Как понять и в шутку и всерьез
Обновлено: 27.03.2025
Мне кажется, что авторы через свои шуточные рассказы и стихотворения хотят научить ребят, что такое хорошо, а что такое плохо.
Но не всем приятно слушать о своих ошибках, поэтому авторы пишут об этом с улыбкой.
Хотя речь идёт об очень серьёзных вещах, таких как дружба, честность и справедливость.
Авторы нам рассказывают смешные случаи из жизни разных людей и добродушно посмеиваются над недостатками героев.
Ведь с юмором легче воспринимать ошибки, и сделать вывод почему так больше делать не нужно.
2. Назови рассказ, который ты считаешь самым весёлым.
Мне очень понравилось произведение «Будем знакомы», где зверята знакомились друг с другом каждый день по несколько раз.
Это мне показалось очень забавным и необычным.
А также интересно начало этой сказки, где автор обращается напрямую к читателю.
Следующий анекдот
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 2класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.
2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях - М : Просвещение, 2013
Цели: обобщить знания по разделу.
Задачи: научиться понимать и анализировать содержание произведений; развивать память, мышление, внимание; развивать интерес к чтению.
Ожидаемые результаты: На уроке мы узнаем особенности юмористических произведений.
Научимся обобщать полученную информацию.
Сможем охарактеризовать героев произведений.
Основное содержание урока
Все наши произведения относились к разделу «И в шутку и всерьез» и имели в своей основе юмористические черты. Давайте повторим, что такое юмор – это умение видеть в происходящих событиях или в окружающих явлениях что-то смешное и радостное. Что означает, когда про человека говорят «он обладает чувством юмора»? Имеется в виду, что он способен тонко подмечать забавные мелочи, что он веселый, что любит посмеяться или рассмешить других. Как мы увидели в прочитанных произведениях, их авторы имели очень хорошее чувство юмора. Строки их стихотворений и рассказов наполнены разнообразными шутками и литературными приемами, которые вызывают у нас улыбку. Этими приемами были метафоры, олицетворение, использование четкого ритма и повторения слов. Вспомним поподробнее, что означает каждый из приемов:
Литературный прием – все средства, которыми писатель пользуется для построения композиции в тексте.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Ритм – постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, - слогов ударных и безударных.
Прием повторения - литературный прием повтора одного или нескольких слов в одном предложении или в соседних предложениях, усиливающее эмоциональную выразительность текста.
Теперь давайте вспомним краткое содержание всех произведений. Стихотворения Б.Заходера были о красоте всего мира, о взглядах на это разных представителей нашей планеты. Песенки Винни-Пуха наполнены радостью и уверенность медвежонка в себе и своих вкусах.
Забавные произведения Э.Успенского рассказали нам о добром наивном Чебурашке; о мечтателе-мальчике, который думал, что маме могут помогать только девочки; о громе, который мешал спать всем жителям дома; о хвастунишке, который так смешно перепутал все слова в маленькой фразе.
В.Берестов познакомил нас с четвероногим другом и путешествующими старичками, а И.Токмакова – со словами без смысла и удивительной страной с ожившими предметами.
Произведение Г.Остера все мы помним по чудесным мультфильмам об обезьянке, слоне, попугае и удаве.
В.Драгунский научил нас отвечать за свои действия, думать о совершаемых делах и очень познавательно описал все чувства мальчика, не желавшего есть кашу.
Повторим также основные выводы, которые мы сделали с вами, изучив все произведения:
- Смех улучшает здоровье и продлевает жизнь, поэтому смеяться нужно как можно чаще!
- Однако в важных делах надо быть ответственным и серьезным человеком.
- Важно уважать и ценить чужое мнение, даже если оно не совпадает с нашим собственным.
- Для того чтобы иметь настоящих друзей, нужно самому быть искренним, добрым, щедрым и заботливым другом.
- Человек должен всегда отвечать за свои поступки.
Вот сколько нового и важного мы узнали, прочитав такие разнообразные произведения! А сколько всего интересного ожидает нас впереди благодаря стараниям других детских писателей, с которыми мы будем знакомиться дальше!
Подготовьте проект о том произведении из пройденного раздела, которое понравилось вам больше всего. Опишите, чем именно оно вам понравилось и придумайте к нему собственную иллюстрацию.
Тема проекта: ______________________________
Описание и иллюстрация:
Разбор типового тренировочного задания
Подберите правильные названия произведений к картинкам
Произведения «Знакомый», «Что красивей всего», «Винни Пух», «Тайное становится явным», «Будем знакомы», «Память»
Правильный ответ:
«Что красивей всего»
«Тайное становится явным»
Контрольное задание, 1 вариант:
Подчерните все слова из стихотворения, указывающие время суток:
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора,
Хозяева зевают.
Вот если гость придет с утра
Такого не бывает!
Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!»
(Они Ужасно Рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам-парам, парам-тарам -
Ходите в гости по утрам!
Правильный ответ:
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора,
Хозяева зевают.
Вот если гость придет с утра
Такого не бывает!
Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!»
(Они Ужасно Рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам-парам, парам-тарам -
Ходите в гости по утрам!
Переменка
Поиграем в игру «Забавные превращения», которая придумана замечательным писателем и талантливым математиком Л. Кэрроллом.
Его фантастическая повесть — сказка про Алису в Стране Чудес известна всем.
Правила игры просты: от начального слова игроки должны прийти к конечному слову, изменяя по одной букве.
Следующий анекдот
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 2класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.
2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях - М : Просвещение, 2013
Цели: обобщить знания по разделу.
Задачи: научиться понимать и анализировать содержание произведений; развивать память, мышление, внимание; развивать интерес к чтению.
Ожидаемые результаты: На уроке мы узнаем особенности юмористических произведений.
Научимся обобщать полученную информацию.
Сможем охарактеризовать героев произведений.
Основное содержание урока
Все наши произведения относились к разделу «И в шутку и всерьез» и имели в своей основе юмористические черты. Давайте повторим, что такое юмор – это умение видеть в происходящих событиях или в окружающих явлениях что-то смешное и радостное. Что означает, когда про человека говорят «он обладает чувством юмора»? Имеется в виду, что он способен тонко подмечать забавные мелочи, что он веселый, что любит посмеяться или рассмешить других. Как мы увидели в прочитанных произведениях, их авторы имели очень хорошее чувство юмора. Строки их стихотворений и рассказов наполнены разнообразными шутками и литературными приемами, которые вызывают у нас улыбку. Этими приемами были метафоры, олицетворение, использование четкого ритма и повторения слов. Вспомним поподробнее, что означает каждый из приемов:
Литературный прием – все средства, которыми писатель пользуется для построения композиции в тексте.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Ритм – постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, - слогов ударных и безударных.
Прием повторения - литературный прием повтора одного или нескольких слов в одном предложении или в соседних предложениях, усиливающее эмоциональную выразительность текста.
Теперь давайте вспомним краткое содержание всех произведений. Стихотворения Б.Заходера были о красоте всего мира, о взглядах на это разных представителей нашей планеты. Песенки Винни-Пуха наполнены радостью и уверенность медвежонка в себе и своих вкусах.
Забавные произведения Э.Успенского рассказали нам о добром наивном Чебурашке; о мечтателе-мальчике, который думал, что маме могут помогать только девочки; о громе, который мешал спать всем жителям дома; о хвастунишке, который так смешно перепутал все слова в маленькой фразе.
В.Берестов познакомил нас с четвероногим другом и путешествующими старичками, а И.Токмакова – со словами без смысла и удивительной страной с ожившими предметами.
Произведение Г.Остера все мы помним по чудесным мультфильмам об обезьянке, слоне, попугае и удаве.
В.Драгунский научил нас отвечать за свои действия, думать о совершаемых делах и очень познавательно описал все чувства мальчика, не желавшего есть кашу.
Повторим также основные выводы, которые мы сделали с вами, изучив все произведения:
- Смех улучшает здоровье и продлевает жизнь, поэтому смеяться нужно как можно чаще!
- Однако в важных делах надо быть ответственным и серьезным человеком.
- Важно уважать и ценить чужое мнение, даже если оно не совпадает с нашим собственным.
- Для того чтобы иметь настоящих друзей, нужно самому быть искренним, добрым, щедрым и заботливым другом.
- Человек должен всегда отвечать за свои поступки.
Вот сколько нового и важного мы узнали, прочитав такие разнообразные произведения! А сколько всего интересного ожидает нас впереди благодаря стараниям других детских писателей, с которыми мы будем знакомиться дальше!
Подготовьте проект о том произведении из пройденного раздела, которое понравилось вам больше всего. Опишите, чем именно оно вам понравилось и придумайте к нему собственную иллюстрацию.
Тема проекта: ______________________________
Описание и иллюстрация:
Разбор типового тренировочного задания
Подберите правильные названия произведений к картинкам
Произведения «Знакомый», «Что красивей всего», «Винни Пух», «Тайное становится явным», «Будем знакомы», «Память»
Правильный ответ:
«Что красивей всего»
«Тайное становится явным»
Контрольное задание, 1 вариант:
Подчерните все слова из стихотворения, указывающие время суток:
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора,
Хозяева зевают.
Вот если гость придет с утра
Такого не бывает!
Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!»
(Они Ужасно Рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам-парам, парам-тарам -
Ходите в гости по утрам!
Правильный ответ:
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора,
Хозяева зевают.
Вот если гость придет с утра
Такого не бывает!
Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!»
(Они Ужасно Рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам-парам, парам-тарам -
Ходите в гости по утрам!
4. В каком стихотворении И Токмаковой есть слова с такими рифмами: язычком — молочком, окошко — картошка, ножка — под гармошку? Попробуй по заданным рифмам сам сложить стихотворение.
Я узнал это стихотворение.
Оно называется «В чудной стране!».
Кошка лижет язычком,
Ужинает молочком,
А я смотрю в окошко,
Там у кого-то варится картошка,
Бью ритм я ножкой,
И кошка ходит под гармошку.
Герои этих произведений очень похожи между собой. Они оба очень хотела они кому-то помочь, но почему-то придумывали странные отговорки.
А вместо этого придумывания они могли спокойно предложить помощь кому-то.
3. Помнишь ли ты, как назвал свои песенки Винни-Пух? Как он их «конструировал»? Попробуй сам сочинить весёлую Шумелку. Запиши её в «Рабочую тетрадь».
Свои песни он называл Шумелками, потому что они были весёлые и запоминающиеся.
Он сочинял маленькие четверостишия и дополнял их смешными звуками.
Я тоже попробовал сочинить свою песенку.
И вот что у меня вышло:
Шумелка для 2 класса
Пришёл домой со школы я,
Сделал все задания,
Пам-пам, ля-ля, пам-пам, ля-ля
Пришла с работы вся семья,
Собрались также и друзья,
Пам-пам, ля-ля, пам-пам, ля-ля
Причина есть, и это я
Сегодня день рождения.
Пам-пам, ля-ля, пам-пам, ля-ля
Следующий анекдот
6. Какие стихи В Берестова ты запомнил? О чём они? Что необычного и интересного для себя ты в них нашёл?
Больше всего я запомнил стихотворение «Знакомый».
Это произведение про мальчика и его четверолапого друга.
В нём автор описывает их встречу.
Они прыгали, веселились и игрались.
Но в один момент их встреча закончилась, из-за кошки, за которой погнался пёс.
Как ты понимаешь смысл слов шутить, подшучивать, обманывать? Является ли слово насмешка родственным этим словам или какому-то одному слову?
Шутить – это рассказывать какую-то забавную и смешную историю, как правило, провокационную по отношению к своему собеседнику.
Подшучивать – это, практически, то же самое.
Разница в том, что «подшучивание» является более кратковременным действием.
То есть, шутить, рассказывая длинные истории, можно долго, а чтобы подшутить, требуется несколько слов.
Обманывать – это говорить неправду.
Насмешку можно соотнести со словом «шутить». Но в таком случае шутка уже не будет весёлой, а начнёт обижать собеседника.
Обсудите с другом: обманывать и врать — это одно и то же?
Обманывать и врать – это очень близкие по своему смыслу слова.
И одно, и другое значит говорить неправду, искажать правду.
Просто слово «врать» является более грубым.
Замени слова близкими по смыслу.
Шутить — дурачиться, смешить, забавляться.
Обманывать — мошенничать, вводить в заблуждение, говорить неправду.
Читайте также: