Коль любить так без рассудку коль грозить так не на шутку стилистическая фигура
Обновлено: 04.11.2024
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
иносказание Может, пыл иносказанья\ И скрывает тот секрет\ Прометеева страданья, \ Зажигающего свет. Варлам Шаламов
иносказаниеИзложить можно было и так - пусть не очень удачно: \Опыт иносказанья в духе старой поэзии, \Оставляющей нас в непосильной борьбе \Со словами и смыслом. Не в поэзии дело. \На нее ведь (читай сначала! ) никто не надеялся. \Чего же стоят столь долгожданные \Покой, осенняя безмятежность \И мудрость старости? Нас обманули \Или себя обманули тихоречивые старцы, \Нам завещавшие манну обмана? ЧЕТЫРЕ КВАРТЕТА. Поэма. Томас Элиот Перевод С. Степанова \ ИСТ КОУКЕР
иносказаниеМожет, пыл иносказанья\И скрывает тот секрет\Прометеева страданья, \Зажигающего свет. Варлам Шаламов О тебе мы судим разно.
иносказаниеОстатки давних славных дней, \ но сколько в них очарованья, \ как ясно в них иносказанье \ следов смятенья и страстей. Михаил Садовский
Иносказаний от меня не ждите! \Я вижу в них лишь разновидность лжи. \Что думаешь о людях и событьях, \С преде\ьной откровенностью скажи. \Я знаю силу выстраданной правды\И мысли обнаженной и прямой, \И мне противны хитрые тирады, \Рожденные иронией самой. Евгений Долматовский 1965 Иносказаний от меня не ждите!
ИНОСКАЗАНИЯ Посланник бога - почтальон вестей\ его надул, совсем не почитая, \ вручил письмо на странном языке\ иносказаний, аллегорий свода\ цитат из книг, хранимых в тайнике\ архивов наших - в памяти народа. \ Евгений Феоктистов 1978 "У Голубой лагуны". Том 5A Склоняются в поклоне, в реверансе
иносказанияКого смутила видимость любви? \Потомок усмехнется в укоризне. \Его смутила видимость любви, \Нам ложью сокращающая жизни. \И выдумает он такое слово, \Чтобы без терминов от Гиппократа, \Эзоповых иносказаний, мата\Развеять тайну акта полового, \Которую и мы постичь хотели.. . Рита Бальмина Венок-бастард\ Олегу Иохведсону
Следующий анекдот
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.
1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
(М. Лермонтов.)
2. Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин.)
3. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь.
(С. Есенин.)
4. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург.)
5. Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
6. Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную -
Вынесет все, что господь не пошлет!
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
7. «Не станет нас!» А миру хоть бы что.
«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет.
Исчезнем мы, - а миру хоть бы что!
8. Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна.
9. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
10. Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М. Зощенко.)
Следующий анекдот
Контрольная работа по теме «Средства художественной выразительности» 11 класс. Учебник А.И. Власенкова. Первый вариант более сложный, его можно предложить сильным ученикам. Перед контрольной работой необходимо дать задание выучить определение всех изученных средств художественной выразительности: тропов, стилистических фигур. Работа готовит учащихся к ЕГЭ, так как содержит задания, подобные экзаменационным.
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_po_teme_sredstva_hudozhestvennoy_vyrazitelnosti_11_klass.docx | 28.02 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный.
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДААктуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре.
работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год .
На уроке решаются следующие задачи: актуализация знаний о процессе передачи информации с точки зрения возможностей компьютерных сетей; отработка навыков поиска информации в сети интернет различными сп.
Решаемые задачи: обобщение и систематизация представлений учащихся о мультимедийных технологиях; публичное представление презентаций.На уроке используется военно-патриотическая музыка и звуки природы.
Следующий анекдот
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
1) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличения размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
А. «В сорок солнц закат пылал». (Маяковский)
2) Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
Б. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов)
3) Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
В. «Я три тарелки съел». (Крылов)
4) Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
Г. «Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов». (А.Толстой)
5) Это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.
Д. «Автор «Героя нашего времени».
6) Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.
Е. «А волны моря с печальным ревом о камень бились». (Горький)
Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
1) Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.
А. «Снег валил с неба пудами».
2) Образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление
Б. «Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья». (Пушкин)
3) Использование описания вместо собственного имени или названия.
В. «Город на Неве приютил Гоголя».
4) Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
Г. «Утешится безмолвная печаль…» (Пушкин)
5) Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Д. «Грустное веселье продолжалось…»
6) Сочетание контрастных по значению слов создающих, новое понятие или представление.
Е. «Все спит – и человек, и зверь, и птица» (Гоголь)
Практическая работа. Стилистические фигуры.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
1) Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.
А. «Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (Пушкин)
2) Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.
Б. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет» (Лебедев-Кумач)
3) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.
В. «Цветы, любовь, деревня,
Праздность. Поля!» (Пушкин)
4. Риторическое обращение
4) Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание.
Г. «Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги». ( Жуковский)
5) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой.
Д. «С ужасом думала я, к чему все это приведет» (Пушкин)
6) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Е. «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством». (Лермонтов)
Практическая работа. Стилистические фигуры.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.
А. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин)
2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).
Б. «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь)
3. Риторический вопрос
3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.
В. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь)
4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.
Г. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов)
5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.
Д. «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть». (Пушкин)
6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.
Е. «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь)
Практическая работа. Стилистические фигуры.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.
А. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин)
2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).
Б. «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь)
3. Риторический вопрос
3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.
В. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь)
4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.
Г. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов)
5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.
Д. «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть». (Пушкин)
6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.
Е. «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь)
Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
А. «Погиб поэт, невольник чести,…» (Лермонтов)
Б. «Горит восток зарею новой» (Пушкин)
В. «…раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский)
Г. «Морозной пылью серебрится его бобровый воротник» (Пушкин)
Д. «Ты уснешь, окружен попечением дорогой и любимой семьи, ждущей смерти твоей с нетерпением» (Некрасов)
Е. «…гадает ветреная младость» (Пушкин)
Ж. «Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик» (Некрасов)
Контрольная работа. Стилистические фигуры.
Совместите название фигуры и пример, ее иллюстрирующий. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
А. «Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь».
Б. «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…»
В. «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?»
Г. «Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной…»
Д. «И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!»
Е. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой».
Ж. «Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам…»
Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
А. «…миллион казацких шапок высыпал на площадь» (Гоголь)
Б. «…заря алая подымается… в небо чистое смотрит, улыбается» (Лермонтов)
В. «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» (Пушкин)
Г. «…настанет год, России черный год» (Лермонтов)
Д. « Горные вершины спят во тьме ночной» (Лермонтов)
Е. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов)
Ж. «И сойдешь ты в могилу … герой, втихомолку проклятый отчизною» (Некрасов)
Контрольная работа. Стилистические фигуры.
Совместите название фигуры и пример, ее иллюстрирующий. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
А. «Там жених с невестой ждут, - нет попа,
Там младенца берегут, - нет попа,
Б. «Мать – это начало всех начал. Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое».
В. «Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова».
Г. «Поэт внезапно встал. Побледнел».
Д. «Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!»
Е. «Москва! Москва. люблю тебя, как сын…»
Ж. «Ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!»
Проверочный тест. 1 вариант
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках .
И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин.)
Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь.
Путь шел по целине; люди падали с обрывов.
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой.)
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что господь не пошлет!
Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
«Не станет нас!» А миру хоть бы что.
«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет:
Исчезнем мы, - а миру хоть бы что! (Омар Хайям.)
8. Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. (А. Пушкин.)
9. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (А. Пушкин.)
10. Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М. Зощенко.)
Проверочный тест. 2 вариант
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках .
1 . Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов.
2. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? (А. Пушкин)
3 . Я оробел и ждал графа с каким-то трепетом, как проситель из провинции ждет выхода министра. (А. Пушкин)
4. И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. Блок)
Ты и бессильная,
Матушка Русь! (Н. Некрасов)
6. Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла. (А. Блок)
7. И невозможное возможно,
Дорога долгая легка. (А. Блок)
8. И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы… (А. Пушкин)
9. Степям и дорогам
Камням и порогам
Не найден счет. (Э. Багрицкий)
10. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?
Практическая работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
Практическая работа. Стилистические фигуры.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
Контрольная работа. Стилистические фигуры.
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
Риторический вопрос - В
5.Риторическое обращение - Е
Композиционный стык - А
Ключ к проверочному тесту 1 вариант:
1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Анафора. 7. Эпифора. 8. Сравнение. 9. Антитеза. 10. Параллелизм и анафора.
Ключ к проверочному тесту 2 вариант:
Эпитет. 2. Риторический вопрос. 3. Сравнение. 4. Метафора. 5. Анафора и антитеза. 6. Градация. 7. Оксюморон. 8. Многосоюзие и эпитет. 9. Эпифора и параллелизм. 10. Метонимия.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Средства художественной выразительности» 11 класс. Учебник А.И. Власенкова. Первый вариант более сложный, его можно предложить сильным ученикам. Перед контрольной работой необходимо дать задание выучить определение всех изученных средств художественной выразительности: тропов, стилистических фигур. Работа готовит учащихся к ЕГЭ, так как содержит задания, подобные экзаменационным.
- Дайте определение следующим средствам художественной выразительности. Приведите примеры.
Гипербола, олицетворение, эвфемизм, метафора, антитеза, параллелизм, эпифора.
- Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.
- И слышно было до рассвета, как ликовал француз . (М.Лермонтов)
- Игру его любил творец Макбета . (А.Пушкин)
- Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь . (С.Есенин)
- Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча ! (А.Толстой)
- Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что господь не пошлёт ! (Н.Некрасов)
- «Не станет нас!» А миру хоть бы что.
«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет.
Исчезнем мы,- а миру хоть бы что ! (Омар Хайям)
- Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна . (А.Пушкин)
- Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой. (А.Пушкин)
- Напишите порядковые номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте.
И, разумеется, без веры невозможно никакое убеждение. Убеждение – это знание, соединённое с верой в него. Не все знания требуют убеждения, смешно заявлять: «Это стол, таково моё убеждение». Убеждения начинаются там, где есть оспоримые знания, труднодоказуемые и трудноопровергаемые. Знания не прямо действуют на чувства, они из разных материй сотканы. Но есть между ними вера – она и чувство, она и знание, она и волнение по поводу знания. Разум действует на чувства через веру: поэтому можно не знать, но верить, а можно знать, но не верить. Но где нет способности верить, знания не становятся убеждениями. Ум и сердце – «лёд и пламень», их не соединить, если нет передаточного механизма. Как только этот механизм разваливается, человек теряет веру в свои знания, в правду, в жизнь и становится беспомощным…
Подрастающий человек обычно идеализирует жизнь, и почти наверняка его вера пошатнётся в юности. Что ж, не бывает так: прожил жизнь и не чихнул. Но чем больше питали человека в детстве добром и красотой, чем больше вокруг него ценили правду и труд, тем крепче будет его нравственное здоровье. Вера в добро со временем укрепится в нём и станет основой мировоззрения. (С.Соловейчик)
- Метафора;
- Ряды однородных членов;
- Риторический вопрос;
- Инверсия;
- Разговорные конструкции.
- Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
(6)-Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
(8)В это время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. (9)Носатый, долговязый, нескладный… (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
(17) – Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения открыл рот.
(19)Бабушкин пролистал книгу, и странная, восторженная улыбка появилась на его лице. (20)Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
- Спасибо за подарок!
(21)Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.
(22)Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (23)Все засмеялись. (24)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
(25) – Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…
(29)А эта книга… (30)Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (31)Да мы всё бы тебе отдали…
(32)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (33)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на место пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Рассказчик, возвращаясь в своё прошлое, со стыдом и болью вспоминает о том, как он и его одноклассники относились к Коле Бабушкину, и _____________________________ ( « презрительно-высокомерное отношение » в предложении 12) подчёркивает степень их неоправданной жестокости. Они так и не смогли понять Колю, а ведь ______________________ (предложение 16) даёт возможность понять, как богат духовный мир этого подростка. Запоздалое раскаяние рассказчика помогает острее почувствовать ______________________________ (предложение 30), ___________________ (предложение33).
- Восклицательное предложение;
- Ирония;
- Сравнительный оборот;
- Противопоставление;
- Развёрнутая метафора;
- Эпитет;
- Метонимия;
- Парцелляция;
- Гипербола.
- Дайте определение средствам художественной выразительности. Приведите примеры.
Метафора, сравнение, олицетворение, аллегория, инверсия, умолчание, эллипсис.
- Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках:
- Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза… (С.Есенин)
- Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя.
- Я победил его, разгромил, уничтожил.
- В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть…
- Не то на серебре – на золоте едал!
- У Елены беда тут стряслась. Большая.
- Там стонет человек от рабства и цепей…
- Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная.
- И схоронят в сырую могилу,
как пройдёшь ты тяжёлый свой путь
бесполезно угасшую силу
и ничем не согретую грудь.
Не гляди же с тоской на дорогу
и за тройкой вослед не спеши,
и тоскливую в сердце тревогу
поскорей навсегда заглуши!
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом.
- Эпитет
- Анафора
- Сравнение
- Олицетворение
- Метафора.
Впишите соответствующие номера в таблицу.
4. Прочитайте текст и выполните задание к нему.
(1)То, что человечество в основе своей едино, это очевидно, но и
национальные особенности – тоже достоверный факт. (2)Поэтому отрицать
наличие национальной индивидуальности – значит делать мир народов очень
скучным и серым.
(3)В самом деле, представьте себе, что вы путешествуете в вагоне и
сутками видите из окна один и тот же пейзаж, даже очень
живописный… (4)Например, бескрайние поля золотой ржи, облитые солнцем
и волнуемые ветром. (5)Через какое-то время это путешествие становится
скучным: исчезает интерес к увиденному, гаснет любовь к стране, по которой
вы едете. (6)Ребенок никогда не полюбит куклу, если он будет знать, что все
куклы выглядят одинаково и лишены индивидуальных черт, придающих
каждой из них неповторимость. (7)Признак индивидуальности играет
огромную роль в привязанности к чему бы то ни было и к кому бы то ни было.
(8)Индивидуальные особенности народов побуждают нас любить не только
народ, к которому мы не принадлежим, но в первую очередь свой
собственный народ. (9)Если нет индивидуальных особенностей, отличающих
вашу местность от другой, ваше село от другого, ваш город от другого и ваш
дом от соседних, то ваша страна превращается в пустыню, скучную,
неинтересную. (10)А вы – в людей, лишенных любви к родным местам и к
(11)Однако при этом ошибкой было бы считать, что все особенности каждого народа единственные в своем роде, что они свойственны только данной нации, только данной стране. (12)Нет, уникальность народа в определенной совокупности общих и самобытных черт и в неповторимом их соединении.
(13)Достоевский, рассуждая о национальном и общечеловеческом, писал
так: «Судьба распределила между народностями задачи: развить одну из
сторон общечеловеческого… (14)Резких различий в народных задачах нет,
потому что в основе каждой народности лежит один общий человеческий
идеал, который оттенен местными красками…»
(15)Можно только радоваться, что мы живем в стране, где встречаются и
сходятся самые различные народы – различные по обычаям, культурным традициям и национальному характеру. (По Д.С. Лихачеву)
В публицистике Д. С. Лихачева выразительность речи сочетается с научной точностью мысли. В синтаксисе фрагмента стоит отметить регулярно встречающиеся __________ (А) ( предложения 9, 15). Для обоснования своей мысли автор прибегает к __________ (Б) (предложения 13–14). В лексике же особую роль в создании тона авторской речи играют нечастые тропы: __________ (В) «серый» (в предложении 2), «живописный» (в предложении 3), «бескрайний» (в предложении 4), а также __________ (Г) («идеал, который оттенен местными красками…») (в предложении 14).
Читайте также: