Как превратить в шутку этот страшный процесс изживания страхов
Обновлено: 22.11.2024
Хороший способ преодолеть страх – посмеяться над ним.
Страх и смех – несовместимые вещи! Мы не можем бояться того, что кажется нам смешным.
А чтобы страшные вещи оказались смешными, используйте проверенный метод – доведите страх до абсурда.
Доведение страха до абсурда
Останьтесь в одиночестве, расслабьтесь и успокойтесь. Мысленно воссоздайте ситуацию, в которой испытываете страх. Усугубляйте ее так, словно вы снимаете кинокомедию, доводя любой эпизод до абсурда.
Не прекращайте упражнение, даже если страх усиливается, если вы все делаете правильно и настойчиво, в какой-то момент вам должно стать смешно.
Например, вы боитесь съехать с горы, даже при помощи инструктора и в безопасном месте.
Позвольте представить себе, как вы падаете: как вы падаете не только на лыжах, но и делая просто шаг, представьте, как снимаете лыжи и с ними в руках на четвереньках спускаетесь с горы. Фантазируйте, придумывая настолько абсурдные и смешные ситуации, после которых вам искренне захочется сказать: «Нет, это бред, такого со мной случиться не может!»
Позвольте себе смеяться столько, сколько хотите. Всякий раз, когда вас снова одолеет страх, вспоминайте, как однажды смеялись над ним. Таким образом вы снизите важность страха и сможете преодолеть его.
Вы можете также изобразить или представить свой страх в виде смешного, нелепого существа, изобразить его любым приемлемым для вас способом.
Следующий анекдот
Цель : закрепление навыков убеждения другого; развитие самостоятельности в решении своих жизненных проблем; развитие решительности, настойчивости при достижении цели; развитие смелости (рискованности).
Материалы : бумага, ручки; магнитофон или проигрыватель для музыкального сопровождения; бланки “телеграмм”.
1. Ритуал приветствия группы .
2. Рефлексия прошлого занятия . Участники продолжают фразу “Я был удивлен тем, что. ”
3. Психологическая разминка : упражнение “Аргументы” .
Ведущий: “Выберете себе пару. Вы можете сесть или встать друг напротив друга. Сейчас вы должны поспорить друг с другом. Для этого я вам предлагаю простое предложение: “Что лучше: красное или голубое?”.
Теперь один из вас должен будет защищать мнение, что красное лучше, а другой - мнение, что лучше голубое. Каждый должен высказать как можно больше аргументов в поддержку той точки зрения, которую он защищает. Выдвигайте свои аргументы по очереди, при этом делать это надо как можно быстрее и как можно убедительнее. Представьте себе, что это игра в пинг-понг: ваши аргументы “летают туда-сюда”, как мячик над столом”.
Такая разминка мобилизует чувства участников и активизирует как эмоциональный, так и интеллектуальный потенциал. При этом тренируются также и навыки слушания, и навыки убеждения другого. Поскольку в таком споре заведомо не может быть победителя, каждый из участников может гордиться собой и получить удовольствие не от результата, а от самого процесса спора.
4. Упражнение “Принимаю решение” .
Ведущий: “Одно из важнейших умений, которым должен обладать творческий человек,- умение самостоятельно принимать решения. Составьте перечень тех из них, которые приняли за последнее время, например за прошедшую неделю или месяц, а может быть и год, если это очень крупные решения.
На первом этапе нужно просто записать содержание решений, которые касаются непосредственно вас. Например: “Я решила изменить прическу” или “Я решил заняться изучением испанского языка” и т. п..
На это отводится 3 минуты. После этого ведущий просит участников проанализировать записи и откровенно ответить на следующие вопросы: “Кто вам помогал принимать эти решения? Или, может быть, их кто-то принимал за вас? Если “да”, то почему? Почему решения, которые касаются только вас, принимает кто-то другой? Значит, вы до сих пор не научились этому? Объединитесь в микрогруппы по 3-4 человека и обсудите записи”.
Для проведения этого упражнения ведущему необходимо включить музыку и помочь участникам настроиться на серьезное осмысление своей повседневной практики принятия решений.
Это очень важное упражнение, которое помогает участникам понять необходимость самостоятельного решения своих жизненных проблем.
5. Упражнение “Риск” .
Ведущий: “Известно, кто не рискует, тот не выигрывает. Коснемся вопросов риска, без которого вообще невозможен творческий успех. Но риск должен быть оправданным. Давайте проанализируем эффективность ваших действий. Для этого перечислите свои основные рискованные дела, которые вы совершили в своей жизни”.
Для записи ведущий предлагает участникам следующую схему:
Оправдался ли риск?
Если не оправдался, почему?
Выводы, которые вы сделали для себя на будущее.
После того, как задание выполнено, проводится обсуждение, после которого ведущий продолжает: “Бесстрашие - необходимый компонент риска. Проблема в том, как воспитать в себе бесстрашие.
Страхи окружают нас со всех сторон. Наиболее общераспространенные виды страха - страх нищеты, болезни, критики, разочарования, старости, смерти. Боязнь во многом является результатом воспитания. Симптомами боязни могут быть застенчивость, неуравновешенность, слабохарактерность, комплекс неполноценности, безынициативность, вялость, самолелеяние, ревность, безразличие, отсутствие самолюбия, нерешительность, сомнение, зависть, беспокойство, неуверенность в себе, сверхосторожность.
Как побороть в себе страхи и научиться оправданному риску? Что в себе вы считаете необходимым изжить? Как превратить в шутку этот страшный процесс изживания страхов? Отобразите все в письменной форме, желательно в юмористическом жанре”.
После того, как все справились с заданием, каждый по очереди зачитывает то, что он написал.
6. Задание на дом . Каждому участнику раздаются бланки “телеграмм” с проставленным именем адресата. Адресатами являются все участники тренинга, в том числе и тот, кто посылает “телеграммы”. Надо написать каждому, в том числе и себе, самое хорошее, что можно о нем сказать.
7. Ритуал окончания занятия.
Цель : интегрирование опыта, приобретенного в группе, в целостную картину своей личности; формирование готовности и после окончания тренинга экспериментировать со своими возможностями, творчески относиться к жизни, к самому себе; закрепление тех качественных изменений, которые произошли в ходе тренинга и определение основных ориентиров для последующего саморазвития личности каждого участника.
Материалы : небольшой мяч; бумага, ручки.
1. Ритуал приветствия .
2. Рефлексия прошедших занятий . Ведущий обращается к участникам группы с вопросами:
- Изменилось ли что-то за время наших занятий?
- Узнали ли вы что-нибудь новое о себе, о других участниках?
- Что показалось трудным?
- Что из того, что вы получили на тренинге, вы можете использовать в повседневной жизни уже сейчас?
Желательно, чтобы высказался каждый участник.
Так как это заключительное занятие, ведущему нужно быть особенно внимательным по отношению к участникам, обязательно следить за их эмоциональным состоянием, ориентировать группу на оказание психологической поддержки, если она кому-то понадобится.
2. Психологическая разминка : упражнение “Футболка с надписью” .
Ведущий: “Одно время во всем мире было популярно движение хиппи. Хиппи имели разные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одним из таких обычаев было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя.
Сейчас мы будем бросать друг другу мяч со словами: “Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано. ” проговаривая текст, который, с вашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, которому вы бросаете мяч. Тот, кому брошен мяч, должен сказать, согласен ли он одеть футболку с названной надписью или нет.
Будем внимательно следить за тем, у кого побывал мяч, а у кого - нет. Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью”.
3. Упражнение “Путь к цели” .
Подумайте, пожалуйста, о важнейших целях, стоящих перед вами, и коротко опишите их несколькими ключевыми словами. Спектр этих целей может быть очень широким: это могут быть абстрактные и конкретные цели, труднодостижимые и легкие, далекие и близкие. Решающее значение здесь имеет то, что цель важна для вас, и вы действительно хотите ее достичь”.
На это участникам группы дается 5 минут, после чего ведущий продолжает: “Теперь выберете из списка ту цель, которая в данную минуту вам ближе всего, которая вас больше всего привлекает. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Наберите несколько раз побольше воздуха в легкие, и пусть вместе с выдыхаемым воздухом вас покинут все заботы, мысли, неотложные дела, уйдет напряжение. Сосредоточьтесь на выбранной цели.
Пусть в вашем сознании всплывет картина или образ, символизирующий для вас эту цель. Это ваш личный, индивидуальный символ, и образ может быть каким угодно: природным объектом, животным, человеком, предметом.
Оставаясь с закрытыми глазами, представьте себе, пожалуйста, что перед вами лежит длинная и прямая тропа, ведущая на вершину холма. И над холмом вы видите именно тот образ, который символизирует вашу цель. А по обеим сторонам тропинки вы ощущаете присутствие различных сил - сил, которые пытаются заставить вас свернуть с пути, помешать вам достичь вершины холма.
И эти силы могут сделать буквально все, что захотят. Не могут они лишь одного - разрушить прямую как луч тропинку, слегка светящуюся перед вами. Эти силы символизируют различные отвлекающие ситуации, людей, менее важные цели, негативные настроения. В их распоряжении есть много способов заставить вас отклониться в сторону. Они пытаются лишить вас мужества или чем-нибудь соблазнить. Они приведут множество логических доводов, доказывающих, что дальше идти нет смысла. Они захотят запугать вас или вызвать у вас чувство вины.
А вы можете ощутить себя сгустком ясной воли и неуклонно идти вперед по тропе. Не торопитесь и давайте себе достаточно времени для того, чтобы понять стратегию каждого “возмутителя спокойствия”. Ощущайте направление движения. Вы даже можете обменяться парой слов с кем-то из тех, кто пытается отвлечь вас, однако после этого снова продолжайте свой путь и ощущайте себя живой, устремленной вперед волей.
А когда вы достигнете вершины холма, посмотрите на тот образ, который символизирует вашу цель. Ощущайте его присутствие, оставайтесь какое-то время рядом с ним и наслаждайтесь его близостью. Почувствуйте, что означает для вас этот образ, прислушайтесь к тому, что он сейчас может вам сказать.
И вот пришло время позволить всем этим образам поблекнуть и отодвинуться на второй план. Заберите с собой то, что оказалось для вас важным, и постепенно возвращайтесь назад. Откройте глаза, потянитесь, выпрямитесь. А потом запишите свои размышления по поводу цели и тех сил, которые хотят заставить вас свернуть в сторону. ”.
Это упражнение помогает участникам наметить важную цель и ни на шаг не отступать с ведущего к ней пути, несмотря на все препятствия.
4. Упражнение “А что дальше?” .
Ведущий: “Теперь обсудим перспективные цели и те конкретные шаги, которые вы намерены предпринять для их осуществления. У каждого из нас сейчас будет возможность рассказать о них всем. Остальным можно задавать вопросы, конкретизировать цели, помогать в определении шагов по их достижению. Главная задача - составить конкретную программу ваших действий на ближайшее будущее”.
Основной смысл этого упражнения - принятие каждым для себя ответственности за свое ближайшее будущее. Когда человек вслух формулирует собственные цели и определяет конкретные шаги по их достижению, он тем самым как бы публично берет на себя обязательства выполнить их.
5. Упражнение “Что я почти забыл?” .
Ведущий: “Прежде чем мы все расстанемся, я бы хотел дать вам возможность проговорить то, что вы не успели сказать или обсудить в ходе работы в группе.
Закройте на минуту глаза и сядьте удобнее.
Представьте себе, что вы возвращаетесь домой и по дороге вспоминаете группу. В голове у вас проносятся лица участников и пережитые ситуации, и внезапно вы осознаете, что по какой-то причине не сделали или не высказали чего-то. Вы жалеете об этом. Что же осталось невысказанным или несделанным?
Теперь откройте глаза. Сейчас у вас есть возможность выразить то, что вы не успели раньше”.
Это упражнение помогает участникам осознать серьезные “хвосты” - все, что осталось незавершенным, невысказанным - и дает возможность избавиться от них до окончания тренинга.
6. Упражнение “Фотография на память”
Ведущий (“фотограф”) расставляет участников группы близко друг к другу. При этом каждый должен занимать определенное место.
Ведущий объясняет, почему он расставил участников именно в таком порядке, рассказывает “историю этой фотографии”. После этого “фотограф” занимает заранее подготовленное для себя место среди других участников. “Фотография на память” готова.
7. Торжественная раздача “телеграмм” . Содержание “телеграмм” не обсуждается.
8. Завершение занятий . Заключительное слово ведущего. В конце занятий целесообразно назначить индивидуальные встречи для тех, кто хотел бы дополнительно обсудить вопросы с психологом.
Введение в конфликт
В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий . Эти стадии не обязательно являются обязательными- возможно, что какие-то из них в ходе конфликта «проскакиваются». По разному складывается продолжительность стадий. Но последовательность одна и та же.
1. Предконликтная ситуация . Это положение дел на кануне конфликта.
2. Инцидент. Инцидент- это первая стычка конфликтантов. Он выступает как завязка конфликта.
3. Эскалация. В фазе эскалации конфликт шагает по ступенькам, реализуясь в серии отдельных актов-действий и противодействий конфликтующих сторон.
4. Кульминация. Эта стадия наступает тогда когда эскалация конфликта приводит одну и боле сторон к действиям , наносящим серьезный ущерб или к сотрудничеству. Кульминация это верхняя точка эскалации.
5. Завершение конфликта. Завершение конфликта происходит потому, что конфликтанты устают конфликтовать, привыкают к друг другу и приспосабливаются к сосуществованию.
6. Постконфликтна ситуация. Конфликт редко проходит совершенно бесследно . Он всегда оставляет после себя , прежде всего, какие-то следы в душах конфликтантов.
Стратегии разрешения конфликта
Одной из самой популярной и широко используемых как в бизнесе , так ив переговорной сфере является концепция Томаса Килмена , в которой выделяют 5 основных стратегий человеческого поведения в конфликтной ситуации: Избегание. Такая стратегия означает ,что человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов по ее разрешению или изменению.
Соперничество. Это стремление удовлетворить только свой интерес, не принимая в расчет интересов партнера. Соперничество помогает добиваться необходимого результата , стимулирует развитие , способствует прогрессу.
Приспособление. Уступки могут демонстрировать добрую волю и служить позитивной поведенческой моделью поведения. Такая стратегия позволяет сохранить ресурсы до боле благоприятного момента.
Компромисс. Каждая из сторон получает что-то устраивающее ее вместо того, что бы продолжать войну и возможно потерять все.
Сотрудничество. Эта стратегия отличается стремлением достигнуть максимального удовлетворения и своих интересов , и интересов партнера. Сотрудничество привлекательно прочностью разрешения проблемы ,партнерским характером отношений в его ходе . Это единственный способ выхода из конфликта , который позволяет одновременно достичь искомого результата и не нарушить отношения между партнерами.
Метод картографии в конфликтологии.
Этот метод был разработан Х.Корнелиусом и Ш.Фэйр. Суть его состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.
Этапы разрешения конфликтной ситуации:
Определить проблему конфликта в общих чертах , т.е. выразить проблему одной общей фразой ( в чем проблема?);
опознать и назвать главных участников ( кто вовлечен?);
выявить нужд и опасения каждого участника или группы ( каковы их подлинные потребности?
Преимущества метода картографии :
1) ограничение дискуссий определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, т.к. сам процесс составления карты требует переключение сознания человека с эмоций на разум, мышление;
2) создает возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания;
3) уясняет как собственную точку зрения, так и точку зрения других;
4) создает атмосферу эмпатии.
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Наука, 1989. - 180 с.
Психология формирования и развития личности / Под ред.: Л.И. Анциферова. М., 1981. 239 с.
Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. № 2. с.67 - 69.
Психология и педагогика / Под ред.: К.А. Абульханова - Славская, Н.В.
Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психол. журн. - 1981. - Т.2. - №1. - С.3-17
Машин В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека // Вопр. психол. 1994. № 3. С. 144 — 149.
Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С.45-48.
Следующий анекдот
3. Психологическая разминка: упражнение “Аргументы”.
Ведущий: “Выберете себе пару. Вы можете сесть или встать друг напротив друга. Сейчас вы должны поспорить друг с другом. Для этого я вам предлагаю простое предложение: “Что лучше: красное или голубое?”.
Такая разминка мобилизует чувства участников и активизирует как эмоциональный, так и интеллектуальный потенциал. При этом тренируются также и навыки слушания, и навыки убеждения другого. Поскольку в таком споре заведомо не может быть победителя, каждый из участников может гордиться собой и получить удовольствие не от результата, а от самого процесса спора.
4. Упражнение “Принимаю решение”.
Ведущий: “Одно из важнейших умений, которым должен обладать человек,- умение самостоятельно принимать решения. Составьте перечень тех из них, которые приняли за последнее время, например за прошедшую неделю или месяц, а может быть и год, если это очень крупные решения.
На это отводится 3 минуты. После этого ведущий просит участников проанализировать записи и откровенно ответить на следующие вопросы: “Кто вам помогал принимать эти решения? Или, может быть, их кто-то принимал за вас? Если “да”, то почему? Почему решения, которые касаются только вас, принимает кто-то другой? Значит, вы до сих пор не научились этому? Объединитесь в микрогруппы по 3-4 человека и обсудите записи”.
Это очень важное упражнение, которое помогает участникам понять необходимость самостоятельного решения своих жизненных проблем.
5. Упражнение “Решительность”.
Ведущий: “Сейчас мы с вами сразимся с нерешительностью. Нерешительность - основная причина многих неудач. Если проявить решительность с нерешительностью, своей и чужой, можно избежать многих неудач. Давайте прямо сейчас попробуем провести бой с нерешительностью. Пусть каждый придумает и запишет несколько вопросов (например, текущей политики или бизнеса), когда нужно немедленно принять кардинальное решение”.
После того, как участники выполнили задание, ведущий предлагает всем разбиться на группы по 4-5 человек, в которых каждый по очереди задает свой вопрос, а все остальные предлагают пути решения. Оценивается скорость и оригинальность решения.
6. Упражнение “Настойчивость”.
Ведущий: “Поговорим об одном необходимом всем качестве - настойчивости. Воля и страсть в правильном сочетании дают неотразимый эффект настойчивости. У кого нет настойчивости, могут и не помышлять о творческом успехе.
Настойчивость понимается как состояние сознания, включающее: ясность намерений, уверенность в себе, определенность планов, тщательность анализа, возможность сотрудничества, силу воли. Эти качества даются воспитанием, но их можно и культивировать. Оцените самокритично, чего вам не хватает. Хорошо каждый недостаток изобразить шуткой или афоризмом. Дерзайте!”.
После того, как участники справились с заданием, ведущий продолжает: “Заметим, что основные враги настойчивости: непонимание своих желаний, промедление, отсутствие интереса к знаниям, колебания и нерешительность, привычка ссылаться на обстоятельства, равнодушие, привычка винить в ошибках других, отсутствие страсти, привычка бросать дела незавершенными, отсутствие четкого плана, неумение учитывать изменение идеи, отсутствие честолюбия, привычка размениваться по мелочам, страх перед критикой.
Оцените трезво, что из этих качеств вам свойственно и решительная борьба с ними может начаться немедленно, как только вы сможете придумать девиз или афоризм навстречу искоренению этих недостатков. Запишите, как вы мыслите преодоление всех препятствий. Если вы сможете превратить в шутку некоторые из упомянутых, но имевших место у вас недостатков, считайте, что вы уже на пути к их искоренению!”.
После того, как задание выполнено, группа может обменяться впечатлениями.
7. Упражнение “Риск”.
Ведущий: “Известно, кто не рискует, тот не выигрывает. Коснемся вопросов риска, без которого вообще невозможен творческий успех. Но риск должен быть оправданным. Давайте проанализируем эффективность ваших действий. Для этого перечислите свои основные рискованные дела, которые вы совершили в своей жизни”.
Для записи ведущий предлагает участникам следующую схему:
Оправдался ли риск?
Если не оправдался, почему?
Выводы, которые вы сделали для себя на будущее.
После того, как задание выполнено, проводится обсуждение, после которого ведущий продолжает: “Бесстрашие - необходимый компонент риска. Проблема в том, как воспитать в себе бесстрашие.
Страхи окружают нас со всех сторон. Наиболее общераспространенные виды страха - страх нищеты, болезни, критики, разочарования, старости, смерти. Боязнь во многом является результатом воспитания. Симптомами боязни могут быть застенчивость, неуравновешенность, слабохарактерность, комплекс неполноценности, безынициативность, вялость, самолелеяние, ревность, безразличие, отсутствие самолюбия, нерешительность, сомнение, зависть, беспокойство, неуверенность в себе, сверхосторожность.
Как побороть в себе страхи и научиться оправданному риску? Что в себе вы считаете необходимым изжить? Как превратить в шутку этот страшный процесс изживания страхов? Отобразите это все в письменной форме, желательно в юмористическом жанре”.
После того, как все справились с заданием, каждый по очереди зачитывает то, что он написал.
8. Задание на дом. Каждому участнику раздаются бланки “телеграмм” с проставленным именем адресата. Адресатами являются все участники тренинга, в том числе и тот, кто посылает “телеграммы”. Надо написать каждому, в том числе и себе, самое хорошее, что можно о нем сказать.
Следующий анекдот
Хочу научить вас избавляться от внутренних страхов, которые мешают вам жить не меньше, чем наборы автоматических реакций, заложенных в детстве.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Превращаем рыночную возможность в идею
Превращаем рыночную возможность в идею Во-первых, надо смириться с тем, что старые идеи нам не подходят. Нас интересуют идеи креативные, способные взорвать рынок. Идеи, которые бросают вызов привычному укладу и расширяют возможности. К сожалению, мой опыт показывает, что
Чем полезен смех?
Чем полезен смех? А что говорит современная наука о смехотерапии? Вот подборка на эту тему небольших выдержек и фактов из научно-популярных журналов. Итак, смех……ПОНИЖАЕТ ДАВЛЕНИЕ И СНИМАЕТ ГОЛОВНУЮ БОЛЬ Американский журнал «Ньюсуик» опубликовал научные выводы
Глава 3. Страхи бедных: как их побороть?
Глава 3. Страхи бедных: как их побороть? Самый удивительный финансовый страх – это страх богатства. Это кажется невероятным: кто же не хочет иметь много денег? Может ли такое быть? Конечно, может, и часто так оно и есть.Многие люди боятся денег. Этих людей легко узнать среди
Превращаем желания в цели
Превращаем желания в цели Теперь внимательно поработайте над формулировками написанных в предыдущих упражнениях желаний. Чтобы сформулировать свои желания в настоящие жизненные цели, ниже вам в помощь даны стандартные в данном случае
Семьи: превращаем сопротивление в поддержку
Семьи: превращаем сопротивление в поддержку Для женщин, у которых есть семья, муж и дети очень важны и дороги. Неважно, сколько эмоциональной подпитки мы получаем от других женщин, нам все равно нужны наши родные и любимые. Уходить от них грустно, но и жить в состоянии
Читайте также: