шанского – Т. I - II . Вып. 1-7 – М., 1963-1980.
13.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка./пер. с нем и доп. О.Н. Трубачева. – М., 1964-1973.
Список литературы для учащихся:
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М: Просвещение, 1991.
2. Колесов В.В. Гордый наш язык… — – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
3. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. — – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
4. Сперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. — Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2007.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. – Спб.-М., 1912.
6. Современный толковый словарь русского языка. /под ред. С.А.Кузнецова. – М., Ридерз Дайджест- 2004.
7. Этимологический словарь русского языка. /под ред. Н.М.Шанского – Т. I - II . Вып. 1-7 – М., 1963-1980.
8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка./пер. с нем и доп. О.Н. Трубачева. – М., 1964-1973.

Размещено в разделе: Общеобразовательное учреждение Учитель Рабочие программы, тематическое планирование Русский язык 6 класс 15 сентября 2012

Следующий анекдот

Углубленное изучение происхождения названий, их истории формирует у детей возможность выражать все разнообразие наших мыслей и чувств. Мы часто пытаемся понять, почему тот или иной предмет назван так, а не иначе, почему в разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, уметь правильно логично рассуждать, нужно владеть необходимым уровнем развития компетентности в области происхождения слов и выражений русского языка, изменении в их значении.

Цели программы

Создание условий для формирования коммуникативной, языковой компетенций учащихся через усвоение понятия происхождения слов, развитие умения понимать «необычные» слова, что будет способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Колыванская средняя общеобразовательная школа»

Факультативное занятие по русскому языку для учащихся 6 класса

От серьезной науки до словесных шуток

(разработан на основе Программы по русскому языку под ред. Разумовской М.М. и пособия «От серьезной науки до словесных шуток» авт.-сост. Введенская Л.А., Колесников Н.П.)

Разработала учитель русского языка

и литературы Соколова О.А.

МБОУ «Колыванская СОШ»

Пояснительная записка

Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, нужно правильно говорить.

В разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Наука этимология помогает объяснить «одинаковость» слов, учитывая закономерности языка.

Углубленное изучение происхождения названий, их истории формирует у детей возможность выражать все разнообразие наших мыслей и чувств. Мы часто пытаемся понять, почему тот или иной предмет назван так, а не иначе, почему в разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, уметь правильно логично рассуждать, нужно владеть необходимым уровнем развития компетентности в области происхождения слов и выражений русского языка, изменении в их значении.

К концу 6 класса по Программе по русскому языку под ред. М.М. Разумовской учащиеся должны овладеть сле­дующими умениями:

Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стиль, язык художественной литературы;

Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

Дидактическая цель: создание условий для формирования коммуникативной, языковой компетенций учащихся через усвоение понятия происхождения слов, развитие умения понимать «необычные» слова, что будет способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.

Занятия на данном факультативе способствуют углублению знаний о родном языке. Максим Горький в статье «О языке» писал: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно оно направлено – тем оно победоносней».

Факультатив «От серьезной науки до словесных шуток» имеет большое практическое значение. Занимаясь этимологией, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение грамотно писать, правильно употреблять слова в речи. Кроме того, учащиеся овладевают умением пользоваться словарями, энциклопедиями, справочной литературой, Интернет-ресурсами.

На факультативных занятиях обогащается словарный запас учащихся.

Факультатив способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает у них профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.

Факультатив объединяет группу учащихся 6 класса, проявивших сознательное желание дополнительно познакомиться с этим разделом науки о языке.

Ожидаемый результат:

Умение определять происхождение слова при помощи словаря.

Различение псевдоэтимологических слов.

Узнавание слов «народной этимологии».

Факультатив рассчитан на 35 часов в год, на 1 час в неделю.

Программа факультатива

Удивительная наука – этимология.- 1ч

Слова и вещи.- 3ч.

Мнимые иностранцы.- 2ч.

Литературные герои. -3ч.

Родословная «головы» -1ч.

Обрусевшие иностранцы. -1ч.

Заимствованное богатство.- 4ч.

Несколько отдельно взятых терминов. -3ч.

Не все о науке – можно и пошутить.- 5ч.

Странные превращения.- 2ч.

Подведем итоги. -1ч.

Методические рекомендации:

С 1 по 18 занятие – исследовательские - в форме бесед, соревнований, путешествий, экскурсий.

С 19 по 28 – игровые - в форме игр, сочинения стихов, рассказов, сказок.

С 29 по 34 – творческие - в форме создания творческих работ.

35 – выставка творческих работ.

Термины и понятия:

Этимология, псевдоэтимология, этимологический словарь, ляп, фразеология, лексикон, церковно-славянский язык, греческий язык, украинский, белорусский и др. языки, народная этимология, «необычная» этимология, филология, филолог, лингвистика, лингвист, омонимы, синонимы, антонимы, кинология.

Содержание факультатива

Удивительная наука – этимология.

Как, когда и кто был первым ученым-лексикографом. «Белые пятна» науки этимологии.

Почему и каким образом названы те или иные вещи…

В поисках родственников.

Осмысление (некоторые иностранные заимствования принимают русское обличие путем осмысления по созвучию с русским).

Деньги (как и откуда у нас возникли названия денежных единиц).

Родословная шахматной королевы (происхождение шахматных терминов).

Искалеченные слова (при усвоении передачи из рук в руки чужеземных слов происходит немало ошибок и искажений из-за взаимного непонимания.).

Ошибка и ошибиться.

«Иностранец Василий Федоров» (неоправданная любовь к иностранным словам).

«Не помнящий родства…».

Откуда взялся «царь» и что такое «король».

История терминов «галерея» и «лазарет».

Античная мифология, сирена.

Происхождение названий частей тела.

Изба , доска, товарищ.

Греческое наследство (скаф, варвар, хирург, микро, халтура, каторга, суд).

Латинское наследство (глобус, машина, макулатура, диск, утиль).

Арабское наследство (жираф-графин, табак, лист, яблоко).

Несколько отдельно взятых терминов

Атлас, флора и фауна.

Не все о науке – можно и пошутить.

Филологи играют и мы с ними.

«1000 детей – 50 слов».

Кинология – наука о кино?

Черкешенка и черкеска.

Попробуй свои силы!

Альманах и марципан.

Рикошет и азарт.

Список литературы для учителя:

1. Барашков В.Ф. А как у вас говорят? – М: Просвещение, 1986.

2. Введенская Л.А., Колесников Н.П.- От серьезной науки до словесных шуток. – М: Новая школа, 1996.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. – Спб.-М., 1912.

4. Казанский Б.В. Приключение слов. – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

5. Колесов В.В. История русского языка в рассказах.- – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

6. Кобяков Д.Ю. Приключения слов. – Барнаул, Алт.кн.изд., 1975.

7. Колесов В.В. Гордый наш язык… - Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

8. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. - Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2006.

9. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

10. Сперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. - – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2007.

11. Современный толковый словарь русского языка. /под ред. С.А.Кузнецова. – М., Ридерз Дайджест- 2004.

12. Этимологический словарь русского языка. /под ред. Н.М.Шанского – Т. I - II . Вып. 1-7 – М., 1963-1980.

13.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка./пер. с нем и доп. О.Н. Трубачева. – М., 1964-1973.

Список литературы для учащихся:

Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М: Просвещение, 1991.

Колесов В.В. Гордый наш язык… - – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

Мокиенко В.М. В глубь поговорки. - – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

Сперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. - Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2007.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. – Спб.-М., 1912.

Современный толковый словарь русского языка. /под ред. С.А.Кузнецова. – М., Ридерз Дайджест- 2004.

Этимологический словарь русского языка. /под ред. Н.М.Шанского – Т. I - II . Вып. 1-7 – М., 1963-1980.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка./пер. с нем и доп. О.Н. Трубачева. – М., 1964-1973.

Рекомендуемая литература Денис Соколов 30.09.2012 17:49

Доброго времени суток! Хочу выразить благодарность, Вам, Коллега!

Представленная работа, заслуживает пристального внимания, в связи с переходом на новые образовательные стандарты, особенно очевидна актуальность. Что подчеркивается характером и содержанием работы, в котрой предложен и разработан механизм экстраполяции образовательного компонента в рамках гуманитарного блока наук посредством, введением, в рамках факультатива этимологии, как метанауки. Стоит также отметить, представленный материал является полностью авторским образовательным материалом. Автор умело опирается на свой личный опыт работы по данной теме, приводит пример использования данного материала на практике. Описанный автором методический приём актуален для школ нашей страны. В предложенном материале автор рассматривает абсолютно не разработанную методическую область. Умелое владение инструментами методики преподавания, позволяет автору рассматривать методическую задачу на разных уровнях, что находит отражение в тексте работы. Новизна работы продиктована, в первую очередь нестандартным методическим подходом к проблемам системного формирования гуманитарного блока компетентностей, посредством частичной экстраполяции образовательного компонента на метапредметном уровне, что соответствует требованиям нового образовательного стандарта и "социальному заказу общества". Опираясь на выше сказанное, можно говорить о высоком уровне практической значимости данной работы. Работа выполнена на высоком уровне, и готова к непосредственному применению в рамках образовательного учреждения. На мой взгляд, работу можно рекомендовать для непосредственного использования, а уважаемому Автору продолжить разработку для более полного погружения в проблематику вопроса в рамках всего курса изучения указанных дисциплин.
С уважением Д.А. Соколов
Аспирант кафедры межкульутрных коммуникации,
преподавтель

Педагоги

Доматьева Людмила Юрьевна

Следующий анекдот

DELETED

Пока не знаю, что можно предложить почитать; если у вас есть что предложить по тематике группы — пишем сюда. Но только адекватный материал или по крайней мере стремящийся к адекватности.

Нравится Показать список оценивших

Марина Абаева

Вот, статью нашла интересную, мне кажется по теме :)
Многое из того, что написано, правда, уже было сказано..
Но мысли здравые, мне было интересно читать..
Может, кого и заинтересует. )

Нравится Показать список оценивших

Руслан Тебе

прочитал хорошо написано:
-четко и избирательно выдернута из контекста информация от Задорнова,
- слегка скорректирована. (для примера ГА - это движение "дороГА, ноГА, телеГА, цыГАн . " а не полет; Тырить - это нести, а не накапливать вспомните детское "кто стырил учебник с парты?" (унесли) отсюда БОГАТЫРЬ несущий бога (добро, свет), а не накапливающий как в статье дано.
- для пущей важности и серьезности статьи в начале текста разбавили фамилией президента и премьера (нечестный прием -техника ассоциативной связи и подмены информативного содержания)
- умело используется технология изменения содержания смысла, опять же не честная (название условное). Когда дается ряд СЛОВ сложных для наполнения образами абстрактного мышления и затем дается информация которая неосознано заполняет образовавшуюся пустоту. Один пример из текста: Остынув от почти обсценных инвектив, я решила выяснить, откуда же Задорнов понабрался столь удивительных . Вы что-то поняли, если да Вы молодцы. Остальные 99% не взявших в руки словарь и не наполнивших эти слова содержанием автоматически на подсознательном уровне заполняют ее остатками статьи "внутренний критик" в это время занят перевариванием слов "обсценных" и "инвектив". Остальные примеры найдите сами.

В заключении хотелось бы как минимум подписи автора, если она пишет от первого лица. Еще бы ее степень научной посвященности.

Читайте также: