Какой музыкальный прием передает атмосферу шутки

Обновлено: 04.11.2024

Цель урока. Развивать музыкальныеспособности детей младшего школьноговозраста посредством понимания шутливого настроения в музыке.

Задачи урока.

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;

- научить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- создать условия для развития творческих способностей, навыков чистого интонирования, мышления, памяти.

- расширить представление учащихся о творчестве И.С.Баха.

- развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно стиля И.С.Баха;

- способствовать формированию музыкальной культуры;

- продолжить освоение музыкального языка и его выразительных средств;

- воспитывать духовно-нравственные качества личности;

  1. Метапредметные (УУД):

- развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

- формировать компоненты музыкального слуха, творческие способности;

- планировать свои действия;

- выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя монолог или диалог.

Оборудование.

  • У учителя: компьютер, мультимедийная установка, презентация, портрет И.С. Баха, карточки,
  • У учащихся: текст песни

Оформление доски

Музыкальный материал:

«Песня о дружбе» (Мультфильм «Маша и Медведь»); И.С.Бах «Шутка».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Организационный момент (1-2 мин)
  • Актуализация знаний (5 мин)

Цель: создать условия для вхождения учащихся в учебную деятельность, организовать рабочую атмосферу урока.

Приёмы работы:

  • Доброжелательное приветствие
  • Эмоциональный настрой

-Встали красиво, спинки выпрямили. Я рада вас видеть, садитесь, пожалуйста.

Звучит веселая музыка.

(фрагмент «Шутки» Баха).

-Меня зовут Дарья Александровна и сегодня я проведу внеурочное занятие по музыке.

-Ребята, посмотрите на слайд. Попробуйте решить ребус.

П=Т

-Какое слово спряталось в ребусе?

-Верно – это слово труд. Как вы думаете, почему именно это слово спряталось?

-Мне кажется, потому что сегодня мы будем трудиться с музыкой.

-Вы правы, для того, чтобы нам чему-нибудь научиться, нужно приложить усилия, а на уроке музыки – музыкальные усилия.

Цель: актуализировать знания, необходимые для усвоения нового материала и активного участия в занятии, ввести в содержание работы, создать условия для принятия темы, цели и задач занятия

Приёмыработы:

-Ребята, что же такое музыка?

Обратите внимание на слайд, так говорил более двухсот лет назад немецкий композитор И.С. Бах, написавший более 1000 произведений: «Музыка - великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает человека с древнейших времен, и по сей день».

-Согласны ли вы с высказыванием великого композитора? Почему?

-Что может подарить каждому из нас музыка?

Музыка человеку может подарить радость, счастье, наслаждение, да просто шутку.

А может и лирику, сопереживание, любовь, сочувствие.

Музыку называют языком души. Как вы думаете, почему?

Ни что так не волнует душу, не говорит о самом сокровенном, как музыка.

-Музыка-это искусство, звучание.

-Согласны, ведь музыка окружает нас с самого рождения до глубокой старости, несёт большой смысл в жизнь человека.

3. Постановка темы, цели и задач.

Цель: организовать работу по выявлению и формулировке темы, учебной проблемы занятия.

-Вспомните, какая музыка звучала в начале занятия?

Вы правы, в начале занятия нас порадовала музыка И.С. Баха и она как бы шутила с нами.

Так о чем мы будем говорить, скажите тему занятия?

Веселая, озорная, шутливая.

Веселье, радость, шутка в музыке.

-Итак, мнения разделились, давайте разбираться.

Посмотрите, буквы в словах темы занятия перепутались, ваша задача восстановить правильный порядок цифр и тогда вы узнаете тему занятия.

На подготовленных карточках выполняют задание.

-Что получилось? Назовите тему.

-А может ли быть шутка в музыке?

Как можно шутить не в разговорной речи, а в музыкальной?

-Да, может, музыка бывает быстрая, добрая, весёлая, как шутка.

-Сложный вопрос, постараемся его раскрыть в течение занятия.

-Значит, какую главную задачу мы можем поставить перед собой?

Узнать, как шутят в музыке.

-Молодцы, всё верно.

Как композитор может пошутить в музыке.

4. Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания)

Цель: Организовать поиск решения учебной проблемы.

Ребята, кто такой композитор?

Человек, сочиняющий музыку.

Напомните фамилию немецкого композитора, которая прозвучала в начале урока

Иоганн Себастьян Бах

-Знакомы ли вы с его творчеством?

-Какие произведения вам известны?

В 1703 г., после завершения учебы, Бах получил должность музыканта при дворе герцога И. Эрнста. За время работы Бах зарекомендовал себя как блестящий исполнитель и получил место органиста в церкви.

Композитор написал более 1000 произведений, в число которых вошла музыка как для взрослых, так и для детей. Самым знаменитым произведением Баха является вот эта музыка.

Сядьте, как самые внимательные слушатели, ручки на парте. Слушаем музыку.

Звучит фрагмент пьесы «Шутка» Баха.

В каком настроении звучит музыка?

Какой образ можно представить, слушая такую музыку?

Если бы вы были композиторами, как бы вы назвали это произведение?

А сам композитор – И.С. Бах, назвал «Скерцо», что в переводе с итальянского языка означает шутка.

И все мы называем это произведение – «Шутка» Баха.

- Что такое шутка? Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение «Шутка»?

Шутка – это весёлая игра, розыгрыш, когда можно поиграть и это поднимает настроение всем вокруг. Но шутка не должна причинять огорчение, не должна быть злой.

Композитор шутит с помощью музыкальных звуков, они, если прислушаться, как-бы прыгают, озорничают, шалят, балуются между собой. Так и хочется вместе с ними попрыгать, посмеяться и поулыбаться друг другу.

- В «Шутке» Баха благодаря флейте достигается изящно-юмористическое звучание. Вообще там, где требуется легкость, изящество и грация, часто «царит» флейта. Легкое, нежное, переливчатое звучание флейты, торжественный серебристый звон струнных инструментов, мелодия воздушная.

Послушайте музыкальную пьесу И.Баха «Шутка» ещё раз, но теперь как самые дружные и улыбчивые дирижеры. Вставайте, сейчас мы выступим в роли дирижеров.

Дирижирование стоя. Звучит «Шутка» И.С. Баха

-Нет/Да, знакомы, «Страсти по Матфею» , «Бранденбургские концерты» , «Искусство фуги», не известны.

-Настроение легкое, веселое, игривое, солнечное

-Шутка-это добрая фраза, которой можно поднять настроение окружающим людям. Бах назвал своё произведение шуткой, потому, что музыка несёт шутливый характер, она весёлая, быстрая, радостная.

А теперь сразу проведем гимнастику для глаз.

Бабочка: Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)

И вдруг проснулся, (помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

Больше спать не захотел, (поморгать глазами)

Встрепенулся, потянулся, (руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки, руки согнуты в стороны — выдох)

Взвился вверх и полетел. (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

Сели на свои места.

- Писатель может шутку описать словами, а чем художник?

- А композитор? (музыкой).

Представьте какую-нибудь картину под эту музыку. Можете закрыть глаза, чтобы образ был ярче и четче.

Звучит музыка (Д.Б. Кабалевский «Маленькая полька»)

Опишите, что представили или выберите картинку с изображением, похожим на только что прослушанное музыкальное произведение.

(Человек весёлый, озорной, счастливый, жизнерадостный; животные на выбор: бабочка, медведь, чайка, кошка, жираф и тд).

-Поделитесь с соседом по парте, почему вы выбрали такое описание? Чуть позднее я попрошу самых смелых поделиться своими мыслями с остальными учащимися.

-Какая это музыка по настроению?

- Да, музыка эта добрая, светлая, изящная, очень красивая, легкая.

-Как звучала мелодия?

-Какие музыкальные инструменты вы услышали?

-Ребята, чего в этой музыке больше, танца, песни или марша?

Это танец – полька.

-Какими движениями можно изобразить шутливый характер польки?

-Давайте попробуем изобразить ритм польки хлопками.

-Очень радостная, счастливая.

-Быстро, бодро, энергично.

-Прыжками, хлопками, можно покружиться.

Как дружно и с улыбками вы всё выполняли. Молодцы.

5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: Организовать выполнение заданий на изученном материале.

-Сейчас мы с вами разучим песню о доброй и веселой дружбе. Вы песню хорошо знаете, можете подпевать.

Звучит «Песня о Дружбе» из мультфильма «Маша и медведь»

-О чём данная песня?

-Какой характер у этой песни?

-В каком темпе она исполняется?

-В куплетах спокойный, медленный темп, а в припеве быстрый.

-В какой динамике?

-Сначала музыка тихая, затем звук во время припева увеличивается, становится торжественным и снова снижается во время второго куплета.

-Значит, как нам её нужно разучивать и петь?

По куплетам и припевам отдельно.

Разучивание песни по куплетам с пояснениями трудных слов под фонограмму +.

Рефлексия.

Цель: Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Как звучала тема нашего музыкального занятия?

-Какую главную задачу мы перед собой ставили?

-Узнать, как шутят в музыке.

-Что такое шутка в музыке?

-Приятная для прослушивания музыка, весёлая, шутливая и энергичная по своему характеру.

-На примере каких произведений мы слушали шутку в музыке?

Бах «Шутка», «Песня о дружбе» из мультфильма «Маша и Медведь».

-Что мы заметили?

Шутка всегда должна быть доброй и дружной, как в песне о дружбе из мультфильма «Маша и медведь».

-Ребята, на слайде представлен тест, на вопросы которого вы можете ответить на подготовленных листах, по сигналу, поменяйтесь ответами с соседом и мы начнём проверять.

Следующий анекдот

Какой композитор представил оперу Ж. Бизе «Кармен» в балетной интерпретации?

Какой символический рисунок мы видим на сцене этого балетного спектакля?

Изображение головы быка

Какие инструменты симфонического оркестра исключил Р. Щедрин из своей музыки?

Какой новый персонаж введен Р. Щедриным в содержание балета по сравнению с содержанием оперы?

Расставьте описания частей «Кармен-сюиты» в правильном порядке.

Вступление строится на коротком мотиве, который постепенно расширяется, звучит все громче и достигает очень громкой силы звучания оркестра, затем быстро затихает.

Изменчивый нрав цыганки, ее непокорность, импульсивность переданы в безостановочном движении короткого танца.

Номер начинается с постепенного усиления звучания музыки и заканчивается постепенным ее затиханием.

Следующий анекдот

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Следующий анекдот

2. Какой композитор представил оперу Ж. Бизе «Кармен» в балетной интерпретации?


3. Какой символический рисунок (Портрет Кармен/Маски /Изображение головы быка) мы видим на сцене этого балетного спектакля?

4. Какой новый персонаж введен Р. Щедриным в содержание балета по сравнению с содержанием оперы?

5. Какой музыкальный прием (Скерцозность/ Вариационность/ Быстрый темп) передает атмосферу шутки?

6. Какая форма организации пространства сцены помогает сопереживать героине, ощущать безвыходность ее положения: прямоугольник, квадрат или круг?

Читайте также: