Как понять и в шутку и всерьез

Обновлено: 02.05.2024

Мне кажется, что авторы через свои шуточные рассказы и стихотворения хотят научить ребят, что такое хорошо, а что такое плохо.

Но не всем приятно слушать о своих ошибках, поэтому авторы пишут об этом с улыбкой.

Хотя речь идёт об очень серьёзных вещах, таких как дружба, честность и справедливость.

Авторы нам рассказывают смешные случаи из жизни разных людей и добродушно посмеиваются над недостатками героев.

Ведь с юмором легче воспринимать ошибки, и сделать вывод почему так больше делать не нужно.

2. Назови рассказ, который ты считаешь самым весёлым.

Мне очень понравилось произведение «Будем знакомы», где зверята знакомились друг с другом каждый день по несколько раз.

Это мне показалось очень забавным и необычным.

А также интересно начало этой сказки, где автор обращается напрямую к читателю.

Следующий анекдот

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 2класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.

2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях - М : Просвещение, 2013

Цели: обобщить знания по разделу.

Задачи: научиться понимать и анализировать содержание произведений; развивать память, мышление, внимание; развивать интерес к чтению.

Ожидаемые результаты: На уроке мы узнаем особенности юмористических произведений.

Научимся обобщать полученную информацию.

Сможем охарактеризовать героев произведений.

Основное содержание урока

Все наши произведения относились к разделу «И в шутку и всерьез» и имели в своей основе юмористические черты. Давайте повторим, что такое юмор – это умение видеть в происходящих событиях или в окружающих явлениях что-то смешное и радостное. Что означает, когда про человека говорят «он обладает чувством юмора»? Имеется в виду, что он способен тонко подмечать забавные мелочи, что он веселый, что любит посмеяться или рассмешить других. Как мы увидели в прочитанных произведениях, их авторы имели очень хорошее чувство юмора. Строки их стихотворений и рассказов наполнены разнообразными шутками и литературными приемами, которые вызывают у нас улыбку. Этими приемами были метафоры, олицетворение, использование четкого ритма и повторения слов. Вспомним поподробнее, что означает каждый из приемов:

Литературный прием – все средства, которыми писатель пользуется для построения композиции в тексте.

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Ритм – постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, - слогов ударных и безударных.

Прием повторения - литературный прием повтора одного или нескольких слов в одном предложении или в соседних предложениях, усиливающее эмоциональную выразительность текста.

Теперь давайте вспомним краткое содержание всех произведений. Стихотворения Б.Заходера были о красоте всего мира, о взглядах на это разных представителей нашей планеты. Песенки Винни-Пуха наполнены радостью и уверенность медвежонка в себе и своих вкусах.

Забавные произведения Э.Успенского рассказали нам о добром наивном Чебурашке; о мечтателе-мальчике, который думал, что маме могут помогать только девочки; о громе, который мешал спать всем жителям дома; о хвастунишке, который так смешно перепутал все слова в маленькой фразе.

В.Берестов познакомил нас с четвероногим другом и путешествующими старичками, а И.Токмакова – со словами без смысла и удивительной страной с ожившими предметами.

Произведение Г.Остера все мы помним по чудесным мультфильмам об обезьянке, слоне, попугае и удаве.

В.Драгунский научил нас отвечать за свои действия, думать о совершаемых делах и очень познавательно описал все чувства мальчика, не желавшего есть кашу.

Повторим также основные выводы, которые мы сделали с вами, изучив все произведения:

- Смех улучшает здоровье и продлевает жизнь, поэтому смеяться нужно как можно чаще!

- Однако в важных делах надо быть ответственным и серьезным человеком.

- Важно уважать и ценить чужое мнение, даже если оно не совпадает с нашим собственным.

- Для того чтобы иметь настоящих друзей, нужно самому быть искренним, добрым, щедрым и заботливым другом.

- Человек должен всегда отвечать за свои поступки.

Вот сколько нового и важного мы узнали, прочитав такие разнообразные произведения! А сколько всего интересного ожидает нас впереди благодаря стараниям других детских писателей, с которыми мы будем знакомиться дальше!

Подготовьте проект о том произведении из пройденного раздела, которое понравилось вам больше всего. Опишите, чем именно оно вам понравилось и придумайте к нему собственную иллюстрацию.

Тема проекта: ______________________________

Описание и иллюстрация:

Разбор типового тренировочного задания

Подберите правильные названия произведений к картинкам






Произведения «Знакомый», «Что красивей всего», «Винни Пух», «Тайное становится явным», «Будем знакомы», «Память»

Правильный ответ:


«Что красивей всего»






«Тайное становится явным»

Контрольное задание, 1 вариант:

Подчерните все слова из стихотворения, указывающие время суток:

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора,
Хозяева зевают.
Вот если гость придет с утра
Такого не бывает!
Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!»
(Они Ужасно Рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам-парам, парам-тарам -
Ходите в гости по утрам!

Правильный ответ:

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора,
Хозяева зевают.
Вот если гость придет с утра
Такого не бывает!

Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!»
(Они Ужасно Рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам-парам, парам-тарам -
Ходите в гости по утрам!

Переменка

Поиграем в игру «Забавные превращения», которая придумана замечательным писателем и талантливым математиком Л. Кэрроллом.

Его фантастическая повесть — сказка про Алису в Стране Чудес известна всем.

Правила игры просты: от начального слова игроки должны прийти к конечному слову, изменяя по одной букве.

Следующий анекдот

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 2класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.

2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях - М : Просвещение, 2013

Цели: обобщить знания по разделу.

Задачи: научиться понимать и анализировать содержание произведений; развивать память, мышление, внимание; развивать интерес к чтению.

Ожидаемые результаты: На уроке мы узнаем особенности юмористических произведений.

Научимся обобщать полученную информацию.

Сможем охарактеризовать героев произведений.

Основное содержание урока

Все наши произведения относились к разделу «И в шутку и всерьез» и имели в своей основе юмористические черты. Давайте повторим, что такое юмор – это умение видеть в происходящих событиях или в окружающих явлениях что-то смешное и радостное. Что означает, когда про человека говорят «он обладает чувством юмора»? Имеется в виду, что он способен тонко подмечать забавные мелочи, что он веселый, что любит посмеяться или рассмешить других. Как мы увидели в прочитанных произведениях, их авторы имели очень хорошее чувство юмора. Строки их стихотворений и рассказов наполнены разнообразными шутками и литературными приемами, которые вызывают у нас улыбку. Этими приемами были метафоры, олицетворение, использование четкого ритма и повторения слов. Вспомним поподробнее, что означает каждый из приемов:

Литературный прием – все средства, которыми писатель пользуется для построения композиции в тексте.

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Ритм – постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, - слогов ударных и безударных.

Прием повторения - литературный прием повтора одного или нескольких слов в одном предложении или в соседних предложениях, усиливающее эмоциональную выразительность текста.

Теперь давайте вспомним краткое содержание всех произведений. Стихотворения Б.Заходера были о красоте всего мира, о взглядах на это разных представителей нашей планеты. Песенки Винни-Пуха наполнены радостью и уверенность медвежонка в себе и своих вкусах.

Забавные произведения Э.Успенского рассказали нам о добром наивном Чебурашке; о мечтателе-мальчике, который думал, что маме могут помогать только девочки; о громе, который мешал спать всем жителям дома; о хвастунишке, который так смешно перепутал все слова в маленькой фразе.

В.Берестов познакомил нас с четвероногим другом и путешествующими старичками, а И.Токмакова – со словами без смысла и удивительной страной с ожившими предметами.

Произведение Г.Остера все мы помним по чудесным мультфильмам об обезьянке, слоне, попугае и удаве.

В.Драгунский научил нас отвечать за свои действия, думать о совершаемых делах и очень познавательно описал все чувства мальчика, не желавшего есть кашу.

Повторим также основные выводы, которые мы сделали с вами, изучив все произведения:

- Смех улучшает здоровье и продлевает жизнь, поэтому смеяться нужно как можно чаще!

- Однако в важных делах надо быть ответственным и серьезным человеком.

- Важно уважать и ценить чужое мнение, даже если оно не совпадает с нашим собственным.

- Для того чтобы иметь настоящих друзей, нужно самому быть искренним, добрым, щедрым и заботливым другом.

- Человек должен всегда отвечать за свои поступки.

Вот сколько нового и важного мы узнали, прочитав такие разнообразные произведения! А сколько всего интересного ожидает нас впереди благодаря стараниям других детских писателей, с которыми мы будем знакомиться дальше!

Подготовьте проект о том произведении из пройденного раздела, которое понравилось вам больше всего. Опишите, чем именно оно вам понравилось и придумайте к нему собственную иллюстрацию.

Тема проекта: ______________________________

Описание и иллюстрация:

Разбор типового тренировочного задания

Подберите правильные названия произведений к картинкам






Произведения «Знакомый», «Что красивей всего», «Винни Пух», «Тайное становится явным», «Будем знакомы», «Память»

Правильный ответ:


«Что красивей всего»






«Тайное становится явным»

Контрольное задание, 1 вариант:

Подчерните все слова из стихотворения, указывающие время суток:

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора,
Хозяева зевают.
Вот если гость придет с утра
Такого не бывает!
Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!»
(Они Ужасно Рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам-парам, парам-тарам -
Ходите в гости по утрам!

Правильный ответ:

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора,
Хозяева зевают.
Вот если гость придет с утра
Такого не бывает!

Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!»
(Они Ужасно Рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам-парам, парам-тарам -
Ходите в гости по утрам!

4. В каком стихотворении И Токмаковой есть слова с такими рифмами: язычком — молочком, окошко — картошка, ножка — под гармошку? Попробуй по заданным рифмам сам сложить стихотворение.

Я узнал это стихотворение.

Оно называется «В чудной стране!».

Кошка лижет язычком,

Ужинает молочком,

А я смотрю в окошко,

Там у кого-то варится картошка,

Бью ритм я ножкой,

И кошка ходит под гармошку.

Герои этих произведений очень похожи между собой. Они оба очень хотела они кому-то помочь, но почему-то придумывали странные отговорки.

А вместо этого придумывания они могли спокойно предложить помощь кому-то.

3. Помнишь ли ты, как назвал свои песенки Винни-Пух? Как он их «конструировал»? Попробуй сам сочинить весёлую Шумелку. Запиши её в «Рабочую тетрадь».

Свои песни он называл Шумелками, потому что они были весёлые и запоминающиеся.

Он сочинял маленькие четверостишия и дополнял их смешными звуками.

Я тоже попробовал сочинить свою песенку.

И вот что у меня вышло:

Шумелка для 2 класса

Пришёл домой со школы я,

Сделал все задания,

Пам-пам, ля-ля, пам-пам, ля-ля

Пришла с работы вся семья,

Собрались также и друзья,

Пам-пам, ля-ля, пам-пам, ля-ля

Причина есть, и это я

Сегодня день рождения.

Пам-пам, ля-ля, пам-пам, ля-ля

Следующий анекдот

6. Какие стихи В Берестова ты запомнил? О чём они? Что необычного и интересного для себя ты в них нашёл?

Больше всего я запомнил стихотворение «Знакомый».

Это произведение про мальчика и его четверолапого друга.

В нём автор описывает их встречу.

Они прыгали, веселились и игрались.

Но в один момент их встреча закончилась, из-за кошки, за которой погнался пёс.

Как ты понимаешь смысл слов шутить, подшучивать, обманывать? Является ли слово насмешка родственным этим словам или какому-то одному слову?

Шутить – это рассказывать какую-то забавную и смешную историю, как правило, провокационную по отношению к своему собеседнику.

Подшучивать – это, практически, то же самое.

Разница в том, что «подшучивание» является более кратковременным действием.

То есть, шутить, рассказывая длинные истории, можно долго, а чтобы подшутить, требуется несколько слов.

Обманывать – это говорить неправду.

Насмешку можно соотнести со словом «шутить». Но в таком случае шутка уже не будет весёлой, а начнёт обижать собеседника.

Обсудите с другом: обманывать и врать — это одно и то же?

Обманывать и врать – это очень близкие по своему смыслу слова.

И одно, и другое значит говорить неправду, искажать правду.

Просто слово «врать» является более грубым.

Замени слова близкими по смыслу.

Шутить — дурачиться, смешить, забавляться.

Обманывать — мошенничать, вводить в заблуждение, говорить неправду.

Читайте также: