Мимика интонация взгляд жест слово выражающее одобрение ласка шутка или недовольство

Обновлено: 04.11.2024

Если нам нужно наладить отношения с партнером, назначить свидание или покорить аудиторию - власть взгляда поможет это сделать. Взглядом мы проясняем общие представления о ситуации. Взгляд - наша главная сила.
Эллсберг М. в книге "Власть взгляда" прописал увлекательное исследование магической силы взгляда и практическое руководство для человека, который хочет добиться успеха.
Люди, которые дарят нам свои взгляды подают нам знак, что они слушают и воспринимают нас всерьёз. А самый лучший способ подтвердить, что вы действительно дарите кому-то всё свое внимание здесь и сейчас, - это взгляд "глаза в глаза".
Сила взгляда определяется тем, что он показатель направленности, качества и фокуса нашего внимания.
Любой наш взгляд выдает о нас лавину информации.
Мимика, интонация, взгляд, жест, слово, выражающие одобрение, ласку, шутку, недовольство, возмущение взрослого, являются компонентами этого совместного действия.
[Ананьев Б. Г.: Том II. , S. 716 (vgl. Ананьев: Практика и теория индивидуальной психологии. Т. 2, S. 110)]
Высокомерный взгляд характеризуется прищуриванием век и приподниманием головы вверх, как это делают, заглядывая в пропасть, лежащую перед ногами. Когда смотрят вызывающим взглядом, то в сущности повторяют ту позу, которая представляет собою готовность к отпору.
[Бехтерев В. М.: II. Специальная часть. , S. 2787 (vgl. Бехтерев: Объективная психология, S. 259)]
Выражение сладострастия характеризуется определенными изменениями в лице и в глазах, но то же самое получается и при брачной прелюдии.
Наше презрение к чему-нибудь выражается поднятием верхней губы и сморщиванием носа, т. е. движением, которое мы выполняем рефлекторно, защищаясь от проникшего в нос зловония.
Мы обнаруживаем ненависть косым взглядом и подъемом верхней губы до обнажения клыков, повторяя то же самое движение, которое делает дикарь в борьбе, желая укусить своего врага.
[Бехтерев В. М.: II. Специальная часть. , S. 2788 (vgl. Бехтерев: Объективная психология, S. 259)]
"Глядя кому-о в глаза, мы, в определенном смысле, вручаем ему ключи от нашего эмоционального мира.
Заглянув нам глаза, каждый может понять, что с нами происходит на самом деле.
Страх, гнев и удивление - эти эмоции лицо и глаза выражают наиболее быстро и ярко. Смысл этих сигналов однозначно понятен и легко улавливается даже издалека"[c.34].

Следующий анекдот

Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур. Они определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать. Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки своих рабочих имитаций.

Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке.

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

  • чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
  • кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
  • улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
  • улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
  • улыбка без подъема нижних век — неискренность;
  • улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.
  • радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
  • интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
  • счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
  • удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
  • отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
  • презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
  • страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции…); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
  • гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
  • стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
  • скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

3. Негативные жесты

Скука, надоедливость. Человек, который понимает, как важно сохранять интерес своей аудитории, всегда следит за жестами слушателей, означающими скуку, нетерпение, такими, например, как постукивание по столу рукой или по полу ногой, щелканье колпачком ручки и т. п. Если ладонь поддерживает голову, глаза полуприкрыты, то этот человек и не старается скрыть свою скуку.

Машинальное рисование на бумаге ручкой или пальцем по столу человеком с абстрактным мышлением означает, что его интерес к разговору снижается.

Пустой взгляд («Я смотрю на вас, но не слушаю») — явный признак того, что человек спит с открытыми глазами. Отсутствие какого-либо движения глаз вообще или прикрытые веки выражают крайнюю степень скуки или полное безразличие к происходящему.

Касание или потирание носа, век, уха свидетельствует о том, что человеку надоело, он не хочет видеть и слышать. Если у него корпус повернулся в другую сторону, значит его что-то интересует больше.

Если человек надоел собеседнику своими проблемами, последний начинает избегать контакта глаз; если это не понимается, то собеседник откидывается назад, сидя в кресле, или начинает посматривать на часы. Затем он может встать, взять какую-нибудь бумагу, книгу, журнал и т. п.

Отрицание, недовольство. Отворачивание лица в сторону («нос воротит») — универсальный жест, означающий недовольство и отрицание. Аналогичный жест — взгляд, направленный вниз («смотреть себе под нос»), взгляд исподлобья, взгляд сбоку.

Жестами, выражающими отрицание, несогласие, являются также скрещенные ноги, отклонение тела назад, сложенные руки, поворачивание тела в сторону, потирание носа, собирание пылинок с одежды.

Подергивание себя за ухо означает часто желание перебить собеседника при несогласии с ним. Это желание возрастает с эмоциональным накалом беседы. Поэтому говорящему нужно уметь вовремя замечать невербальные сигналы, сообщающие об этом желании. Все они происходят от школьного жеста поднимания руки. Поскольку все осознают, что простое поднимание руки будет тут же понято, как прерывающий жест, человек маскируется.

Если рука поднимается сантиметров на 15–20, то она уже не остановится, а пойдет дальше, дойдет до мочки уха, чуть потянет за него и лишь затем вернется вниз. Или же вместо этого человек прижмет указательный палец к сжатым губам, как бы не давая словам выйти. У тех же, кто сознательно подавляет у себя эти жесты, обычно рука поднимается на несколько сантиметров, а затем падает обратно. Другая крайность — говорящего прерывают, хватая его за руки.

Потирание затылка, взгляд исподлобья или поверх очков, подбородок опирается на ладонь или большой палец при поднятом вверх указательном пальце и нахождении остальных пальцев у рта или щеки, — все это означает, что у человека имеется критическая оценка, негативное отношение к происходящему.

Замкнутость, отгороженность, упрямство, защита. Пиджак застегнут, скрещенные ноги стоя: одна нога прямая, другая либо согнута и стоит на носке, либо тоже прямая и заступила за первую — это признак того, что человек замкнут, не хочет вступать в тесный контакт, совместную деятельность. Руки или одна рука в кармане могут означать нежелание участвовать в разговоре или общем деле.

Скрещенные на груди руки — негативное отношение, попытка отгородиться от ситуации. Этот жест используют люди, защищающие свое право быть услышанными. Это фиксированная позиция, с которой человек не хочет сдвинуться. Люди обычно не понимают этого простого жеста — он же сигнализирует, что данный человек выпал из разговора. Однако эта поза может означать и то, что человек просто комфортно расположился. Поэтому надо обратить внимание на его кисти: расслаблены, они или сжаты в кулаки, или стиснули одна другую так, что пальцы побелели.

Скрещенные ноги. Люди, скрестившие ноги, — это те, кто оказывает наибольшее соперничество, и поэтому они требуют усиленного внимания. Если же при этом скрещены и руки — это действительный противник, проявляющий упрямство.

Защитное поглаживание шеи ладонью. Во многих случаях, когда человек занимает защитную позицию, рука движется назад, как бы оттягиваясь для удара или отдергиваясь как от ожога, но это маскируется тем, что следом за этим человек кладет руку на шею. Женщины обычно при этом поправляют прическу.

Сжатые губы или когда человек говорит сквозь зубы, почти не двигая губами, свидетельствует тоже о защите.

Подозрение, недоверие, скрытность. Жесты, относящиеся к этому типу, часто связаны с левой рукой (у правшей). Это соответствует отрицательному значению слова «левый» в обыденном языке, например «левые доходы». Поднятый большой палец правой руки означает «хорошо», а мизинец левой — «плохо». Если человек придерживается позиции, резко отличной от позиции другого, он может прикрывать рот рукой, не желая начинать спора.

Если человек стремится не смотреть на собеседника, то, скорее всего, он что-то скрывает. Жестом, отражающим подозрение, часто является взгляд исподлобья.

Тесно сцепленные кисти рук — это тоже жест подозрения и недоверия.

Касание носа или легкое потирание его, обычно указательным пальцем, выражает сомнение, затруднительное положение, часто, конечно, обозначающее «нет». У оратора такой жест часто означает, что он сомневается в реакции аудитории. На переговорах касание носа обычно предшествует или непосредственно следует за предложением или контрпредложением. Конечно, нос можно трогать просто потому, что он чешется. Но в таких случаях его обычно трут намного интенсивнее. Вариация жеста касания носа — касание мочки уха или потирание глаза.

Неуверенность, нервозность. Типичный жест в этом случае — переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно потирают друг друга. Это означает потребность в усилении уверенности, тенденцию к перестраховке. Трогание или потирание спинки кресла перед тем как в него сесть, например, на совещании, тоже может свидетельствовать о неуверенности, нервозности человека.

Медленное потирание ладоней друг о друга или вытирание влажных ладоней о платок, одежду тоже свидетельствует, что человек нервничает. Чтобы избавиться от гнетущей его тревоги, человек может теребить себя за ухо.

Жестами, обнаруживающими неуверенность, тревожность, могут быть пощипывание руки, сжатие кончиков пальцев руки или притягивание их к себе, покашливание, грызение ногтей или карандаша, почесывание шеи пальцем, скрещенные ноги стоя.

Фрустрация, психическая напряженность, агрессия. Прерывистое дыхание, часто соединенное с различными неясными звуками типа стона, мычания и т. п., — типичный признак фрустрации. Разозленные люди обычно начинают прерывисто дышать и пропускают воздух через раздувшиеся ноздри с такой силой, что раздается что-то типа храпа. Тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает коротко дышать, и продолжает гнуть свое, может столкнуться с серьезными неприятностями. О враждебности свидетельствует и взгляд искоса с опущенными бровями и уголками рта, нахмуренный лоб.

Руки сжимают одна другую. Это наблюдается, когда кто-либо попал в переделку, например должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него. Люди, сильно сцепившие руки, напряжены, и общаться с ними непросто. Их надо расслабить. Можно наклониться к ним во время разговора; например, если начальник выходит из-за своего стола, садится рядом с подчиненным и склоняется к нему — руки у того сразу расцепляются.

Движение кисти взад-вперед с поднятым указательным пальцем; руки, скрещенные на груди при сжатых в кулак пальцах; показывание пальцем на партнера; держание рук на поясе при сжатых кулаках и широко расставленных ногах или с большими пальцами рук за поясом — все это жесты агрессии по отношению к партнеру по общению.

Жесты самоконтроля. Один из самых обычных жестов этого типа — руки заведены за спину и одна сильно сжимает другую. Другая поза человека, справляющегося с сильными чувствами и эмоциями, — скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники кресла; например, у зубного врача. Человек, сидящий в такой позе, сдерживается от того, чтобы пойти на уступки.

Жесты, выражающие превосходство, доминирование. Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх — авторитарная поза. Так часто стоят полицейские, высшие руководители, армейские старшины, сержанты перед новобранцами. О доминировании могут свидетельствовать и руки, соединенные за головой, а также прикрытые веки.

Руки в карманах, большие пальцы снаружи — свидетельство превосходства над партнером по общению, как и ноги на столе или подлокотнике кресла.

Возвышение себя. Если человек хочет дать понять собеседнику свое превосходство, то ему следует физически подняться над этим человеком: сесть выше, когда оба сидят, или встать. Психологи, ведущие семинары, обычно строго требуют от участников не подниматься и не создавать других искусственных барьеров между ними и их оппонентами. Скорее они должны приблизиться к тем, с кем не соглашаются.

Желание занимать главенствующее положение может выразиться уже в первом рукопожатии. Если кто-то твердо схватывает руку другого и поворачивает ее так, что его рука оказывается сверху, то он пытается добиться доминирования. Если же он поворачивает руку другого иначе, в том числе протягивает свою руку ладонью вверх, то он демонстрирует желание принять роль подчиненного. Психологи обратили внимание, что большинство менеджеров, добившихся успеха в работе, при пожатии руки использовали вариант доминирования.

Ложь. Ее характеризуют следующие жесты: отведение взгляда; контакт глаз менее одной трети времени общения; взгляд в сторону с почесыванием шеи, затылка; потирание глаза (века); касание рукой уха, носа, губ; прикрытие рта рукой; притворное покашливание; натянутая, формальная улыбка, при которой не видны зубы; улыбка без моргания; оттягивание воротничка; дым от сигареты из уголка рта; сокрытие ладоней; медленное потирание ладоней одна о другую.

Диагностируя ложь, следует учитывать, что если один партнер считает другого выше себя по статусу, то он может меньше смотреть в его глаза. Кроме того, перечисленные жесты могут означать важность обсуждаемых вопросов для этого партнера или неуверенность его в том, что он говорит, в реакции партнера на его слова.

Закрытость — открытость общения для третьих лиц. Когда двое разговаривают стоя, глядя друг другу в лицо, ступни параллельны друг другу, но не вместе — это означает, что они стоят в закрытой позиции, делающей невозможным присоединение третьего участника, — всем видно, что они ведут частный разговор, хотя в нем нет ничего конфиденциального. Если же двое стоят в открытой позиции, слегка развернувшись друг от друга, то такая позиция ведет к образованию кружка из четырех, пяти и даже более человек.

Взгляд и глаза

Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза — недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.

Людей обычно выдают:

  • какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
  • непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
  • блестящий взгляд — горячка, возбуждение;
  • остекленелый взгляд — чрезвычайная слабость;
  • увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;
  • сужение зрачков — накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо;
  • сумбурные движения зрачков — знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);
  • усиленное моргание — возбуждение, обман.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

  • отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;
  • переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;
  • отвод и опускание взгляда — стыд, обман;
  • взгляд сбоку — недоверие;
  • взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.

Следующий анекдот


Фото Евгения Резника, Кублог

Анализировать жесты удобнее от более крупных (поворот и наклон головы и корпуса, руки как барьеры; направление носков и скрещенность ног) к мелким (мимика, ладони, рука к голове, пальцы). Считают, что части тела, расположенные ближе к голове, скорее могут давать ложную информацию и выражать симулируемые эмоции из-за того, что их легче сознательно контролировать. Более удаленные от головы части тела скорее выражают действительные эмоции и отношения.

При анализе жестов рекомендуется следующее:

Другим способом является демонстрация своей открытости: легкий наклон головы в сторону, улыбка, контакт глаз на две трети времени общения, открытые ладони и т. п.

Дозированное использование доминирующих, агрессивных и сексуальных жестов способствует раскачке партнера и может оживить затухающий контакт и усилить влияние.

Зная смысл жестов и поз, можно частично управлять и своим состоянием, просто исполняя те из них, которые нужны. Например, изображая уверенность, ее можно внутренне приобрести.

Дистанция между общающимися может показать, насколько люди желают контактировать друг с другом. Приближение к вам свидетельствует, что этот человек хочет контактировать с вами. Однако при таком сближении следует учитывать наличие у людей «интимной зоны», вторжение в которую посторонних вызывает у них дискомфорт, выделение адреналина, увеличение частоты сердечных сокращений, прилив крови к голове и мышцам, т. е. сдвиги в организме, направленные на подготовку к бегству или отпору.

Полицейские, занимающиеся допросом преступников, преднамеренно нарушают границы личной зоны, чтобы сломать их сопротивление. Руководящие работники могут использовать этот прием, чтобы получить информацию от своих подчиненных. В то же время использование этого приема при контакте с клиентами является грубой ошибкой.

Чем более интимны отношения между людьми, тем ближе они могут подходить друг к другу, не боясь вторжения в личную зону другого. С другой стороны, нового работника коллеги держат на дистанции (в деловой зоне), пока не узнают его лучше. По мере того как сотрудники лучше узнают его, эта дистанция сокращается.

2. Заинтересованность, желание взаимодействовать, кооперироваться

Наклон головы набок. Еще Чарльз Дарвин писал о том, что это связано с заинтересованностью. Если на лекции головы большинства студентов не наклонены набок, преподаватель должен насторожиться: группе занятие неинтересно. Когда слушатели «теряют мысль», их головы поднимаются. Плечи сначала поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по потолку, стенам, другим людям. Наконец тело принимает позу, направленную на выход из помещения. Тем самым лектору как бы сигнализируют: «Достаточно».

Почесывание, поглаживание подбородка или подбородок, выдвинутый вперед, тоже означает размышление, процесс принятия решения. Часто это сопровождается взглядом вкось, как бы желанием увидеть ответ на проблему вдалеке.

Ходьба взад-вперед. Многие люди, решая какую-нибудь сложную проблему, встают и начинают прогуливаться. Не надо заговаривать с человеком в эти минуты, он может потерять мысль.

Готовность к действию. Речь идет о состоянии, когда человек полон энтузиазма для достижения той цели, к которой стремится.

Руки на бедрах — это первый явный признак готовности. Его часто можно видеть на соревнованиях у спортсменов, ожидающих своей очереди. Вариации этой позы в положении сидя — если человек сидит на краю стула, он ориентирован на действие. Так сидят непосредственно перед заключением контракта или, наоборот, перед тем, как встать и уйти.

Опора на стол широко расставленными руками — это сильный призыв: «Слушайте меня, у меня есть что сказать!» Если присутствующие этого не понимают, следует эмоциональный взрыв, часто весьма разрушительный. Человеку в такой позе не надо мешать высказаться. Если готовность носит оттенок скрываемой агрессивности, то собеседник обычно приближается к вам, входя в личностное пространство, хотя и говорит доверительным тоном: «Только между нами».

Следующий анекдот

Взгляд

Если нам нужно наладить отношения с партнером, назначить свидание или покорить аудиторию - власть взгляда поможет это сделать. Взглядом мы проясняем общие представления о ситуации. Взгляд - наша главная сила.
Эллсберг М. в книге "Власть взгляда" прописал увлекательное исследование магической силы взгляда и практическое руководство для человека, который хочет добиться успеха.
Люди, которые дарят нам свои взгляды подают нам знак, что они слушают и воспринимают нас всерьёз. А самый лучший способ подтвердить, что вы действительно дарите кому-то всё свое внимание здесь и сейчас, - это взгляд "глаза в глаза".
Сила взгляда определяется тем, что он показатель направленности, качества и фокуса нашего внимания.
Любой наш взгляд выдает о нас лавину информации.
Мимика, интонация, взгляд, жест, слово, выражающие одобрение, ласку, шутку, недовольство, возмущение взрослого, являются компонентами этого совместного действия.
[Ананьев Б. Г.: Том II. , S. 716 (vgl. Ананьев: Практика и теория индивидуальной психологии. Т. 2, S. 110)]
Высокомерный взгляд характеризуется прищуриванием век и приподниманием головы вверх, как это делают, заглядывая в пропасть, лежащую перед ногами. Когда смотрят вызывающим взглядом, то в сущности повторяют ту позу, которая представляет собою готовность к отпору.
[Бехтерев В. М.: II. Специальная часть. , S. 2787 (vgl. Бехтерев: Объективная психология, S. 259)]
Выражение сладострастия характеризуется определенными изменениями в лице и в глазах, но то же самое получается и при брачной прелюдии.
Наше презрение к чему-нибудь выражается поднятием верхней губы и сморщиванием носа, т. е. движением, которое мы выполняем рефлекторно, защищаясь от проникшего в нос зловония.
Мы обнаруживаем ненависть косым взглядом и подъемом верхней губы до обнажения клыков, повторяя то же самое движение, которое делает дикарь в борьбе, желая укусить своего врага.
[Бехтерев В. М.: II. Специальная часть. , S. 2788 (vgl. Бехтерев: Объективная психология, S. 259)].
Глядя кому-то в глаза, мы, в определенном смысле, вручаем ему ключи от нашего эмоционального мира.
Заглянув нам глаза, каждый может понять, что с нами происходит на самом деле.
Страх, гнев и удивление - эти эмоции лицо и глаза выражают наиболее быстро и ярко. Смысл этих сигналов однозначно понятен и легко улавливается даже издалека"[c.34].
И мы не всегда полностью контролируем этот процесс. Поза и взгляд могут выражать не только готовность к действию, но и абсолютную неготовность действовать, полную несостоятельность. Когда нам говорят: "Я тебя люблю", - нам непременно нужно видеть его глаза, чтобы оценить искренность произнесенного.
Умение воспринимать информацию об эмоциональных состояниях, передаваемую глазами, - одна из важнейших составляющих социального интеллекта.
Одно из определений социального интеллекта есть в книге "Социальный интеллект" (наука о навыках успешного взаимодействия) Карла Альбрехта: "Социальный интеллект (SI) - это базовая потребность понимать людей, подобие стратегического социального сознания, а также навыки успешного взаимодействия с окружающими. Крайние формы социального интеллекта - самый низкий и самый высокий социальный интеллект - проявляются в "токсичном" и "благотворном" поведении. Токсичное поведение вызывают у окружающих такие чувства, как никчемность, неадекватность, страх, гнев, разочарование и вина. Благотворное поведение позволяет окружающим чувствовать себя ценными. способными, любимыми, уважаемыми и признанными. Люди с высоким социальным интеллектом, то есть обладающие социальным сознанием и придерживаются в основном благотворного поведения, притягивают окружающих, словно магнит. Люди с низким социальным интеллектом, то есть "токсичные" отталкивают(с15-16).
Итак мы знаем, что глаза передают информацию о наших эмоциональных состояниях.
Д.Гоулман выделяет, в своей книге "Социальный интеллект", несколько качеств , важнейших составляющих социального интеллекта. Три из них - первичная эмпатия, настройка и синхронизация - основаны на умении воспринимать информацию об эмоциональных состояниях, передаваемую глазами. Мало того, включаются они именно в тот момент, когда две пары глаз встречаются и взаимно удерживают взгляд. Когда возникает состояние соединенности, позволяющее начать передачу друг другу эмоциональных состояний[c.49-51].
Первичная эмпатия - способность чувствовать то, что чувствует другой. За первичную эмпатию отвечают нейроны головного мозга ("зеркальные нейроны"). Зеркальные нейроны обнаружены в различных участках мозга человека. Они возбуждаются при наблюдении за выполнением действий другим существом и обладают очень высокой чувствительностью к эмоциональным состояниям других людей. Их основное назначение в том, чтобы воспроизводить такое же эмоциональное состояние внутри нас самих.
Настройка - это способность другого человека быть с вами, сопереживать вам - просто так, без каких-либо условий и требований вознаграждения.
Синхронизация или петля обратной связи - соединение внутренних состояний двух или большего количества людей. Синхронизация - это эмпатический (безусловный) резонанс, обмен эмоциональными состояниями и циркуляция этих состояний людей. Синхронизация (коллективный эмоциональный перенос) может происходить и во время танца, и во время просмотра спектакля, кино, видео и т.д. Подобное переживание коллективного эмоционального резонанса - это возможность синхронизации наших внутренних эмоциональных состояний с соответствующими состояниями нашего окружения. В скоплении людей, наши зеркальные нейроны способны зацепить и различить информацию об эмоциональном настрое тех, кто нас окружает. Именно глаза играют решающую роль в процессе взаимной эмоциональной синхронизации нас с нашим окружением.
Если вы желаете понимать другого человека, улучшить семейные, романические или деловые отношения - учитесь качественно смотреть ему в глаза. Зрительный контакт, похоже, самый быстрый способ соединения внутренних эмоциональных состояний двух людей.
Но есть и темная сторона в контакте глаз. Ведь проявление внимания с помощью контакта глаз, могут быть как желательными, так и не желательными. А глаза, которые против нашей воли пристально следят за каждым нашим движением, причиняют очень большие неудобства.
Пристальный взгляд, направленный на нас, лишает покоя. Находясь под прицелом такого взгляда, понимаешь: за тобой наблюдает хищник.

Литература:
Эллсберг М. власть взгляда: ключ к успеху в бизнесе, любви и в жизни. М.:Эксмо, 2010.

Зрительный контакт - встреча взглядов. Как в любой встрече, кто-то является ее инициатором, но если другая сторона принимает приглашение зовущего взгляда либо просто подчиняется взгляду требовательному, между людьми устанавливается зрительный контакт, они смотрят в лица друг друга.
Установление зрительного контакта, умение смотреть в лицо собеседника - важнейший навык, способствующий эффективной коммуникации, что в переводе значит - этому следует учиться, поскольку большинство людей в общении глаза прячут, зрительный контакт между ними - отсутствует.
По имеющимся исследованиям, во время общения люди смотрят глаза-в-глаза от 20 до 50% времени. Влюбленные - от 60 до 80%. Руководители профессионалы - от 80 до 100% времени общения.
Не всякий зрительный контакт радует собеседника, но всегда дает ему понять, что он сейчас находится в центре внимания. Когда собеседник видит ваш взгляд, чувствует ваше внимание, то это повышает и его внимание к вам, вашим словам. Зрительный контакт позволяет лучше доносить до собеседника ваши мысли и чувства.
Преподаватель, читающий лекцию с отсутствующим взглядом; оратор, который делает доклад, не отрывая взгляд от листа с текстом - все они производят впечатление людей "в себе", занятых только своим ходом мыслей.
В межличностном общении открытый взгляд говорит о доверии к собеседнику, готовности быть открытым и искренним. Избегание зрительного контакта воспринимается как отчужденность, недоверие, закрытость.
В деловом общении умение держать взгляд на собеседнике читается как признак уверенности, смелости, силы. Частое отведение взгляда во время разговора может восприниматься как страх перед собеседником, неуверенность в себе. В человеке, который хорошо умеет держать свой взгляд на собеседнике, окружающие видят лидера, главного.
Контакт глазами важен еще и тем, что позволяет считать дополнительную информации о человеке по мимике его лица, движению глаз. Глаза - зеркало души, и наблюдая за глазами собеседника, можно увидеть его истинный настрой. Зрительный контакт позволяет заметить рассогласование между словами человека и тем, что отражают глаза, увидеть, когда он что-то скрывает или говорит неправду. Человек, который прячет глаза от собеседника, вызывает подозрение в искренности своих слов.
Зрительный контакт: прямой взгляд
Если вы решите тренировать умение смотреть людям в глаза, не совершайте традиционной ошибки: не надо пристально смотреть собеседнику на переносицу или в так называемый "третий глаз". Это делает ваш взгляд для собеседника давящим, а вы теряете обозрение лица собеседника в целом. Тем более не красит человека привычка пялиться, бесцеремонно разглядывать окружающих - это не контакт глаз, а элементарная невоспитанность. А как правильно?
Зрительный контакт: области внимания
Зрительный контакт - это ключевой навык способствующий эффективной коммуникации. Умение устанавливать зрительный контакт важно при любом общении (межличностном, деловом, с аудиторий).

Обычно при зрительном контакте мы смотрим на лицо собеседника, фокусируя свой взгляд в точке на переносице или в точке третьего глаза. Это не лучший вариант зрительного контакта, поскольку такой взгляд воспринимается как давящий, неприятный. К тому же сфокусированный взгляд позволяет видеть только ограниченную часть лица собеседника. Поэтому более эффективным является расфокусированный взгляд.
Чтобы понять, различие между сфокусированными и расфокусированным взглядами, сделайте небольшое упражнение. Вытяните руки перед собой, сожмите кисти в кулак, а большие пальцы рук вытяните вверх, расположив их на уровне глаз (см. рисунок). Направьте свой взгляд и внимание сначала на палец левой руки, а потом на палец правой руки - это сфокусированный взгляд, которым мы обычно изучаем мир. Сфокусированный взгляд позволяет детально видеть очень небольшую область, при этом все остальное ускользает от нашего внимания.
А теперь направьте взгляд прямо вперед, но при этом удерживайте свое внимание сразу на двух больших пальцах. Такой взгляд называется расфокусированным, поскольку вы не фокусируетесь на какой-то определенной точке. При этом теряются детали, но зато можно отслеживать вниманием большую область (оба пальца). Если вы пошевелите или согнете палец на одной из рук, то вам не составит труда увидеть, на какой руке это произошло. Вы можете раздвинуть руки достаточно широко по сторонам, и все равно будете видеть движение пальцев на руке. При этом со стороны будет казаться, что вы смотрите прямо.00:00
Именно таким расфокусированным взглядом лучше смотреть на лицо собеседника. Такой взгляд воспринимается собеседником нормально, перестает быть давящим. При этом вы можете отслеживать мимику на лице партнера, замечать его эмоции.
Есть несколько областей на лице, которые можно держать в зоне своего внимания: малый треугольник, большой треугольник, лист формата A4.
Малый треугольник
Область на лице, образуемая тремя точками: левый глаз, правый глаз и рот. Здесь можно заметить самые тонкие мимические движения, а по движению крыльев носа увидеть дыхание человека.
Большой треугольник
Область, образуемая головой и двумя плечами. Глядя на большой треугольник можно заметить состояния человека, которые проявляются через наклон головы, высоту шеи, движения плеч.
Лист формата A4
Область, которая получается, если на лицо человека наложить вертикальный лист формата A4. При этом в центре внимания будет находиться малый треугольник (два глаза, нос и рот), а на периферии будет видно положение шеи и плеч. Эта область является оптимальной при зрительном контакте с человеком.

Зрительный контакт
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Зрительный контакт, взгляд «глаза-в-глаза», является важной частью невербального общения у людей и различных видов животных. Характер зрительных контактов играет большую роль в социальном поведении. Негласные правила, по которым оценивается зрительный контакт и определяется его оптимальная длительность и частота, сильно различаются в разных обществах и культурах и меняются по мере смены традиций. В психологии, психиатрии инейробиологии исследуется роль зрительного контакта при развитии ребёнка, его социальные аспекты, влияние на выполнение когнитивных задач, а также проблема избегания контакта при аутизме.
Многие виды животных негативно воспринимают прямой взгляд в глаза, вероятно, из-за того, что он может быть признаком потенциальной угрозы.
У людей роль взгляда более сложна. Так, некоторые исследователи полагают, что белая склера человека, в отличие от пигментированной склеры других приматов, развилась вследствие необходимости точно отслеживать движения глаз и направление взгляда. Есть данные о том, что при взгляде на лицо, прямой зрительный контакт способствует идентификации пола человека[3] и ускоряет узнавание знакомых лиц.
Встречая прямой взгляд, будь то на изображении или в жизни, человек уделяет ему особое внимание. В одном исследовании отмечено, что реакция на окружающие объекты замедляется при непосредственном контакте сильнее, чем при взирании на лицо с отведённым взглядом. Зрительный контакт с незнакомцем усиливает активность автономной нервной системы у взрослых людей, по данным другого исследования. Подобное воздействие взаимного взгляда на когнитивные процессы и поведенческие реакции называют «эффектом зрительного контакта» (англ. eye contact effect).

Множество МРТ- исследований посвящены изучению того, какие области мозга активируются при восприятии взгляда. Повышенная активация в ответ на прямой взгляд в противовес отведённому взгляду отмечена в пяти областях, по данным одного обзора.[8] Это веретенообразная извилина, антериорная и постериорная части верхней височной борозды, медиальный префронтальный и орбитофронтальный кортекс, и миндалевидная железа.

1. Позитивные жестовые выражения

Выражение симпатии. Среди многих средств выражения симпатии особое место занимает пожатие рук. Однако необходимо учитывать, что женщина, выражающая искренние чувства другой женщине, особенно во время тяжелого состояния, не пожимает рук. Она мягко берет ее руки в свои и таким образом выражает свою симпатию. Симпатия может выражаться просто прикосновением к ее объекту.

Открытость, искренность, доверие. Человек, говорящий доверительно, скорее всего не сделает жестов рукой у лица типа прикрывания рта, почесывания носа или головы и т. п. То есть здесь в первую очередь нужно смотреть за отсутствием сомнения или других негативных жестов, противоречащих выражаемым чувствам.

Рукопожатие двумя руками имеет целью показать своему собеседнику искренность, отзывчивость или глубину своих чувств к нему. Левая рука применяется при этом для передачи дополнительных чувств по отношению к собеседнику. При этом если инициатор рукопожатия держит своего собеседника за локоть, то это говорит о его более теплых чувствах по сравнению с тем, если бы он держал его за кисть.

Одним из многих жестов, выражающих открытость партнера по общению, являются открытые руки. Часто они сопровождаются поднятием плеч, ладони открыты вперед.

Когда ребенок обманывает или что-то скрывает, то прячет ладони за спину. Взрослый человек в подобной ситуации обычно прячет свои ладони в карманах или под скрещенными руками. Бизнесменам следует поэтому обращать внимание на ладони клиента, когда он объясняет причину, по которой не может заключить сделку. Правдивая причина высказывается при открытых ладонях.

Открытая кверху ладонь используется как жест, выражающий покладистость и не несущий в себе ничего угрожающего. Человек, к которому обращаются с просьбой, в этом случае не чувствует никакого давления в этой просьбе и скорее всего ее выполнит.

Другой характерный жест — расстегнутая куртка (пиджак и т. д.) Человек, доверяющий другому, расстегнет, а то и снимет ее в его присутствии. Открытость, как и другие аттитюды, заразительна. Между людьми с расстегнутыми куртками, пиджаками согласие возникает легче, чем между теми, у кого пиджаки и куртки застегнуты на все пуговицы.

Жест «руки, прикладываемые к груди», расценивается как открытость и честность. Римские легионеры приветствовали друг друга, прижав одну руку к сердцу, а другую подняв открытой ладонью к тому, к кому обращались.

Партнер сидя, не собираясь вставать, распрямляет ноги — это знак открытости. Раскачивание на стуле отражает удовлетворение ситуацией.

Приближение к другому человеку означает желание вместе работать над общим вопросом.

Поза и ее детали

Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.

Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

Читайте также: