Каких девушек боялись в средние века шутка

Обновлено: 22.11.2024

Рассказывали ли люди в средние века анекдоты? Хотя может показаться, что Средневековье было временем набожности и серьезности, в нем также царили смех и веселье. Мы можем найти множество произведений, которые были задуманы как смешные, и даже в хрониках можно найти истории о королях и епископах, в которых высмеивались их различные глупости.

Что находили смешным средневековые люди? Большую часть юмора можно назвать грубым и невоспитанным: шутки о сексе или телесных функциях, похоже, были очень популярны. Объектами шуток могли быть глупые мужья или плохие жены, местный священник, король или даже исторические личности.

Одна из самых известных шуточных книг Средневековья - "Фацетии" Поджо Браччолини (1380-1459). Поджио был итальянским ученым, который большую часть своей карьеры работал на папство, но он также писал на самые разные темы и считался одним из самых ярких умов своего времени. Он объясняет, что написал "Фацетии", потому что "это правильно, и почти необходимость, одобряемая философами, чтобы наш ум, отягощенный множеством забот и тревог, время от времени расслаблялся от постоянного труда и был побужден к бодрости и веселью каким-нибудь юмористическим отдыхом".

Вот лишь некоторые из шуток и остроумных историй, которые можно найти в "Фацетии":

  • Один монах, который был в меру внимательным, проповедовал народу в Тиволи и громогласно осуждал прелюбодеяние, которое он изображал в самых ярких красках. "Это такой ужасный грех, - сказал он, - что я скорее раздену десять девственниц, чем одну замужнюю женщину!" Многие среди прихожан разделили бы его предпочтение.
  • Аббат Септимо, очень толстый и корпулентный человек, направляясь однажды вечером во Флоренцию, спросил у встретившегося ему крестьянина: "Как вы думаете, смогу ли я войти в ворота?" Конечно, таким образом он хотел спросить, успеет ли он добраться до города до закрытия ворот. Но деревенский мужик, собрав все свои силы, ответил: "Конечно, так и будет; телега с сеном проходит, почему бы и вам не пройти?".
  • У одного горожанина была близость с женой откровенного дурака, который, к тому же, имел свойство заикаться. Однажды ночью он пришел к ее дому, полагая, что мужа нет дома, постучал в дверь и потребовал разрешения войти, подражая голосу рогоносца. Болван-муж, который был дома, как только его услышал, позвал свою жену: "Джованна, открой дверь, Джованна, впусти его"; ибо это, кажется, я".
  • Мужчина, подаривший своей жене дорогое платье, жаловался, что никогда не пользовался своими супружескими правами без того, чтобы это не стоило ему каждый раз больше золотого дуката. "Это твоя вина, - ответила жена, - почему ты не снижаешь стоимость до одного фартинга частыми повторениями?"
  • Один флорентиец был вынужден купить лошадь в Риме и торговался с торговцем, который запросил за нее двадцать пять золотых дукатов - слишком высокую цену; он предложил заплатить пятнадцать дукатов наличными, а остальное оставить в долгу; на что продавец согласился. На следующий день, когда покупателя попросили выплатить остаток, он отказался, сказав: "Мы должны соблюдать наше соглашение: между нами было решено, что я буду твоим должником; Я больше не буду таким, если заплачу тебе".
  • Во Флоренции молодая женщина, несколько простоватая, была на пороге родов. Она долго терпела острую боль, и акушерка со свечой в руке осмотрела ее сокровенное место, чтобы убедиться, что ребенок рождается. "Посмотрите и на другую сторону, - сказала бедняжка, - мой муж иногда ходит этой дорогой".
  • Несколько человек беседовали во Флоренции, и каждый желал чего-то такого, что сделало бы его счастливым; так всегда бывает. Один хотел бы быть Папой Римским, другой - королем, третий - кем-то еще, когда разговорчивый ребенок, случайно оказавшийся рядом, сказал: "Я хотел бы быть дыней". "И по какой причине?" - спросили они. "Потому что все будут нюхать мой низ". Обычно те, кто хочет купить дыню, подставляют под нее свой нос.
  • Один житель Перуджи шел по улицам, погруженный в раздумья и меланхолию, и, встретив человека, который поинтересовался причиной его беспокойства, ответил, что он должен денег, которые не может заплатить. Мужчина ответил: "Оставь это беспокойство своему кредитору".
  • Житель Гоббио по имени Джованни, чрезвычайно ревнивый человек, ломал голову над способом выяснить, без тени сомнения, была ли у его жены близость с каким-либо другим мужчиной. С помощью глубоко созревшей затеи, вполне достойной ревнивого ума, он собственными руками выхолостил себя. «Теперь, - подумал он, - если моя жена забеременеет, она не сможет отрицать свою измену».
  • Франческо Квартненсе, флорентийский купец, проживал в Генуе со своей женой и семьей. Его дети были худыми и долговязыми, а у генуэзцев вообще здоровыми и выносливыми. Однажды его спросили, почему его дети были такими худыми и такого слабого телосложения, а у молодых генуэзцев все было наоборот. «О причине легко догадаться», - сказал он. «Я работаю один над изготовлением своих детей, но у вас есть немало помощников в создании ваших». Фактом является то, что вскоре после свадьбы генуэзцы снова уходят к морю и, как говорится, оставляют своих жен на много лет подряд на попечение других мужчин.
  • Один из граждан, очень остроумный человек, страдал от тяжелой и продолжительной болезни, его посетил монах, который хотел утешить его и, среди прочего утешения, сказал ему, что Бог особенно наказывает тех, кого он любит, и навлекает на них Свои посещения. «Неудивительно, - возразил больной, - что у Бога так мало друзей; если он так их любит, ему следовало бы иметь еще меньше».
  • Один молодой флорентиец спускался к реке Арно с одной из тех сетей, в которых моют шерсть, и встретил веселого мальчика, который, забавляясь, спросил его, каких птиц он собирается ловить этой сетью? "Я иду к выходу публичного дома, - ответил юноша, - чтобы раскинуть там сеть и поймать твою мать". "Не забудь тщательно обыскать это место, - возразил юноша, - потому что ты обязательно найдешь там и свою".
  • Один старый епископ, который потерял несколько зубов и жаловался, что другие настолько расшатались, что он боялся, что они скоро выпадут. "Не бойся, - сказал один из его друзей, - они не выпадут". "А почему?" - спросил епископ. Его друг ответил: "Потому что мои яички последние сорок лет болтались без дела, как будто собирались отвалиться, и все же они остались на месте".

Вы можете прочитать больше средневековых анекдотов в переводе здесь .

Если понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. Я же со своей стороны постараюсь найти для вас еще больше увлекательных историй.

Также буду очень рада если вы обратите внимание на другие статьи канала "Выходец из библиотеки":

Следующий анекдот

ПЫТКА, КОТОРОЙ БОЯЛИСЬ ВСЕ ЖЕНЩИНЫ

От нее кричали и стонали девушки в Средневековье, инквизиция пугала ей всех непокорных.

Это делалось так: женщину раздевали почти догола и привязывали к специальному станку. Между ног ей расширяли проход и вставляли туда конусообразное устройство. Еще одно такое же вставлялось в рот, что заметно на картинке.

Через эти конусы палачи могли запускать все, что хотели: стандартной была пытка водой, из-за которой желудок несчастной буквально разрывался на части. Любители своей профессии по каплям лили серную кислоту - доливаясь до тела, она в момент сжигала его.

Но самый страшный прием инквизиция берегла для особо опасных преступниц. В конусы засовывались мелкие насекомые, которые доставляли девушек и невероятные мучения. Половые органы жертвы разрывались муравьями, пауками, жуками и прочими гадами, аналогичное происходило и во рту. Именно этой пыткой достаточно было просто припугнуть подопытную, чтобы получить все необходимые показания.

Следующий анекдот

Иные считают, что звезда волхвов, свершив свою службу, упала в колодец в Вифлееме, и там внутри ее видно (Gerv. Tilb. Ot. imp. I. 5).

Капеллан одной знатной дамы, человек мирских привязанностей, паче всего преданный забавам охоты, умер и был погребен в монастыре Мелроуз. Дальнейшие события яснее ясного открыли его порочность: он начал подниматься из гроба, а как блуждать по монастырю ему мешала святость места, он избрал поприщем для своих затей дом своей бывшей госпожи и прогуливался вокруг ее спальни с воплями и бормотаньем. А поскольку не все любят этот жанр, дама, удрученная и встревоженная, поведала о происходящем одному из монахов, прося молиться за нее усердней обычного.

Дьявол счел этот момент удачным и немедленно пробудил труп в гробу. Завидев его издали, монах сперва оцепенел от мысли о своем одиночестве, но потом ободрился и уметил приближающегося мертвеца топором. Тот застонал, оборотился и кинулся назад, а монах, совсем развеселившись, пустился следом. Могила зевнула, приняла жильца и затворилась. Тем временем отогревшиеся участники мероприятия вернулись и с досадой услышали, что все пропустили. Тогда они решили выкопать преступного мертвеца из могилы, немедля взялись за дело, и на рассвете он предстал их очам, с большой раной на теле и в полной кровью могиле. Его вынесли из монастырской ограды и сожгли, а прах развеяли (Will. Newb. Hist. Angl. V. 24).

Похожая история, тоже рассказанная Вильяму человеком, заслуживающим всяческого доверия, произошла в замке Аннантис. Пришел туда из йоркских краев один человек дурного поведения, знакомый владельцу замка, поселился и женился. О жене его ходили сплетни, и он терзался ревностью. Чтобы испытать ее нравственность, человек дурного поведения однажды притворился, что отправился в дальний путь, а сам тайком вернулся в дом и спрятался на балке над кроватью жены.

Его почтили приличным погребеньем, но, лишенный благодати и терзаемый заслуженными злосчастьями, он не упокоился в гробу и принялся по ночам блуждать по улицам, преследуемый стаей лающих собак. Все запирались накрепко, никто носа не казал из дому до рассвета, чтобы не встретиться с этим неистребимым ревнивцем, но всякое попеченье было тщетно: его тлетворные странствия заразили воздух, и в округе начался мор. Поминутно мертвых носят, а уцелевшие торопятся перебраться в безопасное место.

Была одна девица хорошего рода, столь гневливая, сварливая и крикливая, что, где ни обретается — дома ли, в церкви ли, — всегда вокруг нее ссоры и неприязни, и счастливым почитал себя тот, кого миновал бич ее языка. Наконец она умерла и была погребена в церковном атрии. Поутру придя в церковь, люди увидели, что могила ее, словно печь, дымится. Испуганные и любопытные, они разрыли землю и нашли, что верхнюю половину ее тела пожрал огонь, а все, что от пупа и ниже, цело (Caes. Dial. IV. 22).

Следующий анекдот

Юмор стал индустрией не так давно - фактически, в XX веке за счет юмористических телешоу. Но люди смеялись всегда! В театре ставились комедии, люди передавали из уст в уста различные истории и анекдоты. Конечно, много было и оскорбительного юмора, когда нужно было уязвить кого-то.

Йозеф Уикс-Шарп, историк и социолог, Великобритания

Пара моих любимых средневековых анекдотов. Они взяты из книги Facetiae итальянского писателя Поджио Браччолини, написанной в XV веке. Это один из самых известных сборников анекдотов средневековья.

Аббат Септимо, очень толстый и тучный человек, однажды вечером возвращался во Флоренцию. Он торопился, так как на ночь городские ворота закрывали.

По дороге он встретил крестьянина и спросил его: «Как вы думаете, я смогу пройти в ворота?». На что селянин ответил: «Конечно, пройдете! Телега сена пролезает, почему бы и вам не пролезть?».

Житель Гоббио по имени Джованни, чрезвычайно ревнивый человек, ломал голову, чтобы понять - нет ли у его супруги связи на стороне? Он долго думал, советовался с учеными мужами и, в итоге, оскопил себя. «Теперь, - заявил он, - если моя жена забеременеет - у нее не получится отрицать свою измену».

Орнфельд Свенссон, историк музыки

В XIX веке был очень популярный юмористический жанр карикатур. Высмеивалась, в основном, политика и привычки власть имущих.

Вот одна из моих любимых карикатур 1870 года.

Англия в изоляции, занята своими делами с разъяренной давно забытой Ирландией. Франция бьется с вторжением Пруссии.

Корсика и Сардиния - маленькие шуты, которые смеются над гигантами. Италия просит Бисмарка убрать ногу. Дания в сражениях потеряла ноги, но гордо надеется их вернуть.

Турция расслабленно курит кальян. А ее европейская часть зевает и никак не может проснуться.

Ну а Россия выступает в роли тряпичника, который ждет возможности наполнить свою корзину. ( Прим. автора - тряпичник - это профессия, весьма распространенная в XIX веке. Тряпичники за бесценок скупали тряпье. Потом либо перепродавали его городской бедноте, либо сдавали, как вторсырье).

Роберт Мартин Поллак, философ, США

«Филогелос» - самый древний сборник шуток и анекдотов. Датирован 4 веком до н. э. Любопытно, что если почитать современные комиксы, пересмотреть комедии, то увидим много параллелей.

Один педант решил научить своего осла обходиться без еды. И не кормил его несколько дней.

Когда осел умер от голода, он сказал: «У меня большая потеря! Как только осел научился обходиться без еды - он умер».

Регулярно шутки-каламбуры закладывали известные греческие драматурги.

В «Одиссее» Гомера, написанной 2800 лет назад, главный герой спасается за счет своего мрачного юмора.

Одиссей заявил Циклопу, что его настоящее имя «Никто».

- Когда Одиссей приказывает своим людям напасть на Циклопа, тот кричит: «Помогите, на меня нападает никто!». Разумеется, на такой призыв никто на помощь и не пришел.

Рейчел Дюпре, Член Королевского общества экономистов

Мне очень нравится эта история, актуальная и в наши дни:

Житель Перуджи шел по улицам, погруженный в раздумья. Его встретил сосед и спросил о причине беспокойства. Житель Перуджи посетовал, что он задолжал денег, которые не может заплатить. На что сосед ответил: «Оставь это беспокойство своему кредитору».

И немного взрослого юмора из Средних веков:

Во Флоренции молодая женщина, немного простоватая, собиралась родить ребенка. Она испытывала острую боль. Повитуха крутилась рядом со свечой в курсе и осматривала ее «тайное место», чтобы удостовериться, не появится ли ребенок. «Взгляните и с другой стороны, - воскликнула девушка, - мой муж иногда ходил по этой дороге».

Мужчина, подаривший жене дорогое платье, жаловался, что еще ни разу в жизни не воспользовался правом супруга так, чтобы это стоило ему меньше золотого дуката. «Это вы виноваты, - ответила жена, - почему же вы не можете частыми повторениями сбить цену до одного фартинга?».

Забавно наблюдать, что прошло уже столько времени, а люди практически не изменились. И это не взирая на новые технологии, и что у нас совсем другой уровень жизни и быт. А в душе одни и те же проблемы, а в жизни одни и те же истории.

Читайте также: