Как объяснить ребенку что такое шутка

Обновлено: 31.10.2024

Чувство юмора — умение смеяться, веселить других людей, шутить — помогает нам спокойнее переносить неприятности и разочарования. Люди с чувством юмора быстрее вступают в социальные связи, меньше злятся и легче преодолевают семейные кризисы.

Исследования показывают, что дети, обладающие этим ценным качеством, растут более оптимистичными и счастливыми, чем их сверстники, которые шутить не умеют. Дети с чувством юмора имеют высокую самооценку, а также отлично справляются с проблемами взросления: они почти не реагируют на дразнилки одноклассников и без надрыва переносят стрессовые ситуации (переход в другую школу, переезд в другой город и даже смерть родственников).

Преимущества налицо. Осталось разобраться, можно ли научить человека юморить так же, как его учат счету или чтению, или это качество должно быть заложено природой? Ученые не дают на этот вопрос четкого ответа, однако советуют родителям не опускать руки и стараться соблюдать несколько простых правил.

Хвастайтесь своей смешливостью

От кого ребенку узнать, как и в какой ситуации надо быть забавным, как не от родителей? Поэтому не упускайте момент: при случае рассказывайте анекдоты и забавные истории. Показывайте, как правильно кривляться, когда можно сделать забавную позу, чтобы твой сосед прыснул от смеха.

Следующий анекдот

20 мая 17-летний подросток пришел в питерскую школу в страйкбольной экипировке и со страйкбольным пистолетом пистолетом. Охрана его задержала, а мальчик потом объяснял свое появление в таком виде как желание удивить одноклассников. Разбираемся, как объяснить ребенку, что любые угрозы общественной безопасности — это не шутки. И какое наказание за них могут понести его родители.

Как объяснить ребенку, что не стоит так шутить

Можно рассказать, чем это грозит: человек звонит и говорит, что в школе бомба, чтобы в этот день отменили уроки, но вместо этого к нему приезжает полиция. Потом в школу вызовут родителей, возможно, оштрафуют — соответственно, не получится что-то купить, куда-то поехать. Потом хорошо бы объяснить, что такая шутка сильно напугает и детей, и учителей. То есть показать ситуацию с разных сторон.

Если ребенок младшего школьного возраста, то у него очень развита социальная ответственность, — можно сказать ему о том, что, пока полицейские поедут по ложному вызову, они не смогут выехать туда, где совершается настоящее преступление.

Следующий анекдот

Чувство юмора помогает нам спокойнее воспринимать жизненные неурядицы и смотреть на мир проще. Вот почему тренировать его лучше всего с самого детства! Эксперт «О!», психолог Анна Скавитина , объясняет, над чем и в каком возрасте смеются дети и как развивать чувство юмора у всей семьи.

Моя бабушка всегда говорила: «Смех — лучшее лекарство для мозга!». Маленькой мне это было не очень понятно, но повеселиться я любила, да и сейчас пошутить могу. Но оказывается, бабушка была права — и это научно доказано! Умеющие шутить и понимать юмор люди легче находят друзей, имеют более адекватную самооценку , спокойнее воспринимают жизненные невзгоды, проще справляются с творческими задачами , меньше болеют и быстрее выздоравливают.

Лучшее определение юмора принадлежит, на мой взгляд, автору словаря русского языка В.И. Далю: «Юмор (слово английское) — веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко выставлять странность обычаев, порядков и нравов». А главное: «Это свойство психики человека, состоящее в умении „подметить странности“».
Чувство юмора — это такой своеобразный навык решения мыслительной задачи: быстро найти какое-нибудь несоответствие, понять, что делать с этим ничего не надо, и получить от этого удовольствие, а еще — создавать такие задачки для других людей.

Одна мама спросила меня: «Скажите, пожалуйста, мой шестилетний ребёнок не понимает шуток. Это навсегда или можно с этим что-то сделать?». Чувство юмора — это не врожденный, а приобретённый навык, и развивать его можно и нужно не только у ребёнка, но и у себя. Правда, дети разного возраста ценят и понимают не все шутки, например, юмор, не соответствующий их развитию, может казаться вовсе не смешным. А многие взрослые шутки могут даже вызывать интенсивную обиду и плач. Давайте рассмотрим, как и с помощью кого-чего развивается чувство юмора у детей в разном возрасте.

Чувство юмора у младенцев

Между первым и вторым месяцем жизни у ребёнка появляется улыбка в ответ на разговор, так называемая социальная улыбка. Обычно родители от нее приходят в полный восторг и начинают стараться почаще делать что-нибудь, чтобы эту улыбку вызвать. Таким образом она закрепляется как типичная реакция на ситуации общения, от которых ребёнок получает удовольствие. Около 4 месяцев малыш начинает смеяться — это показатель достаточного развития высшей нервной деятельности, но не наличия чувства юмора. То, насколько часто ребенок будет улыбаться и смеяться, зависит от взрослых, находящихся рядом, ведь малыш развивается по принципу подражания другому. Если вы смеётесь, он понимает, что вы довольны, и тоже смеётся. В этом возрасте ребёнок также начинает реагировать и на физические раздражители, например, щекотку. Некоторые родители получают такое удовольствие от детского смеха , что могут щекотать малыша довольно долго. Часто это заканчивается плачем от перевозбуждения. Младенцы совсем не умеют контролировать свое настроение, поэтому важно, чтобы мамы и бабушки не увлекались желанием развеселить ребёнка во что бы то ни стало. Примерно к 9 месяцам малыш уже настолько хорошо усваивает ваше обычное поведение, что если вы корчите рожицы или издаёте нетипичные для вас звуки, то младенец может начать улыбаться и даже смеяться. Это первые проявления чувства юмора и показатель развития мышления у ребёнка.

Чувство юмора у детей от 1 до 3 лет

В этом возрасте дети реагируют на элементы неожиданности: «ку-ку», внезапный жест, появление и исчезновение в поле зрения предмета. Появляются первые попытки самим рассмешить родителей. Например, хорошо выучив ответ на вопрос «Где носик?», начать специально показывать неправильно, ожидая реакции родителей в виде улыбки. Если родители оценили шутку, то юные юмористы продолжают свои эксперименты и стараются смешить маму и папу чаще, придумывая, что бы ещё такого забавного сделать. А вот если родители сурово отчитали ребёнка за незнание носика или ушек, то попытки рассмешить их быстро прекращаются, ребёнок понимает, что шутить — это опасно.

Иногда мамы и папы невольно смеются в ситуации, когда случилось не то, что они обычно одобряют: ребёнок пролил суп, нарисовал шедевр на мебели, порвал книжку. Ребёнок воспринимает этот смех как подкрепление своего поведения и обязательно попытается развеселить вас таким действием снова. И, поверьте, он будет очень разочарован, если вы будете его за это ругать. Как же так? Ведь первый раз мама радовалась! Может быть, я упустил какую-то деталь? Попробую пролить суп ещё раз.

Дети в этом возрасте часто, как и младенцы, смеются не потому, что смешно, а подражая другому, например, героям мультфильма . Родители считают, что это происходит потому, что их дети уже все понимают, ведь смеются они в нужных местах, но это не так. К тому же при долгом просмотре развеселых передач в духе «детских аниматоров» ребёнок, перевозбудившись от постоянного веселья и смеха, может стать капризным.

Чувство юмора у дошкольников

Дети в возрасте 3−6 лет часто видят несоответствие в картинках в духе «Что напутал художник?» и веселятся. Но ведь для того, чтобы это заметить и засмеяться над ошибкой, надо точно знать, что так не бывает, то есть иметь довольно высокий уровень мышления. Например, ребёнок смеётся, глядя на картинку с красными яблоками, висящими на дереве, покрытом снегом, и недоуменно смотрящим на них снеговиком. Это подразумевает, что малыш имеет точное представление о временах года. Дошкольник увидит несоответствие и развеселится, если свинка начнёт лаять, а корова мяукать, мама говорить басом, а папа — тоненьким голоском. В этом возрасте появляется и первый туалетный юмор.

Также малыши прекрасно осведомлены, что некоторые слова запрещены в кругу взрослых людей, хотя и не всегда знают их значение, поэтому любое запрещённое слово будет вызывать смех. Очень важно аккуратно корректировать поведение ребёнка, не запрещая шутить на туалетные темы, но и не особо поддерживая их, поясняя, что не во всех компаниях такие шутки воспринимаются как норма.

Дошкольников смешит все, что не соответствует их сложившимся представлениям о правильном, логичном, последовательном. Вот почему в мультфильмах и книжках им больше всего нравятся тексты-бессмыслицы, стихи, которые оканчиваются не рифмой, а каким-нибудь неожиданным словом, каламбуром или выдуманным словом. А еще дети в этом возрасте будут смеяться над тем, что взрослые категорически не принимают, например, над жестокостью в мультфильмах. Это такой способ освободиться от своих реальных тревог , страхов, сбросить напряжение.

Другое дело, когда ребята начинают смеяться над физическими увечьями, особенностями других людей. Да, этим они снижают свой страх выглядеть не так, как все, но в этой ситуации обязательно должны вмешаться родители и объяснить ребёнку, что здесь нет повода для веселья. Так вместе с чувством юмора мы воспитываем человека.

Часто слишком нарушающее логику действие, внешний вид персонажа могут скорее испугать ребёнка, чем развеселить его. Например, дети этого возраста часто боятся клоунов, ростовых кукол, Деда Мороза . Они пока не убеждены, что то, что выглядит как монстр, может монстром и не быть, и не всегда могут узнать папу, переодетого в Деда Мороза, даже если у дедушки тапочки и пижамные штаны такие же, как у отца. В этой ситуации ребёнок скорее сделает вывод, что жуткий монстр украл у папы вещи.

Чувство юмора у школьников

В этом же возрасте возникает и более тонкое понимание смешных ситуаций, которое помогает ребёнку с помощью остроумия обыгрывать непростые для себя ситуации и выходить из них, не проваливаясь в слишком интенсивные переживания, поддерживая оптимистичный взгляд на жизнь.

Следующий анекдот

Дети могут быть иногда очень жестокими. Многие ведут себя таким образом, потому что не полностью развили способность быть эмпатичными, им сложно поставить себя на место другого.

Фактически, дети рождаются эгоистами, требующими внимания и ухода, и только позже развивают то, что известно как «Теория разума»: способность человека сопереживать. Безусловно, это также зависит от воспитания, которое они получают.

Безусловно, это также зависит от воспитания, которое они получают Безусловно, это также зависит от воспитания, которое они получают

Во всяком случае, желательно подготовить ребенка не прибегать к насилию в противостоянии насмешкам. Это поможет ему создать своего рода эмоциональную броню, чтобы защитить собственную самооценку. И это бесценный подарок для жизни.

Унижение приносит боль, и немалую.

Недавно проведенное исследование показало, что раны, которые влечет за собой унижение, намного глубже, чем кажутся. В процессе исследования испытуемые должны были переживать различные эмоциональные состояния: они читали истории, пытаясь поставить себя на место главного героя. В итоге ученые сделали вывод, что унижение вызывает гораздо более сильную мозговую активность, нежели радость и даже гнев: в исследовании было отмечено, что при этом активизируются те области мозга, которые связаны с болью.

Исследователи предостерегают: унижение - это крайне негативное чувство , постоянное присутствие которого может иметь отрицательные последствия во взрослой жизни: привести к неуверенности в себе или, наоборот, привычке реагировать агрессивно.

унижение - это крайне негативное чувство унижение - это крайне негативное чувство

1, Как родители могут помочь своему ребенку?

Чтобы понять, чем и как можно помочь ребенку, необходимо выяснить причину насмешек. Где они обычно происходят? Как ребенок отреагировал? Стоит выяснить, может ли ребенок каким-то образом провоцировать оскорбления. Если же жалобы стали регулярными, то в этом случае нужно поднять вопрос о притеснении на более высоком уровне.

2, Игнорирование насмешек приводит к их исчезновению.

Необходимо объяснить ребенку: когда дети понимают, что их шутки «действуют», вызывают гнев или стыд, обидчики получают от этого удовлетворение. Поэтому лучшей стратегией обычно является игнорирование оскорблений. Дразнящие дети ищут веселья, но когда они видят, что цели своей не достигают, то теряют интерес и сдаются. Ребенок должен быть «глух к глупым словам».

3, Научить ребенка быстро реагировать.

В некоторых случаях быстрый и гениальный ответ разоружает насмешника. Кроме того, нужно дать понять своему ребенку, что речь не идет о том, чтобы ответить обидчику другой насмешкой или насилием, а в том, чтобы сбить с толку и заставить увидеть, что его шутка не «сработала». Например, если кто-то смеется над размером ушей, то можно сказать оппоненту что-то вроде: «так я могу лучше вас слышать». Таким образом, обидчик поймет, что ребенок не будет продолжать «игру».

4, Показать свое сопереживание.

В некоторых случаях родители негативно реагируют, когда их дети говорят, что кто-то издевается над ними. Некоторые из них, вместо того, чтобы поддержать свое чадо и проявить сострадание, тут же нарекают его «трусом», «жалким» или «плаксой». Однако куда лучшая стратегия - передать свою любовь и сочувствие. Например, родителям можно рассказать ребенку о подобных случаях, произошедших с ними и объяснить, как они себя чувствовали.

5, Поощрение позитивных дружеских отношений.

Во избежание того, чтобы насмешки понизили самооценку ребенка, нужно поощрять позитивные приятельские отношения, позволять ему проводить время со своими друзьями и веселиться. Когда у детей есть круг друзей, они обычно чувствуют себя более уверенно, а другие дети будут думать дважды, прежде чем насмехаться над ними.

Читайте также: