Использование теплых слов личного обращения комплиментов шутки для установления контакта
Обновлено: 04.11.2024
Отличить лесть от комплимента может только сам начальник.
На работе мы проводим значительную часть своей жизни, и от наших взаимоотношений с руководителями и коллегами зависят и успехи, и настроение, и удовлетворенность своим трудом. Комплименты существенно улучшают эти отношения.
Ваш заваленный делами коллега очень оценит, если вы ответите комплиментом на то, что он помог вам: «Как хорошо, что у нас есть такие как вы, всегда готовые прийти на помощь».
Традиционно считается, что слова одобрения и комплименты может говорить только начальник подчиненным. Но ведь доброе слово и боссу приятно! Так почему бы и подчиненному не проявить инициативу? Вот примеры комплиментов, которые можно сказать своему руководителю: «Вы умеете не только руководить людьми, но и сопереживать им». Или: «Вам небезразличны люди, с которыми выработаете». Возможно, пока это – некоторое преувеличение, но оно может (в силу внушающего эффекта комплиментов, о чем мы уже говорили, рассматривая психологические основы комплиментов) подтолкнуть его поработать над своим деловым имиджем. Тогда он имеет шанс услышать искреннее: «Вы не только научили меня организованности в работе, но и изменили мою жизнь». Или: «Раньше, входя в офис, я чувствовала такой стресс, что мне хотелось бежать с работы. Теперь все иначе». И еще: «В моей работе появился смысл, уверенность в себе, и все это благодаря вам!», «Вы бываете строгим, но справедливы». Поверьте, после этих слов вы не заметите излишней суровости у вашего босса. Комплимент – это лучшая политика.
Но не следует хвалить за качества, которые человек вовсе не стремится совершенствовать, поскольку считает это излишним или ненужным.
Например, один из ваших коллег, достаточно жесткий руководитель, считает, что расточать комплименты – вовсе не достоинство настоящего организатора. Он убежден: подчиненных баловать нельзя. И если вы попытаетесь сделать ему комплимент: «Я слышал, что вы блестяще умеете делать комплименты!», то он, вероятнее всего, обидится.
Руководителю, по-видимому, будет приятно услышать от кого-то из сотрудников, что он «великолепный руководитель». Но при этом он знает, что его работа и заключается в том, чтобы быть хорошим руководителем. И поэтому, если говорят, что он хороший руководитель, это для него может означать, что он просто делаете то, что положено. Гораздо важнее для него понимать, что именно делает его «великолепным» руководителем. К примеру: «Как руководитель, вы являетесь исключительно положительным примером принципиальности». Или: «Когда я вижу, какое большое место в вашей жизни занимает семья, то понимаю, как важно иметь это и в своей жизни».
Комплименты подчиненным значительно улучшают их отношение к работе. В главе 3 мы обсудили эффект Пигмалиона (психологический феномен оправдывающихся ожидании), состоящий в том, что ожидания руководителей относительно результатов труда их подчиненных способны влиять на сами эти результаты. Ожидания руководителей, высоко оценивающих уровень профессионализма своих подчиненных, оправдываются. Руководители, изначально настроенные на плохую работу подчиненных, именно ее и получают. Комплименты подчиненным – это действенный способ увеличения производительности их труда!
Комплименты подчиненным – это свойство руководителей самого высокого уровня. Джим Коллинз в своей книге «От хорошего к великому» определил основное отличие таких руководителей. Оно заключается в том, что все эти люди обладают человечностью. Он ввел термин humility – способность понимать и поддерживать других людей в их развитии. Как «сочинить» подходящий комплимент подчиненному? Он советовал следующее.
Каждый раз внимательно слушайте, что говорит ваш собеседник (в частности, подчиненный). Не торопитесь выстраивать защиту и осуждать. Откажитесь от быстрых оценок.
Не отвлекайтесь на посторонние мысли. Возьмите паузу, чтобы осознать, что сказал ваш собеседник, и понять его мотивацию: зачем он это сказал. И только потом начинайте говорить в ответ.
Старайтесь увидеть ситуацию глазами того человека, которого вы хотите понять.
Только после этого вы сможете сделать хороший персональный комплимент, который настроит вашего собеседника на совершенствование и развитие. И всегда помните, что самое главное в комплименте – его искренность.
Комплименты коллегам. Вы хотели от чистого сердца сделать комплимент коллеге, быстро справившемуся с заданием, и похвалили: «Ну, ты молодец!» Но его это не обрадовало, и он огрызнулся.
Так получилось потому, что (как мы уже объясняли в главе 1) похвала и комплимент – совершенно разные вещи. Когда мы кого-то хвалим, то выступаем в роли оценивающего: «Молодец, ты отлично справился с задачей!» Вроде бы ничего обидного, напротив, сплошные положительные эмоции. Однако собеседник не выразил благодарности. Потому что вы как бы возвысились над ним, отпустив похвалу сверху вниз, подобно родителю, который похвалил ребенка за наконец-то хорошо выполненное домашнее задание.
Если вы действительно хотите сделать комплимент, то ваша позиция должна, напротив, быть чуточку снизу вверх. Здесь может быть несколько вариантов.
Вариант 1. Вы выражаете свое восхищение: «Я всегда удивляюсь, как легко и быстро вы справляетесь с такими трудными задачами!»
Вариант 2. Вы не намекаете на свое неумение, а открыто на него указываете: «Надо же, как вы мгновенно все схватываете! А я вчера над этой проблемой долго бился, но так и не решил ее». Это самый неотразимый комплимент.
Вариант 3. Можно использовать комплимент-намек. Вы произносите задумчиво: «Теперь я понимаю, что опыт и образованность – вещи бесценные». Работает безотказно.
Еще несколько неплохих комплиментов коллегам:
– Наташа, твоя улыбка поднимает мне настроение на целый день!
– Валентина Сергеевна, вот бы и мне научиться печь такой пирог с яблоками! Можете поделиться рецептом?
Чем комплимент конкретнее, тем лучше. «Вы блестяще ответили на трудные вопросы на недавней встрече». «Вам удалось сфокусировать внимание аудитории на наших планах».
«Ты хороший человек» звучит слабее, чем «Знаешь, ты так здорово помог мне с отчетом!». Кстати, когда мы даем себе труд замечать конкретику, нам гораздо легче проявить творческий подход.
О важности комплиментов в коллективе свидетельствует следующая поучительная история. Руководитель российской компании (американец) запретил сотрудникам делать друг другу комплименты, опасаясь, что они могут быть восприняты как «сексуальные домогательства». Эту большую победу американских феминисток сотрудницы не оценили: одни нашли себе другую работу, другие стали работать хуже, а вновь пришедшие долго не задерживались. Американец не учел, что российские женщины привыкли к эмоциональной поддержке, которую они обычно получают в виде комплиментов.
Примеры похвалы и конкретизации достоинств в комплиментах
Похвала (возможно, и лесть): Нина Михайловна! Вы очень тактичная и обаятельная женщина!
Комплимент: Понимаю, Нина Михайловна, почему очень многие восхищаются вами: вы тактичны и обаятельны
Похвала (возможно, и лесть): Николай Филиппович! Ваше выступление было замечательным!
Комплимент: Николай Филиппович, у вас был превосходный контакт с аудиторией, ваши убедительные доводы произвели на всех сильное впечатление. Замечательное выступление!
Похвала (возможно, и лесть): Вы прекрасный руководитель, Александр Николаевич!
Комплимент: Александр Николаевич, вы не только умеете управлять людьми, но и сопереживаете им. Спасибо вам!
Похвала (возможно, и лесть): Владимир Николаевич! Вы очень умный и проницательный человек!
Комплимент: Владимир Николаевич, вы всегда находите время для каких-то приятных мелочей, которые доставляют особую радость
Похвала (возможно, и лесть): Вы замечательная хозяйка, Наталья Васильевна!
Комплимент: Наталья Васильевна, вы замечательная хозяйка, всегда следите за чистотой в доме и очень вкусно готовите!
Похвала (возможно, и лесть): Константин Алексеевич! У вас прекрасное чувство юмора!
Комплимент: У вас прекрасное чувство юмора, Константин Алексеевич, ваши шутки всегда поднимают людям настроение
Похвала (возможно, и лесть): Владимир Петрович! Вы настоящий труженик и мастер своего дела!
Комплимент: Вы мастер – «золотые руки», Владимир Петрович, все делаете быстро и качественно!
Похвала (возможно, и лесть): Прекрасная, безупречная работа, Марина Александровна!
Комплимент: Безупречное выполнение вами задания, Марина Александровна, получило самую высокую оценку заказчика!
Похвала (возможно, и лесть): Катя, ты пользуешься большим авторитетом в нашем коллективе
Комплимент: Ты – душа нашего общества, Катя, очень внимательна, заботлива и тактична
Похвала (возможно, и лесть): Владик, ты настоящий друг!
Комплимент: Ты настоящий друг, Владик, как никто понимаешь меня и всегда готов прийти на помощь
Этот перечень можно значительно пополнить за счет привлечения многих комплиментов из трех аналогичных списков главы 4 – таблицы комплиментов и двух списков подраздела «Упражнение». В упомянутой таблице достаточно слово «партнер» заменить на «сослуживец».
Однако напомню, что находящиеся в списках «заготовки комплиментов» становятся неотразимыми комплиментами только после того, как дополнены подходящей конкретизацией.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Комплименты в деловых отношениях
Комплименты в деловых отношениях Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин. Китайская пословица От комплимента практически всегда имеется доход. Теткоракс Деловой комплимент как эффективное средство общенияВ деловой элите приняты стандарты этикета, в
Комплименты
Комплименты Умением преподносить комплименты обладает далеко не каждый. С ним не рождаются, оно приходит с опытом. Однако может случиться так, что человек вырос в тех кругах, где комплименты не были в ходу. В таком случае ему придется очень многому научиться. Часты
5. Комплименты
5. Комплименты «Лесть доведет тебя куда угодно» Каждый раз, когда я приходила домой из своего колледжа-интерната, у нас с мамой была заготовлена дежурная шутка. Я входила в дом, видела свою красивую маму и говорила ей, что она замечательно выглядит. И она отвечала: «Ты
Смешение бытовых и служебных отношений
Смешение бытовых и служебных отношений На аттестации заместитель начальника цеха выступил с рядом замечаний в адрес одной из аттестуемых, указав на серьезные просчеты в ее работе. Замечания эти были весьма веские и обоснованные. В ответ работница разразилась слезами и
Смешение бытовых и служебных отношений
Смешение бытовых и служебных отношений На аттестации заместитель начальника цеха выступил с рядом замечаний в адрес одной из аттестуемых, указав на серьезные просчеты в ее работе. Замечания эти были весьма вескими и обоснованными.В ответ работница разразилась слезами и
Главный миф о служебных романах
Главный миф о служебных романах Главный миф о служебных романах заключается в том, что ничем хорошим они не заканчиваются. Оказывается, это столь распространенное мнение ошибочно. По статистике, две трети женщин имеют (или хотят иметь) романтическую связь на службе. И 21 %
Комплименты
Комплименты Похвала имела бы огромную цену, если бы она могла давать нам те совершенства, за которые нас хвалят. Генрих IV Очень давно было замечено, что женщина любит ушами, а мужчина глазами. Если бы это было действительно так, то верх сексуальности состоял бы в том, чтобы
Комплименты
Комплименты Может быть, для тебя будет открытием, но комплимент можно использовать не только как фразу для начала общения с барышней. Комплимент уместен всегда и в любой момент общения. Просто потому, что всегда приятно, когда тебя хвалят.Правила комплиментов, которые я
Комплименты
Комплименты Мы часто спешим с критикой, но медлим с похвалой. Нам постоянно указывают на наши ошибки, но, если мы делаем нечто хорошо, это принимается как само собой разумеющееся. Признавайте и отмечайте хорошо исполненную работу, благодарите людей, которые нашли время
Комплименты
Комплименты Комплименты – это чудесный дар и все же, как показывает практика делового общения, людям очень трудно дарить комплименты и с благодарностью принимать похвалу в свой адрес[31].Комплименты для делового общения А что, если комплименты говорят Вам?Каждый человек
Комплименты
Комплименты Удачным началом разговора и способом создать хорошее настроение у другого человека (да и у себя самого) является комплимент. Прокомментировать можно следующее:• то, что человек носит («Мне нравится ваш костюм»);• внешность человека («У вас прекрасная
4.5. Комплименты
4.5. Комплименты При флирте важно не только произвести хорошее впечатление на партнера, но также и показать, что и партнер произвел такое же впечатление на вас, этого требуют условия игры, и если их не соблюдать – ничего не получится. Комплименты – важный инструмент флирта,
4. Комплименты
4. Комплименты Комплименты надо говорить от души, искренне и с УДОВОЛЬСТВИЕМ! Вы должны сами получать удовольствие от того, что говорите. В комплимент должна включаться мимика, интонации, прикосновения, язык тела. Надо верить в то, что говоришь! Если вам не верится в то, что
Комплименты
Комплименты Согласно Дейлу Карнеги, наряду с улыбкой и называнием человека по имени,комплименты являются самым быстрым способом расположить к себе нейтральнонастроенного собеседника. По ходу создания первого впечатления желательнопроизносить те из них, которые лучше
Комплименты
Комплименты Если кто-нибудь когда-нибудь скажет тебе, что не нужно делать девушкам комплименты, пошли его подальше. Нужно, обязательно нужно, и как можно чаще! Девушки обожают это. Хвали ее тело, ее глаза, ее руки, ее одежду и внутренний мир.Комплимент не должен быть слишком
Особенности установления контакта с клиентом по телефону
Удержать внимание собеседника по телефону сложнее: здесь многие приемы не сработают, а голос — единственный маркетинговый инструмент.
В телефонных разговорах важны:
Приветствие. Представьтесь: назовите свое имя, должность и компанию, сообщите цель звонка. Клиенты не любят, когда им звонят незнакомые люди, поэтому расскажите, где вы взяли контакты: «Вы оставляли заявку на сайте», «Вы просили перезвонить, когда появится свободное место».
Знакомство. Спросите, как можно обращаться к собеседнику. Если нужно связаться с ЛПР, выясните должность собеседника или задайте уточняющий вопрос, например: «Подскажите, с кем я могу обсудить вопросы сотрудничества?».
Интерес. Сформулируйте запрос, который привлечет внимание клиента. Пример: «Вы заинтересованы в том, чтобы увеличить эффективность работы сотрудников на 50%?».
Здесь тоже важно обращать внимание на интонацию, скорость и манеру речи. При личной встрече можно компенсировать ошибки шуткой или обратить внимание на товар. Реанимировать неудачный телефонный разговор почти невозможно.
Заключение
Каждый клиент — живой человек, со своими проблемами и желаниями. Поэтому главное в налаживании контакта — проявить искренний интерес к потребностям клиента, вести себя тактично и уместно. Тогда общение принесет пользу всем: клиент решит свою проблему, а менеджер — выполнит план по продажам.
Неформальные обращения
Даже официальные представители серьезных компаний предпочитают общаться со своими подписчиками менее формально, чем это предписывает официально-деловой стиль.
Дружеские
Довольно нейтральная категория. С одной стороны ушли от официоза, с другой – ничего эпатажного или шокирующего.
Друзья, дорогие мои, народ, люди, други, дружочки, все, ребятки.
Обобщенные обращения
Привет всем, салют, доброго времени суток (кстати, так писать - моветон), здрасти, дорогие миллионы (тысячи, сотни – показатель зависит от размера аудитории), доброго утра субботы (да любого дня недели) тем, кто.
Заимствованные
За последние годы в русском языке появилось много заимствованных слов. Не остались в стороне и обращения к большому количеству людей. Причем можно использовать как оригинальное написание, так и транслитерацию.
Хай, пипл, хай пипл, бро, систер, дарлинги, гайз, киндеры, хаюшки, хэллоу.
Зоологические
Мы в Callibri часто пользуемся этим приемом, когда обращаемся к сотрудникам, в Телеграм-чате сотрудники часто слышат от меня: «Птички мои, …», а директор по маркетингу говорит менеджерам: «Колибрики, внимание. »
Обращения-прилагательные
Именно их использовала красотка Нонна и вполне успешно. Умнейшие, любимые, хорошие, драгоценные, милые, лучезарнейшие мои, волшебные, чудесные, красивейшие, удивительные люди, прекрасные, драгоценные, любознательные мои, инстазависимые. Для продолжения используйте свою фантазию и словарный запас.
Инфантильные
Отлично заходят для обращения к сообществам яжематерей и гламура. Одна из отличительных особенностей – любовь к уменьшительно-ласкательным суффиксам. Крошки, малята, друзяшки, богини, солнышки, звездочки, мамочки-красавицы, бусинки, мамс, подруженьки.
Гендерные
Только для своих
Походит на официальную категорию «По профессиональным или социальным признакам», только здесь собрали обращения к представителям сообществ, которые образовались на основании каких-то общих интересов. Мамочки, французоводы, владельцы iPhone, вебсарафановцы (это подписчики паблика WEBSARAFAN), еодиновцы (активные пользователи сайта е1), форумчане, автоклубчики, инстадруги, инстасемья, сладкоежки, рыбаки, рукодельницы.
Всякие разные
Этапы установления контакта с клиентом
Работа с новым клиентом — ступенчатый процесс, где нужно продумать каждый шаг.
Настроиться на разговор
Это подготовительный этап, чтобы отработать скрипт продаж и психологически настроиться на беседу. Подготовьтесь к формальной части разговора: изучите корпоративную этику, придумайте приветствие и презентацию.
Очень важны эмоции и невербалика: интонации, мимика, жесты. Часто люди не понимают, как они выглядят со стороны, поэтому порепетируйте приветствие перед зеркалом.
Поздороваться и представиться
Первое впечатление начинается с приветствия. Оно может быть нейтральным — «Добрый день», или немного эмоциональным — «Здравствуйте, рад вас видеть». Затем расскажите, кто вы, чем занимаетесь и как можете помочь. Сделайте упор на собственную компетентность. Например, не «Я продавец Петр», а «Меня зовут Петр. Я специалист отдела смартфонов» или «Я — Алина, эксперт по краскам для наружных и внутренних работ».
Спросите, как зовут клиента, и в разговоре периодически обращайтесь к нему по имени — это поможет сделать беседу более личной и доверительной.
Старайтесь не использовать шаблоны — они уместны только при работе с потоком клиентов. Например, специалист горячей линии в клинике может использовать такое приветствие: «Стоматологический центр “Улыбка”, консультант Анна, здравствуйте». А в личных разговорах лучше действовать по ситуации. Если вы знакомы с клиентом, персонализируйте обращение: «Здравствуйте, Сергей Геннадьевич, как обстоят дела с. ».
Задать вопрос
Следующий этап — выявить проблему клиента. Не стоит спрашивать: «Вам чем-нибудь помочь?» — клиент автоматически ответит «Нет», даже если ему действительно нужна помощь.
Есть два вида вопросов, которые помогут раскрыть потребности и начать диалог:
Открытые. Провоцируют развернутый ответ, исключая «да/нет», например: «Подбираете для квартиры или частного дома?», «Какие характеристики важны для вас при выборе?».
Альтернативные. Вопросы в формате «или/или», которые предлагают клиенту выбрать из предложенных вариантов: «Вы согласны ждать доставку из Европы или подберем то, что есть в наличии?», «Какой цвет вам понравился больше: первый или второй?». Такая техника поможет разговорить клиента, уточнить его запрос или мягко подтолкнуть к принятию решения.
Выслушать
Хороший продавец 80% времени слушает и только 20% говорит. Не спешите выдать весь скрипт сразу: дайте клиенту время подумать над вопросом и сформулировать ответ. Покажите свою заинтересованность — утвердительно кивайте, хвалите выбор, не высмеивайте и не обесценивайте его доводы, не перебивайте.
Чтобы получить больше информации, задавайте уточняющие вопросы с формулировками: «Правильно ли я понял?», «Как вы считаете?», «Почему?». У клиента появится ощущение, что продавец хочет решить его проблему, а не просто выполняет план по продажам.
Предложить готовое решение
Когда поняли запрос клиента, переходите к презентации: расскажите характеристики товара или услуги, их преимущества в сравнении с другими предложениями. Акцентируйте внимание на выгоде для клиента. Например, можно сказать «Мощность блендера 1 250 Вт». А можно — «С этим блендером вы сможете колоть лед, молоть кофе, измельчать замороженные овощи для детей». Первая формулировка скучная и неинформативная, а вторая — показывает пользу товара и вызывает эмоции.
Подумайте о сопутствующих товарах: к настенному телевизору можно предложить кронштейн, к ноутбуку — охлаждающую подставку и сумку. Расскажите, как товар решит проблему, например: «Важно, чтобы ноутбук при высокой нагрузке охлаждался, иначе сгорит микросхема». Так клиент увидит заботу и практическую помощь, а не навязывание ассортимента.
Следующий анекдот
Для создания доверительного контакта с клиентом используют специальные приемы. Что это за техника общения и как расположить покупателя к себе — расскажем в статье.
Как вступить в контакт с покупателем
Избитые маркетинговые приемы в диалогах вызывают раздражение. Чтобы наладить контакт с клиентом, используйте небанальные способы.
Нейтральная фраза
Понаблюдайте за клиентом: как он себя ведет, какие товары выбирает. Начните диалог с нейтральной фразы: «Сегодня на эти модели действуют скидки», «Продолжение выставки с другой стороны», «Как вам такой цвет?».
Small-talk
Методика small-talk — это короткий разговор на отвлеченные темы. Такие беседы снимают напряжение, показывают заинтересованность в покупателе, как в человеке. Можно спросить о погоде, как клиент добирался до офиса, предложить отдохнуть и выпить чая, рассказать интересный факт. Главное — проявлять искренний интерес, избегать спорных тем и не нарушать личные границы.
Пример: «Сегодня такие пробки, это из-за ремонта дороги. Долго добирались?». Контакт с клиентом установлен, можно переходить к стандартному приветствию по скрипту.
Комплимент
К этой технике нужно отнестись осторожно: комплимент может расположить или оттолкнуть собеседника. Обычно похвалу используют для повторных контактов и в B2B сделках. Важно, чтобы комплимент был уместным и естественным. Примеры: «Такая авторитетная компания, как ваша. », «Нам очень пригодится консультация специалиста с таким опытом в закупках, как у вас» «Вы как всегда точно вовремя, как у вас это получается? Я стараюсь, но все равно частенько опаздываю».
Заключение
Каждый клиент — живой человек, со своими проблемами и желаниями. Поэтому главное в налаживании контакта — проявить искренний интерес к потребностям клиента, вести себя тактично и уместно. Тогда общение принесет пользу всем: клиент решит свою проблему, а менеджер — выполнит план по продажам.
Психологические приемы первого контакта
Их называют маркетинговыми триггерами. Они вовлекают покупателя в разговор, помогают ему раскрыться, а вам — укрепить эмоциональную связь с клиентом.
Улыбка
Доброжелательная и искренняя улыбка всегда кстати: позитивный настрой располагает и вызывает симпатию. Менеджер, у которого хорошее настроение, продаст больше конкурента с усталым или недовольным лицом.
«Мы-высказывание»
Подчеркните, что вы с клиентом объединены общими целями: «Мы с вами решим», «Наша цель — это. ». Такие формулировки помогают покупателю почувствовать причастность к делам и ценностям компании — это вызывает доверие.
Интонации
Именно интонация расставляет смысловые акценты в предложениях, показывает заинтересованность или отстраненность, помогает управлять эмоциями собеседника. Главные правила: говорите уверенно и четко, выдерживая паузы, чтобы у клиента было время обдумать сказанное. Важные детали можно озвучивать немного громче и медленнее.
Отзеркаливание
Мощный инструмент эмоционального воздействия. Суть отзеркаливания — в повторении позы, мимики, жестов. Если вы проанализируете поведение собеседника и подстроитесь под его настроение, темп и манеру речи, то он почувствует себя комфортно, а напряженный деловой разговор станет намного приятнее.
Официальные обращения
В эту категорию входят всем знакомые скучные и банальные общепринятые обращения. Они пригодятся для официальных писем, заявлений, обращений, докладов, в общем, любых коммуникаций, которые подразумевают заданный формат.
Обобщенные безличные
Можно не ломать голову, а просто написать «добрый день (утро, вечер)», «здравствуйте», «приятного вечера (дня, утра, ночи)». Это будет уместно везде и всегда.
Обобщенные личные
По профессиональному или социальному признаку
Коллеги, сотрудники, сослуживцы, студенты (можно конкретизировать курс), преподаватели, школьники, родители, военные, однополчане, одноклассники, покупатели, подписчики, клиенты, гости, спортсмены, журналисты, пиарщики, бизнесмены, сантехники, врачи, омоновцы, экологи. Продолжать можно до бесконечности. Если у вашей целевой аудитории есть общий признак, придумывайте обращение, опираясь на него.
Географические, национальные и религиозные
Россияне, жители (тут можно указать страну, регион, область, район, город, деревню или улицу), соотечественники, эмигранты, москвичи (екатеринбуржцы, питерцы, криворожане – жители конкретного города), уралмашевцы (автозаводцы, канавинцы – жители конкретного района). Сюда же отнесем обращения к представителям конкретных наций (сибирские татары, крымские немцы, малые народы Севера, русские, украинцы, буряты) и приверженцам различных религий (православные, мусульмане, правоверные, буддисты, иудеи).
Политические
Еще одна специфичная категория, но раз уж мы взялись классифицировать, то не будем обходить стороной. Коммунисты, единороссы, путинцы, лдпровцы, справедливороссы, анархисты, монархисты, националисты, юные ленинцы, демократы, либералы, однопартийцы.
Три правила обращения к аудитории
Готового рецепта, как найти идеальное обращение для своей аудитории, не существует. Но можно выделить несколько общих правил:
В этой статье упоминаются 147 вариантов обращений. Если про что-то забыли, пишите в комментариях.
Следующий анекдот
Материал подготовил Иван Шкиря, основатель Callibri.
«Добрый вечер, добрый вечер мои дорогие. Мои ласковые, мои злые и угрюмые, расстроенные и обрадованные. Здравствуйте, мои разные, здравствуйте, мои одинаковые», – так приветствовала красотка Нонна слушателей «Как бы радио». Перечислить скопом всех, к кому вы обращаетесь, прием интересный, но вряд ли подойдет большинству из тех, кто регулярно контактирует с аудиторией.
Для тех, кто каждый раз впадает в ступор при мысли, как обращаться к подписчикам блога/паблика, как – к партнерам, как – к участникам конференции, Callibri создали эту инструкцию.
Почему важно установить контакт с клиентом
Многие клиенты не доверяют менеджерам и продавцам. Здесь действует принцип: «все любят покупать, но никто не любит, когда им продают». Часто это связано с негативным опытом общения с консультантами. Поэтому важно найти подход к покупателю еще на этапе знакомства.
Мнение о собеседнике формируется за 40 секунд, пока клиент оценивает манеру общения, одежду и компетентность менеджера. Из-за особенностей психики изменить первое впечатление трудно: если покупатель почувствует неприязнь, то не воспримет предложения и аргументы продавца, а будет искать подтверждение своим эмоциям.
Чтобы преодолеть барьер и не растеряться в момент диалога, менеджеры пользуются психологическими приемами и используют скрипты продаж. Это подготовленные сценарии разговора с клиентом, правила работы с возражениями, приемы невербального воздействия. Их создают для каждого бизнеса, учитывая его специфику и потребности целевой аудитории.
Как вступить в контакт с покупателем
Избитые маркетинговые приемы в диалогах вызывают раздражение. Чтобы наладить контакт с клиентом, используйте небанальные способы.
Нейтральная фраза
Понаблюдайте за клиентом: как он себя ведет, какие товары выбирает. Начните диалог с нейтральной фразы: «Сегодня на эти модели действуют скидки», «Продолжение выставки с другой стороны», «Как вам такой цвет?».
Small-talk
Методика small-talk — это короткий разговор на отвлеченные темы. Такие беседы снимают напряжение, показывают заинтересованность в покупателе, как в человеке. Можно спросить о погоде, как клиент добирался до офиса, предложить отдохнуть и выпить чая, рассказать интересный факт. Главное — проявлять искренний интерес, избегать спорных тем и не нарушать личные границы.
Пример: «Сегодня такие пробки, это из-за ремонта дороги. Долго добирались?». Контакт с клиентом установлен, можно переходить к стандартному приветствию по скрипту.
Комплимент
К этой технике нужно отнестись осторожно: комплимент может расположить или оттолкнуть собеседника. Обычно похвалу используют для повторных контактов и в B2B сделках. Важно, чтобы комплимент был уместным и естественным. Примеры: «Такая авторитетная компания, как ваша. », «Нам очень пригодится консультация специалиста с таким опытом в закупках, как у вас» «Вы как всегда точно вовремя, как у вас это получается? Я стараюсь, но все равно частенько опаздываю».
Психологические приемы первого контакта
Их называют маркетинговыми триггерами. Они вовлекают покупателя в разговор, помогают ему раскрыться, а вам — укрепить эмоциональную связь с клиентом.
Улыбка
Доброжелательная и искренняя улыбка всегда кстати: позитивный настрой располагает и вызывает симпатию. Менеджер, у которого хорошее настроение, продаст больше конкурента с усталым или недовольным лицом.
«Мы-высказывание»
Подчеркните, что вы с клиентом объединены общими целями: «Мы с вами решим», «Наша цель — это. ». Такие формулировки помогают покупателю почувствовать причастность к делам и ценностям компании — это вызывает доверие.
Интонации
Именно интонация расставляет смысловые акценты в предложениях, показывает заинтересованность или отстраненность, помогает управлять эмоциями собеседника. Главные правила: говорите уверенно и четко, выдерживая паузы, чтобы у клиента было время обдумать сказанное. Важные детали можно озвучивать немного громче и медленнее.
Отзеркаливание
Мощный инструмент эмоционального воздействия. Суть отзеркаливания — в повторении позы, мимики, жестов. Если вы проанализируете поведение собеседника и подстроитесь под его настроение, темп и манеру речи, то он почувствует себя комфортно, а напряженный деловой разговор станет намного приятнее.
Ошибки при установлении контакта с клиентом
Частые причины провала продажи:
Слишком близкий контакт. Минимальная дистанция — метр. Если встать ближе, покупателю будет некомфортно, и он уйдет.
Навязчивость. Если клиент прервал беседу, не нужно настаивать на продолжении диалога, дайте ему время подумать.
Неправильно подобранный тон. Слишком эмоциональное или холодное приветствие вызывают неприязнь — лучше выбрать нейтральную интонацию, а потом подстроиться под собеседника.
Отталкивающий внешний вид. Менеджеры должны быть опрятными, без неприятных запахов пота или сигарет. Неряшливость вызывает отторжение.
Сконцентрированность менеджеров на себе. Человек, которого перебивают, перегружают профессиональными терминами или вынуждают слушать длительные монологи, не захочет ничего покупать. Хорошо, когда персонал вызубрил речевой блок скрипта. Но плохо, когда не научился слушать клиента.
Следующий анекдот
Для создания доверительного контакта с клиентом используют специальные приемы. Что это за техника общения и как расположить покупателя к себе — расскажем в статье.
Почему важно установить контакт с клиентом
Многие клиенты не доверяют менеджерам и продавцам. Здесь действует принцип: «все любят покупать, но никто не любит, когда им продают». Часто это связано с негативным опытом общения с консультантами. Поэтому важно найти подход к покупателю еще на этапе знакомства.
Мнение о собеседнике формируется за 40 секунд, пока клиент оценивает манеру общения, одежду и компетентность менеджера. Из-за особенностей психики изменить первое впечатление трудно: если покупатель почувствует неприязнь, то не воспримет предложения и аргументы продавца, а будет искать подтверждение своим эмоциям.
Чтобы преодолеть барьер и не растеряться в момент диалога, менеджеры пользуются психологическими приемами и используют скрипты продаж. Это подготовленные сценарии разговора с клиентом, правила работы с возражениями, приемы невербального воздействия. Их создают для каждого бизнеса, учитывая его специфику и потребности целевой аудитории.
Ошибки при установлении контакта с клиентом
Частые причины провала продажи:
Слишком близкий контакт. Минимальная дистанция — метр. Если встать ближе, покупателю будет некомфортно, и он уйдет.
Навязчивость. Если клиент прервал беседу, не нужно настаивать на продолжении диалога, дайте ему время подумать.
Неправильно подобранный тон. Слишком эмоциональное или холодное приветствие вызывают неприязнь — лучше выбрать нейтральную интонацию, а потом подстроиться под собеседника.
Отталкивающий внешний вид. Менеджеры должны быть опрятными, без неприятных запахов пота или сигарет. Неряшливость вызывает отторжение.
Сконцентрированность менеджеров на себе. Человек, которого перебивают, перегружают профессиональными терминами или вынуждают слушать длительные монологи, не захочет ничего покупать. Хорошо, когда персонал вызубрил речевой блок скрипта. Но плохо, когда не научился слушать клиента.
Этапы установления контакта с клиентом
Работа с новым клиентом — ступенчатый процесс, где нужно продумать каждый шаг.
Настроиться на разговор
Это подготовительный этап, чтобы отработать скрипт продаж и психологически настроиться на беседу. Подготовьтесь к формальной части разговора: изучите корпоративную этику, придумайте приветствие и презентацию.
Очень важны эмоции и невербалика: интонации, мимика, жесты. Часто люди не понимают, как они выглядят со стороны, поэтому порепетируйте приветствие перед зеркалом.
Поздороваться и представиться
Первое впечатление начинается с приветствия. Оно может быть нейтральным — «Добрый день», или немного эмоциональным — «Здравствуйте, рад вас видеть». Затем расскажите, кто вы, чем занимаетесь и как можете помочь. Сделайте упор на собственную компетентность. Например, не «Я продавец Петр», а «Меня зовут Петр. Я специалист отдела смартфонов» или «Я — Алина, эксперт по краскам для наружных и внутренних работ».
Спросите, как зовут клиента, и в разговоре периодически обращайтесь к нему по имени — это поможет сделать беседу более личной и доверительной.
Старайтесь не использовать шаблоны — они уместны только при работе с потоком клиентов. Например, специалист горячей линии в клинике может использовать такое приветствие: «Стоматологический центр “Улыбка”, консультант Анна, здравствуйте». А в личных разговорах лучше действовать по ситуации. Если вы знакомы с клиентом, персонализируйте обращение: «Здравствуйте, Сергей Геннадьевич, как обстоят дела с. ».
Задать вопрос
Следующий этап — выявить проблему клиента. Не стоит спрашивать: «Вам чем-нибудь помочь?» — клиент автоматически ответит «Нет», даже если ему действительно нужна помощь.
Есть два вида вопросов, которые помогут раскрыть потребности и начать диалог:
Открытые. Провоцируют развернутый ответ, исключая «да/нет», например: «Подбираете для квартиры или частного дома?», «Какие характеристики важны для вас при выборе?».
Альтернативные. Вопросы в формате «или/или», которые предлагают клиенту выбрать из предложенных вариантов: «Вы согласны ждать доставку из Европы или подберем то, что есть в наличии?», «Какой цвет вам понравился больше: первый или второй?». Такая техника поможет разговорить клиента, уточнить его запрос или мягко подтолкнуть к принятию решения.
Выслушать
Хороший продавец 80% времени слушает и только 20% говорит. Не спешите выдать весь скрипт сразу: дайте клиенту время подумать над вопросом и сформулировать ответ. Покажите свою заинтересованность — утвердительно кивайте, хвалите выбор, не высмеивайте и не обесценивайте его доводы, не перебивайте.
Чтобы получить больше информации, задавайте уточняющие вопросы с формулировками: «Правильно ли я понял?», «Как вы считаете?», «Почему?». У клиента появится ощущение, что продавец хочет решить его проблему, а не просто выполняет план по продажам.
Предложить готовое решение
Когда поняли запрос клиента, переходите к презентации: расскажите характеристики товара или услуги, их преимущества в сравнении с другими предложениями. Акцентируйте внимание на выгоде для клиента. Например, можно сказать «Мощность блендера 1 250 Вт». А можно — «С этим блендером вы сможете колоть лед, молоть кофе, измельчать замороженные овощи для детей». Первая формулировка скучная и неинформативная, а вторая — показывает пользу товара и вызывает эмоции.
Подумайте о сопутствующих товарах: к настенному телевизору можно предложить кронштейн, к ноутбуку — охлаждающую подставку и сумку. Расскажите, как товар решит проблему, например: «Важно, чтобы ноутбук при высокой нагрузке охлаждался, иначе сгорит микросхема». Так клиент увидит заботу и практическую помощь, а не навязывание ассортимента.
Особенности установления контакта с клиентом по телефону
Удержать внимание собеседника по телефону сложнее: здесь многие приемы не сработают, а голос — единственный маркетинговый инструмент.
В телефонных разговорах важны:
Приветствие. Представьтесь: назовите свое имя, должность и компанию, сообщите цель звонка. Клиенты не любят, когда им звонят незнакомые люди, поэтому расскажите, где вы взяли контакты: «Вы оставляли заявку на сайте», «Вы просили перезвонить, когда появится свободное место».
Знакомство. Спросите, как можно обращаться к собеседнику. Если нужно связаться с ЛПР, выясните должность собеседника или задайте уточняющий вопрос, например: «Подскажите, с кем я могу обсудить вопросы сотрудничества?».
Интерес. Сформулируйте запрос, который привлечет внимание клиента. Пример: «Вы заинтересованы в том, чтобы увеличить эффективность работы сотрудников на 50%?».
Здесь тоже важно обращать внимание на интонацию, скорость и манеру речи. При личной встрече можно компенсировать ошибки шуткой или обратить внимание на товар. Реанимировать неудачный телефонный разговор почти невозможно.
Читайте также: