Любовь это не шутка из какого альбома

Обновлено: 22.11.2024

Весной 1985 года к Цою внезапно пришло решение записать новый альбом у Алексея Вишни (не дожидаясь окончания записи альбома «Ночь»). Поскольку со студией Тропилло начались проблемы, группе «КИНО» приходилось записывать материал для альбома «Ночь» урывками. И Цой, к тому времени написавший много песен про любовь, решил их записать отдельным альбомом. Тем более, что студия Вишни, располагавшаяся в непосредственной близости от студии Тропилло, была очень удобна.

Виктор Цой. фото из архива Д. Стингрей Виктор Цой. фото из архива Д. Стингрей

И вот, летом 1985 года, окончательно забросив недоделанный альбом «Ночь», группа собрались на студии Вишни для записи следующего студийника — альбома «Это не любовь».

Альбом получился относительно «легким» по настроению — в него были включены песни «Весна», «Уходи», «Ты выглядишь так несовременно» — и стал одним из самых любимых для Цоя.

фото - А. Бойко фото - А. Бойко

Как рассказывал впоследствии Вишня - аппаратура была та же самая, что использовалась Тропилло в работе над альбомами «Электричество» и «Акустика» «Аквариума». Вишня как мог создавал «киношникам» максимально хорошее настроение. В итоге – весь материал был записан за пару недель, приглашенный в группу басист Александр Титов за один день сыграл бас-гитару на все песни, и альбом был практически готов. Мало кто знает, но к записи песни «Саша» был привлечен даже Всеволод Гаккель, случайно задержавшийся в студии после записи «Акустической комиссии».

Георгий Гурьянов и Юрий Каспарян. фото А. Бойко Георгий Гурьянов и Юрий Каспарян. фото А. Бойко

Альбом «Это не любовь» вышел раньше, чем уже записанный, но еще не сведенный альбом «Ночь», и, по рассказам свидетелей, Цой пребывал в наипрекраснейшем расположении духа, поскольку был записан полноценный альбом нормального качества.

По словам Вишни - именно этот период жизни и творчества Цоя он хотел бы оставить в памяти навсегда, потому что именно таким он любил Цоя — бесшабашного и милого, готового в любой момент схватить гитару и запеть.

фото - А. Бойко фото - А. Бойко

Из интервью Виктора Цоя:

Условия студии были таковы, что выбора не было, три гитары и ритм-компьютер, никаких накладок. Вначале меня это угнетало, но в процессе работы даже стало нравиться, и под конец записи мы даже стремились к такому звуку.

В окончательный вариант альбома не вошло пять песен, записанных в то же время, — «Братская любовь», «Разреши мне», «Ты мог бы», «Любовь — это не шутка», «Ты обвела меня вокруг пальца», — после смерти Виктора изданных на диске «Неизвестные песни».

Виктор Цой на концерте в рок-клубе. фото с сайта йяхха.ком Виктор Цой на концерте в рок-клубе. фото с сайта йяхха.ком

Юрий Каспарян:

Только когда мы записали альбом «Это не любовь», я понял, что могу кому-то дать послушать несколько треков и похвастаться. Предыдущим материалом я не мог хвастаться. «Это не любовь» — первый альбом, который я мог без зазрения совести показывать, давать послушать, потому что предыдущие очень уж экспериментальные были. Вместо ударных там даже не драм-машина, а такое некое самопальное чудовище, недавно я узнал, что это было устройство группы «Кофе». У него не было тарелки совсем, и хай-хет звучал, как ножницы. Но поскольку ребята слушали новую современную музыку, они определили саунд этой машинки очень модным. Отсюда, наверное, и пошло, что это модный альбом. Я им очень доволен.

обложка альбома "Это не любовь. Рисунок Виктора Цоя и Георгия Гурьянова. фото из архива М.Цой обложка альбома "Это не любовь. Рисунок Виктора Цоя и Георгия Гурьянова. фото из архива М.Цой

Георгий Гурьянов:

А я был счастлив и хвастался без зазрения совести, хотя там нет живых барабанов, на этом альбоме. Жалко, конечно, но не было возможности их записать. У нас не было возможности записывать музыку нормально. Была точка Тропилло, но там нельзя было барабаны записывать, только драм-машину, в квартирке у Вишни тоже невозможно было поставить барабаны, писали еще в каком-то театре, там, где Цой с «Рыбой» записывались. Ничего хорошего, в общем.

«Это не любовь» стал последним «романтическим» альбомом «КИНО» — все последующие альбомы группы были сплошь «героическими» и очень серьезными.

Следующий анекдот

– Да, мы будем впервые издавать альбом 1986 года «Любовь – это не шутка». Оригинальная мастер-лента сохранилась у Игоря Тихомирова. Альбом писали на студии Алексея Вишни, но тогда решили не публиковать запись. Она не очень понравилась самой группе. Технические возможности студии были ограничены, а повторять аналогичный по технике альбом «Это не любовь» (альбом 1985 года. – Прим. ред.) тогда уже не хотелось. В итоге материал был забракован. После трагической смерти Виктора Робертовича часть этих материалов вошла в так называемые «Неизвестные Песни Виктора Цоя» (первое издание -1992 год). Ещё часть песен этого альбома раздергали на бонусы к предыдущим изданиям «Кино». Сейчас эта фонограмма впервые без купюр будет издана на отдельном носителе. Это будет и CD, и винил, и компакт-кассета.

По словам Кондрашова, после запуска процесса реставрации всех исходных студийных записей «Кино» музыканты группы решили издать альбом именно так, как он был записан 32 года назад.

«После трагической смерти Виктора Робертовича (Виктор Цой погиб в 1990 году в автомобильной аварии. – Прим. ред.) часть этих материалов вошла в так называемые «Неизвестные песни Виктора Цоя». Сейчас эта фонограмма впервые без купюр будет издана на отдельном носителе. Это будет и CD, и винил, и компакт-кассета», – уточнил Максим Кондрашов.


Из личного архива Максима Кондрашова.

В качестве обложки альбома, который изначально не был никак оформлен, музыканты «Кино» выбрали рисунок друга группы, художника Андрея Крисанова. Изображение человека, который на фоне звёздного неба в квадрате открытого окна держит в руках сердце, нашлось случайно, рассказал «Фонтанке» шеф Maschina Records, реставратор музыки Максим Кондрашов.

«На обложке набросок художника Андрея Крисанова, который неожиданно всплыл после его ухода. Один коллег Крисанова выложил несколько фоток тех рисунков, что были в его архивах. Сначала мы показали рисунок вдове художника, и она подтвердила авторство. Затем мы думали над графическим воплощением вместе с Александром Цоем, Георгием Каспаряном и Игорем Тихомировым. В итоге решили оставить как есть. Ведь «Любовь — это не шутка» — всё же не совсем альбом, а, скорее, набросок альбома. Мысль Александра (сын Виктора Цоя – Прим.ред.), но она емко отражает всю концепцию издания этой фонограммы. Именно поэтому решили, что в оформлении будет нераскрашенный чёрно-белый набросок. Собственно, как продолжение чёрно-белой обложки к предыдущей студийной записи «Кино», известному альбому «Это не любовь», — рассказал издатель «Фонтанке».

Художник Андрей Крисанов (1966-2018) в 1980-е годы входил в группу «Новые художники» Тимура Новикова, был сессионным басистом «Кино» второй, регулярным участником «Поп-механики» Сергея Курёхина. Он — автор оформления обложки альбома «Кино» «Группа крови».

«Надо отметить, что это издание позиционируется скорее не как альбом, а как студийная сессия, которая впервые будет публиковаться целиком, со всем сохранившемся на пленке контентом: переговорами в студии между песнями, командами «мотор» и всем прочим, без купюр. Мы публикуем альбом как исторический документ. Команду «Поехали» в песне «Ты мог бы быть героем» даёт Алексей Вишня, в чьей домашней студии всё и записывалось. Реставрация альбома будет финализироваться при непосредственном участии музыкантов — так же, как и на предыдущих изданиях», — уточняет Максим Кондрашов.

Альбом будет доступен сразу на четырёх видах звуковых носителей. Виниловая пластинка, компакт-диск, компакт-кассета и бобинная катушка. Коллекционный вариант винилового издания — белого цвета. В конверт вложат бонусный семидюймовый винил с двумя ранними версиями трека «Следи за собой», домашнее демо и версию, записанную на студии «Мосфильма».
Расширенную версию CD-релиза дополнят двумя компакт-дисками: концерт «Кино» на IV фестивале Ленинградского рок-клуба в ДК «Невский» 31 мая 1986 года и концерт «Счетчик Гейгера» 20 июня 1986 года в киевском Доме учёных. Бокс-сет будет дополнен красочной историей создания альбома в цитатах участников записи, большим количеством архивных фотографий и репликой билета на концерт в ДК «Невский» 1986-го.

Эта фонограмма альбомом не была, она была записана и в какой-то мере не была одобрена. Им [издателям] не понравилось качество, и пленка была отложена в архив.
После трагической гибели лидера группы предыдущие издатели почему-то не посчитали нужным эту пленку обнародовать в том виде, в котором она была: ее разрезали на множество маленьких кусочков, распихав эти песни в качестве дополнений к другим изданиям.
В итоге у слушателей не было возможности оценить эту запись, понять, какая она была целиком, что она вышла в какой-то конкретный промежуток времени, и иметь какую-то полную картину».
Сейчас у слушателей будет возможность оценить подлинное звучание и понять, какое место запись занимает в творчестве группы «Кино».

_______________________________________________________________________

Следующий анекдот

***
А. Титов:

Летом мы бросили «Ночь» недоделанной и собрались у Вишни записывать «Это не любовь». Юрик с Витей работали что-то около недели, а мое участие заняло один день. Я пришел и все сыграл. Обстоятельства были такие — мне надо было куда-то ехать. Поэтому «Это не любовь» — моментальный альбом и этим очень ценный. Там практически все живьем было сыграно, без раскрашивания. Одна накладка — голос.Этот альбом мы писали под драм-машинку, примитивнейшую, просто самодельную. Витя с Юрой заранее дома все подготовили по ритмам этой машинки. Поэтому все ритмы шли готовыми — здесь такой-то, а там такой-то. А здесь сделаем брейк. У меня наложений не было, я просто писал машинку с басом. Потом накладывались гитары — акустическая гитара Вити, и Юрик что-то наигрывал. Даже, по-моему, втроем писались: Витька, машинка и я. Все в один день.

***
Интервью В. Цоя газете «Ленинская смена» (Алма-Ата):


Весна 1985 — Юрий Каспарян накладывает гитару на «Это не любовь» в домашней студии Алексея Вишни.

Группа Кино, моя группа Кино, сильно отличалась от той группы Кино, которой она стала позже. Отличие в том, что моя группа Кино была романтичной, задорной, юношеской питерской группой, музыку которой я слушал, гуляя по городу белыми ночами, в поезде по дороге на Чёрное море, на отдыхе в Крыму. Она- неотьемлемая часть моей юности. Я уверен, что ничего подобного в сегодняшнем Питере существовать уже не может. Это ушло безвозвратно и об этом не стоит жалеть. Период моей группы Кино пришелся на самый пик питерского музыкального взрыва (84-85 и половина 86). В Цоевских песнях того времени больше романтики, чем героизма и призывов. Они были написаны и исполнены с улыбкой, с приколом и желанием понравиться и ВСЕГДА о девчонках, о море, о лете и о том, как он ненавидит зиму.

«Это не любовь» — моментальный альбом и этим очень ценный. Там практически все живьем было сыграно, без раскрашивания. Одна накладка — голос.

Альбом явно на потребу дня, достаточно коммерчески удачный и задающий уровень, который народ готов потреблять сегодня. А это очень важно для успеха. По этому пути они и пошли, по пути коммерциализации. И получился мужественный попс.


В. Цой в 1985 г.

— Мне нравится. Посмеяться над девушками — это же прекрасно, — говорит Каспарян.

НУГМАНОВ: Георгий Гурьянов.

ЛИПНИЦКИЙ: Да.

ЛИПНИЦКИЙ: Да, он, скажем так, может быть, наиболее модный.

НУГМАНОВ: Он очень стильный.

Решение записать новый альбом у Вишни (не дожидаясь окончания записи альбома «Ночь») пришло к Цою внезапно. Поскольку со студией Тропилло начались проблемы, группе приходилось записывать материал урывками. И Цой, к тому времени сочинивший много песен про любовь, решил их записать отдельным альбомом. Тем более что студия Вишни, располагавшаяся в непосредственной близости от студии Тропилло, была очень удобна.
По воспоминаниям Алексея Вишни, «была весна, самое время петь о любви и фиксировать положительные эмоции».

По воспоминаниям Вишни, он пытался создавать «киношникам», уставшим от вечных напрягов в студии Тропилло, максимально хорошее настроение. Весь материал был записан очень быстро, буквально за пару недель. Поразил всех приглашенный в группу басист Саша Титов, который за один день сыграл партии бас-гитары на все песни.

Виктор Цой: «Условия студии были таковы, что выбора не было, три гитары и ритм-компьютер, никаких накладок. Вначале меня это угнетало, но в процессе работы даже стало нравиться, и под конец записи мы даже стремились к такому звуку».
«Изначально на “Это не любовь” мы не возлагали вообще никаких особых надежд. Там собраны некоторые старые вещи: “Весна”, например, и песни, предназначенные, так сказать, для внутригруппового использования. Когда я пишу песни типа тех, что вошли в “Это не любовь”, мне очень смешно. По идее мы предназначали этот альбом молодым ребятам, лет под 20, а оказалось, что эту иронию улавливают более взрослые люди. Видимо, для молодежи требуется повышенный драматизм ситуации».

Юрий Каспарян: «Только когда мы записали альбом “Это не любовь”, я понял, что могу кому-то дать послушать несколько треков и похвастаться. Предыдущим материалом я не мог хвастаться. “Это не любовь” — первый альбом, который я мог без зазрения совести показывать, давать послушать, потому что предыдущие очень уж экспериментальные были. Вместо ударных там даже не драм-машина, а такое некое самопальное чудовище, недавно я узнал, что это было устройство группы “Кофе”. У него не было тарелки совсем, и хай-хет звучал, как ножницы. Но поскольку ребята слушали новую современную музыку, они определили саунд этой машинки очень модным. Отсюда, наверное, и пошло, что это модный альбом. Я им очень доволен».

Мнения музыкантов «КИНО» чуть-чуть оттеняет мнение Андрея Тропилло, который весьма критически отозвался об альбоме. Неизвестно, говорила ли в Тропилло ревность из-за того, что в студии его ученика Вишни за две недели родился настолько горячий и модный альбом, а в его студии всё еще продолжал лежать несведенным альбом «Ночь», но тем не менее это не помешало ему высказаться.

Как вспоминал Вишня, «киношники» пытались записать полноценный альбом, но ничего не получалось. Была идеально записана «Братская любовь», но все остальные более тяжелые песни звучали убого. Вторая «Это не любовь» Цоя уже не устроила бы: зрело настроение «Группы крови», да и достигнутый предел качества звучания был непреодолим и тянул назад. Записывать «КИНО» было сложно, и в довершение ко всему появились проблемы с соседями, которые были весьма недовольны постоянным музицированием и прочими неудобствами.

По воспоминаниям Юрия Каспаряна, к тому моменту у Виктора накопилось много мелодичных, ироничных песен про любовь, замечательные по сути песни. Но, к сожалению, они уже не вязались с героическим амплуа, в котором начала выступать группа «КИНО», и потому Цой оставил их в столе, хотя и были попытки сделать их запись.
Как говорил сам Цой на одном из своих концертов, у него был ряд песен, которые он называл «шлягерами», причем слово «шлягер» означало не то, что сегодня под ним понимают, а веселые, лиричные песни, совершенно простого исполнения. Музыканты «КИНО» вспоминали, что исполнялись эти песни только на вечеринках, в акустическом варианте, но на большой сцене показывать их было невозможно. И вот именно тогда, когда запись этих песен зашла в тупик, у музыкантов «КИНО» возникла идея создания совершенно отдельного бойзбенда, который мог бы исполнять этот набор песен. К сожалению, дальше разговоров дело не пошло и песни так и остались невостребованными.

Алексей Вишня:
В «Это не любовь» на барабанах играл я. И программировал. А написано – Густав.

_______________________________________________________________________

Следующий анекдот

Виктор Цой. Жизнь как "Кино" вернуться к странице

Виктор Цой. Жизнь как "Кино" запись закреплена

Неизвестные песни — сборник ранее не издававшихся (на момент выхода альбома) песен группы «Кино», выпущенный в 1992 году по инициативе Марианны Цой на грампластинках Петербургской студией грамзаписи.

Этот альбом представляет собой собрание ранее не издававшихся песен, записанных Виктором Цоем в разное время. Так, песни «Разреши мне», «Братская любовь», «Ты мог бы… (Подросток)», «Любовь-это не шутка» и «Ты обвела меня вокруг пальца» были записаны примерно в начале 1986 года у Алексея Вишни на студии «Яншива Шела» для альбома с рабочим названием «Любовь - это не шутка». Примечательно, что эти пять песен были записаны вместе с первыми вариантами ряда песен, впоследствии перезаписанных и выпущенных на альбоме «Группа крови». Пластинка должна была выйти весной 1986 года, однако Цой забраковал ленту из - за стремноватого звучания жёстких композиций и тематики песен.

студия «Яншива» — треки 1—5
Виктор Цой — вокал, гитара
Юрий Каспарян — гитара
Александр Титов — бас-гитара
Георгий Гурьянов — ударные
Алексей Вишня — звукорежиссёр

студия Ленинградского МДТ — треки 6—10
Виктор Цой — вокал, гитара, бас-гитара
Алексей Рыбин — гитара
Валерий Кирилов — барабаны
Александр Храбунов — бас-гитара (дописано в 1991 году)
Андрей Кусков — звукорежиссёр

домашняя запись — треки 11—15
Виктор Цой — вокал, гитара
Алексей Рыбин — гитара, вокал
Алексей Дидуров — запись на бытовой магнитофон

Читайте также: