Объяснять шутку это как препарировать лягушек

Обновлено: 04.11.2024

Объяснять шутку - все равно что препарировать лягушку: ты узнаешь, что внутри, но лягушка будет уже мертва. Так говорят. Но я всё же попробую объяснить вам некоторые непонятные шутки из Симпсонов. Думаю, будет интересно.

Брошюра, которая попадается Мардж. Клуб 5-H. В реальности существует клуб 4H (Head, Heart, Hands и Health: голова, сердце, руки и здоровье). Молодежная организация, которая всячески развивает позитивных и активных ребят. Так вот Гомер спрашивает, откуда взялась пятая H. А Мардж говорит, что им пришлось признать гомосексуальность (H – homosexual). Такие шуточки //Симпсоны (The Simpsons), s14e21 © 20th Century Fox Film Corporation Брошюра, которая попадается Мардж. Клуб 5-H. В реальности существует клуб 4H (Head, Heart, Hands и Health: голова, сердце, руки и здоровье). Молодежная организация, которая всячески развивает позитивных и активных ребят. Так вот Гомер спрашивает, откуда взялась пятая H. А Мардж говорит, что им пришлось признать гомосексуальность (H – homosexual). Такие шуточки //Симпсоны (The Simpsons), s14e21 © 20th Century Fox Film Corporation

В Симпсонах есть огромное количество шуток, которые я (и многие другие вместе со мной) не понимаю. Причины разные: культурные различия, неосведомленность о мировых событиях, моя невнимательность. В этом блоге мы с вами уже не единожды обращались к этой теме. И ещё, думаю, не раз обратимся.

Я взяла некоторые странные моменты из Симпсонов, которые по своему оформлению тянут на шутку, но мне кажутся какой-то белибердой, и нашла им объяснение. Делюсь своими "раскопками" с вами.

Старый Гитлер

Допускаю, что эту шутку поняли многие. И параллельно каюсь в том, что не знала одну весьма популярную теорию об Адольфе Гитлере.

Симпсоны (The Simpsons), s06e16 © 20th Century Fox Film Corporation Симпсоны (The Simpsons), s06e16 © 20th Century Fox Film Corporation

Эпизод. Лиза рассказала Барту, что в Северном полушарии вода всегда стекает по часовой стрелке, а в Южном – против. Или наоборот 😄 Барт решил доказать Лизе, что она не права. Ведь вода не подчиняется дурацким законам. Он стал звонить в Южное полушарие. И один из звонков раздался в машине с номером ADOLF 1 , а престарелый, очень похожий на Гитлера, человек с немецким акцентом спешил к машине. Позже мимо него проехал велосипедист, который поздоровался с фюрером на испанском.

Объяснение. Это отсылка к легенде о том, что найденные тел а фюрера и его супруги – двойники. А сам Гитлер с женой смог выбраться в Аргентину, где прожил до конца своих дней. В Аргентине говорят на испанском.

Симпсоны (The Simpsons), s06e16 © 20th Century Fox Film Corporation Симпсоны (The Simpsons), s06e16 © 20th Century Fox Film Corporation

Невидимый Мистер Бернс

Возможно, меня сейчас заклеймят позором образованные люди, но у меня в этой части школьной программы пробел. Так вышло.

Эпизод. Гомер пошел в рабочее время смотреть фильм в 3D . Пришел домой, не снимая сине-красных очков. Начал делиться с Мардж радостью от просмотра кино. Однако, когда он снял очки, он увидел, что рядом с Мардж сидит мистер Бернс.

Симпсоны (The Simpsons), s23e04 © 20th Century Fox Film Corporation Симпсоны (The Simpsons), s23e04 © 20th Century Fox Film Corporation

Объяснение. Я понимала изначально, что тут дело в физике. А точнее в оптике, подразделе физики. Но моя неуверенность не дала мне в полной мере оценить оригинальность шутки. Но, думаю, можно попробовать объяснить этот эффект тем, что синий фильтр не пропускает желтый цвет. Поэтому со стороны синей линзы Гомер не видел Мистера Бернса. Кто может объяснить красивее, прошу в комментарии. Буду только благодарна. Кто, как и я, изначально не сильно понял происходящее, дайте пять ✋

Почему это смешно?

К сожалению, нам никуда не деться от того, что некоторые моменты мы не понимаем из-за культурных различий. Этот момент как раз относится к таким.

Спрингфилдский Ботанический Сад. "Наши тычинки – это пестик!" //Симпсоны (The Simpsons), s14e22 © 20th Century Fox Film Corporation Спрингфилдский Ботанический Сад. "Наши тычинки – это пестик!" //Симпсоны (The Simpsons), s14e22 © 20th Century Fox Film Corporation

Эпизод. Семья едет в ботанический парк. На въезде они видят надпись (изображена на картинке выше). Лиза смеется. Только Лиза. И она спрашивает у семьи, не хотят ли они узнать, почему это смешно. Они отказались. Поэтому и мы не узнали, почему это смешно. Разбираемся.

Объяснение. Фраза Our Stamens are a Pistil переводится дословно как "наши тычинки – это пестик". При этом этот слоган внешне похож на некогда популярный слоган Our . are a Pistol . Он означал, что рекламируемый продукт огненный и имеет большой успех. Так что тут своеобразная старомодная игра слов, призванная сказать, что их цветы – это что-то! Именно поэтому эту шутку посчитала смешной только Лиза.

Симпсоны (The Simpsons), s14e22 © 20th Century Fox Film Corporation Симпсоны (The Simpsons), s14e22 © 20th Century Fox Film Corporation

Дешёвый кроссовер

Эпизод. Барт лежит на диване, смотрит телевизор. Диктор вещает про шоу, где Флинстоуны встречаются с Джетсонами. Думаю, вы знаете, эти мультсериалы. А Барт восклицает: "Очередной дешёвый кроссовер!" Этот эпизод можно было бы пропустить мимо ушей и даже не заметить, что это шутка над самими собой. Причем смешная.

Симпсоны (The Simpsons), s06e18 © 20th Century Fox Film Corporation Симпсоны (The Simpsons), s06e18 © 20th Century Fox Film Corporation

Объяснение . Джей Шерман не является случайным персонажем серии. Это главный герой шоу "Критик", которое создали авторы Симпсонов (без участия Гроенинга). Поэтому-то эта серия и есть очередной мультсериальный кроссовер. Возможно, не дешевый :) В своём шоу этот критик выглядел так (закрыли после 2-го сезона):

Эпизод сериала Критик (The Critic) © Columbia Pictures Television Эпизод сериала Критик (The Critic) © Columbia Pictures Television

Спасибо книге Майка Рейсса про Симпсонов, о которой я вам уже много раз рассказывала. Именно оттуда я узнала про "Критика".

Напоминаю, что купить эту книгу можно со скидкой 25% на сайте Литрес . Для этого используйте промокод THESIMPSONS (активен до 15 июня 2021 года ). Этот же промокод даёт скидку 25% на весь каталог Литрес .

Жду от вас обратную связь в комментариях. Вы тоже не понимали эти моменты? И если вам интересно почитать предыдущие статьи на эту тему, то вот ссылки:

Следующий анекдот

You learn what's inside but the frogdies in the process.

(Объяснять шутку это как препарировать лягушку.

Вы узнаете, что внутри, но лягушка умрет в процессе)

Юмор англичан стал своеобразной визитной карточкой народа. Особенности его таковы, что другие народы могут воспринимать этот юмор с недоумением, поскольку обстоятельства большинства шуток и анекдотов англичан крайне неправдоподобны, но при этом сами шутки отличаются невозмутимостью (словно так должно и быть). Тонким английский юмор называют потому, что большинство анекдотов и смешных ситуаций основано на двусмысленности фраз и словесных, речевых каламбурах. Тем, кто знает английский язык не в совершенстве, такие шутки бывает непросто понять.

-Waiter, waiter, will the pancakes be long?

Passenger: Guard! How long will the next train be?

Guard: About six carriages, sir

-What is the longest word in the English language?

-"Smiles". Because there is a mile between its first and last letters!

– Why didn't the skeleton go to the party?

– He had no body to go with.

-What do you get if you cross a radio with a refrigerator?

Английский юмор известен не только в прозе, но и в поэзии. Комедии Шекспира выдержали испытание временем. И сегодня такие пьесы, как «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего», «Виндзорские насмешницы» продолжают радовать зрителей искрометным юмором недоразумений, запутанных ситуаций, связанных с переодеванием, розыгрышами, карнавальным настроением. Шекспир щедро использовал в речах своих персонажей игру слов, метафоры, эпитеты.

Или, например, короткие шуточные стихотворения – лимерик. Лимерики -это образец английской детской поэзии,это юмористическое произведение, обладающее строгой формой и структурой. Они являются неотъемлемой частью языковой культуры страны. Чтобы понять, что такое лимерик, необходимо совершить путешествие в удивительный мир английской фольклорной поэзии!

Следующий анекдот

Поместили лягушку в кастрюлю с водой комфортной для неё температуры. То есть в холодную воду. И стали подогревать. Думаю, не одну лягушку замучили «в застенках» лаборатории. Известен только результат.

Нагревая воду со скоростью, не превышающей 0,02°С/мин., подопытное существо медленно подогревало своё тело (умеет же! Вот природа даёт!) для адаптации к новым условиям. Тратя своё время, силы, ресурсы.

Наступал момент, когда она «понимала», что так больше невозможно. Бедная лягушка пыталась выпрыгнуть из невыносимых условий. Но было поздно. Время, силы, ресурсы были потрачены на приспособление к новым «условиям жизни». И она естественно, перестав бороться с ситуацией (сколько можно! Легче сдохнуть!), была сварена.

Если же лягу помещали сразу в горячую воду (до 50°С), она тут же предпринимала попытку спастись – выпрыгивала из кастрюли.

А экспериментаторы могли отчитаться о результатах опыта.

Эти 0,02°С/мин. О, сколько погублено лягушачьих «душ», пока учёные вышли на конкретную цифру.

Этот принцип варёной лягушки успешно используется психологами в показательной форме. Объясняя, что если ситуация неудобства жизни нарастает постепенно, то человек сначала пытается подстроиться под новые неблагоприятные условия (дома ли в семье, на работе ли).

Меняет своё поведение, тратя все те же время, силы, ресурсы. А когда понимает дальнейшую невозможность приспособления к новым угнетающим условиям, его силы, время, ресурсы безвозвратно потеряны, он так же оказывается «сваренным».

Психологи рассматривают данный синдром, как разновидность эмоционального стресса. Ситуация надвигается медленно и потому незаметно.

Отстаивание своих прав может не понравиться нашему окружению, так как оно привыкло, что мы отдаем все абсолютно бескорыстно и без малейшего упрека.

Может быть, стоит сказать «хватит», чтобы сохранить эмоциональное равновесие. Научиться уважать и любить себя, ценить свои интересы и чувство собственного достоинства и вывести жизнь на более высокий уровень.

Следующий анекдот

«Объяснять шутку – это как препарировать лягушку. Вы начинаете лучше ее понимать, но в процессе лягушка погибает» (Э. Б. Уайт[60]). К сожалению, наука в основном занимается тщательным анализом и объяснением различных явлений, и, может быть, именно из-за этого нередко кажется, что наука и юмор исключают друг друга. Несмотря на это, были сделаны некоторые научные попытки изучить вклад мозга в юмор. Все проводимые психологами эксперименты объединяет то, что в них используются определенные виды манипуляций, или, выражаясь научным языком, «переменных»[61].

Независимая переменная должна гарантированно вызывать желаемую реакцию при выполнении теста. И здесь возникает проблема: для того чтобы эффективно изучить мозговые механизмы юмора, надо показать испытуемым что-то смешное. В идеале вам понадобится что-то такое, что гарантированно покажется смешным каждому, кем бы он ни был. Любой, кто сможет этого добиться, скорее всего, не задержится в науке надолго, потому что начнет получать гигантские суммы от телевизионных компаний. Профессиональные юмористы работают универсальными трюками годами, но не было еще комика, который бы понравился всем.

Что еще хуже, важной частью шуток и юмора является неожиданность. Люди смеются, когда впервые слышат шутку, которая им нравится, а во второй, третий, четвертый и последующие разы она уже не работает, потому что ее знают.

Во внимание нужно принять и обстановку. В большинстве лабораторий комнаты очень стерильны и находится под строгим контролем, чтобы снизить риски и не дать посторонним факторам повлиять на эксперимент. Для науки это здорово, а для того, чтобы привести человека в веселое расположение духа, – не очень. А если вы сканируете мозг, то все еще хуже. Например, МРТ-сканирование подразумевает, что вы лежите в прохладном помещении в тесной трубе, а огромный магнит странно шумит вокруг вас. Это не лучший способ привести кого-нибудь в настроение, подходящее для шуток типа «Тук-тук, кто там?»[64].

Но тем не менее все эти очень серьезные препятствия не помешали некоторым ученым начать изучать механизмы юмора, хоть им и пришлось придерживаться некоторых очень странных стратегий. Возьмем, к примеру, профессора Сэма Шустера, который изучил, как чувство юмора отличается у различных групп людей [20]. Он делал это, разъезжая на уницикле по многолюдным улицам Ньюкастла и записывая, какие реакции это вызвало у людей. Сам подход к исследованию довольно новаторский, а уницикл к тому же мог бы возглавить десятку вещей, которые почти всем кажутся забавными.

А еще было исследование профессора Нэнси Белл из Вашингтонского государственного университета [21], когда заведомо плохую шутку регулярно вставляли в случайные разговоры, чтобы понять, как люди реагируют на неудачные попытки пошутить. Текст был такой: «Что большой камин сказал маленькому каминчику? Ничего. Камины не умеют разговаривать».

Реакция испытуемых была разной, от замешательства до неприкрытой враждебности. Судя по всему, всем действительно не нравилась эта шутка, поэтому неизвестно, можно ли это вообще считать исследованием юмора.

С формальной точки зрения эти эксперименты изучают юмор косвенно, через реакции и действия по отношению к людям, которые пытаются шутить. Но почему что-то кажется нам смешным? Что такого происходит в мозге, что в некоторых случаях заставляет нас непроизвольно засмеяться? И ученые, и философы уже давно ломают голову на эту тему. Ницше утверждал, что смех – это реакция на чувство экзистенциального одиночества и смертности, которое испытывают люди, хотя, судя по большинству его трудов, Ницше не знал, что такое смех.

Зигмунд Фрейд предполагал, что смех вызван выбросом «психической энергии», или разрядкой напряжения. Этот подход к юмору получил свое развитие и известен как «теория разрядки» [22]. Главное положение этой теории заключается в том, что мозг чувствует какую-то опасность (для себя или окружающих), и, как только ее удается успешно избежать, возникает смех, необходимый для того, чтобы сбросить накопившееся напряжение и подкрепить позитивный исход. «Опасность» может быть физической и исходить от окружающего мира или же чем-то невыразимым и непредсказуемым, как, например, хитрая логика, заключенная в сюжете анекдота, или подавление за счет социальных ограничений определенных реакций и желаний (возможно, именно поэтому оскорбительные или посвященные табуированным темам шутки часто вызывают сильный смех). Судя по всему, эта теория особенно верна по отношению к грубому юмору – человек, поскользнувшийся на банановой шкурке и ошеломленный этим, смешон. А человек, поскользнувшийся на банановой шкурке, раскроивший себе череп и умерший из-за этого, совершенно точно не смешен, потому что опасность «реальна».

На этом основана теория Д. Хаворса, появившаяся в 1920-х [23]. Согласно ей, смех как физиологический процесс появился в эволюции, чтобы люди могли продемонстрировать друг другу, что опасность миновала и все хорошо. Как в таком случае быть с людьми, которые заявляют, что «смеются перед лицом опасности», остается только гадать.

Еще во времена Платона философы предполагали, что смех – это выражение превосходства. Нам приятно, когда кто-то терпит неудачу, делает или говорит что-то глупое, потому что таким образом снижается статус этого человека по сравнению с нашим. Мы смеемся, потому что нам нравится чувствовать превосходство и подчеркивать неудачи других людей. Это, несомненно, может объяснить удовольствие, которое мы получаем от злорадства, но, если посмотреть на всемирно известных комиков, которые расхаживают по сцене, выступая перед стадионами смеющихся людей, вряд ли при этом вся аудитория думает: «Этот человек дурак. Я лучше, чем он!» Итак, опять же, этим дело не исчерпывается.

Большинство теорий, посвященных юмору, подчеркивают роль несоответствия и нарушенных ожиданий. Мозг постоянно пытается отследить происходящее в окружающем мире и внутри нашей головы. Чтобы облегчить этот процесс, у нас есть некоторое количество систем, которые все упрощают. Они называются «схемы». Схемы – это особый способ мышления и организации информации, который использует наш мозг. Конкретные схемы нередко применяются к определенным ситуациям – в ресторанах, на пляже, на собеседовании при приеме на работу или при взаимодействии с определенными личностями/типами личностей. Мы ожидаем, что эти ситуации будут развиваться по определенному сценарию – у нас есть детальные воспоминания и жизненный опыт, которые подсказывают нам, как все «должно» происходить.

Смысл теории в том, что комический эффект возникает, когда наши ожидания нарушаются. В анекдотах используется искаженная логика, когда события развиваются не так, как, по нашему убеждению, должны были. Никто еще никогда не обращался к доктору из-за того, что считал себя занавесками. Бесхозные лошади редко заходят в бары. Юмор, вероятно, возникает при столкновении с подобными логическими или контекстными несоответствиями, потому что они вызывают чувство неопределенности. Мозг плохо справляется с неопределенностью, особенно когда ее возникновение означает, что системы прогнозирования нашей картины мира, скорее всего, повреждены (мозг ожидает, что нечто будет происходить определенным способом, но этого не случается, а это значит, что в его критически важных функциях прогноза и анализа есть какие-то фундаментальные проблемы). Затем это несоответствие устраняется или рассеивается ключевой фразой анекдота или еще чем-нибудь в этом роде.

Чего нос повесил? Вешают одежду, а не нос, но ведь именно такой вопрос задают грустным людям. Да это же игра слов! Я понимаю игру слов! Развязка вызывает у мозга приятные чувство, потому что несоответствие нейтрализовано и, возможно, получено какое-то новое знание. Свое одобрение развязки мы выражаем при помощи смеха, и у него, помимо всего прочего, есть бесчисленные социальные преимущества.

Это также позволяет объяснить, почему неожиданность имеет большое значение и почему при повторении шутки уже не кажутся столь смешными – несоответствие, которое изначально спровоцировало комизм, теперь известно, поэтому его влияние уменьшается. Мозг помнит эту ловушку, знает, что она безопасна, и уже не попадается в нее.

В обработку юмора вовлечены многие отделы мозга, например мезолимбическая система вознаграждения. Именно от нее исходит вознаграждение в виде смеха. Гиппокамп и миндалина тоже участвуют в процессе, ведь нам нужно помнить о том, как все должно происходить, чтобы эти прогнозы возможно было нарушить и испытать бурные эмоции по этому поводу. Многочисленные области лобной коры тоже играют свою роль – юмор по большей части основан на нарушении ожиданий и логики, которые требуют высших исполнительных функций. А есть еще и области в теменной коре, связанные с обработкой речи, потому что многие шутки основаны на игре слов или нарушении норм речи и ее подачи.

Роль речи в понимании юмора и комизма намного существенней, чем многие думают. Подача, интонации, смысловые акценты, темп – все это может сделать шутку смешной или разрушить ее. Особенно интересные открытия связаны с тем, как смеются глухие люди, которые общаются на языке жестов. При обычном голосовом общении, когда кто-то рассказывает анекдот или смешную историю, люди смеются (если им смешно) в паузах, в конце предложений, то есть, по сути, заполняют смехом перерывы, чтобы не заглушить голос рассказчика. Это важно, потому что и смех, и рассказывание шуток обычно происходят при помощи звуков. У людей, общающихся при помощи языка жестов, все по-другому. Если анекдот или историю рассказывают на языке жестов, можно смеяться все время и ничего не заглушать. Однако люди так не делают. Исследования показали, что, когда анекдот рассказывают на языке жестов, глухие люди смеются в тех же паузах и перерывах, хотя в данном случае шум от смеха значения не имеет [24]. Очевидно, понимание языка и речи влияет на то, в какой момент мы решаем засмеяться, то есть это не всегда настолько спонтанно, как нам кажется.

На данный момент в мозге нет специального «центра смеха» – наше чувство юмора, судя по всему, возникает из миллиардов связей и процессов, которые стали результатом развития, личных предпочтений и жизненного опыта. Это может объяснить, почему у каждого человека чувство юмора по-своему уникально.

Хотя люди могут считать смешными совершенно разные вещи, на их чувство юмора одинаково влияет присутствие и реакция окружающих. Нельзя отрицать, что смех выполняет значимую социальную роль. Люди могут испытывать множество таких же неожиданных и сильных эмоций, как веселье, но большинство этих эмоций не приводят к громким непроизвольным (нередко обессиливающим) спазмам (то есть к смеху).

Исследование, проведенное Робертом Провайном из университета Мэриленда, показало, что вероятность того, что вы засмеетесь в окружении других людей, в тридцать раз больше вероятности того, что вам будет смешно в одиночестве [25]. Люди смеются чаще и охотнее среди друзей, даже если никто не рассказывает анекдоты – это могут быть наблюдения, общие воспоминания или малоинтересные на первый взгляд байки об общих знакомых.

Еще один интересный аспект заключается в свойствах юмора, связанных с социальным взаимодействием. Оказывается, человеческий мозг очень хорошо отличает искренний смех от неискреннего. Исследование Софи Скотт показало, что люди невероятно точно могут определить, когда кто-то смеется от души, а когда притворяется, даже если звуки смеха очень похожи [26]. Вы когда-нибудь чувствовали необъяснимое раздражение от явно записанного на пленку смеха в дешевых ситкомах? Люди сильно реагируют на смех, и они всегда протестуют, когда этой реакцией пытаются манипулировать.

Когда кто-то рассказывает вам анекдот, он ясно дает вам понять, что собирается вас рассмешить. Он решил, что знает ваши предпочтения в юморе и способен заставить вас смеяться. Таким образом, он собирается продемонстрировать свою способность управлять вами, а значит, и свое превосходство. Если он делает это на публике, то особенно подчеркивает свое превосходство. Поэтому ожидания лучше оправдать.

Но этого не происходит. Шутка оказывается не смешной. По сути, это предательство, которое затрагивает несколько (в основном бессознательных) уровней. Неудивительно, что люди часто начинают сердиться. Но, чтобы полностью это прочувствовать, вам надо по достоинству оценить, насколько сильно взаимодействие с другими людьми влияет на процессы, происходящие в нашем мозгу. А этому, по справедливости, необходимо посвятить отдельную главу.

Читайте также: