На каком лингвистическом явлении построена шутка эзопа

Обновлено: 04.11.2024

Задания предназначены для подготовки и/или проведения олимпиады по русскому языку в 6 классе.

Данные задания основаны на типовых заданиях в форме Государственной итоговой аттестации (ГИА).

КИМ состоят из 3 частей – А, В и С:

- блок А – 5 заданий;

- блок В – 4 задания;

- блок С – написание сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста (не менее 50 слов).

На выполнение работы отводится 60 минут.

ВложениеРазмер
kim_-_olimpiada_po_russkomu_yazyku._6_klass.doc 82 КБ

Следующий анекдот

Вот сама притча : Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день самый плохой, во второй день – самый лучший. В первый день на первое, на второе и третье Эзоп приготовил язык. – Почему ты подаёшь одни языки? – спросили Эзопа. – Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим и ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка? Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились. – Мне велели приготовить самый лучший обед, – пояснил Эзоп, – а что для философа может быть лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Анонимный вопрос

Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас.

На двойственности, притча по сути о том, что то, что может делать великие дела, точно так же может вершить зло. Все зависит от носителя условного языка и того, как он распорядиться даром слова

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

  1. Расставьте ударение в словах.

Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, партер, шарфы, красивее.

  1. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.

Подберите все возможные антонимы к полученному слову.

  1. Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?

Полки, окуни, пряди.

  1. Определите род имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.

Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.

  1. Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Дуня, Вика, Сева.
  1. Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

  1. Замените заимствованные слова русскими.

Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.

  1. Вставьте пропущенные буквы.

..гроном, пр..зидент, р..п..тиция, д..плом, инж..нер, тр..туар, в..ст..бюль.

  1. Какие слова нужно добавить к слову проще , чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?

Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.

Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку

  1. КаталОг, завИдно, повторИт, тОрты, включИт, клАла, баловАть, партЕр, шАрфы, красИвее.
  1. Тихо: тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.

(3 балла + за каждое слово 1 балл)

  1. Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.
  1. Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж.р.), красивый тюль (м.р.), детский шампунь (м.р.), чёрный рояль.
  1. Владимир, Геннадий, Григорий, Евдокия, Всеволод .
  1. Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание старик со старухой .
  1. Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа .
  1. Агроном, президент, репетиция, диплом, инженер, тротуар, вестибюль.
  1. Проще пареной репы.

Олимпиада по русскому языку

  1. Расставьте ударение в словах.

Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.

  1. Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.

Для птиц и зверей

  1. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.

Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.

  1. Объясните разницу в значениях слов.

Абонент – абонемент, глиняный – глинистый, эффектный – эффективный.

  1. В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.

А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.

В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.

6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Древн..греческий басн..пис..ц Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему Купи нам всего лу..шего что есть на свете! Пр..шли гос(?) ти – Эзоп под..ёт одни только языки жареные с..лёные.

– А разве язык (не)самое лу..шее на свете? … Ничего нет лу..ше языка!

– Ну так на завтра купи нам всего ху..шего что есть на свете

На следу..щий день Эзоп опять под..ёт одни только языки.

– А разве язык не самое ху..шее на свете? … Ничего нет хуже языка!

  1. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
  1. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку

  1. КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд.
  1. Звук [ц] встречается в объявлении 3 раза.
  1. Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.

Б) Черепашьим шагом.

В) Попасть на седьмое небо.

6. Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.

– А разве язык не самое лучшее на свете? … Ничего нет лучше языка!

– Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.

На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.

– А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка! (5 баллов)

8. В оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну»

Следующий анекдот

Олимпиады по русскому языку в 5 и 6 классах с ответами.

ВложениеРазмер
5-6_kl_olimpiada_po_russkomu_yazyku.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с одарёнными детьми и

детьми с высокими познавательными способностями»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КИМ)

ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС.

Задания предназначены для подготовки и/или проведения олимпиады по русскому языку в 6 классе.

Данные задания основаны на типовых заданиях в форме Государственной итоговой аттестации (ГИА).

КИМ состоят из 3 частей – А, В и С:

- блок А – 5 заданий;

- блок В – 4 задания;

- блок С – написание сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста (не менее 50 слов).

На выполнение работы отводится 60 минут.

Прочитайте текст и выполните задания А1-А5; В1-В4; С1.

(1)Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. (2)Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» (3)Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.

- (4)Что это значит?

- (5)А разве язык не самое лучшее на свете. (6)Ничего нет лучше языка!

- (7)Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.

(8)На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.

- (9)Что это значит?

- (10)А разве язык не самое худшее на свете. (11)Ничего нет хуже языка!

(12)Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

(По книге М.Л. Гаспарова «Занимательная Греция»)

А1 . В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп? Напишите их.

  1. __________________________________________________________________________________________________________________________
  1. __________________________________________________________________________________________________________________________

А2 . Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЯЗЫК 5 звуков.
  2. В слове ЕМУ все согласные звуки твёрдые.
  3. В слове ЕСТЬ одинаковое количество букв и звуков.

А3. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

А4 . На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?

А5 . Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ЯЗЫК в предложениях 6 и 11.

  1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи.
  2. Мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознания вкуса её, а также для словесной речи, или, у животных, для отдельных звуков.
  3. Способность говорить, выражать свои мысли.

В1 . Укажите фразеологизм.

  1. острый язык
  2. варёный язык
  3. подаёт языки

В2 . Выпишите грамматическую основу предложения 8.

В3 . Среди предложений 4-7 найдите предложение с союзом что . Напишите номер этого предложения.

В4 . В предложении 2 из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения.

Однажды Ксанф устроил угощение ученикам , (1) послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, (2) что есть на свете!»

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе задание С1.

С1 . Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса пословицу: «Язык мой – враг мой».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера: один пример из текста, второй – из художественного произведения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Начать сочинение вы можете словами пословицы.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Прочитайте текст и выполните задания А1-А5; В1-В4; С1.

(1)Наши далёкие предки использовали в качестве денег самые различные и диковинные вещи. (2)У древних славян роль денег играли лён и изготовленная из него ткань - полотно. (3)От слова «полотно» произошло всем известное слово «платить». (4)А вот на севере страны роль денег выполняли шкурки соболей, белок, лисиц, куниц и другого ценного пушного зверя.

(5)С конца Х века на Руси появились металлические деньги – монеты собственного производства. (6)До этого использовали деньги, вывезенные из других стран. (7)Первые русские монеты изготовлялись на кружках, вырубленных из листов металла.

(8)Слово «деньги» (в древнерусском языке было единственное число - деньга) известно у нас с конца XIV века. (9)Учёные предполагают, что оно могло быть занесено на Русь из Ирана торговыми людьми или путешественниками.

А1 . Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове МОНЕТЫ все согласные звуки твёрдые.
  2. В слове ПОЯВИЛИСЬ одинаковое количество букв и звуков.
  3. В слове (С) КОНЦА буква о обозначает звук [а].

А2 . В предложениях 5-7 найдите слово, в котором наблюдается чередование согласных в корне. Напишите это слово.

А3. Укажите правильный вариант деления слова ИЗГОТОВЛЯЛИСЬ на морфемы.

  1. из-готов-л-я-л-и-сь
  2. из-готовл-я-л-и-сь
  3. из-готовл-ял-и-сь

А4 . Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ДИКОВИННЫЕ в предложении 1.

  1. экзотические, особенные
  2. особенные, непривычные
  3. необыкновенные, странные

А5. Написание какого слова определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительных, основа которых оканчивается на –Н, пишется НН»?

  1. диковинные
  2. собственного
  3. ценного

В1 . Выпишите фразеологизм из предложения 2.

В2 . Какие грамматические изменения в строе русского языка можно наблюдать в предложении 8?

В3 . Выпишите грамматическую основу предложения 6.

В4 . Среди предложений 1-4 найдите предложение, не осложнённое однородными членами. Напишите номер этого предложения.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе задание С1.

С1 . Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса пословицу:

«Когда деньги говорят - правда молчит».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера: один пример из художественного произведения, второй – из реальной жизни (федеральных и/или региональных новостей, передач, личного опыта).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Олимпиада по русскому языку для учащихся 5 классов.

Предлагаемые задания могут быть использованы для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классах, для работы с одаренными детьми. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Материа.


Олимпиада по русскому языку для 5-6 классов

Задания могут быь использованы для проведения школьного тура олимпиады по русскому языку для 5-6 классов общеобразовательных школ.


Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов


олимпиада по русскому языку для 10-11 классов


Олимпиада по русскому языку в 5-х классах

Тестовые задания для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классе.


Олимпиада по русскому языку в 10-х классах

Тестовые задания для проведения олимпиады по русскому языку в 10-х классах.


Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов.

Следующий анекдот

Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, партер, шарфы, красивее.

  1. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.

Подберите все возможные антонимы к полученному слову.

  1. Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?

Полки, окуни, пряди.

  1. Определите род имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.

Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.

  1. Напишите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Дуня, Вика, Сева .
  1. Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

  1. Замените заимствованные слова русскими.

Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.

  1. Вставьте пропущенные буквы.

..гроном, пр..зидент, р..п..тиция, д..плом, инж..нер, тр..туар, в..ст..бюль.

  1. Какие слова нужно добавить к слову проще , чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?

Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.

Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку

(максимальное количество баллов – 58+)

  1. КаталОг, завИдно, повторИт, тОрты, включИт, клАла, баловАть, партЕр, шАрфы, красИвее.
  1. Тихо: тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.

(3 балла + за каждое слово 1 балл)

  1. Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.

(8 баллов, из них 6 баллов за правильно составленные словосочетания и 2 балла за объяснение).

  1. Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж.р.), красивый тюль (м.р.), детский шампунь (м.р.), чёрный рояль.
  1. Владимир, Геннадий, Григорий, Евдокия, Всеволод .
  1. Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание старик со старухой .

(5 баллов, из них 4 балла за правильно сделанный разбор предложения и 1 балл за объяснение).

  1. Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа .
  1. Агроном, президент, репетиция, диплом, инженер, тротуар, вестибюль.
  1. Проще пареной репы.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Время для выполнения заданий – 1 час 20 минут

Максимально возможный балл – 51

Составитель: Айдемирова Татьяна Романовна,

учитель русского языка и литературы МБОУ Игримской СОШ№1

  1. Расставьте ударение в словах.

Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.

  1. Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.

Для птиц и зверей

  1. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.

Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.

  1. Объясните разницу в значениях слов, составив словосочетания.

Абонент – абонемент, глиняный – глинистый, эффектный – эффективный.

  1. В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.

А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.

В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.

6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Древн..греческий басн..пис..ц Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему Купи нам всего лу..шего что есть на свете! Пр..шли гос(?) ти – Эзоп под..ёт одни только языки жареные с..лёные.

– А разве язык (не)самое лу..шее на свете? … Ничего нет лу..ше языка!

– Ну так на завтра купи нам всего ху..шего что есть на свете

На следу..щий день Эзоп опять под..ёт одни только языки.

– А разве язык не самое ху..шее на свете? … Ничего нет хуже языка!

  1. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
  1. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?

Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку

(максимальное количество баллов - 51)

  1. КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд.
  1. Звук [ц] встречается в объявлении 3 раза.
  1. Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.

Б) Черепашьим шагом.

В) Попасть на седьмое небо.

6. Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.

– А разве язык не самое лучшее на свете? … Ничего нет лучше языка!

– Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.

На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.

– А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка! (5 баллов)

8. В оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну»

Читайте также: