Кто сочиняет еврейские анекдоты

Обновлено: 22.11.2024

Есть два ответа на этот вопрос. Оба правильные, и в то же время оба неправильные.

Ответ первый. У анекдотов нет конкретных авторов. Их сочиняет народ.

На самом деле это не совсем так. Сколько Вы лично сочинили анекдотов за последний год? А сколько прослушали и сколько рассказали? То-то же!

Вот и с другими людьми так же, что и с Вами. Народ – не столько сочинитель анекдотов, сколько их слушатель и рассказчик. То есть передатчик. Правда, передатчик не простой, а осуществляющий селекцию и улучшение передаваемой информации. Ведь дурацкий анекдот Вы другу не расскажете. А не смешной анекдот сам вылетит у Вас из памяти. Рассказывая же иной анекдот, Вы его совсем немного измените, чтобы сделать смешнее. Таким образом, слушая и рассказывая анекдоты, мы все исполняем ту же роль, которую в живой природе осуществляет естественный отбор: отбраковываем остроты непригодные к выживанию в наших умах, а те, что пригодны к «жизни», распространяем дальше. Так возникают «народные» анекдоты.

Теперь второй ответ на вопрос о том, кто сочиняет анекдоты, прямо противоположный первому. Анекдоты сочиняли и сочиняют специальные люди в органах госбезопасности (от ЧК до ФСБ включительно). Для чего? Для того чтобы потом ловить на эти анекдоты, как на живца, рассказчиков, да и слушателей тоже. По этому поводу даже анекдот можно припомнить.

Армянское радио спрашивают:
— Кто у Вас там сидит и анекдоты сочиняет?
— Кто сочиняет, тот и сидит.

Другой вариант этого же ответа: анекдоты сочиняют специальные люди в западных спецслужбах для того, чтобы распространять клевету про наше славное царство-государство.

Оба варианта этого ответа верны, и тоже, скорее всего, отчасти. Имеется ли в службах госбезопасности «спецподразделение» по внедрению в общественное сознание анекдотов, знают только те, кто в этом «спецподразделении» работает. Но они об этом не скажут.

Вполне возможно, что такое подразделение имеется. Не знаю, чем эти веселые ребята занимались во времена Ежова и Берии, но во времена Андропова и Чебрикова их деятельность уже не носила так сказать «наступательного», провокативного, характера. В «застойные» времена, насколько мне известно, за анекдоты не сажали. А вот «оборонительную» задачу анекдоты выполняли вполне успешно. Именно благодаря анекдотам про Брежнева в народном сознании вылепился образ генсека в виде немного беспомощного, но, в общем-то, мирного старичка, который даже словосочетания «социалистические страны» выговорить-то не может, все получаются «сосиски сраные» и который упрямо называет Маргарет Тэтчер Индирой Ганди потому, что в бумажке ему так написали. Грех на такого сердиться!

Приемчик этот срабатывал. Насколько я знаю, даже самые отчаянные сидельцы тех времен лично к Леониду Ильичу никакой ненависти не испытывали. Разве что жалость и презрение.

А за рубежом. По воспоминаниям некоторых славных советских контрразведчиков (а ныне не менее славных российских писателей) сочинением антисоветских анекдотов занимался на специальных собраниях весь творческий коллектив радиостанции «Свобода». Что днем придумают, вечером в эфир подают. Опять же, почему бы и этому не оказаться правдой? Имена в том творческом коллективе были славные: Войнович, Довлатов, Аксенов. Эти смогут, как говорилось в одном из анекдотов про Вовочку.

Тем более, что создание анекдота – работа для писателя, и работа нелегкая. Ведь в анекдоте, во-первых, обязательно должен быть сюжет. А во-вторых, на протяжении одной-двух фраз этот сюжет должен повернуться к слушателю совершенно неожиданной, парадоксальной стороной. Именно эта неожиданность вызывает смех и делает анекдот хорошим. В принципе, из любого классического произведения может получиться анекдот.

Что, не верите? Тогда, навскидку, анекдот по мотивам знаменитого романа Ф.М.Достоевского.

- Что же это Вы, господин Раскольников, за рубль старушку убили?
- Да это как посмотреть, господин следователь. Одна старушка – всего рубль, а десять – уж червонец!

Ну, а анекдоты про Наташу Ростову, Андрея Болконского и поручика Ржевского я рассказывать не буду. Много их. Правда, душка-поручик к героям «Войны и мира» из «Гусарской баллады» подселился, но это неважно.

Хотите попрактиковаться в сочинении анекдотов? Тогда возьмите любое классическое произведение, которое учили в школе, скажем, «Му-му», перескажите его сюжет, найдите в этом сюжете поворотную точку и поверните в этой точке в неожиданную сторону. Если получится, поздравляю. Вы можете стать автором анекдотов. И даже зарабатывать этим деньги. Например, поэт Александр Ипатов много лет ведет в газете «Вечерний Северодвинск» еженедельную страницу юмора. Анекдоты для своей страницы он не берет с Интернет-сайтов, а сочиняет сам. В течение всех этих лет на его полосе всегда были оригинальные анекдоты!

Кстати, тот жанр, в котором Вы попробовали себя, сотворивши анекдот, имеет в литературоведении вполне научное название, «постмодернизм». Один из приемов постмодернизма – игра с общеизвестными сюжетами, их перекройка на новый, пародийный, лад.

Я почти не сомневаюсь, что серьезные люди из серьезных спецслужб занимались анекдотами. Ведь анекдот – это частный случай так называемого «мема», единицы культурной информации, распространяемой в общественном сознании. «Жизнь» мемов изучает специальная наука, меметика. Эта наука упоминалась в статье «Что такое расхожее мнение» от 11.08.2013. Меметика, среди прочего, позволяет управлять идеями, мнениями и даже сплетнями, циркулирующими в обществе. Знание стратегическое, не правда ли?

Следующий анекдот

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

0 6 5

пользователи оставили 5 комментариев , вы можете свернуть их

0 2 2

0 1 1

0 1 1

Следующий анекдот

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

0 7 2

пользователи оставили 25 комментариев , вы можете свернуть их

1 2 3

0 4 4

0 2 2

0 2 2

0 2 2

0 3 3

0 1 1

0 2 2

0 1 1

0 2 2

0 1 1

0 3 3

0 1 1

0 1 1

0 0 0

0 1 1

0 1 1

0 3 3

0 3 3

0 3 3

0 3 3

0 2 2

0 3 3

0 0 0

1 1 2

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

manual

За сутки посетители оставили 589 записей в блогах и 4984 комментария.
Зарегистрировалось 83 новых макспаркеров. Теперь нас 5029346.

Следующий анекдот

Если и есть какое-нибудь особо неблагодарное дело, так это — рассказывать евреям еврейские анекдоты: они в большинстве своем про себя все анекдоты наперед знают. Не случайно же существует мнение, что Каин как раз и убил своего брата Авеля за то, что тот ему рассказывал старые анекдоты.
К тому же одной из самых важных отличительных особенностей еврейских анекдотов является тот неоспоримый факт, что они редко создаются и рассказываются с целью простого зубоскальства — юмор ради юмора, смех ради смеха. Еврейские анекдоты почти всегда несут на себе социальный, а то и политический оттенок. Они всегда возникают и расходятся по какому-то случаю, отражая некие важные явления еврейского быта — будь то отношения в семье либо отношения в обществе. Трудно сказать, существует ли вообще национальный юмор или сугубо национальные анекдоты, но применительно к еврейскому быту на этот вопрос можно с большой долей вероятности ответить положительно.

Спектакль Минского русского драматического театра им. М. Горького «Перпетуум мобиле, или Вечер еврейского анекдота», премьера которого состоялась в октябре 1993 года и была приурочена к 50-летию гибели белорусского еврейства в годы немецко-фашистской оккупации, начинался следующей фразой: «Рабинович и Раппопорт с целью экономии завели одну любовницу на двоих». Не будем пересказывать весь анекдот: анекдот старый и не в нем суть. Я допускаю, что фраза эта потерялась по ходу спектакля, что о ней никто потом и не вспомнил и, вообще, этот анекдот уже давно все зрители знали. Но чувство досады осталось: вот они — евреи, жмоты, они даже на самом интимном, на любви, и то стараются сэкономить. Я потом спрашивал зрителей — друзей, знакомых, — с какой фразы начинался спектакль. Никто не ответил. Но, когда подсказывал, вспоминали немедленно. Убежден, что, отложившись где-то в подсознании, эта фраза отчасти повлияла на то, что зал, во всяком случае его еврейская часть, принимал спектакль достаточно холодно: оставалась какая-то настороженность, тревожное ожидание возможной обиды или как минимум бестактности.
Сразу оговорюсь: спектакль сделан добрыми, умными людьми, истинными друзьями евреев. Да и среди тех, кто принимал участие в его создании, были евреи, в том числе и занятые в нем актеры. Спектакль еще лет 15 шел на Малой сцене театра, в зале, где когда-то размещалась домашняя синагога главного раввина Минска, в его домике, пристроенном к зданию Минской хоральной синагоги — нынешней Большой сцены русского драматического театра. Так что все говорит о достаточно бережном отношении к материалу. И все-таки неловкость остается. Почему?
Еврейская тема в литературе, в искусстве — щекотливая тема, требующая особого такта, особой разборчивости в выборе выразительных средств. За долгие десятилетия дискриминации у евреев выработалась определенная настороженность в отношении всего, что может задеть их национальное достоинство. Может быть, именно поэтому так хочется видеть авторами инсценировок и постановщиками спектаклей на еврейскую тематику евреев. Думается, только сами евреи должны решать, что можно выносить на суд зрителя (в особенности нееврейского), а чего нельзя. Особенно если это касается фольклора. Однако где их сейчас возьмешь, этих еврейских драматургов и режиссеров? Евреев так долго не принимали в творческие вузы, что «выбившихся в люди» можно сегодня сосчитать на пальцах.
Значит ли это, что спектакли на еврейскую тему вообще не должны появляться, пока не будет воспитана новая плеяда еврейских авторов и исполнителей? Не знаю. У меня нет сегодня ответа. Надо анализировать. А пока приведу последнюю репризу спектакля. Она идет в финале, сразу после сцены, когда все действующие лица вдруг разворачиваются к зрителю спиной, и мы видим, что на спинах у каждого — мишень, символизирующая судьбу европейского еврейства в годы Второй мировой войны. Наступает скорбная тишина, долгая пауза, и потом из динамиков идут голоса актеров, озвучивающих такой диалог:
– Доктор, я жду ребенка, но мне сказали, что у меня неправильное положение плода. Что делать?
– Вы — еврейка?
– Да.
– А отец ребенка?
– Тоже еврей.
– Тогда не волнуйтесь. Все будет в порядке: он выкрутится.
Не случайно существует такая сентенция: «Еврейский анекдот — это веселье для еврея и пособие для антисемита». Максим Горький еще в начале 30-х годов заметил, что «никто так не унижает евреев, как они сами себя — своими анекдотами». Правда, Горький не учел, что евреи сочиняют анекдоты о себе не для того, чтобы их потом мусолили своими грязными языками антисемиты, — это все истории «для внутреннего пользования», поэтому в них так много самоиронии. Но отличить иронию и самокритику от издевки и желания оскорбить национальное достоинство так же непросто, как определить, кто стоит за авторством анекдота: еврей или антисемит. Эту тонкость, скорее всего, способны уловить лишь сами евреи (и то, если задумаются над этим). Они даже готовы иронизировать над некоторыми особенностями текстов собственного Святого Писания.
– Авраам родил Исаака. Исаак родил Иакова… А потом какая-то фигня случилась, и рожать стали женщины.
Вот так. Еврей всегда выкрутится. Из любого положения. Они ведь такие: не идут, как все, прямо, ровно, принимая на себя превратности судьбы, а всё норовят выкрутиться. Они даже перед лицом смерти выкрутятся. Хитрые они — эти евреи… И странные. День у них начинается с вечера накануне. Неделя — с воскресенья. А год — и вовсе с сентября, да и то каждый раз с другого дня. И судьба у них странная: всю жизнь только и делают, что выкручиваются из всяких сложностей и драматических перипетий жизни. И сколько они себя помнят, принимают на себя ответственность за все грехи человечества. С глубокой древности. Вот как об этом повествует еврейский фольклор.
В Древнем Египте, где евреям пришлось какое-то время, 13 веков назад, временно находиться, случилась такая история. У фараона заболел живот. Привели к нему врача. А врачами, как известно, долгие века были только евреи. Врач осмотрел фараона и сказал, что ему нужно поставить клизму.
– Что?! — вскипел больной. — Мне, фараону, клизму?! А ну-ка, поставьте этому еврею самому клизму!
Так и повелось в истории: когда у фараонов болят животы, евреям всегда ставят клизму.

Спектакль в Минске назывался «Перпетуум мобиле» — «Вечное движение». Перпетуум мобиле? Конечно же, это о евреях. А кто первый сказал, что еврей «крутится»? Да сами же евреи. «А ид дрейт зих». Крылатые слова. Но для кого эти слова придуманы? Для самих себя, для евреев. В устах еврея эти слова не имеют никакого подтекста. Сама нелегкая жизнь в условиях галута, а затем в «стране развитого социализма», где антисемитизм был элементом государственной политики, заставляла еврея «крутиться».

На рынок

Для евреев слово «крутиться» используется в значении преодолевать трудности: черта оседлости, процентная норма при приеме в учебные заведения, запреты на профессию, откровенная дискриминация почти во всех серьезных проявлениях жизни общества. А что значит «крутиться» в русском языке? «Выкручиваться»! Хитрить, изворачиваться, обманывать. Явная двусмысленность. Но тонкость лексики состоит еще и в том, что «крутиться» у евреев означает делать одновременно множество работ. А это уже — национальная черта. Евреям же постоянно пытаются приклеить эпитет «хитрые». И в первую очередь хитрые — в смысле своекорыстные. За каждым народом тянется хвост стереотипа внешнего восприятия. Слово «хитрость» — одна из наиболее частых характеристик евреев в устах неевреев. А хитрить — это еще и умение выкрутиться из любого положения. Вот почему тот, кто даже с самыми добрыми побуждениями хочет перевести на любой язык, в том числе и сценический, фольклор другого народа, должен хорошенько разобраться в подтексте любой фразы. А ведь тонкий еврейский юмор тем и тонок, что богат на подтексты. И оценить их по достоинству могут только сами евреи.
– Почему Рабиновича не приняли на работу?
– Сказали, что не прошел по профилю.
Двойное значение слова «профиль» (профиль профессии и профиль лица) позволяет достаточно тонко намекнуть на то, что евреев в организации определенного «профиля» на работу не принимали. Но иногда такой диалог происходил в натуре и совершенно в ином ключе.
В кабинет начальника отдела кадров заходит еврей.
– Я — дизайнер.
– Вижу, что не Иванов.
И все же будем справедливы: иногда евреи сами драматизировали ситуацию, обвиняя власти в том, в чем те виноваты не были.
– Хаим, говорят, что ты ходил вчера на радио. Зачем?
– На-а-а ра-аботу у-у-у-страиваться.
– Кем?
– Ди-и-и-ктором.
– Ну и что, взяли?
– Не-е-ет!
– Почему?
– Е-е-е-врей!
Правда, ситуация за последние двадцать лет сильно изменилась, и сегодня анекдот на эту тему уже звучит совершенно иначе.
Из разговора двух кадровиков:
– Скажите, коллега, вы евреев на работу берете?
– Конечно. Берем и даже с удовольствием.
– Не поделитесь секретом: где вы их берете?
Кадровиков можно понять: все евреи уехали, на производствах нехватка хороших специалистов. Правда, и положение евреев в современном мире стало иным. Всемирная глобализация привела к тому, что евреи во многом стали терять национальное самосознание и присущие только им специфические особенности.
– Хаим, как твоя фамилия?
– Рабинович.
– Ты что?! Сейчас такие фамилии уже не носят!

Ощущение социальной незащищенности сопровождает еврея всю его жизнь. Не случайно в свое время кто-то даже выставил такое объявление: «Меняю национальность на две судимости. Согласен на большие сроки».
И были в СССР регионы, где евреи чувствовали особенно оскорбительное отношение к себе властей. Самое большое наказание, которое можно было бы придумать для Гитлера, — это дать ему еврейский паспорт и заставить прописаться в Киеве.
Свою дискриминацию в обществе евреи сравнивали с дискриминацией афроамериканцев в Америке.
Сидит афроамериканец и читает еврейскую книгу. К нему подходит еврей:
– Послушай, неужели тебе мало, что ты — черный?
Русское слово «погром» вошло в лексикон многих народов и означает такое интернациональное явление, как физическое насилие людей одной этнической или религиозной принадлежности над людьми другого этноса или религии. К несчастью, погромы сопутствовали евреям на всем протяжении их истории. Они настолько вошли в быт и традиции евреев галута, что зачастую воспринимались как нечто само собой разумеющееся.
– Хаим, завтра будет погром!
– Мне погром не грозит: у меня русский паспорт.
– Хаим, бить же будут не по паспорту, а по морде!
А «морды» у евреев чаще всего отчетливо несут на себе все характерные признаки национальности.
– Иду вчера вечером по улице, а навстречу — а гезунтер гой. Идет и думает, как бы дать мне по морде.
– Ай, Хаим! Ну почему ты считаешь, что он непременно так думал?
– Ха! Если б он так не думал, он не дал бы!
Мысль о том, что характерная внешность негативно влияет на его существование, сопровождает еврея всю жизнь.
Красная Шапочка спрашивает у Волка:
– Волк, Волк, а почему у тебя такой большой нос?
– Потому что я еврей, — сказал Волк и заплакал.
Именно характерная внешность заставляет евреев быть чрезвычайно осторожными в ситуациях, когда именно внешность выделяет их из окружающей среды.
– Хаим, что за попугая ты купил? Он же каждую минуту кричит тебе: «Жидовская морда! Жидовская морда!»
– Откуда ж я знал: с таким носом — и антисемит!
Подтекст: «крючконосые» в общественном сознании — это в основном евреи, а еврей по положению не должен быть антисемитом. Кто же тогда такой — антисемит? Какова главная черта его менталитета? Об этом тоже говорит еврейский анекдот.
– Я всегда говорил, что среди русских иногда встречаются пьяницы, воры и лентяи, а среди евреев иногда попадаются честные, порядочные и бескорыстные люди. Нет, ну почему меня считают антисемитом?
Еще одна характерная особенность для евреев — стремление, несмотря ни на что, сохранить приличный имидж в глазах друзей, соседей, сослуживцев. Порядочность в глазах общественного мнения имеет для еврея более серьезное значение, чем даже сама жизнь.
Надпись на могильной плите: «Спи спокойно, дорогой Арончик, — факты не подтвердились!»
Многовековое существование в условиях галута породило в еврейской среде значительную прослойку людей, склонных к ассимиляции, так как они видели в ней избавление от окружающей их несправедливости. Но появление еврея в русской семье может иногда привести как минимум к непониманию со стороны соседей или родственников.

Завтрак

Трагедия японской семьи: отец — рикша, мать — гейша, а сын — Мойша.
Подтекст: наличие еврея могло сделать несчастной даже японскую семью.
Чувство социальной незащищенности вырабатывало у еврея достаточно характерный «комплекс еврейской неполноценности», видимый на расстоянии.
– Простите, вы — еврей?
– Нет, просто я себя плохо чувствую.
Все, что происходит вокруг, еврей всегда оценивает, исходя из того, насколько полезно это или вредно для евреев.
– Рабинович, вы слышали: слониха в зоопарке родила слоненка?
– Да? А как это отразится на евреях?
В еврейских анекдотах вообще часто встречаются проявления определенной настороженности их героев и ощущение внешней враждебности.
– Рабинович, как здоровье?
– Не дождетесь!
Евреи всегда держат круговую оборону. Даже дети быстро начинают осознавать, что евреев не любят. Отчужденность среды они ощущают на себе.
– Мама, а Брежнев — еврей?
– Нет, конечно. А с чего ты взяла?
– А за что его так не любят?
И все же надо признать, что ситуация постепенно меняется к лучшему. Впервые евреи это почувствовали во время Шестидневной войны, когда вместо «жидовская морда» стали говорить «лицо агрессора». Как говорил Шолом-Алейхем, «евреи смеются, чтобы не плакать».

Евреи не случайно называли себя «инвалидами пятой группы». Группы, не существующей по медицинским понятиям. Но «пятая группа» — это группа людей, подпадающая под «пятый пункт» — знаменитую пятую графу в анкете. Пятый пункт в паспорте — место записи о национальной принадлежности человека, бывший до его упразднения настоящей Голгофой для евреев. Можно по случаю вспомнить грустную шутку главного режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова. Он так рассказывал о причинах запрета властями его спектакля «Павшие и живые»: «У комиссии ЦК были претензии к спектаклю по трем пунктам, из которых главным был “пятый”».
У евреев были свои отношения с властями. Как и во все века, они преданно служили стране, в которой жили. Но государственный антисемитизм накладывал на эти отношения свой негативный оттенок, и это, как обычно, отражалось в еврейских анекдотах.
– Рабинович, вы член партии?
– Нет, я ее мозг.
Такое же скептическое отношение было и к провозглашенной политике строительства социалистического государства.
– Рабинович, вы хорошо устроены в жизни. Не могли бы вы пожертвовать часть своих доходов на строительство коммунизма?
– О-о-о! Это очень серьезный вопрос. Я должен посоветоваться со своей женой.
Через день у Рабиновича спрашивают:
– Ну, что сказала ваша жена?
– Вы знаете, она у меня спросила: «Если у них нет денег, зачем они это строят?»
Но при этом успехи евреев в науке, культуре и спорте всегда с помпой отмечались советской пропагандой.
Матч на первенство мира по шахматам между Ботвинником и Талем — борьба двух иудеев во славу русского оружия.
Еврейские анекдоты очень чутко реагировали на мировую политическую конъюнктуру, связанную с еврейским народом. Американский историк и публицист Виктор Снитковский даже издал в 2008 году книгу «История СССР в еврейских анекдотах». К примеру, в конце 60-х гг. появился целый блок анекдотов, отражающих щекотливую ситуацию, в которую попал Советский Союз в связи с Пражской весной, конфликтом на острове Даманском и Шестидневной войной на Ближнем Востоке.
Страшный сон Брежнева: он стоит на трибуне Мавзолея, а перед ним Красная площадь, битком набитая чехами, едящими китайскими палочками мацу с фаршированной рыбой.
Когда Cоветы стали понемногу выпускать евреев в репатриацию, в стране возникла проблема «сионистов».
– А как узнать, кто — еврей, а кто — сионист?
– Очень просто: кто остается в СССР, тот — еврей, а кто уезжает в Израиль, тот — сионист.
Для антисемитов была приготовлена другая формулировка: «Сионисты — это те, кто хочет освободить СССР от евреев».
Возможность уехать евреи чаще всего воспринимали с восторгом. Они, как правило, были прекрасными специалистами и знали цену не только себе, но и своим детям.
В родильных домах новорожденным еврейским детям на попку сразу ставят знак качества: они идут на экспорт.
Многие далекие от еврейства люди сожалели, что у них нет возможности, как у евреев, бросить этот советский бардак и уехать из СССР. Даже частушка такая появилась:
Ой, ты, Ваня! Милый Ваня!
Слышишь, ножик точится?
Сделай, Ваня, обрезанье:
Мне в Израиль хочется!
С проблемой выезда появилась и проблема отказа в этом выезде.
– Рабинович, почему вам отказали в репатриации?
– Они боятся, что я разглашу наши технические секреты.
– Какие секреты?! Запад обогнал нас на десятки лет!
– Вот они и боятся, что именно этот секрет я и могу раскрыть!
Возникла и проблема получения так называемого вызова от близких родственников — граждан Израиля. Немедленно появился анекдот. В виде вопроса, ответ на который был заранее известен.
– Как вы думаете, что лучше: иметь дальних родственников на Ближнем Востоке или близких — на Дальнем?
Слово «вызов» стало одним из самых популярных в еврейской среде.
В опере.
– Хаим, ты все понял? Онегин послал Ленскому вызов.
– На него одного или на всю семью?
Потом пошла мода на газетные объявления: «В русскую семью требуется зять-еврей на выезд».
Однако вскоре выяснилось, что существует значительная прослойка еврейского общества, которая вообще не собирается трогаться с места.
– Не хочу я никуда ехать. Все хотят — жена, дети, теща, тесть, один я не хочу!
– Ну так пусть и уезжают, а ты оставайся!
– Не получается: я один еврей в семье.
А вот еще одна, весьма специфическая форма отказа.
– Семь лет просидела в отказе, пока уговорила мужа ехать.
СССР прервал с Израилем дипломатические отношения, но стал налаживать отношения с палестинцами.
– Дети, у нас в школе завтра будет арабская делегация. Абрамович, Кацман и Иванов по матери, можете на занятия не приходить.

Читайте также: