Нехорошие слова недобрые шутки
Обновлено: 04.11.2024
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Сердобска
Конспект занятия
тема: « Нехорошие слова – недобрые поступки»
Подготовил: воспитатель Миронова Е.В.
Конспект занятия
Воспитатель: Миронова Елена Владимировна
Возраст детей: 14-16 лет.
Тема занятия: «Нехорошие слова – недобрые поступки».
Цель: Формирование потребности культурно выражать свои мысли и эмоции, позитивно относится к культуре изложения мыслей и выражения эмоций подростков лет (с опорой на цивилизованные нормы) путем включения их в анализ проблемных ситуаций.
образовательные: - способствовать позитивному отношению подростков к литературной речи путем включения их в выполнение
творческого задания «Антиреклама сквернословия»;
- в ходе дискуссии вывести правила речевой культуры для себя и в группе;
- актуализировать знания социальных норм и расширить представления о нормах речевой культуры, о влиянии
нецензурной речи на развитие сознания человека.
развивающие: - стимулировать развитие нетерпимости к нецензурной лексике;
- способствовать формированию у подростков чувства стыда, потребность выражать цивилизованно эмоции и чувства;
- развитие культуры общения.
воспитательные: - воспитание нравственных основ взаимодействия людей в обществе;
- формирование иерархии ценностей.
Оборудование: стенд со словами, музыкальное оформление, плакаты с текстом правил и крылатых выражений, рифмы для антирекламы ( мат- ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват; материться - добиться, злиться, больница, лечиться), ватманы, маркеры, листы бумаги, ручки.
Форма проведения: час общения.
Методы проведения занятия: проблемные, репродуктивные, коллективного взаимодействия.
Способы взаимодействия: по группам, фронтально.
Организационный.
Цель: создать эмоционально-благоприятные отношения в группе.
- Ребята. На нашем занятии присутствуют гости, родители, старшеклассники. Давайте поприветствуем их (дети кивают головой).
- Сейчас я поздороваюсь с каждым из вас персонально. А вы скажите, какое приветствие вам больше всего понравилось.
- Доброе утро Ириша, у тебя чудесные бантики!
- Привет, Игорь, ты прекрасно выглядишь!
-Поприветствуйте соседа по парте так, как бы вы хотели, чтобы поздоровались с вами. Как вы думаете, приятно ли человеку, когда при встрече его назвали по имени и сделали комплемент? Давайте здороваться друг с другом только так.
-Важно ли при встрече улыбнуться друг другу? Давайте не будем скупиться на улыбку. Как вы здороваетесь, если видите вдалеке друга? Жестом и улыбкой можно приветствовать друг друга издалека.
Актуализация знаний для изучения нового материала.
Цель: пробудить у детей интерес к занятию, сформировать мотив деятельности.
- Ребята, послушайте внимательно небольшое стихотворение.
Дядя Фёдор мыл забор,
На котором был “фольклор”.
Мыл, ругаясь неприлично,
Слышал Вася все отлично
И усвоив весь “набор”
Вновь украсил им забор.
-А знаете, почему вы смеетесь? Потому что смех это попытка скрыть стыд, неловкость, вы поняли о чем речь, и конечно знаете, что “фольклор” употреблять неприлично, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, вы часто употребляете такую “сниженную” лексику, в том числе и нецензурную.
– Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор?
Основная часть (изучение нового материала)
Цель: развитие умений открыто общаться, способствовать сплочению группы.
Цель: донести до детей мысль о том, что слово играет огромную роль в общении.
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Цель: продолжить работу над культурой поведения, показать роль слова в общении людей.
Цель: развивать умение общаться, находить хорошие черты в людях, способствовать сплочению группы.
- Да, речь пойдет о нецензурной брани в нашей речи.
- А вы при общении друг с другом часто сталкиваетесь с этой проблемой?
1.- Я попрошу вас выполнить одно небольшое задание.
Вам необходимо разделиться на две группы и выполнить следующее:
– Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории “святых для каждого человека”
(Дети пишут, а затем прочитывают слова).
- Что вы чувствуете, когда произносите эти слова? Разве можно произнося их почувствовать стыд или неловкость? Нет, наоборот, они придают нам силу, многие из этих слов вызывают гордость.
- А теперь во 2 колонке запишите 10 слов из разряда “скверных”. Конечно, если вам неприятно, то вы можете этого не делать.
(Прогнозируем, что дети не станут записывать матерные слова).
- Теперь давайте подумаем, почему вы спокойно записали и перечисляли слова 1 группы и не стали даже записывать слова другой группы?
(Выслушиваем ответы детей).
– Когда вам бывало стыдно?
–Да, когда мы совершаем плохие поступки, нам становится стыдно, значит стыд - это необходимое свойство нашей психики, наш ограничитель, не позволяющий нам вести себя по хамски, ограничитель вседозволенности.
- Стыд одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен многого стыдиться, если он человек.
– А за свою речь вам бывает стыдно? (Выслушиваем ответы детей).
- Сегодня мы поговорим о стыде перед словом.
2. - А вы знаете, что мат наши предки практически не употребляли, а ведь они были людьми не глупыми. Почему же мы сами перерубаем корни со своими предками, становимся не лучше, а хуже их.
Специалисты по истории языка провели интересное исследование и сделали следующий вывод. В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать сыру Землю, Богородицу (мать Иисуса Христа) и родную мать человека. По народным, нравственным представлениям славян, бранящийся оскорбляет не столько мать собеседника, сколько свою собственную. Среди легенд о происхождении матерщины есть одна, записанная на Смоленщине. В ней говорится о человеке, которого попутал дьявол. Человек этот убил отца своего и женился на своей матери. С тех пор и пошла у нас матерная брань. У русских славян считалось грехом бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребёнка, которого обругали “чёрным” словом с упоминанием чёрта, дьявола, ведьмы, демона могли унести по поверью злые силы. Нельзя было браниться в доме при иконах, при печке (по поверью этого не выносил домовой). Боясь лешего, не бранились в лесу, Это же относилось к полю, реке и озеру – ведь у каждого из них был свой хозяин (покровитель). Провинившимся он насылал болезни и немощи. В дом, где бранятся, проникают бесы, а вот ангелы покидают такое жилище.
- Такие слова указывают на то, что по естественному чувству стыда скрыто от чужих глаз: детородные органы, интимная жизнь человека. Не кажется ли вам, что своими словами вы сами выставляете все это на показ?
-А теперь рассмотрим, как к этой проблеме относятся другие специалисты.
-Психологи замечают, что употребление мата формируют зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.
В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии.
Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - для разрядки, ради напускной удали, или, чтобы казаться своим в компании, где все ругаются. Но нужны ли вам такие компании? Компании, где подростки стремятся быть «крутыми», «блатными», где нравственность искажается до неузнаваемости и не стыдно напиться, избить слабого, обхамить взрослого или пожилого человека, украсть то, что плохо лежит, а уж мат употребляется как вполне нормальные слова. Именно в таких компаниях зарождается преступность. Давно известно, что преступником движет не пресловутая уголовная романтика, а стяжательство, жадность, желание не работая иметь средства к существованию. А полная потеря стыда и неуважение к людям помогает им оправдывать любую свою подлость, даже к тем людям, которых они называют друзьями. Ради денег такие люди запросто поступятся своими так называемыми «воровскими принципами» и как крысы обворуют даже своих родных, а о приятелях и говорить не приходится.
Третья стадия, человек привыкает к этим словам, ему уже не стыдно употреблять их. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже вообще не может изъясняться без мата, забывает другие слова.
- Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известны случаи, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающий характер.
Раз –подняться на носки и улыбнуться,
Два – руки вверх и потянуться,
Три – согнуться, разогнуться,
Четыре – снова все начать,
Пять – поглубже всем вздохнуть,
Шесть – на пояс руки ставим,
Семь –повторы туловища начинаем,
Восемь – столько раз приседаем,
Девять – потягиваемся и отдыхаем,
Десять – дальше продолжаем.
3. - И людей, подобных герою стихотворения Анатолия Лысова “Дикарь”, мы встречаем повсеместно.
Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.
Пусть лексикон дикарский пуст, –
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.
Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.
А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!
Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
- А у нас в школе много таких дикарей?
-Ребята как нам избавляться от сквернословия?
-Представьте себе такую ситуацию, президент России поручил нам составить правило для молодежи «Как избавиться от сквернословия?»
-А что если нам начать с себя?
(Выслушиваем мнение ребят и обобщаем ответы, подводим к выводу).
- Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны.
- Возьмем это правило за основу для общения в своей группе.
- Для себя мы правило вывили и постараемся его выполнять. Как же быть с теми, кто этого правила не знает и не собирается его выполнять? Нереально стоять на улице и хватать за рукав всех бранящихся людей? Как вы думаете, что нужно делать?
(Выслушиваем мнение ребят).
–А знаете, сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждет штраф - от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей.
4. - Активисты акции - студенты и молодые журналисты - придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата.
-Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!
-Наше условие - долой сквернословие!
- Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на доске.
(Воспитатель раздает ватманы и маркеры).
(Дети выполняют задание, звучит музыка. По окончании они читают свои лозунги.)
- Молодцы, дети, мне очень понравились ваши лозунги.
- Теперь давайте подумаем, где их разместить?
(Определяемся с размещением).
Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь, как бы ни пристает, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу. Мы понимаем, что мат непристоен, но ведь это еще и социальное зло.
Контрольный (рефлексивно-оценочный)
Цель: понять как дети чувствовали себя на занятии, что узнали и запомнили нового, полезного для себя.
Словесная рефлексия. (по цепочке).
–Изменилось ли ваше отношение к сквернословию?
–Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? Думаю трудно, но будем пытаться!
–Что было самым важным на занятии?
(Выслушиваем мнение ребят).
- Подводя итог, прочитаем, что написано на плакате и скажем вместе: «Моя речь — это мое достоинство. Настоящий контроль — это контроль изнутри».
Следующий анекдот
1. Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми.
2. Воспитывать уважительное отношение к старшим и друг к другу.
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
Что такое хорошо
И что такое плохо?
- Всем, конечно же, известны эти строчки из стихотворения великого поэта Владимира Владимировича Маяковского, но все ли могут дать ответ на этот вопрос?
- Сегодня на классном часе я хочу пригласить к разговору всех вас и поразмышлять всем вместе над этим вопросом. Что значит, вести себя хорошо и что значит плохо?
- Какие поступки похвальны, а какие нет?
- Давайте вспомним значение этих слов.
- Что значит “хорошо”? Как вы понимаете значение слова “хорошо”?
- Давайте заглянем в толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова и посмотрим значение слова.
Хорошо – хороший (лучше, лучший) – вполне положительный по своим качествам, такой как следует.
- Как понимаете значение “плохо”? Растолкуйте.
- Поскольку слово “плохо” является противоположным по значению слову “хорошо”, поэтому в словаре слово “плохо” – плохой означает - лишенный положительных качеств.
- Итак, со значением слов разобрались.
- Какими близкими по значению можно заменить эти слова.
- Давайте подберем слова – синонимы.
Неплохо, недурно, славно, ладно, здорово (разг.)
Изрядно (устар.)
Порядочно (устар. Разг.)
Недурственно (устар.)
Отлично, прекрасно, превосходно, отменно, первоклассно, знатно, классно, качественно, добротно, справно.
Нехорошо;
Неудовлетворительно;
Недостаточно;
Слабо;
Скверно;
Дурно;
Неважно;
Худо;
Паршиво;
Неладно;
Неважнецки.
- Вот сколько слов живет рядышком со словами “хорошо” и “плохо”.
- А какое еще мы знаем слово очень близкое к слову “хорошо”, оно хоть и не является синонимом, но всегда рядом (“добро”).
- А со словом “плохо” (“зло”).
- Закройте глаза и представьте, как выглядит добро и как зло?
- Каким представилось “добро”, какой вы увидели цвет?
Чистые, красивые, яркие, теплые цвета.
Темные, черные, грязные, холодные.
- Давайте поиграем в ассоциации с этими словами.
Нежность;
Забота;
Внимание;
Ласка;
Верность;
Радость;
Дружба;
Свет;
Любовь;
Сочувствие, чуткость, отзывчивость и т.д.
Предательство;
Зависть;
Злоречие;
Жадность;
Ложь;
Месть;
Эгоизм.
- А как вы думаете, какому человеку присущи перечисленные качества? (Доброму и злому)
- Рассмотрите рисунки и найдите доброго и злого человека, аргументируйте свой ответ.
– ДОБРЫЙ (настроение у доброго веселое, светлое, радостное, прекрасное).
– ЗЛОЙ (настроение мрачное, угрюмое, сердитое).
- Как ведут себя добрые люди?
- А как ведут себя злые люди?
- Как вы думаете, каким лучше быть: добрым или злым?
- В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются “драконы”: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинить боль и неприятность другим.
- А вам приходилось когда-нибудь злиться?
- А из-за чего вам приходилось злиться?
- Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ударить, толкнуть, накричать)
- Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться.
- Что вы делаете, для того, чтобы “выпустить из себя дракона”. Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями?
- Давайте посмотрим, что советуют психологи? Как можно избавиться от злости, ни причинив боли, вреда окружающим.
1. Чтобы избавиться от злости, ни причинив боли, вреда окружающим, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили нас. (Дети выполняют упражнения).
2. Так же всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик, т.е. надуть воздушный шарик злостью, завязать его и представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
- Как еще можно избавиться от злости?
· Станцевать буйный танец;
· Просто рассказать о своих переживаниях.
- Как хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто в трудную минуту может прийти на помощь, поможет решить какую-то проблему, поможет стать добрыми, ведь добрый человек – добру учит.
- Послушайте небольшой отрывок из рассказа Л.Н. Толстого (стр. 33) и скажите: Как можно назвать поступок старика?
Старик сажал яблони. Ему сказали:
- Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки.
Старик сказал:
- Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
- Как можно назвать поступок старика? (Добрым, доброжелательным, сердечным).
- Не зря гласит народная мудрость: Добрый человек – добру учит.
- Какие пословицы, поговорки, народные мудрости о добре вы знаете?
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Жизнь дана на добрые дела.
Делать людям хорошее, хорошеть самому.
- Что доброго вы делали другим людям?
- Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Радость, счастье, восторг, умиление).
- Каким делает человека доброта? (Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым).
- Что же такое “доброта”? (Это отзывчивость, хорошее отношение к людям, это все хорошее полезное).
- Многим в жизни мы обязаны своим мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не остается равнодушным. И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. Чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее становится жизнь. Но иногда, порой мы своими необдуманными поступками огорчаем своих мам.
Проведал больного друга.
Поссорился с мамой.
Помог младшей сестре, другу, маме.
Помог перейти дорогу старушке.
Разрушил птичье гнездо.
Помог решить задачу.
Нарисовал на парте.
Не выполнил домашнее задание.
- Молодцы! И я думаю, что вы будете совершать только добрые, хорошие дела и поступки, чтобы за них никогда не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни вашим друзьям. Будем стараться быть вежливыми ни на словах, а на деле, стараться быть воспитанными, как герои этого стихотворения.
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы, то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
- Не надо скупиться на добрые дела, добрые слова, надо стараться не огорчать людей своим невниманием, а делать так, чтобы людям, которые вас окружают, было приятно, удобно, уютно, комфортно. Никогда не стесняйтесь доброты, как герой стихотворения
А. Барто “Как Вовка стал взрослым”.
Жил в стихах моих когда-то
Вовка – добрая душа.
А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид.
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка,
Он решил – ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком.
Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты.
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дергал кошек за хвосты.
Знайте все, что он недобрый:
Злее волка, злее кобры.
“Берегись, не то убью!” –
Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой,
Но расстроился потом:
Закопал ее украдкой
В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше,
Затаившись, чуть дыша,
Лишь бы только не услышать:
“Вовка – добрая душа!”
Если добрым вырос ты,
Злыднем быть не пробуй.
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы.
- Никогда не стесняйтесь доброты и добрых, вежливых слов, ведь вежливые, добрые слова сказать нетрудно.
На добрые слова не надо скупиться.
Сказать это слово – что дать напиться –
Со словом обидным, нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться!
Следующий анекдот
дать детям представление о различных видах самооценки, об адекватной самооценке; формировать позитивное отношение к себе, чувство собственного достоинства; побуждать к самоанализу, самовоспитанию.
1. Беседа по теме
Умеем ли мы вежливо общаться.
Сейчас я поздороваюсь с каждым из вас персонально. А вы скажите, какое приветствие вам больше всего понравилось.
- Доброе утро, Лолита, у тебя чудесные бантики!
- Привет Влада, ты прекрасно выглядишь!
- Доброе утро, Настя!
Поприветствуйте соседа по парте так, как бы вы хотели, чтобы поздоровались с вами. Как вы думаете, приятно ли человеку, когда при встрече его назвали по имени и сделали комплимент? Давайте здороваться друг с другом только так.
Важно ли при встрече улыбнуться друг другу? Давайте не будем скупиться на улыбку. Как вы здороваетесь, если видите вдалеке друга? Жестом и улыбкой можно поприветствовать друг друга издалека.
- Как вы понимаете смысл пословицы «Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь?»
- Что мы можем узнать о человеке по речи?
- Можно ли говорить о культуре речи тех учеников, которые обращаются друг к другу по прозвищам и кличкам?
- Послушайте отрывок из рассказа А. Раскина «Как папу дразнили», а затем выскажите свое мнение по поводу того, почему родители не смогли понять, о каких детях говорила учительница на родительском собрании?
… Однажды учительница сказала ребятам так:
- Я знаю, что у всех вас есть прозвища. Мне кажется, очень глупо дразнить человека за то, что у него очки, или за то, что он маленького роста. Почему вы так не уважаете себя и друг друга?
Ребята обещали забыть свои прозвища. И некоторое время они держали свое слово.
А потом в классе можно было услышать: «Цыган», «Рыжий - красный», «Федура», «Заноза».
Тогда Афанасия Никифоровна приняла свои меры. Вот что она сделала.
На родительском собрании она сказала:
- Поговорим о успеваемости ваших детей. Заноза успевает по всем предметам, но много разговаривает на уроках. Мешок с картошкой – хороший математик. Но вот грамотность его меня беспокоит. Он делает много ошибок. Федура отвечает на уроках, а домашние работы делает небрежно. Рыжий – красный – лучший художник в классе, но ему нужно больше читать вслух. Рева – корова и Пышка – Кубышка плохо решают задачи. Им нужны дополнительные задачи по математике. Я бы прикрепила их к Глухарю.
- Как вы думаете, родители поняли, о ком идет речь? Все ли им было понятно? Приятно ли родителям было слушать прозвища своих детей?
- Какое настроение было у родителей после родительского собрания?
- Какие меры родители должны были предпринять после родительского собрания?
- Что вы почувствовали?
2. Игра «Комплимент»
У меня есть волшебный стул. Каждый, кто садится на этот стул, теряет все свои плохие качества. Сегодня на этот стул сядут по очереди два одноклассника – мальчик и девочка. Все сидящие за партами делают комплименты сначала одному участнику игры, а потом другому. Доска делится пополам, слева написано слово мальчик, справа – девочка.
Все названные добрые слова, характеризующие и мальчика и девочку, учитель записывает на доске. Победит тот, кто последним скажет хорошие слова, характеризующие детей, сидящих на стуле.
Далее другие дети садятся на стул по очереди, а остальные говорят о них только хорошее.
3. Анализ ситуации
Когда вы говорите, то, значит, это, … как его…
Ну, в общем, не тяните.
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
Прислушайтесь к себе, как часто вы произносите похожие слова, в которых нет смысла. Такие слова ничего не обозначают, а только засоряют нашу речь. Выбросите из каждой строчки все «слова – паразиты», что останется? Изменится ли смысл сказанного?
4. Искусство говорить «нет»
Ребята, представьте, что я прошу вас на перемене не отдыхать, а решить еще одну задачу по математике. Что вы мне ответите? «Нет, не хочу, не буду».
А знаете, как мне ответил другой мальчик? Он сказал: «Я с удовольствием решу эту задачу, только не на перемене, а дома». Скажите, он мне отказал или согласился?
Вывод: умейте отказаться от предложения так, чтобы не обидеть просящего. Сначала думайте, а потом говорите.
Следующий анекдот
Цель: привлечь внимание к культуре общения как составной части нравственного облика человека. провести профилактику проблемы в речи слов «паразитов», жаргона. привлечь внимание к необходимости работать над своим нравственным имиджем.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Нехорошие слова недобрые шутки"класс-комплект 2-4 КРО»
Этическая беседа «Нехорошие слова, недобрые шутки»
Цель: привлечь внимание к культуре общения как составной части нравственного облика человека. провести профилактику проблемы в речи слов «паразитов», жаргона. привлечь внимание к необходимости работать над своим нравственным имиджем.
Оформление классной доски: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» — И.С.Тургенев
Целевая аудитория: учащиеся с ОВЗ 2-3 класса комплекта
Ход занятия:
Цель: создать эмоционально-благоприятные отношения в группе.
1. Беседа по теме «Умеем ли мы вежливо общаться?».
Сейчас я поздороваюсь с каждым из вас персонально. А вы скажите, какое приветствие вам больше всего понравилось.
- Приветик, Андрей!
- Здравствуй, Азиз!
- Доброе утро, Елена, у тебя чудесные бантики!
- Привет, Александр, ты прекрасно выглядишь!
- Доброе утро, Света!
- Здравствуй, Толя!
Ответы детей.
Игра «Приятно слышать»
А сейчас поиграем в игру. Поприветствуйте соседа по парте так, как бы вы хотели, чтобы поздоровались с вами. Как вы думаете, приятно ли человеку, когда при встрече его назвали по имени и сделали комплимент?
Воспитатель: Давайте здороваться друг с другом только так.
Ответ детей. Дети говорят комплименты друг другу.
Воспитатель: Важно ли при встрече улыбнуться друг другу?
Воспитатель: Давайте не будем скупиться на улыбку. Как вы здороваетесь, если видите вдалеке друга?
Воспитатель: Жестом и улыбкой можно поприветствовать друг друга издалека.
Актуализация знаний для изучения нового материала.
Цель: пробудить у детей интерес к занятию, сформировать мотив деятельности.
Послушайте строки, автором которых является Вадим Шефнер.
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно продать и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Вдумайтесь в эти строки!
Слово. Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, поищи эти звуковые волны. Кажется, и говорить-то не о чём. Но люди давным-давно заметили, что «злое слово убить может», а доброе слово «и кошке приятно».
В народе говорят: «Слово – лечит, слово и ранит». Одним словом можно человека поддержать, расположить к себе, а другим - обидеть и оттолкнуть. Слово соединяет людей, но оно же способно и разъединять. Подобно взгляду, жесту и интонации, им надо пользоваться осторожно, умело, заранее предвидя, какое впечатление и воздействие оно может произвести на другого человека. Это только кажется, что грубое слово нечаянно сорвалось с губ. На самом деле тот, кто грубит, как правило, знает, что тем самым ранит человека. А как велика сила слова, несущего одобрение, вселяющего веру, выражающего симпатию, нежность, любовь!
Основная часть (изучение нового материала)
Цель: развитие умений открыто общаться, способствовать сплочению группы.
А скажите, ребята, что самое горькое?
Ребята послушайте внимательно стихотворение.
Что горче всего? –
У ребят я спросил.
Какой-нибудь скажет храбрец.
Горчицу и лук назовут наконец.
Но горче горчицы –
Поверьте мне снова –
Обидное, грубое слово.
Ребята, а вы слышали грубые слова? Не повторяйте их. Эти слова называются вульгаризмами – это слово означает «грубый». А человек, который произносит эти слова, - вульгарный, грубый. А как вы думаете, когда человек произносит эти слова?
Дети. Когда не знает, что это плохо. Когда он плохо воспитан.
Наша Родина Россия живёт много лет. Вместе с ней живёт и родной русский язык. Раньше на Руси слово «брань» означало «войну» (поле брани). Потом о тех, кто ссорится словами, стали говорить «бранятся», а грубые слова стали называть бранными, бранью. Если два человека или несколько бранятся, к чему это может привести? К брани – драке, войне. Во все времена на Руси брань считалась грехом, то есть это было стыдно.
Недобрые слова очень сильно обижают. Давайте введём в группе два правила:
Никогда не произносить бранных слов. Во-первых, это не красиво. Во-вторых, эти слова обижают. Если всё же вы нечаянно обидели кого-то, спросите, почему человек обиделся, - и извинитесь. Ну, а что слаще всего?
Что слаще всего? -
Я спросил у ребят.
Сони, зевая, бубнят.
Сластёны, зажмурясь, кричат:
И всего остального
Сердечное, доброе слово.
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Раз –подняться на носки и улыбнуться,
Два – руки вверх и потянуться,
Три – согнуться, разогнуться,
Четыре – снова все начать,
Пять – поглубже всем вздохнуть,
Шесть – на пояс руки ставим,
Семь –поворы туловища начинаем,
Восемь – столько раз приседаем,
Девять – потягиваемся и отдыхаем,
Десять – дальше продолжаем.
Подростки часто в своей речи используют «слова-паразиты» и жаргонные слова, которые «загрязняют» всю чистоту русского языка. Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными вот, значит, так сказать. Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты.
Ну что ты, блин, мне толкуешь! Или я, блин, не знаю?;
Иду, блин, гляжу, блин, что-то светится, блин. Несложным оказалось задание. Видно, все так накинулись на этот сленг, что он незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и перевести его на литературный язык нам проще простого. Надеюсь, что подобный «словесный мусор», тем более непристойная брань, уже на слишком засорят ваше общение. Потому что «болезнь сленга» — это все-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремиться стать не только взрослым, но и культурным.
Слова-паразиты, слова-пустышки – это проблема, за которой скрываются наши нерешительность, неосмотрительность и даже глупость. На этот счёт даже есть стихотворение А. Шабаева «Язык родной, дружи со мной». Послушайте отрывок:
Вы, это самое, того,
Когда вы говорите,
То, значит, это, как его,
Ну, в общем, не тяните.
Вот, это значит, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
Все мы часто слышим такие выражения и слова, как: так сказать, ну, в общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа, чисто, в принципе, короче и т.д. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь. О человеке их употребляющем, хочется заметить: «Сказал так много, но ничего не сказал».
«Слова – паразиты» чаще всего употребляют люди, у которых речевой запас небольшой. От них нужно отвыкать, потому что речь из-за них становится некрасивой. Человека, который их часто употребляет, называют косноязычным, то есть неспособным правильно и распространённо говорить.
Надеюсь, «словесный мусор», тем более непристойная брань, уже на слишком засорят ваше общение. Потому что «болезнь сленга» — это все-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремиться стать не только взрослым, но и культурным. Нам надо учиться замечать сор прежде всего в своей речи, избегать употребления слов грубых, матерных, слов - паразитов. Вы спросите: «А чем опасны такие слова? Почему мы не можем их употреблять? Что они означают?».
Слово «сволочь» означает мусор, который собирает, сволакивают в кучу и выбрасывают за порог жилища. Это слово — пожелание, чтобы человек был лишен своего дома.
Слово «мерзавец» означает мерзлый, холодный, безжизненный. Получается, что, произнося это слово, ты желаешь человеку скорой смерти.
Слово «стерва» означает падаль, гниющее мясо. Это пожелание болезни.
Слово «негодяй» прочно вошло в человеческий лексикон, а означает оно негодный, непригодный, испорченный. Это пожелание стать неудачником, чтобы ты не добился в жизни ничего.
«Дурак» означает бурный, неспокойный.
«Подлец» значит низкий, ползающий, находящийся под ногами. Хотел бы ты себе такого в жизни? Но ведь ты чуть ли не каждый день желаешь ее другим!
«Паршивец» Есть страшная болезнь – парша. От нее выпадают волосы на голове и появляются струпья на теле. Паршивую овцу нельзя вылечить, мясо ее противно есть, ее выгоняют из стада.
Теперь понятно, что означает слово «паршивый» или «паршивец»?
Вот самые, на наш взгляд, безобидные слова! А сколько зла и боли они несут.
В речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит. Доброжелательность ваших слов, ваша улыбка сохраняет ваше здоровье и здоровье окружающих. Сначала подумайте, а потом скажите.
Читайте также: