Как анекдоты стали мемами

Обновлено: 04.11.2024


Мемы, гены и реклама

Стихийно возникает, стремительно распространяется, достигает пика и постепенно угасает — циклы жизни вируса и мема очень похожи. И названием этот вид юмора обязан известному биологу.

В 1976 году вышла книга Ричарда Докинза "Эгоистичный ген", ставшая бестселлером. Рассуждая о единице наследственной информации, английский ученый задумался над тем, как по аналогии обозначить целостный, способный к повторению и подчиняющийся естественному отбору минимум.

"Ген" в области культуры Докинз предложил называть "миметес" (от древнегреч. — "подражатель, имитатор"). Этим термином он объединил навязчивые мелодии, популярные в обществе идеи, модные фразочки и известные афоризмы. В 1988 году слово meme (в русском языке прижилось произношение "мем", хотя по правилам — "мим") пополнило Оксфордский словарь.

Параллельно на явление указали советские исследователи: в 1987-м лингвист Юрий Караулов назвал "прецедентными" тексты, высказывания или отдельные слова, отвечающие трем условиям: они значимы для отдельной личности, известны ее широкому окружению и неоднократно воспроизводятся в речи.

© Виктор Чегодаев

Интернет-мем. Автор — Виктор Чегодаев

Сначала это были пословицы и народные сказки, затем цитаты из классиков, позже — крылатые фразы из газет и фильмов. Интересно, что, к примеру, режиссера Леонида Гайдая можно считать генератором мемов — ими буквально пестрят его ленты, в отличие, скажем, от картин Эльдара Рязанова.

В 90-х и нулевых среди главных поставщиков приставучих выражений были рекламные ролики. Афоризмы вроде "До первой звезды", "Не айс", как и сентенции известного тогда персонажа Лени Голубкова, повторяла вся страна.

Как в том анекдоте

© Виктор Чегодаев

Мем про коронавирус. Автор — Виктор Чегодаев

Однако жанр мемов в том виде, к которому мы привыкли, — смешные картинки или гифки с надписями — сформировался с развитием блогов и форумов. В Рунете эти приколы сначала были в основном переводными. Так, основой знаменитого "Превед, Медвед" послужил рисунок американского художника Джона Лури (в оригинале — Bear Surprise): зверь больше года кочевал по медиапространству. Огромный срок, ведь сегодня редкий сетевой прикол интересен больше пары недель. В тираж они выходят очень быстро, и даже рекордсмены вроде Ждуна или Grumpy Cat едва ли выдерживают больше полугода.

Можно ли считать предтечей интернет-мемов лубок или шарж? Известный карикатурист Сергей Елкин считает, что нет. По его мнению, этот сетевой феномен скорее "появился из бородатых анекдотов — вроде тех, что рассказывают про Штирлица", где все знают концовку и каждый раз с удовольствием ее повторяют.

© Александр Колпаков

Интернет-мем Александра Колпакова

Тягучий жанр анекдота, которыми можно было оживить долгие рабочие совещания или прервать неловкое молчание в компании знакомых, "миллениалам" и тем более "зетам" оказался не близок. Они любители клипового, "быстрорастворимого" юмора на экране смартфона и компьютера.

"Сейчас анекдот просто перестает быть основным и самым доступным способом рассмешить собеседника — мемы в этой роли доминируют", — считает Игорь Белкин, автор телеграм-канала "Нистика" (более 43 тысяч подписчиков).

"Анекдоты — слишком "бедная", по нынешним меркам, манера подачи развлекательного контента", — соглашается с ним создатель проекта La Qeque (более 29 тысяч подписчиков) Виктор Чегодаев.

Дмитрий Вернер, создатель и главный редактор старейшего юмористического портала Рунета anekdot.ru уверен: "Мемы — это анекдоты XXI века. Благодаря интернету изменилась форма — теперь можно делиться не только словесными шутками, но и картинками, видео. Возможно, в будущем люди станут обмениваться мыслями напрямую и юмор будет появляться не на экране смартфона, а сразу у вас в голове. Но суть смешного останется прежней".

"Ну, Пикчер, ну ты бох"

© Александр Колпаков

Интернет-мем Александра Колпакова

Первое время основными распространителями мемов в России были "Двач" и Lurkmore, а также "Лепрозорий". Сейчас агрегаторы мемов в основном обитают в Telegram и во "ВКонтакте" (в США и Европе — в Instagram).

Многие российские СМИ пытаются серьезную новостную повестку подавать с помощью мемов, стараясь повторить успех проектов "Лентач" и "Образовач". Мемы в этих изданиях делают пикчеры — термин появился в 2015 году с легкой руки одного читателя, оставившего комментарий "Ну, Пикчер, ну ты бох".

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Dima Krasilov (@dimakrasilove) 18 Мар 2020 в 2:06 PDT

Такие специальные редакторы должны разбираться в политике, экономике, науке, искусстве — в общем, в идеале быть очень эрудированными людьми с развитым чувством юмора и редким талантом высекать искру мемов из коллективного бессознательного.

"Хороший мем проходит через все источники. Какой-то маленький автор у себя его опубликовал, за сутки мем увидит сотни пабликов, где-то будет дорабатываться, а где-то упрощаться — и вот он уже в федеральных СМИ и в рекламе. Это непрерывный процесс постоянной коллективной работы", — говорит Чегодаев.

Сейчас мем, как правило, выхолащивается до картинки, универсального трафарета, и каждый следующий пользователь сам может "раскрасить" его под себя — фактически это фольклор, где важна воспроизводимость, а не имя автора. Вспомните ту самую картинку с парнем, который идет со своей девушкой, но заглядывается на проходящую мимо незнакомку в красном, или растерянного Траволту из "Криминального чтива".


Лайк, шер, репост

В начале года мем "четыре соцсети" был настолько популярным, что перешел в массовый флешмоб, который поддержали ведущие художественные музеи мира, доказав, что смешные картинки из Сети — не только подростковая забава.

Главные приметы подозреваемого

Мем часто рассматривают и как генетический код, который держит на себе симуляцию. В 1976 году биолог Р. Докинз выпустил известную книгу-бестселлер «Эгоистичный ген». Ученый описал культурную эволюцию как закрепление и повторение какой-либо единицы информации. Он назвал ее словом «миметес», которое потом сократилось до «мем» и попало в Оксфордский словарь в 1988 году. Докинз считал мемы репликаторами, которые мутируют и копируют себя.

Годом ранее советский лингвист Ю. Караулов обнаружил «прецедентные слова». Под ними исследователь подразумевал тексты, выражения и фразы, которые имеют значение для отдельной личности и ее окружения. Как предшественники мемов, они часто воспроизводятся в качестве крылатых выражений. К «прецедентам» относятся пословицы, поговорки, народные сказки, цитаты из классической литературы, газет, фильмов и рекламы.


Пример превращения «прецедентного высказывания» из сериала «Парки и зоны отдыха» в мем

Исследователи И. В. Захаренко, В. В. Красных, Д. Б. Гудкова и Д. В. Багаева делят прецедентные феномены интернет-мемов на имена, высказывания, ситуации и тексты. Благодаря им создаётся комизм, диалоги в мемах, эстетический эффект, интеллектуальная игра и загадка. Феномены постоянно трансформируются и заново интерпретируются как по смыслу, так и лингвистически. Мемы попадают в поле когнитивных знаков, действия с которыми помогают взаимодействовать авторам и пользователям.

Из работ всех упомянутых авторов можно выделить несколько главных черт интернет-мемов. Им свойственны актуальность, воспроизводимость, серийность, эмоциональность, юмористическая направленность. Мемы обладают вирусностью и медийностью, выражаются через простую форму, имеют фантазийные черты и подражают различным жанрам. Их «живучесть» зависит от частоты и продолжительности использования.


Самый старый (но актуальный в других обличиях) мем в истории — «Как, по-твоему, ты выглядишь, когда загорается вспышка. Как ты на самом деле выглядишь». Карикатура 1921 года

Свой современный вид мемы приобрели в блогах и на форумах, откуда они начали покорение интернета. Скоротечность придаёт «иероглифам жизни» особую ценность. Одну смешную картинку или фразу сменяет другая, что делает процесс бесконечным.

Что же дальше?

Как видно из исследований и практики, анекдоты проиграли мемам. Они уже не отвечают запросам аудитории и попадаются преимущественно в газетах и старых сборниках. Интернет-мемы проникли почти во все сферы общества, но что их заменит потом? Трансляция информации и юмора напрямую в мозг? Система особых кодов? Пока этот вопрос остаётся загадкой.

Следующий анекдот


Большая часть «мемов» в Советском Союзе всё же была представлена анекдотами, культура которых была обширна и развита. Проникнуть в суть и кратко пройтись по основным моментам я постарался далее.

Первый мем — это фотография В. И. Ленина с Первомая 1920 года, на которой он принимает участие в переноске бревна в Кремле. Стала поводом для многочисленных анекдотов на тему надувного бревна. Пример: «Ленин звонит Дзержинскому: Феликс Эдмундович! Очевидные происки контрреволюции! Завтра субботник, а у меня надувное бревно сперли!»


Пример: «Петька (П) спрашивает у Чапаева (Ч): «Василий Иванович, а что такое нюанс?"
Ч: — Снимай штаны Петька, покажу.
Петька немного недоумевает, но снимает штаны.
Чапаев подходит сзади и засовывает ему палец, понятно куда, и объясняет:
— Вот смотри Петька. Вроде и у тебя палец в жопе и у меня палец в жопе… Но!
Есть один нюанс…»

Третий мем олицетворяет практически целиком эпоху сталинизма с крайне репрессивной политикой с чёрными воронками и всеобщим страхом, посему главными героями анекдотов эпохи становятся работники НКВД и отсидка.

Пример: «В тюремной камере:
- Какой у тебя срок ?
- Двадцать пять.
- За что ?
- Ни за что.
- Врешь ! Ни за что десять дают.»

С началом Великой Отечественной войны, казалось бы, юмор ушёл из жизни людей в связи с начавшимися трудностями. Но есть один нюанс. Советская карикатура, в частности творческая группа «Кукрыниксы», умело находившие компромисс между агитацией, мотивацией и юмором. Назовём их работы четвёртым мемом.


null

(1942 год, Гитлер изрекает обещания, которые с радостью записывает существо с головой, напоминающей Генриха Гиммлера)


(1943 год, подпись «потеряла я колечко, а в колечке 22 дивизии» фраза «потеряла я колечко» отсылает к одноимённой народной песне, а потеря в «колечке» является намёком на Советскую наступательную операцию «Кольцо», проводимую в ходе Сталинградской битвы (он и отмечен на карте), результатом которой явилось окружение и уничтожение 6-ой армии Паулюса, состоявшей из 22 дивизий)


(1944 год, удавка олицетворяет собой город Корсунь-Шевченсковский, что в Правобережной Украине, на территории которого была окружена и уничтожена группировка немецких войск в феврале 1944 года)


(1945 год, наблюдающий за продвижением Советских войск Гитлер собирает вещи «на тот свет»)

Со смертью И. В. Сталина к власти пришёл Н. C. Хрущёв, после закрытого доклада которого на XX съезде КПСС в 1956 году в общественной жизни началась так называемая «оттепель» после сталинской «зимы». Что развязывало руки и языки острословам. Отныне практически каждое действие и слово Никиты Сергеевича становилось поводом для анекдотов.


Как пятый мем отмечу кукурузную кампанию, проводимую в СССР по инициативе Хрущёва, закрепившая за ним прозвище «Кукурузник».

Пример: «Умирает Хрущев. На том свете его ведут по коридору.
На дверях таблички: Ленин ТК. Хрущев спрашивает: «Что значит ТК?».
«Ленин — теоретик коммунизма».
Идут дальше, надпись: «Сталин ТК».
Хрущев: «. "
«Сталин — тиран коммунизма».
Идут дальше, надпись: «Хрущев ТК».
Хрущев: «Ну, а я?"
«А ты… Ты трепло кукурузное»."

Шестым мемом будет посещение Хрущёвым в 1962 году выставки авангардных художников в Манеже. Выставка Первому секретарю не очень понравилось, работы советский лидер рецензировал как «говно и мазня». Что иронично, скульптор Эрнст Неизвестный, чьи работы Никита Сергеевич назвал «дегенеративным искусством», впоследствии спроектировал могильный памятник Хрущёва.


Со смещением Хрущёва и приходом к власти Л. И. Брежнева начинается золотая эра советских анекдотов: Брежнев у власти будет находиться долго (18 лет), событий в стране и за пределами много и все разные. Трудно остановиться на чём-то одном, потому приведу небольшой список тем анекдотов, относящихся к Брежневизму:

1. Недостроенный коммунизм (объявление, что в стране развитой социализм). Анекдот: «Какой то из генсеков с трибуны вещает:
- Мы, товарищи, одной ногой уже находимся при коммунизме.
И тут вопрос из зала:
- И долго мы так враскорячку будем стоять?»

2. Политика стабильности кадров, проводимая Брежневым, что привело к старению членов Политбюро. Анекдот: «— Что такое: четыре ноги, сорок зубов? — Крокодил. — А сорок ног, четыре зуба? — Брежневское политбюро»

3. Старость самого Брежнева и невнятная речь: «сосиски сраные» — социалистические страны; «сиськи-масиськи» — систематически

4. Идеологические расхождения с Китаем и пограничные конфликты. Анекдот: «- Вы слушаете Голос Америки. Передаем программу новостей. На финско-китайской границе все спокойно…»

5. Пристрастие Брежнева к поцелуям


(Знаменитое граффити с поцелуем Брежнева и Хонеккера, в данный момент находится на обломках Берлинской стены)

Перед тем как перейти к завершающей части, хочется отметить некоторые темы, проходившие красной нитью через времена и эпохи Советского Союза, но отнести их к определённой эпохе невозможно:

1. Анекдоты про евреев, главным героем которых является собирательный образ еврея Рабиновича, которому то не дают спокойно жить, то он пытается выехать из страны Пример:

«Профессора Рабиновича вызывают в КГБ:
— Нам стало известно, что вы изучаете иврит. Вы что, собираетесь уехать в Израиль?
— Вовсе нет. Я прочитал в Священном писании, что в раю говорят исключительно на иврите. — А почему вы считаете, что попадёте в рай, а не в ад?
— Ну, русский для ада я уже выучил…»

2. Анекдоты про насаждение коммунизма. Пример:

«На экзамене в мединституте профессор спрашивает:
— Чей это скелет?
— Не знаю.
— Чему вас пять лет учили?!
— Неужели Карла Маркса?!»


3. Армянское радио, которому задают абсурдные вопросы, а оно на них абсурдно отвечает:

» — В чём разница между Моисеем и ООН; Моисей смог вывести евреев из Египта, а ООН не может. «

Начинается пятилетка пышных похорон, когда с 1982 года по 1985

в стране сменилось три руководителя, потому и основной мотив анекдотов — высокая смертность генсеков. Анекдот:

«Брежнев встречает на том свете Андропова: — Ну что, выпьем?
— Давай уж лучше третьего подождем…»

null

Но всё же стоит заострить внимание на личности Юрия Андропова, который из-за работы в КГБ стал ярким героем советских анекдотов:

«Новый Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов выступает с традиционным новогодним поздравлением советскому народу 31 декабря 1982 года:
— Дорогие товарищи! Поздравляю вас с наступлением нового 1937-го года!»


И вот, к власти пришёл Михаил Сергеевич Горбачёв. Простор для сочинения анекдотов был даже больше, чем при Брежневе: начало перестройки, гласность, демократизация, антиалкогольная кампания и так далее и тому прочее.

В 1986 году во время телемоста Ленинград — Бостон одна из участниц произнесла знаменитую фразу «у нас (в СССР) секса нет».

25 декабря 1991 года М. С. Горбачёв в телеобращении к гражданам Советского Союза объявляет о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР. 26 декабря Советский Союз перестаёт существовать, а вместе с ним и советские мемы. Напоследок хочу поделиться одним из своих любимейших анекдотов, который лаконично описывает историю СССР:

«При Ленине было как в туннеле: кругом тьма, впереди свет.

При Сталине — как в автобусе: один ведет, половина сидит, остальные трясутся.

При Хрущеве — как в цирке: один говорит, все смеются.

При Брежневе — как в кино: все ждут конца сеанса.

При Горбачёве — как в такси: чем дальше, тем дороже.»

Об иконах и симулякрах

Доцент МГИМО С.В. Канашина в своей работе «Семиотическая природа интернет-мема. Интернет-мем как симулякр» рассматривает мем как особый тип знака. Ее исследования опираются на классификацию Ч. Пирса и теорию Ж. Бодрийяра. Пирс развивал науку о знаках, семиотику, и разделил их на три вида: иконы, символы и индексы. Бодрийяр же описывал симулякры, копии предметов, которые не имеют оригиналов в реальности.

Канашина характеризует мем как сложный знак с большим количеством значений, сложной композицией и многослойностью. С одной стороны, мем — это знак-икона, потому что его визуальная часть указывает на образ предмета. Это придаёт интернет-мемам наглядность и выразительность.


Мем с мышью хоть и считается «бессмысленным», но используется часто

Помимо иконичности, мемы обладают индексальностью благодаря, например, личным местоимениям или жестам. Мем, по мнению Канашиной, ещё имеет образность как знак-символ. Сходства в элементах и текстах смешных картинок помогают передать смысл похожих мемов. Возможность различных интерпретаций интернет-мемов соответствует аксиоме А. Ф. Лосева: «Всякий знак может иметь бесконечное количество значений, т. е. быть символом». Автор «Семиотической природы…» описывает «становление» мема как переход от иконы к символу с помощью языка и образов.

Симулякры и мемы имеют общий принцип моделирования: в симуляцию, согласно Ж. Бодрийяру, подставляют «управляемые кодами элементы». Весёлые и грустные картинки и гифки тоже создаются подстановкой в определенные шаблоны. Они пребывают во власти «медиума» — его роль выполняют СМИ и интернет. Те являются носителями и создателями информации, которые «рождают» мемы. Поэтому Канашина делит интернет-мемы на две группы: симулякры (отражение вымысла) и репрезентации (отражение реальной действительности).

Догадки Бодрийяра подтверждает исследовательница Н. А. Зиновьева. Она выделяет четыре стадии развития интернет-мема. В начале «цикла» он отражает реальность, которую затем искажает. Мем маскируется и приобретает свои черты, а после теряет связь с объектом и становится самостоятельным. Так симбиоз виртуальности и вымысла образует «скелет» интернет-мемов и подпитывает их правдоподобность.


Шуточный цикл развития мемов. Картинка от Компульсивный Постмодерн

«Простите, не понимаю»


Один день просмотра ленты новостей — недельный объём информации в доинтернетную эпоху

Результаты исследовательница объяснила клиповостью мышления молодёжи и простотой использования интернет-мемов. Смешные картинки не требуют усилий для понимания и запоминания, так как всегда доступны в сети. Щербакова также заметила, что сейчас люди воспринимают огромные пласты информации поверхностно. Большая их часть относятся к мусору, который не откладывается в памяти, в отличие от мемов.

Это свойство смешных картинок используется в литературных пабликах наподобие «Бездны книжного уюта» и «Literary Memes». Их основное наполнение — это шаблоны, на которые наложили ситуации из классической и современной литературы. Так мемы одновременно развлекают школьников и студентов и освежают их знания о произведениях.

Особую роль в создании и распространении «мемчиков» получили пикчеры. Они, как и авторы анекдотов, достают идеи смешных картинок из коллективного бессознательного и инфоповодов. Пикчеры превращают это в народный фольклор, где важна передача от пользователя к пользователю. Поэтому «мемасики» можно считать наследниками анекдотов.

Следующий анекдот

Еще лет двадцать назад англичанин, француз и русский часто собирались вместе, Вовочка пререкался с Марьванной, а кто-то искал Дерибасовскую. Сегодня их место заняли Карл, поросенок Петр и «Беды с Башкой». О том, как мемы пришли к успеху, читайте в нашем материале


Иллюстратор: Женя Родикова

Часто мемы — это изображение или гифка с текстом и каким-либо смыслом. В эпоху интернета они стали новым средством коммуникации, особым речевым жанром и «хранилищем культурных кодов». Интернет-мемы роднят с анекдотами народный характер юмора и соотнесенность с реалиями. Мемы также строятся на человеческой реакции и передаются от одного субъекта к другому. Так почему же смешные картинки и гифки с текстом вытеснили анекдоты?

Следующий анекдот

Филолог объяснил, почему мемы стали смешнее анекдотов

Анекдоты всегда были неотъемлемой частью российской политической культуры и существовали даже в самые подцензурные периоды. Некоторые шутки о политических фигурах стали историей, например, о Леониде Брежневе или Василии Чапаеве.

Как и любое другое творчество, юмор изменяется под влиянием различных факторов. Так, анекдоты постепенно вытеснились современными жанрами: стендапом и мемами.

Юмор, конечно, изменился, отметил кандидат филологических наук Павел Бородин на пресс-конференции, организованной Федеральным агентством новостей и Медиагруппой "Патриот". Анекдот превратился в фольклорный жанр для людей старше 45 лет.

"Мы живем во время четвертой информационной революции. Сейчас скорость распространения приравнивается к скорости света. Идет уменьшение сферы устного общения", — объяснил эксперт.

Анекдот является небольшой пьеской, маленькой драмой. Это устный жанр с выстроенным сюжетом. В интернете уже не существует такого юмора. Новые политические анекдоты нельзя отнести к этому жанру.

"Сейчас молодежь очень визуальна. Они смеются над мемами. Больше нет рассказывания анекдотов на кухне по очереди", — уточнил Павел Бородин.

Информационная революция расколола общество на любителей разных жанров юмора. Кто-то предпочитает слушать шутки Петросяна, а кто-то — смотреть выпуски Comedy Club. Есть люди, которые совсем не смотрят телевизор и считают юмор на телеканалах пошлым, добавил эксперт.

"Но политкорректность противоречит морали анекдота. Смеяться можно надо всем. Анекдот абсолютно аморален", — заключил филолог.

Ранее Совет Федерации откликнулся на инициативу обучения сенаторов современным молодежным направлениям в цифровом пространстве. Это поможет чиновникам сблизиться с молодым поколением и понять их мышление.

Мемы, реклама и политика

Свойства мемов не только повышают настроение, но и привлекают новых потребителей. Агентство Bloomberg сообщает, что главные аудитория интернет-мемов и группа пользователей услуг — это люди от 7 до 22 лет. Именно на них теперь ориентируются крупные компании. «Мемасики» становятся частью рекламы и новостей, что делает продукты и услуги ближе потребителям. Например, «Сбербанк» придумал героев-маскотов, СберКота, который с помощью мемов рассказывает о финансовой грамотности.

Директор компании Brand Analytics Василий Черный считает, что секрет успеха конкретного мема кроется в повестке дня. По его мнению, необходимо смотреть за вирусными событиями и встраиваться в них с помощью креативного подхода. Статистика Bloomberg гласит: пост с актуальным юмором стоит от $300 до $5 тыс.

Мемы быстро становятся инструментами политики и PR-технологий. Исследователи В. А. Глухих и С. М. Елисеев называют использование смешных картинок в избирательных кампаниях новым трендом. Об этом говорит известное противостояние Х. Клинтон и Д. Трампа на выборах в 2016 году. Мемы стали определять контекст и оказывать влияние как на пользователей, так и на участников политического процесса. Картинки из пабликов и соцсетей устанавливают контакт с избирателями и транслируют ключевые идеи политиков.


Мем о выборах 2016 года: «Неужели эти двое — лучшее, что мы можем предложить?»

Читайте также: