Наличие в нашем выступлении шутки другой команды
Обновлено: 04.11.2024
1. Лучше недоиграть, чем переиграть.
2. Мимика актера видна даже с последних рядов.
3. В песне нежелательно использовать два и более куплетов.
4. Расстояние от губ к микрофону - один спичечный коробок.
4а. Не мотай микрофоном по сторонам, когда в него говоришь.
5. Если не знаешь слова песни, пой с выражением слово «тридцать три» много раз. Только не в микрофон.
6. После удачной шутки дай залу закончить смех; если, несоорентировавшись, сказал начальную фразу, после умолкания зала, повтори ее и закончи шутку.
7. На прогонах пошагово просчитай все перемещения по сцене, чтобы не создавать паузы в игре.
8. За сутки перед игрой не употребляй спиртного.
9. Если микрофон замолк, договори фразу без него четко и громко.
10. На сцене направляй свой взгляд ориентировочно на 16 ряд.
11. В сценарии лучше меньше да лучше.
12. Удачная импровизация - наивысший уровень мастерства.
13. Фончик лучше подобрать бодренький, но ненавязчивый.
14. Когда при линейке общение происходит с соседом по команде, то посматривай все равно в зал.
15. После выступления сцена должна остаться чистой от реквизита. Надо до игры определиться, как это осуществить.
17. Песню лучше выбрать попроще, чтоб не залажать на сложной.
18. Неплохо иметь под рукой командную аптечку (особенно на выездах).
19. В форме команды должно прослеживаться общее (хотя бы аксессуары, прически).
20. Форма и реквизит должны быть чистыми и глаженными (даже фуфайки).
21. Для девушек особо важен внешний вид на сцене.
23. Правильно произнесённая шутка - 50% успеха, плохо - 100% провал.
24. Игрок вошедший в роль кого или чего либо, не должен выходить из нее до логического завершения.
25. Если хочется пошутить на избитую тему, то обязательно убедитесь что ваша шутка перекроет предшественников, в противном случае забудьте и не позорьтесь.
26. Перемещаясь по сцене не топайте и не шаркайте ногами.
27. Что не попало в микрофон - не попало в зал.
28. Радио-микрофоны порой очень вувствительны. Следите за ширмой или за кулисами за тишиной.
29. По темпоритму зал легче «посадить», чем снова завести. Старайтесь выстроить свое выступление с учетом этого (к примеру, по возрастающей). Одна неудачная шутка (тупая, черная, пошлая) может провалить весь конкурс, игру или даже имидж команды.
30. Некорректно ведущие себя болельщики могут навредить своей команде.
31. Количество игроков в команде - сугубо индивидуальное (хоть два, хоть пятнадацть).
32. Команда, попытайтесь найти свой перчик, свою изюминку не только в водке или булке.
33. Есть опасность при сильном зазубривании потерять чувство текста. В таком случае лучше ориентироваться по залу.
34. Сценарий лучше пишется на свежую голову, ну а если уж поперло – имейте при себе маленький блокнотик.
35. Находите возможность больше репетировать на сцене. Если нет возможности репетировать с микрофонами - используйте подобные предметы.
37. Выиграл — помни, что на этом твой путь не остановился и теперь легче точно не будет, а будет ещё труднее. Не зазнавайся и помни, что может тебе просто повезло.
38. К залу не поворачивайтесь спиной.
39. Участие команды в «Черном КВН» - хороший тренинг для развития чувства меры.
40. Не ленитесь создавать упорядоченный архив командных шуток.
41. Неплохо для укрепления командного духа иметь общее увлечение: играть в футбол, ходить в походы, зависать в клубах.
Нравится Показать список оценившихКак научиться писать шутки. Краткие рекомендации.
Основная проблема тех, кто «учился и не научился» писать юмор — узкий кругозор. Каждая шутка делается из чего-то, из факта, из парадокса, из жизненного наблюдения или неожиданного сопоставления. Способы построения шутки, литературное её оформление — это надстройка. Базис — это ваш культурный и интеллектуальный багаж. Если вы ничего кроме «Дома-2» не видели, вы напишете 100 шуток про «Дом-2». Многие именитые команды КВН побеждали просто на эрудиции, на умении выбрать тему, на знании недоступных или неинтересных широким массам видов юмора. Но об этом можно поговорить подробнее в другом материале.
В 1999 году на сочинском фестивале (первом для меня и 10м для КВНа) Михаил Марфин сказал простую вещь: «Если мне нужно придумать шутку о том, как обвешивают в магазине, я к вечеру её придумаю». Этот простой постулат потряс меня до глубины души. Если тебе нужен утюг, иди в магазин и купи. Если тебе нужна шутка, сядь и напиши. Как не вспомнить Чехова с его мыслью о том, что хороший писатель должен уметь написать рассказ даже о чернильнице.
В 2001 году я ради интереса решил попробовать написать 100 шуток за сутки. Удалось. Одна из шуток была о том, как обвешивают в магазинах :)
4. Пишите легко. Пишите о том, что близко и понятно. К сатирическим памфлетам и глубоким выводам о несправедливости мира вы придёте позже. На начальном этапе творчества всякий пафос неуместен. Из этого есть исключения, к примеру, когда молодая команда из «горячей» кавказской республики говорит о войне, это воспринимается адекватно, потому что, к сожалению, они там были и всё пережили.
Нравится Показать список оценивших8. Помогайте кому-нибудь играть в КВН. Это может быть КВН между классами, факультетский КВН… Ощущение нужности и необходимости твоей работы кому-то кроме тебя очень мобилизует.
Нравится Показать список оценивших Нравится Показать список оценивших1. Смешные геги рождаются "на ногах" (Гуськов Дмитрой, МИИТ, Москва.)
2. Для молодых команд: учиться писать круги лучше начинать с написания веселых стишков (Стартовая фраза: «Наша Таня громко плачет»….. Ответ: «Потому что Таня – мальчик») или круги на тему известных сказок. (М.Сагдиев со слов Олевского П.)
3. Капитанский конкурс. Текст капитану проще писать не от первого лица (я был там-то…, видел то-то…), а лучше в повествовательной форме на заданную тему. (М.Сагдиев со слов Христича М.)
4. В сценарии лучше меньше да лучше, если не умеешь много и хорошо.
5. На разминке лучше иметь в заначке пару - тройку «резинок». Используй их в случаях, если полный тупик.
6. Если хочется пошутить на избитую тему, то обязательно убедитесь, что Ваша шутка перекроет предшественников, в противном случае забудьте и не позорьтесь.
7. Старайтесь выстроить свое выступление, что бы зал не потерял интерес к нему. Программа должна содержать наиболее сильные номера в конце конкурса (так как концовка воспринимается лучше всего, особенно для жюри).
8. Одна неудачная шутка (тупая, черная, пошлая) может провалить весь конкурс, игру или даже имидж команды, если это не черный КВН.
9. Сценарий лучше пишется на свежую голову, ну, а если уж поперло - имей при себе маленький блокнотик.
10. Не ленитесь создавать упорядоченный архив командных шуток. Не брезгуйте старым архивом, его можно всегда предложить еще более начинающей команде, чем Вы.
11. Человек, когда начинает придумывать репризу, он, работая над ней, формулируя ее, пытаясь переделывать ее многократно, перестает понимать уже, смешная она или нет. Поэтому существует понятие, что шутку надо проверить. (М. Марфин)
12. Еще одно пожелание к командам, использующим «нарезку» — не затягивать. Невозможно следить за происходящим на сцене и при этом воспринимать на слух музыкальные переключения длительностью более 2-3 минут. Впрочем, «не затягивать» — это общее пожелание ко всем начинающим КВНщикам во всех конкурсах.
13. «Не умеешь играть хорошо, играй быстро». Чем быстрее ты вышел на сцену и чем быстрее ушел, тем меньше зритель устанет от тебя, если материал несмешной.
Аркадий Дяченко (он же ДЕД). («ИГРА» №141)
1. Для предварительной прикидки времени выступления можно запомнить, что чтение одной страницы напечатанного текста в среднем занимает три минуты, а время, зафиксированное при чтении сценария на сцене, увеличивается в полтора раза.
Следующий анекдот
- Ты кто?
- Бурят.
- Вижу что бурят, а национальность какая?
«Три толстяка» (Хмельницкий):
- Почему говорят, что мы эстонцы медленные. Зато наши коровы дают сразу кефир!
- Прикинь, Жаннка, я недавно с парашютом прыгала…
- Ну, и чё ты видела?
- А ничё не видела, у меня юбка задралась…
- Вот 5 лет назад были «Spice girls»! А теперь? «Old spice”!
---
- А что это за певец такой – “Стрелки”? К нему как в гримерку не зайдешь – постоянно куча баб!
---
- Ой, девчонки, а я вчера тест на беременность сдавала…
- Ну, и как? Вопросы сложные?
---
- Историки-генетики скрестили Ивана Сусанина с поляками. Полученный гибрид сам себя заводит в лес и не доставляет никаких хлопот.
---
- Латыши! И все-таки мы живем в одной стране… А вы – в другой!
– Хорошее у вас тут в Латвии пиво! Но у вашего пива есть единственный недостаток – у вас водка дорогая…
---
- Мария Наумова – молодец!
- Это кто?
- Мария Наумова?! Это девушка, которая выиграла для Латвии дыру в бюджете в 10 миллионов долларов!
---
- Евгений, может, как обычно, в бутылочку на раздевание?
- Нет, лучше в раздевание на бутылочку.
---
- Вот, Женька, смотрю на тебя - умный ты мужик… А выпью – красивый ты мужик!
---
- Не хотел к вам выбираться, да полицейские с собаками лес прочёсывают…
---
- Книги почтой! Энциклопедия секса от «А-а-а-а!» до «Я-я!»
---
- У нас на Урале что хорошо, так это горы красивые! А у вас что хорошо – так это море! Вот если бы всё это объединить…
- Ты самый романтичный оккупант в мире!
- Хорошо у вас в Юрмале! Мне только вот одно непонятно: ну ладно я латыша от русского отличить не могу! Но как меня, казаха, вчера можно было с бурятом перепутать – ума не приложу!
---
- Дорогие казахи, узбеки и буряты! После Чемпионата мира по футболу воздержитесь от поездок в Португалию, Италию и Испанию. Там разбираться не будут! Там всех наших мочат!
---
- Русский долго запрягает, а потом быстро едет!
- Латыш долго запрягает, а потом хоронит лошадь…
- А казах, вообще, не запрягает! Он её ест!
- Уважаемое жюри! Сборная Сенегала великолепно выступила на чемпионате мира по футболу. Дайте и здесь сенегальцу не облажаться!
---
- Высоко-высоко в горах стояло баскетбольное кольцо… И один маленький, но очень гордый белый решил забить в него сверху. И взлетел он выше неба до самого солнца и обгорел… Так появились нигеры!
- Нам совершенно не важно, какого «КиВиНа» нам дадут… Но даже «КиВиН в золотом» не вышибет нас из седла!
---
- Латвия, Эстония, Литва… Куда ты мчишься, птица-тройка?
---
- Наличие баяна на этой сцене автоматически приравнивает наше выступление к музыкальному.
---
- Между прочим, присутствие на сцене Александра Васильевича из КВНа автоматически делает выступление любой команды смешным. Всегда!
---
- Александр Васильевич, если у Вас с КВНом вдруг не заладится, милости просим к нам! Мы добро помним…
---
- Товарищи, слухи о преждевременной кончине Гоголя Николая Васильевича не подтвердились! С праздником!
---
Уже порубал всю квартиру в капусту!
Не успели уйти ни балконы, ни люстры!
Скоро будет не остановиться,
А Буденный все снится и снится!
---
- Да я, ради золотого КиВиНа пить бросил!
- А я подобрал!
---
- Не знаю, не знаю, я в Юрмалу приехал за узбекским алюминием.
- Ты чего, откуда в Юрмале узбекский алюминий? Сам подумай, в Юрмале - узбекский алюминий?!… Это тебе в Ригу надо… Там же Штирлица снимали?
---
- Наличие в нашем выступлении шутки другой команды говорит о том, что на пути к золотому КиВиНу, мы не остановимся ни перед чем!
---
- Да, раньше времена были! Презерватив стоил 3 копейки, пирожок с повидлом 5 копеек… Это ж как на 8 копеек погулять-то можно было!
Следующий анекдот
- Латвия, Эстония, Литва: Куда ты мчишься, птица-тройка?
<Уральские пельмени>
- Hаличие баяна на этой сцене автоматически приравнивает наше выступление к
музыкальному.
<Уральские пельмени>
- В детстве я рос слабым и хилым мальчиком. Ребята обижали меня, дёргали за
косички:
<Уральские пельмени>
--
- Hе хотел к вам выбираться.
- А ведь я видел, дедушка, как ты свои яблочки всякой гадостью поливал.
- Да ты что, Павлик. Да я тебя собственными руками.
<Уральские пельмени>
--
- О смотри какая девчонка сидит.
- Где?
- Hу, вон спиной сидит.
- Девушка, вы чё? Спиной лежать надо.
<Уральские пельмени>
--
- Мужики, я его вчера с такой страшной женщиной видел.
- У меня есть водка, я могу себе это позволить.
<Уральские пельмени>
--
- А ты где такие брови накачал?
- Hу, это. отжимался.
- Так это же на трицепс.
- Hу да. Hо немного и на брови попадает.
<Уральские пельмени>
--
- А ты знаешь, что все люди произошли от обезьян?
- Hу?
- А ты чего не торопишься?
<Уральские пельмени>
--
- Hа море с таким мужиком познакомилась, ну вылитый Бен Ладен. Где его теперь
искать?
- Это тебе в федеральный розыск надо.
<Уральские пельмени>
- Новинка системы образования. Изучение Илоны Давыдовой методом английского языка.
"Уральские пельмени" (Екатеринбург)
Следующий анекдот
- А я вот стихи пишу!
- Ну, и как? Получается?
- Наполовину. Писать – получается. Стихи – нет.
Команда КВН «Настоящие тамады».
Мозговой штурм.
Здесь мы поговорим не о написании целого сценария какого-либо КВНовского конкурса, а о создании «Ее величества ШУТКИ», она же - реприза. Независимо от того пишет ли вся команда или только группа авторов, одним из основных способов рождения шутки (хода, идеи) в последнее время является так называемый мозговой штурм. Форма его проведения до безобразия проста, а вот выход - до того же безобразия минимален, но при всем этом в итоге достаточно эффективен. Обусловлено это в первую очередь тем, что написать просто репризу получается довольно часто, а вот написать смешную репризу случается крайне редко.
- Методом мозгового штурма писала авторская группа знаменитой команды КВН «Уральские дворники», известная, как авторский коллектив журнала «Красная бурда». До сих пор в основном этим методом пользуются авторы «Красной бурды» в выпуске своего журнала. Методом мозгового штурма работают команды: Харьковского Авиационного Института, Белорусского Государственного Университета, «Запорожье – Кривой Рог – транзит», «Махачкалинские бродяги», «Новые армяне» и многие другие.
Со стороны зрелище мозгового штурма кажется весьма скучным и на шоу явно не тянет. Команда КВН Ереванского Медицинского Института так описывает процесс рождения шутки: «Когда появляется смешная строчка, авторы чуть разглаживают морщины, записывают ее и снова мрачно погружаются в радостный мир юмора и сатиры». Тем не менее, именно от этой черновой работы зависит успех ваших последующих выступлений. Желательно, чтобы мозговые штурмы проводились вне зависимости от того, играете вы в ближайшее время, или нет, так как банк реприз никогда не бывает достаточным. Итак, начнем.
Каждый берет в руки ручку, листок бумаги и собственные мозги, после чего начинает писать все, что ему лезет в голову, желательно похожее на шутку, идею, или оригинальный ход. Через 10 минут листочки передается по кругу. Получив такой листок, каждый начинает заниматься следующим: либо “добивает” репризу товарища, либо перефразирует ее по-своему, либо пишет репризу на тему уже написанной предшественником. В конце концов - пишет все, что ему приходит в голову. Через 10 минут листок передается вновь и так до полного прохождения круга. В конце этого скучного действа желателен перекур - для лучшего восприятия «искрометного юмора своих товарищей по перу». Далее кто-нибудь, желательно с нормальной дикцией, собирает все листки и начинает зачитывать продукты группового творчества. Репризы, вызвавшие здоровый смех и идеи, вызвавшие такой же интерес, отмечаются. Затем положительные результаты вносятся в архив команды. Только не надейтесь, что с каждым штурмом ваш архив будет распухать, как дрожжевое тесто. Дай бог, если из одного такого штурма выход составят хотя бы 5 реприз, достойных внимания. Но именно таким образом формируется банк реприз, который в последствии ляжет в основу ваших гениальных сценариев приветствий, музыкалок и домашних заданий.
Мозговой штурм можно проводить и тематически. На каждый круг дается определенное направление. Например: “Пишем сначала про рекламу, потом про Правительство, потом про погоду!” и т.д. В этом случае читка проводится после каждого тематического круга.
Еще один вид мозгового штурма. На каждом листе пишется какая-либо тема («Политика», «Реклама», «Спорт» и т.д.). В этом случае, получив по кругу очередной листок, автор должен писать в конкретную тему. Читка производится после полного цикла. Если известна тема игры, то круги также разбиваются по подтемам. К примеру, если тема вашей игры “ТРАНСПОРТ”, то можно посвятить один круг городскому транспорту, второй - железнодорожному, третий - авиационному и т.д. В любом случае не стоит сильно углубляться в специфику заданной темы, поскольку написать много смешных шуток в одном направлении довольно сложно. КВНовский юмор должен быть универсальным и разнообразным.
Кроме того, мозговые штурмы можно посвящать прописыванию конкретной идеи, «докрутке» выбранной песни, сценического хода и т.п. В этом случае листок для фиксирования продуктов творчества может находиться только у одного человека и штурм проводится в форме «свободного трепа». Есть еще один способ: пишется начало фразы, задача партнера по штурму – «добить» ее до шутки. Но практика показывает, что такой вид штурма малоэффективен и, как правило, превращается в формальное составление предложений, мало похожих на шутку. Так что советуем на этот метод упор не делать. Есть, конечно, и малораспространенные, так сказать, индивидуальные методы придумывания шуток – исключительно свободный трёп, индивидуальное придумывание и т.п. Мы никоим образом не посягаем на их прелести, используйте на здоровье то, что свойственно вашей команде, но не в качестве основного метода. Помните, что мозговой штурм – это основа создания КВНовской машины.
А теперь посчитаем среднестатистический выход от мозговых штурмов. Допустим, в штурме участвовало 10 человек. 10 х 10 минут - 1 час 40 минут. Плюс пол часа на читку. Два часа с небольшим в день - не так уж много, если очень хочется победить. Сколько же материала? В среднем за один круг штурма каждый может выдать около 3-4 реприз. 10 кругов, да на 10 человек, да еще и на 3-4 репризы - это будет 300-400 реприз! А если поработать дней 10? Получится 3-4 тысячи. А на игру надо всего-то реприз 50. И если вы до сих пор сомневаетесь в эффективности этого метода, то вы до сих пор продолжаете ошибаться! Бабель, между прочим, свои “Одесские рассказы”, написанные в свойственной КВНу лаконичной форме, переписывал по 15 раз, оттачивая каждую фразу. Так вот Бабель был один, а вас - много. Улавливаете? Улавливайте дальше!
Что писать?
- А я в консерваторию решил поступить! Буду писать музыку для народных частушек… (Команда КВН «Служебный вход», Курск)
Что писать? Шутки, конечно! Больше шуток – хороших и разных! Еще раз перечитайте главу «Ее величество ШУТКА», чтобы восстановить в памяти теоретические основы построения реприз. А мы попытаемся на бытовом КВНовском уровне показать – какие основные типы шуток наиболее часто выходят на гора после мозговых штурмов. Если мыслить глобально, то все шутки можно разделить на два основных типа: шутки «на каждый день» (то есть «вечные» - смешные и вчера, и сегодня, и завтра) и шутки «на сегодня» (то есть актуальные только сегодня). Возможно, когда-нибудь КВНщики научатся придумывать «шутки будущего», а народ в будущем придумает - как над ними смеяться. А пока мы говорим о дне сегодняшнем. Давайте на примерах рассмотрим «вечные шутки» и их разновидности.
Как правило, они имеют либо литературную основу, либо историческую, либо общественно-бытовую, либо просто общеизвестную лексическую, а также всевозможные комбинации этих основ. Что касается литературной основы, то она может быть как классической, так и народной, включая все версии своего отражения: театр, кино и так далее. Здесь достаточно знаний на идиомном уровне. Историческая основа опирается на минимальные знания истории человечества и общеизвестных фактов биографий исторических личностей. Общественно-бытовая основа отражает наше с вами знание различных универсальных бытовых проблем. При лексической основе речь идет об элементарных каламбурах и парадоксальных трактовках известных словосочетаний. Далее – только примеры.
Итак, литературная основа шутки! Возьмем известные классические строчки Владимира Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин!» и посмотрим на их КВНовскую интерпретацию в исполнении сборной команды КВН СНГ-92:
- Иврит бы я выучил только за то, что идиш гораздо сложнее.
Теперь возьмем следующие две известные строчки – «Я Вас любил, любовь еще, быть может…» и «Шумел камыш – деревья гнулись!». Соединим их при помощи команды КВН «Одесские джентльмены»:
- Я Вас любил – деревья гнулись!
А вот пример того, как литературная основа спорит с лексической, в результате чего появляется каламбур:
- «С мылом и в шалаше рай!» (Команда КВН ГАЗ).
Согласитесь, что любую из этих шуток не очень-то состарило время. А время постоянно подбрасывает новые примеры, вселяющие надежду на бессмертие этого жанра:
- Не мой его! Он трогал! Ой… Не трогай его! Он мой! (сборная Пятигорска)
Теперь рассмотрим историческую основу на примере команды КВН СГУ:
- Давным-давно, когда Земля была плоской, а шутки – круглыми, Одиссей издевался над Циклопами – одноглазыми зверюгами, привозя им в подарок очки и бинокли.
События шутки условно находятся в таком далеком прошлом, что ее восприятие не зависит от того, когда ее произнесут: 20 лет назад, сегодня, или через четверть века. Про конфликт могучего Одиссея и несчастного Циклопа известно практически всем со школьной скамьи. Любой известный исторический факт дает практически неиссякаемый источник для шуток. Уж сколько шутили про то, как Моисей водил евреев по пустыне! Однако это не помешало рождению новой шутки на эту тему у команды «Незолотая молодежь»:
- 40 лет водил Моисей евреев по пустыне. Это единственный случай в истории, когда евреи повелись!
В историческую основу может быть также заложено известное высказывание апологетов истории, чем и воспользовалась в свое время команда КВН МАГМА:
- Верно говорил нам Александр Невский: «Кто с чем к нам придет, тот от того и того…»
Историческая основа может также быть адаптирована к социально-бытовому продолжению. Слово «Махачкалинским бродягам»:
- Еще Наполеон говорил: «Если я захвачу Петербург, то схвачу Россию за голову! А если я захвачу Москву, то схвачу Россию за сердце!
- А если бы он захватил Кавказ?
- Думай, потом говори…
Далее – об основах общественно-бытовых. Наверняка независимо от даты произношения вызовет смех шутка команды КВН «Настоящие тамады» (Тбилиси):
- Друг, а что такое вечность?
- Генацвале, одолжи мне 2000 долларов всего на неделю и ты узнаешь – что такое вечность…
Это был пример чистой общественно-бытовой основы. Еще один чистый пример соединяет житейскую мудрость с социальной в лице команды КВН ОГУ:
- Вы так молоды, сэр, откуда столько скептицизма?
- Вы постарше, сэр, откуда столько оптимизма?
Третий пример – логика от обратного. А шутка – от КВН ДГУ:
- Тебя когда-нибудь приглашали на белый танец?
- Не знаю, я – дальтоник.
Теперь поговорим о других разновидностях общественно-бытовой основы шутки, одной из которых является ситуационная несовместимость.
- Везде обман! Вчера взял сына из роддома – богатырь, 3600! Принес домой, перевесил – 3200! (Команда КВН «Транзит»)
Пример логической несовместимости (она же – абсурд) демонстрирует команда «Ворошиловские стрелки» (Луганск):
- Чем тратить такие деньги на водку, уж лучше их пропить!
На смех работает также «эффект не сказанного вслух». Одна из разновидностей этого эффекта – логическая цепь без серединного звена:
- Оказывается конопля – это дерево! Ему просто вырасти не дают!
Команда «Иркутские декабристы», произнося эту шутку, ничего не сказала о том - почему дереву не дают вырасти? Зритель элементарно додумывает это сам, благодаря своему ассоциативному воображению. В шутке может быть не сказано окончание логической цепи, как это продемонстрировал «Дрим Тим»:
- А я киоск себе купил. Окно пошире сделал, чтоб лицо было видно. Сижу, торгую…
Или вот сказано о том, о чем вслух не говорят, но смысл понятен сразу:
- Девки в озере купались, их надежды оправдались!
(Сборная Пятигорска)
Лексическая основа шутки, как мы уже говорили, с одной стороны несет в себе парадоксальную трактовку известных словосочетаний. Пример от команды НГУ:
- Выведена новая порода мясо-молочного скота. Скотина жрет мясо и запивает его молоком.
А теперь на примере команды КВН БГУ пойдем дальше:
- «В детстве я перенес Боткина. Ох, и тяжелый был мужик!»
Здесь уже срабатывает так называемый (вернее: так названный авторами) «парадокс омонимов» (он же – каламбур). У этой основы тоже есть свои разновидности. К примеру – абсолютные омонимы:
- Всем постам! Поститесь дальше! (Команда КВН «Тамбовские волки»)
Слуховые омонимы:
- Всем! Всем! Всем! Передовица! Перестреляться! Перевешаться!
(Команда КВН ПГУ)
- Всем! Всем! Всем! В следующий раз – в восемь, в восемь, в восемь!
(Команда КВН ХАИ)
- Ты смотри, в баньке ее хорошенько потри!
- По четыре!
(«Есть контакт!», Добрянка)
Конечно, примеры можно приводить до бесконечности, так же, как и до бесконечности можно классифицировать «вечные шутки» по разновидностям. Одно несомненно – шутки эти действительно являются универсальными во временном восприятии и могут еще долгое время вызывать смех, если, конечно, их не перечитывать в 100-й раз. А вот жизнь второго глобального типа шуток, увы, недолговечна. Актуальность – вещь проходящая и непредсказуемая. Но и каждое выступление команды КВН – это тоже своеобразный спектакль одной премьеры, поэтому шутки «на сегодня» в КВНе ценятся не меньше, чем «на каждый день». И, если о «вечном» можно говорить до бесконечности, то в разговоре о «сегодняшнем» постараемся быть краткими.
Итак, главное качество таких шуток – актуальность. Причем во всех ее разновидностях: политической, социальной, экономической, бытовой и т.д. К примеру, на сегодняшний день темы для шуток нам просто дарят: политическая и экономическая нестабильность, «фокусы» правительства, уровень жизни населения, телесериалы, телепередачи, телепроекты типа «Фабрики звезд», шквал зарубежного видео, реклама во всех ее проявлениях, достижения современной науки, всевозможные шоу, эстрада, неудачи отечественного футбола, факты биографий популярных на сегодняшний день людей и многое, многое другое. Надо сказать, что построение актуальных шуток абсолютно аналогично тем типам, которые мы рассматривали, говоря о шутках вечных. Далее – только несколько примеров. Актуальность политическая эпохи перестройки:
- Теперь каждый купец должен ходить с «Калашниковым»!
(КВН ГАЗ)
- 70 лет в нашей стране шла свадьба. Выдавали желаемое за действительное.
(КВН УПИ)
Актуальность рекламная, срок жизни которой совпадает со сроком эфирного времени данной рекламы:
На сцене все начинают икать: - «Тефаль», ты уже задолбала думать о нас!
(КВН «Транзит»)
- «Дирол» защищает Ваши зубы с утра до вечера. А ночью приходит кариес!
(КВН «Новые армяне»)
- Как тебя зовут, помнишь. Сам встать сможешь?
- Ты чего пристал к ребенку? Ему же еще года нет!
(Сборная Владивостока)
Актуальность по факту биографии конкретного человека:
- Юбилейный концерт Укупника в Кремле… Он назвал его - «Неужели 50?»! Неужели, кто-то пришел.
(«Утомленные солнцем»)
- Здравствуйте, я – Дана Борисова. В интернете про меня написали, что я дурочка… А что я, виновата, что у меня ноги красивые? Я, может быть, конечно, и дурочка, но… может быть, и нет!
(«95-й квартал», Кривой Рог)
- Смотрите главную премьеру сезона! Ради этой роли Владимир Машков отказался от двадцати миллионного контракта в Голливуде. «Идиот» на телеканале «Россия»!
(«Незолотая молодежь», Москва)
Даже если какая-нибудь из этих шуток не утратила свою актуальность сегодня, она обречена утратить ее завтра. Поэтому – пишите больше! Пишите шутки, они – золотые!
“Время одиночек не прошло”.
Как писать и что писать – вроде как понятно. А кто будет писать? Как мы сказали раньше, основа этого процесса – мозговой штурм! Но… При определенной и доказанной эффективности коллективного творчества, будь то вся команда, или только авторская группа, время одиночек, к счастью, не прошло. Да и как можно прогнозировать конкретную дату рождения шуток? А как же вдохновение? Как же мысли, которые преследуют вас постоянно и даже во сне? Ведь КВНщики не смотрят на мир просто так. Они во всем увиденном подсознательно ищут смешной подтекст, трактовку, второй план.
Пример из жизни: Как-то к группе КВНщиков, гуляющих по Ялте, подошел торговец книгами. Между продавцом великого искусства и его потребителями произошел следующий разговор:
- Ребята, купите книги Дюма!
- Спасибо, мы его всего уже прочитали.
- Да, но это новые книги!
- А он что, до сих пор пишет?
Так вот, если Вы чувствуете себя автором-одиночкой, то следующий совет специально для Вас. В любое время дня и ночи имейте под рукой клочок бумаги и огрызок карандаша. А еще лучше - блокнот и ручку. Как только Вас посетило озарение, выливайте все на бумагу, она стерпит. Не полагайтесь на свою память, ибо память КВНщика настолько переполнена информацией, что у нормального человека давно бы уже съехала крыша.
Авторы-одиночки могут многое. От шутки до целого сценария. Они способны написать песню, придумать пародию или глобальную идею отдельного конкурса. Берегите авторов! Они - КВНовское добро!
“Писать” - значит “вычеркивать”.
Этот принцип более относится к взрослому КВНу, нежели к начинающему. Возможно, на начальном этапе создания команды и не стоит буквально воспринимать все изложенное ниже, но в перспективе на этот уровень выйти очень даже рекомендуется. Мы, в свою очередь, надеемся хотя бы на частичное следование нашим советам, а уж если на полное, то. Впрочем, обо всем по порядку!
Итак, Вы держите в руках толстенный архив команды, которым запросто можно убить человека. Будьте гуманными и попытайтесь разобраться со всем этим богатством мирным путем. Во-первых, из отмеченных реприз надо отобрать «самые-самые». И вот тут приходит время наступить на горло собственной песне. Советуем быть максимально самокритичными. Врубайте саморедактор на полную катушку! Сразу отбросьте всю пошлятину, чернуху и порнуху. Опыт показывает, что с этих тем начинать играть в КВН не рекомендуется. Писать “про это”, как правило, легко и местами приятно. И получается, как правило, очень смешно. В этом-то и вся проблема. Можно так подсесть на скользкий юмор, что потом, кроме как про “Тампаксы”, «гробы» и «это дело…» ничего путного в голову приходить не будет. Как сказала одна команда: «Не надо нам секса, мы лучше пить начнем!» («Уральские дворники»)
Что там говорить, если были даже случаи, когда шутка звучала дважды от разных команд «нового» КВНа с перерывом в пару-тройку лет.
- Девиз кладоискателя: «Бороться и искать, найти - и не сдавать!»
(Команда ХАИ (1994г.) просит прощения у команды МАГМА (1991г.)
Или шутка, уже знакомая по этой книге:
- А вы сами, откуда будете?
- Так мы это… из стаканов будем!
(Команда КВН БГУ просит прощения у команды КВН «Соседи»)
Эти примеры приведены не для того, чтобы вы их приводили в качестве оправдания за подобную ситуацию, а все-таки для того, чтобы в такую «ситуёвину» не попасть. А вообще, поводов для расстройства нет. И если вы испытали «кайф» «второго написания шутки», значит у вас – мозг настоящего КВНщика. Вычеркните такую шутку, еще раз взгляните на свой архив и ужаснитесь тому, как мало от него осталось. Мало, но хорошо. Во всяком случае, эта картина обнаженной правды подтолкнет вас к новым творческим исканиям. А шуршать по старым архивам - дело хоть и не бесполезное, но все-таки одно из последних.
И помните: лучшая шутка еще не написана!
“Разомнемся?”
Читайте также: